Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему

Смирнова Юлия Алексеевна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r_p_okr_mir_3_klass.docx85.27 КБ

Предварительный просмотр:

 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, авторской программы А.А. Плешакова (УМК «Школа России» М.: «Просвещение» 2013 г.),  планируемых результатов начального общего образования и соответствует учебному плану школы.

Основанием для выбора данной программы послужило то, что программа по курсу «Окружающий мир» обеспечивает формирование универсальных учебных действий: познавательных, коммуникативных, регулятивных и личностных, которые способствуют овладению младшими школьниками компетентностью «уметь учиться».

Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;

— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.

Основными задачами реализации содержания курса являются:

1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;

2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;

3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;

4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.

2. ХАРАКТЕРИСТИКА КУРСА

     Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:

1) идея многообразия мира;

2) идея целостности мира;

3) идея уважения к миру.

Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.

Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.

Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.

В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.

В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.

             Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.

3. МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ:

68ч (2ч в неделю, 34 учебные недели).

4. ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА

• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.

• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.

• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.

• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.

• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.

• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.

• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.

• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.

• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА

Результатами освоения программы «Окружающий мир» являются личностные, метапредметные и предметные результаты.

Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;

9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;

13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».

При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты: 

1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;

2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;

3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;

4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);

5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

6. СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Как устроен мир (6 ч)

Природа, её разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии – царства живой природы. Связи в природе (между неживой  и живой природой, растениями и животными). Роль природы в жизни человека.

Человек – часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение – ступеньки познания человеком окружающего мира.

Общество. Семья, народ, государство – часть общества. Человек – часть общества. Человечество.

Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология – наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.

Эта удивительная природа (18 ч)

Тела, вещества. Частицы. Разнообразие веществ. Твёрдые тела, жидкости, газы.

Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для растений, животных, человека. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений.

Вода, её свойств. Три состояния воды. Круговорот воды в природе. Значение воды  для живых организмов. Источники загрязнение воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.

Разрушение твердых  пород в природе. Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Разрушение почвы. Охрана почвы.

Растения, их разнообразие. Группы растений. Дыхание и питание растений. Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир. Растения из Красной книги России. Охрана растений.

Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов. Охрана грибов.

Животные, их разнообразие. Группы животных. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России. Охрана животных.

Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте.

Мы и наше здоровье (10 ч)

Организм человека. Органы и системы органов. Нервная системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека. Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание),  их значение и гигиена.

Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании.

Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.

Питательные вещества: белки, жиры, углеводы и витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.

Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.

Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения. Аллергия. Здоровый образ жизни. Табак, алкоголь, наркотики – враги здоровья.

Наша безопасность (7 ч)

Как действовать при возникновении пожара в квартире, при аварии водопровода, утечке газа.

Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте. Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения.

Опасные места в квартире, доме и окрестностях. Правила поведения в опасных местах. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.

Ядовитые растения и грибы. Опасные животные: змеи. Правила поведения с кошкой и собакой.

Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды.

Чему учит экономика (12 ч)

Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.

Природные богатства – основа экономики.

Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана.

Растениеводство и животноводство – отрасли сельского хозяйства. Промышленность, её основные отрасли.

Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран. Заработная плата.

Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги.

Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей.

Путешествие по городам и странам (15 ч)

Города Золотого кольца России. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.

Страны, граничащие с Россией, - наши ближайшие соседи.

Страны зарубежной Европы. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран.

9. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание

Книгопечатная продукция

Плешаков А.А. Окружающий мир. Рабочие программы. 1 – 4 классы. М.: Просвещение. 2011

Учебники

 

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.

 2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. 2 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.

 3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.  

4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Часть 1, 2.  

  Рабочие  тетради

1.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 1класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 

2.Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 

3. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 3класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 

4. Плешаков А. А.
Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 4 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. В двух частях. Части 1, 2 

Тесты

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 1 класс. 

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 2 класс. 

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 3  класс. 

Плешаков А. А., Гара Н. Н., Назарова З. Д.
Окружающий мир. Тесты. 4  класс. 

Методические  пособия

1.Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 1 класс 

2. Плешаков А. А.
Мир вокруг нас. Поурочные разработки. 2 класс 

  

Плешаков А. А., Румянцев А. А.
Великан на поляне, или первые уроки экологической этики. 

Плешаков А. А.
От земли до неба: Атлас-определитель.

Плешаков А. А.
Зеленые  страницы.

 

В программе определены цели начального обучения русскому языку; рассмотрены подходы к структурированию учебного материала и к организации деятельности учащихся; представлены результаты изучения предмета, основное содержание курса, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся; описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.

 

 

 


7. КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

урока

Решаемые проблемы

Понятия

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Личностные

Как устроен мир (6 часов)

1

Природа.

Что такое природа? Разнообразие природы

организмы, биология, царства, бактерии, микроскоп.

Анализировать текст учебника, извлекать из него необходимую информацию; сравнивать объекты неживой и живой природы по известным признакам, классифицировать объекты живой природы. Формулировать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.

Регулятивные: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.                         Познавательные: Знакомиться с учебником, извлекать из него информацию.          Комуникативные: Работать в паре, предлагать задания к рисункам.

Раскрывать ценность природы для людей.

        

2

Человек.

Чем отличается человек от живых существ? Как возникают богатства внутреннего мира человека?

психология, восприятие, память, мышление, воображение

Называть сходства человека и живых существ и отличия его от животных. Различать внешность человека и его внутренний мир; анализировать проявления внутреннего мира человека в его поступках, внешности, взаимоотношениях с людьми, отношении к природе; оценивать богатство внутреннего мира человека.

Р: Формулировать выводы, оценивать свои достижения.                     П: Находить  сходство и отличие человека от живых существ, моделировать развитие человека.                          К: Обсуждать и описывать проявления внутреннего мира человека.

Ориентироваться на положительные поступки и отношения с людьми.

3

Проект «Богатства, отданные людям»

Сбор материала для проекта

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.

П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.                             К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формировать бережное отношение к природным богатствам.

4

Общество.

Что такое общество, государство?Для чего человеку нужна семья?

семья,

народ, государство, общество

Анализировать таблицу с целью извлечения необходимой информации; описывать по фотографиям достопримечательности разных стран; соотносить страны и народы, осуществлять самопроверку; рассуждать о многообразии и единстве стран и народов в современном мире.

Р: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.              П: умение читать таблицы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.                           К: Умение сотрудничать с учителем и сверстниками.

Определять место человека в мире.

5

Что такое экология?

Что такое экология?

окружающая среда, экология

Называть экологические связи и их разнообразие. Анализировать схемы учебника и с их помощью классифицировать экологические связи; приводить примеры взаимосвязи живого и неживого, растений и животных, человека и природы; описывать окружающую среду для природных объектов и человека.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.                        П: Анализировать схемы в учебнике, прослеживать  экологические связи.       К: Рассказывать о взаимосвязях в природе, приводить примеры.

Формировать экологическое мировоззрение.

6

Природа в опасности!

Как человек влияет на природу? Для чего создают заповедники, нац. парки?

заповедник, национальный парк

Называть положительные и отрицательные влияния человека на природу. Рассуждать о том, почему люди не могут полностью прекратить использование природных богатств; объяснять, какое отношение к природе можно назвать ответственным.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения.                     П: Моделирование в виде схемы воздействия человека на природу. Обсуждение, как каждый может помочь природе.                                   К: Работа со взрослыми: подготовка сообщения о заповедниках и национальных парках. Участие в природоохранной деятельности.

Формировать ответственность за все живое  в природе.

Эта удивительная природа (18 часов)

7

Тела, вещества, частицы. 

В каких состояниях могут находиться вещества?

тело, вещество, частица

 Различать тела и вещества, осуществлять самопроверку; проверять с помощью учебника правильность приведённых утверждений.

Р: Умение выполнять задания в соответствии с целью отвечать на поставленные вопросы

П: Осмысление взаимосвязи внешнего вида человека и его внутреннего мира, осознания себя творческой личностью, способной изменить мир к лучшему

К: Умение выражать личное восприятие мира и настроение, умение работать в паре и со взрослыми

Формировать установку на положительное поведение в обществе.

8

Разнообразие веществ. 

Что мы знаем о разнообразии веществ?

химия, поваренная соль, крахмал, кислота

Описывать изучаемые вещества по предложенному плану; использовать информацию из текста учебника для объяснения содержания рисунков; различать сахар, соль, крахмал по характерным признакам.

Р: Постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера;                               П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).

К: Работать в паре, рассказывать об изучаемых веществах по плану.

Соблюдать технику безопасности, беречь своё здоровье.

9

Воздух и его охрана. 

Какую роль имеет воздух для всего живого на Земле?

кислород, частицы

Различать цель опыта, ход опыта, вывод. Объяснять свойства воздуха, используя знания о частицах; осуществлять самопроверку. Называть правила охраны воздуха.

П: Анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных).                   К: Интервьюирование взрослых о мерах охраны чистоты воздуха в родном городе.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

10

Вода.

Какую роль имеет вода для всего живого на Земле?

фильтр

Определять и называть цель каждого опыта, устно описывать его ход, формулировать выводы и фиксировать их в рабочей тетради.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.                             П: Использовать информацию из учебника, обобщать её, проводить мини- исследование в семье, как используют в быту.                                 К: Работать в паре, объяснять свойства воды, называть цель опыта, рассказывать об использовании  воды в быту.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

11

Превращения и круговорот воды.

Какие три состояния воды вам известны?

состояние, испарение, круговорот

Различать три состояния воды, формулировать на основе наблюдения вывод о причинах образования облаков и выпадении дождя.

Р: Анализировать  рисунок- схему, осуществлять взаимопроверку.             П: Моделировать круговорот воды в природе, формулировать выводы из изученного материала.                        К: Работать в паре, формулировать выводы, объяснять особенности образования льда, рассказывать по схеме о круговороте воды

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

12

Берегите воду!

Для чего нужно беречь воду?

вода, охрана

Анализировать схему в учебнике, сопоставлять полученные сведения с информацией из текста. Понимать, что надо охранять и беречь воду.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.            П: Моделирование в виде динамической схемы источников                      К: Интервьюирование взрослых по охране чистоты воды в родном городе (селе). Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме.

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

13

Как разрушаются камни?

Что влияет на разрушение камней?

нагревание, охлаждение, замерзание

Характеризовать процесс разрушения горных пород в результате нагревания, охлаждения, замерзания воды в трещинах и укоренения растений в них.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.                              П: Моделировать схему разрушения камней, наблюдать и фотографировать, делать выводы.                            К: Высказывать предположения о причинах разрушения, давать характеристику этому процессу, работать со взрослыми.

Воспитывать бережное и экономное отношение к природным богатствам  страны.

14

Что такое почва?

Что такое почва? Из чего состоит почва?

перегной,

почва

На основе схемы моделировать связи почвы и растений. Характеризовать процессы образования и разрушения почвы; характеризовать меры по охране почвы от разрушения.

Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.     П: Исследовать состав почвы в ходе учебного эксперимента, анализировать схему связей почвы и растений.                   К: Высказывать и обосновывать гипотезы о плодородии почвы, давать характеристику процессу образования и разрушения почвы.

Ориентироваться на соблюдение моральных норм в учебной деятельности и формировать бережное отношение к природным ценностям.

15

Разнообразие растений.

На какие группы делятся растения?

ботаника

Называть растения с помощью атласа-определителя. Приводить примеры растений разных групп и видов.

Р: Делать выводы из изученного материала, отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения на уроке.     П: Использовать полученную информацию для определения растений, классифицировать их с помощью атласа – определителя.                  К: Работать в группе, доказывать, используя учебник разнообразность растений. Готовить сообщение о любом растении.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

16

Солнце, растения и мы с вами.

Какую роль играет солнце для растений?  Как питаются и дышат растения?

Солнце

Выявлять роль листьев, стебля и корня в питании растений. Доказывать, что без растений невозможна жизнь животных и человека.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.                             П: Выявлять с помощью схемы сходство и различия процессов питания и дыхания, моделировать эти процессы, выявлять  роль частей растений.              К: Рассказывать о процессах по схеме, формулировать выводы доказывать, что без растений невозможна жизнь

Ориентироваться на бережное отношение к природе, формировать позицию эколога.

17

Размножение и развитие растений.

Как размножаются и развиваются растения?

опыление,

семена

Объяснять значение слова «опыление». Характеризовать с помощью схем стадии развития растения из семени. Называть разные способы распространения плодов и семян.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.              П: Наблюдать в природе, как распространяются семена.                              К: Характеризовать условия, необходимые для развития растения. Рассказывать по схеме о развитии семян.

Определять границы собственного знания и незнания, вырабатывать  способность к решению моральных проблем.

18

Охрана растений.

Проверочная работа.

Для чего нужно беречь и охранять растения?

Называть факторы отрицательного воздействия человека на мир растений, правила поведения в природе.

Р: Установление причинно-следственных связей. Постановка и формулирование проблемы.

П: Оформлять памятку «Берегите растения», находить материал о редких растений из различных источников информации.                     К: Обсуждать материалы книги « Великан на поляне», рассказывать о редких растениях, занесенных в Красную книгу.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

19

Разнообразие животных.

На какие группы можно поделить животных?

зоология, земноводные пресмыкающиеся, млекопитающие

Приводить примеры животных разных групп; с помощью атласа-определителя определять животных, изображённых на рисунках, и относить их к определённой группе.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять.

П: Классифицировать животных, приводить примеры животных разных групп. Работать с электронным приложением к учебнику.

К: Рассказывать о животных по самостоятельно подготовленному  сообщению.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

20

Кто что ест? Проект «Разнообразие природы родного края»

Кто что ест?

хищники,

растительноядные,

насекомоядные,

всеядные

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                             П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.                             К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

21

Размножение и развитие животных.

Как размножаются и развиваются животные?

личинка, куколка, малёк, головастик

Рассказывать о размножении и развитии животных разных групп.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.              П: Моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта.                      К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Ориентироваться на выполнение моральных норм, воспитывать бережное отношение к животным.

22

Охрана животных.

Как нужно относиться к животным?

Красная книга

С помощью атласа-определителя и электронного приложения определять животных, занесённых в Красную книгу России. Называть меры по охране животных.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.                             П: С помощью атласа-определителя и электронного приложения  определять животных, занесенных в Красную книгу, создать  книжку- малышку « Береги животных».                      К: Рассказывать о факторах отрицательного воздействия  человека на животных, обсуждать меры по охране животных, готовить сообщения о животных, занесенных в Красную книгу.

Формирование внутренней позиции на выполнение моральных норм, бережное отношение ко всему живому.

23

В царстве грибов.

Из чего состоит гриб? Что такое грибница? Что такое съедобные и несъедобные грибы?

грибница, съедобные грибы, несъедобные грибы

С помощью иллюстраций учебника и атласа-определителя различать съедобные, несъедобные и ядовитые грибы. Называть правила сбора грибов.

Р: Принимать учебную задачу и стремиться её выполнять. Отвечать на итоговые вопросы и оценивать достижения.               П: Моделировать различие грибов- двойников, находить дополнительный материал о грибах.                           К: Давать характеристику строению грибов, обсуждать  материал рассказа «Кому нужен мухомор».

Понимать значение растений для здоровья и жизни человека, вырабатывать бережное отношение  ко всему живому.

24

Великий круговорот жизни. 

Что вы знаете о круговороте веществ на Земле?

круговорот веществ, производители, потребители, разрушители.

Рассказывать о круговороте веществ на Земле. Называть основные звенья круговорота веществ: производители, потребители, разрушители.

Р: Сравнивать свой ответ с ответами одноклассников, осуществлять самопроверку, оценивать ответы.                              П: Моделировать круговорот веществ в природе, делать выводы, сравнивать их с учебником.                       К: Характеризовать организмы – производители, потребители, разрушители. Обсуждать опасность исчезновения одного из звеньев.

Формировать представление о взаимосвязь в природе и воспитывать  бережное отношение и правильное поведение в природе.

Мы и наше здоровье (10 часов)

25

Организм человека.

Что такое организм человека? Из каких частей он состоит?

организм, система органов

Объяснять значение выражения «система органов». Называть и показывать на модели органы человека.

Р: Умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить

П: Характеризовать системы органов человека, стремиться выполнять правила  по сохранению своего здоровья

К: Отвечать на итоговые вопросы, формулировать выводы,  работать в паре

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

26

Органы чувств.

Назовите органы чувств. Какую роль они играют?

обоняние, осязание

Называть органы чувств человека: глаза, уши, нос, язык, кожа. Рассказывать о правилах гигиены органов чувств.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.

П: Работать с терминологическим словарем, формулировать выводы по теме, находить дополнительный материал  о правилах гигиены.                           К: Работать в паре, изучать материалы темы и готовить рассказы по плану

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

27

Надёжная защита организма. 

Как защитить организм от ушибов, ожогов, обмораживания?

ушиб,

ожог, обмораживание

Объяснять значение слов: «ушиб», «ожог», «обмораживание». Характеризовать средства гигиены и ухода за кожей. Называть меры первой помощи при повреждениях кожи.

Р: Выделение необходимой информации; установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.                     П: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

К: Практически изучить  свойства кожи. Работать в паре, рассказывать о средствах гигиены и мерах первой помощи. Подготовить рассказ об уходе за кожей.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Учиться оказывать первую помощь.

28

Опора тела и движение.

Какую роль играет опорно-двигательная система в организме человека?

скелет, мышцы, опорно-двигательная система, осанка

Рассказывать о роли опорно-двигательной системы в организме человека. Понимать важность выработки и сохранения правильной осанки.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.                         П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: Характеризовать роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, раскрывать роль правильной осанки для здоровья человека.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Установка на выполнение  утренней гимнастики.

29

Наше питание. Проект «Школа кулинаров».

Как мы питаемся? Какие продукты питания полезны для человека?

белки, жиры, углеводы, пищеварит. система

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                             П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.                             К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Определять границы собственного незнания и знания, стремиться к соблюдению правильного питания.

30

Дыхание и кровообращение.

Что такое дыхательная и кровеносная система?

 

дыхательная система, кровеносная система

Рассказывать о дыхательной и кровеносной системах, их строении и работе. Понимать взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний;                             П: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.

К: Характеризовать строение кровеносной системы, работать в паре, учиться измерять пульс, работать со взрослыми, узнавать о взаимосвязи органов в организме.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

31

Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие.

Промежуточная диагностическая работа.

Проверка знаний и умений, формирование адекватной оценки своих достижений.

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.     К: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания

32

Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров».

Что интересного вы узнали?

Какая главная цель вашего проекта?

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Р: Формирование адекватной оценки своих достижений                      П: Учиться извлекать информацию из различных источников, сотрудничать со взрослыми.                                   К: Выступать с подготовленными сообщениями,  иллюстрировать их наглядными материалами.

Определять границы собственного знания и незнания.

33

Умей предупреж-дать болезни.

Почему важно предупредить болезни? Для чего нужно заниматься закаливанием?

закаливание, инфекцион. болезни, аллергия

Называть способы закаливания организма, правила поведения в случае заболевания. Формулировать правила предупреждения инфекционных болезней и аллергии.

Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы.                               П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Характеризовать факторы закаливания, формулировать правила, составлять памятку.

Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье. Проводить закаливание своего организма.

34

Здоровый образ

жизни.

Какие факторы влияют на укрепление здоровья?

здоровый образ жизни

Различать факторы, укрепляющие здоровье, и факторы, негативно на него влияющие.

Р: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы.                               П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: Обсуждать и формулировать правила здорового образа жизни. Работать в паре, составлять памятку.

Ориентироваться на выполнение моральных норм. Формировать привычку соблюдать правила гигиены, установку на заботу о своем здоровье.

Наша  безопасность (7 часов)

35

Огонь,

вода и газ.

Как нужно себя вести при пожаре, аварии водопровода, утечке газа?

диспетчер, утечка

Называть наизусть телефоны экстренного вызова, родителей, соседей. Формулировать действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа.

Р: Постановка и формулирование проблемы.                         П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем  поискового характера.                               К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формировать способность к действиям в экстремальных ситуациях с целью сохранения своего здоровья.

36

Чтобы путь был счастливым.

Какие правила поведения на дороге и при переходе улицы вам известны?

пешеход,

водитель

Называть правила поведения по дороге в школу, при переходе улицы, езде на велосипеде, езде в автомобиле, общественном транспорте.

Р: Умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях, выбирать безопасный путь движения

П: Усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу.

К: Уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

Стремиться соблюдать правила безопасности с целью сохранения своего здоровья.

37

Дорожные знаки.

На какие группы подразделяются дорожные знаки?

сервис, дорожные знаки

Называть дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса.

Р: умение самостоятельно выбирать безопасный путь движения

П: усвоение основных правил поведения  на дороге.

К: уметь действовать    в ситуациях  опасности

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

38

Проект «Кто нас защищает».

Кто нас защищает?

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                             П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.                             К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Воспитывать чувство гордости за свою Родину и ее защитников.

39

Опасные места.

Какие опасности таят квартира, дом, и его окрестности? Правила поведения.

опасные места

Называть правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте, на стройплощадке, пустыре, в парке, лесу, на обледенелых поверхностях и т.д.

Р: умение самостоятельно составлять план действий в экстренных ситуациях.

П: усвоение основных правил поведения в быту, в школе, на дороге, в опасных местах, в лесу.

К: уметь слаженно действовать    в ситуациях  опасности

Формировать внимательное поведение, вырабатывать способность к решению проблем.

40

Природа и наша безопасность.

Проверочная работа.

Какие опасности природного характера нам известны?

гроза, ядовитые растения и грибы, змеи

Понимать, какие опасности природного характера могут принести гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки.

Р: Построение рассуждения в форме совокупности простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

П: Построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений.

Учиться отличать гадюку от ужа, ядовитые и съедобные грибы, находить информацию о ядовитых растениях.        К: Обсуждать рассказ « Опасные двойники», рассказывать о правилах поведения в общении с домашними животными.

Соблюдать правила поведения в природе, использовать полученные знания для сохранения своего здоровья и жизни.

41

Экологическая безопасность.

Что такое экологическая безопасность?

экологич. безопасность цепь загрязнения, бытовой фильтр

Объяснять значения слов: «экологическая безопасность», «цепь загрязнения», «бытовой фильтр».  Называть правила экологической безопасности.

Р: Выделение необходимой информации.                       П: Установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений.                            К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Соблюдать правила безопасности  для сохранения здоровья.

Чему учит экономика? (12 часов)

42

Для чего нужна экономика?

Для чего нужна экономика?

экономика, потребности, услуги

Раскрывать понятия «экономика», «потребности», «услуги». Понимать, что удовлетворение потребностей людей – главная задача экономики.

Р: Постановка и формулирование проблемы.                         П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем  поискового характера.                                К: Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм.

43

Природные богатства и труд людей – основа экономики.

Какие составные части являются основой экономики?

природные богатства, капитал,

 труд

Приводить примеры использования природных богатств и труда в процессе производства товаров. Раскрывать роль науки в экономическом развитии.

П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

К: Рассказывать об использовании природных богатств, работать со взрослыми, выяснять роль профессий родителей в экономике города

Воспитывать чувство гордости за свою Родину,

почтительное отношение и уважение к труду людей всех профессий.

44

Полезные ископаемые.

Без чего невозможна хозяйственная деятельность человека? Кто изучает полезные ископаемые?

месторождениегеолог

Называть наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Раскрывать основные способы добычи полезных ископаемых. Анализировать правила охраны полезных ископаемых.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.                     П: Определять полезные ископаемые с помощью атласа, рассказывать об особенностях добычи, по материалам учебника ,в музее выяснить, какие полезные ископаемые добывают у нас.               К: Готовить сообщение  о каком – либо полезном ископаемом.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

45

Растениеводство.

Как можно классифицировать культурные растения?

отрасль, растениеводст-

во

Различать и классифицировать культурные растения. Определять с помощью атласа-определителя культурные растения. Классифицировать культурные растения: зерновые, кормовые и прядильные культуры, овощи, фрукты, цветы.

Р:  умение понимать учебную задачу и стремиться ее выполнить.

П: Структурирование знаний; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации.

К: формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

46

Животноводство.

Какую роль играют в экономике домашние сельскохозяйственные животные?

животноводство, экономика

Называть домашних сельскохозяйственных животных, рассказывать об их содержании и разведении, об их роли в экономике. Называть продукты животноводства, которые использует семья в течение дня.

Р: Постановка и формулирование проблемы.                          П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

К: Работать со взрослыми, брать интервью у работников животноводства. Узнать, какие продукты животноводства употребляет семья.

Воспитывать бережное отношение к природным богатствам, уважение к людям рабочих профессий.

47

Какая бывает промышленность?

Какая бывает промышленность? Почему отрасли промышленности так разнообразны?

промышленность,

отрасли

Объяснять значения понятий: «добывающая промышленность», «электроэнергетика», «металлургия», «машиностроение», «химическая промышленность», «лёгкая промышленность», «пищевая промышленность».

Р: Постановка и формулирование проблемы.                          П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Поиск и выделение необходимой информации. Структурирование знаний.

К: Рассказывать о труде работников разных отраслей промышленности, в каких отраслях работают члены семьи, выяснить, рассказать в классе.

Формировать внутреннюю позицию, адекватно  оценивать свои знания, формировать способность к решению моральных норм

48

Проект «Экономика родного края».

Что интересного мы узнаем из проекта «Экономика родного края»?

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал, создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                                  П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.                             К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формировать установку на выполнение моральных норм.

49

Что такое деньги?

Для чего нужны деньги?

деньги, рубль, заработная плата, бартер, купля-продажа

Называть виды денежных знаков: банкноты и монеты. Различать денежные единицы разных стран.

Р: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; структурирование знаний.

П: Раскрывать роль денег в экономике.

Характеризовать виды обмена товарами.

 Находить информацию  об истории денег в других источниках.

К: Работа в паре, сравнение монет разных стран, практическая работа по различению денежных единиц.

Прививать чувство бережного отношения к труду другого человека,, умению рационально расходовать деньги.

50

Государственный бюджет.

Зачем нужен государственный бюджет?

бюджет, доходы, расходы, налоги

Объяснять, зачем нужен государственный бюджет, на что расходуются деньги из государственного бюджета.

Р: Принимать учебную задачу урока формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.                                       П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.                                       К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

51

Семейный бюджет.

Что такое семейный бюджет?

стипендия, пенсия

Объяснять значения слов: «стипендия», «пенсия». Понимать, что такое семейный бюджет, анализировать его доходы и расходы.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.                     П: Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.                                      К: Осознанное и произвольное построение речевого высказывания, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

Воспитывать положительные моральные качества, чувство сопричастности к семейному благополучию.

52

Экономика и экология.

Как  предотвратить экологическую катастрофу?

танкер, экологич. катастрофа, экологический прогноз

Объяснять значения слов: «танкер», «экологическая катастрофа», «экологический прогноз». Понимать взаимосвязь экономики и экологии.

Р: актуализировать знания, полученные во  2 классе, принимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнять.                     П: Поиск и выделение необходимой информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме.                              К: Обсуждать, почему при осуществлении экономических проектов осуществляется экологическая экспертиза.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива.

53

Экономика и экология.

Как связаны между собой экономика и экология?

экономика, экология

Приводить примеры изменения экономических проектов под влиянием экологов.

Р: Постановка и формулирование проблемы,                                    П: Самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

К: формулировать выводы  из изученного материала, оценивать достижения на уроке.

Понимать  роль труда в создании товаров и услуг, выяснять роль профессий родителей в экономике

Путешествие по городам и странам (15 часов)

54

Золотое кольцо России.

Какие города России входят в Золотое кольцо России?

финифть, Золотое кольцо

Рассказывать о достопримечательностях городов Золотого кольца. Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.                                П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.

К: Донести свою точку зрения до других: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновывать.

Расширять свой кругозор, прививать любовь к Родине.

55

Золотое кольцо России.

Какие достопримечательности Золотого кольца вы знаете?

Узнавать достопримечательности городов Золотого кольца по фотографиям.

Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.                                    П: Структурирование знаний; умение читать схемы и работать с ними, давать аргументированный ответ на поставленный вопрос; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях.

К: Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

Уважительно относится к памятникам культуры, прививать любовь к Родине.

56

Золотое кольцо России.

Какие достопримечательности городов Золотого кольца вы знаете?

Называть города, которые входят в Золотое кольцо.

Р: умение самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о городах Золотого кольца и их достопримечательностях

К: формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Воспитывать чувство гордости за свою страну, сопричастности к её историческому прошлому.

57

Проект «Музей путешествий».

Что вы знаете о музеях?

Определять цель проекта, работать с известной информацией, собирать дополнительный материал,  создавать способы решения проблем творческого и поискового характера.

Р: Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно.                             П: Поиск и выделение необходимой информации, структурирование знаний; представление полученной информации; оценка результатов работы.                             К: Сотрудничество с учителем и учащимися.

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны.

58

Наши ближайшие соседи.

Какие государства граничат с Россией?

сухопутные границы, морские границы

Объяснять значения понятий: «сухопутные границы», «морские границы». Называть государства, граничащие с Россией, их столицы.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы. Формировать адекватную самооценку.                     П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.                 К:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Определять границы собственного знания и незнания, принимать мнение других членов коллектива. Формировать чувство гордости за свою страну.

59

На севере Европы.

Какие страны и достопримечательности северной Европы вам знакомы.

Скандинавс-кие страны, фьорд, аквапарк, гейзер

Называть страны севера Европы, их столицы. Узнавать по фотографиям достопримечательности изучаемой страны, её известных людей.

Р: самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему.

П: Конкретизировать представления о странах Скандинавии

К: формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Формировать внутреннюю позицию школьника, гражданина своей страны, позицию человека, жителя общего дома – Земля

60

Что такое Бенилюкс?

Что такое Бенилюкс? Назовите достопримечательности.

дамба, Бенилюкс

Называть страны Бенилюкса, их столицы. Описывать достопримечательности стран Бенилюкса по фотографиям.

Р: Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.                                П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.                 К:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций,  формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов.

61

В центре Европы.

Назовите страны и достопримечательности Европы

фиакр, Европа

Называть страны центра Европы, их столицы. Узнавать и описывать достопримечательности по фотографиям. Узнавать известных людей стран Европы.

Р: самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему

П: конкретизировать представления о странах Европы

К: формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов.

62

По Франции и Великобритании (Франция).

Что вы знаете о Франции и ее достопримечательностях?

столица, Франция

Показывать местоположение Франции на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Франции по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Р: самостоятельно

планировать свои действия при подготовке сообщения

П: конкретизировать представления о Франции

К: формирование уважительного отношения  к иному мнению. Развитие этических чувств, доброжелательности

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов.

63

По Франции и Великобритании (Великобритания).

Что вы знаете о Великобритании и ее достопримечательностях?

Великобритания

Показывать местоположение Великобритании на карте, называть её столицу. Описывать достопримечательности Великобритании по фотографиям. Узнавать её замечательных людей.

Р: Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.                                    П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.                  К:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов.

64

На юге Европы.

С какими государствами вы познакомились? С какими достопримечательностями вы познакомились?

Греция, Италия

Показывать местоположение Греции и Италии на карте, называть их столицы. Описывать достопримечательности Греции и Италии по фотографиям. Узнавать их замечательных людей.

Р: Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.           П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников.                     К:  Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций, формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов.

65

По знаменитым местам мира.

О каких знаменитых местах мира вы узнали?

Описывать по фотографиям изучаемые достопримечательности.

Р: Принимать учебную задачу урока, формулировать выводы по теме урока, отвечать не итоговые вопросы.                                       П: Умение получать информацию на основе изучения карты, ставить познавательную задачу, соотносить информацию из разных источников. Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.         К:  Обсуждать цели международного туризма, работать с картой, показывать и рассказывать о достопримечательностях.

Формирование уважительного отношения  к     истории и культуре других народов.

66-68

Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие. 

Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий».

Проверка знаний и умений, формирование адекватной оценки своих достижений.

Подготовка к выполнению проекта. Что интересного вы узнали?

Адекватно оценивать и анализировать свои знания/незнания.

Представлять результаты проектной деятельности. Формировать адекватную оценку своих достижений.

Р: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.                                       П: Оценивать правильность и неправильность ответов. Адекватно оценивать свои знания в соответствии с набранными баллами.                                        К: Выполнять тесты с выбором ответа.

Определять границы собственного знания и незнания.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...