тематическое планирование УМК "ПНШ"
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
АДМИНИСТРАЦИЯ СМОЛЕНСКОГО РАЙОНА АЛТАЙСКОГО КРАЯ
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ
МБОУ «СМОЛЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1»
«Рассмотрено» Руководитель МО ______________/В.С. Овсянникова/ Протокол ____ от «____» ________ ____2014 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ____________/С.А. Вербицкая./ «____» ___________ _2014 г. | «Утверждено» Директор МБОУ « ……..» В.М. Неверов Приказ № ____ от «_ » 2014 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного предмета
«ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
(68 часов)
3 класс
Составитель: Осипова Людмила Валентиновна,
учитель начальных классов
2014
СОДЕРЖАНИЕ
1.Пояснительная записка…………………………………………………………………………………………………………
1.1.Цели и задачи начального общего образования
1.2. Общая характеристика учебного предмета
1.3. Место учебного предмета
2.Результаты освоения учебного предмета «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»…………………………………………………
3. Учебно - тематический план……………………………………………………………………………………………………
4.Календарно-тематический план…………………………………………………………………………………………………
5.Информационно-образовательный ресурс …………………………………………………………………………………….
5.1. Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса……………………………………………………………
5.2.Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса…………………………………………………………...
5.3.Материально-техническое обеспечение образовательного процесса……………………………………………………..
1.Пояснительная записка
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования (2009 г.) Примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»).
1.1. Цели:
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
1.2. Общая характеристика учебного предмета
Преподавание предмета «Окружающий мир» представляет распределение учебных часов в соответствии с содержанием ФГОС начального общего образования.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
1.3 Описание места учебного предмета в учебном плане
Преподавание рассчитано на изучение учебного предмета «Окружающий мир» в 3 классе в объеме 68 часов (2 час в неделю). Планирование преподавания и структура учебного содержания соответствуют содержанию и структуре УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимовой. Рабочая программа предполагает соотношение освоения учащимися теоретического материала и практического применения знаний.
2. Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
•Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
•Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
•В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
•Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
•Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
•Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
•Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
•Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
•Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
•Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
•Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
•Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
•Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
•Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
•Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
•Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
•Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Планируемые результаты освоения учебной программы по предмету «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
• характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
• находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
• определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
• сравнивать и различать формы земной поверхности;
• находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
• моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
• проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
• называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
• находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
• характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
• ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
• приводить примеры веществ;
• сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• сравнивать свойства воды и воздуха;
• следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
• характеризовать кругооборот воды в природе;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
• характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
• обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
• различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
• проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
• характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
• опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
• называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
• называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасности в походах в лес, в поле, на луг;
• использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
• использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, Интернет-адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
• извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
• осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
• обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
• выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
• описывать достопримечательности Московского Кремля;
• различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить место изученного события на ленте времени;
• находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
• описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
• извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
• находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
• соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
• находить на ленте времени место изученного исторического события;
• проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
• использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
• пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
• соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
• соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
• осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
3. Учебно- тематический план
Класс | Объем учебного времени | Раздел/Тема/Главы программы | Количество учебного времени |
4 | 68 | Изображение Земли на глобусе | 4 |
О чём рассказала карта | 9 | ||
Из чего всё на свете | 4 | ||
Вода и её свойства | 5 | ||
Чудесные превращения воды в природе | 6 | ||
Воздух и его свойства | 4 | ||
Движение воздуха | 4 | ||
Тайны недр земли | 7 | ||
Как образуется почва | 4 | ||
Природные сообщества | 6 | ||
Человек и природные сообщества | 9 | ||
Путешествие в прошлое | 5 |
4. Календарно - тематический план
№ урока | Дата проведения | Тема урока | Элементы содержания образования (основные вопросы) | Тип урока* | |
план | факт | ||||
1 четверть | |||||
Изображение Земли на глобусе (4 ч.) | |||||
1 | 1-6.09 | Наш мир знакомый и загадочный. | Родной город (село), регион (область, республика, край). Неживая и живая природа | Комбинированный | |
2 | 1-6.09 | Глобус – модель земного шара | Работа с готовыми моделями – глобусом | Комбинированный | |
3 | 8-13.09 | Материки и океаны на глобусе | Материки и океаны (общее представление, расположение на глобусе) | Комбинированный | |
4 | 8-13.09 | Формы поверхности Земли. Обобщение по теме «Изображение Земли на плоскости» | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Обобщение знаний | |
О чём рассказала карта(9 часов) | |||||
5 | 15-20.09 | Географическая карта | Работа с картой. Элементарные приемы чтения карты | Комбинированный | |
6 | 15-20.09 | Учимся читать карту | Элементарные приемы чтения карты | Комбинированный | |
7 | 22-27.09 | План местности | Элементарные приемы чтения плана местности | Комбинированный | |
8 | 22-27.09 | Холмы и овраги | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте, плане) | Комбинированный | |
9 | 29.09-4.10 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края» | Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте) | Комбинированный | |
10 | 29.09-4.10 | Стороны горизонта | Определение сторон горизонта | Комбинированный | |
11 | 6-11.10 | Ориентирование на местности. Компас | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | комбинированный | |
12 | 6-11.10 | Обобщение по теме «О чём рассказала карта» | Ориентирование на местности. Определение сторон горизонта с помощью компаса | Обобщение знаний | |
13 | 13-17.10 | Готовимся к школьной олимпиаде | |||
Из чего всё на свете (4 часа) | |||||
14 | 13-17.10 | Тела; вещества; частицы | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Комбинированный | |
15 | 20-24.10 | Твердые вещества; жидкости и газы | Отличие объектов неживой природы от изделий человека | Комбинированный | |
16 | 20-24.10 | Вода – необыкновенное вещество | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Комбинированный | |
17 | 27-31.10 | Обобщение по теме «Из чего всё на свете». Готовимся к школьной олимпиаде. | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Обобщение знаний | |
Вода и её свойства (5 часов) | |||||
18 | 27-31.10 | Свойства воды в жидком состоянии | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Комбинированный | |
19 | 10-14.11 | Термометр и его устройство | Простейшие измерения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра | Комбинированный | |
20 | 10-14.11 | Свойства воды в твердом состоянии | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Комбинированный | |
21 | 17-21.11 | Свойства воды в газообразном состоянии | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | комбинированный | |
22 | 17-21.11 | Обобщение по теме «Вода и её свойства» | Твердые, жидкие, газообразные вещества. Разные состояния воды | Обобщение знаний | |
Чудесные превращения воды в природе (6 часов) | |||||
23 | 24-28.11 | Круговорот воды в природе | Вода в природе. Разные состояния воды | Комбинированный | |
24 | 1-5.12 | Туман и облака. Осадки | Вода в природе. Разные состояния воды | Комбинированный | |
25 | 1-2.12 | Вода – растворитель | Вода в природе. Разные состояния воды | Комбинированный | |
26 | 8-12.12 | Растворы в природе | Вода в природе. Разные состояния воды. | Комбинированный | |
27 | 8-12.12 | Почему воду надо беречь? | Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Комбинированный | |
28 | 15-19.12 | Обобщение по теме «Чудесные превращения воды в природе» | Вода в природе. Разные состояния воды. Водоемы, их использование человеком, охрана воды | Обобщение знаний | |
Воздух и его свойства (4 часа) | |||||
29 | 15-19.12 | Океан; которого нет на карте и глобусе | Твердые, жидкие, газообразные вещества | Комбинированный | |
30 | 22-26.19 | Воздух – это смесь газов | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Комбинированный | |
31 | 22-26.12 | Свойства воздуха | Свойства воздуха | Комбинированный | |
32 | 12-16.01 | Обобщение по теме «Воздух и его свойства» | Свойства воздуха | Обобщение знаний | |
Движение воздуха (4 часа) | |||||
33 | 12-16.01 | Температура воздуха | Простейшие измерения температуры воздуха | Комбинированный | |
34 | 19-23.01 | Ветер | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Комбинированный | |
35 | 19-23.01 | Что такое погода? | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Комбинированный | |
36 | 26-30.01 | Обобщение по теме «движение воздуха». Конкурс «Хорошо ли ты знаешь окружающий мир» | Наблюдения в природе, сравнение свойств наблюдаемых объектов | Обобщение знаний | |
Тайны недр земли (7 часов) | |||||
37 | 26-30.01 | Горные породы | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
38 | 2-6.02 | Разрушение горных пород | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
39 | 2-6.02 | Что такое минералы? | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
40 | 9-13.02 | Полезные ископаемые | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
41 | 9-1302 | Свойства полезных ископаемых | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Комбинированный | |
42 | 16-20.02 | Почему надо беречь полезные ископаемые | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Комбинированный | |
43 | 16-20.02 | Обобщение по теме «Тайны недр Земли» | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы. Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств | Обобщение знаний | |
Почва (4 часа) | |||||
44 | 23-27.02 | Как образуется почва | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
45 | 23-27.02 | Почва и её свойства | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
46 | 2-6.03 | Зачем и как люди заботятся о почве | Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Комбинированный | |
47 | 2-6.03 | Обобщение по теме «Почва» | Влияние деятельности человека на природу. Охрана природных богатств. Неживая природа. Краткая характеристика объектов неживой природы | Обобщение знаний | |
Природные сообщества (6 ч) | |||||
48 | 9-13.03 | Лес и его обитатели | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Комбинированный | |
49 | 9-13.03 | Луг и его обитатели | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Комбинированный | |
50 | 16-20.03 | Поле и его обитатели | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Комбинированный | |
51 | 16-20.03 | Пресные водоемы и его обитатели | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Комбинированный | |
52 | 30.03-3.04 | Болото и его обитатели | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Комбинированный | |
53 | 30.03-3.04 | Обобщение по теме «Природные сообщества» | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах) | Обобщение знаний | |
Человек и природные сообщества (9 часов) | |||||
54 | 6-10.04 | Значение лесов | Природа как важнейшее условие жизни человека | Комбинированный | |
55 | 6-10.04 | Безопасное поведение в лесу | Правила поведения в природе | Комбинированный | |
56 | 13-17.04 | Луг и человек | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе | Комбинированный | |
57 | 13-17.04 | Надо ли охранять болота? | Природа как важнейшее условие жизни человека | Комбинированный | |
58 | 20-24.04 | Дары рек и озёр | Правила поведения в природе | Комбинированный | |
59 | 20-24.04 | Безопасное поведение у водоемов | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе | Комбинированный | |
60 | 27-30.04 | Человек-защитник природы | Природа как важнейшее условие жизни человека | Комбинированный | |
61 | 27-30.04 | Природа будет жить! | Правила поведения в природе | Комбинированный | |
62 | 4-8.05 | Обобщение по теме «Человек и природные сообщества» | Взаимосвязь растений и животных (на конкретных примерах). Правила поведения в природе | Обобщение знаний | |
Путешествие в прошлое (5 часов) | |||||
63 | 4-8.05 | Лента времени | История отечества: отдельные, наиболее важные и яркие картины быта | Комбинированный | |
64 | 11-15.05 | Золотое кольцо | Россия – наша родина. Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Комбинированный | |
65 | 11-15.05 | Золотое кольцо | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Комбинированный | |
66 | 18-22.05 | Путешествие по Санкт-Петербургу | Города России: название, достопримечательности, расположение на карте | Комбинированный | |
67 | 18-22.05 | Итоговая комплексная работа | Урок контроля | ||
68-69 | 25-29.05 | Достопримечательности родного края (уроки-экскурсии) |
- Информационно-образовательный ресурс.
- Нормативно-правого обеспечение образовательного процесса Закон Российской Федерации «Об образовании» (статья 7, 9, 32);
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказы Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 (зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009, регистрационный номер 19785) «Об утверждении и введении в действие федерального государственного стандарта начального общего образования», от 26.11.2010 № 1241 (зарегистрировано в Минюсте России 04.02.2011, регистрационный номер 19707) «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373);
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2011/2012 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ № 2080 от 24 декабря 2010 г.);
- Базисный учебный план Министерства образования и науки РФ (приказ Министерства образования Российской Федерации от 9 марта 2004 № 1312);
- Примерная авторская программа О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа»). 2011г. Курс рассчитан на 68 часов (2 часов в неделю).
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимовой (УМК «Перспективная начальная школа»).
- Учебно-методическое обеспечение образовательного процесса
. Учебник.3 класс Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 1. — М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А. Окружающий мир. 3 класс: Учебник. Часть 2. — М.: Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной работы № 1. — М. : Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 3 класс: Тетрадь для самостоятельной рабо- ты № 2. — М. : Академкнига/Учебник. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Кудрова Л.Г. Окружающий мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М. : Академкнига/Учебник.
- Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Концептуальные и теоретические основы УМК «Перспективная начальная школа» Чуракова Р.Г. Пространство натяжения смысла в учебно- методическом комплекте «Перспективная начальная школа» (Концептуальные основы личностно-ориентированной постразвивающей системы воспитания и обучения).— М.: Академкнига/ Учебник. Чуракова Р.Г. Технология и аспектный анализ современного урока в начальной школе. — М.: Академкнига/Учебник. Проектирование основной образовательной программы образовательного учреждения. Под ред. Р.Г. Чураковой — М.: Академкнига/Учебник.
Компьютерное оборудование кабинета
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно - тематическое планирование тематических бесед в группе продленного дня 3 класса
Краткое содержание тематических бесед на групповых часах в группе продленного дня...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по литературному чтению для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по математике для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по окружающему миру для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по русскому языку для 2 классаУМК "Школа России"...
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 класса
Учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по технологии для 2 классаУМК "Школа России"...
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты».
Планируемые результаты, учебно-тематический план и календарно-тематическое планирование по внеурочной деятельности 1 класс «Уроки доброты»....