II. Актуализация знаний и мотивация Словесный, языковой анализ, практический: постановка вопросов, подбор и анализ примеров
Постановка проблемного вопроса
| 5 мин | Фронтальная форма работы: Работа с понятиями (картинки на слайде) Назови предметы общим словом – понятием: 1) Стол, табуретка, шкаф, комод 2) Стакан, банка, графин, тарелка 3) Ложки, чайник, нож, кастрюля - Что объединяет эти три группы предметов? - Из чего человек делает вещи? - Откуда человек берет материалы для изготовления предметов? - Сделайте вывод на основании ваших высказываний. - Давайте попробуем на основании проведённой работы сформулировать тему урока в виде вопроса. На этот вопрос нам предстоит ответить. - Когда вы читаете или слышите слово «тело», что вы представляете? Работа с определением - В толковом словаре С. Ожегова есть такое определение: «Тело – организм человека или животного в его внешних и физических формах». Но у этого слова есть и другое значение, оно – то и будет нас интересовать «Телами называют все предметы, окружающие нас». |
- Это мебель. - Ёмкости для жидкости. - Это посуда. - Это предметы, которые сделаны руками человека или вещи, тела. - Из разных материалов. - Это природные материалы.
- Все предметы из чего-то сделаны.
- Из чего состоят все предметы?
- Тело человека, животного. | использование знаково-символических средств (П) осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
подведение под понятие (П) учет разных мнений (К)
|
IV. Открытие нового знания
Словесный: опрос
Наглядный: работа со схемой
Практический: работа в рабочих тетрадях
Практический: работа с текстом учебника
Практический: работа в рабочих тетрадях
Словесный: чтение параграфа учебника
Практический: опыт
| 15 мин | Фронтальная форма работы: Работа со слайдом - Что в окружающем мире относится к природе, а что создано человеком?
- Что относится к живой природе, а что к неживой?
- Среди бесчисленных и разнообразных тел есть тела природы или природные объекты. А ещё есть тела, сделанные человеком. Их называют искусственными телами. - Рассмотрите схему, на которой представлены природные объекты и искусственные тела. Какие из них природные объекты, а какие искусственные тела? Парная форма работы: Работа в тетрадях. - Откройте рабочие тетради и выполните задание 1 на стр. 36 в парах. - Как выполняли задание? Что вы выбрали? Почему? - Оцените себя по критериям на слайде.
Индивидуальная форма работы: - А теперь самостоятельно выполните номер 2.
- Назовите тела, которые относятся к группе природных объектов. - Назовите тела, которые относятся ко второй группе.
- Оцените себя по критериям на слайде. Работа по вариантам и в парах: - Откройте учебник на странице 50. Читаем самостоятельно по вариантам: 1 вариант – 1 и 2 абзацы, 2 вариант – 3 и 4 абзацы. После того, как ознакомитесь с материалом учебника, расскажите своему соседу, что вы узнали. - Молодцы! Итак, мы с вами узнали, какие бывают тела. В зависимости от чего, тела определяют, как жидкие твёрдые и газы. - Правильно, то есть существует 3 состояния тела: жидкое, твёрдое и газообразное. - Какими признаками обладают твёрдые тела?
- Какими признаками обладают жидкие тела?
- Какими признаками обладают газообразные тела? Индивидуальная форма работы: - Теперь, используя иллюстрации из учебника и полученные знания, выполните задание № 3 на стр. 36 в Рт. - Давайте проверим, как вы справились с заданием. Что вписали в колонку «твёрдые тела»? «Жидкости»? «Газы»?
- Оцените свою работу по критериям на слайде.
ФИЗМИНУТКА
Фронтальная форма работы: Работа с учебником - Возвращаемся к работе с учебником. Откройте учебник на стр. 52. Читаем по абзацу (5 человек). - Что такое вещество? Приведите примеры веществ.
Дополнение материала - Есть тела, которые образованы одним веществом (показ кусочка мела), есть тела, которые состоят из нескольких веществ (например, карандаш). Очень сложный состав имеют живые существа. Например, в растениях есть сахар, крахмал, вода и другие вещества. - Ученые установили, что вещества состоят из мельчайших частиц, которые видны только под микроскопом. Групповая форма работы: - Сейчас мы с вами поработаем в группах и проведем небольшой опыт «Вода-растворитель». Прочитайте цель опыта в рабочей тетради на странице 38. - Давайте вместе разработаем план действий. С чего начнем наш опыт? Какой шаг будет следующим? Что будет завершающим шагом нашего опыта?
- Молодцы! Будете работать в группах по 4-5 человек по заданиям № 2, 3, 4, 5 на стр. 38-39 в рабочей тетради (разобрать задания). - Заканчиваем работу. Попрошу выйти по одному представителю от группы. Выступление групп.
- По оценке своих успехов, выставите баллы за работу по критериям на слайде. |
- К природе относятся природные материалы, живые существа; всё то, что человек делает своими руками, результаты деятельности человека. - Живая природа — это всё, что отличается способностью расти, дышать, питаться и развиваться. Человек, животные, растения — это объекты живой природы. К объектам неживой природы относятся воздух, вода, камни, почва, звёзды, Солнце. Живые существа не могут существовать без объектов неживой природы.
Работают по схеме.
- Мы рассматривали иллюстрации и выбирали одну лишнюю. В первом ряду лишней картинкой оказалась кружка, т.к. это предмет, созданный человеком. Во втором ряду лишняя картинка с изображением птицы, т.к. она относится к природным объектам. Самостоятельно работают в рабочих тетрадях. - Природные объекты: шарф, стул, футболка, гитара. - Объекты живой природы: лиса, вода, солнце. Оценивают работу по критериям. Читают по вариантам.
- В зависимости от их состояния.
- Твёрдые тела способны сохранять форму и объём. - Жидкие тела текучи, не способны сохранять своей формы; принимают форму того сосуда, в который их наливают, но при этом сохраняется их объём. - Газообразные тела – летучи, не сохраняют своей формы, занимают весь предоставленный им объём. - Твёрдые тела: часы, камень, дерево, птица, книга, луна, цветок, тарелка, человек. - Жидкости: вода (водопад, море), молоко. - Газы: кислород, гелий, природный газ. Оценивают работу по критериям.
Читают по абзацу.
- Вещество – это то, из чего состоят все природные объекты и созданные человеком предметы. Примерами веществ могут служить соль, сахар, вода, природный газ.
- Цель опыта: определить, какие вещества вода растворяет, а какие нет. - Подготовим оборудование и выполним действия по инструкции. Пронаблюдаем за изменениями. Сделаем выводы на основе результатов опыта.
Работают в группах над опытом.
1) Высыпать и размешать сахар в первый лабораторный стакан, наполненный водой. 2) Высыпать и размешать соль во второй лабораторный стакан, наполненный водой. 3) Высыпать и размешать измельчённый мел (мел измельчите в ступке) в третий лабораторный стакан, наполненный водой. 4) Высыпать и размешать глину в четвертый лабораторный стакан, наполненный водой.
Название вещества: | Вода растворяет | Вода не растворяет | Сахар | + |
| Соль | + |
| Мел |
| + | Глина |
| + |
Вывод: Вода растворяет сахар и соль, но не растворяет песок и глину. | П:осуществляют логические действия:синтез,
обобщение, аналогию; поиск и выделение необходимой информации;
Р: планируют и контролируют учебные действия.
Л: оценивают усваиваемое содержание с нравственно-этической точки зрения; осознают ответственность за общее дело; проявляют познавательный интерес к изучению предмета.
|
V. Первичное закрепление
Практич: задание на распределение по группам; определение по признаку.
Наглядный: предъявление термина в презентации.
| 10 мин | Парная форма работы: - Вы отлично справились с заданием в группах, а теперь поработаем в парах. У вас на партах лежат листочки с заданиями. Прочитайте, что нужно сделать в первом задании? Кому непонятно, что нужно делать? 1 задание: Картинки: шарик, соль, сахар, полотенце, природный газ, бутылка, ваза, вода.
- Прочитайте второе задание. 2 задание: 1 группа: мел, стол, дверь (твёрдые тела) 2 группа: молоко, чай, мёд (жидкие тела) 3 группа: гелий, природный газ, углекислый газ (газообразные тела)
- Приступайте к выполнению заданий. - Заканчиваем работу, будем проверять, как вы справились с заданиями. Какая пара хочет рассказать, что у вас получилось в первом задании?
- Молодцы! Теперь разберемся со вторым заданием. - Расскажите, по какому признаку предметы собраны в группу. Объясните, почему вы так решили.
- Оцените свою работу по критериям на слайде. |
- Распределите картинки по группам: вещество или тело.
- Определите, по какому признаку предметы собраны в одну группу.
- Тела: шарик, полотенце, бутылка, ваза. Все эти предметы – результат человеческой деятельности – искусственные тела. Вещества: соль, сахар, вода. Вещества, потому что добываются человеком из природных объектов и используются для приготовления блюд, различных материалов. - Мел, стол, дверь – твёрдые тела, потому что имеют форму, их можно свободно перемешать, т.к. они сохранят форму и объём. - Молоко, чай, мёд – жидкие тела, потому что они текучи и, если их поместить в какую-либо емкость, то они примут её форму и при этом их объем останется прежним. - Гели, природный газ, углекислый газ – газообразные тела, т.к. они летучи, не сохраняют своей формы и занимают весь предоставленный им объем. | формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К)
осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П)
Умение работать в паре(К) |
VII. Включение в систему знаний Словесный: ответы на вопросы обобщающего характера
| 3 мин | - Давайте вспомним всё, что изучили на уроке. Как звучала тема нашего урока? - Будем дополнять предложения и узнаем, хорошо ли вы усвоили материал урока. - Все, что нас окружает, называется телами.
- Тела бывают естественные и искусственные.
- Твердые тела способны сохранять форму
- Жидкие тела текучи
- Газообразные тела занимают весь предоставленный им объем
- Тела состоят из веществ.
- Вещества могут быть твердые, жидкие, газообразные.
- Примеры веществ: соль, вода, сахар, природный газ
| - Из чего состоит всё.
- Твердые тела
- телами. - тела, естественные, искусственные. - сохранять форму. - жидкие. - предоставленный им объем.
- веществ. - вещества, твердые, жидкие, газообразные. - соль, вода, сахар, природный газ. | построение логической цепи рассуждений, выведение следствий (П)
выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К) |