Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа по зож (4 класс) на тему

Пояснительная записка

 

         Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития.

         Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся III специального  класса со сложным дефектом, рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

         Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не   академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.

   Основной задачей программы является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3-s_klass_gigiena.docx40.78 КБ

Предварительный просмотр:

       

Город Краснодар

    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями

      здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида   Краснодарского края

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА

ГИГИЕНА

           При создании программы использован положительный опыт и материал по коррекционной педагогике: Зинкевич -  Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб: институт спец.педагогики и психологии, 2002г.; Дементьева Н.Ф. и др. «Роль семьи в воспитании и обучении детей с «особыми нуждами». М., 2004г.; Обучение детей бытовым навыкам. Кн. Бейкера Б.И., Братмана А. «Путь к независимости». / Пер. и ред. Биттова А., Обнинск, 1999г.

Класс – III специальный для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

Учитель – Кулиничева Ольга Ивановна

Директор ГБС(К) ОУ          _____________________              ________________

Школы № 9 VIII вида                            Ф.И.О.                                 Подпись

Краснодарского края

                               

ДАТА _____________________                                                              

Пояснительная записка

         Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития.

         Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся III специального  класса со сложным дефектом, рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.

         Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не   академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.

   Основной задачей программы является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности.

                             Основные задачи данной программы:

- сообщение учащимся необходимых знаний по самообслуживанию и личной гигиене;

-привитие первичных санитарно–гигиенических навыков, навыков самообслуживания и введение их в повседневную жизнь;

-содействие активному познанию окружающей действительности.

         Накопление знаний и умений  по самообслуживанию должно идти постепенно, последовательно и систематично. Дома с родителями должно осуществляться повторение, закрепление и расширение полезных привычек, эталонов поведения. Обязательным условием занятий по гигиене и самообслуживанию является практическая направленность, с целью самостоятельного применения в жизни. Формирование данных навыков представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию и обучению.

         Программа составлена с учетом психофизических возможностей детей, их познавательной активности, уровня знаний и умений  и направлена на создание реальных возможностей в их самообслуживании.

         Структура занятий по гигиене определяется темой, задачами и выбором методических приемов.  При проведении каждого занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:

       Коррекционно – образовательные задачи, для решения которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью учащихся, стимулировать их деятельность по овладению знаниями и умениями.

      Коррекционно – развивающие задачи: предполагают коррекцию специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи.

    Коррекционно - воспитательные задачи: формирование целенаправленного поведения, преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений; формирование навыков самообслуживания.

     Уроки по предмету предполагают детальную отработку трудовых операций по самообслуживанию и гигиенических навыков. Поэтому  требуют необходимого предметного оборудования, пособий, дидактического материала.

       Содержание программы

Раздел I. Личная гигиена (11 часов).

Раздел II.  Навыки поведения и самообслуживания (23 часа).

Итого: 34 часа.

      Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Учащиеся должны уметь:

- пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком, салфетками, мыть руки после посещения туалета;

- обращать внимание на свой внешний вид, замечать непорядок в одежде, устранять его с помощью учителя;

- знать и различать виды одежды, обуви, головных уборов, соблюдать элементарные правила ухода за одеждой и обувью;

- соотносить одежду и обувь по различным признакам (для дома, для прогулки и т.д.);

- различать самостоятельно или с помощью учителя лицевую сторону от изнанки;

- совершенствовать навыки правильного поведения за столом:

- различать и называть основные продукты питания;

- выполнять определенные трудовые поручения в столовой и в классе.

                                Гигиена, самообслуживание

Раздел 1. Личная гигиена (11 часов).

1. Личная гигиена.  «Быть чистым – красиво и полезно для здоровья».

2. Правила санитарии и гигиены: «Чистое помещение – залог здоровья».

3. Предметы  личной гигиены: мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная  

     паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна, шампунь, ножницы.

4. Части тела. Называние и показ частей тела.

5. Части лица. Называние и показ частей лица.

6.  Правила ухода за телом: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесывать.

7.  Гигиена рук, ног, лица.

8.  Практические упражнения: использование крема для ухода за кожей.

9.  Уход за зубами. Беседа-практикум: «Умеешь ли ты чистить зубы?»

10. Уход за волосами. Практические упражнения: причесывание волос

11. Умение в разных ситуациях использовать носовой платок.

Раздел 2. Навыки поведения и самообслуживания  (23 часа)

 Тема 1. Одевание и раздевание. Уход за одеждой и обувью (8 часов).

1.Последовательность одевания на прогулку: что надо снять, что надо одеть и  

куда  положить.

2. Различение лицевой стороны от изнанки в процессе одевания.

3. Привитие умения складывать и убирать свою одежду. Складывание одежды

    на  стульчик, умение вешать одежду на вешалку.

4. Расстегивание и застегивание на одежде пуговиц, кнопок, молнии.

5. Практические упражнения: чистим загрязнения на одежде.

6. Отработка умения следить за своим внешним видом.

7. Обувание и снимание обуви на липучках, на пряжках, на шнурках.

8. Практические упражнения: чистка обуви и протирание ее тряпочкой.

Тема 2. Правила поведения за столом. Эстетика приема пищи (11 часов).

1.Поведение во время приема пищи.

2.Практическое занятие: обучение умению садиться за стол и вставать из-за  

   стола.

3.Практические упражнения: переноска стула и посадка во время еды.

4.Сервировка стола к обеду с помощью учителя.

5.Пользование салфеткой после еды.

6.Отработка умения сметать со стола крошки в совочек, вытирать стол   тряпочкой.

7. Отработка умения нести, ставить поднос.

8. Отработка умения убирать посуду со стола, уносить по одному прибору в

    мойку.

9. Отработка умения пользоваться ложкой и вилкой.

10.Дидактическая игра «Угостим друзей чаем». Сервировка стола.

11.Практическое занятие. «Я – дежурный в столовой»

   Тема 3.Навыки культурного поведения в общественных местах (4 часа).

1.Правила поведения в туалетной комнате.

2.Умение содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, школьные  

  принадлежности.

3.Правила поведения на улице.

4. Поведение в общественном транспорте и на остановке.

                     Материально- техническое обеспечение:

 1.Предметные картинки.

 2.Плакат «Строение тела человека», «Части лица», «Режим дня».

 3. Предметы для практических занятий: расческа, носовой платок, вешалка, поднос, детский крем, салфетки.

 4.Предметные картинки.

 5.Набор детской посуды для игры.

 6.Столовые приборы (ложка, вилка).

 7.Тренажеры – застежки

Календарно – тематическое планирование уроков

(34 часа, 1 раз в неделю)

                               

№ п/п

Наименование разделов, тем программы

Кол-во часов

Дата

Раздел 1.      Личная гигиена - 11 ч

 1.

Личная гигиена. «Быть чистым – красиво и полезно для здоровья».

 2.

Правила санитарии и гигиены: «Чистое помещение–залог  здоровья».

 3.

Предметы личной гигиены: мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна, шампунь, ножницы.

 4.

Части тела. Называние и показ частей тела.

 5.

Части лица. Называние и показ частей лица.

 6.

Правила ухода за телом: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесывать

  7.

Гигиена рук, ног, лица.

  8.

Практические упражнения: использование крема для ухода за кожей.

  9.

Уход за зубами. Беседа – практикум: «Умеешь ли ты чистить зубы?»

 10.

Уход за волосами. Практические упражнения: причесывание волос.

 11.

Умение в разных ситуациях использовать носовой платок.

            Раздел 2. Навыки поведения и самообслуживания. (23 час.)

Уход за одеждой и обувью - 8 часов.

 12.

Последовательность одевания на прогулку: что надо снять, что надо одеть и куда положить.

13.

Различение лицевой стороны от изнанки в процессе одевания.

14.

Привитие умения складывать и убирать свою одежду. Складывание одежды на стульчик, умение вешать одежду на вешалку.

15.

Расстегивание и застегивание на одежде пуговиц, кнопок, молнии.

Практические упражнения: чистка загрязнений на одежде.

16.

Отработка умения следить за своим внешним видом.

 17.

Обувание и снимание обуви на липучках, на пряжках, на шнурках.

 18.

Практические упражнения: чистка обуви и протирание ее тряпочкой

Правила поведения за столом. Эстетика приема пищи – 11 часов.

19.

Поведение во время приема пищи.

20.

Практическое занятие: обучение умению садиться за стол и вставать из-за стола.

21.

Практические упражнения: переноска стула и посадка во время еды

22.

Сервировка стола к обеду с помощью учителя.

23.

Пользование салфеткой во время еды.

24.

Отработка умения сметать со стола крошки в совочек, вытирать стол тряпочкой.

25.

Отработка умения нести, ставить поднос.

26.

Отработка умения убирать посуду со стола, уносить по одному прибору в мойку.

27.

Отработка умения пользоваться ложкой и вилкой.

28.

Дидактическая игра «Угости друзей чаем».

29.

Практическое занятие. «Я – дежурный в столовой».

30.

Практическое занятие. «Я – классу».

   Навыки культурного поведения в общественных местах – 4 часа.

31.

Правила поведения в туалетной комнате.

32.

Умение содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, школьные принадлежности.

33.

Правила поведения на улице.

34.

Поведение в общественном транспорте и на остановке.

            Таблица тематического распределения количества часов.

№ п/п

Разделы, темы

Кол-во

часов

1.

Личная гигиена.

11 ч

2.

Практические упражнения по теме.

8 ч

3.

Одевание и раздевание. Уход за одеждой и обувью.

8 ч

4.

Практические упражнения. Закрепление ранее приобретенных навыков.

8 ч

5.

Правила поведения за столом. Эстетика приема пищи.

11 ч

6.

Практические упражнения по теме.

10 ч

7.

Навыки культурного поведения в общественных местах.

4 ч

Всего:

34 ч

Список литературы:

1.        Бгажнокова И.М Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 1997г. №1.

2.        Зинкевич -  Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб: институт спец.педагогики и психологии, 2002г.

3.        Дементьева Н.Ф. и др. «Роль семьи в воспитании и обучении детей с «особыми нуждами». М., 2004г.

4.        Обучение детей бытовым навыкам. Кн. Бейкера Б.И., Братмана А. «Путь к независимости». / Пер. и ред. Биттова А., Обнинск, 1999г

5.        Мастюкова, Моковнина А.П. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (под редакцией Селеверствова В.И.), Москва, гумюищд. Центр Владос, 2003г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект игрового занятия для учащихся со сложной структурой дефекта

Игровое занятие для учащихся с умеренной умственной отсталостью, направлено на эмоционально-волевое и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья....

Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....

Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистиче...

Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Отбор содержания произведён с учётом динамики  индивидуального развития учащихся,  на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...

модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра

     Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...