Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) на тему

Абросимова Светлана Александровна

Рабочая программа  разработана на основе  программы «Окружающий мир: программа 1-4 классы» / Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.- (Начальная школа XXI века).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл om.docx78.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение                                                            «Средняя общеобразовательная школа №16»                                                                                    города Губкина Белгородской области

Пояснительная записка

       Рабочая программа  разработана на основе  программы «Окружающий мир: программа 1-4 классы» / Н. Ф. Виноградовой. – М.: Вентана - Граф, 2012. – 192 с.- (Начальная школа XXI века).

         Учебно-методический комплекс:

1 класс:

Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова. - 4 – е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2011;

Окружающий мир: 1 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова. - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф;

2 класс

Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова. - 5 – е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2012

Окружающий мир: 2 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова. - 5 – е изд., доп.- М.: Вентана – Граф;

3 класс

Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова.- 3-изд., дораб. – М.: Вентана - Граф 2013

Окружающий мир: 3 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова. - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф;

4 класс

Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова.- 3-изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2014

Окружающий мир: 4 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф.

Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.

На основе установленных целей изучения предмета «Окружающий мир» были определены его функции: образовательная, развивающая, воспитывающая. Образовательная функция заключалась в создании условий для формирования у школьников разнообразных сведений о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивала формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.

Формой организации учебного процесса является урок. В ходе обучения осуществляется восприятие, осмысливание, закрепление знаний и применение их на практике. Эти звенья выступают на уроке в различных сочетаниях и определяют разнообразное построение. В связи с этим определились следующие типы уроков: комбинированный, уроки изучения нового материала, уроки закрепления знаний, уроки обобщения и систематизации изученного, выработки умений и навыков, контрольные уроки.

Формы организации учебной деятельности учащихся: фронтальная, коллективная (групповая, парная), индивидуальная. Формы текущего контроля: устный опрос, фиксация результатов наблюдений в дневниках наблюдений; работа с физической картой полушарий; поиск информации в популярной литературе о природе,  в справочных изданиях и словарях, в иллюстрированных определителях растений, атласах, картах; планирование и выполнение мини-проектов, исследований; подготовка сообщений,  письменные проверочные и самостоятельные работы, письменные контрольные работы, тестирование.

Общая характеристика учебного предмета

В основе построения курса лежат следующие принципы:

  • Принцип интеграции — соотношение между естественнонаучными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, она дает возможность учесть одну из важнейших психологических особенностей младшего школьника -целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, так как ее отсутствие рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бес толковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частные составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и другие люди», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей — природоведческие, географические, гигиенические, психологические, исторические и др.
  • Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты. Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
  • Культурологический принцип понимается как обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям — творчество выдающихся российских граждан, научных открытиях, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
  • Необходимость принципа экологизации содержания обучения Окружающему миру определяется социальной значимостью решения задачи экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытием системы правил поведения в природе, подчиняющиеся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется не только на отношение человека к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
  • Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного изучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в основной школе.
  • Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.

Место учебного предмета «Окружающий мир» в учебном плане

На изучение предмета «Окружающий мира»  в начальной школе отводится 2 часа в неделю.    Курс рассчитан на 270 часов: 66 часов – в 1 классе (33 учебные недели), по 68 часов – во 2, 3 и 4 классах (34 учебные недели в каждом классе).

Вид контроля

Число работ по классам

1 класс

2 класс

3 класс

4 класс

Контрольная работа

4

4

4

Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается и в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса — определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются, в основном, искусственные — (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться при изучении других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на все его стороны — природу и общество, предметный мир и человека, его деятельность и творчество. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:

1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдения, опыты и пр.);

2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.

Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.

Личностные, предметные и метапредметные результаты освоения  учебного предмета.

Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника

  • готовность и способность к саморазвитию и самообучению;
  • достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
  • личностные качества, позволяющие успешно осуществлять учебную деятельность

взаимодействие с ее участниками.

Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность

его ценностного взгляда на окружающий мир:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли

многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;

  • воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному

краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;

  • понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в

природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

  • формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни,

освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.

Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:

  • осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и  объектах;
  • обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
  • овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
  • использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
  • расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.

В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественнонаучного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. С этой целью в программе выделен специальный раздел «Универсальные учебные действия», содержание которого определяет круг общеучебных и универсальных умений, успешно формирующихся средствами данного предмета. Среди метапредметных результатов особое место занимают интеллектуальные, регулятивные и коммуникативные действия:

  • интеллектуальные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.)
  • регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов

деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;

  • коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.

Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).

Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены в соответствии с тематикой фундаментального ядра в системе начального образования и представлены в примерной программе содержательными блоками: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»

Содержание учебного предмета

1 класс (66 ч)

Введение. Этот удивительный мир (1 ч)

Нас окружает удивительный мир: неживая и живая природа,  объекты, сделанные руками человека, люди.

Мы - школьники (2 ч)

Ты - первоклассник.  Режим  дня  первоклассника.  Определение  времени  по  часам с точностью до часа. Домашний адрес.

Школа, школьные помещения: гардероб, класс, столовая, игровая, спортзал и  др. Уважение к труду работников школы: учителя, воспитателя, уборщицы и  др.  Оказание  посильной  помощи  взрослым:  подготовка  к  уроку,  уборка  класса, дежурство в столовой и др. Правила поведения на уроке: подготовка  рабочего    места,  правильная    осанка,   гигиена    письма,   внимательность,  сдержанность, аккуратность.  

Ты и здоровье (6 ч)

Забота о своем здоровье и хорошем настроении. Гигиена ротовой полости,  кожи. Охрана органов чувств: зрения, слуха, обоняния и др.  

Солнце, воздух,  вода - факторы закаливания.  Проветривание помещения. Утренняя  гимнастика. Прогулки, игры на воздухе. Режим питания. Культура поведения  за столом. Режим дня.

Я и другие люди (3 ч)

Твои  новые  друзья.  Кого  называют  друзьями.  Коллективные  игры  и  труд.  Правило   дружбы:   справедливо   распределять   роли   в   игре,   поручения   в  работе,  правильно  оценивать  деятельность  сверстника  и  свою,  радоваться  успехам друзей.

Труд людей  (6 ч)

Ты  и  вещи,  которые  тебя  окружают.  Труд  людей,  которые  делают  для  нас  вещи: одежду, обувь, книги и другие вещи. Профессии. Бережное отношение  к вещам, уход за ними.

ОБЖ:  правила  пожарной  безопасности.  Правила  обращения  с  бытовыми  и  газовыми приборами. Телефоны экстренных вызовов.

Родная природа (31 ч)

Красота   природы.   Природа   и   творчество   человека   (поэзия,   живопись,  музыка).  Природа  и  фантазия  (поделки  из  природного  материала,  мини- сочинения о явлениях и объектах природы).

Сезонные  изменения  в  природе  (характеристика  времени  года,  сравнение  разных  сезонов;  зависимость  изменений  в  живой  природе  от  состояния  неживой).  Растения  пришкольного  участка:  название,  внешний  вид              (4-5 растений).   Растения   сада   и   огорода:   название,   окраска,   форма,   размер,  употребление     в   пищу    (4-5  растений).    Комнатные     растения:    название,  внешний  вид  (3-4  растения).  Условия  роста  (тепло,  свет,  вода).  Уход  за  комнатными растениями.

Животные  вокруг  нас:  звери,  насекомые,  птицы  и  др.  Домашние  и  дикие животные.  Сезонная  жизнь  животных.  Бережное  отношение  к  растениям  и  животным.

ОБЖ:  правила  безопасного  поведения  на  природе  (опасные  растения  и  животные).

Семья (2 ч)

Семья. Члены семьи. Труд, отдых в семье. Взаимоотношения членов  семьи.  

Наша страна - Россия. Родной край (15 ч)

Название  города  (села),  в  котором  мы  живем.  Главная  улица  (площадь).  Памятные места нашего города (села). Труд   людей      родного   города   (села),   профессии   (например,   строитель,  шахтер,  тракторист,  доярка  и  др.).  Машины,  помогающие  трудиться.  Труд  работников магазина,      почты, ателье, библиотеки, музея и профессии людей,  работающих в них (продавец, библиотекарь, почтальон, музыкант, художник  и др.). Уважение к труду людей.

Россия.  Москва.  Красная  площадь.  Кремль.  

Народное  творчество:  пение,  танцы, сказки, игрушки.

ОБЖ:   безопасная   дорога   от   дома   до   школы.   Улица   (дорога):     тротуар,  обочина,  проезжая  часть,  мостовая.  Правила  пользования  общественным  транспортом.     Дорожные       знаки:   «пешеходный       переход»,     «подземный  пешеходный       переход»,     «железнодорожный         переезд»,     «велосипедная  дорожка»,  «велосипедное  движение  запрещено»  и  др.  Светофор.  Правила  поведения  на дорогах  и  улицах, во  дворах  домов и на игровых  площадках.  

Экскурсии

Сезонные экскурсии «Времена года»; в теплицу, парник, хозяйство по  выращиванию цветов и т. п. (по выбору учителя с учетом местных  возможностей). Экскурсии, знакомящие учащихся с различным трудом (по  выбору учителя с учетом местных особенностей).  

Практические работы

Уход за комнатными растениями и животными уголка природы, работа с аквариумом, терратиумом,инсектарием.

2 класс (68 ч)

Введение. Что окружает человека (1 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди); предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (14 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа даёт человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой я, каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Твоё здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Наши помощники — органы чувств.

Значение режима дня, гигиены и закаливания. Определение времени по часам (арабские и римские цифры).

Физическая культура. Закаливание. Твоё здоровье и питание. Культура поведения за столом. Воспитание у себя организованности, любознательности, желания изменить себя.

ОБЖ: здоровье и осторожность. Правила поведения на дороге. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнём, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду. Правила поведения при плохом самочувствии и несчастном случае.

Кто живёт рядом с тобой (6 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное древо, имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твоё участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Значение их выполнения для благополучия человека. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению — правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Внимание человека к используемым жестам и мимике. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражение лица, мимику и жесты. Ссоры, их предупреждение.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия — твоя Родина (13 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину, как выражает свою любовь. История рассказывает о прошлом.

Москва — столица Российской Федерации, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Санкт-Петербург — северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга. «Золотое кольцо России». Достопримечательности древних городов. Путешествие в прошлое (исторические сведения). Наши предки. Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V-IX веках. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Родной край — частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится. Ценности, которые человек создаёт в процессе труда. Хлеб — главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).

Мы — граждане России. Как возникло и что обозначает слово «гражданин». Флаг и герб России. Конституция — главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия — многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере двух - трёх народов.

Мы — жители Земли (9 ч)

Солнечная «семья». Звезда по имени Солнце. Земля — планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Бактерии. Грибы. Животное и растение — живые существа. Какие животные обитают на Земле. Разнообразие животных и растений.

Природные сообщества (23 ч)

Среда обитания. Природные сообщества. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы — обитатели леса, их жизнь в разные времена года. Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоёма. Вода как одно из главных условий жизни. (люйства воды. Три состояния воды: пар, твёрдая и жидкая мода. Водоёмы, особенности разных водоёмов (пруд, озеро, океан, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоёмов (пруда, болота). Река как водный поток. Типичные представители растительного п животного мира реки.

Использование водоёмов и рек человеком. Правила поведения на водоёмах и реках. Охрана водоёмов и рек.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учётом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях: зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Природа и человек (2 ч)

Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Чёрная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек одомашнил животных.

Экскурсии

В лес (лесопарк), поле, на луг, водоём; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учётом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, в учреждение культуры и быта (с учётом местных условий).

Практические работы 

Составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного дресва. Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).

 3 класс (68 ч)

Земля — наш общий дом (7 ч) 

Где ты живёшь. Когда ты живёшь. Историческое время. Счёт лет в истории.

Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.

Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоёмы, их разнообразие. Растения и животные разных водоёмов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.

Как человек изучает Землю (4 ч)

Человек познаёт мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.

Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.

Царства природы (27 ч)

Бактерии, грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.

Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.

Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные, позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).

Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.

Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детёнышей.

Как человек одомашнил животных.

Растения — царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые, их общая характеристика.

Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян.

Охрана растений.

Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.

Наша Родина: от Руси до России (11ч)

Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества, страны, государства.

Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.

Как люди жили в старину (12 ч)

Портрет славянина в Древней, Московской Руси, в России. Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.

Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).

Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.

Расширение кругозора школьников. Происхождение имён и фамилий. Имена в далёкой древности.

Как трудились в старину (7 ч)

Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.

Ремёсла. Возникновение и развитие ремёсел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное ремесло (дело) и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города (Великий Новгород, Москва, Владимир).

Торговля. Возникновение денег.

Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.

Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.

Уроки-обобщения

Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).

Экскурсии

В природные сообщества (с учётом местных условий), на водный объект с целью изучения использования воды человеком, охраны воды от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие, в учреждение быта и культуры.

Опыты

Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.

Практические работы

Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.

4 класс (68 ч)

Человек — живое существо (организм) (19 ч)

Человек — живой организм. Признаки живого организма. Органы и системы органов человека. Нервная система. Головной и спинной мозг.Кора больших полушарий (общие сведения). Роль нервной системы в организме.

Опорно-двигательная система: скелет и мышцы (общие сведения). Ее значение в организме. Осанка. Развитие и укрепление опорно-двигательной системы. Движения и физкультура.

Пищеварительная система. Ее органы (общие сведения). Значение пищеварительной системы. Зубы, правила ухода за ними. Правильное питание как условие здоровья.

Дыхательная система. Ее органы (общие сведения). Значение дыхательной системы. Защита органов дыхания (от повреждений, простуды и др.).

Кровеносная система. Ее органы. Кровь, ее функции. Сердце — главный орган кровеносной системы. Предупреждение заболеваний сердца и кровеносных сосудов.

Органы выделения (общие сведения). Их роль в организме. Главный орган выделения — почки. Кожа, ее роль в организме. Защита кожи и правила ухода за ней. Закаливание.

Как человек воспринимает окружающий мир. Органы чувств, их значение в жизни человека. Эмоции: радость, смех, боль, плач, гнев. Зависимость благополучия и хорошего настроения людей от умения управлять своими эмоциями. Охрана органов чувств.

Внимание, память, речь, мышление. Условия их развития.

Ты и твое здоровье (12 ч) 

Человек и его здоровье. Знание своего организма — условие здоровья эмоционального благополучия. Режим дня школьника. Здоровый сон. Правильное питание. Закаливание.

Вредные привычки.

ОБЖ: когда дом становится опасным. Улица и дорога. Опасности на дороге. Поведение во время грозы, при встрече с опасными животными.

Практические работы

Составление режима дня школьника для будней и выходных. Подсчет пульса в спокойном состоянии и после физических нагрузок. Оказание первой помощи при несчастных случаях (обработка ран, наложение повязок, компрессов и пр.)

Человек — часть природы (2 ч)

Чем человек отличается от животных. Мышление и речь. Развитие человека от рождения до старости. Детство. Отрочество. Взрослость. Старость. Условия роста и развития ребенка: значение чистого воздуха, питания, общения с другими людьми и игровой деятельности ребенка. Уважительное отношение к старости и забота о престарелых и больных.

Человек среди людей (5 ч)

Доброта, справедливость, забота о больных и стариках — качества культурного человека. Правила культурного общения.

ОБЖ: почему нужно избегать общения с незнакомыми людьми.

Родная страна от края до края (10 ч)

Природные зоны России: арктические пустыни, тундра, тайга, смешанные леса, степь, пустыня, влажные субтропики (растительный и животный мир, труд и быт людей).

Почвы России. Почва — среда обитания растений и животных. Плодородие почв. Охрана почв.

Рельеф России. Восточно-Европейская равнина, Западно-Сибирская равнина (особенности, положение на карте).

Как развивались и строились города. Особенности расположения древних городов. «Кремлевские» города. Улицы, история и происхождение названий.

Россия, и ее соседи. Япония, Китай, Финляндия, Дания (особенности географического положения, природы, труда и культуры народов).

Человек — творец культурных ценностей (12 ч) 

Что такое культура. Ценности культуры.  О чем рассказывают летописи. Первые школы на Руси. Первые печатные книги. Иван Федоров. Просвещение в России при Петре I, во второй половине XVIII века. Первые университеты в России. М.В. Ломоносов.

Искусство России в разные времена (исторические эпохи). Памятники архитектуры (зодчества) Древней Руси. Древнерусская икона. Андрей Рублев. Художественные ремесла в Древней Руси. Музыка в Древней Руси. Древнерусский театр.

Искусство России XVIII века. Памятники архитектуры. Творения  В.И. Баженова. Изобразительное искусство XVIII века. Возникновение публичных театров.

Искусство России XIX века. «Золотой век» русской культуры. А.С. Пушкин — «солнце русской поэзии» (страницы жизни и творчества). Творчество поэтов, писателей, композиторов, художников (В.А. Жуковский, А.Н. Плещеев, Н.А.Некрасов, В.И. Даль, А.А. Фет, Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, М.И. Глинка, П.И. Чайковский, В.А. Тропинин, И.И. Левитан  и  др.).

Искусство России XX века. Творчество архитекторов, художников, поэтов, писателей. Известные сооружения coветского периода (Мавзолей, МГУ, Останкинская телебашня и др.). Произведения художников России (К.Ф. Юон, Ф.А. Малявин, К. Малевич и др.). Детские писатели и поэты (К.И. Чуковский, С.Я. Маршак и др.).

Человек  - защитник своего Отечества (5 ч) 

Борьба славян с половцами. Александр Невский и победа над шведскими и немецкими рыцарями. Монгольское иго и борьба русских людей за независимость родины. Куликовская битва. Дмитрий Донской.

Отечественная война 1812 года. М.И. Кутузов.

Великая Отечественная война. Главные сражения советской армии с фашистами. Помощь тыла фронту.

Расширение кругозора школьников. Литературные памятники Древней Руси. Новгородские берестяные грамоты. «Поучение» Владимира Мономаха. Первые книги по истории России. Борьба русского народа с польскими захватчиками в XVII веке. Минин и Пожарский. Иван Сусанин. Партизанская война 1812 года. Василиса Кожина. Отражение борьбы русского народа за свободу родины в произведениях изобразительного и музыкального искусства. Боги войны. Ордена и награды. Военные костюмы разных эпох.

Экскурсии

В биологический (краеведческий), художественный музеи, музей художника, писателя, композитора (с учетом местных условий).

Практические работы

Работа с исторической картой (в соответствии с заданиями в учебнике и рабочей тетради).

Гражданин и государство (3 ч)

Россия – наша Родина. Русский язык России. Права и обязанности граждан России. Символы государства.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Первый год обучения

1

Введение. Этот удивительный мир

1 час

2

Мы — школьники

2 часа

3

Родная природа

31 час

4

Семья

2 часа

5

Труд людей

6 часов

6

Наша страна — Россия. Родной край

15 часов

7

Твоё здоровье

6 часов

8

Я и другие люди

3 часа

Всего

66 часов

Второй год обучения

1

Введение. Что окружает человека

1 час

2

Кто ты такой

14 часов

3

Кто живёт рядом с тобой

6 часов

4

Россия — твоя Родина

13 часов

5

Мы — жители Земли

9 часов

6

Природные сообщества

23 часа

7

Природа и человек

2 часа

Всего

68 часов

Третий  год обучения

1

Земля — наш общий дом

7 часов

2

Человек изучает Землю

4 часа

3

Царства природы. Бактерии. Грибы. Растения. Животные

27 часов

4

Наша Родина: от Руси до России

11 часов

5

Как люди жили в старину

12 часов

6

Как трудились в старину

7 часов

Всего

68 часов

Четвёртый   год обучения

1

Человек — живое существо (организм)

19 часов

2

Твоё здоровье

12 часов

3

Человек — часть природы

2 часа

4

Человек среди людей

5 часов

5

Родная страна:  от края до края

10 часов

6

Человек — творец культурных ценностей

12 часов

7

Человек — защитник своего Отечества

5 часов

8

Гражданин и государство

3 часа

Всего

68 часов

ИТОГО

270 часов

Материально-техническое обеспечение  образовательного процесса

Наименование объектов и средств материально – технического обеспечения

Обеспеченность

Книгопечатная продукция

Окружающий мир: программа 1-4 классы/ Н. Ф. Виноградова. -  М.: Вентана - Граф, 2012

100%

Окружающий мир: 1 класс: система уроков по учебнику Н.Ф. Виноградовой/ авт.-сост. Т.В. Бут, Н.В. Лободина.  Волгоград: Учитель,  2012;

100%

1 класс

Окружающий мир: 1 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 4 – е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2011;

Окружающий мир: 1 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф

100%

2 класс

Окружающий мир: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 5 – е изд., дораб. - М.: Вентана – Граф, 2012

Окружающий мир: 2 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф

100%

3 класс

Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. /Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова.- 3-изд., дораб. – М.: Вентана - Граф 2013

Окружающий мир: 3 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф

100%

4 класс

Окружающий мир: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. / Н. Ф. Виноградова, Г. С. Калинова.- 3-изд., дораб. – М.: Вентана - Граф, 2014

Окружающий мир: 4 класс:  рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций: в 2 ч./  Н.Ф. Виноградова - 5 – е изд., доп. - М.: Вентана – Граф

100%

Печатные пособия

Географические и политические карты:

Природные зоны России

Карта полушарий

Физическая карта.

Политическая карта мира.

Карта Белгородской области.

Карта Центрально-Черноземного района

100%

Комплект таблиц «Грибы съедобные и несъедобные»

100%

Таблицы по окружающему миру 1 класс

100%

Таблицы по окружающему миру 2 класс

100%

Таблицы по окружающему миру 3 класс

100%

Таблицы по окружающему миру 4 класс

100%

Плакаты по основным темам естествознания - магнитные  

( природные сообщества леса, луга, болота, озера и т.п.).

100%

Портреты выдающихся людей России

100%

Окружающий мир в произведениях живописи (дидактические материалы для начальной школы). Репродукция картин из собрания Государственной  Третьяковской галереи.

100%

Иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток и др.)

100%

Технические средства обучения

Интерактивная доска,  экран

100%

Магнитофон

100%

Мультимедийные проектор

100%

Компьютер

100%

Сканер

100%

Принтер

100%

Экранно – звуковые пособия

Рабочие программы УМК Начальная школа XXI века 1 класс (компакт-диск), Издательство «Учитель», 2012

100%

Электронный образовательный ресурс УМК Начальная школа XXI века  «Окружающий мир.1 класс» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Вентана-Граф, 2011

100%

Учебно-методический комплект. Уроки и медиатеки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир.1-4 классы

100%

Электронный образовательный ресурс УМК Начальная школа XXI века  «Окружающий мир.2 класс» под редакцией Н.Ф.Виноградовой, Вентана-Граф, 2011

100%

Мониторинг качества знаний. Контрольно-измерительные материалы

100%

Мультимедийный учебник Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир, 2 класс

100%

Окружающий мир. Планета Земля. 2-4 класс

100%

Интерактивная энциклопедия. Моё тело. Как оно устроено? 3-4 класс

100%

Большая детская энциклопедия. Окружающий мир

100%

Презентации по предмету 1-4 класс

100%

Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование

Термометры для измерения температуры воздуха и воды

100%

Термометр медицинский

100%

Лупа

100%

Глобус

100%

Компас

100%

Часы с синхронизированными  стрелками

100%

Цифровой микроскоп «Эксперт»

100%

Комплект «Начальная школа».  Модульная система экспериментов Prolog Минимальный уровень (4 модуля).

100%

Рельефные модели (равнина, холм, гора, овраг)

100%

Теллурий

100%

Модель «Строение Земли» (разборное)

100%

Модель-аппликация «Природные зоны России»

100%

Модель «Торс человека с внутренними органами»

100%

Модели светофоров, дорожных знаков, средств транспорта

100%

Муляжи овощей, фруктов, грибов

100%

Макеты архитектурных сооружений, исторических памятников и т.п.

100%

Коллекции полезных ископаемых

100%

Коллекции плодов и семян растений

100%

Живые объекты (комнатные растения)

100%

Гербарии культурных и дикорастущих растений

100%

Оборудование класса

Ученические столы  двухместные с комплектом стульев

100%

Стол учительский с тумбой

100%

Шкафы ля хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

100%

Настенные доски для вывешивания иллюстративного материала

100%

Подставки для книг, держатели для  карт и т.п.

100%


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)

ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...