Рабочая программа по предмету Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности.
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Данная программа предназначена для учащихся 3 класса СКОУ VIII вида. Программа содержит пояснительную записку, календарно-тематическое пеланирование, мониторинг по предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_rechi_3_klass.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое специальное (коррекционное) образовательное учреждение Свердловской области для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Ирбитская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа»

Рассмотрена:

На заседании методического совета

Протокол № __

От «__»__________2013 г.

Руководитель МС

___________ Т.А. Султанова

Утверждаю:

 директор школы

ГКОУ СО «Ирбитская СКОШ»

                               _____В.Н.Вилисова

« ____» _____________2013 г.

«Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

Составитель:

учитель-дефектолог

 I кв. категории

        Перминова В.Н.

 Пояснительная записка

Рабочая программа  по курсу  «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)  составлена на основе Программы 1-4 классов коррекционных образовательных учреждений VIII вида (под ред. В.В. Воронковой. М. 2006.), допущенной Министерством образования РФ , учебник «Знакомство с окружающим миром»  3 класс, Е.Д.Худенко, Аркти, 2004 г.

Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых школьников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия по этому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.

      У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.

      Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.

      В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.

      Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.

      Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.

      Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.

      На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятие.

      Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

Цель курса : обогащение и уточнение словаря. Называние предметов и явлений, характеристика их по основным свойствам. Сравнение с другими предметами и явлениями. Классификация предметов.

Задачи :

-Привлекать учащихся к участию в беседе.

-Добиваться  правильных, полных и отчетливых ответов на вопросы, умение задавать вопросы, дополнять высказывания товарищей.

 - Описание под руководством учителя предметов и явлений природы после наблюдения за ними и беседы.

  -Составление под руководством учителя небольших рассказов об изучаемых растениях и животных, о явлениях природы, сезонных изменениях в природе.

   - Использование в речи вновь усвоенных слов, выражение пространственных и временных отношений между конкретными объектами посредством предлогов и наречий.

Основные направления коррекционной работы:

  • развитие артикуляционной моторики;
  • развитие высших психических функций;
  • коррекция нарушений  эмоционально-личностной сферы;
  • развитие речи, владение техникой речи;
  • расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря;
  • совершенствование связной речи;
  • коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

          Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.

  Формы работы : беседы, экскурсии, опыты, практические работы.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.

      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.

      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

Прогнозируемый результат

1 , 2 группа (классификация В.В.Воронковой)

Учащиеся умеют:

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;
  • активно участвовать в беседе;
  • связно высказываться на предложенную тему на основе проведенных наблюдений;
  • выполнять практические работы по уходу за жильем, по посадке растений на пришкольном и опытном участке, по уборке урожая;
  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

Учащиеся  знают:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

3 группа

Учащиеся умеют

  • называть и характеризовать предметы и явления, сравнивать и классифицировать, устанавливать элементарные зависимости;

  • соблюдать правила личной гигиены;
  • соблюдать правила дорожного движения.

         Учащиеся  знают:

  • названия и свойства изученных предметов, групп предметов, явлений природы;
  • правила дорожного движения, все случаи правильного перехода улицы.

Календарное планирование

I полугодие

II полугодие

всего

32

всего

36

В неделю

2

В неделю

2

экскурсий

2

экскурсий

2

Тематическое планирование

дата

Содержание темы (раздела)

Кол-во часов

I четверть

II четверть

III

Четверть

IVчетверть

      Сезонны е изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, сильный дождь, небольшой дождь, снег). Признаки лета: солнечные, жаркие дни, теплые дожди, зеленые листья, цветение трав, сбор ягод, грибов. Признаки осени: пасмурные дни, холодные дожди, туманы, изменение окраски листьев на деревьях и кустарниках, листопад, увядание трав, наступление холодов, отлет птиц. Признаки зимы: короткие дни, длинные ночи, морозы, иней, снегопады, метели, оттепели. Признаки весны: удлинение дня, увеличение количества солнечных дней, потепление, таяние снега и льда, ледоход, первые весенние цветы, набухание почек на деревьях, появление листьев, прилет птиц, первая гроза. Детские игры в разные времена года.
      Сезонная работа на огороде, в саду. Участие детей в работах в саду и на огороде.
      
Улица, на которой расположена школа. Дома, тротуары, мостовая, скверы. Обозначение названий улиц и номеров домов. Школьный и домашний адрес.
      
Транспорт. Трамвай, автобус, троллейбус. Правила дорожного движения: переход улицы на зеленый свет светофора, в местах, где есть указатель «переход».
      
Посуда. Чашка, стакан, кружка, тарелка, блюдце, миска. Различение. Уход за посудой (мытье, хранение).
      
Мебель. Стол, стул, диван, кровать, кресло, шкаф. Назначение. Уход за мебелью (протирание сухой и влажной тряпкой, чистка пылесосом, выбивание, уборка кровати).
      
Одежда. Шапка, шляпа, берет, шкаф, варежки, перчатки, чулки, носки, гольфы. Назначение различных видов одежды. Уход за одеждой (чистка щеткой, стирка, сушка, складывание и хранение).
      
Обувь. Обувь зимняя, летняя, осенне-весенняя. Уход за обувью (мытье, просушивание, чистка щеткой, использование кремов для обуви).
      
Овощи. Картофель, капуста, свекла, горох или бобы. Внешний вид клубня картофеля, кочана капусты, корня свеклы. Вкус. Употребление этих овощей в пищу. Хранение их зимой. Проращивание семян гороха или бобов.
      
Арбуз, дыня или другие бахчевые культуры. Различение по цвету, величине, форме, вкусу, запаху. Сбор семян арбуза и дыни для подкормки птиц зимой.
      
Ягоды. Рябина, калина, клюква, брусника или другие местные ягоды. Сравнение по окраске, форме, вкусу.
      
Деревья. Дуб, тополь или другие. Узнавание и называние. Части дерева: корень, ствол, ветви, листья. Семена дуба, тополя.
      
Растения на клумбах. Астры, бархатцы, ноготки или другие. Узнавание и называние. Различение частей растений: корень, стебель, листья, цветки.
      
Комнатные растения. Традесканция, герань или другие. Различение. Уход за комнатными растениями (мытье цветочных горшков, поддонов, правильная расстановка растений в классе).
      
Раннецветущие растения. Гусиный лук, ветреница, подснежник, тюльпан или другие. Наблюдения за появлением первых цветов.
      
Растение. Обобщение. Деревья, кустарники, травы, цветы. Узнавание, различение.
      
Домашние животные. Коза, овца. Основные части тела, питание. Польза, приносимая людям.
      
Дикие животные. Еж, медведь. Внешний вид, пища, повадки. Как зимуют.
      
Птицы. Снегирь, синица, грач, скворец. Величина птиц. Части тела птиц. Чем покрыто тело. Различение этих птиц. Польза, приносимая людям. Подкормка птиц зимой. Подготовка к встрече птиц весной.
      Птицы перелетные и зимующие, на примере наблюдения за птицами данной местности.
      
Домашние птицы. Курица, утка. Основные части тела, питание. Уход за курами и утками.
      
Насекомые. Муравей, муха, божья коровка, стрекоза. Название. Внешний вид. Где живут.
      
Животные. Обобщение. Звери, птицы, рыбы, насекомые. Различение по внешнему виду.
      
Охрана здоровья. Лицо, части лица: лоб, щеки, подбородок, глаза, веки, брови, ресницы (назначение — защита глаз). Глазами мы видим. Как сохранить хорошее зрение. Уши. Ушами мы слышим. Как беречь уши. Нос. Носом мы дышим и различаем запахи. Значение чистоты носа. Как пользоваться носовым платком. Рот. Губы, зубы, язык. Назначение зубов, уход за зубами.
      Повторение пройденного.

Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам

      Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе. Экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы и труда по месяцам.
      Экскурсии по улице, на которой расположена школа, к цветочной клумбе, в парк или лес для ознакомления с изучаемыми растениями и для наблюдений за поведением птиц и насекомых.
      Практические работы по уходу за посудой, одеждой, обувью, за комнатными растениями, по посеву гороха, бобов. Участие в уборке урожая на пришкольном участке.

18

14

20

16

Календарно-тематическое планирование

Тема урока

Кол-во часов

1

1 четверть (18 часов)

Летние каникулы. ПДД

1

2

Осенний месяц - сентябрь

1

3

Улица нашей школы

1

4

Овощи: картофель, горох

1

5

Овощи: свекла, капуста

1

6

Арбуз, дыня

1

7

Ягоды: малина, земляника

1

8

Растения на клумбах

1

9

Экскурсия в осенний лес

1

10

Второй месяц осени - октябрь

1

11

Деревья: дуб, осина, тополь

1

12

Деревья: береза, рябина

1

13

Растения: овощи, ягоды, деревья, цветы

1

14

Транспорт. Виды транспорта

1

15

Наземный транспорт

1

16

Посуда

2

17

Третий месяц осени – ноябрь

1

18

2 четверть (14 часов)

Времена года

1

19

Осень – время года

1

20

Декабрь – первый месяц зимы

1

21

Изменения в природе. Экскурсия

1

22

Одежда. Виды одежды

1

23

Зимняя одежда

1

24

Обувь. Виды обуви

1

25

Зимние забавы детей

2

26

Новый год. Подготовка к празднику

1

27

Птицы. Снегирь

1

28

Птицы. Синица

1

29

Птицы. Грач

1

30

Птицы. Скворец

1

31

3 четверть (20 часова)

Как я провел зимние каникулы

1

32

Перелетные зимующие птицы

1

33

Домашние птицы. Курица

1

34

Домашние птицы. Утка

1

35

Зима – время года

1

36

Февраль – последний месяц зимы

1

37

Домашние животные. Коза.

1

38

Дикие животные. Медведь.

1

39

Комнатные растения

2

40

Март – начало весны. Экскурсия.

1

41

8 Марта – праздник женщин.

1

42

Весна в природе. Экскурсия.

1

43

Раннецветущие растения

1

44

Насекомые. Муравей.

1

45

Насекомые. Муха

1

46

Животные

1

47

Апрель – весенний месяц.

1

48

Экскурсия

1

49

Весна –красна

4 четверть(16 часов)

Весна – красна.

1

2

50

Лицо. Части лица, глаза.

1

51

Уши – органы слуха

1

52

Нос, язык – органы обоняния, осязания

2

53

Зубы. Уход за зубами.

2

54

Труд и отдых. Работа на пришкольном участке.

2

55

Экскурсия

1

56

Проверь себя! Итоги 4 четверти

1

57

Проверь себя!  Итоги года.

2

Мониторинг по предмету  

Фамилия имя ребёнка

Критерии и показатели

Умение составлять предложение, , восстанавливать нарушенный порядок слов.

Умение анализировать слова по звуковому составу

Умение списывать текст целыми словами

Умение определять кол-во слогов в слове по кол-ву гласных

Умение переносить  части слова при письме

Знание алфавита

Умение писать на слух

1.

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Анализ работы за 2012-2013 учебный год

По предмету « Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности»

В предыдущем учебном году обучение по предмету велось по программе В.В. Воронковой.

Можно отметить динамические изменения в речи учащихся. За время обучения значительно обогатился словарный запас детей. Ученики могут самостоятельно построить простое предложение при ответе на вопрос, раньше ответы детей были односложны.

Дети научились наблюдать за сезонными и ежедневными изменениями в погоде. Учащиеся могут устанавливать причинно-следственные связи, что положительно сказывается на формировании мыслительных процессов.

Дети могут описать предмет по плану, классифицировать предметы, беседовать по прочитанному .

На всех занятиях были созданы условия побуждающие детей к самостоятельному высказыванию.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)

Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...

Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)

    Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности"

Рабочая программа по предмету «Развитие речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» составлена на основе Программы специальных (коррекционных) образовательных учр...

Рабочая программа по учебному курсу «Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности» в 4 классе

Рабочая учебная программа предназначена для учащихся 4 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.Предлагаемая программа ориентирована на учебник «Знакомство с окружающим м...