Открытый урок по окружающему миру на тему: "Весна: пробуждение природы" 1 класс
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
Расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов (пробуждение природы, признаки, последовательность событий) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект открытого урока по окружающему миру 1 класс | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира в 1 классе по программе 2100
Тема. Весна: пробуждение природы.
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели. Расширение понятийной базы учащихся за счет включения в нее новых элементов (пробуждение природы, признаки, последовательность событий) и овладение материалом урока на уровне сознательного воспроизведения и запоминания.
- Организационный момент
Сегодня на уроке мы отправимся в гости к природе, откроем некоторые ее тайны, узнаем о некоторых взаимосвязях. Чтобы подобрать ключ к этим тайнам, мы будем наблюдать, сравнивать и анализировать, выполнять упражнения в группах.
(читает ученик)
Что мы будем делать с вами,
Чтоб природе стать друзьями?
Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать,
Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать качество – внимательность
А поможет все узнать
Наша любознательность.
- Актуализация знаний и формулирование темы
1) Давайте повторим некоторые понятия, которые понадобятся сегодня на уроке.
- Что такое природа? (все, что нас окружает и существует независимо от человека).
- Какая бывает природа?
- Что относится к живой природе?
- Что относится к неживой природе
- По каким признакам мы относим те или иные объекты к живой природе?
2) Какой сейчас месяц?
- Какое время года закончилось?
- Какие основные признаки в неживой природе вам знакомы?
На доске план:
- положение солнца;
- продолжительность дня;
- состояние неба;
- температура воздуха;
- осадки;
- водоемы;
- Какой месяц заканчивается?
- Значит зима уже кончилась?
- Но все зависит от географического положения. Край, в котором мы живем, находится на востоке страны и зима здесь длится 5 месяцев.
Русский народ за долгую зиму успевает соскучиться по весне, теплу, хочет быстрее проводить зиму. Существует праздник проводов зимы.
- Как он называется?
- Есть такое поверье, что на масленицу зима с весною встречается. Значит весна где-то рядом.
3) На доске 3 картинки
Осень, зима, весна (пробуждение природы)
- Сейчас я включу музыку Петра Ильича Чайковского из цикла «Времена года». Вы должны будете выбрать ту картинку, которая соответствует музыке.
- Почему вы так решили?
-Какие весенние месяцы вы знаете?
Март назван в честь бога войны Марса
Апрель значит даровитый
Май в честь богини Майи, которой люди приносили подарки, чтобы она осенью дала богатый урожай.
Март – света
Апрель – воды Карточки на доску
Май – цветов
- По каким признакам вы узнали время года?
4) Сейчас я прочитаю историю про Медвежонка Вини Пуха (стр. 44 учебник)
- Прав ли медвежонок?
- Оказывается после того как он упал, в голове у него не только опилки перемешались, но и знания все перепутались.
- Ребята, а вы никогда не задумывались, какой признак наступления весны самый главный?
- С чего начинается пробуждение природы?
В природе все взаимосвязано. Изменяется что-то, и это влечет за собой целую цепочку изменений.
- Как вы думаете, какая тема нашего урока?
Тема: Весна: пробуждение природы.
- Постановка проблемного вопроса.
- Прочитайте вопрос, который нам подготовила мудрая сова.
- Какие изменения происходят в неживой природе, и как они влияют на пробуждение природы?
- Можем сразу ответить на этот вопрос?
Мы попытаемся все вместе найти ответ на этот вопрос, определить взаимосвязь между неживой и живой природой весной.
- Совместное открытие новых знаний.
- Вернемся к уже названным признакам весны.
- Почему прилетают птицы?
- Почему распускаются листья на деревьях?
- Почему тает снег, лед на реках?
- А почему становится тепло?
- Да, ребята, весной начинает ярче светить солнце, потому что к этому времени солнечные лучи попадают прямо на нашу землю, а чем прямее они будут падать, тем станет теплее. Это связано с вращением нашей Земли вокруг Солнца (с данным явлением природы мы подробно познакомимся во 2 классе).
- Какой вывод можно сделать из этого?
- Исследовательская работа (работа в группах)
Две недели назад мы срезали веточки разных деревьев. Расскажите, что вы делали. Посмотрите на результаты опыта с ветками.
I группа. Поставили веточку в банку с водой. Банку поставили в холодное место, где мало света. И наблюдали. Ничего не произошло, потому что было холодно.
II группа. Ветки стояли в банке на подоконнике, но забыли налить воды. (Ветки засохли)
III группа. Ветки в баночке с водой стояли на подоконнике. (Начали распускаться почки, появились листочки).
Вывод: Что нужно, чтобы природа весной ожила? (Чтобы солнце согрело землю, наполнило светом, напоило водой. И тогда природа оживет.)
- Физминутка.
Наши алые цветы распускают лепестки.
Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.
Наши алые цветки закрывают лепестки,
Тихо засыпают, головой качают.
- Первичное закрепление (обучение способом применения)
Перед вами репродукция картины известного художника А.К. Саврасова «Грачи прилетели»
- Какое время года изобразил художник?
- Какая весна?
- Почему так решили?
- Как называют птиц, которые прилетают весной?
Стихотворение «Снится ночью пауку…» (читает ученик)
- Отгадай, кто из птиц прилетает раньше всех?
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей,
Взад вперед по пашне вскачь,
А зовется птица … (грач)
Прочитай народную примету о граче с.41 учебник (Грач на дворе – весна во дворе)
- А кто прилетает после грача?
Мы построили вдвоем
Для гостей весенний дом.
А верней сказать – дворец.
Прилетай скорей … (скворец)
Прочитай народную примету о скворце.
(Увидал скворца – знай: весна у крыльца)
Следующими прилетели жаворонки.
22 марта на Руси отмечался Жаворонки день. В то время была очень распространенная примета, что в этот день из теплых стран прилетают 40 разных птиц. И первая из них жаворонок. Связаны с этой датой особые традиции. Одна из них заключалась в том, что женщины выпекали из теста фигурки птиц с распахнутыми крыльями. Печенье называлось «грачами», «жаворонками» или просто «птичками». Каждый член семьи брал в руки печенье и выходил на улицу. Там с помощью стишков и песен-закличек призывали жаворонка скорее прилететь и привести с собой теплое лето.
(Показ лучших работ из соленого теста)
- Я предлагаю прокричать заклички, позвать весну.
I команда
Жаворонки, жавороночки!
Прилетите к нам,
Принесите нам лето теплое!
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Всю скотину помарила.
II команда
Весна, весна красная
Приди весна с радостью
С радостью, с огромной милостью
Со льном большим,
С корнем глубоким,
С хлебом обильным.
- А какую пользу приносят птицы?
(Большая синица уничтожает в течение дня до 6 тыс. насекомых; грач – до 8 тыс. вредных червей и гусениц; ласточка за лето ловит до 1 млн. мошек и комаров. Таким образом птицы охраняют посевы и посадки культурных растений от вредителей)
- Как люди заботятся о птицах?
с.40 учебника
- Как надо поступать, если обнаружить в лесу птичье гнездо?
- А еще в лесу надо соблюдать тишину. Это время гнездования птиц.
- А еще весной появляются первые цветы. Называют их первоцветами.
- А кто знает почему?
- Еще эти растения называют раннецветущими, потому что цветы появляются раньше, чем листья.
У всех раннецветущих растений под землей находится или утолщенное корневище, или луковица. В них с осени отложены питательные вещества. За счет этих запасов и тепла эти растения зацветают первыми, спешат опылиться и образовать семена для общего цветения.
- Об одном очень удивительном цветке нам расскажет стихотворение Евгения Кохана «Подснежник».
Давайте оживим картинку. Составляют картинку из подснежников.
- Очень часто можно видеть ранней весной людей, которые продают раннецветущие растения (подснежники) или возвращаются из леса с букетами цветов, которые находятся на грани вымирания.
Стихотворение
Цветок на лугу я сорвал на бегу
Сорвал, а зачем – объяснить не могу
В стакане он день простоял и завял
А сколько бы он на лугу простоял?
- В лесу необходимо передвигаться по тропинкам, т.к. гибель травянистых растений губительно сказывается на состоянии всего леса. Букеты можно составлять из цветов, которые человек вырастил у себя на садовом участке.
- Самостоятельное применение знаний (работа в группах)
I группа стр.51 № 2
II группа стр.52 № 3
III группа стр.52 № 4
- Подведение итогов. Рефлексия.
- Ответили ли на главный вопрос?
- Что нового узнали?
- По каким признакам люди узнают весну
- В чем главная причина этих явлений?
- Что для вас было самым интересным?
- Что было сложным? Вызывало затруднения?
Возьмите карточки человечков с разной мимикой и оцените свою работу.
Человечек с улыбкой усвоил новое знание и научился его применять на практике.
Человечек с прямым ротиком усвоил новое знание, но ему еще нужна помощь.
Человечек с грустной улыбкой расстроился, тема урока осталась для него непонятной.
- Д/з по желанию
стр. 45 (построить домик для синицы)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по окружающему миру "В гости к зиме" 2 класс
Конспект урока по окружающему миру по программе "Планета знаний"...
Фрагмент открытого урока по окружающему миру "Дикие и домашние животные", 1 класс.
2013г. «Дикие и домашние животные», фрагмент урока по окружающему мирув ходе городского семинара для учителей начальных классов «Создание образовательного пространства, направленного на фо...
Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс
Конспект открытого урока по окружающему миру "Если хочешь быть здоров" 2 класс...
Открытый урок по окружающему миру по УМК Планета Знаний 1 класс Моё настроение
Данный урок может быть использован учителями начальных классов для проведения урока по окружающему иру для 1 класса по теме: Моё настроение....
Открытый урок по окружающему миру на тему : "Организм человека" 4 класс
«Человек всегда был и будет самым любопытным явлением для самого человека. Его организм – это целостная, очень сложная система.Это одновременно и храм, и склад, и аптека, и библиоте...
Технологическая карта урока по окружающему миру на тему: "Весна в мире птиц и зверей" (УМК "Перспектива", 2 класс)
Технологическая карта урока по окружающему миру ...
Обобщающий урок по окружающему миру по теме "Весна в природе"
учебник Клепининой,2 класс...