Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс ПНШ в соответствии с ФГОС с УУД
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir_3_klass.doc | 260 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР».
Объяснительная записка.
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир» создана на основе Примерной авторской программы О. Н. Федотовой, Г. В. Трафимовой «Окружающий мир» (образовательная программа «Перспективная начальная школа» 2011г.) и в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта начального общего образования . Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников. Рабочая программа даёт распределение учебных часов по ькрупным разделам курса, а также определяет минимальный набор экскурсий, опытов, практических работ (в соответствии со спецификой предмета).Курс рассчитан на 68 часов (2 часов в неделю).
Цели:
- развитие умения наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- формирование у школьников целостной картины окружающей его природной и социальной среды и его места в этой среде как личности;
- формирование целостной картины мира и осознание места в нем человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребенком личного опыта общения с людьми, обществом и природой.
Используя для осмысления личного опыта ребенка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения.
Задачи:
- формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе;
- развитие умения учиться — способности к самоорганизации с целью решения учебных задач;
- создание психолого-педагогических условий для индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития — эмоциональной, познавательной, в сфере саморегуляции с опорой на систему базовых культурных ценностей российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Общая характеристика учебного предмета
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля. Значение курса «Окружающий мир» состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо - и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в развитии и воспитании личности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нем заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях дает ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти свое место в ближайшем окружении, попытаться прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем свое личное и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и обще - культурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создает прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырехлетней общеобразовательной начальной школы. В единый курс объединены такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание». Основные учебно-воспитательные задачи курса:
- дальнейшее общее развитие личности ребенка на основе учета его жизненного опыта;
- последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений — работать с научно-популярной, справочной литературой и проводить фенологические наблюдения, физические опыты, пользоваться простейшими методами измерений;
- изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребенка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
- воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в быту и обществе.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе имеет большое значение в решении задач не только обучения, но и воспитания. На этих уроках учащиеся осваивают основы адекватного природного и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Данный курс наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно – нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно–ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
- Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всем многообразии ее форм.
- Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
- Искусство как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества.
- Человечество как многообразие народов, культур, религий.
- Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
- Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви в России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
- Социальная солидарность как признание свободы личной и национальной, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
- Гражданственность как личная сопричастность идеям правового государства, гражданского общества, свободы совести и вероисповедания, национально – культурного многообразия России и мира.
- Семья как основа духовно – нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно – ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
- Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
- Традиционные российские религии и межконфессиональный диалог как основа духовно – нравственной консолидации российского общества.
- ЗОЖ в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально – нравственное.
- Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
№ п/п | Наименование раздела | Содержание программы |
1. | Изображение Земли на глобусе (12 ч) | Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы. Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте. Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе). План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта. Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас. Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие. Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты. Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края. |
2. | Неживая природа (22 ч) | Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ. Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель. Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии. Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки. Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде. Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые). Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений. Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых. Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании. Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса. |
3. | Тайна недр пород. Почва (9 ч) | Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха. Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края. Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв. Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края». Практические работы: определение примерного состава почвы. |
4. | Природные сообщества (7 ч) | Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы). Растения и животные природных сообществ родного края. Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы. Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении. Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем). Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями. |
5. | Человек и природные сообщества (8 ч) | |
6. | Путешествие в прошлое (10 ч) | Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения). Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж). Практикум Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени. Экскурсия в краеведческий, художественный музей. |
Формы реализации программы:
- фронтальная;
- парная;
- групповая;
- индивидуальная
Методы реализации программы:
- практический;
- объяснительно-иллюстративный;
- частично- поисковый;
- наблюдение;
- информативный
Способы и средства:
- технические средства;
- модели и таблицы;
- рисунки;
- альбомы по искусству;
- дидактический раздаточный материал;
Материально-техническое обеспечение
Компьютерные и информационно-коммуникативные средства |
Цифровые информационные инструменты и источники (по тематике курса окружающего мира): электронные справочные и учебные пособия: История: Откуда пошла земля русская. Рассвет Киевской Руси. Нашествие крестоносцев (3-4 класс) Экосистемы: поле, луг, лес, пустыня (3-4 класс) Введение в историю (3 класс) Сборники по окружающему миру и истории (1-4 класс) Офтальмологические физминутки (1-4класс) |
Технические средства обучения (ТСО) |
Магнитная доска Персональный компьютер Мультимедийный проектор Сканер, принтер Учебно-методическое обеспечение программы 1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012. 4.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011. 5.А.М.Кондаков, Л.П.Кезина. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. –М.: Просвешение, 2011 6.Р.Г.Чуракова.Проектирование основной образовательной программы общеобразовательного учреждения. –М.:Академкнига/ Учебник, 2011 7.Справочные пособия, энциклопедии; 8.Схемы; 9.Таблицы; 10.Альбомы с демонстрационными материалами; 11.Электронные ресурсы; |
Календарно-тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
№ п/п | Дата | Тема урока | Тип урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | |||
План | факт | Предметные | УУД | Личностные | ||||
02.09 | Наш мир знакомый и загадочный | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения. | Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | |||
05.09 | Глобус - модель земного шара | Коллективная, работа в парах | ||||||
09.09 | Материки и океаны на глобусе | Работа в группах | Находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия. | Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Личностные: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | |||
12.09 | Формы поверхности Земли | Коллективная, индивидуальная | Сравнивать и различать формы земной поверхности. | Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||
16.09 | Проверочная работа по разделу: «Изображение Земли на глобусе». | индивидуальная | Регулятивные: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Личностные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
19.09 | Географическая карта | Коллективная, работа в парах | Характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Личностные: самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения. | |||
23.09 | Практическая работа «Работа с физической и контурной картами России». | Работа в группах | Находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их названия. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||
26.09 | План местности. Практическая работа: «Элементарные приёмы чтения плана местности». | Коллективная, работа в парах | Характеризовать формы земной поверхности и водоёмы своего края; составлять план местности. | Познавательные УУД: добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||
30.09 | Основные формы поверхности земли: горы, равнины, холмы и овраги. | Коллективная, индивидуальная | Моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина. | |||||
03.10 | Экскурсия «Основные формы поверхности родного края». | Коллективная, работа в группах | Проводить групповые наблюдения во время экскурсии | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||
07.10 | Стороны горизонта | Коллективная, индивидуальная | Ориентироваться на местности с помощью компаса. | Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||
10.10 | Ориентирование на местности. Компас | Работа в группах | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||
14.10 | Практическая работа: «Определение сторон горизонта по компасу». | Коллективная, работа в парах | Ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсии. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||
17.10 | Проверочная работа по разделу: «О чём рассказала карта». | индивидуальная | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем | ||||
21.10 | Тела; вещества; частицы | Коллективная, индивидуальная | Приводить примеры веществ; сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы. | Регулятивные УУД: самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | |||
24.10 | Твердые вещества; жидкости и газы | Коллективная, работа в парах | Сравнивать и различать твёрдые тела, жидкости и газы. | Регулятивные УУД: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | |||
28.10 | Вода – необыкновенное вещество | Коллективная, работа в парах | Исследовать в группах( на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твёрдом состояниях, характеризовать эти свойства. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | ЛичностныеУУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||
31.10 | Практическая работа: «Свойства воды в жидком состоянии» (заседание клуба) | Работа в группах | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знания . | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||
Проверочная работа по разделу: «Вещества». | индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | |||||
Термометр и его устройство. Практическая работа: «Измерение температуры воздуха и воды с помощью термометра». | Коллективная, индивидуальная | Измерять температуру воды с помощью термометра. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Практическая работа: «Свойства воды в твердом состоянии» (заседание клуба) | Коллективная, индивидуальная | Исследовать ( на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твёрдом состояниях, характеризовать эти свойства. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Практическая работа: «Свойства воды в газообразном Состоянии». | Работа в группах | Исследовать в группах ( на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твёрдом состояниях, характеризовать эти свойства. | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. | Личностные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Проверочная работа по разделу: «Вода и её свойства». | Индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Круговорот воды в природе. Вода в проироде и её разные состояния. | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воды в жидком, газообразном и твёрдом состояниях, характеризовать эти свойства. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Туман, облака, осадки. | Коллективная, работа в парах. | Характеризовать круговорот воды в природе. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
Вода как растворитель. Природные растворы и их значение (заседание клуба). | Работа в группах | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||||
Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды. | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Проверочная работа по разделу: «Круговорот воды в природе». | Индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Атмосфера – воздушный океан Земли. | Коллективная, работа в парах. | Исследовать в группах ( на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства. | Коммуникативные: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Воздух – это смесь газов | Коллективная, индивидуальная | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства. | Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
Практическая работа: «Свойства воздуха» (заседание клуба) | Работа в группах | Исследовать свойства воздуха, характеризовать эти свойства. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Проверочная работа по разделу: «Воздух и его свойства». | индивидуальная | |||||||
Температура воздуха. Измерение температуры воздуха с помощью термометра. | Коллективная | Измерять температуру воздуха с помощью термометра | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Ветер. Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. | Коллективная, работа в парах. | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знания о свойствах воздуха. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Погода и причины её изменения. | Коллективная, индивидуальная | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Проверочная работа по разделу: «Движение воздуха». | Индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение. | Работа в группах | Исследовать в группах ( на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать эти свойства. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Разрушение горных пород. | Коллективная, работа в парах. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||
Минералы. Практическая работа: «Сравнение минералов по твёрдости». | Коллективная, индивидуальная | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||||
Полезные ископаемые, их значение в жизни человека. | Коллективная, работа в парах. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | |||||
Практическая работа: «Свойства полезных ископаемых». (заседание клуба) | Коллективная, работа в парах | Исследовать в парах свойства полезных ископаемых, характеризовать эти свойства. | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | ||||
Использование и охрана полезных ископаемых. | Коллективная | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||
Проверочная работа по разделу: «Тайна недр Земли». | Индивидуальная | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Почва как единство живой и неживой природы. Образование почвы. | Работа в группах | Характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей. | ||||
Почва и её состав. (заседание клуба) | Коллективная, индивидуальная | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | |||||
Экскурсия «Исследование почвы родного края». | Коллективная, работа в парах | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | |||||
Зачем и как люди заботятся о почве (заседание клуба). | Коллективная, индивидуальная | Извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знания о почве, готовить доклады, обсуждать полученные сведения. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | ||||
Проверочная работа по разделу: «Почва». | Индивидуальная | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Лес как природное сообщество и его обитатели. | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере леса. | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Луг как природное сообщество и его обитатели. | Коллективная, работа в парах | Характеризовать природные сообщества на примере луга. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Поле как природное сообщество и его обитатели. | Коллективная, индивидуальная | Характеризовать природные сообщества на примере поля. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Пресные водоёмы как природное сообщество и их обитатели. | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере водоёма. | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация). | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Болото как природное сообщество и его обитатели | Работа в группах | Характеризовать природные сообщества на примере болота. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | ||||
Экскурсия «Природные сообщества родного края и их обитатели». | Коллективная, работа в парах | Проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями, как «этажи»-ярусы леса и луга, растения и животные леса, поля, луга, пресного водоёма. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Проверочная работа по разделу «Природные сообщества». | Индивидуальная | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Значение лесов. Необходимость бережного отношения к лесным богатствам. | Коллективная, индивидуальная | Обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе. | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ). | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. | Коллективная, работа в парах | Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Значение болот в жизни человека, мероприятия по его охране. | Коллективная | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи.. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев | |||||
Реки и озёра родного края, их практическое использование людьми. | Работа в группах | Соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоёмов, летом во время купания, при переправе через водные пространства. | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей . | ||||
Человек-защитник при роды. Охрана природных богатств. | Коллективная, работа в парах | Осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | ||||
Проверочная работа по разделу «Человек и природные сообщества». | Индивидуальная | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | |||||
Лента времени. Практическая работа «Определение последовательности исторических событий». | Коллективная, индивидуальная. | Различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датой на примере Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры. | Познавательные: добывать новые знания, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация ). | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. | ||||
Наследие городов Золотого кольца России. | Работа в группах | Описывать достопримечательности Московского Кремля | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Коллективный проект «Путешествие по золотому кольцу России». | Работа в группах | Находит на карте России города Золотого кольца; описывать достопримечательности городов Золотого кольца России. | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | ||||
Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | Коллективная, индивидуальная. | Описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. | Регулятивные УУД: совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему | Личностные: работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. | ||||
Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | Работа в группах | Коммуникативные УУД: доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Личностные: объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие. | |||||
Экскурсия «Достопримечательности родного края». | Коллективная, индивидуальная. | Находить дополнительные источники информации | Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. | Личностные: составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем. | ||||
Обобщение «Мы и окружающий мир». | Работа в группах | Готовить доклады и обсуждать полученные сведения. | Коммуникативные: договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. | Личностные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...