Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему

       Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан  на 68 часов,  2 часа в неделю.

       Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.

        Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

       На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_-_s_zhivoy_mir.docx44.19 КБ

Предварительный просмотр:

                                                       Город Краснодар

Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное      

  учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями    

     здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида    Краснодарского края

                                                                                        Утверждена

                                                                                        решением педсовета

                                                                                        протокол № 1 от 29.08.2014 г.

                                                                                        председатель педсовета

                                                                                       ______________ Т.В.Лесовая

МОДИФИЦИРОВАННАЯ   ПРОГРАММА

по предмету   ЖИВОЙ МИР

Класс  4 – специальный для обучающихся со сложным дефектом,  расстройством аутистического спектра

Количество часов 68 часов в год, 2 часа в неделю

Учитель  Кулиничева Ольга Ивановна

Программа разработана на основе

программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.

         

Пояснительная записка

        Модифицированная программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011»; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2007.

       Программа ориентирована на учебник «Живой мир» для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, А.М. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2013г.

       Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан  на 68 часов,  2 часа в неделю.

       Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.

        Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.

       На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.

                Изучение окружающего мира ведётся в двух направлениях:

1.Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения

2.Ознакомление с природой.

Темы подчинены принципу сезонности.

         Предмет «Живой мир» решает следующие коррекционно – образовательные  и воспитательные задачи:

  • уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
  • расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
  • вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять описания;
  • формирует знания учащихся о природе своего края;
  • формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.

 

       Программа построена по концентрическому принципу с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения в начальной школе. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.

        Ведущими методами обучения являются: беседа, рассказ, систематические наблюдения за природой и сезонными изменениями в природе и жизни людей, предметные уроки, экскурсии.

Основные требования к знаниям и умениям учащихся

Учащиеся должны знать / уметь:

- называть (показывать) самостоятельно или с помощью учителя изученные объекты и явления;

- различать 3 - 4  вида комнатных растений, называть  части растений;

- ухаживать с помощью учителя за комнатными растениями;

- различать (показывать) наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;

- различать самостоятельно или с помощью учителя диких и домашних животных, рыб;

- называть самостоятельно или с помощью учителя место, где живет зверь (дома – в лесу), подбирать пиктограмму «дом» - «лес» к картинке с животным;

- различать признаки времен года, выбирать соответствующую пиктограмму;

- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.

Содержание программы

 

Раздел 1.  Сезонные изменения в природе – 20 часов.

Сезонные изменения в неживой природе 12ч

Повторение изученного материала 3 класса. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.  Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки,  вьюга, метель, оттепель, ледоход, жаркие  дни, радуга, холодный – теплый ветер.

Продолжение наблюдений за погодой, их описание.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

Растения и животные в разное время года – 12 часов.

     Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа,      

     акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав: медуница, ландыш.

     Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец.

     Насекомые в осенний период.

     Домашние животные в разное время года.

     Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года – 4 ч

Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении заморозков.

Раздел 2. Живая природа – 34 часа.

Растения – 14 часов.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники,

травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.

Растения сада. Фруктовые деревья (2 – 3 названия); ягодные кустарники (2 – 3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды.  Ягоды.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Плоды и семена. Орехи. Лесные ягоды.  Ягоды съедобные и несъедобные.

Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.

Животные – 12 часов.

Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.

Домашние животные: корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд, галка, дятел.  Хищные птицы: ястреб, коршун, сова.  Певчие птицы: соловей, жаворонок.

Раздел 3. Неживая природа  – 6 часов.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер.

Человек – 8 часов.

Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

 Температура тела человека.  Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

Окружающая среда и здоровье человека.

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

            Учащиеся должны усвоить следующие представления:

- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;

- о значении воды, тепла, света в жизни растений, животных, человека;

- о простейших свойствах воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть;

- о разнообразии животного мира, образе жизни диких и домашних животных;

- о растениях сада и огорода, их отличии;

- о роли питания в жизни человека;

- о гигиенических правилах.

Календарно – тематическое планирование

№ п/п

Раздел, темы

Кол-во часов

Дата

Раздел 1.  Сезонные изменения в природе.

28 ч

по

плану

по

факту

Сезонные изменения в неживой природе. Осень – 3 ч

1.

Время года: осень. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в осеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

1 ч

03.09

2.

Осенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца.

1 ч

05.09

3.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман,  дождь, заморозки,

1 ч

10.09

Растения и животные в осеннее время года – 4 ч

4.

Растения сада и леса в осеннее  время года. Увядание трав.

1 ч

12.09

5.

Животные осенью. Насекомые в осенний период.

1 ч

17.09

6.

Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.

1 ч

19.09

7.

Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец.

1 ч

24.09

Сезонные работы в саду, огороде, труд людей осенью – 1 ч

8.

Занятия людей осенью. Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека при наступлении заморозков.

1 ч

26.09

Раздел 2.  Живая природа

Растения – 14 часов.

34 ч

9.

Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы.

1 ч

01.10

10.

Экскурсия. Деревья  в  школьном  саду. Узнавание. Названия.

1 ч

03.10

11.

Части растений: корни.

1 ч

08.10

12.

Части растений: стебли (ствол).

1 ч

10.10

13.

Части растений: листья, ветки, почки.

1 ч

15.10

14.

Части растений: цветы.

1 ч

17.10

15.

Растения сада. Фруктовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня).

1 ч

22.10

16.

Ягодные кустарники (красная и черная смородина, крыжовник). Внешний вид, распознавание. Плоды.  Ягоды.

1 ч

24.10

17.

Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные.

1 ч

29.10

18.

Плоды и семена. Лесной орех.

1 ч

31.10

19.

Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные

1 ч

12.11

20.

Грибы.  Грибы съедобные и несъедобные грибы.

1 ч

14.11

21-22.

Травы полезные и травы опасные.

2 ч

19.11-21.11

Сезонные изменения в неживой природе. Зима – 3 ч.

23.

Времена года: зима. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в зимнее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

1 ч

26.11

24

Зимние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

1 ч

28.11

25.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: вьюга, метель, снегопад, холодный ветер.

1 ч

03.12

Растения и животные в зимнее время года – 3 ч

26.

Растения зимой. Хвойные растения.

1 ч

05.12

27.

Животные зимой. Приспособление диких животных к природным условиям.

1 ч

10.12

28.

Зимующие птицы. Забота людей о птицах зимой.

1 ч

12.12

Сезонные работы, труд людей зимой  – 1 ч

29.

Занятия людей зимой. Забота людей о домашних животных.

1 ч

17.12

Раздел 3. Неживая природа  – 6 часов.

30.

Солнце в разные  времена  года.

1 ч

19.12

31.

Восход и  заход солнца.

1 ч

24.12

32.

Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.

1 ч

26.12

33.

Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека.

1 ч

14.01

34.

Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха.

1 ч

16.01

35.

Ветер. Направление ветра.

1 ч

21.01

Раздел 2.  Животные – 12 часов.

36.

Домашние и дикие животные. Различение.  Среда обитания.

1 ч

23.01

37.

Обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши.

1 ч

28.01

38.

Приспособление диких животных к природным условиям.

1 ч

30.01

39.

Домашние животные: корова, свинья,  кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными.

1 ч

04.02

40.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья.

1 ч

06.02

41.

Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: заяц – кролик.

1 ч

11.02

42.

Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни.

1 ч

13.02

43.

Строение гнезд, забота о потомстве.

1 ч

18.02

44.

Перелетные птицы: соловей, дрозд.

1 ч

20.02

45.

Зимующие птицы: дятел, галки.

1 ч

25.02

46.

Хищные птицы: ястреб, коршун, сова.

1 ч

27.02

47.

Певчие птицы: соловей, жаворонок.

1  ч

04.03

Сезонные изменения в неживой природе. Весна – 3 ч

3 ч

48.

Времена года: весна. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

1 ч

06.03

49.

Весенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

1 ч

11.03

50.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: оттепель, ледоход.

1 ч

13.03

Растения и животные в весеннее время года – 3 ч

51.

Растения весной. Цветение деревьев. Появление цветов и трав: подснежник, медуница, одуванчик.

1 ч

18.03

52.

Животные весной.  Появление насекомых.

1 ч

20.03

53.

Возвращение перелетных птиц

1 ч

01.04

Сезонные работы в саду, в огороде.  Труд людей весной  – 1 ч

54.

Занятия людей весной. Работа человека в саду, в огороде.

1 ч

03.04

Раздел 2.  Человек – 8 часов.

55.

Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.

1 ч

08.04

56.

Температура тела человека.  Градусник и его назначение.

1 ч

10.04

57.

Профилактика простудных заболеваний.

1 ч

15.04

58-59.

Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.

2 ч

17.04-22.04

60.

Окружающая среда и здоровье человека.

1 ч

24.04

61

Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса.

1  ч

29.04

62.

Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.

1 ч

01.05

Сезонные изменения в неживой природе. Лето – 3 ч

63.

Времена года: лето. Наблюдение  за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света.

1 ч

06.05

64.

Летние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца.

1 ч

08.05

65.

Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: жаркие  дни, грозовые дожди, радуга, теплый ветер.

1 ч

13.05

Растения и животные в летнее время года – 2 ч

66.

Ра Растения летом. Цветы, ягоды.

1 ч

15.05

67.

Животные летом.

1 ч

20.05

Сезонные работы в саду, в огороде.  Труд людей летом  – 1 ч

68.

Занятия людей летом.

1 ч

22.05

 

 

   

Таблица тематического распределения количества часов

п/п

Разделы, темы

Количество     часов

Примерная

программа

Модифицированная

программа

1.

Раздел I. Сезонные изменения в природе.

28 ч

2.

Сезонные изменения в неживой природе.

12 ч

3.

Растения и животные в разное время года.

12 ч

4.

Труд человека в разное время года.

4 ч

5.

Раздел II: Живая природа.

34 ч

6.

Растения.

14 ч

7.

Животные.

12 ч

8.

Человек.

8 ч

9.

Раздел III: Неживая природа.

6 ч

Всего:

        68 ч

Материально-техническое обеспечение:

  1.Календарь природы.

  2.Предметные картинки.

  3.Сюжетные картинки (для составления предложений).

  4.Муляжи, мягкие игрушки.

  5.Раздаточный материал по темам: «деревья», «кустарники», «цветы», «грибы», «дикие – домашние»,  «птицы», «рыбы», «насекомые».

  6. Серия «Умные игры» - развивающая игра «Парные картинки».

  7. Плакаты «Части тела человека», «Органы чувств».

  8.СД - проигрыватель.

  9. СД «Звуки природы».

 10. Цветные карандаши.

 11. «Чудесный мешочек» для тактильно-сенсорного обследования предметов.

                                        Список литературы:

1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б. Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011г.

2.Программа «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.

Согласовано

заместитель директора по УВР

__________________________

«___» __________ 20___  года

Государственное бюджетное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

общеобразовательная школа № 9 VIII  вида Краснодарского края

г.Краснодар

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

по   предмету «Живой мир»

Класс    4 специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

Учитель Кулиничева Ольга Ивановна

Количество часов: всего 68  часов; в неделю 2 часа.

Планирование составлено на основе  модифицированной  программы

учителем Кулиничевой О.И., утвержденной решением педсовета от 29.08.2014г., протокол  №1.

Модифицированная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)_образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...

рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа

Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...

Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

Пояснительная записка          Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющ...

АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Человек » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год

АДАПТИРОВАННАЯ  РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Человек » во 2-ом  класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...