Урок окружающего мира. Культурные и дикорастущие растения.
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель: Холошенко Оксана Андреевна
Урок окружающего мира
2 класс
Цель:
Изучить особенности культурных и дикорастущих растений, научить детей распознавать их, учить работать с гербарием – внимательно рассматривать растение.
Задачи:
Воспитывающая:
- Воспитывать эстетические взгляды, вкусы, чувство прекрасного;
- Воспитывать к интерес к полевым растениям.
Развивающая:
- Развивать речь и навыки общения;
- Развивать навык самостоятельной поисковой работы;
- Развивать умение непринуждённо выступать перед аудиторией.
Обучающая:
- Знать виды растений, а именно: чем они отличаются друг от друга, чем похожи, где произрастают.
Методы и формы обучения:
- Частично-поисковый
- Творческий
- Образец педагога
- Словесный
- Наглядно-зрительный
Тип урока: обобщающий
Вид урока: урок-выставка
Оборудование для учителя:
Компьютер
Оборудование для детей:
Карточки – схемы, гербарии
Дидактическое и методическое обеспечение:
Учебник «Мир вокруг нас», рабочая тетрадь «Мир вокруг нас»
Автор: А. А. Плешаков Москва, «Просвещение» 2005.
Методическое пособие к учебнику «Поурочные разработки по курсу «Мир вокруг нас».
Авторы: О. В. Казакова, Н. А. Сбоева
Презентация наглядного учебного материала
Ход занятия:
- вспомните, на какие группы можно разделить растения?
(деревья, кустарники, травы)
- на какие группы делятся растения по виду листвы?
(хвойные, лиственные)
Учащиеся работают по карточкам (слайд 4, 5)
Карточка 1 (работа в парах)
Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.
Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина.
- заполните схему растения от хвойных? (слайд 6)
растения |
1…………………………….. 1…………………………………
2…………………………….. 2………………………………….
3…………………………….. 3………………………………….
Карточка 2 (работа в группах)
- чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:
группа | количество ног | покров тела |
звери птицы рыбы насекомые земноводные пресмыкающиеся |
3.Изучение нового материала: (региональный компонент)
Сегодня мы будем говорить о растениях, растущих и в нашей местности, и за её пределами. Мы уже с вами знаем, что все растения делятся на деревья, кустарники и травы. А сегодня мы посмотрим на растения с другой стороны. Например, чем отличаются ель и яблоня, крыжовник и можжевельник, мать – и – мачеха и помидор?
- Но сначала давайте вспомним, какое значение для человека имеют растения?
- Да. Растения кормят человека – яблоня, рожь, пшеница, капуста, смородина и т.д. Растения одевают человека – лён, хлопок. Растения лечат человека – мать – и – мачеха, зверобой, душица, берёза и т.д. Растения дают много полезных вещей – мебель, строительство домов, топливо и т.д.
- Человек очень тесно связан с растительным миром. Есть растения, которые человек сам высаживает, ухаживает за всходами, собирает урожай, использует в пищу. А есть растения, которые растут независимо от человека. Вот сегодня мы должны выделить эти 2 группы, на которые можно поделить все растения.
- Итак, чем похожи и чем отличаются ель и яблоня? (слайд 9) (работа в группах)
(Общее – деревья, различие – ель растёт в лесу, а яблоня в саду, за ней ухаживает человек. Оба дерева приносят пользу человеку.)
- Чем похожи и чем отличаются крыжовник и можжевельник? (слайд 10)
(Общее – кустарники, различие – крыжовник растёт в саду, за ним ухаживает человек, а можжевельник растение леса.)
- Чем похожи мать – и - мачеха и помидор? (слайд 11)
(Общее – травянистые растения, различие мать – и – мачеха растёт повсюду, а помидор в огороде и за ним ухаживает человек, собирает урожай.)
- На какие же группы можно поделить растения? (слайд 12)
(первая группа – растения, которые выращивает специально человек; вторая группа – растения, которые никто не сажает, они растут сами по себе. Их можно встретить везде: и в лесу, и на лугу, и на водоёме.)
Первую группу растений называют культурными растениями, а вторую – дикорастущими растениями. (слайд 12)
4.Физминутка: (слайд 13)
5.Знакомство с дикорастущими растениями.
- Ребята, сегодня мы с вами поговорим о простом, но чудесном цветке. Отгадайте, о каком цветке пойдёт речь: (слайд 14)
Колосится в поле рожь,
Там во ржи цветок найдёшь.
Ярко – синий и пушистый,
Только жаль, что не душистый. (василёк)
- Правильно, это василёк. Послушайте, какое стихотворение посвятил этому цветку удмуртский поэт Флор Васильев:
К красоте равнодушным он не был,
Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба,
Бросил в спелую рожь васильки.
В жёлто-зелёном море –
Синие островки.
Смотрит небо взглядом влюблённым
На детей своих, на васильки.
Синий цвет не полезный, не хлебный,
Есть другие цветы и цвета,
Но бывает порою целебной
Бесполезная их красота.
Понимаю, что хлебу мешают,
Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают,
Голубые глаза – васильки.
- Ребята, какими словами поэт описывает васильки, с чем он их сравнивает?
(Осколки бездонного неба, синие островки, дети неба, голубые глаза)
- Скажите, а почему Ф.Васильев называет васильки сорняками?
(когда васильков слишком много, они мешают расти колосьям хлеба)
- Да, васильки не приносят пользы человеку, наоборот мешают расти хлебу, и всё-таки васильки в народе любимы. Эти цветы прелестные, синие, как небо, многие собирают, плетут из них венки. Про василёк народом придумано много песен и легенд.
В народе говорили, что благодарная нива (поле, где растёт хлеб) подарила небу васильки, в благодарность за дождевую воду, без которой не вызревают хлебные колосья.
Подготовленные дети рассказывают истории о дикорастущих травах.
(мать – и – мачеха, медуница, первоцвет)
Работа по учебнику.
- А теперь мы узнаем, какие же ещё бывают растения, кроме дикорастущих, откройте учебники. Рассмотрите рисунок, назовите изображённые растения.
- Накройте зелёными фишками дикорастущие, а жёлтыми - культурные растения. (дети выполняют задание)
- А сейчас помогите мне составить схему, подберите растения к каждой группе: (слайд 17) (работа в группах)
Игра «Найди пару»
Кроме этого культурные растения можно разделить на другие группы. А сделать это нам поможет игра «Найди пару». (слайд 15)
У вас карточки со словами: лук, груша, картофель, пшеница, слива, лён, рожь, пион, хлопок, нарцисс.
Вы берете любую карточку, выбираете её пару. Например: пшеница – рожь.
Проверка.
6.Закрепление изученного (слайд 23, 24, 25)
Работа в рабочих тетрадях. Задания № 1, 2.
Загадки. О каких культурных растениях говорится в загадках, и к какой группе они относятся:
Что красно снаружи,
Бело внутри
С зелёным хохолком на голове? (редис)
Летом в огороде свежие, зелёные,
А зимою – в бочке, крепкие, солёные? (огурцы)
Золотая голова велика, тяжела
Золотая голова отдохнуть прилегла.
Голова велика, только шея тонка. (тыква)
Дом зелёный тесноват: узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят круглые ребятки.
Осенью пришла беда – треснул домик гладкий, поскакал кто куда круглые ребятки. (горох)
Как надела 100 рубах,
Захрустела на зубах. (капуста)
- Правильно, всё это овощные растения.
Домашнее задание: заполните схему и впишите 3-4 вида растения каждой группы.
7. Итог урока: (слайд 26)
Что узнали?
Чему научились?
Что удивило?
Что буду применять на практике?
Какую оценку себе поставлю.
(слайд 27)
Карточка 1
Подчеркните деревья красным карандашом, кустарники – синим, травы – жёлтым.
Слива, вишня, пихта, крыжовник, одуванчик, лиственница, вишня, репейник, мать – и – мачеха, кедр, малина.
Карточка 2
- чем отличаются животные различных групп, заполните таблицу:
группа | количество ног | покров тела |
звери птицы рыбы насекомые земноводные пресмыкающиеся |
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. |
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. |
К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. | К красоте равнодушным он не был, Тот, кто лёгким движеньем руки, Как осколки бездонного неба, Бросил в спелую рожь васильки. В жёлто-зелёном море – Синие островки. Смотрит небо взглядом влюблённым На детей своих, на васильки. Синий цвет не полезный, не хлебный, Есть другие цветы и цвета, Но бывает порою целебной Бесполезная их красота. Понимаю, что хлебу мешают, Понимаю, что сорняки, Но как поле они украшают, Голубые глаза – васильки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений"
Презентация к уроку окружающего мира по теме: "Разнообразие растений" 3 класс...
Презентация к уроку окружающего мира на тему:"Разнообразие растений"
Презентация составлена к уроку окружающего мира для учащихся 1 класса...
урок окружающего мира "Культурные растения моего края" УМК "ПНШ"
Урок окружающего мира.2-ая четверть 2-го класса.«Культурные растения нашего края» Задачи урока: 1. Назвать признаки, отличающие дикорастущие растения от культурных. Познакомить учащихся...
Презентация к уроку окружающего мира в 3 классе "Растения зимой"
презентация к уроку окружающего мира в 3 классе по теме "Растения зимой" УМК "Гармония"...
урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"
урок окружающего мира 3 класс "Охрана растений"...
Урок по окружающему миру "Культурные и дикорастущие растения"
Урок окружающего мира во 2 классе по учебнику Плешакова....
Анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений"
В данном документе представлен анализ урока окружающего мира по теме: "Дикорастущие и культурные растения вокруг нас. Сходство и различие дикорастущих и культурных растений". Урок был ...