Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_razvitiyu_rechi_3_klass.docx | 31.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ирбитская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»
Рассмотрена: На заседании методического совета Протокол № __ От «__»__________2013 г. Руководитель МС ___________ Т.А. Султанова | Утверждаю: директор школы ГКОУ СО «Ирбитская СКОШ» _____В.Н.Вилисова « ____» _____________2013 г. |
«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
Составитель:
учитель-дефектолог
I кв. категории
Перминова В.Н.
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида) составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ , учебник «Знакомство с окружающим миром» 3 класс, Е.Д.Худенко, Аркти, 2004 г.
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Цель курса : обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.
Задачи :
-Привлекать учащихся к участию в беседе.
-Добиваться правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.
- Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.
-Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.
- Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.
Основные направления коррекционной работы:
- развитие артикуляционной моторики;
- развитие высших психических функций;
- коррекция нарушений эмоционально-личностной сферы;
- развитие речи, владение техникой речи;
- расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
- совершенствование связной речи;
- коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.
Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Формы работы : беседы, экскурсии, опыты, практические работы.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.
Прогнозируемый результат
1 , 2 группа (классификация В.В.Воронковой)
Учащиеся умеют:
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- активно участвовать в беседе;
- связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
- выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся знают:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
3 группа
Учащиеся умеют
- называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
- соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила дорожного движения.
Учащиеся знают:
- названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
- правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.
Календарное планирование
I полугодие | II полугодие | ||
всего | 32 | всего | 36 |
В неделю | 2 | В неделю | 2 |
экскурсий | 2 | экскурсий | 2 |
Тематическое планирование
дата | Содержание темы (раздела) | Кол-во часов |
I четверть II четверть III Четверть IVчетверть | Сезонны е изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года. Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам. | 18 14 20 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов |
1 | 1 четверть (18 часов) Летние каникулы. ПДД | 1 |
2 | Осенний месяц - сентябрь | 1 |
3 | Улица нашей школы | 1 |
4 | Овощи: картофель, горох | 1 |
5 | Овощи: свекла, капуста | 1 |
6 | Арбуз, дыня | 1 |
7 | Ягоды: малина, земляника | 1 |
8 | Растения на клумбах | 1 |
9 | Экскурсия в осенний лес | 1 |
10 | Второй месяц осени - октябрь | 1 |
11 | Деревья: дуб, осина, тополь | 1 |
12 | Деревья: береза, рябина | 1 |
13 | Растения: овощи, ягоды, деревья, цветы | 1 |
14 | Транспорт. Виды транспорта | 1 |
15 | Наземный транспорт | 1 |
16 | Посуда | 2 |
17 | Третий месяц осени – ноябрь | 1 |
18 | 2 четверть (14 часов) Времена года | 1 |
19 | Осень – время года | 1 |
20 | Декабрь – первый месяц зимы | 1 |
21 | Изменения в природе. Экскурсия | 1 |
22 | Одежда. Виды одежды | 1 |
23 | Зимняя одежда | 1 |
24 | Обувь. Виды обуви | 1 |
25 | Зимние забавы детей | 2 |
26 | Новый год. Подготовка к празднику | 1 |
27 | Птицы. Снегирь | 1 |
28 | Птицы. Синица | 1 |
29 | Птицы. Грач | 1 |
30 | Птицы. Скворец | 1 |
31 | 3 четверть (20 часова) Как я провел зимние каникулы | 1 |
32 | Перелетные зимующие птицы | 1 |
33 | Домашние птицы. Курица | 1 |
34 | Домашние птицы. Утка | 1 |
35 | Зима – время года | 1 |
36 | Февраль – последний месяц зимы | 1 |
37 | Домашние животные. Коза. | 1 |
38 | Дикие животные. Медведь. | 1 |
39 | Комнатные растения | 2 |
40 | Март – начало весны. Экскурсия. | 1 |
41 | 8 Марта – праздник женщин. | 1 |
42 | Весна в природе. Экскурсия. | 1 |
43 | Раннецветущие растения | 1 |
44 | Насекомые. Муравей. | 1 |
45 | Насекомые. Муха | 1 |
46 | Животные | 1 |
47 | Апрель – весенний месяц. | 1 |
48 | Экскурсия | 1 |
49 | Весна –красна 4 четверть(16 часов) Весна – красна. | 1 2 |
50 | Лицо. Части лица, глаза. | 1 |
51 | Уши – органы слуха | 1 |
52 | Нос, язык – органы обоняния, осязания | 2 |
53 | Зубы. Уход за зубами. | 2 |
54 | Труд и отдых. Работа на пришкольном участке. | 2 |
55 | Экскурсия | 1 |
56 | Проверь себя! Итоги 4 четверти | 1 |
57 | Проверь себя! Итоги года. | 2 |
Мониторинг по предмету
Фамилия имя ребёнка | Критерии и показатели | |||||||||
Умение составлять предложение, , восстанавливать нарушенный порядок слов. | Умение анализировать слова по звуковому составу | Умение списывать текст целыми словами | Умение определять кол-во слогов в слове по кол-ву гласных | Умение переносить части слова при письме | Знание алфавита | Умение писать на слух | ||||
1. 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 |
Анализ работы за 2012-2013 учебный год
По предмету « Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»
В предыдущем учебном году обучение по предмету велось по программе В.В. Воронковой.
Можно отметить динамические изменения в речи учащихся. За время обучения значительно обогатился словарный запас детей. Ученики могут самостоятельно построить простое предложение при ответе на вопрос, раньше ответы детей были односложны.
Дети научились наблюдать за сезонными и ежедневными изменениями в погоде. Учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи, что положительно сказывается на формировании мыслительных процессов.
Дети могут описать предмет по плану, классифицировать предметы, беседовать по прочитанному .
На всех занятиях были созданы условия побуждающие детей к самостоятельному высказыванию.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по предмету:"Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности",3 класс
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 3 класса, 8 вида....
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"
Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности", 4 класс
Рабочая программ учебного предмета: "Развитие речи", 4 класс...
Рабочая программа по учебному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 4 классе
Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим м...