Урок по развитию речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира. 3 класс. "Почему идет дождь и дует ветер?"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?»
План-конспект урока
Предмет: развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира
Класс: 3
Тема урока: «Почему идёт дождь и дует ветер?»
Цели и задачи: расширить и уточнить представления детей о дожде и ветре; объяснить причины их возникновения; раскрыть значение этих явлений для жизни растений, животных и человека.
Оборудование: 1. Грамота «Лучшему знатоку Луны»
2. Воздушный шарик
Ход урока:
I. Организационный момент, сообщение целей урока
- Здравствуйте, ребята. О чем пойдет речь сегодня на уроке вы узнаете, если отгадаете загадки.
Мочит поле, лес и луг,
Город, дом и всё вокруг!
Облаков и туч он вождь,
Ты же знаешь, это - ...
Ответ (Дождь)
Он идет, а мы бежим,
Он догонит все равно!
В дом укрыться мы спешим,
Будет к нам стучать в окно,
И по крыше тук да тук!
Нет, не впустим, милый друг!
Ответ (дождь)
Бежал по тропке луговой -
Кивали маки головой.
Бежал по речке голубой -
Речка сделалась рябой.
Ответ (Ветер)
II. Повторение ранее изученного материала
Хорошо читающие ученики получают индивидуальные задания: на карточке написан текст с пропущенными словами, дети должны догадаться, какие слова надо подставить.
Первая карточка. «Звезды»
- Все звезды — это огромные пылающие ... {шары).
- Ближайшая к Земле звезда — ... {Солнце).
- Звезды кажутся нам маленькими светящимися точками, потому что ... {находятся далеко от Земли).
- Все звезды отличаются по ... {размеру) и по ... {цвету).
- Звезд на небе очень много, и люди объединились их в... {созвездия).
- У Большого Ковша
Больно ручка хороша!
Три звезды — и все подряд,
Как алмазные, горят.
Это созвездие — ... {Большая Медведица)
Вторая карточка. «Луна»
- Луна — естественный ... {спутник) Земли.
- Она движется вокруг ... {Земли) и обходи ее кругом один раз за месяц.
- Луна в несколько раз ... {меньше) Земли.
- Луна сама ... {не испускает) света. Она, словно зеркало, отражает свет... {Солнца).
- На Луне нет ... {воздуха) — поэтому люди там ... {не живут).
- А еще на Луне нет... (воды).
Для остальных проводится «Аукцион знаний». Дети говорят по одному предложению о Луне. Побеждает тот, кто сообщит что-либо о Луне последним. Ему вручается грамота «Лучшему знатоку Луны»
III. Работа над новой темой
- Итак, ребята, слушайте!
(По ходу объяснения демонстрирую схему круговорота воды в природе)
- На Земле много океанов и морей, рек и ручейков, озер,
прудов и луж. Солнце нагревает воду. Она испаряется. Кто
знает, что это происходит с водой?
- Вода испаряется, т.е. становится невидимым и прозрач-
ным паром. Этот легкий пар с теплым воздухом поднима-
ется вверх. А там, на высоте, всегда холодно. Маленькие
капельки соединяются и образуют крупные капли. Этих
капель так много, что они все вместе превращаются в
большое темное облако — тучу.
- Капли воды, из которых состоят тучи, тяжелые. Они не могут долго держаться и падают на землю. Вот и получается дождь. Потом выглянет солнце и высушит воду. Она опять превратится в пар, чтобы высоко в небе образовать тучку и пролиться на землю благодатным дождем.
- Ребята, вам стало понятно, как получается дождь? Давайте прочитаем объяснение и запомним его.
Дети читают текст.
2. После чтения учитель задает вопросы:
- Что такое туча ? (Темное, густое облако.)
- Из чего состоит туча ? (Из тяжелых капелек воды.)
- Почему капли падают на землю, и получается дождь? (Они тяжелые и не могут долго держаться в небе.)
3. - Ребята, а какие бывают дожди ?
Ученики рассматривают различные виды дождей на рисунке (слайд 12)
и соотносят их с названиями.
- Какие дожди вы наблюдали?
4. После этого рассматривают следующую картинку
и объясняют, почему растения и животные радуются дождю.
6. В Рабочей тетради дети рисуют веселый и грустный дождик
7. Физкультминутка
8. Почему дует ветер?
1). Учителем читаются загадки о ветре
2). Учитель предлагает найти на стр. учебника слова, которыми можно описать ветер и спрашивает:
- Ребята, а как мы можем получить ветер ?
Ученики могут предложить такие способы: подуть — и ощутить ветерок; помахать руками перед лицом — и почувствуем ветерок. Учитель демонстрирует еще один способ: на подоконник кладет воздушный шарик, открывает на несколько секунд окно. Дети замечают, что холодный воздух сдул шарик с окна.
3). - Ребята, а как же возникает ветер ?
Предположение детей выслушиваются. Учитель обобщает:
- Теплый воздух легче холодного. Он всегда стремится вверх, а холодный воздух тяжелый, он стелится понизу. Значит ветер – это воздух, который приходит в движение. Солнце греет землю, и от земли нагревается воздух. Но вода, растения, дома и почва неодинаково нагреваются, а значит, и воздух над ними разной температуры. Над речкой он более холодный, чем над асфальтом или каменным домом. над широкими теплыми морями, над снежными полями, над лесами и жаркими пустынями всё время движется воздух. Вокруг всей земли воздух кружится. То сильнее, то слабее дует ветер. Сильные и опасные ветры называются ураган, тайфун, смерч. Тихие ветры – бриз, муссон.
4). Продолжая разговор о ветре, ученики выполняют задание 3 в Рабочей тетради: объясняют, что на этих рисунках неверно.
IV. Итог урока
Учащимся предлагается разгадать кроссворд и вспомнить, на какие вопросы сегодня отвечали. Дети отвечают на вопрос почему идет дождь и дует ветер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."
На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...
ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.
Рабочая программ по учебному предмету озм «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»...
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...
Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету....
Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".
Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс...