№п/п | Этапы урока | Содержание этапа, деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые универсальные учебные действия |
1. | Организационный (этап мотивации). | Создаёт эмоциональный настрой на урок, проверяет готовность обучающихся к уроку. Начинается урок, Он пойдёт ребятам впрок. Постарайтесь всё понять, Учитесь тайны открывать, Ответы полные давать, Чтоб за работу получать Только лишь оценку «5»! | Настраиваются на работу. | Метапредметные УУД: регулятивные: - осуществлять самоконтроль коммуникативные: - осознавать речь (говорение, слушание) как способ устного и письменного общения людей |
2 | Актуализация опорных знаний и умений. | Формулирует задание: -Ребята, сегодня к нам в гости пришёл Муравей Вопросик (слайд №2). Он предлагает вам отправиться в царство, а в какое царство, догадайтесь сами. Для этого необходимо отгадать загадки. - Отгадайте загадки (Приложение 1). Заполним интеллект – карту.
- О каком царстве пойдёт речь на уроке? Организует беседу по уточнению и конкретизации имеющихся у учащихся знаний. Рассказ учителя сопровождается показом слайдов (№3- №8) Куда бы вы ни посмотрели, повсюду увидите растения. Растения растут на лугах, в полях, высоко в горах, в безводных пустынях и топких болотах и даже в морях и океанах. Разнообразие растительного мира велико: они отличаются друг от друга продолжительностью жизни, окраской, формой стеблей, цветов и листьев. - Вспомните, на какие группы можно разделить растения по виду листвы? - Как, одним словом можно назвать эти группы растений? (слайд №9)
? | ? | ? | Осина Яблоня Сосна
| Лилия Клевер Полынь
| Крыжовник Смородина Можжевельник |
Побуждает к высказыванию своего мнения. - А Муравей Вопросик разделил эти растения на две группы (слайд №10). Как вы считаете, можно ли этим группам подобрать названия? Если можно, то, какие именно?
? | ? | Осина Сосна Клевер Полынь Можжевельник
| Яблоня Лилия Смородина Крыжовник |
|
Отгадывают загадки, анализируют, заполняют интеллект – карту. растения Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений). (Закрашивают листочки - зеленый – легко, без затруднений - желтый – с некоторыми затруднениями - красный – задание не выполнили, трудно) Отвечают на вопросы учителя
Выявляют закономерность, формулируют свои выводы.
Высказывают свои предположения. | Метапредметные УУД: познавательные: - слушать, извлекая нужную информацию - ориентироваться в своей системе знаний( определение границ знания-незнания); - выполнение логических операций регулятивные: - осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. коммуникативные: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; - владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка личностные: - мотивация к познанию |
3 | Постановка учебной проблемы. | - Он разделил растения на группы по виду листвы? По количеству стволов? - Почему возникло затруднение?
| Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. | Коммуникативные: - Умение выражать свои мысли. Регулятивные: - Ставить учебную задачу. |
4 | Формулирование учебной проблемы, планирование действий. | Побуждает к высказыванию своего мнения. - Что же мы должны сегодня выяснить на уроке? 1. Как называются эти группы. 2. Что общего у растений каждой групп. Даёт задание на поиск информации в тексте. Проверьте, правильно ли мы предположили. Прочитайте на с.68, что говорит нам Муравьишка Вопросик. - Как получить новое знание? • Можно воспользоваться учебником • Можно найти что-то общее у растений каждой группы и сравнить группы между собой. • Можно попросить помощи у учителя - Какой вариант вы выбираете? |
Прогнозируют тему и цели урока.
Работа с источником информации. Читают тему и цели урока (c.68)
Высказывают предположения. | Регулятивные: -уметь планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя и определять её последовательность; Коммуникативные: - доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи; - договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды, для того чтобы сделать что-то сообща; |
5 | Открытие нового знания | Организует работу в группах. Уточняет понимание учащимися поставленных целей. -Что мы должны были узнать? -Давайте повторим правила работы в группе (слайд №11) - -в группе должен быть организатор
- -каждый может высказывать своё мнение
- -один говорит, а все слушают, не перебивают друг друга
- -надо уметь договариваться
- -говорить надо спокойно и понятно
Вместе не трудно, Вместе не тесно, Вместе легко И всегда интересно. Организует проверку самостоятельной работы (Слайд №12) - Какие новые слова вы вписали в интеллект-карту. - Какие растения называют дикорастущими? Культурными? -По какому признаку их разделили? Приведите свои примеры дикорастущих и культурных растений. | Работают в группах. Находят необходимую информацию. Заполняют интеллект-карту. Дикорастущие
(сами растут) Растения (выращивает человек)
Культурные |
Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений).
Выполняют работу в тетради с.48 №1 | Личностные: - развитие навыков сотрудничества со сверстниками Познавательные: - фиксировать информацию разными способами; - доказывать, делать выводы Коммуникативные: - участвовать в диалоге, в общей беседе |
| Физкультминутка | Организует игру. Весёлая компания Удвой своё внимание! Раньше рифма помогала, А теперь коварной стала. Ты, дружок, не торопись, На крючок не попадись! Листики осенние На веточках сидели. Только дунул ветерок, Тут же все … . Снова ветер набежал, И листочки все … . Полетали, покружились И на землю … . Будут тихо тут лежать, Чтоб никому … . Стало тихо вдруг в лесу. Листья дремлют на … .
|
Участвуют в игре.
Машут руками, приседают.
Поднимаются. Кружатся. Приседают.
Садятся за парты. | Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу Познавательные: - слушать, извлекая нужную информацию |
6 | Первичная проверка понимания | Побуждает к высказыванию своего мнения. - С какой целью человек выращивает эти растения?
Организует работу в группах.
Организует проверку выполненной работы. На доске появляется таблица (слайд №13) ? | ? | ? | ? | ? | Смородина Клубника Яблоня Облепиха Груша | Лён Хлопок | Пшеница Кукуруза Рис Ячмень Овёс
| Роза Тюльпан Настурция Гладиолус | Тыква Томат Огурец
|
Даёт задание на поиск в тексте учебника нужной информации. У каждой этой группы тоже есть своё название. Воспользуйтесь статьёй в учебнике и найдите нужную информацию.
Организует проверку выполненной работы. | Высказывают свои предположения.
Практическая работа. Из предложенных картинок с дикорастущими и культурными растениями отбирают только культурные растения ( Приложение №2) 1группа: яблоня, груша, смородина. 2 группа: Огурец, кабачок. 3 группа: Пшеница, кукуруза, овёс 4 группа: Лён, хлопок 5 группа: роза, настурция, гладиолусы Озвучивают названия выбранных культурных растений.
Работа с источником информации. Находят с помощью учебника (с.69) названия этих групп и дополняют интеллект-карту Дикорастущие
(сами растут) Растения (выращивает человек)
Культурные
овощные плодово-ягодные зерновые прядильные декоративные |
Озвучивают названия групп культурных растений. Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений). | Личностные: - развитие навыков сотрудничества со сверстниками Познавательные: - фиксировать информацию разными способами; - выполнять логические действия: проводить анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение. Коммуникативные: организовывать учебное взаимодействие в группе |
7 | Применение новых знаний. | Обеспечивает мотивацию выполнения работы на карточках. -Муравьишку Вопросика мама попросила прополоть грядки и клумбы. А что такое «прополоть» он не знает. Можете вы ему помочь? Каким образом? -Для чего нам нужен толковый словарь? Найдите в словаре значение слова «полоть». - От каких растений нужно очищать грядки и клумбы?
Организует проверку выполненной работы. Предлагает проверить правильность выполненной работы (слайд №14) №1 - бархатцы, астра, хризантема №2 - горох №3 – розы, фиалка, пион, гвоздика №4 – лук, чеснок №5 – капуста Заинтересовывает детей интересными историями о растениях. Народ сложил легенды о разных растениях. Я вам поведаю легенду о моркови. Рассказывает легенду о моркови (Приложение №4) Даёт задание для самостоятельной работы. В нашем учебнике на с. 70 тоже даны легенды о растениях. Прочитайте их и подготовьтесь понравившуюся легенду рассказать. Организует фронтальную проверку выполненной работы. |
Отвечают на вопросы учителя. Высказывают свои предположения. Работают с толковым словарём.
Осуществляют анализ объектов с выделением существенных признаков. Очищают грядки и клумбы от сорных (дикорастущих) растений (Приложение №3)
Называют культурные растения, которые остались на клумбах и грядках. Проверяют правильность своей работы. Оценивают свою работу на данном этапе (лист достижений).
Слушают, воспринимая нужную информацию.
Читают легенды, готовят пересказ одной из легенд.
Рассказывают легенды. | Личностные: - понимание значения знаний для человека Регулятивные: - понимать, принимать и сохранять учебную задачу; - контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами; Познавательные: - пользоваться словарём - выполнять логические действия Коммуникативные: - организовывать учебное взаимодействие в группе - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
8 | Рефлексия учебной деятельности | Подводит итог урока -В какое царство мы совершили путешествие? - Какая интеллект-карта вам больше всего понравилась? - Кто сможет, используя свою интеллект-карту, рассказать, что нового о растениях узнали на уроке? - Могут ли пригодиться в жизни эти новые знания? - Комфортно ли было вам работать в группах? Даёт задание на дом. (Разноуровневое домашнее задание.) - Подготовить сообщение об одном из культурных растений нашей местности. - Выполнить задания №2-4 в рабочей тетради на с.48-50 - с. 68-71 – прочитать и ответить на вопросы Благодарит учащихся за работу. Предлагает оценить работу в течение всего урока. Собирает лист достижений. | Отвечают на вопросы учителя.
Оценивают работу одноклассников (на доске вывешиваются интеллект-карты). Рассказывают, какие новые знания получили на уроке.
Используя «Градусник настроения», показывают своё настроение. Записывают задание на дом.
Оценивают с помощью «Градусника настроения».
| Метапредметные УУД регулятивные : - осуществлять самоконтроль; -давать оценку деятельности на уроке ( совместно с учителем и одноклассниками); коммуникативные: -уметь точно, развёрнуто и грамотно выражать свои мысли. Познавательные: понимать информацию, представленную в разных формах: схематичной, модельной |