Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) на тему
Предварительный просмотр:
1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа курса «Окружающий мир» для второго класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образованияи авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир. 1-4 классы» (УМК «Школа России»).
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
3. МЕСТО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Программа рассчитана на 68ч: 2 класс.
4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
5. ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования.
У второклассников продолжается:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за
свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- формирование процесса овладения начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-формирование процессов принятия и освоения социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования.
Регулятивные
Обучающийся научится:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определённом этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать своё поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать объекты, явления и связи в окружающем мире (в том числе связи в природе, между отраслями экономики, производственные цепочки).
Коммуникативные
Обучающийся научится:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учётом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- находить на карте Российскую Федерацию, Москву — столицу России;
- называть субъект Российской Федерации, в котором находится город (село), где живут учащиеся;
- различать государственные символы России — флаг, герб, гимн;
- приводить примеры народов России;
- сравнивать город и село, городской и сельский дома;
- различать объекты природы и предметы рукотворного мира;
- оценивать отношение людей к окружающему миру;
- различать объекты и явления неживой и живой природы;
- находить связи в природе, между природой и человеком;
- проводить наблюдения и ставить опыты;
- измерять температуру воздуха, воды, тела человека;
- определять объекты природы с помощью атласа-определителя;
- сравнивать объекты природы, делить их на группы;
- ухаживать за комнатными растениями и животными живого уголка;
- находить нужную информацию в учебнике и дополнительной литературе;
- соблюдать правила поведения в природе, читать и рисовать экологические знаки;
- различать составные части экономики, объяснять их взаимосвязь;
- прослеживать производственные цепочки, изображать их с помощью моделей;
- узнавать различные строительные машины и материалы, объяснять их назначение;
- различать виды транспорта;
- приводить примеры учреждений культуры и образования;
- определять профессии людей по фотографиям и описаниям, находить взаимосвязи между трудом людей различных профессий;
- различать внешнее и внутреннее строение тела человека;
- правильно строить режим дня, соблюдать правила личной гигиены;
- соблюдать правила безопасного поведения на улице и в быту, на воде и в лесу;
- различать основные дорожные знаки, необходимые пешеходу;
- соблюдать основные правила противопожарной безопасности;
- правильно вести себя при контактах с незнакомцами;
- оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в школе, в кругу сверстников;
- приводить примеры семейных традиций;
- соблюдать правила вежливости при общении со взрослыми и сверстниками, правила культурного поведения в школе и других общественных местах;
- различать стороны горизонта, обозначать их на схеме;
- ориентироваться на местности разными способами;
- различать формы земной поверхности, сравнивать холм и гору;
- различать водоёмы, узнавать их по описанию;
- читать карту и план, правильно показывать на настенной карте;
- находить и показывать на глобусе и карте мира материки и океаны;
- различать физическую и политическую карты, находить и показывать на политической карте мира разные страны.
Чтение: работа с информацией
Учащийся научится:
- вычленять содержащиеся в тексте основные события и устанавливать их последовательность; упорядочивать информацию по заданному основанию;
- сравнивать между собой объекты, описанные в тексте, выделяя дватри существенных признака.
- работать с информацией, представленной в разных форматах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема);
- ориентироваться в соответствующих возрасту словарях и справочниках;
- преобразовывать информацию из сплошного текста в таблицу (дополнять таблицу информацией из текста);
- заполнять предложенные схемы с опорой на прочитанный текст;
- находить информацию, факты, заданные в тексте в явном виде: числовые данные, отношения и зависимости;
- определять последовательность выполнения действий, составлять простейшую инструкцию из двух трех шагов (на основе предложенного набора действий).
У второклассника продолжится формирование ИКТ- компетентности:
- использовать безопасные для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата, эргономичные приёмы работы с компьютером и другими средствами ИКТ; выполнять компенсирующие физические упражнения (минизарядку);
- создавать текстовые сообщения с использованием средств ИКТ: редактировать, оформлять и сохранять их, распечатывать на принтере;
- организовывать систему папок для хранения собственной информации в компьютере;
- конструирование небольших сообщений: текстов, в том числе с добавлением иллюстраций (рисунков, фотографий);
- создание презентации (письменной и устной) с опорой на тезисы и иллюстративный ряд на компьютере;
- поиск информации для проектной деятельности, в том числе в контролируемом Интернете.
6. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и способы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Международные экологические организации (2—3 примера). Международные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с несколькими странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
7. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ
Учебно-тематический план предмета
№ | Тема | Кол-во часов | Занятия в форме неурочной деятельности (не менее 10%) |
1 | Где мы живём | 4 | |
2 | Природа | 20 | 2 |
3 | Жизнь города и села | 10 | 1 |
4 | Здоровье и безопасность | 9 | 1 |
5 | Общение | 7 | 1 |
6 | Путешествия | 18 | 2 |
6 | Итого: | 68 | 7 |
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема урока | Кол –во часов | Характеристика деятельности учащихся | Дата | Корректировка |
Где мы живём | 4 | ||||
1 | Родная страна | 1 | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - различать государственные символы России (герб, флаг, гимн), отличать герб, флаг России от гербов, и флагов других стран; исполнять гимн России; - анализировать информацию учебника о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны, приводить примеры народов России, различать национальные языки и государственный язык России; - работать со взрослыми: извлекать из различных источников сведения о символах России; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 02.09 | |
2 | Город и село. Проект «Родной город» | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить - сравнивать город и село; - рассказывать о своём доме по плану; - формулировать выводы; - распределять обязанности по выполнению проекта; - собирать информацию о выдающихся земляках; - проводить презентацию с демонстрацией фотографий; - оценивать свои достижения | 04.09 | |
3 | Природа и рукотворный мир | 1 | - Различать объекты природы и предметы рукотворного мира; работать в паре и группе; - классифицировать объекты окружающего мира; - формулировать выводы из изученного материала; - отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения. | 09.09 | |
4 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём» | 1 | - Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать свои достижения и достижения учащихся. | 11.09 | |
Природа | 20 | ||||
5 | Неживая и живая природа | 1 | - Понимать учебные задачи раздела и данного урока, стремиться их выполнить; - классифицировать объекты природы по существенным признакам; - различать объекты неживой и живой природы; - работать в паре: обсуждать свои выводы, осуществлять самопроверку; - устанавливать связи между живой и неживой природой; - формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 16.09 | |
6 | Явления природы | 1 | Работать в паре: различать объекты и явления природы; -приводить примеры явлений неживой и живой природы, сезонных явлений; -рассказывать (по наблюдениям) о сезонных явлениях в жизни дерева; - практическая работа: знакомиться с устройством термометра, проводить опыты, измерять температуру воздуха, воды, тела человека и фиксировать результаты измерений. | 18.09 | |
7 | Что такое погода | 1 | Наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса; - характеризовать погоду как сочетание температуры воздуха, облачности, осадков, ветра; - приводить примеры погодных явлений; - сопоставлять научные и народные предсказания погоды; - работать со взрослыми: вести наблюдения за погодой, составить сборник народных примет своего народа. | 23.09 | |
8 | В гости к осени (Урок-экскурсия) | 1 | Наблюдать изменения в неживой и живой природе, устанавливать взаимозависимость между ними; - определять природные объекты с помощью атласа-определителя; - оценивать результаты своих достижений на экс. | 25.09 | |
9 | В гости к осени (Урок-праздник) | 1 | Работать в группе: знакомиться по учебнику с осенними изменениями в неживой и живой природе; - рассказывать об осенних явлениях в неживой и живой природе родного края (на основе наблюдений); - сопоставлять картины осени на иллюстрациях учебника с теми наблюдениями, которые были сделаны во время экскурсии; - прослеживать взаимосвязь осенних явлений в живой природе с явлениями в неживой природе. | 30.09 | |
10 | Звёздное небо | 1 | Находить на рисунке знакомые созвездия; - сопоставлять иллюстрацию с описанием созвездия; - моделировать созвездия Орион, Лебедь, Кассиопея; - находить информацию о созвездиях в дополнительной литературе, Интернете; - оценивать результаты свои достижения на уроке, осуществлять самопроверку. | 07.10 | |
11 | Заглянем в кладовые Земли | 1 | Практическая работа: исследовать с помощью лупы состав гранита, рассматривать образцы полевого шпата, кварца и слюды; - различать горные породы и минералы; - работать в паре: готовить краткие сообщения о горных породах и минералах; - формулировать выводы. | 09.10 | |
12 | Про воздух… | 1 | - Рассказывать о значении воздуха и воды для растений, животных и человека; - работать в паре: анализировать схемы, показывающие источники загрязнения воздуха и воды; - описывать эстетическое воздействие созерцания неба и водных просторов на человека; - наблюдать небо за окном и рассказывать о нём, пользуясь освоенными средствами выразительности; - находить информацию об охране воздуха и воды родного края. | 14.09 | |
13 | … И про воду | 1 | 16.09 | ||
14 | Какие бывают растения | 1 | Устанавливать по схеме различия между группами растений; -работать в паре: называть и классифицировать растения, осуществлять самопроверку; - приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края; - определять растения с помощью атласа-определителя; - оценивать эстетическое воздействие растений на человека. | 21.09 | |
15 | Какие бывают животные | 1 | Работать в паре: соотносить группы животных и их существенные признаки; - работать в группе: знакомиться с разнообразием животных, находить в рассказах новую информацию о них, выступать с сообщением; - сравнивать животных (лягушек и жаб) на основании материала книги «Зелёные страницы», выявлять зависимость строения тела животного от его образа жизни. | 23.09 | |
16 | Невидимые нити | 1 | Устанавливать взаимосвязи в природе; - моделировать изучаемые взаимосвязи; - выявлять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей; - оценивать свои достижения. | 28.09 | |
17 | Дикорастущие и культурные растения | 1 | Сравнивать и различать дикорастущие и культурные растения; - осуществлять контроль и коррекцию; - классифицировать культурные растения по определённым признакам; - находить информацию о растениях; - обсуждать материалы книги «Великан на поляне». | 30.09 | |
18 | Дикие и домашние животные | 1 | Сравнивать и различать диких и домашних животных; - приводить примеры диких и домашних животных, моделировать значение домашних животных для человека; - рассказывать о значении домашних животных и уходе за ними. | 11.11 | |
19 | Комнатные растения | 1 | - Узнавать комнатные растения на рисунках, осуществлять самопроверку; - определять с помощью атласа-определителя комнатные растения своего класса; - оценивать роль комнатных растений для физического и психического здоровья человека | 13.11 | |
20 | Животные живого уголка | 1 | - Рассказывать о животных живого уголка и уходе за ними; - рассказывать о своём отношении к животным живого уголка, объяснять их роль в создании благоприятной психологической атмосферы; - осваивать приёмы содержания животных живого уголка в соответствии с инструкциями | 18.11 | |
21 | Про кошек и собак | 1 | Определять породы кошек и собак; - обсуждать роль кошки и собаки в хозяйстве человека и создании благоприят. психологической атмосферы в доме; - объяснять необходимость ответственного отношения к домашнему питомцу. | 20.11 | |
22 | Красная книга | 1 | - Выявлять причины исчезновения изучаемых растений и животных; - предлагать и обсуждать меры по их охране; - использовать тексты учебника для подготовки собственного рассказа о Красной книге; - подготовить с помощью дополнительной литературы, Интернета сообщение о растении или животном из Красной книги России (по своему выбору). | 25.11 | |
23 | Будь природе другом! Проект «Красная книга, или Возьмём под защиту» | 1 | Анализировать факторы, угрожающие живой природе, рассказывать о них; - знакомиться с Правилами друзей природы и экологическими знаками; - предлагать аналогичные правила; - распределять обязанности по выполнению проекта; - извлекать информацию из различных источников; - составлять собственную Красную книгу; - презентовать Красную книгу. | 27.11 | |
24 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами. | 02.12 | |
Жизнь города и села | 10 | ||||
25 | Что такое экономика | 1 | Рассказывать об отраслях экономики по предложенному плану, анализировать взаимосвязи отраслей экономики при производстве определённых продуктов; - моделировать взаимосвязи отраслей экономики самостоятельно предложенным способом; - извлекать из различных источников сведения об экономике и важнейших предприятиях региона и своего города и готовить сообщение. | 04.12 | |
26 | Из чего что сделано | 1 | Классифицировать предметы по характеру материала; - прослеживать производственные цепочки, моделировать их, приводить примеры использования природных материалов для производства изделий. | 09.12 | |
27 | Как построить дом | 1 | Рассказывать о строительстве городского и сельского домов (по своим наблюдениям); - сравнивать технологию возведения многоэтажного городского дома и одноэтажного сельского; - рассказывать о строительных объектах в своём селе; - предлагать вопросы к тексту. | 11.12 | |
28 | Какой бывает транспорт | 1 | Классифицировать средства транспорта; - узнавать транспорт служб экстренного вызова; - запомнить номера телефонов экстренного вызова 01, 02, 03. | 16.12 | |
29 | Культура и образование | 1 | Различать учреждения культуры и образования; - приводить примеры учреждений культуры и образования, в том числе в своём регионе; | 18.12 | |
30 | Все профессии важны. Проект «Профессии» | 1 | Рассказывать о труде людей известных детям профессий, о профессиях своих родителей и старших членов семьи; - определять названия профессий по характеру деятельности; - обсуждать роль людей различных профессий в нашей жизни; - формулировать выводы; - распределять обязанности по подготовке проекта; - интервьюировать респондентов об особенностях их профессий. | 23.12 | |
31 | В гости к зиме (Урок-экскурсия) | 1 | Наблюдать над зимними погодными явлениями; - исследовать пласт снега, чтобы пронаблюдать его состояние в зависимости от чередования оттепелей, снегопадов и морозов; - распознавать осыпавшиеся на снег плоды и семена растений, следы животных; - наблюдать за поведением зимующих птиц. | 25.12 | |
32 | В гости к зиме (урок) | 1 | Обобщать наблюдения над зимними природными явлениями, проведёнными во время экскурсий; - формулировать правила безопасного поведения на улице зимой, вести наблюдения в природе и фиксировать их в «Научном дневнике». | 30.12 | |
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу « Жизнь города и села» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | 13.01 | |
34 | Презентация проектов «Родной город(село)», «Красная книга, или Возьмём под защиту», «Профессии» | 1 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | 15.01 | |
Здоровье и безопасность | 9 | ||||
35 | Строение тела человека | 1 | Называть и показывать внешние части тела человека; - определять на муляже положение внутренних органов человека; - моделировать внутреннее строение тела человека. | 20.01 | |
36 | Если хочешь быть здоров (Урок-викторина) | 1 | Рассказывать о своём режиме дня; - составлять рациональный режим дня школьника; - обсуждать сбалансированное питание школьника; - различать продукты растительного и животного происхождения; - формулировать правила личной гигиены и соблюдать их. | 22.01 | |
37 | Берегись автомобиля | 1 | Моделировать сигналы светофоров; - характеризовать свои действия как пешехода при различных сигналах; - соотносить изображения и названия дорожных знаков; - формулировать правила движения по загородной дороге. | 27.01 | |
38 | Школа пешехода | 1 | Формулировать правила безопасности на основе прочитанных рассказов; - учиться соблюдать изученные правила безопасности под руководством учителя или инструктора ДПС. | 29.01 | |
39 | Домашние опасности | 1 | Объяснять потенциальную опасность бытовых предметов и ситуаций; - формулировать правила безопасного поведения в быту; -узнавать правила по предложенным в учебнике знакам; - сравнивать свои знаки с представленными в учебнике. | 03.02 | |
40 | Пожар! | 1 | - Характеризовать пожароопасные предметы; - запомнить правила предупреждения пожара; - моделировать вызов пожарной охраны по обычному и мобильному телефону; - рассказывать о назначении предметов противопожарной безопасности; - находить в Интернете информацию о работе пожарных, готовить сообщение. | 05.02 | |
41 | На воде и в лесу | 1 | Характеризовать потенциальные опасности пребывания у воды и в лесу; - запомнить правила поведения во время купания; - различать съедобные и ядовитые грибы; - находить нужную информацию в книге «Зелёные страницы»; - определять с помощью атласа-определителя жалящих насекомых. | 10.02 | |
42 | Опасные незнакомцы | 1 | - Характеризовать потенциальные опасности при контактах с незнакомыми людьми; - предлагать и обсуждать варианты поведения в подобных ситуациях; - моделировать звонок по телефону в полицию и МЧС; - моделировать правила поведения в ходе ролевых игр | 12.02 | |
43 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | 17.02 | |
Общение | 7 | ||||
44 | Наша дружная семья | 1 | Рассказывать по рисункам и фотографиям учебника о семейных взаимоотношениях, о семейной атмосфере, общих занятиях; - формулировать понятие «культура общения»; - обсуждать роль семейных традиций для укрепления семьи; - моделировать ситуации семейного чтения, семейных обедов. | 19.02 | |
45 | Проект «Родословная» | 1 | Интервьюировать родителей о представителях старшего поколения, их именах, отчествах, фамилиях; - отбирать фотографии из семейного архива; - составлять родословное древо семьи; - презентовать свой проект | 24.02 | |
46 | В школе | 1 | Рассказывать о своём школьном коллективе, совместных мероприятиях в классе, школе; - обсуждать вопрос о культуре общения в школе; - формулировать правила общения с одноклассниками и взрослыми в стенах школы и вне её; - оценивать с нравственных позиций формы поведения; - моделировать различные ситуации общения на уроке и переменах. | 26.02 | |
47 | Правила вежливости (Урок-постановка) | 1 | Обсуждать, какие формулы вежливости имеются в русском языке и как они применяются в различных ситуациях общения; - формулировать привила поведения в общественном транспорте и в общении мальчика с девочкой, мужчины с женщиной; - моделировать ситуации общения в различных ситуациях. | 03.03 | |
48 | Ты и мои друзья | 1 | Обсуждать морально-этические аспекты дружбы на примере пословиц народов России; -обсуждать проблему подарка в день рождения друга; - обсуждать правила поведения за столом; - формулировать правила этикета в гостях. | 05.03 | |
49 | Мы-зрители и пассажиры | 1 | - Обсуждать правила поведения в театре (кинотеатре) и формулировать их; - обсуждать правила поведения в общественном транспорте и формулировать их на основе иллюстраций учебника. | 10.03 | |
50 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Общение» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | 12.03 | |
Путешествия | 18 | ||||
51 | Посмотри вокруг | 1 | Сравнивать фотографии в учебнике, находить линию горизонта; - различать стороны горизонта, обозначать их на схеме; - анализировать текст учебника; - формулировать вывод о форме Земли. | 17.03 | |
52,53 | Ориентирование на местности (Урок-экскурсия) | 2 | Находить ориентиры на рисунке учебника, по дороге от дома до школы, в своём селе; - знакомиться с устройством компаса и правилами работы ; - осваивать приёмы ориентирования по компасу; - знакомиться со способами ориентирования по солнцу, по местным природным признакам Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | 19.03, 02.04 | |
54 | Формы земной поверхности | 1 | Сопоставлять фотографии равнины и гор для выявления существенных признаков этих форм земной поверхности; - анализировать цветовое обозначение равнин и гор на глобусе; - сравнивать по схеме холм и гору; - характеризовать поверхность своего края | 07.04 | |
55 | Водные богатства | 1 | - Различать водоёмы естественного и искусственного происхождения, узнавать их по описанию; -анализировать схему частей реки; - на основе наблюдений рассказывать о водных богатствах своего края; - обсуждать эстетическое воздействие моря на человека; - составлять фото-рассказ на тему «Красота моря». | 09.04 | |
56 | В гости к весне (Урок-экскурсия) | 1 | Наблюдать за состоянием погоды, таянием снега, появлением зелени, цветением растений, появлением первых птиц и т. д., используя при этом атлас-определитель «От земли до неба»; - формулировать выводы о весенних явлениях природы, воздействии пробуждения природы на человека. | 14.04 | |
57 | В гости к весне (урок) | 1 | Рассказывать о своих весенних наблюдениях в природе родного края; - знакомиться с изменениями в неживой и живой природе весной; - моделировать взаимосвязи весенних явлений в неживой и живой природе; - наблюдать весенние явления в природе и фиксировать свои наблюдения в рабочей тетради. | 16.04 | |
58 | Россия на карте | 1 | - Сравнивать изображение России на глобусе и карте; - соотносить пейзажи России на фотографиях с местоположением их на физической карте России; - осваивать приёмы чтения карты; - учиться правильно показывать объекты на настенной карте. | 21.04 | |
59 | Проект «Города России» | 1 | Распределять обязанности по выполнению проекта; - в дополнительных источниках находить сведения об истории и достопримечательностях избранного для исследования города; - составлять презентацию своего исследования; - презентовать свои проекты. | 23.04 | |
60 | Путешествие по Москве | 1 | Находить Москву на карте России; - знакомиться с планом Москвы; - описывать достопримечательности по фотографиям; - отличать герб Москвы от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Москве с помощью Интернета. | 2804 | |
61 | Московский кремль | 1 | Обсуждать значение Московского Кремля для каждого жителя России; - находить на фотографии достопримечательности Кремля; - находить сведения об истории Кремля, готовить сообщение. | 30.04 | |
62 | Город на Неве | 1 | - Находить Санкт-Петербург на карте России; - знакомиться с планом Санкт-Петербурга; - описывать достопримечательности по фотографиям; - отличать герб Санкт-Петербурга от гербов других городов; - совершить виртуальную экскурсию по Санкт-Петербургу с помощью Интернета. | 05.05 | |
63 | Путешествие по планете | 1 | - Сравнивать глобус и карту мира; - находить, называть и показывать на глобусе и карте мира океаны и материки; - соотносить фотографии, сделанные на разных материках, с местоположением этих районов на карте мира | 07.05 | |
64 | Путешествие по материкам | 1 | Находить материки на карте мира; - знакомиться с особенностями материков с помощью учебника и других источников информации; - готовить сообщения и выступать с ними перед классом | 12.05 | |
65 | Страны мира. Проект «Страны мира» | 1 | Сравнивать физическую и политическую карты мира; - находить и показывать на политической карте мира территорию Россию и других стран; - определять, каким странам принадлежат представленные флаги; - распределять обязанности по выполнению проекта; - готовить сообщения о выбранных странах; - подбирать фотографии достопримечательностей | 14.05 | |
66 | Впереди лето | 1 | Определять цветущие летом травы, насекомых и других животных с помощью атласа-определителя; - приводить примеры летних явлений в неживой и живой природе; - рассказывать о красоте животных по своим наблюдениям; -за лето подготовить фото-рассказ по темам «Красота лета», «Красота животных». | 19.05 | |
67 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» | 1 | Выполнять тестовые задания учебника; - оценивать правильность / неправильность предложенных ответов; - оценивать бережное или потребительское отношение к природе; - формировать адекватную самооценку в соответствии с набранными баллами | 21.05 | |
68 | Презентация проектов «Родословная», «Города России», «Страны мира» | 1 | - Выступать с подготовленными сообщениями, -иллюстрировать их наглядными материалами; - обсуждать выступления учащихся; - оценивать свои достижения и достижения других учащихся. | 26.05 |
8. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.Плешаков А.А. Рабочие программы. Окружающий мир. 1-4 класс. – М.: Просвещение, 2011.
2. Плешаков А.А. Окружающий мир. Мир вокруг нас. Учебник для 2 класса начальной школы. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012.
3. Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь: 2 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Просвещение, 2012.
4. Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель. – М.: Просвещение, 2011.
5. Плешаков А.А. Зелёные страницы. КДЧ. - М.: Просвещение, 2011.
6. Тихомирова Е.М. Тесты по предмету «Окружающий мир». 2 класс. В двух частях. Часть 1 и 2. – М.: Издательство «Экзамен», 2012.
7. CD-ROM. Электронное приложение к учебнику Плешаков А.А. Окружающий мир.
Мир вокруг нас. - М.: Просвещение, 2012.
8. Яценко И.Ф. Контрольно-измерительные материалы. Окружающий мир. 2 класс. – М.: ВАКО, 2012.
9. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 2 класс. – М.: Просвещение, 2012.
10. Тихомирова Е.М. Поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» 2 класс. – М.: Издательства «Экзамен», 2012.
11. Сборник рабочих программ для начальных классов «Школа России». М.: Просвещение, 2011,528 с.
12. Таблицы по темам предметам.
13. Ноутбук, мультимедийный проектор с экраном.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...