Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) на тему
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
http://nsportal.ru/sites/default/files/2015_razvitie_rechi_pechat.doc | 217.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по учебному предмету «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, подготовительный, 1-4 классы под ред. В. В. Воронковой; 8 е издание. – М.: Просвещение, 2013г, раздел Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших школьников. Занятия по учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
Цели и задачи обучения и коррекции
Цель: создать условия для развития и исправления дефектов общего и речевого развития детей, их познавательную
деятельность.
Задачи:
Образовательные
- Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы,
устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности.
- Формирование и отработка различных речевых умений.
Коррекционно-развивающие
- Расширение и обогащение представления о непосредственно окружающем мире;
- Обогащение словарного запаса учащихся.
- Развитие показательной деятельности учащихся.
- Развитие мышления.
Воспитательные
1.Воспитание адекватной самооценки на основе критерия оценивания.
2.Воспитание ответственного отношения к природе и окружающему миру.
3.Воспитание интереса и увлеченности к изучаемому предмету.
Используемые технологии:
- разноуровневого и дифференцированного подхода;
- здоровьесберегающие;
- игровые;
- личностно-ориентированные;
- информационно-коммуникативные.
Методы обучения.
1.Методы организации и осуществления учебно-воспитательной и познавательной деятельности:
- словесные методы: рассказ, беседа, объяснение;
- практический метод;
- наглядные методы: иллюстрация, демонстрация, наблюдения учащихся;
- работа с учебником.
2. Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности:
- методы стимулирования мотивов интереса к учению: познавательные игры, занимательность, создание ситуации новизны, ситуации успеха;
- методы стимулирования мотивов старательности: убеждение, приучение, поощрение, требование.
3.Методы контроля и самоконтроля учебной деятельности:
- устные или письменные методы контроля;
- фронтальные, групповые или индивидуальные;
- итоговые и текущие.
Формы обучения
По охвату детей в процессе обучения (коллективные; групповые; индивидуальные).
2. По месту организации (школьные).
3. Традиционные (урок, экскурсия, предметные уроки, домашняя учебная работа).
4. Нетрадиционные формы обучения: уроки-соревнования; уроки-викторины; уроки-конкурсы; уроки-игры и т.д.
Виды деятельности:
- обогащение и уточнение словаря;
- наблюдение за предметами и явлениями окружающей действительности;
- чтение литературы по изучаемому материалу;
- называние и характеристика предметов и явлений по их основным свойствам;
- сравнение предметов и явлений между собой и с другими предметами и явлениями, их классификация, установление элементарных зависимостей;
- активное участие в беседе;
- составление простых распространённых предложений и сложных посредством союзов (с помощью учителя);
- описание предметов, явлений природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам и действиям;
- связное высказывание по затрагиваемым в беседе вопросам;
- дополнение высказываний собеседников на основе материала личных наблюдений и прочитанного;
- составление небольших рассказов на предложенную учителем тему;
- использование в своей речи вновь усвоенных слов и оборотов речи;
- освоение на практике полученных знаний.
На изучение предмета в 4 классе по учебному плану выделено 2 часа в неделю.
1 четверть - 17 часов
2 четверть - 14часов
3 четверть - 19 часов
4 четверть - 18часов
Всего за учебный год 68 часов
Примечание: уроки, совпадающие с праздничными днями, проводятся соответственно за счет уплотнения тематического материала, представляется лист корректировки программы.
Изменения, внесенные в авторскую программу
Программа составлена с учетом уровня обученности детей, максимального развития познавательных интересов, индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся. При составлении данной рабочей программы в авторскую программу В.В.Воронковой были внесены изменения и дополнения.
- В целях максимального коррекционного воздействия и повышение интеллектуального уровня включена работа с научно –познавательной литературой ( словари, энциклопедии)
По возможностям обучения умственно отсталые учащиеся делятся на четыре группы.
I группу составляют ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом в процессе фронтального обучения. Все задания ими, как правило, выполняются самостоятельно. Они не испытывают больших затруднений при выполнении измененного задания, в основном правильно используют имеющийся опыт, выполняя новую работу. Умение объяснять свои действия словами свидетельствует о сознательном усвоении этими учащимися программного материала. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения такие ученики успешнее остальных применяют на практике. При выполнении сравнительно сложных заданий им нужна незначительная активизирующая помощь взрослого.
Учащиеся II группы также достаточно успешно обучаются в классе. В ходе обучения эти дети испытывают несколько большие трудности, чем ученики I группы. Они в основном понимают фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминают изучаемый материла, но без помощи сделать элементарные выводы и обобщения не в состоянии.
Их отличает меньшая самостоятельность в выполнении всех видов работ, они нуждаются в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей. Перенос знаний в новые условия их в основном не затрудняет. Но при этом ученики снижают темп работы, допускают ошибки, которые могут быть исправлены с незначительной помощью. Объяснения своих действий у учащихся II группы недостаточно точны, даются в развернутом плане с меньшей степенью обобщенности. Эти ученики овладевают связной устной и письменной речью, но в то же время для успешной передачи своих мыслей им нужна помощь учителя в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности.
К III группе относятся ученики, которые с трудом усваивают программный материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической).
Успешность усвоения знаний, в первую очередь, зависит от понимания детьми того, что им сообщается. Для этих учащихся характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся значительно ниже, чем у детей, отнесенных к II группе. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о низкой способности учащихся данной группы обобщать из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно поставленной задаче.
Школьники III группы в процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью. Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере осознанном процессе усвоения.
К IV группе относятся учащиеся, которые овладевают учебным материалом вспомогательной школы на самом низком уровне. При этом только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению. Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой вспомогательной школы.
Планируемые результаты изучения курса.
Учащиеся 4 класса должны знать:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы,
- правила дорожного движения,
- названия месяцев,
- признаки времён года,
- виды работ людей в разное время года,
- части гриба, дерева,
- назначение частей квартиры,
- назначение видов мебели,
- виды посуды и её назначение,
- отличия перелётных птиц от зимующих птиц.
Учащиеся 4 класса должны уметь:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости,
- активно участвовать в беседе,
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведённых наблюдений,
- выполнять практические работы по уходу за жилищем, по посадке растений на пришкольном участке, по уборке урожая,
- соблюдать правила личной гигиены,
- соблюдать правила дорожного движения.
2 группа
Сезонные изменения в природе
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ежедневно наблюдать за погодой, самостоятельно вести календарь природы;
- систематически наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Учащиеся должны знать:
- названия явлений природы;
- признаки осени, зимы, весны и лета.
Где мы живем
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать предметы быта, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- ухаживать за предметами быта;
- поддерживать порядок в классе, школе, дома;
- соблюдать правила личной гигиены.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- назначение квартиры, комнаты, мебели, посуды;
- как ухаживать за посудой, мебелью.
Природа
Учащиеся должны уметь:
- называть и характеризовать растения и животных, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства;
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов.
Учащиеся должны знать:
- названия и виды животных, растений;
- как ухаживать за животными и растениями.
Здоровье и безопасность
Учащиеся должны уметь:
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения, правильно используя формы знакомых слов;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать:
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
3 группа
Сезонные изменения в природе
Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- называть и характеризовать явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, используя опору (таблицу, памятку, схему и др.);
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения;
- ежедневно наблюдать за погодой, вести календарь природы;
- систематически наблюдать за сезонными изменениями в природе.
Учащиеся должны знать (называть):
- названия явлений природы;
- признаки осени, зимы, весны и лета.
Где мы живем
Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- называть и характеризовать предметы быта, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, используя опору (таблицу, памятку, схему и др.);
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
- высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения;
- ухаживать за одеждой и обувью;
- ухаживать за предметами быта;
- поддерживать порядок в классе, школе, дома;
- соблюдать правила личной гигиены.
Учащиеся должны знать (называть):
- названия и свойства изученных предметов;
- назначение квартиры, комнаты, мебели, посуды;
- как ухаживать за посудой, мебелью
Природа
Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- называть и характеризовать растения и животных, сравнивать и классифицировать, устанавливать общие и отличительные свойства, используя опору (таблицу, памятку, схему и др.);
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения.
Учащиеся должны знать (называть):
- названия и виды животных, растений;
- как ухаживать за животными и растениями.
Здоровье и безопасность
Учащиеся должны уметь с помощью учителя:
- участвовать в беседе, отвечать на вопросы, дополнять высказывания товарищей;
- связно высказываться по плану, употребляя простые распространенные предложения;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила уличного движения.
Учащиеся должны знать (называть):
- названия и свойства изученных предметов;
- выученные правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Содержание тем учебного курса
№ п/п урока | Наименование разделов и тем | Коли-чество часов | Из них | |||
Контрольные работы | Самостоятельные работы | Практические работы | Экскурсии | |||
1 | Сезонные изменения в природе | 17 ч. | 2 | - | - | 6 |
2 | Где мы живем. | 10 ч. | - | - | 2 | - |
3 | Природа. | 29 ч. | 1 | - | 1 | - |
4 | Здоровье и безопасность. | 12 ч. | - | - | 3 | - |
Итого: | 68 | 3 | - | 6 | 6 |
Календарно-тематический план
№ урока | № Урока по теме п/п | Наименование разделов, тем урока | Кол-во ча сов | Тип урока | Виды учебной деятельности | Цель коррекционной работы | Приме чание |
1 | 1.1 | День Знаний. Время года: лето. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Беседа. Работа с загадками, с сюжетными картинками. | Коррекция речи, мышления на основе упражнения «Расставь правильно». | |
2 | 3.1 | Начало осени. Сбор урожая. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Фронтальная беседа Работа с сюжетными и предметными картинками. Наблюдение. Игра «Что это за овощ?» | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации «Выбери». | |
3 | 3.2 | Сбор урожая: овощи, фрукты. | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа Работа с загадками. Игра «Нарисуй». Составление рассказа-описания. | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
4 | 3.3 | Овощи, фрукты, ягоды. | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа Работа с предметными картинками. Беседа. Составление рассказа-описания. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
5 | 3.4 | Грибы. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Наблюдения. Составление предложений. Активизация словарного запаса. Фронтальная беседа | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Повтори». | |
6 | 1.2 | Сезонные изменения в природе: сентябрь. Экскурсия. | 1 | Экскурсия | Самостоятельное наблюдение за изменяющейся осенью природой. Работа с сюжетными картинками. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
7 | 1.3 | Сентябрь – начало осени. | 1 | Комбинированный | Упражнение в словообразовании. Составление рассказа-описания. Фронтальная беседа | Коррекция вербальной памяти на основе упражнений в воспроизведении. | |
8 | 3.5 | Полевые растения: рожь, кукуруза, овес. | 1 | Комбинированный | Работа с предметными картинками. Беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни». | |
9 | 3.6 | Полевые растения и их использование. | 1 | Комбинированный | Работа с сюжетными картинками. Беседа. | Коррекция мышления на основе упражнений в установлении логических связей. | |
10 | 2.1 | Город. | 1 | Комбинированный | Диалог. Развитие пространственной ориентировки через работу со схемами города, опознавательные знаки. Фронтальная беседа | Коррекция мышления, речи, внимании на основе упражнения «Лишняя картинка». | |
11 | 2.2 | Поведение в городе. | 1 | Комбинированный | Работа с сюжетными картинками. Составление рассказа. Фронтальная беседа | Коррекция пространственной ориентировки. | |
12 | 1.4 | Времена года: середина осени. | 1 | Комбинированный | Самостоятельное наблюдение за изменяющейся осенью природой. Работа с сюжетными картинками, пословицами. Фронтальная беседа | Коррекция внимания, восприятия. | |
13 | 2.3 | Село, деревня. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Работа с предметными и сюжетными картинками. | Коррекция памяти, речи на основе упражнения «Запомни и назови». | |
14 | 2.4 | Правила дорожного движения. | 1 | Комбинированный | Рассказ о правилах дорожного движения. Составление рассказа-описания. Фронтальная беседа | Коррекция мышления, речи на основе упражнения «Установи закономерность». | |
15 | 1.5 | Золотой октябрь. Экскурсия | 1 | Ознакомление с новым материалом | Наблюдения. Составление предложений. Активизация словарного запаса. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Узнай, различи». | |
16 | 1.6 | Времена года: осень. | 1 | Обобщения и систематизации знаний | Составление связного рассказа. Работа с таблицей. Активизация словарного запаса. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
17 | 1.7 | Итоги 1 четверти. | 1 | Контроль зун | Беседа. Составление рассказа по картинкам.. | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Осколочные картинки». | |
18 | 3.7 | Растения осенью и их плоды: орехи. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составление рассказа-описания. Работа с сюжетными картинками. Упражнения в сравнении видов орехов. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни и назови». | |
19 | 3.8 | Деревья, кустарники, травы. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Работа по составлению рассказа о растениях, их назначении. Беседа по предметным картинкам. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
20 | 3.9 | Разнообразие животных в природе. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составление рассказа-описания. Игра «Узнай животное». Беседа. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации, установлении логических связей. | |
21 | 2.5 | Жизнь и быт школьника: квартира | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составление схемы квартиры. Ориентирование в современной терминологии. Фронтальная беседа | Коррекция памяти на основе упражнения «Запомни». | |
22 | 2.6 | Комната. | 1 | Комбинированный | Работа с предметными картинками. Составление рассказа. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
23 | 2.7 | Мебель. Уход за мебелью. | 1 | Комбинированный | Работа с картинками. Закончить фразу, задать вопрос. Практическая работа по уходу за мебелью. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Запомни и назови». | |
24 | 2.8 | Мебель. Как обставить квартиру. | 1 | Комбинированный | Практическая работа по правильной обстановке комнаты. Работа с карточками. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
25 | 2.9 | Посуда. | 1 | Комбинированный | Работа с иллюстрациями. Составление рассказа. Загадки. | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
26 | 2.10 | Быт школьника: посуда и уход за ней. | 1 | Комбинированный | Беседа. Дид. игра: «Четвертый лишний» . Практическая работа по уходу за посудой. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
27 | 1.8 | Сезонные изменения в природе: декабрь. Экскурсия: | 1 | Экскурсия | Наблюдения. Игры, опыты. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в узнавании и различении. | |
28 | 1.9 | Зима - начало года Декабрь - первый зимний месяц. | 1 | Комбинированный | Фронтальная беседа Работа с иллюстрацией | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Повтори». | |
29 | 4.1 | Труд людей зимой | 1 | Ознакомление с новым материалом | Чтение. Работа над поговорками, загадками | Коррекция мышления на основе установления причинно – следственных связей. | |
30 | 4.2 | Охрана здоровья: отдых зимой. | 1 | Комбинированный | Наблюдение за природными явлениями. Дидактическая игра: «Бюро погоды», игра «Знакомство» Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе установления причинно – следственных связей. | |
31 | 3.10 | Растения зимой: хвойные растения. | 1 | Комбинированный | Работа с иллюстрациями. Составление предложений. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе установления причинно – следственных связей. | |
32 | 3.11 | Ель как представитель хвойных деревьев | 1 | Комбинированный | Составление рассказа – описания по схеме. Фронтальная беседа | Коррекция вербальной памяти на основе упражнения «Повтори». | |
33 | 3.12 | Сосна как представитель хвойных деревьев | 1 | Комбинированный | Составление рассказа – описания. Работа с сюжетными картинками. Фронтальная беседа | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнения «Назови». | |
34 | 3.13 | Домашние животные: свинья. | 1 | Комбинированный | Составление рассказа – описания. Работа с сюжетными картинками. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
35 | 3.14 | Домашние животные: корова. | 1 | Комбинированный | Составление предложений по картинкам. Составление рассказа – описания. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | |
36 | 3.15 | Домашние животные: лошадь и уход за ней. | 1 | Комбинированный | Составление предложений по картинкам. Составление рассказа – описания. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Расскажи». | |
37 | 3.16 | Дикие животные: лось. | 1 | Комбинированный | Сравнение сосны и ели. Рисование, составление предложений. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
38 | 3.17 | Дикие животные: олень. | 1 | Комбинированный | Составление рассказа-описания. Работа с предметными картинками. Дидактическая игра «Мозайка» Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
39 | 1.10 | Сезонные изменения в природе: февраль – последний месяц зимы. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составление рассказа-описания. Работа с предметными картинками. Дидактическая игра «Мозайка» Фронтальная беседа | Коррекция зрительного восприятия на основе упражнений в узнавании и различении. | №39,40 Уплотнение материала 07.02 |
40 | 1.11 | Февраль - месяц метелей и вьюг. | 1 | Комбинированный | Наблюдения. Игры, опыты. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
41 | 3.18 | Комнатные растения. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Беседа, работа по иллюстрациям составление и дополнение предложений. | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
42 | 3.19 | Уход за комнатными растениями. | 1 | Комбинированный | Практическая работа по уходу за растениями. Практическая работа по уходу за растениями. Беседа. Работа с загадками. Составление рассказа по вопросам. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
43 | 4.3 | Одежда. Уход за одеждой | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составление режима дня школьника. | Коррекция мышления на основе упражнения «Сравни». | |
44 | 4.4 | Обувь. Уход за обувью. | 1 | Комбинированный | Беседа, работа по картинкам. Составление предложений | Коррекция аналитико-синтетической деятельности на основе упражнения «Осколочные картинки». | |
45 | 3.20 | Домашние птицы: гусь. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. Фронтальная беседа | Коррекция внимания на основе упражнений в прослеживающем движении глаз. | |
46 | 3.21 | Домашние птицы: индюк. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Зарисовка. Составление рассказа – описания. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений в сравнивании. | |
47 | 3.22 | Дикие птицы: лебедь. | 1 | Комбинированный | Ответы на вопросы. Зарисовка. Составление рассказа – описания. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
48 | 3.23 | Дикие птицы: гусь | 1 | Комбинированный | Чтение, ответы на вопросы, сравнение лебедя и гуся. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Узнай, различи». | |
49 | 1.12 | Сезонные изменения в природе: март. Экскурсия. | 1 | Экскурсия | Ответы на вопросы. Зарисовка. Составление рассказа – описания | Коррекция логического мышления. внимания на основе упражнения «Загадки». | №49,50 корректировка за счёт уплотнения материала 16.03 |
50 | 1.13 | Голубой март. Сезонные изменения в природе: весна. | 1 | Комбинированный | Составление предложений. Составление рассказа-описания. Дидактическая игра «Загадки – отгадки» Фронтальная беседа | Коррекция пространственной ориентировки, логического мышления на основе упражнения «Определи, куда плывут?». | |
51 | 3.24 | Зимующие и перелетные птицы. | 1 | Комбинированный | Подбор слов признаков. Работа с иллюстрациями. Составление рассказа о перелетных птицах. Фронтальная беседа | Коррекция слуховой памяти на основе упражнения «Узнай голоса». | №51,52 Уплотнение материала 30.03 |
52 | 3.25 | Птицы в русских сказках. | 1 | Контроль зун | Пересказ. Работа с картинками. Работа с деформированным текстом. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
53 | 1.14 | Апрель – середина весны. Экскурсия. | 1 | Экскурсия | Работа с сюжетными картинками. Наблюдене. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
54 | 3.26 | Вредные и полезные насекомые. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Описание насекомых по образцу. Упражнения по систематизации знаний о различных группах насекомых. Беседа. Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
55 | 3.27 | Рыбы. | 1 | Комбинированный | Описание рыб по образцу. Беседа. Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений «Что лишнее?». | |
56 | 3.28 | Земноводные: лягушка, жаба | 1 | Комбинированный | Описание земноводных по плану.Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Составление предложений. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнения «Установи связь». | |
57 | 3.29 | Все мы – звенья одной цепи. | 1 | Комбинированный | Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. Фронтальная беседа | Коррекция логического мышления на основе упражнения «Загадки». | |
58 | 4.5 | Человек – часть природы. | 1 | Изучение нового материала | Наблюдение беседа. Составление рассказа по серии картинок. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
59 | 4.6 | Как я познаю окружающий мир. | 1 | Комбинированный | Дидактическая игра «Загадки и отгадки». Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений в умозаключении. | |
60 | 4.7 | Здоровье человека. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Дидактическая игра «Хорошо-плохо». Составление предложений, ответы на вопросы. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении | |
61 | 4.8 | Охрана здоровья Вред курения. | 1 | Комбинированный | Составление рассказа по серии картинок. Рисование плаката о вреде курения. Чтение, беседа. | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений в запоминании и воспроизведении. | |
62 | 4.9 | Наше питание. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Чтение. Дидактическая игра «Веселый, грустный зубик». Знакомство с основами здорового питания. Составление меню. Фронтальная беседа | Коррекция зрительной памяти на основе упражнений «Узнай, различи». | |
63 | 4.10 | Наш сон. | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составления режима дня. Беседа. Чтение стихов.Работа с сюжетной картинкой. | Коррекция мышления на основе упражнений в анализе – синтезе. | |
64 | 4.11 | Наше общение. | 1 | Комбинированный | Наблюдения, работа с таблицей. Составление предложений. Фронтальная беседа | Выявить уровень скоординированности работы различных анализаторов, оперативности выполнения заданий. | |
65 | 1.15 | Сезонные изменения в природе Экскурсия | 1 | Экскурсия | Наблюдение. Составление рассказа. Работа с пословицей. Фронтальная беседа | Развитие связной монологической речи на основе составления рассказа по плану. | |
66 | 4.12 | Труд людей весной | 1 | Ознакомление с новым материалом | Составление предложений по серии картинок. Составление рассказа. | Коррекция мышления на основе упражнений в описании и сравнении. | |
67 | 1.16 | Май – конец весны. | 1 | Обобщение и систематизация знаний | Чтение. Работа над поговорками, загадками. Фронтальная беседа | Коррекция мышления на основе упражнений в классификации. | №67,68, уплотнение материала 30.05 |
68 | 1.17 | Итоги за год. | 1 | Контроль ЗУН | Составление рассказа, основываясь на свои наблюдения за природой. Фронтальная беседа | Коррекция памяти на основе упражнений в запоминании. Отработка словообразовательных навыков и умений. | |
68 |
Описание материально-технического и учебно-методического обеспечения Рабочей программы
Библиографический список методических и учебных пособий, используемых в образовательном процессе
- Программа специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для подготовительного и 1-4 классов. Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Просвещение, 2012. – 191с.
- «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 20 . – 152с.: ил.
- Е.Д. Худенко. Планирование уроков развитие устной речи на основе знакомства с окружающим миром в 4 классе коррекционных образовательных учреждений VIII вида. РФ М: «АРКТИ». 2004г.
Оборудование и приборы
- Мультимедийный проектор
- Мультимедийная доска
- Компьютер
Дидактический материал
Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/
Литература, рекомендованная для учащихся
- «Знакомство с окружающим миром» для 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Авт.-сост. Худенко Е.Д., Терехова И.А. – М.: АРКТИ, 20 . – 152с.: ил.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по предмету:"Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности",3 класс
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 3 класса, 8 вида....
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...
Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету....
Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".
Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...
Рабочая программа по учебному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 4 классе
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим м...