Урок по окружающему миру 3 класс "Из чего состоит всё"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 797 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока по окружающему миру «Из чего состоит всё».
Учитель: Ващенко Анна Эдуардовна
Класс: 3-а
Тип урока: построение системы знаний
Дидактическая структура урока | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Задания для учащихся | Планируемые результаты | |
Предметные | УУД | ||||
1. Организацион ный момент | Мотивирует учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки, настроя на урок - Урок интересен тогда, когда каждый является его активным участником, поэтому для меня очень дорого ваше внимание и активность. Я попрошу хлопнуть в ладоши тех, кто будет внимательным, активным участником урока. Спасибо, садитесь. | Личностные: -формирование положительной учебной мотивации, эмоциональной отзывчивости; -умение организовать рабочее место | |||
2.Введение в тему, постановка учебной проблемы | Организует формулировку темы детьми, постановку цели урока Назови предметы общим словом – понятием: 1)Стол, табуретка, шкаф, комод (это мебель) 2)Стакан, банка, графин, тарелка (ёмкости для жидкости) 3)Ложки, чайник, нож, кастрюля (это посуда) - Что объединяет эти три группы предметов? (Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела) - Из чего человек делает вещи? (Из разных материалов) - Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? (Это природные материалы) - Сделайте вывод на основании ваших высказываний. (Все предметы из чего-то сделаны) - Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. (Из чего состоят все предметы?) - На этот вопрос нам предстоит ответить. - Когда вы читаете или слышите слово “тело”, что вы представляете? - В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение : «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно –то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас». Давайте сформулируем цель нашего урока, что будем делать. Знакомиться с понятием «Тело» | Высказывания учащихся Высказывания учащихся. Высказывания учащихся Высказывания учащихся | Запись в кластер: ТЕЛА | \ | Регулятивные: -организация аналитической работы; Познавательные: -понимают познавательную задачу; -умение строить монологические высказывания; -участие в учебном диалоге. Личностные -проявляют способность к оценке своих знаний, умений, действий; -осознание своих возможностей и трудностей в учении, стремятся к их преодолению Познавательные: -установление причинно-следственных связей; -структурирование знаний Коммуникативные: -формулирование собственных мыслей; -высказывают свою собственную точку зрения |
3. Работа по теме урока | - Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком? - Что относится к живой природе, а что к неживой? -Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами. -Рассмотрите схему. - Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов. - Назовите тела, которые относятся ко второй группе. -Отгадайте загадки. Запишите в таблицу слова – отгадки. 1. В морях и реках обитает, 2. Часто я в него смотрюсь 3. Ты весь мир обогреваешь 4. Длиннохвостая лошадка 5. Зверька узнаем мы с тобой - Какие тела называем природными, а какие искусственными? | Высказывания учащихся | Запись в кластер: Живая и неживая природа Вода Зеркало Солнце Ложка Заяц | -повторение и объяснение, что такое природа; -умение классифицировать слова; | Познавательные: -установление причинно-следственных связей; -использование приобретённых знаний; -формулирование выводов на основе полученной информации Коммуникативные: -использование речевых средств в соответствии с учебной задачей; -проведение взаимопроверки учебного задания Регулятивные: -планирование выполнения учебного задания -выполнять учебные действия в соответствии с целью; -контроль и коррекция выполненного задания -оценивание результата действий |
4. Основной этап. | -Все природные и искусственные тела состоят из веществ. Соль, сахар, вода, глина, известняк – это вещества. Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. Веществами называют то, из чего состоят тела. - Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Чтобы убедиться, что эти частицы существуют, давайте проведем простой опыт. - У каждого из вас есть кусочек сахара и стакан с водой. Опустите сахар в воду и перемешайте ложечкой. Что мы наблюдаем? Сначала сахар видим, но постепенно становится невидимым. Попробуйте воду на вкус. Она сладкая, значит, сахар не исчез, он остался в стакане. Почему же тогда он невидим? - Сахар распался на мельчайшие частицы, из которых он состоял. Эти частицы перемешались с частицами воды. Получилась смесь двух веществ – воды и сахара. - Этот опыт показывает, что тела, а значит и вещества состоят из частиц. - Изучением частиц в веществах занимался великий русский ученый Михаил Васильевич Ломоносов. Он доказывал, что частицы бывают простыми и сложными. Сложные частицы состоят из простых. Позже ученые убедились в этом и назвали сложные частицы молекулами, а простые – атомами. – Посмотрите на доску. Здесь записаны слова. Прочитайте их внимательно и разделите на три группы. Вода, камень, железо, дым, пар, сок. – По какому признаку разделили? (Камень и железо – твердые, вода и сок – жидкие, дым и пар – газообразные.) – Какой можно сделать вывод? Вывод: вещества могут быть в твердом, жидком и газообразном состояниях. – Назовите еще вещества, относящиеся к этим группам. – В зависимости от того, на каком расстоянии молекулы находятся друг от друга, образуются разные вещества: твердые, жидкие, газообразные. Давайте попробуем определить, на каком расстоянии находятся молекулы в твердых веществах. Возьмите деревянную палочку и попробуйте разъединить ее. Получилось? Даже если придется ее сломать, то нужно приложить силу. Значит, твердое тело сохраняет свою форму, куда бы мы её не переложили и чтобы мы с ней не делали. Сделайте вывод. Вывод: в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма постоянная. – Давайте то же самое проделаем с водой. Перелейте воду в другой стакан, отлейте немного. Удалось разъединить молекулы воды? – Какой можно сделать вывод? Вывод: в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем) – Проделаем последний опыт с газообразными веществами. Я сейчас зажгу спичку. От нее будут исходить молекулы дыма. Давайте помашем руками, чтоб разъединить эти молекулы. Куда делся дым? Вывод: Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем. – Давайте попробуем нарисовать молекулы, которые находятся в твердом веществе, жидкости и газе. Молекулу обозначим кружочком. – Рассмотрите рисунки (на с. 50-51). Назовите предметы, которые состоят из твердых веществ, жидких, газообразных. | Высказывания учащихся | Запись в кластер: ВЕЩЕСТВА ЧАСТИЦЫ Опыт Запись в кластер: ВЕЩЕСТВА Твердые жидкие газообразные Запись в кластер: - в твердом веществе молекулы плотно прилегают друг к другу. У твердых тел форма и объем постоянная. - в жидких веществах молекулы находятся на некотором расстоянии друг от друга. Жидкости меняют форму в зависимости от сосуда, в котором они находятся, но не меняют объем. - Молекулы при малейшей возможности разлетелись кто куда. Между ними нет никакого сцепления. Газы не сохраняют форму и объем. | Познавательные: -установление причинно-следственных связей; -использование приобретённых знаний; -формулирование выводов на основе полученной информации Коммуникативные: -использование речевых средств в соответствии с учебной задачей; -проведение взаимопроверки учебного задания Регулятивные: -планирование выполнения учебного задания -выполнять учебные действия в соответствии с целью; -контроль и коррекция выполненного задания -оценивание результата действий | |
5. Физкультминутка | – Давайте сыграем в игру «Холодно – жарко». Я буду называть слово, а вы покажите мне, что происходит. – Как вы думаете, если от холода вы сжимаетесь, а от жары распрямляетесь, то, что происходит с телами? веществами? | «Холодно». (Дети съеживаются.) «Жарко». (Они садятся, развалившись на стульях.) Движения повторяются несколько раз. | Личностные: -снятие утомляемости; -поддержание эмоционального настроя Познавательные: -использование приобретённых знаний | ||
6. Практическая работа | - Откройте р.т. на с. 38-39. -Предложите план проведения опыта. - Выполним действия по инструкции. Зафиксируем результата опыта. Сделайте вывод. | Регулятивные: -планирование своей деятельности в соответствии с поставленной задачей -умение контролировать учебные действия -замечать и исправлять допущенные ошибки -формулировать речевое высказывание и аргументировать своё мнение Личностные:-умение оценивать результат собственной деятельности -уметь адекватно рассуждать о причинах своего успеха и неуспеха в учении Коммуникативные: -комментировать собственные действия при выполнении учебного задания Познавательные: -определять, какие вещества вода растворяет -выполнять опыт по инструкции -фиксировать результаты в тетрадь | |||
6. Подведение итога урока. Рефлексия. | -Что нового и интересного вы узнали на уроке? -Какое открытие для себя сделали? -Что еще хотели бы узнать? | Регулятивные: -рефлексия, саморегуляция Личностные: -проявление учебно-познавательного интереса; -эмоциональная отзывчивость Коммуникативные: -организация учебного сотрудничества | |||
7. Самооценка собственной деятельности | -Какие умения мы сегодня использовали на уроке? -Давайте оценим, как вы работали на уроке. Выясним, что получилось. Своей работой на уроке я: доволен, потому что …; не совсем доволен, потому что…; не доволен, потому что… - Всем спасибо за активность и внимание на уроке! | Высказывания учащихся. Оценка в индивидуальной диагностической карте | Диагностическая карта | Личностные: -выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности | |
8. Домашнее задание | - Записываем домашнее задание: Уч. с. 50 -53, р.т. с. 36 -39 | Регулятивные: -планирование выполнения учебного задания -выполнять учебные действия в соответствии с целью; -контроль и коррекция выполненного задания |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по окружающему миру "От чего зависит урожай зерновых?"
УМК "Перспективная начальная школа". Урок был дан на конурсе "Педагогический дебют"...

Урок по окружающему миру "Из чего что сделано?" 2 класс Школа России
На уроке учащиеся познакомятся с природными материалами, из которых сделаны различные предметы. Получат представление о производстве бумаги, стали, чугуна, об изготовлении керамических и шерстян...
Открытый урок по окружающему миру "С чего начинается Родина"
- Овладение картиной мира: помочь младшему школьнику осознать принадлежность к стране, в которой он родился и живёт.- Сформировать первичные представления о таких понятиях, как власть, государст...
конспект урока по окружающему миру "Для чего нужна экономика"
урок окружающего мира в 3 классе, программа Школа России...
Урок окружающего мира "Из чего состоит всё" 3 класс
Тема: «Из чего состоит всё» Цель деятельности учителя: ознакомление с понятием «т...