Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру, 2 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okruzhayushchemu_miru.doc | 371.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Тюменцевская средняя
общеобразовательная школа Тюменцевского района Алтайского края
Утверждено
приказ №____ от «____»_________20 г.
директор школы__________(В.А.Костина)
Рабочая программа
по учебному предмету
Окружающий мир
2 – а класс
Программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой - «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник, 2012 г. – Ч.2: 344 с) Проект «Перспективная начальная школа», соотнесённых с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г)
Составитель: учитель: Редковец В.А.
квалификационная категория: первая
Тюменцево 2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру разработана на основе:
- Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29. 12. 2012 года № 273 – ФЗ ;
- Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования от 06.10.2009 № 373;
- Базисного учебного плана Министерства образования и науки РФ от 01.02.2012 "Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования";
Основной образовательной программы и Учебного плана МБОУ ТСОШ на 2013г.
- Положения о рабочей программе в ОУ.
Актуальность изучения курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» на базе умений, полученных на уроках чтения, русского языка и математики, приучает детей к целостному постижению окружающего мира, готовит их к освоению основ знаний в основной школе, а в отношении развития личности, её воспитания играет не меньшую, если не большую роль по сравнению с остальными предметами. Предмет «Окружающий мир» - это основа естественных и социальных наук.
Цель изучения курса «Окружающий мир» в начальной школе - формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях, как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных, коммуникативных, регулятивных).
Задачи курса «Окружающий мир»:
- формировать в сознании ученика ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- воспитывать любовь к своему городу (селу), к своей Родине;
- формировать опыт экологически и эстетически обоснованного поведения в природе и социальной среде;
- развивать интерес к познанию самого себя и окружающего мира.
Специфика учебного предмета
Во втором классе на уроках окружающего мира все знания, полученные в первом, систематизируются и углубляются на основе знакомства с источниками информации об окружающем мире. Дети уже умеют читать и общаться со взрослыми. Способ познания расширен за счет работы с научными источниками, справочной литературой, наглядными пособиями; умений «собирать» информацию самостоятельно устно (в беседах со взрослыми) и письменно (общение посредством переписки с активом клуба «Мы и окружающий мир»).
Рабочая программа включает разделы, предложенные авторской программой:
Человек и природа (42ч)
Человек и общество (26ч)
Правила безопасного поведения. Данный раздел изучается на протяжении всего учебного года.
Методы и приёмы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично- поисковый, наблюдение, информативный.
Формы реализации программы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.
Технологии: информационные (ИКТ), здоровьесбережение, деятельностный подход.
Виды деятельности учащихся: наблюдения за сезонными изменениями, проведение опытов, составление сообщений, работа с гербарием, образцами различных материалов, выполнение практических, исследовательских работ.
Особенности организации контроля и оценки УУД по курсу «Окружающий мир»
Во втором классе вводятся все виды контроля: текущий, тематический, итоговый.
Формы контроля: устный, письменный (самостоятельные и контрольные работы), тесты.
Формы оценки: с учетом современных требований к оценочной системе в начальной школе вводится балльная система цифровых оценок (отметок).
Критерии отметки устных ответов
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы) и дает полные ответы на все поставленные вопросы. |
«4» - хорошо | ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем. |
«3» - удовлетворительно | ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. |
«2» - плохо | ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала. |
«1» - очень плохо | Отменяется отметка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2». |
Критерии отметки за практическую работу
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | ставится, если ученик правильно определяет задачу работы, правильно выполняет необходимые действия, осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения, правильно формулирует выводы. |
«4» - хорошо | ставится, если ученик правильно определяет задачу, работы, при выполнении работы допускает незначительные ошибки. В целом осмысленно и чётко описывает свои действия и наблюдения. Но допускает неточность, правильно формулирует выводы. |
«3» - удовлетворительно | ставится, если ученик допустил неточность в определении задачи работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, неточность и ошибки при описании своих действий и наблюдений, формулировании выводов. |
«2» - плохо | ставится, если ученик не может определить задачу работы, допускает существенные ошибки при выполнении работы, не может сформулировать выводы. |
«1» - очень плохо | Отменяется отметка «1». Это связано с тем, что единица как оценка в начальной школе практически не используется и оценка «1» может быть приравнена к оценке «2». |
Критерии отметок за тестовую работу
Каждое задание оценивается определенным количеством баллов. Если ученик допустил ошибку, то количество баллов за это задание снижается, а если выполнил неверно, то не выставляется балл. При подсчитывании общего количества находится процентное соотношение по формуле:
а – наибольшее количество баллов за задание;
b – количество баллов, которое набрал ученик;
x – процентное соотношение.
Отметка | Критерии отметки |
«5» -отлично | правильные ответы от максимального составляют 100 %; |
«4» - хорошо | правильные ответы от максимального составляют 75-99 %; |
«3» - удовлетворительно | правильные ответы от максимального составляют 50-74 %; |
«2» - плохо | правильные ответы от максимального составляют 49 % и ниже. |
Критерии оценивания метапредметных результатов
Оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе итоговых проверочных работ по предмету или в ходе комплексной работы на межпредметной основе, в оценивании проектных работ, выполненных учащимися. Оценивается (в баллах) сформированность большинства познавательных учебных действий и навыков работы с информацией, а также ряда коммуникативных и регулятивных действий.
Уровни сформированности метапредметных результатов | Коэффициент успешности (в %) | Количество учащихся соответствующих каждому уровню в % |
Высокий | 90-100 % (выполняет режим учебной деятельности, самостоятельно определяет цель и соответствующий ей результат деятельности, вносит корректировку в деятельность в соответствии с изменяющимися условиями этой деятельности, успешно воспроизводит предложенный алгоритм, может действовать творческим способом, способен дать развернутый ответ, аргументировать свою позицию, может дать объективную оценку результату своей работы) | Кол-во уч-ся на высокий уровень : на общее кол-во уч-ся х на 100 |
Средний | 89-50 % (имеет незначительные нарушения режима учебной деятельности, самостоятельно планирует деятельность, но не способен мобильно реагировать на ее изменившиеся условия, испытывает некоторые затруднения при изложении своих мыслей в связи с ограниченным словарным запасом) | Кол-во уч-ся на средний уровень : на общее кол-во уч-ся х на 100 |
Низкий | Ниже 50 % (не соблюдает большинство режимных моментов, испытывает трудности при определении цели учебной и внеучебной деятельности, при взаимодействии в группе не подчиняется общему решению группы) | Кол-во уч-ся на низкий уровень : на общее кол-во уч-ся х на 100 |
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 2-го года обучения:
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
- Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях (в учебнике 2-го класса для этого предусмотрена специальная «энциклопедия внутри учебника»).
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- объяснять отличия твёрдых, жидких и газообразных веществ;
- объяснять влияние притяжения Земли;
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- называть основные природные зоны и их особенности.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
В результате изучения раздела «Человек и природа»
Учащиеся научатся:
- характеризовать особенности звёзд и планет;
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять движение Земли относительно Солнца;
- сравнивать внешний вид и характерные особенности насекомых, рыб, птиц, млекопитающих;
- группировать объекты природы по их признакам (насекомые, рыбы, птицы, млекопитающие);
- назвать признаки отличающие домашних животных от диких;
- сравнивать характерные для животных способы питания;
- характеризовать роль грибов в жизни человека;
- ставить простейшие опыты исследуя свойства воды;
- наблюдать и делать выводы по изучению свойств воздуха;
- наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- определять характер взаимоотношений человека и объектов природы, называть представителей растительного и животного мира занесенных в Красную книгу;
- понимать необходимость вести здоровый образ жизни;
- учиться работать со справочной литературой;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение;
- соблюдать правила экологического поведения в природе;
- находить нужную информацию о разнообразии животных и растений, о планетах и звёздах, о свойствах воды и воздуха, о грибах, используя оглавление и словарь учебника.
В результате изучения раздела «Человек и общество»
Обучающиеся научатся:
- оценивать характер взаимоотношений в семье, в классном и школьном коллективах;
- называть профессии взрослых и оценивать важность каждой из них;
- различать государственную символику России;
- ориентироваться и принимать участие в важнейших для страны и личности событиях и фактах (День Победы; День Конституции России; День города, села);
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- использовать дополнительные источники (словари учебника и хрестоматии по окружающему миру);
- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о достопримечательностях Москвы, праздничных днях России.
В результате изучения раздела «правила безопасного поведения»
Обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения режима дня и питания, правил личной гигиены;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения на улице и в быту, в природе;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях;
- работать с оглавлением учебника: находить нужную информацию о правилах безопасного поведения.
В соответствии с ФГОС второго поколения в программе изучения курса «Окружающий мир» представлено 4 блока УУД: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные (более подробно в тематическом планировании).
В соответствии с федеральным базисным учебным планом, согласно учебному плану образовательного учреждения всего на изучение окружающего мира в начальной школе выделяется 270 ч. Из них во 2 классе - 68 ч. (2 ч.- в неделю, 34 учебные недели)
Проверочные работы – 5
Итоговая комплексная работа - 1
Учебно - тематический план учебного предмета-окружающий мир.
№ п/п | Наименование раздела программы, тем уроков, количество часов на раздел, тему | Элементы содержания урока | Планируемые результаты | ||
Предметные результаты | УУД | ||||
Человек и природа (42 ч) | |||||
1 | Земля-планета; общее представление о размерах и форме Земли. Глобус-модель Земли. Изображение на глобусе с помощью условных обозначений. 1 ч | Форма и размеры Земли. Глобус. Северный и Южный полюсы.. Условные обозначения на глобусе морей, океанов, суши. | Получат представления, что Земля имеет шарообразную форму и постоянно движется, что глобус – модель Земли Научатся приводить простейшие доказательства шарообразности нашей планеты, использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту) для наблюдений, объяснений природы, выявления признаков и свойств объектов. | Личностные: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Регулятивные: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: -осуществлять запись об окружающем мире; -использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. Коммуникативные: -учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от собственной; -аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности. | |
2 | 1 ч Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. | Северное и Южное полушария. Суточное вращение Земли. | Научатся демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг своей оси. | ||
3 | Звёзды и планеты. Солнце-ближайшая к нам звезда. 1 ч | Звезды, созвездия. Полярная звезда. Большая и Малая Медведицы. Солнце-источник света и тепла для всего живого на Земле | Научатся характеризовать звёзды и планеты; находить на небе известные небесные тела. | ||
4 | Звёзды и планеты 1 ч | Планеты Солнечной системы. Планеты земной группы | Узнают: о планетах Солнечной системы. Научатся сравнивать космические тела-планеты, находить сходства и различия между ними, находить планеты на рисунке-схеме. | ||
5 | Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном краю на основе наблюдений. 1 ч | Годовое движение Земли. Земной год. Високосный год | Научиться объяснять причину смены времён года; демонстрировать с помощью глобуса движение Земли вокруг Солнца. Узнают, что меняется в природе с приходом всех времён года в родном краю. | ||
6 | Живая и неживая природа Земли. 1 ч | Живая природа. Неживая природа. Взаимосвязь живой и неживой природы. | Научатся использовать при выполнении заданий иллюстративный материал учебника как план, отображающий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов при выполнении заданий; обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
7 | Условия жизни на планете Земля 1 ч | Природа как важнейшее условие жизни человека. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода | Научатся объяснять, с помощью чего растения, грибы, животные Земли дышат, растут, размножаются, питаются; познакомиться с понятием атмосфера | ||
8 | Воздух-смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. 1 ч | Вещества, смеси. Состав воздуха. Газообразные вещества. | Научатся проводить простейшие опыты; фиксировать результаты и их анализ. Узнавать: основные и легко определяемые свойства воздуха; значение воздуха в природе. | Л.: -широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
9 | Вода и её свойства. Значение воздуха для растений и хозяйственной жизни человека. 1 ч | Состояние воды: твердое, жидкое и газообразное. Круговорот воды в природе. | Научатся сравнивать свойства воды и воздуха; соблюдать правила поведения у воды. Узнают основные, легко определяемые, свойства воды; значение воды в природе. | ||
10 | Обобщение по теме «Свойство воды и воздуха» Основные правила поведения с водой. 1 ч | Свойства воздуха и воды. Проверочная работа №1 | Научатся выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | ||
11 | Условия, необходимые для жизни растений. 1 ч | Теневыносливые, светолюбивые растения. | Научатся анализировать опыт; формулировать выводы по результатам и фиксировать выводы в письменном виде. Узнают условия, необходимые для развития растений(свет, тепло, вода, воздух). | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: - осуществлять запись об окружающем мире; -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | |
12 | Цветковые растения. Части растений. 1 ч | Органы растений: корень, стебель, лист, цветок, плод, семя. Значение корня, стебля и листьев в жизни растений. | Научатся различать части растений; из своих наблюдений делать выводы о значении корня, стебля, цветка растений. | ||
13 | Питание и дыхание растений. Роль растений в жизни человека. 1 ч | Фотосинтез; почвенное питание; воздушное питание | Научатся использовать книгу как источник информации. Узнают о питании растений. | ||
14 | Обобщение по теме «Питание и дыхание растений» 1 ч | Разнообразие растений, необходимые условия для их развития. Проверочная работа №2 | Научатся приводить примеры разнообразных жизненных форм растений и грибов своей местности. Узнают о разнообразии жизненных форм растений. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
15 | Разнообразие растений: цветковые и хвойные растения 1 ч | Растения цветковые и нецветковые. Цветок – орган растения | Научатся определять группы растений по их характерным признакам. | Л.: - выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
16 | Разнообразие растений: папоротники, мхи и водоросли 1 ч | Разнообразие дикорастущих растений, места их обитания. | Научатся группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | ||
17 | Красная книга России. Правила поведения на природе. 1 ч | Растения, находящиеся под угрозой исчезновения. Влияние деятельности человека на природу | Научиться кратко характеризовать средства сохранения природы; выполнять простейшие инструкции; называть растения своего края внесённые в Красную книгу России. | ||
18 | Обобщение по теме «Разнообразие растений» 1 ч | Разнообразие растений. Дикорастущие и культурные растения родного края Проверочная работа№3 | Научатся группировать растения по их признакам и свойствам; работать с научной литературой; оформлять свои наблюдения. | ||
19 | Культурные и дикорастущие растения. 1 ч | Группы культурных растений (овощные, плодовые, прядильные и др.) | Научатся выделять характерные признаки культурных растений, отличающих их от дикорастущих. Научатся различать овощные и зерновые культуры и их части, используемые человеком. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
20 | Культурные и дикорастущие растения. | Использование человеком у овощных культур листьев, плодов, корнеплодов, клубней. У зерновых – семена. | |||
21 | Культурные и дикорастущие растения. 1 ч | Рассада. Растения. Сеянцы. Сроки посадки огородных растений | Научатся ухаживать за огородными растениями; правильно подбирать рассаду или семена. | ||
22 | Культурные и дикорастущие растения. 1 ч | Значение зерновых культур в жизни человека | Научатся понимать важность зерновых культур в жизни человека, наблюдать и выявлять условия, необходимые для жизни растений. | ||
23 | Культурные и дикорастущие растения. 1ч. | Садовые растения. Труд людей в саду | Научатся находить и определять садовые растения; ухаживать за растениями. Узнают основные растения сада. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
24 | Продолжительность жизни растений. 1 ч | Сроки жизни растений; расселение растений на новые места | Научатся определять возраст растений; различать признаки однолетних, двулетних и многолетних растений. | ||
25 | Размножение растений семенами, клубнями, усами, листьями. 1ч | Вегетативное размножение растений | Узнают о возможности вегетативного размножения растений. | ||
26 | Растения родного края. Названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | Растения Алтайского края. | Узнают о растениях, растущих в родном краю; о растениях, занесённые в Красную книгу. | ||
27 | Обобщение по теме «Культурные и дикорастущие растения.» 1 ч | Что узнали о культурных и дикорастущих растениях? Проверочная работа№4 | Научатся раскрывать особенности внешнего вида и жизни растений; называть растения своего края, занесённые в Красную книгу. | ||
28 | Грибы. Питание грибов. 1 ч | Грибы одноклеточные и многоклеточные. Питание грибов. Значение грибов | Узнать: свойства и признаки грибов; взаимосвязь живой и неживой природы. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. П.: -Осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета; -осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме; Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | |
29 | Шляпочные грибы, плесень. Ядовитые и несъедобные двойники шляпочных грибов. 1 ч | Съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов | Узнать: отличительные признаки съедобных грибов. Научиться правильно собирать грибы; приводить примеры грибов своей местности. | ||
30 | Правило сбора грибов. Шляпочные грибы родного края. 1ч. | Основные правила сбора грибов. Шляпочные грибы алтайского края. | Научатся различать грибы своей местности, выявлять условия, необходимые для жизни грибов, получат представления о значении природы для здоровья и жизни человека. | ||
31 | Животные и их разнообразия. Условия, необходимые для жизни животных. 1 ч. | Многообразие животных по способу питания. Дикие и домашние животные. Воздух, вода, тепло, пища-условия жизни. | Научатся приводить примеры животных, не менее 2-3 представителей каждой группы; раскрывать особенности внешнего вида и жизни животных. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
32 | Насекомые. 1 ч | Растительноядные хищные и всеядные насекомые | Узнать: отличительные признаки насекомых и деление их на группы. | ||
33 | Рыбы. 1 ч | Приспособления рыб для жизни в воде | Научиться распознавать отличительные признаки рыб; приспособления рыб к жизни в воде. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -задавать вопросы для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром. | |
34 | Земноводные. 1 ч | Жизнь лягушек, жаб, тритонов. Амфибии и их признаки | Научиться высказывать суждения по результатам сравнения и выделения существенных признаков организма. | ||
35 | Пресмыкающиеся. 1 ч | Отличительные признаки пресмыкающихся. Правила поведения при встрече со змеями | Научиться правилам поведения со змеями. Узнать: черты сходства и различия крокодилов, ящериц, черепах, змей. | ||
36 | Птицы. 1 ч | Признаки птиц. Значение перьевого покрова. Способы добычи пищи птенцам | Научиться определять птиц среди других животных. Узнать: отличительные признаки птиц. | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
37 | Звери. 1 ч | Отличительные признаки млекопитающих. Группы млекопитающих | Научиться определять млекопитающих среди других животных. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
38 | Особенности питания малышей млекопитающих животных и разных взрослых животных. 1 ч. | Питание млекопитающих животных. Хищники, растительноядные, всеядные. | Научатся различать животных в зависимости от их питания. | ||
39 | Как животные защищаются. | Способы защиты: иголки, панцирь, цвет, | Научатся распределять животных по группам, рассказывать о способах защиты животных от врагов. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; -устойчивость учебно-познавательного интереса к новым общим способам решения задач. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
40 | Дикие и домашние животные. 1 ч | Домашние животные. Обитатели живого уголка | Научатся раскрывать особенности домашних животных; ухаживать за обитателями живого уголка. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять запись об окружающем мире; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
41 | Роль животных в природе и жизни людей. Живой уголок. Бионика. Бережное отношение человека к природе. 1 ч | Расширить знания о диких животных. Выяснить о чём наука бионика. Условия для животных живого уголка. Охранная деятельность человека. Забота человека о дикой природе | Научатся определять значение диких животных в жизни человека. Узнают о представителях животного и растительного мира уголка природы. Научатся правилам поведения в природе и правилам общения с дикими и домашними животными. | Л.: выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; -проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
42 | Животные родного края, название, их краткая характеристика на основе наблюдений. 1 ч | Охранная деятельность человека на территории родного края. Экологические правила поведения человека в природе. | Узнают о природоохранной работе, проводимой в родном крае. Научатся правилам поведения в походах. | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | |
Человек и общество (26 ч) | |||||
43 | Обмен письмами, как один из источников получения информации. 1 ч | Написание писем. Обмен письмами. | Научатся составлять текст ответного письма, подписывать адрес на конверте | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
44 | Общение со старшими и сверстниками как один из источников получения новых знаний. 1 ч | Обмен информацией с одноклассниками и старшими. | Научатся отвечать на вопросы сверстников и самим задавать вопросы об окружающем мире | ||
45 | Школьный и классный коллективы, совместная учёба, совместные мероприятия. 1ч. | Школьный коллектив, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среды. | Узнают, что такое коллектив, коллективные мероприятия. | ||
46 | Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье. Семейные традиции. 1 ч | Семья. Общение с членами семьи. | Узнают: что такое «Семья», « семейные традиции», «генеалогическое древо ; «семейные праздники» | ||
47 | Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного дерева. 1ч. | Родословная. Генеалогическое дерево. | Узнают: что такое «генеалогическое дерево» | ||
48 | Человек – член общества. Взаимосвязь человека с другими людьми. Уважение к чужому мнению. 1ч. | Человек – существо социальное, член общества. | Научатся уважительному отношению к старшим, оказывать посильную помощь старшим, уважительное отношение к чужому мнению. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
49 | Значение труда в жизни человека и общества. 1 ч | Взаимосвязь человека с другими людьми. | Научиться различать особенности деятельности людей в разных учреждениях культуры и быта. | ||
50 | Люди разных профессий. 1ч. | Здоровье людей разных профессий | Научиться приводить примеры различных профессий, квалифицировать предметы по принадлежности. | ||
51 | Профессии людей, создавших учебник. | Профессии. | Научиться различать особенности деятельности людей в зависимости от профессии. | ||
52 | Младший школьник. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха. 1ч. | Младший школьник, школьный коллектив, совместный общественно полезный труд и отдых, участие в спортивных мероприятиях, во внеурочной деятельности, в охране окружающей среде. Личная гигиена. | Узнают, что такое режим дня школьника. Научатся понимать необходимость здорового образа жизни. Получат возможность научиться осознанно выполнять режим дня. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
53 | Чистота – залог здоровья. Гигиена. 1 ч | Понятие «микробы» Правила гигиены. | Научатся демонстрировать в учебных и игровых ситуациях правила гигиены, упражнения утренней гимнастики, правила поведения во время еды. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; -самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия. П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; -строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр видит и знает, а что нет. | |
54 | Младший школьник. Режим питания. 1 ч | Как человек – разумное существо обеспечивает себя пищей.Режим питания. Правильное питание. | |||
55 | Причины простудных заболеваний. Правила поведения при простудных заболеваниях. 1 ч | Причины заболевания. Советы при простудных заболеваниях. Номера телефонов экстренной помощи. | Научатся соблюдать правила закаливания, осознавать необходимость развития силы, ловкости и быстроты. | ||
56 | Правила безопасного поведения на улице, Правила дорожного поведения. | Правила поведения в разных ситуациях. Номера телефонов экстренной помощи | Научатся различать дорожные знаки , необходимые для безопасного поведения на улице, применять знания пребывания на улицах; получат возможность анализировать дорогу от школы до дома, в житейских ситуациях избегать опасных участков. | ||
57 | Правила безопасного поведения в быту. | Правила поведения в разных ситуациях. Номера телефонов экстренной помощи | Научатся соблюдать правила безопасного поведения дома, в том числе правила обращения с электроприборами, газовыми установками, правила общения через закрытую дверь с незнакомыми людьми. | ||
58 | Правила безопасного поведения. | Обобщение по теме Охрана и укрепление здоровья Проверочная работа №5 | Научиться выполнять простейшие инструкции и несложные алгоритмы, оформленные в письменном виде; работать в группе. | ||
59 | Родной край – частица России. Родное село: название и его связь с историей возникновения. Основные достопримечательности. | История возникновения села Тюменцева. Основные достопримечательности села. | Узнают историю родного села. Познакомятся с основными достопримечательностями села Тюменцева. | ||
60 | История Московского Кремля. Достопримечательности Московского Кремля. | Московский Кремль. | Научатся воспроизводить полное название страны, узнают достопримечательности Кремля. | ||
61 | История основания Москвы. | Москва – столица России. История возникновения Москвы. Имена великих князей: Юрий Долгорукий, Дмитрий Донской, Иван III | Узнают имена великих князей, связанных с историей возникновения и строительства Москвы. | выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; -осознание устойчивых эстетических предпочтений и ориентаций на искусство как значимую сферу человеческой жизни. Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -сравнивать и группировать предметы, их образы по заданным и самостоятельно выбранным основаниям. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
62 | Праздники в жизни общества: День Победы. | Государственные праздники: 9 мая 1945г.- День Победы. | Научатся принимать участие и знать важнейшее событие страны – День Победы; получат возможность научиться рассказывать об этом государственном празднике. | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | |
63 | Праздники в жизни общества: День Победы. | Рассказы детей о родственниках, ветеранах войны. | Научатся приводить примеры основных государственных праздников. Получать возможность учиться составлять сообщения. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
64 | Конституция России – основной закон страны. Важнейшие права граждан России. | Конституция – основной закон страны. Права граждан РФ. | Получат возможность научиться называть государственный праздник – День Конституции. Узнают основные права граждан – прова на жизнь, на образование, на охрану здоровья и медицинскую помощь, на свободный труд и на отдых. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь. | |
65 | Государственные символы России. День Государственного флага. | Символика страны: герб, гимн, флаг. | Получат возможность различать государственную символику РФ, символику городов России. | Л.: -внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; -преобразовывать практическую задачу в познавательную. школе; П.: -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: -стараться договариваться, уметь уступать, находить общее решение при работе в паре и группе. | |
66 | Итоговая комплексная работа | Систематизация и обобщение знаний. | Л.: -способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности. Р.: -планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей; П.: -осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -осуществлять сравнение, самостоятельно выбирая основания и критерии для логических операций; -осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию; | ||
67 | Родной край – частица России! | Обобщение по теме | Научатся работать с различными источниками информации. | ||
68 | Наша Родина – Россия | Обобщение по теме Россия – наша Родина | Научатся работать с различными источниками информации | Л.: -выражение устойчивой учебно-познавательной мотивации учения; Р.: -определять, формулировать учебную задачу на уроке в диалоге с учителем; П.: -строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении свойствах и связях. К.: - учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | |
Систематизация и обобщение знаний. Тест. | |||||
Объекты и средства материально-технического обеспечения курса
№ | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Начальная школа | Старшая школа | Примечание |
1. | Закон «Об образовании РФ» | Д | Учебно-методические пособия для учителя | |
2. | Стандарт общего и полного среднего образования | Д | ||
3. | Авторская программа по курсу окружающий мир | Д | ||
4. | Программа по курсу «Окружающий мир»: Программы по учебным предметам Часть 2. М.: Академкнига/Учебник, 2012 г. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Методическое пособие для учителя. – М: Академкнига/ Учебник. | Д | ||
Библиотечный фонд | ||||
Учебники учебные пособия | ||||
5. | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс: Учебник. В 2-х частях – М: Академкнига/ Учебник, 2011. | К | Учебники допущены Министерством образования и науки РФ | |
6. | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. Хрестоматия. 2 класс. – М: Академкнига/ Учебник, 2011. | |||
Дидактические материалы | ||||
7. | Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Окружающий мир. 2 класс. Тетрадь для самостоятельной работы. В 2-х частях – М: Академкнига/ Учебник, 2013. | К | ||
Информационно-коммуникационные средства | ||||
8. | Мультимедийные обучающие программы | Д/П | ||
9. | Электронные наглядные пособия | Д | ||
Технические средства обучения | ||||
10. | Компьютер | Д | ||
11. | Мультимедийный проектор | Д | ||
12. | Средства телекоммуникации | Д | Выход в Интернет | |
13. | Экран | Д | ||
Экранно-звуковые пособия | ||||
14. | Мультимедийные презентации по отдельным темам | Д | ||
Учебно-практическое оборудование | ||||
15. | Глобус | Д | ||
16. | Демонстрационный материал: муляжи овощей, фруктов | Д | ||
17. | Наборы: полезных ископаемых, почв | Д | ||
18. | Гербарий | Д | ||
Карты | ||||
19. | Природные зоны | |||
20. | Физическая полушарий | |||
Определители | ||||
Лист внесения изменений
№ п/п | Дата | Причины изменений (прописываются конкретные обоснования) | Содержание изменений | Подпись сотрудника, внесшего изменения | Подпись курирующего администратора | ||||||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...