Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа по окружающему миру (4 класс) на тему
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю.
Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.
Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
4_-_s_zhivoy_mir.docx | 44.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное
учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
Утверждена
решением педсовета
протокол № 1 от 29.08.2014 г.
председатель педсовета
______________ Т.В.Лесовая
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
по предмету ЖИВОЙ МИР
Класс 4 – специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Количество часов 68 часов в год, 2 часа в неделю
Учитель Кулиничева Ольга Ивановна
Программа разработана на основе
программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.
Пояснительная записка
Модифицированная программа составлена на основе «Программ специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011»; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2007.
Программа ориентирована на учебник «Живой мир» для 3 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида / Н.Б. Матвеева, А.М. Попова, Т.О. Куртова. – М.: Просвещение, 2013г.
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра и рассчитан на 68 часов, 2 часа в неделю.
Целью изучения предмета «Живой мир» является формирование естествоведческих знаний у учащихся на основе сведений о живой и неживой природе.
Содержание программы базируется на знакомых детям объектах и явлениях окружающего мира, что позволяет постепенно углублять сведения, раскрывающие причинные, следственные, временные связи между объектами, явлениями и состояниями природы.
На основе ознакомления с окружающим миром происходит разностороннее развитие обучающихся: обогащение их нравственного опыта, формирование навыков поведения в природе и социальной среде. Развивается речь, внимание, память, мышление, пространственная и временная ориентировка.
Изучение окружающего мира ведётся в двух направлениях:
1.Ознакомление с общественной жизнью, трудом людей, культурой поведения
2.Ознакомление с природой.
Темы подчинены принципу сезонности.
Предмет «Живой мир» решает следующие коррекционно – образовательные и воспитательные задачи:
- уточняет имеющиеся у детей представления о живой и неживой природе, дает новые знания об основных ее элементах;
- расширяет представления о взаимосвязи живой и неживой природы, о формах приспособленности живого мира к условиям внешней среды;
- вырабатывает умения наблюдать природные явления, сравнивать их, составлять описания;
- формирует знания учащихся о природе своего края;
- формирует первоначальные сведения о природоохранной деятельности человека, учит детей бережному отношению к природе.
Программа построена по концентрическому принципу с учетом преемственности планирования тем на весь курс обучения в начальной школе. Такой принцип позволяет повторять и закреплять полученные знания в течение года, а далее дополнять их новыми сведениями.
Ведущими методами обучения являются: беседа, рассказ, систематические наблюдения за природой и сезонными изменениями в природе и жизни людей, предметные уроки, экскурсии.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать / уметь:
- называть (показывать) самостоятельно или с помощью учителя изученные объекты и явления;
- различать 3 - 4 вида комнатных растений, называть части растений;
- ухаживать с помощью учителя за комнатными растениями;
- различать (показывать) наиболее распространенные овощи и фрукты; объяснять, где они растут, как используются человеком;
- различать самостоятельно или с помощью учителя диких и домашних животных, рыб;
- называть самостоятельно или с помощью учителя место, где живет зверь (дома – в лесу), подбирать пиктограмму «дом» - «лес» к картинке с животным;
- различать признаки времен года, выбирать соответствующую пиктограмму;
- выполнять элементарные гигиенические требования, правила приема пищи.
Содержание программы
Раздел 1. Сезонные изменения в природе – 20 часов.
Сезонные изменения в неживой природе 12ч
Повторение изученного материала 3 класса. Закрепление представлений о влиянии солнца на смену времен года. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в разное время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, небольшой дождь, заморозки, вьюга, метель, оттепель, ледоход, жаркие дни, радуга, холодный – теплый ветер.
Продолжение наблюдений за погодой, их описание.
Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев.
Растения и животные в разное время года – 12 часов.
Наблюдения за растениями сада и леса в разное время года: яблоня, осина, липа,
акация, орешник. Увядание и появление цветов и трав: медуница, ландыш.
Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец.
Насекомые в осенний период.
Домашние животные в разное время года.
Лесные животные: мыши, змеи, лягушки.
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей в разное время года – 4 ч
Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека во время грозы, дождя, при наступлении заморозков.
Раздел 2. Живая природа – 34 часа.
Растения – 14 часов.
Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники,
травы. Части растений: корень, стебель (ствол), ветки, почки, листья, цветы.
Растения сада. Фруктовые деревья (2 – 3 названия); ягодные кустарники (2 – 3 названия). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды.
Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные, кустарники. Плоды и семена. Орехи. Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные.
Грибы. Грибы съедобные и несъедобные. Травы полезные и травы опасные.
Животные – 12 часов.
Дикие обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. Приспособление диких животных к природным условиям.
Домашние животные: корова, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья, заяц – кролик.
Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. Строение гнезд, забота о потомстве. Птицы перелетные и зимующие: соловей, дрозд, галка, дятел. Хищные птицы: ястреб, коршун, сова. Певчие птицы: соловей, жаворонок.
Раздел 3. Неживая природа – 6 часов.
Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. Ветер.
Человек – 8 часов.
Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких.
Температура тела человека. Градусник и его назначение. Профилактика простудных заболеваний.
Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс.
Окружающая среда и здоровье человека.
Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений.
Учащиеся должны усвоить следующие представления:
- о сезонных изменениях в неживой природе и жизни растений, животных, человека;
- о значении воды, тепла, света в жизни растений, животных, человека;
- о простейших свойствах воды: прозрачность, отсутствие запаха, текучесть;
- о разнообразии животного мира, образе жизни диких и домашних животных;
- о растениях сада и огорода, их отличии;
- о роли питания в жизни человека;
- о гигиенических правилах.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п | Раздел, темы | Кол-во часов | Дата | |
Раздел 1. Сезонные изменения в природе. | 28 ч | по плану | по факту | |
Сезонные изменения в неживой природе. Осень – 3 ч | ||||
1. | Время года: осень. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в осеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 03.09 | |
2. | Осенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход и заход солнца. | 1 ч | 05.09 | |
3. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: облачность, туман, дождь, заморозки, | 1 ч | 10.09 | |
Растения и животные в осеннее время года – 4 ч | ||||
4. | Растения сада и леса в осеннее время года. Увядание трав. | 1 ч | 12.09 | |
5. | Животные осенью. Насекомые в осенний период. | 1 ч | 17.09 | |
6. | Лесные животные: мыши, змеи, лягушки. | 1 ч | 19.09 | |
7. | Птицы, зимующие и перелетные: клёст, снегирь, соловей, грач, скворец. | 1 ч | 24.09 | |
Сезонные работы в саду, огороде, труд людей осенью – 1 ч | ||||
8. | Занятия людей осенью. Работа человека в саду, в огороде. Поведение человека при наступлении заморозков. | 1 ч | 26.09 | |
Раздел 2. Живая природа Растения – 14 часов. | 34 ч | |||
9. | Сравнение и распознавание растений по их признакам: деревья, кустарники, травы. | 1 ч | 01.10 | |
10. | Экскурсия. Деревья в школьном саду. Узнавание. Названия. | 1 ч | 03.10 | |
11. | Части растений: корни. | 1 ч | 08.10 | |
12. | Части растений: стебли (ствол). | 1 ч | 10.10 | |
13. | Части растений: листья, ветки, почки. | 1 ч | 15.10 | |
14. | Части растений: цветы. | 1 ч | 17.10 | |
15. | Растения сада. Фруктовые деревья (яблоня, груша, слива, вишня). | 1 ч | 22.10 | |
16. | Ягодные кустарники (красная и черная смородина, крыжовник). Внешний вид, распознавание. Плоды. Ягоды. | 1 ч | 24.10 | |
17. | Лес. Растения леса. Деревья хвойные и лиственные. | 1 ч | 29.10 | |
18. | Плоды и семена. Лесной орех. | 1 ч | 31.10 | |
19. | Лесные ягоды. Ягоды съедобные и несъедобные | 1 ч | 12.11 | |
20. | Грибы. Грибы съедобные и несъедобные грибы. | 1 ч | 14.11 | |
21-22. | Травы полезные и травы опасные. | 2 ч | 19.11-21.11 | |
Сезонные изменения в неживой природе. Зима – 3 ч. | ||||
23. | Времена года: зима. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в зимнее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 26.11 | |
24 | Зимние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. | 1 ч | 28.11 | |
25. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: вьюга, метель, снегопад, холодный ветер. | 1 ч | 03.12 | |
Растения и животные в зимнее время года – 3 ч | ||||
26. | Растения зимой. Хвойные растения. | 1 ч | 05.12 | |
27. | Животные зимой. Приспособление диких животных к природным условиям. | 1 ч | 10.12 | |
28. | Зимующие птицы. Забота людей о птицах зимой. | 1 ч | 12.12 | |
Сезонные работы, труд людей зимой – 1 ч | ||||
29. | Занятия людей зимой. Забота людей о домашних животных. | 1 ч | 17.12 | |
Раздел 3. Неживая природа – 6 часов. | ||||
30. | Солнце в разные времена года. | 1 ч | 19.12 | |
31. | Восход и заход солнца. | 1 ч | 24.12 | |
32. | Календарь. Знакомство с календарем. Названия месяцев. | 1 ч | 26.12 | |
33. | Воздух и его значение в жизни растений, животных, человека. | 1 ч | 14.01 | |
34. | Термометр (элементарные представления). Измерение температуры воздуха. | 1 ч | 16.01 | |
35. | Ветер. Направление ветра. | 1 ч | 21.01 | |
Раздел 2. Животные – 12 часов. | ||||
36. | Домашние и дикие животные. Различение. Среда обитания. | 1 ч | 23.01 | |
37. | Обитатели леса: кабан, лось, заяц. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни, детеныши. | 1 ч | 28.01 | |
38. | Приспособление диких животных к природным условиям. | 1 ч | 30.01 | |
39. | Домашние животные: корова, свинья, кролик. Внешний вид, питание, детеныши. Уход за домашними животными. | 1 ч | 04.02 | |
40. | Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: кабан – свинья. | 1 ч | 06.02 | |
41. | Сравнение диких и домашних животных. Сходства и различия: заяц – кролик. | 1 ч | 11.02 | |
42. | Птицы. Внешний вид, питание, повадки, образ жизни. | 1 ч | 13.02 | |
43. | Строение гнезд, забота о потомстве. | 1 ч | 18.02 | |
44. | Перелетные птицы: соловей, дрозд. | 1 ч | 20.02 | |
45. | Зимующие птицы: дятел, галки. | 1 ч | 25.02 | |
46. | Хищные птицы: ястреб, коршун, сова. | 1 ч | 27.02 | |
47. | Певчие птицы: соловей, жаворонок. | 1 ч | 04.03 | |
Сезонные изменения в неживой природе. Весна – 3 ч | 3 ч | |||
48. | Времена года: весна. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 06.03 | |
49. | Весенние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. | 1 ч | 11.03 | |
50. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: оттепель, ледоход. | 1 ч | 13.03 | |
Растения и животные в весеннее время года – 3 ч | ||||
51. | Растения весной. Цветение деревьев. Появление цветов и трав: подснежник, медуница, одуванчик. | 1 ч | 18.03 | |
52. | Животные весной. Появление насекомых. | 1 ч | 20.03 | |
53. | Возвращение перелетных птиц | 1 ч | 01.04 | |
Сезонные работы в саду, в огороде. Труд людей весной – 1 ч | ||||
54. | Занятия людей весной. Работа человека в саду, в огороде. | 1 ч | 03.04 | |
Раздел 2. Человек – 8 часов. | ||||
55. | Человек. Дыхание человека. Элементарные представления о строении и работе лёгких. | 1 ч | 08.04 | |
56. | Температура тела человека. Градусник и его назначение. | 1 ч | 10.04 | |
57. | Профилактика простудных заболеваний. | 1 ч | 15.04 | |
58-59. | Сердце, кровь. Элементарные представления о строении и работе сердца. Пульс. | 2 ч | 17.04-22.04 | |
60. | Окружающая среда и здоровье человека. | 1 ч | 24.04 | |
61 | Питание человека. Употребление в пищу овощей, фруктов, молочных продуктов, мяса. | 1 ч | 29.04 | |
62. | Приготовление и хранение пищи. Профилактика пищевых отравлений. | 1 ч | 01.05 | |
Сезонные изменения в неживой природе. Лето – 3 ч | ||||
63. | Времена года: лето. Наблюдение за высотой солнца над горизонтом в весеннее время года: направление солнечных лучей, количество тепла и света. | 1 ч | 06.05 | |
64. | Летние месяцы. Изменение продолжительности дня и ночи. Восход, заход солнца. | 1 ч | 08.05 | |
65. | Формирование представлений о явлениях и состояниях неживой природы: жаркие дни, грозовые дожди, радуга, теплый ветер. | 1 ч | 13.05 | |
Растения и животные в летнее время года – 2 ч | ||||
66. | Ра Растения летом. Цветы, ягоды. | 1 ч | 15.05 | |
67. | Животные летом. | 1 ч | 20.05 | |
Сезонные работы в саду, в огороде. Труд людей летом – 1 ч | ||||
68. | Занятия людей летом. | 1 ч | 22.05 |
Таблица тематического распределения количества часов
№ п/п | Разделы, темы | Количество часов | |
Примерная программа | Модифицированная программа | ||
1. | Раздел I. Сезонные изменения в природе. | 28 ч | |
2. | Сезонные изменения в неживой природе. | 12 ч | |
3. | Растения и животные в разное время года. | 12 ч | |
4. | Труд человека в разное время года. | 4 ч | |
5. | Раздел II: Живая природа. | 34 ч | |
6. | Растения. | 14 ч | |
7. | Животные. | 12 ч | |
8. | Человек. | 8 ч | |
9. | Раздел III: Неживая природа. | 6 ч | |
Всего: | 68 ч |
Материально-техническое обеспечение:
1.Календарь природы.
2.Предметные картинки.
3.Сюжетные картинки (для составления предложений).
4.Муляжи, мягкие игрушки.
5.Раздаточный материал по темам: «деревья», «кустарники», «цветы», «грибы», «дикие – домашние», «птицы», «рыбы», «насекомые».
6. Серия «Умные игры» - развивающая игра «Парные картинки».
7. Плакаты «Части тела человека», «Органы чувств».
8.СД - проигрыватель.
9. СД «Звуки природы».
10. Цветные карандаши.
11. «Чудесный мешочек» для тактильно-сенсорного обследования предметов.
Список литературы:
1.Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б. Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011г.
2.Программа «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.
Согласовано
заместитель директора по УВР
__________________________
«___» __________ 20___ года
Государственное бюджетное специальное (коррекционное)
образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья
общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
г.Краснодар
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
по предмету «Живой мир»
Класс 4 специальный для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Учитель Кулиничева Ольга Ивановна
Количество часов: всего 68 часов; в неделю 2 часа.
Планирование составлено на основе модифицированной программы
учителем Кулиничевой О.И., утвержденной решением педсовета от 29.08.2014г., протокол №1.
Модифицированная программа составлена на основе программы специальных (коррекционных)_образовательных учреждений VIII вида, 0 – 4 классы, под ред. И.М. Бгажноковой, раздел: Живой мир / автор Н.Б.Матвеева, Москва, «Просвещение», 2011 г.; программы «Особый ребенок» для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра / автор И.М. Бгажнокова, Пермь, 2010.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....
Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Отбор содержания произведён с учётом динамики индивидуального развития учащихся, на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...
модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...
рабочая программа "устная речь" для учащихся 4-го специального класса со сложным дефектом,расстройством аутистического типа
Программный материал включает:- повторение материала II класса;- заучивание четверостиший для физкультминуток;- развитие навыков общения;- стимуляция психической активности;- гармонизация эмоци...
модифицированная программа по предмету "коммуникация,правила социального поведения" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Основные задачи программы: · развитие понимания речи;· формирование интереса к об...
Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Пояснительная записка Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющ...
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Человек » во 2-ом классе для обучающихся с расстройствами аутистического спектра на 2019-2020 учебный год
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММАучебного курса «Человек » во 2-ом класседля обучающихся с расстройствами аутистического спектрана 2019-2020 учебный год...