ОЗМ "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающего мира.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программ по учебному предмету
озм «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 23.71 КБ |
Предварительный просмотр:
Согласовано
Зам.директора по У.Р.
___________________
Л.П.Малышева
Рабочая программа
по учебному предмету
озм «РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ
НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ
ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)»
2 класс
учитель начальных классов
КГСОУ «Мотыгинская СКОШИ VIII вида»
Бондарева Ирина Александровна
2012 – 2013 уч. год
Пояснительная записка
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида обусловлено значительным отставанием умственно отсталых второклассников в общем и речевом развитии от своих сверстников с нормальным интеллектом. Занятия поэтому учебному предмету имеют интегративный характер, рассматриваются как коррекционные. Их целью является направленное исправление дефектов общего и речевого развития детей, их познавательной деятельности.
У учащихся формируются элементарные представления и понятия, необходимые при обучении другим учебным предметам, расширяется и обогащается представление о непосредственно окружающем мире, они получают некоторые представления о мире, который находится вне поля их чувствительного опыта.
Обучение способности видеть, сравнивать, обобщать, конкретизировать, делать элементарные выводы, устанавливать несложные причинно-следственные связи и закономерности способствует развитию аналитико-синтетической деятельности учащихся, коррекции их мышления.
В связи с расширением и уточнением круга представлений о предметах и явлениях окружающей действительности обогащается словарный запас учащихся: вводятся соответствующие термины, наглядно дифференцируется значение слов (стебель — ствол, трава — куст — дерево), показывается различие между видовым и родовым понятием (роза — цветок), ученики упражняются в адекватном и более точном сочетании слов, обозначающих предметы, их признаки и действия. В процессе непосредственных наблюдений реальной действительности обогащается словарь учащихся, при организации беседы он активизируется, т. е. усвоенные слова включаются в речь.
Разговорная устная речь представляет собой сложный вид речевой деятельности. Она включает в себя ответы на вопросы и диалог, описание предметов и явлений, собственных действий и впечатлений и т. д.
Основным методом обучения является беседа. Беседы организуются в процессе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности на предметных уроках, экскурсиях, во время наблюдений за сезонными изменениями в природе и труде людей, на основе имеющегося опыта, практических работ, демонстрации учебных кинофильмов, диафильмов, предметных и сюжетных картин.
Главным компонентом беседы является речь самих учащихся. Учитель руководит речевой деятельностью детей, активизирует ее, исправляет ошибки, учит сосредоточивать внимание на определенных предметах и явлениях, правильно наблюдать и устанавливать связи, выражать свои впечатления и суждения в словесной форме. При формулировании ответов на вопросы у учащихся закрепляется умение правильно строить предложения; описывая предметы, явления, рассказывая о виденном, они учатся связному высказыванию.
На экскурсиях учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке; на предметных уроках — на основе непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая, дети учатся анализировать, находить сходство и различие, делать простейшие выводы и обобщения. Практические работы помогают закреплению полученных знаний и умений. Наблюдения за погодой и сезонными изменениями в природе расширяют представления об окружающем мире, развивают внимание, наблюдательность, чувственное восприятия. Правильная организация занятий, специфические методы и приемы обучения способствуют развитию речи и мышления учащихся.
Обогащение и уточнение словаря. Название предметов, характеристика их по цвету, форме, размеру, вкусу, запаху. Сравнение двух предметов, нахождение сходных и отличительных признаков. Классификация предметов. Обозначение групп предметов обобщающим словом. Участие в беседе. Правильные полные ответы на вопросы.
Примерная тематика
Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев.
Школа, пришкольный участок. Классы и кабинеты в школе, библиотека, школьные мастерские. Посадки во дворе школы: деревья, кустарники, газоны. Спортивная площадка, площадка для игр.
Дом, квартира, домашний адрес.
Дорога в школу и домой. Как и на каком транспорте ехать. Правила дорожного движения: переход улицы по подземному переходу и на зеленый свет светофора.
Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье.
Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение).
Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. Выращивание лука.
Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу.
Овощи и фрукты. Сравнение.
Деревья. Береза, клен или другие деревья ближайшего окружения.
Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. Узнавание и называние. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив).
Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха или другие. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Домашние животные. Кролик. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Дикие животные. Заяц. Основные части тела, питание, способ передвижения.
Домашние и дикие животные. Сравнение.
Птицы. Ворона, воробей или другие местные птицы. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку.
Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду.
Птицы и насекомые. Сравнение.
Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. Уход за волосами (стрижка, расчесывание); уход за кожей (умывание, мытье); уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног.
Повторение.
Экскурсии, наблюдения и практические работы по темам
Ежедневные наблюдения за погодой. Систематические наблюдения за сезонными изменениями в природе, жизни растений и животных; экскурсии на природу для проведения этих наблюдений. Ведение календаря природы.
Экскурсии. Наблюдения за поведением домашних животных.
Практические работы по уходу за одеждой и обувью, за комнатными растениями, по посадке лука в ящики. Сбор семян для подкормки птиц.
Содержание образовательной программы по предмету
ОЗМ
2 класс (34часа)
№ | Темы занятий | Кол-во часов | Дата | факт |
1 | Сезонные изменения в природе. Погода (ясно, пасмурно, дождь, снег). Погода каждый день. | 1 | 6.09 | |
2 | Изменения в природе, жизни растений и животных в осенние месяцы: похолодание, листопад, увядание трав, цветов, появление семян, плодов, отлет птиц; в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; | 1 | 13.09 | |
3 | экскурсия на природу для проведения наблюдений | 1 | 20.09 | |
4 | в зимние месяцы: холод, снег, гололедица, мороз; в весенние месяцы: потепление, сосульки, таяние снега, прилет птиц, распускание почек, первые цветы, цветение фруктовых деревьев. | 1 | 27.09 | |
5 | Дом, квартира, домашний адрес. | 1 | 04.10 | |
6 | Правила дорожного движения: переход улицы по переходу и на зеленый свет светофора. | 1 | 11.10 | |
8 | Семья. Родители и дети. Работа родителей. Обязанности детей в семье. | 1 | 18.10 | |
9 | Одежда. Пальто, платье, рубашка, пиджак, кофта, свитер, юбка. Одежда для улицы и для дома. Одежда для мальчика и для девочки. | 1 | 25.10 | |
10 | Уход за одеждой (сухая чистка, вытряхивание, проветривание, хранение). | 1 | 08.11 | |
11 | Овощи. Морковь, репа, лук. Цвет, форма, вкус, запах. | 1 | 15.11 | |
12 | Употребление в пищу овощей. Выращивание лука. | 1 | 22.11 | |
13 | Фрукты. Лимон, апельсин (или другие местные). Цвет, форма, вкус, запах. Употребление в пищу. | 1 | 29.11 | |
14 | Овощи и фрукты. Сравнение. | 1 | 06.12 | |
15 | Деревья. Береза, клен и другие деревья ближайшего окружения. | 1 | 13.12 | |
16 | Деревья. Ель, сосна, пихта, кедр . | 1 | 20.12 | |
17 | Комнатные растения. Фикус, бегония или другие с широкими листьями. | 1 | 27.12 | |
18 | Узнавание и называние комнатных растений. Уход за комнатными растениями (смывание пыли с листьев, полив). | 1 | 17.01 | |
19 | Раннецветущие растения. Медуница, мать-и-мачеха и другие. | 1 | 24.01 | |
20 | Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. | 1 | 31.01 | |
21 | Домашние животные. Кролик. | 1 | 07.02 | |
22 | Основные части тела, питание, способ передвижения. | 1 | 14.02 | |
23 | Дикие животные. Заяц. | 1 | 21.02 | |
24 | Основные части тела, питание, способ передвижения. | 1 | 28.02 | |
25 | Домашние и дикие животные. Сравнение. | 1 | 07.03 | |
26 | Птицы. Ворона, воробей. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. | 1 | 14.03 | |
27 | Птицы. Сорока, галка, синица. Внешний вид. Где живут, чем питаются. Какую пользу приносят человеку. | 1 | 21.03 | |
28 | Насекомые. Жук, бабочка. Узнавание и называние. Различение по внешнему виду. | 1 | 04.04 | |
29 | Птицы и насекомые. Сравнение. | 1 | 11.04 | |
30 | Охрана здоровья. Части тела человека. Волосы, кожа, ногти. уход за кожей (умывание, мытье); | 1 | 18.04 | |
32 | Уход за волосами (стрижка, расчесывание); | 1 | 25.04 | |
33- 34 | уход за ногтями (подстригание ногтей на руках и ногах); мытье рук и ног. Повторение. | 1 1 | 16.05 23.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок математики и развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (« Окружающий мир») по программе 8 вида
интегрированный ИИнтегрированный урок по программе 8 вида для 1 класса...
![](/sites/default/files/pictures/2016/03/01/picture-58932-1456851880.jpg)
Урок развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности в 3 классе "Овощи. Картофель, капуста, свёкла, горох."
На уроке использовала упражнения на внимание, стихотворения, загадки об овощах, физминутку под музыку, песенку под музыку, песенку про овощи, д/игру "Какой овощ лучше, вкусней и нужней?"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/02/24/picture-210573-1361697292.jpg)
Рабочая программа по курсу РАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР») для 3 класса учащихся специального коррекционного образовательного класса (VIII вида)
Рабочая программа курсаРАЗВИТИЕ УСТНОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ПРЕДМЕТАМИ И ЯВЛЕНИЯМИ ОКРУЖАЮЩЕЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ («ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»)для 3 класса учащихсяспециального коррекционного обр...
Рабочая программа по устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности (коррекционной программы VIII вида)
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
План урока развития устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности. 2 класс
Тема урока: овощи: лук, морковь, репа. Общедидактическая цель: восприятие и первичное осознание обучающимися нового материала.ТДЦОбразовательные цели:Создать условия для:Уточнения и расширения пр...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/07/picture-335855-1383837710.jpg)
Рабочая программа по предмету:"Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности",3 класс
Рабочая программа по развитию речи для учащихся 3 класса, 8 вида....
![](/sites/default/files/pictures/2013/12/07/picture-210973-1386437355.jpg)
Урок по предмету "Развитие устной речи на основе ознакомления с предметами и явлениями окружающей действительности" на тему «Зимующие и перелётные птицы (на примере птиц данной местности)». 3 класс МКС(К)ОУ "СКОШ VIIIвида".
Тема урока соответствует программе 3 класса специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и календарно-тематическому планированию. Тип урока-проекта – закрепление получен...