Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Старо Ямкинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского района Республики Татарстан
“Рассмотрено “ “Согласовано “ “ Утверждаю “
на заседании МО Заместитель директора по УР Директор школы
___________/Гизатуллина Ф.Н / ___________/Мингалимова А.А./ _________ /Газизова Р.М./
Протокол № 1 от «8» августа 2014г “ 9 ” августа 2014 г Приказ № 38 от «12» августа 2014 г
Рабочая программа по предмету
«Окружающий мир»
для 3 класса
учителя начальных классов
Гизатуллиной Фанузы Наиловны
“Рассмотрено “
на педагогическом совете
Протокол № 1 от 11 августа 2014 года
2014-2015 учебный год
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир»
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа учебного предмета «Окружающий мир» для третьего класса составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:
- Федеральный государственный стандарт начального общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г.
- Приказ МО и Н РФ от 22 сентября 2011г. №2357 «О внесении изменений в ФГОС начального общего образования»
- Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год.
- Приказ МО и Н РТ от 9 июля 2012 №4154/12 «Об утверждении базисного и примерного учебного плана для ОУ РТ, реализующих программы начального общего образования»
- Учебный план МБОУ «Старо Ямкинская основная общеобразовательная школа» Алькеевского муниципального района Республики Татарстан на 2014/2015 учебный год, утверждённого решением педагогического совета.
Программа и материал УМК рассчитаны на 68 часов в год, 2 часа в неделю, что соответствует Примерному учебному плану школ с татарским языком обучения в 3 классах
Цель обучения:
- развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и др., речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Задачи курса:
• систематизировать имеющиеся у детей представлений об окружающем мире;
• формировать элементарные представления о природе, человеке и обществе в их взаимодействии;
• познакомить с методами изучения окружающего мира (наблюдение, эксперимент, моделирование, измерение и др.);
• способствовать социализации ребенка;
• развивать познавательные процессы (ощущение, восприятие, осмысление, запоминание, обобщение и др.);
• воспитывать внимательность, наблюдательность, любознательность;
• формировать самостоятельную познавательную деятельность;
• воспитывать бережное отношение к природе и продуктам труда людей.
Основные содержательные линии
Программа включает разделы «Радость познания», «Мир как дом», «Дом как мир», «В поисках всемирного наследи». Большое внимание уделяется вопросам охраны здоровья, тесно связанным с актуализацией детской игровой культуры народов России, а также, как всегда, проблемам охраны природы. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно. В арсенале методов учителя должна быть также работа с учебной и научно-художественной книгой, рассказ, беседа, моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем, демонстрация наглядных пособий, диафильмов, диапозитивов, аудиовизуального комплекта М. Ю. Новицкой «Народный календарь».
Особенность данного курса состоит в том, что он реализует культурологический подход к созданию картины окружающего мира в восприятии ребенка, гармонично соединяя естественно-научные сведения и опыт гуманитарных наук. Благодаря этому по замыслу авторов курс должен послужить содержательной основой для интеграции всех дисциплин начальной школы; явиться смысловым стержнем для построения целостного процесса обучения и воспитания младших школьников в первую и вторую половину дня; дать объединяющее ценностное начало для взаимодействия школы с родителями, педагогами дополнительного образования, работниками учреждений культуры.
Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных (общеучебных и логических), коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».
Логика изложения и содержание программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений.
Место предмета в базисном учебном плане
В соответствии с Федеральным базисным учебным планом учебный предмет «Окружающий мир» изучается во всех классах начальной школы, тем самым обеспечивается целостность образовательного процесса и преемственность в обучении между начальным и основным звеном образования.
Информация о количестве учебных часов
Рабочая программа по окружающему миру в 3 классе рассчитана на 68 часов в год (2 часа в неделю)
Формы организации образовательного процесса.
Основной формой организации образовательного процесса является урок. В процессе изучения курса используются уроки-экскурсии, уроки-практические занятия, уроки с демонстрацией объектов или их изображений.
Уроки-экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии — формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Уроки-практические занятия связаны с организацией работ учащихся с объектами природы. На этих уроках дети наблюдают, описывают, сравнивают различные предметы, проводят элементарные опыты по определению свойств некоторых из них. Ученики получают разные или одинаковые для всех задания и выполняют их под руководством учителя.
Уроки с демонстрацией объектов или их изображений проводятся тогда, когда педагог не имеет возможности организовать индивидуальную работу школьников из-за сложности изучаемых объектов, а также в связи с отсутствием необходимого количества объектов или по технике безопасности. Демонстрация изображений объектов проводится в связи с недоступностью их для непосредственных наблюдений в реальной обстановке или в классе.
Урок в 3 классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов обучения и их сочетаний.
Технологии обучения: личностно-ориентированные, информационные, интерактивные технологии, исследовательские, методы проектной деятельности; тренинговые технологии.
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
Информационная компетенция
- задание с выбором;
- работа с различными формами информации: слово, схема, рисунок;
Ценностно-смысловая компетенция
- самооценка своей работы на основе критериев, указанных учителем;
- работа в парах, с указанием лидера;
Учебно-познавательная компетенция.
- работа с памятками, алгоритмами;
Коммуникативная компетенция
- все формы учебного диалога;
- ролевые игры.
Требования к уровню подготовки учащихся по курсу «Окружающий мир» к концу 3-го года обучения
Устанавливать связи:
Внутри природных сообществ: между растениями и животными, между разными группами животных;
Между деятельностью человека и условиями его жизни в разных природных зонах;
Между условиями жизни человека в разных природных зонах и устройством его быта (строения, одежда, питание).
Владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):
Проводить наблюдения за природой родного края ( на примере одного из сообществ);
Оценивать устное высказывание одноклассников по его соответствию обсуждаемой теме, полноте и доказательности;
Уметь выделить главное в письменном тексте.
Знать:
Состав и свойства почвы;
Характерные признаки сезонов года родного края;
Названия основных сообществ ( лес, луг, водоем);
Названия и отличительные признаки наиболее распространенных в родном крае растений и животных;
Названия и отличительные признаки особо охраняемых в данной местности растений и животных;
Особенности природы своего края;
Правила поведения в природе;
Имена выдающихся российских государственных деятелей (в изучаемый период): князья Владимир и Ярослав Мудрый, Александр Невский, Дмитрий Донской, царь Иван Грозный, князь Д. Пожарский и К. Минин.
Уметь:
Понимать условный язык карт и планов, пользоваться масштабом;
Находить на физической карте России природные зоны;
Характеризовать природные зоны и природные сообщества России;
Узнавать в окружающем мире изученные растения: мхи, папоротники, хвойные, цветковые;
Приводить примеры растений и животных природных зон и природных сообществ (2-3 объекта);
Фиксировать с помощью условных знаков основные признаки погоды; составлять устную характеристику погоды выбранных дней.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ (68 ч)
Радость познания
- Свет знания.
- Как изучают окружающий мир.
- Книга – источник знаний.
- Отправимся на экскурсию.
- О чем расскажет план.
- Планета на листе бумаги.
- Страны и народы на политической карте мира.
- Путешествуя, познаем мир.
- Транспорт.
- Средства информации и связи.
Требования к уровню подготовки учащихся
Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование. Способы исследования, наблюдения, опыты, измерения, этапы, приборы, инструменты, лабораторное оборудование
Научиться различать условные обозначения на плане, изучить и уметь читать план своего села, характеризовать планы, уметь начертить простейший план и указать на плане путь от дома до школы.
Научиться сопоставлять изображения на глобусе и карте мира, читать карту по условным обозначениям на ней, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности.
Знать отличительные особенности политической карты мира по сравнению с физической картой; уметь на карте разыскать ту или иную страну, показывать, показывать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны;
Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом; уметь систематизировать транспорт по видам; определить виды транспорта;
Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части;
Уметь правильно написать адрес на почтовом конверте; различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации.
Мир как дом
- Мир природы в народном творчестве.
- Из чего состоит все.
- Мир небесных тел.
- Невидимое сокровище.
- Самое главное вещество.
- Свойства воды. Круговорот воды в природе.
- Природные стихии в народном творчестве.
- Кладовая Земли.
- Чудо под ногами.
- Мир растений.
- Плодородная земля и растения в народном творчестве.
- Мир животных.
- Животные в народном творчестве.
- Невидимые нити в живой природе.
- Лес – волшебный дворец.
- Луг – царство цветов.
- Водоем – дом из воды.
- Как сохранить богатство природы.
- Охрана природы в культуре народов России.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать, что наши предки чувствовали единство с миром природы, понимали взаимосвязь природы и людей и отражали это в своём творчестве; уметь находить образ единого мира-дома в произведениях народного творчества своего края.
- Научиться различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по их отличительным признакам, приводить примеры веществ, описывать их, ставить опыты.
- Научиться характеризовать Солнце как ближайшую к нам звезду, понимать значение Солнца для всего живого, характеризовать отличия звёзд и планет, знать строение Солнечной системы и названия планет, извлекать из различных источников информацию о планетах Солнечной системы, готовить доклады и обсуждать полученные сведения.
- Научиться характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха, осознавать значение воздуха для людей, животных и растений;
- Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов; ставить опыты по изучению свойств воды.
- Научиться различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека, наблюдать простейшие опыты над свойствами полезных ископаемых; Научиться характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы;
- Научиться различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения, приводить примеры растений каждой группы, выделять их отличия; понимать значение растений для формирования атмосферы и для питания животных и человека, приводить примеры использования растений в хозяйственной жизни людей.
- Научиться различать животных разных групп по их признакам и месту обитания; описывать внешний вид изучаемых животных, характеризовать способы размножения животных разных групп; понимать роль животных в природе и жизни человека.
- Научиться характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе, выявлять роль бактерий и грибов в круговороте веществ,
- Научиться характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, описывать роль насекомых в размножении растений,
- Научиться характеризовать водоём как пример единства живого и неживого, как природное сообщество, рассматривать роль каждого из живых существ в круговороте веществ в водоёме,
- Знать о взаимосвязи всего живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде; бережно относиться к растениям и животным, к чистоте воды, воздуха, земли.
Дом как мир
- Родной дом – уголок отчизны.
- Свой дом – свой простор.
- В красном углу сесть – великая честь.
- Побываем в гостях.
- На свет появился – с людьми породнился.
- Родословное дерево.
- Муж и жена – одна душа.
- Святость отцовства и материнства.
- Добрые дети – дому венец.
- Детские игры – школа здоровья.
- Строение тела человека.
- Как работает наш организм.
- Что такое гигиена.
- Наши органы чувств.
- Школа первой помощи.
- Здоровью цены нет.
- Дом невелик, а стоять не велит.
- Семейный бюджет.
- Мудрость старости.
- Путешествие к А.С. Пушкину.
Требования к уровню подготовки учащихся
- Знать разные значения слова «мир»: знать и соблюдать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседями, земляками, незнакомыми людьми; стремиться принимать участие в посильных общественных делах и праздниках.
- Знать роль и назначение порога, матицы, печи, красного угла в старинном доме; уметь сопоставлять между собой особенности старинного и современного внутреннего устройства дома; выделять общее и различное в их назначении в семейной жизни.
- Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи; понимать, каково различие между терминами родства и свойства, в чём различие между кровным родством и родством духовным.
- Знать два способа составления родословного древа и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения; осознавать ценность документов из семейного архива, а также ценность семейных реликвий, необходимость их сохранения и передачи от одного поколения к другому.
- Научиться характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов; понимать важность для человека знания работы своих внутренних органов;
- Научиться характеризовать основные правила гигиены; моделировать в ходе практической работы ситуации по соблюдению правил гигиены;
- Научиться характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире; рассказывать о строении органов чувств, пользуясь рисунками и схемами; соблюдать гигиену органов чувств.
- Запомнить номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь, измерять себе температуру, моделировать своё поведение в экстренных ситуациях.
- Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять эти правила в своей повседневной жизнедеятельности; знать и выполнять правила этикета за столом; проявлять уважительное, благодарное отношение к хлебу и кормильцам в семье.
- Понимать, каковы составные части семейных доходов и расходов; уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать факты из истории денег, типы денежных единиц РФ разного достоинства.
В поисках всемирного наследия
- Всемирное наследие.
- Московский Кремль.
- Озеро Байкал.
- Путешествие в Египет.
- Путешествие в Грецию.
- Путешествие в Иерусалим.
- Путешествие в Китай.
- Всемирные духовные сокровища.
Требования к уровню подготовки учащихся
Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказать об одном – двух объектах Всемирного наследия оформить наглядный материал для презентации своего рассказа в классе.
Знать названия четырёх башен Московского Кремля; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца, различать среди них более древнюю и более позднюю постройку
Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России; рассказать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах;
Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его и его столицу на карте; узнавать на фотографии облик египетских пирамид;
Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии облик её достопримечательностей и святынь
Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте мира; узнавать на фотографии достопримечательности;
Знать местоположение Китая на одном из материков; уметь показать страну и её столицу на карте; узнавать на фотографии Великую Китайскую стену;
Знать имена своих земляков, соотечественников, представителей других стран, которые воплотили в себе лучшие человеческие качества, уметь определить общезначимые ценные качества в друге (подруге) и самом себе; составить свой список Всемирных духовных сокровищ;
Учебно-тематический план
№ п/п | Раздел | Количество часов |
1. | Радость познания. | 13ч |
2. | Мир как дом. | 22 ч |
3. | Дом как мир. | 24 ч |
4. | В поисках Всемирного наследия. | 9 ч |
Итого | 68 ч |
Требования к уровню подготовки обучающихся
3 класса
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать
- название нашей планеты, родной страны, региона, где живут учащиеся, родного города (села);
- государственную символику России;
- государственные праздники.
- основные свойства воздуха, воды;
- условия, необходимые для жизни живого существа;
- правила охраны и укрепления здоровья;
- правила дорожного движения;
уметь
- определять свойства различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры).
- различать объекты природы и предметы труда; объекты неживой и живой природы;
- различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных (не менее 3 представителей из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названия); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города), места отдельных исторических событий (2-3);
- описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, жизни, быта и культуры России;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
- использовать термометр для измерения температуры воздуха;
- устанавливать связи между жизнью живых существ и сезонными изменениями в природе;
- применять приемы ухода за растениями в соответствии с условиями их жизни;
- выполнять изученные правила охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- устанавливать зависимость между поведением людей в природе и его последствиями; оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное), выполнять правила поведения в природе;
- рассказывать о родном крае, родной стране, столице.
Учебник:
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая . Окружающий мир. Учебник. 3 класс. В 2 частях. М. «Просвещение», 2013 г.
А.А. Плешаков, М.Ю. Новицкая. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2 частях М., Просвещение, 2013г.
Дополнительная литература:
Новицкая М, Ю., Белянкова Н. М., Мартинкова Е. В., Саркисян Е. В. Уроки по окружающему миру. 3 класс. М. «Просвещение», 2012 г. Учебно – тематическое планирование уроков окружающего мира
№ п/п | Тема урока | Кол – во часов | УДД | Требования к уровню подготовки обучающихся | Дата проведения | Примечание | |||
Радость познания (13 ч) | план | факт | |||||||
1 | Свет знания Гыйлем нуры. | 1 | Формулировать мысль о том, что стремление к творческому познанию окружающего мира есть отличитель-ная черта человека. Определять сферы познания: природа и культура. Выявлять особенности познания. Высказывать мотивированное суждение об ответственности познающего человека за то, как, в каких целях используются его открытия и изобретения | Знать несколько народных пословиц о силе человеческого ума и знаний; уметь привести примеры того, как изобретения на основе познания природы и общества изменяют жизнь современного человека по сравнению с образом жизни наших предков | 2.09 | ||||
2 3 | Как изучают окружающий мир Әйләнә-тирәдөньяны ничек өйрәнәләр Как изучают окружающий мир (Практика) | 1 1 | Характеризовать способы изучения окружающего мира. Различать этапы исследования для изучения окружающего мира, узнавать и называть предметы оборудования, объяснять их назначение | Уметь характеризовать методы исследования; знать основные приборы, инструменты и оборудование, необходимые для измерения окружающего мира | 4.09 9.09 | ||||
4 | Книга – источник знаний Культура поведе ния в школе Китап-белем чыганагы. | 1 | Определять тип справочной и научно – познавательной литературы. Находить необходимые сведения в словаре, справочнике, путеводителе | Знать важнейшие особенности расположения сведений в изданиях справочного характера; уметь разыскать необходимые сведения в словаре справочнике, путеводителе | 11.09 | ||||
5 | Отправимся на экскурсию. Правила поведе ния в обществен ных местах Экскурсиягә киттек. | 1 | Характеризовать различные научно – просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках | Иметь представление о важнейших особенностях различных учреждений научно – просветительского характера; уметь разыскать необходимые сведения об этих учреждениях в путеводителях | 16.09 | ||||
6 7 | О чем расскажет план План нәрсә турында сөйли. О чем расскажет план Условные обозначения | 2 | Сравнивать рисунок и план местности. Работая в паре, изучать условные знаки плана местности, применять их для чтения плана. Различать наиболее распространенные виды планов | Уметь различать условные обозначения на плане, уметь читать план своей местности, уметь начертить простейший план и указать на плане своего населенного пункта путь от дома до школы или другого учреждения | 18.09 23.09 | ||||
8 | Планета на листе бумаги . Планета кәгазь битендә. | 1 | Сравнивать план и карту, глобус и карту мира. Изучать условные знаки карты, применять их для чтения карты мира. Узнавать материки и части света по силуэтам | Уметь сопоставлять изображе-ния на глобусе и карте мира, уметь читать карту по условным обозначениям, показывать на глобусе и карте материки и океаны, различать на карте разные формы земной поверхности | 25.09 | ||||
9 | Страны и народы на политической карте мира Дөньяның сәяси картасында илләр һәм халыклар. | 1 | Сравнивать политическую карту мира с физической картой, определять её отличительные особенности. Находить на карте ту или иную страну, показывать её границы, определять столицу, называть соседние страны | Знать отличительные особеннос-ти политической карты мира по сравнению с физической; уметь разыскать на карте ту или иную страну, показать её границы, определить столицу, назвать соседние с ней страны; уметь соотнести название страны с названием языка и, наоборот | 30.09 | ||||
10 | Путешествуя, познаем мир Сәяхәт итеп дөньяны өйрәнәбез | 1 | Формулировать цель путешествия, соотносить личные интересы с интересами своих спутников, находить необходимые сведения для определения маршрута | Знать и соблюдать правила ответственного туризма; уметь поставить цель путешествия; уметь вести дневник путешествия и оценить его результаты (достигнута ли поставленная цель) | 2.10 | ||||
11 | Транспорт Правила безопас ного поведения на дорогах Транспорт | 1 | Различать старинные и современные средства передвижения, Систематизировать транспортные средства по видам, определять виды транспорта, необходимые для проектируемого путешествия по городу | Знать и соблюдать правила пользования личным и общественным транспортом, уметь систематизировать транспорт по видам | 7.10 | ||||
12 | Средства инфор мации и связи Правила пользо вания средствами информации и связи. Мәгълумат һәм элемтә чаралары | 1 | Различать средства связи, используемые в личной и общественной жизни, средства связи и средства массовой информации, участвовать в дидактической игре | Знать номера телефонов для вызова «скорой помощи», милиции, пожарной части; уметь правильно написать адрес на почтовом конверте | 9.10 | ||||
Мир как дом (22 ч) | |||||||||
13 | Мир природы в народном творчестве Халык иҗатында табигать дөньясы | 1 | Определять образ единого дома – мира в произведениях словесного и изобразительно – прикладного творчества. Характеризовать изображение окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края | Знать, что наши далекие предки понимали, что все в природе и мире людей связано друг с дру-гом, и отражали это понимание в своем творчестве; уметь найти образ единого мира – дома в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края | 14.10 | ||||
14 – 15 | Из чего состоит все. . Һәммәсе нәрсәдән тора. Правила обращения с газом Газ белән эш итү кагыйдәләре | 2 | Различать природные объекты и созданные человеком предметы, объекты живой и неживой природы, твердые тела, жидкости и газы. Проводить опыт, формулировать вывод | Уметь различать природные объекты, характеризовать их отличительные свойства, группировать природные объекты по отличительным признакам | 16.10 21.10 | ||||
16 | Мир небесных тел Күк җисемнәре дөньясы | 1 | Характеризовать Солнце как одно из небесных тел, раскрывать его значение для жизни на Земле. Сравнивать звезды, планеты по различным признакам | Знать строение Солнечной системы и названия планет | 23.10 | ||||
17 18 | Невидимое сокровище Күзгә күренми торган хәзинә. Свойства воздуха Һаваның үзлекләре | 2 | Анализировать диаграмму в учебнике, с её помощью определять состав воздуха. Изучать свойства воздуха, наблюдать демонстраци-онные опыты, записывать выводы в рабочей тетради | Уметь характеризовать свойства воздуха, понимать природу его движения в атмосфере, ставить опыты по изучению свойств воздуха | 28.10 30/10 | ||||
19 | Самое главное вещество Правила обращения с водой Иң әһәмиятле матдә | 1 | Высказывать предположение, почему воду часто называют главным веществом на планете. Различать состояния воды. | Уметь показывать на карте водные объекты | 11.11 | ||||
20 | Свойства воды. Круговорот воды в природе Суның үзлекләре Табигатьтә суның әйләнеше | 1 | Исследовать свойства воды. Характеризовать круговорот воды | Уметь характеризовать свойства воды; понимать значение круговорота воды для живых организмов | 13.11 | ||||
21 | Природные сти хии в народном творчестве. Халык иҗатында табигать көчләре | 1 | Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словесного и изобразительно – прикладного творчества | Знать несколько загадок об огне, о воде и воздухе в творчестве народов своего края | 18.11 | ||||
22 23 | Кладовые Земли Җир хәзинәләре. Полезные ископаемые Файдалы казылмалар | 1 1 | Исследовать состав гранита. Различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Уметь различать по внешнему виду минералы и горные породы; характеризовать свойства полезных ископаемых и определять их значение для человека | 20.11 25/11 | ||||
24 25 | Чудо под ногами Аяк астындагы могҗиза. Состав почвы | 2 | Исследовать состав почвы. Моделировать связи почвы и растения. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Уметь характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы | 27.11 2.12 | ||||
26 | Мир растений Правила ухода за растениями Үсемлекләр дөньясы. | 1 | Классифицировать растения. Различать виды растений. Сравнивать схемы дыхания и питания растений | Уметь различать водоросли, мхи, папоротники, хвойные, лиственные растения | 4.12 | ||||
27 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. Халык иҗатында уңдырышлы җир һәмүсемлекләр. | 1 | Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края | Знать несколько загадок о земле и растениях в творчестве народов своего края; уметь найти и охарактеризовать эти образы в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края | 9.12 | ||||
28 | Мир животных Правила ухода за животными хайваннар дөньясы | 1 | Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на страницах учебника | Уметь различать животных разных групп по их признакам и месту обитания | 11.12 | ||||
29 | Животные в на родном творчест ве Халык иҗатында хайваннар образы. | 1 | Узнавать образы животных в произведениях словесного и изобразительно – прикладного народного творчества, подбирать загадки о животных в творчестве народов своего края для совместной игры | Знать несколько загадок о животных в творчестве народов своего края; уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно – прикладных произведениях народного творчества своего края | 16.12 | ||||
30 | Невидимые нити в живой природе Изготовление простейших кор мушек Терек табигатьтә күзгә күренми торган җепләр | 1 | Классифицировать животных по особенностям питания, Прослеживать по схемам цепи питания, Моделировать цепи питаний с помощью схем - аппликаций | Знать основные группы животных по способу питания; уметь сравнивать внешний вид животных в зависимости от способа питания и способа защиты от врагов | 18.12 | ||||
31 | Лес – волшебный дворец Правила безопас ного поведения в лесу Урман- тылсымлы сарай. | 1 | Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление о восприятии леса (на картине, фотографии, в природе). Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества | Уметь характеризовать природные сообщества на примере леса, характеризовать круговорот веществ в природе как пример единства живого | 23.12 | ||||
32 | Луг – царство цветов и насекомых Болын чәчәкләр һәм бөҗәкләр патшалыгы | 1 | Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление о восприятии луга (на картине, фотографии, в природе). Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для луга | Уметь характеризовать природное сообщество луга как пример единства живого и неживого, характеризовать круговорот веществ в экосистеме луга, делать и обсуждать доклады | 25/12 | ||||
33 | Водоем – дом из воды Правила поведе ния в водоемах. Сулык ул- судан ясалган йорт. | 1 | Оценивать эмоционально – эстетическое впечатление о восприятии водоёма (на картине, фотографии, в природе). Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для сообщества водоёмов | Уметь характеризовать водоём как единство живой и неживой природы, как природное сообщество, делать доклады | 13.01 | ||||
34 | Как сохранить богатство природы Защита окружа ющей среды. Табигать байлыкларын ничек сакларга | 1 | Соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране. Формулировать соответствующие правила экологической этики | Знать о взаимосвязи живого и неживого в природных сообществах; осознанно выполнять правила поведения в природной среде | 15.01 | ||||
35 | Охрана природы в культуре народов России и мира Россия һәм бөтендөнья халыклары мәдәниятендә табигатьне саклау | 1 | Анализировать пословицы и поговорки разных народов, отражающие отношение к природным богатствам. Участвовать в дидактической игре по теме урока. Осуществлять в повседневной жизни правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов | Знать несколько пословиц народов своего края о необхо-димости бережного отношения человека к природе; осознанно выполнять правила раздельного сбора пищевых и бытовых отходов, принятых в городе | 20.01 | ||||
Дом как мир(24 ч) | |||||||||
36 | Родной дом – уголок Отчизны Туган йорт-Ватан почмагы | 1 | Объяснять значение слова «мир» на русском языке и находить аналоги в языках народов своего края. Моделировать ситуации общения в разных сообществах, старинных и современных | Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить аналоги в языках народов своего; знать и соблю-дать правила совместной жизни в общем доме, в общении с соседя-ми, земляками, незнакомыми людьми | 22.01 | ||||
37 | Свой дом – свой простор Үз өемдә- үз түрем | 1 | Сравнивать устройство старинного и современного домов, сопоставлять особенности внутреннего устройства, находить общее и различное | Знать роль и назначение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить их аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках | 27.01 | ||||
38 | В красном углу сесть – великая честь Кызыл почмактагы урын- зур хөрмәт билгесе | 1 | Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить их аналог в устройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках | Знать роль и назначение красного угла в доме; уметь сопоставить между собой особенности старинного и современного почётного места во внутреннем устройстве дома | 29.01 | ||||
39 | Побываем в гостях Кунакка барабыз | 1 | Сопоставить особенности старинного жилища разных народов; отмечать общие и различные черты. Моделировать ситуации приёма гостей и прихода в гости | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях; находить им аналоги в культуре народов своего края | 3.02 | ||||
40 | На свет появился – с людьми породнился Правила взаимо действия со взрос лыми, сверстни ками, Бишек киң дөньяга ишек | 1 | Применять терминологию родства к членам своей семьи, использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи, устанавливать различие между терминами родства и свойства. Различать термины кровного родства и духовного родства | Знать терминологию родства в применении к членам своей семьи; уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи | 5.02 | ||||
41 | Родословное дерево Нәсел агачы | 1 | Различать способы составления родословного дерева. Составлять схему родственных связей в своей семье до трех – четырех поколений | Знать два способа составления родословного дерева и чем они отличаются друг от друга; уметь строить схему родственных связей в своей семье | 10.02 | ||||
42 | Муж и жена – одна душа Ир һәм хатын – бер бөтен | 1 | Участвовать в кукольном спектакле «Свадебка». Оформлять поздравление родителям во Всероссийский день семьи, любви и верности (8 июля) | Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок о верных, любящих супругах; уметь творчески выразить мысль о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке – подарке молодожёнам | 12.02 | ||||
43 | Святость отцовства и материнства Ата һәм ана булуның изгелеге | 1 | Творчески выражать мысль о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле по одной из сказок народов своего края, высказывать мотивированное суждение о почтении к родителям как нравственной норме всех народов | Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок о любви к детям и почтении детей по отношению к родителям | 17.02 | ||||
44 | Добрые дети – дому венец Яхшы балалар- өйнең таҗы | 1 | Сравнивать и различать особенности в воспитании девочки и мальчика, в том числе в старинной и современной культуре воспитания детей и подростков народов своего края | Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок, авторских произведений о доб-рых, умных, смелых, заботливых девочках и мальчиках; знать значение своего имени и уметь творчески выразить заложенный в нём нравственный смысл как образец для самовоспитания | 19.02 | ||||
45 | Детские игры – школа здоровья. Балалар уеннары- сәламәтлек мәктәбе. | 1 | Презентовать несколько народных игр, определять их назначение в своём развитии; характеризовать заложен-ный в них нравственный смысл | Знать несколько народных игр, уметь определять их назначение в своем развитии детей | 24.02 | ||||
46 | Строение тела человека Кеше тәненең төзелеше | 1 | С помощью иллюстраций учебника рассказывать о внешнем и внутреннем строении тела человека. Давать определение органа и системы органов. Обозначать внутренние органы на схеме | Уметь характеризовать функции систем внутренних органов человека и каждого из органов | 26.02 | ||||
47 | Как работает наш организм. Безнең организм ничек эшли | 1 | С помощью иллюстраций и схемы в учебнике рассказывать о работе опорно – двигательной и пищеварительной систем. Характеризовать работу дыхательной и кровеносной систем | Уметь характеризовать функционирование основных систем организма человека | 3.03 | ||||
48 | Что такое гигиена Правила гигиены Нәрсә ул гигиена. | 1 | Формулировать правила выработки хорошей осанки. Осваивать приём ухода за зубами, оценивать свои успехи | Уметь характеризовать основные правила гигиены | 9.03 | ||||
49 | Наши органы чувств Правила гигиены органов чувств Безнең сизү органнары | 1 | Знакомиться со строением органов чувств. Характеризовать работу органов чувств. Формулировать правила гигиены органов чувств | Уметь характеризовать функции органов чувств как источников информации об окружающем мире | 5.03 | ||||
50 51 | Школа первой помощи Беренче ярдәм мәктәбе. Правила оказания первой помощи | 1 1 | Сравнивать устройство медицинских термометров (ртутного и электронного). Учиться измерять температуру тела с помощью ртутного и электронного термометра, фиксировать результаты измерений, оценивать свои успехи | Знать номера телефонов экстренной помощи, уметь оказывать себе и другим людям первую помощь | 10.03 12.03 | ||||
52 | Будь здоров Правила измере ния температуры тела Сәламәтлек – зур байлык | 1 | Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятельности ; приводить примеры | Уметь характеризовать основные правила гигиены | 17.03 | ||||
53 54 | Здоровью цены нет Сәламәтлек – зур байлык Правила здорового образа жизни. | 1 1 | Различать социально – нравственные ситуации, в которых понятие «здоровье» выступает как триединство. Высказывать мотивированное суждение о приоритете здоровья духовного и душевного | Знать народные правила и традиции здорового образа жизни; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности | 19.03 2.04 | ||||
55 56 | Дом невелик, а стоять не велит Өең тар булса да, күңелең киң булсын Правила обращения с газом | 2 | Моделировать в форме дидактической игры применение правил повседневной жизнедеятел-ьности в семье; приводить примеры нарушения или выполнения правил застольного этикета | Знать народные правила и традиции управления домашним хозяйством, особенности распределения обязанностей в семье; уметь применять их в своей повседневной жизнедеятельности | 7.04 9.04 | ||||
57 | Семейный бюджет Гаилә бюджеты | 1 | Характеризовать составные части семейных доходов и расходов. Определять свои потребности и составлять приблизительную смету расходов на эти потребности | Уметь посчитать сумму денег, необходимую для повседневного обеспечения жизни своей семьи на фиксированный период; знать некоторые факты из истории денег в человеческом обществе | 14.04 | ||||
58 | Мудрость старости. Картлыкның зирәклеге | 1 | С помощью ключевых слов выражать своё впечатление от образа старого человека в произведениях живописи. Высказывать мотивированное суждение о почитании памяти родных и близких как нравственной норме всех народов России и мира | Знать две – три пословицы и сюжеты народных сказок, которые демонстрируют мудрость людей пожилого возраста | 16.04 | ||||
59 | Путешествие к А. С. Пушкину Пушкинга сәяхәт | 1 | Характеризовать семейные предания и летописные сведения о родоначальниках Пушкиных по линии отца и матери | Знать одно – два стихотворения или отрывка из сказок А. С. Пушкина (по выбору); уметь выразительно прочитать их | 21.04 | ||||
В поисках Всемирного наследия (9 ч) | |||||||||
60 – 61 | Всемирное наследие Бөтендөнья мирасы Смысл эмблемы Всемирного наследия | 1 1 | Объяснить смысл эмблемы Всемирного наследия, различать объекты природного и культурного Всемирного наследия. Рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия (по выбору – в России, в том числе и в своём крае, и в мире) | Знать толкование смысла эмблемы Всемирного наследия; уметь рассказывать об одном – двух объектах Всемирного наследия | 23/04 28.04 | ||||
62 | Московский Кремль Мәскәү Кремле | 1 | По внешнему виду определять проездные башни Московского Кремля, называть их; узнавать на фотографии строения ансамбля Большого Кремлёвского дворца | Знать название четырёх башен Московского Кремля; уметь рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Московского Кремля | 11.05 | ||||
63 | Озеро Байкал Байкал күле | 1 | Показывать местонахождение озера на карте. Рассказывать о его уникальных особенностях, флоре, фауне и особых экологических проблемах (по выбору) | Знать местонахождение озера Байкал; уметь показать его на карте России | 30/04 | ||||
64 | Путешествие в Египет Мисырга сәяхәт | 1 | Показывать на карте местоположение Египта и его столицы; рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Египта ( по выбору) | Знать местоположение Египта на одном из материков, уметь показать его на карте | 5.05 | ||||
65 | Путешествие в Грецию Грециягә сәяхәт | 1 | Показывать местоположение Греции и Афин на карте. Рассказывать о наиболее понравившихся достопримечательностях и святынях Греции ( по выбору) | Знать местоположение Греции на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте | 7.05 | ||||
66 | Путешествие в Иерусалим Иерусалимга сәяхәт | 1 | Показывать на карте местоположение Иерусалима в Израиле. Рассказывать о наиболее понравив-шихся достопримечательностях и святынях Иерусалима (по выбору) | Знать местоположение Иерусалима в Израиле; уметь показать страну и город на карте | 12.05 | ||||
67 | Путешествие в Китай Кытайга сәяхәт. | 1 | Показывать на карте местоположение Китая и Пекина. Узнавать на фотогра-фии облик Великой Китайской стены, рассказывать о наиболее понравив-шихся достопримечательностях и великих культурных изобретениях Древнего Китая (по выбору) | Знать местоположение Китая на одном из материков, уметь показать страну и её столицу на карте | 14.05 | ||||
68 | Контрольная работа за курс 3 класса Контроль эш | 1 | Применять полученные знания | Знать материал за курс 3 класса. Уметь его применять | 19.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...