Модифицированная программа по предмету "гигиена" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
рабочая программа по зож (4 класс) на тему
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития.
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся III специального класса со сложным дефектом, рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.
Основной задачей программы является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3-s_klass_gigiena.docx | 40.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Город Краснодар
Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями
здоровья общеобразовательная школа № 9 VIII вида Краснодарского края
МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА
ГИГИЕНА
При создании программы использован положительный опыт и материал по коррекционной педагогике: Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб: институт спец.педагогики и психологии, 2002г.; Дементьева Н.Ф. и др. «Роль семьи в воспитании и обучении детей с «особыми нуждами». М., 2004г.; Обучение детей бытовым навыкам. Кн. Бейкера Б.И., Братмана А. «Путь к независимости». / Пер. и ред. Биттова А., Обнинск, 1999г.
Класс – III специальный для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Учитель – Кулиничева Ольга Ивановна
Директор ГБС(К) ОУ _____________________ ________________
Школы № 9 VIII вида Ф.И.О. Подпись
Краснодарского края
ДАТА _____________________
Пояснительная записка
Данная программа составлена с учетом исследований в коррекционной педагогике и на основе существующего опыта с детьми, имеющими сложные и множественные нарушения развития.
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся III специального класса со сложным дефектом, рассчитан на 34 часа в год, 1 час в неделю.
Для большинства «особых» детей наиболее значимыми являются не академические навыки, а овладение навыками обслуживания, общения, приспособления к ежедневной жизни людей.
Основной задачей программы является целенаправленная подготовка к взрослой жизни, снижение уровня опеки со стороны близких и окружающих людей, а также формирования для каждого ребенка максимального уровня самостоятельности.
Основные задачи данной программы:
- сообщение учащимся необходимых знаний по самообслуживанию и личной гигиене;
-привитие первичных санитарно–гигиенических навыков, навыков самообслуживания и введение их в повседневную жизнь;
-содействие активному познанию окружающей действительности.
Накопление знаний и умений по самообслуживанию должно идти постепенно, последовательно и систематично. Дома с родителями должно осуществляться повторение, закрепление и расширение полезных привычек, эталонов поведения. Обязательным условием занятий по гигиене и самообслуживанию является практическая направленность, с целью самостоятельного применения в жизни. Формирование данных навыков представляет собой начальный этап в работе по трудовому воспитанию и обучению.
Программа составлена с учетом психофизических возможностей детей, их познавательной активности, уровня знаний и умений и направлена на создание реальных возможностей в их самообслуживании.
Структура занятий по гигиене определяется темой, задачами и выбором методических приемов. При проведении каждого занятия реализуются три основные группы взаимосвязанных задач:
Коррекционно – образовательные задачи, для решения которых учителю необходимо осуществлять руководство познавательной деятельностью учащихся, стимулировать их деятельность по овладению знаниями и умениями.
Коррекционно – развивающие задачи: предполагают коррекцию специфического недоразвития восприятия, моторики, внимания, речи.
Коррекционно - воспитательные задачи: формирование целенаправленного поведения, преодоление отрицательных форм поведения: агрессии, негативизма, расторможенности влечений; формирование навыков самообслуживания.
Уроки по предмету предполагают детальную отработку трудовых операций по самообслуживанию и гигиенических навыков. Поэтому требуют необходимого предметного оборудования, пособий, дидактического материала.
Содержание программы
Раздел I. Личная гигиена (11 часов).
Раздел II. Навыки поведения и самообслуживания (23 часа).
Итого: 34 часа.
Основные требования к знаниям и умениям обучающихся
Учащиеся должны уметь:
- пользоваться индивидуальной расческой, носовым платком, салфетками, мыть руки после посещения туалета;
- обращать внимание на свой внешний вид, замечать непорядок в одежде, устранять его с помощью учителя;
- знать и различать виды одежды, обуви, головных уборов, соблюдать элементарные правила ухода за одеждой и обувью;
- соотносить одежду и обувь по различным признакам (для дома, для прогулки и т.д.);
- различать самостоятельно или с помощью учителя лицевую сторону от изнанки;
- совершенствовать навыки правильного поведения за столом:
- различать и называть основные продукты питания;
- выполнять определенные трудовые поручения в столовой и в классе.
Гигиена, самообслуживание
Раздел 1. Личная гигиена (11 часов).
1. Личная гигиена. «Быть чистым – красиво и полезно для здоровья».
2. Правила санитарии и гигиены: «Чистое помещение – залог здоровья».
3. Предметы личной гигиены: мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная
паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна, шампунь, ножницы.
4. Части тела. Называние и показ частей тела.
5. Части лица. Называние и показ частей лица.
6. Правила ухода за телом: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесывать.
7. Гигиена рук, ног, лица.
8. Практические упражнения: использование крема для ухода за кожей.
9. Уход за зубами. Беседа-практикум: «Умеешь ли ты чистить зубы?»
10. Уход за волосами. Практические упражнения: причесывание волос
11. Умение в разных ситуациях использовать носовой платок.
Раздел 2. Навыки поведения и самообслуживания (23 часа)
Тема 1. Одевание и раздевание. Уход за одеждой и обувью (8 часов).
1.Последовательность одевания на прогулку: что надо снять, что надо одеть и
куда положить.
2. Различение лицевой стороны от изнанки в процессе одевания.
3. Привитие умения складывать и убирать свою одежду. Складывание одежды
на стульчик, умение вешать одежду на вешалку.
4. Расстегивание и застегивание на одежде пуговиц, кнопок, молнии.
5. Практические упражнения: чистим загрязнения на одежде.
6. Отработка умения следить за своим внешним видом.
7. Обувание и снимание обуви на липучках, на пряжках, на шнурках.
8. Практические упражнения: чистка обуви и протирание ее тряпочкой.
Тема 2. Правила поведения за столом. Эстетика приема пищи (11 часов).
1.Поведение во время приема пищи.
2.Практическое занятие: обучение умению садиться за стол и вставать из-за
стола.
3.Практические упражнения: переноска стула и посадка во время еды.
4.Сервировка стола к обеду с помощью учителя.
5.Пользование салфеткой после еды.
6.Отработка умения сметать со стола крошки в совочек, вытирать стол тряпочкой.
7. Отработка умения нести, ставить поднос.
8. Отработка умения убирать посуду со стола, уносить по одному прибору в
мойку.
9. Отработка умения пользоваться ложкой и вилкой.
10.Дидактическая игра «Угостим друзей чаем». Сервировка стола.
11.Практическое занятие. «Я – дежурный в столовой»
Тема 3.Навыки культурного поведения в общественных местах (4 часа).
1.Правила поведения в туалетной комнате.
2.Умение содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, школьные
принадлежности.
3.Правила поведения на улице.
4. Поведение в общественном транспорте и на остановке.
Материально- техническое обеспечение:
1.Предметные картинки.
2.Плакат «Строение тела человека», «Части лица», «Режим дня».
3. Предметы для практических занятий: расческа, носовой платок, вешалка, поднос, детский крем, салфетки.
4.Предметные картинки.
5.Набор детской посуды для игры.
6.Столовые приборы (ложка, вилка).
7.Тренажеры – застежки
Календарно – тематическое планирование уроков
(34 часа, 1 раз в неделю)
№ п/п | Наименование разделов, тем программы | Кол-во часов | Дата |
Раздел 1. Личная гигиена - 11 ч | |||
1. | Личная гигиена. «Быть чистым – красиво и полезно для здоровья». | ||
2. | Правила санитарии и гигиены: «Чистое помещение–залог здоровья». | ||
3. | Предметы личной гигиены: мыло, мочалка, расческа, зубная щетка, зубная паста, полотенце, дезодорант, таз, ванна, шампунь, ножницы. | ||
4. | Части тела. Называние и показ частей тела. | ||
5. | Части лица. Называние и показ частей лица. | ||
6. | Правила ухода за телом: мыть, вытирать, чистить, полоскать, причесывать | ||
7. | Гигиена рук, ног, лица. | ||
8. | Практические упражнения: использование крема для ухода за кожей. | ||
9. | Уход за зубами. Беседа – практикум: «Умеешь ли ты чистить зубы?» | ||
10. | Уход за волосами. Практические упражнения: причесывание волос. | ||
11. | Умение в разных ситуациях использовать носовой платок. | ||
Раздел 2. Навыки поведения и самообслуживания. (23 час.) | |||
Уход за одеждой и обувью - 8 часов. | |||
12. | Последовательность одевания на прогулку: что надо снять, что надо одеть и куда положить. | ||
13. | Различение лицевой стороны от изнанки в процессе одевания. | ||
14. | Привитие умения складывать и убирать свою одежду. Складывание одежды на стульчик, умение вешать одежду на вешалку. | ||
15. | Расстегивание и застегивание на одежде пуговиц, кнопок, молнии. Практические упражнения: чистка загрязнений на одежде. | ||
16. | Отработка умения следить за своим внешним видом. | ||
17. | Обувание и снимание обуви на липучках, на пряжках, на шнурках. | ||
18. | Практические упражнения: чистка обуви и протирание ее тряпочкой | ||
Правила поведения за столом. Эстетика приема пищи – 11 часов. | |||
19. | Поведение во время приема пищи. | ||
20. | Практическое занятие: обучение умению садиться за стол и вставать из-за стола. | ||
21. | Практические упражнения: переноска стула и посадка во время еды | ||
22. | Сервировка стола к обеду с помощью учителя. | ||
23. | Пользование салфеткой во время еды. | ||
24. | Отработка умения сметать со стола крошки в совочек, вытирать стол тряпочкой. | ||
25. | Отработка умения нести, ставить поднос. | ||
26. | Отработка умения убирать посуду со стола, уносить по одному прибору в мойку. | ||
27. | Отработка умения пользоваться ложкой и вилкой. | ||
28. | Дидактическая игра «Угости друзей чаем». | ||
29. | Практическое занятие. «Я – дежурный в столовой». | ||
30. | Практическое занятие. «Я – классу». | ||
Навыки культурного поведения в общественных местах – 4 часа. | |||
31. | Правила поведения в туалетной комнате. | ||
32. | Умение содержать в чистоте и порядке свое рабочее место, школьные принадлежности. | ||
33. | Правила поведения на улице. | ||
34. | Поведение в общественном транспорте и на остановке. |
Таблица тематического распределения количества часов.
№ п/п | Разделы, темы | Кол-во часов |
1. | Личная гигиена. | 11 ч |
2. | Практические упражнения по теме. | 8 ч |
3. | Одевание и раздевание. Уход за одеждой и обувью. | 8 ч |
4. | Практические упражнения. Закрепление ранее приобретенных навыков. | 8 ч |
5. | Правила поведения за столом. Эстетика приема пищи. | 11 ч |
6. | Практические упражнения по теме. | 10 ч |
7. | Навыки культурного поведения в общественных местах. | 4 ч |
Всего: | 34 ч |
Список литературы:
1. Бгажнокова И.М Проблемы социальной адаптации детей с нарушениями интеллекта. // Дефектология, 1997г. №1.
2. Зинкевич - Евстигнеева Т.Д., Нискевич Л.А. «Как помочь «особому» ребенку. Книга для педагогов и родителей. СПб: институт спец.педагогики и психологии, 2002г.
3. Дементьева Н.Ф. и др. «Роль семьи в воспитании и обучении детей с «особыми нуждами». М., 2004г.
4. Обучение детей бытовым навыкам. Кн. Бейкера Б.И., Братмана А. «Путь к независимости». / Пер. и ред. Биттова А., Обнинск, 1999г
5. Мастюкова, Моковнина А.П. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии (под редакцией Селеверствова В.И.), Москва, гумюищд. Центр Владос, 2003г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект игрового занятия для учащихся со сложной структурой дефекта
Игровое занятие для учащихся с умеренной умственной отсталостью, направлено на эмоционально-волевое и социальное развитие детей с ограниченными возможностями здоровья....
Модифицированная программа по предмету "Лепка,рисование,ручное творчество" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Программа направлена на обучение доступным приёмам труда, развитие творческих способностей обучающихся, формирование умения работать в коллективе....
Модифицированная программа по предмету "Живой мир" для учащихся 4-специального класса со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Изучаемый материал приведен в соответствие с учебным планом школы и максимально допустимой недельной нагрузкой учащихся 4 класса со сложным дефектом, расстройством аутистиче...
Модифицированная программа по предмету чтение для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Отбор содержания произведён с учётом динамики индивидуального развития учащихся, на основе дифференцированного и индивидуального подхода для дальнейшего развития...
модифицированная программа по предмету "письмо" для 4-го специального класса для обучающихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Обучение чтению и письму ведется параллельно. В ходе обучения письму осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке: выкладывание букв из цветных палочек...
модифицированная программа по предмету "коммуникация,правила социального поведения" для учащихся со сложным дефектом, расстройством аутистического спектра
Основные задачи программы: · развитие понимания речи;· формирование интереса к об...
«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»«Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»
laquo;Особенности коррекционной работы в классе для детей со сложными дефектами»...