Рабочая программа
по окружающему миру
для 2 класса уровень (базовый)
на 2014/2015 учебный год
Составлена: Бекбулатовой Д.И.
Окружающий мир.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Планируемых результатов начального общего образования, Примерных программ начального образования, УМК «Школа России» и авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» 2011 г.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- формирование бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологически и нравственно обоснованного поведения в природной и социальной среде
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Общая характеристика учебного предмета
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
В процессе изучения курса «Мир вокруг нас» осуществляется систематизация и расширение представлений детей о предметах и явлениях природы и общественной жизни, развитие интереса к их познанию, обогащение нравственного опыта учащихся, воспитание у них любви к своему городу (селу), к своей Родине.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно -научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся:
1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Место курса в учебном плане
В Федеральном базисном образовательном плане на изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю.
Программа рассчитана на 270 часов:1 класс – 66 часов 2, 3 и 4 классы — по 68 ч (34 учебные недели),
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса рассчитана на 68 часов.,
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно - и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
- Учиться планировать учебную деятельность на уроке.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки (на основе продуктивных заданий в учебнике).
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: понимать, что нужна дополнительная информация (знания) для решения учебной задачи в один шаг.
- Делать предварительный отбор источников информации для решения учебной задачи.
- Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
- Вступать в беседу на уроке и в жизни.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» во 2-м классе является формирование следующих умений:
- связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
- наблюдать за погодой и описывать её;
- уметь определять стороны света по солнцу и по компасу;
- пользоваться глобусом и картами, находить и показывать на них части света, материки и океаны;
- различать изученные группы растений и животных;
- приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- уважительно относиться к другим народам, живущим на Земле.
Результаты изучения предмета
В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:
- наблюдать объекты окружающего мира;
- работать с учебником, энциклопедиями;
- работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами;
- рассуждать, участвовать в беседе, дискуссии;
- уметь работать в паре, группе, индивидуально;
- уметь оценить себя, товарища;
- формировать коммуникативные умения;
- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;
- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.
К концу 2 класса учащиеся должны знать:
– неживая и живая природа; растения дикорастущие и культурные; деревья, кустарники, травы; животные дикие и домашние; насекомые, рыбы, птицы, звери; основные признаки времен года; некоторые охраняемые растения и животные своей местности; правила поведения в природе; основные сведения о своем городе (селе); домашний адрес; виды транспорта; наиболее распространенные профессии;
– строение тела человека; правила личной гигиены; правила безопасного поведения на улице, в быту, на воде, при контактах с людьми;
– имена и отчества родителей; основные формы приветствия, просьбы, благодарности, извинения, прощания; культура поведения в общественных местах;
– правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– основные стороны горизонта; устройство и назначение компаса; основные формы земной поверхности: равнины и горы; основные виды естественных водоемов; части реки;
– названия нашей страны и ее столицы, некоторых других городов России; названия нескольких стран мира; государственные символы России.
Учащиеся должны уметь:
– различать объекты природы и предметы, созданные человеком, объекты неживой и живой природы; различать изученные группы растений и животных; распознавать изученные растения, животных (по нескольку представителей каждой группы); вести наблюдения в природе под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня; выполнять правила поведения в природе;
– различать изученные виды транспорта, вести наблюдения за жизнью города (села), трудом людей под руководством учителя, воспитателя группы продленного дня;
– соблюдать правила безопасности движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств);
– выполнять правила личной гигиены и безопасного поведения на улице и в быту;
– использовать основные формы приветствия, просьбы и т. д. в отношениях с другими людьми; выполнять правила поведения в общественных местах;
– определять основные стороны горизонта с помощью компаса;
– приводить примеры достопримечательностей родного края, Москвы, Санкт-Петербурга.
Содержание учебного предмета, курса.
2 класс (68 ч)
Где мы живем (4 ч)
Где мы живем. Наш «адрес» в мире: планета – Земля, страна – Россия, название нашего города (села), что мы называем родным краем (район, область и т. д.). Флаг, герб, гимн России.
Что нас окружает. Солнце, воздух, вода, растения, животные – все это окружающая нас природа. Разнообразные вещи, машины, дома – это то, что сделано и построено руками людей. Наше отношение к окружающему.
Природа (20 ч)
Неживая и живая природа, связь между ними. Солнце – источник тепла и света для всего живого. Явления природы. Температура и термометр. Что такое погода.
Звездное небо. Созвездия: Кассиопея, Орион, Лебедь. Представление о зодиакальных созвездиях.
Горные породы и минералы. Гранит и его состав. Как люди используют богатства земных кладовых.
Воздух и вода, их значение для растений, животных, человека. Загрязнение воздуха и воды. Защита воздуха и воды
от загрязнения.
Какие бывают растения: деревья, кустарники, травы; их существенные признаки. Дикорастущие и культурные растения. Комнатные растения и уход за ними.
Какие бывают животные: насекомые, рыбы, птицы, звери; их существенные признаки. Дикие и домашние животные. Животные живого уголка. Кошки и собаки различных пород. Уход за домашними питомцами.
Сезонные изменения в природе: осенние явления. Экологические связи между растениями и животными: растения – пища и укрытие для животных; животные – распространители плодов и семян растений (изучается по усмотрению учителя).
Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе.
Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны.
Практические работы: Знакомство с устройством термометра, измерение температуры воздуха, воды, тела человека. Знакомство с горными породами и минералами. Свойства воды. Распознавание деревьев, кустарников и трав. Знакомство с представителями дикорастущих и культурных растений. Приемы ухода за комнатными растениями.
Жизнь города и села (8 ч)
Город (село), где мы живем: основные особенности, доступные сведения из истории.
Наш дом (городской, сельский). Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Домашний адрес.
Что такое экономика. Промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля – составные части экономики, их взаимосвязь. Деньги. Первоначальные представления об отдельных производственных процессах, например от глиняного карьера до керамических изделий, от стрижки овец до шерстяного трикотажа и т. д. (по усмотрению учителя).
Промышленные предприятия своего города (изучается по усмотрению учителя). Строительство в городе (селе).
Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
Магазины города, села (изучается по усмотрению учителя).
Культура и образование в нашем крае: музеи, театры, школы, вузы и т. д. (по выбору учителя).
Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
Сезонные изменения в природе: зимние явления. Экологические связи в зимнем лесу.
Здоровье и безопасность (10ч)
Строение тела человека. Здоровье человека – его важнейшее богатство. Режим дня. Правила личной гигиены. Наиболее распространенные заболевания, их предупреждение и лечение; поликлиника, больница и другие учреждения здравоохранения; специальности врачей: терапевт, стоматолог, отоларинголог и др. (изучается по усмотрению учителя).
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств).
Меры безопасности в домашних условиях (при обращении с бытовой техникой, острыми предметами и т. д.). Противопожарная безопасность.
Правила безопасного поведения на воде. Правило экологической безопасности: не купаться в загрязненных водоемах.
Съедобные и несъедобные ягоды и грибы. Жалящие насекомые. Ориентация в опасных ситуациях при контактах с людьми: незнакомый человек предлагает пойти с ним покататься на машине, открыть дверь в квартиру в отсутствие взрослых и т. д.
Практическая работа: Отработка правил перехода улицы.
Общение (7 ч)
Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. Имена и отчества родителей.
Школьные товарищи, друзья, совместные учеба, игры, отдых. Взаимоотношения мальчиков и девочек.
Правила вежливости (дома, в школе, на улице). Этикет телефонного разговора. Прием гостей и поведение в гостях. Как вести себя за столом. Культура поведения в общественных местах (кинотеатре, транспорте и т. д.).
Практическая работа: Отработка основных правил этикета.
Путешествия (19 ч)
Горизонт. Линия горизонта. Основные стороны горизонта, их определение по компасу.
Формы земной поверхности: равнины и горы, холмы, овраги. Разнообразие водоемов: река, озеро, море и др. Части реки (исток, устье, русло); притоки.
Сезонные изменения в природе: весенние и летние явления. Бережное отношение к природе весной и летом.
Изображение нашей страны на карте. Как читать карту. Москва – столица России. Московский Кремль и другие достопримечательности столицы.
Знакомство с другими городами нашей страны (изучается по усмотрению учителя).
Карта мира. Материки и океаны. Страны мира.
Практические работы: Определение сторон горизонта по компасу. Основные приемы чтения карты.
Перечень обязательных лабораторных, практических, контрольных и других видов работ.
Резерв 3 часа.
Для реализации программы используется учебно-методический комплект:
- Плешаков А.А. Окружающий мир: учебник для 2 класса. В 2 ч. М.: Просвещение, 2011г.
- Яценко. Окружающий мир. 2 кл. КИМ. ФГОС.
3. Электронное приложение к учебнику Окружающий мир автор Плешаков А.А. (СD-диск).
4. Школа России: сборник рабочих программ 1-4 классы – М.: Просвещение, 2011 г.
Поурочное планирование
по окружающему миру
№п/п | Раздел | Тема | Планируемые результаты | Деятельность обучающихся | Матер. технич. база | Формы организации образ. процесса |
|
|
| Личностные | Метапредметные УУД(работа с текстом) | Предметные |
|
|
|
1 | Где мы живём 1 раздел, 4 часа
| Родная страна. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
| Обучающийся научится: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками;
| Обучающийся научится: - узнавать государственную символику РФ и своего региона; - определять родственные связи в семье; - находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками. | Знать: -название нашей планеты Узнавание государственной символики РФ и своего региона. Умение определять родственные связи в семье. Находить информацию в ходе беседы с родителями, со старшими родственниками | Авторские таблицы по теме урока | Урок- изучения нового материала |
2 |
| Город и село. | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
| Обучающийся узнаёт об особенностях городских и сельских поселениях, занятия жителей города и села | – уметь определять своё отношение к миру:
| Обучающийся научится: Находить изображения города и села, сравнивать их по личным наблюдениям. Рассказывать о своём городе по плану. |
| Урок-игра, проектная деятельность |
3 |
| Природа и рукотворный мир
| У обучающегося будут сформированы: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
| Учить умению слушать и вступать в диалог | 1-я линия развития – уметь объяснять мир:
| Обучающийся научится: - работать с текстом и рабочей тетрадью | Авторские таблицы по теме урока | Открытие новых знаний |
4. |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где мы живём?» Тест | Проверка знаний и умений, формирование адекватной оценки своих достижений.
| Уметь выполнять тестовые задания учебника. |
| Обучающийся научится оценивать свои достижения и достижения других учащихся. |
| Урок – обобщения знаний. |
5. | Раздел «Природа», 20 часов | Неживая и живая природа | Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу. Правила поведения в природе. | Определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
| Характеризовать влияние человека на природу. Оценивать личную роль в охране природы. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы.
| Авторские таблицы по теме урока | Урок изучения нового материала |
6. |
| Явления природы | Использование человеком объектов неживой природы. Дисскусия о неживой природе. | - строить понятные для партнера высказывания;
|
| - характеризовать влияние человека на природу;
| Авторские таблицы по теме урока |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
7
|
| Что такое погода? | Погода и погодные явления, условные и метеорологические знаки для обозначения погодных явлений. Народные и научные предсказания погоды. | Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты). | Понимать учебную задачу и выполнять её, наблюдать и описывать состояние погоды за окном класса. | Обучающийся научится: Приводить примеры погодных явлений, работать в паре, составлять план рассказа о погодных явлениях и рассказывать по плану. |
| Урок-исследования |
8
|
| В гости к осени. | Осенние явления в неживой и живой природе и их взаимосвязь. | Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
| Работать в группе, знакомиться с осенними изменениями в живой – неживой природе, рассказывать об осенних явлениях . прослеживать взаимосвязь осенних явлений. | Обучающийся научится: - понимать связь человека с неживой природой | Авторские таблицы по теме урока | Урок изучения нового материала |
9
|
| Звёздное Небо | Учащиеся научатся наблюдать звёздное небо и находить на нём изученные созвездия.Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира.
| Планеты Солнечной системы. Строение Солнечной системы. Созвездия. Полярная звезда. Солнце—источник света и тепла(общее представление о влиянии на земную жизнь). | Связывать события на Земле с расположением и движением Солнца и Земли;
| Обучающийся научится: - характеризовать Землю как планету, Солнце как звезду, Луну как спутник Земли. | Авторские таблицы по теме урока | Работа с атласом определите-лем |
10
|
| Заглянем в кладовые Земли. | Познакомить с горными породами и минералами. | Учащиеся осознают значимость горных пород и минералов для жизни человека, научится различать составные части гранита, а так же горные породы и минералы. | Использование на практике основных правил познания окружающего мира Обсуждение правил здорового образа жизни. | Оценивать личную роль в охране природы. | Авторские таблицы по теме урока | Комбинированный |
11, 12
|
| Про воздух.
Про воду. | Познакомить с одним из главных богатств воздухом и водой. Значение воздуха и воды для растений, животных и человека. | Поиск и выделение необходимой информации про воздух | Описание значения воздуха для живой природы. Рассуждения о различном воздухе в городе и в лесу | Обучающийся научится: - различать твердые, жидкие и газообразные вещества; - определять основные свойства воздуха и воды, его значение для растений, животных, человека. |
| Урок открытия новых знаний |
13. |
| Какие бывают растения | Многообразие растений: деревья, кустарники и травы. Лиственные и хвойные растения. Эстетическое воздействие растений на человека. | Работать в паре, устанавливать по схеме различия между группами растений, определять растения с помощью атласа – определителя, формулировать выводы. | Классифицировать растения, осуществлять самопроверку, приводить примеры деревьев, кустарников, трав своего края. | Обучающийся научится: - сравнивать растения на основе внешних признаков или известных характерных свойств; - определять условия, необходимые для жизни растений (свет, тепло, воздух, вода); - приводить примеры представителей разных групп растений;
|
| Урок открытия новых знаний |
14. |
| Какие бывают животные
| Многообразие животных, зависимость строения животных от их образа жизни. | Работать в паре, знакомиться с разнообразием животных, находить новую информацию о них, выступать с сообщениями.
| Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнять | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища);
|
| Урок исследования |
15. |
| Невидимые нити в осеннем лесу | Связи в природе, между природой и человеком, необходимость сохранения «невидимых нитей». представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром. | Учащиеся учатся осознавать необходимость сохранения живой и неживой природы. Обучающийся получит возможность научиться: - учитывать другое мнение и позицию.
| Объяснить взаимосвязь между организмами, входящими в состав природного сообщества | Научится устанавливать взаимосвязи в природе и выполнять роль человека в сохранении или нарушении этих взаимосвязей. Обучающийся научится: - различать съедобные и ядовитые грибы; |
| Урок открытия новых знаний |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
16.
|
| Дикорастущие и культурные растения | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира;
| Обучающийся получит возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач;
|
| Обучающийся научится:различать дикорастущие и культурные растения Обучающийся научится: - устанавливать связи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе (на основе изученного материала); дикорастущие и культурные растения; |
| Урок открытия новых знаний |
17.
|
| Дикие и домашние животные | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся получит возможность научиться: - навыкам взаимоконтроля;
| Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | Обучающийся научится: - животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп животных |
| Групповая работа |
18.
|
| Дикие и домашние животные | Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся получит возможность продолжать учиться: - навыкам взаимоконтроля;
| Животные: разнообразие. Взаимосвязи растений и животных (общее представлений). Классы животных: моллюски, насекомые, паукообразные. | Обучающийся научится: - животных разных групп (насекомые, рыбы, птицы, звери); - приводить примеры представителей разных групп животных |
|
|
19
|
| Комнатные растения | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - представления о красоте природы России и родного края на основе знакомства с окружающим миром.
| история появления культурных растений в России. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям.
| Выявление растений, прибывших в Россию из других стран, и история их появления. Уход за комнатными растениями в классе. Умение называть комнатные растения в классе и дома. | Обучающийся научится: - правилам ухода (полива, рыхления) за комнатными растениями. использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе; - различать |
|
|
20. |
| Животные живого уголка | Обучающийся получит возможность для формирования: - чувства сопричастности и гордости за свою | Обучающийся продолжает учиться: - выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; - строить понятные для партнера высказывания;
| Представление о взаимосвязи и взаимозависимости растений и животных. | Обучающийся научится: - определять условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища); |
| Урок практикум |
21. |
| Про кошек и собак | Родину и народ; - ориентация в поведении на принятые моральные нормы;
| задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценивать ее в процессе общения. | Описание внешнего строения животных, их сравнение. Распределение животных по группам. | Обучающийся научится: - описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы. |
| Урок исследования |
22 |
| Красная книга. | Обучающийся получит возможность для формирования: - представления о красоте природы России
| Комнатные растения и уход за ними. Растения в Красной книге. | Красная книга России: знакомство с отдельными растениями и животными и мерами их охраны. | Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. - характеризовать влияние человека на природу; - оценивать личную роль в охране природы. |
| Проект |
23.
|
| Будь природе другом! | Отрицательное влияние людей на растения и животных (сбор букетов, обламывание ветвей, вырубка лесов, вылов красивых насекомых, неумеренная охота и рыбная ловля, разорение птичьих гнезд и муравейников и т. д.). Охрана растений и животных своего края. Правила поведения в природе. | Способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание закономерностей мира и природы. | Правила поведения с домашними животными. Работа с текстом учебника. Обсуждение текста. Соотнесение животных с подходящими понятиями. | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.
|
| Комбинированный урок.
|
24 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Природа» Тест | Проверить знания и умения учащихся, формировать умение адекватно оценивать свои достижения | Учащиеся научатся оценивать свои достижения. |
|
|
| Урок закрепление |
25 | Жизнь города и села (8ч.) Раздел 3 | Что такое экономика. | 2-я линия развития – умение определять своё отношение к миру.
|
|
| Наблюдение зимних явлений в природе. Обучающийся научится: - правилам поведения, способствующим сохранению природы. - характеризовать влияние человека на природу; - оценивать личную роль в охране природы. |
| Урок изучения нового материала |
26 |
| Из чего что сделано. | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
| Приводить примеры веществ, описывать их. Характеризовать свойства веществ. Определение из каких веществ состоят предметы. Наблюдение простейших опытов по изучению свойств веществ | Обучающийся научится: - приводить примеры веществ, описывать их; - характеризовать свойства веществ; - определять из каких веществ состоят предметы. |
| Урок-исседование |
27 |
| Как построить дом | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться. Средством формирования этих действий служит работа в малых группах | Промышленные предприятия своего села (изучается по усмотрению учителя). Строительство в (селе).
| Профессии людей, занятых на производстве. Труд писателя, ученого, артиста, учителя, других деятелей культуры и образования (по усмотрению учителя).
|
| Урок-наблюдения |
28 |
| Какой бывает транспорт | Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон. Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет | формулировать собственное мнение и позицию; | Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей. Общественный транспорт. Транспорт города или села. Правила пользования транспортом.
| Какой бывает транспорт: наземный, водный, воздушный, подземный; пассажирский, грузовой, специальный. Пассажирский транспорт города.
|
| Урок-игра |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
29 |
| Культура и образование
| Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | Важное значение средств массовой информации в нашей общей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. | Знать: - понятия «культура», «образование», «культурное учреждение», «образовательное учреждение»; - названия профессий. Уметь называть профессии в сфере образования и культуры. | Обучающийся получит возможность научиться: - использовать на практике основные правила познания окружающего мира; - понимать различия между источниками информации об окружающем мире: наблюдение, опыт, книги, Интернет.
|
| Урок изучения нового материала |
30 |
| Все профессии важны. | Обучающийся получит возможность научиться: - контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным (рисунками, картой), словесно-образным и словесно-логическим материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками |
| Названия профессий. Особенности труда людей родного края. Важность и значимость каждой профессии. | Знать: - названия профессий. Уметь называть профессии людей родного края. Приводить примеры профессий жителей родного города (села). |
| Комбинированный урок |
31 |
| В гости к зиме. | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы задачи
|
| Описывать сезонные изменения в природе. Характериз-вать признаки времен года
| Знать: - признаки осени; - названия осенних месяцев; - основные свойства воздуха и воды. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе |
| Комбинированный урок |
32 |
| Проверим и оценим свои достижения по разделу «Жизнь города и села» Тест | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
| Природное сообщество елового леса. Особенности ели и жизни животных, связанных с этим деревом | Знать понятие «невидимые нити». Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
| Урок-рефлексия |
33 | Здоровье и безопасность (10 ч.) 4 раздел
безопасность | Строение тела человека | Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей). Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. | Учиться формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
| Знать: - основные системы органов человека, их роль в организме; - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни». Уметь: - определять органы человека; - рассказывать о функции основных систем органов строения человека. | Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Знать: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни. |
| Урок- изучения нового материала |
34 |
| Если хочешь быть здоров. |
| Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. | Режим дня школьника. Правила личной гигиены, охрана и укрепление здоровья, безопасное поведение (на дорогах, в лесу, на водоёме, при пожаре). Правила организации домашней учебной работы. | Знать: - правила сохранения и укрепления здоровья; - понятие «здоровый образ жизни»; - режим дня, режим питания, профилактику болезней. Уметь: - выполнять режим дня, режим питания; - вести здоровый образ жизни. |
| Комбинированный урок |
35 |
| Поговорим о болезнях | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| Общее представление о строении и основных функциях организма человека. Здоровый образ жизни. Правила сохранения и укрепления здоровья. Профилактика болезней. Специальности врачей. | Моделировать в ходе практической работы ситуации по применению правил сохранения и укрепления здоровья, по оказанию первой помощи при несчастных случаях.
| Знать: - понятие«болезнь»; - правила сохранения и укрепления здоровья. Уметь проводить профилактику болезней |
| Урок-открытие |
36
|
| Берегись автомобиля | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. Участвовать в учебной игре о правилах пользования транспортом. | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД. | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения |
| Урок – закрепление |
37
|
| Школа пешехода | Учить использовать на практике полученные знания | Учащиеся осознают необходимость соблюдения правил дорожного движения; научатся соблюдать изученные правила безопасности. | Правила движения на загородной дороге. Правила поведения в транспорте. Дорожные знаки ПДД | Знать правила поведения на дороге, в транспорте; дорожные знаки ПДД. Уметь выполнять правила дорожного движения |
| Урок игра |
38 |
| Домашние опасности |
| Объяснять основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Записывать телефоны экстренной помощи. Моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону.
| Меры безопасности в домашних условиях. | Знать правила обращения с электро- и газооборудованием, колющими и режущими предметами, лекарствами. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома. |
| Урок-открытие |
39 |
| Пожар! | Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
| Противопожарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Противопо-жарная безопасность. Правила поведения в специальной среде: подъезде, лифте, квартире. | Знать: - правила безопасности, которые надо соблюдать дома; - правила противо-пожарной безопасности; |
| Комбинированный |
40 |
| На воде и в лесу. |
| Съедобные и несъедобные грибы, ягоды, растения. Правила экологической безопасности. | Правила поведения у водоёмов. Правила поведения у водоёмов. | Знать:лесные опасности; - правила поведения в социальной среде: подъезде, лифте, квартире. Уметь выполнять правила безопасного поведения дома -правильно вести себя на природе. Знать: - правила экологи-ческой безопасности, - как вести себя на природе; - правила поведения у водоёмов. Уметь выполнять правила поведения у водоема. |
| Урок-открытие новых знаний |
41 |
| Опасные незнакомцы. | Участие младших школьников в приро-доохранительной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в природе. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей. Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста, национальности.
| Ориентация в опасных ситуациях при контакте с людьми. Правила поведения в социальной среде, как вести себя с незнакомыми людьми. | Знать правила поведения в социальной среде, как вести себя с неизвестными людьми. Уметь выполнять правила безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми
|
| Комбинированный |
42 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Здоровье и безопасность» Тест | Проверить знания и умения учащихся; формировать умения адекватно оценивать свои достижения. | Учащиеся научатся оценивать свои достижения. |
|
|
| Урок – закрепления |
43,44 | 5 раздел Общение (7 ч.) | Наша дружная семья
Проект «Родословная». |
|
| Ввести понятие «культура общения» (в семье). Труд и отдых в семье. Внимательные и заботливые отношения между членами семьи. | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. |
| Урок закрепление. |
45 |
| В школе | Участие младших школьников в школьной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в школе | Оценивать реальные и игровые ситуации общения.
| Правила поведения и культура общения в школе. Школьные товарищи, друзья. Совместные игры, учёба, отдых. Инсценировка школьных ситуаций | Знать понятия «культура общения», «семья». Уметь выполнять элементарные нормы общения в семье, школе. |
| Комбинированный |
46 |
| Правила вежливости | Участие младших школьников в школьной деятельности. Оценка своего и чужого поведения в школе | Взаимоотношения мальчиков и девочек. Вежливые слова. Культура телефонного разговора. | Приводить примеры культуры общения во взаимоотношениях людей.
| Знать: - понятие «культура общения»; - правила вежливости. Уметь: - выполнять эле-ментарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах. |
| Урок-игра |
47 |
| Ты и твои друзья |
|
| Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Знать понятие «культура общения» Уметь: - выполнять элементарные нормы общения в семье, в школе выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах |
| Комбинированный урок |
48
49. |
| Мы-зрители и пассажиры.
Проверим и оценим свои достижения по разделу «Общение» Тест
| Моделировать ситуации общения с людьми в транспорте, театре.
Проверить знания и умения учащихся. | Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
Формирование адекватно оценивать свои достижения.
| Правила поведения в гостях и приём гостей. Как вести себя за столом | Знать понятие «культура общения» Уметь: - выполнять элемен-тарные нормы общения в семье, в школе; - выполнять основные правила поведения и элементарные нормы общения в общественных местах.
|
| Урок-практикум |
50
| 6 раздел Путешествия (19 ч.) | Посмотри вокруг | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: |
|
| Знать: - понятие «горизонт»; - условные обозначения сторон горизонта. |
| Урок наблюдение |
51, 52 |
| Ориентирование на местности |
| Продолжать учиться планировать учебную деятельность на уроке.
| Ориентироваться на местности (в группе) с помощью компаса и карты, по местным признакам во время экскурсии. Определение сторон горизонта по компасу | Уметь: - ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать раз- личные формы земной поверхности. |
| Урок-наблюдение
|
53 |
| Формы земной поверхнос-ти | Работая по плану, использовать необходимые средства (учебник, простейшие приборы и инструменты).
|
| Знать: - формы земной поверхности; - условные обозначения сторон горизонта. Уметь: - ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Различать разные формы земной поверхности (на примере своей местности). Находить на физической карте России равнины и горы и определять их названия.
|
| Урок наблюдение |
54 |
| Водные богатства | Познакомить с разнообразием водоёмов; научить различать части реки. | Учащиеся научатся называть части реки и анализировать схему. |
|
|
|
|
|
|
|
|
| Знать: понятие «водоем»; правила поведения у водоемов. Уметь: ориентироваться на местности с помощью компаса; -показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; различать по карте и показывать различные водоемы | Сравнивать и различать разные формы водоемов. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. Характеризовать (в ходе экскурсий и наблюдений) формы земной поверхности и водоемов своей местности. Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников) о природных зонах и обсуждать полученные сведения. |
| Урок комбинированный |
55 |
| В гости к весне | Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: | Учиться планировать учебную деятельность на уроке | Особенности времен года (на основе наблюдений). | Знать признаки весны. Уметь устанавливать связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе. |
| Урок изучения нового материала |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
56 |
| Россия на карте | Добывать новые знания: находить необходимую информацию как в учебнике, так и в предложенных учителем словарях и энциклопедиях | Изображение нашей страны на карте. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Россия - наша Родина. Города России (2-3): названия, достопри-мечательности, расположение на карте | Знать: название родной страны; - условные обозначения сторон горизонта; Ф. И. О. первого космонавта, 2-3 созвездия. Уметь показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. |
| Урок-практикум |
57 |
| Проект «Города России» | Учащиеся узнают новую информацию о городах России; испытают чувство гордости за свою страну; научатся собирать информацию, работать в группе. | формулировать учебную проблему совместно с учителем (для этого в учебнике специально предусмотрен ряд уроков).
| Знать: название родной страны; условные обозначения сторон горизонта; -Ф. И. О. первого космонавта, 2-3 созвездия. Уметь: показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря, реки. | Работать с готовыми моделями (глобусом, физической картой): показывать на глобусе и карте материки и океаны; находить и определять географические объекты на физической карте' России с помощью условных знаков. Находить на физической карте России разные водоемы и определять их названия. |
| Комбинированный урок |
58 |
| Путешест-вие по Москве |
| Москва - столица России. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать: - столицу России; - правила работы с картой. Уметь: - показывать на карте, глобусе материки, океаны, горы, равнины, моря, реки; - различать по карте и показывать различные формы земной поверхности; - показывать на карте город Москву - столицу России, границы России, 1-2 города, столицу России, родной | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Москвы. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей городов России. |
| Урок -открытие |
59 |
| Московс-кий кремль |
| Определять успешность выполнения своего задания в диалоге с учителем.
| Знать достопримечательности Москвы. Уметь: — показывать на карте город Москву - столицу России; - называть 2-3 достопримечательности. |
|
| Комбинированный урок |
60 |
| Город на Неве | Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов России на основе дополнительной информации.
|
| Знать достопримечательности города на Неве. Уметь: - показать на карте город на Неве; - называть 2-3 достопримечатель- ности. | Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей Санкт-Петербурга.. Работа с готовыми моделями (глобус, карта). Города России (2-3): название, достопримечательно-сти, расположение на карте |
| Заочное путешествие |
|
|
|
|
| .
|
|
|
|
61 |
| Путешествие по планете |
| Познакомить с некоторыми странами мира. Работа с готовыми моделями (глобус, карта) | Знать страны мира. Уметь: — ориентироваться на местности с помощью компаса; - показывать на карте, глобусе мате- рики, океаны, горы, равнины, моря,
| Работать с иллюстрациями, видеокадрами достопримечательностей стран и городов разных государств. Готовить небольшие сообщения о достопримечательностях одного из городов Европы на основе дополнительной информации. Работать с иллюстрациями, видеокадрами герба столицы, достопримечательностей разных стран. |
| Комбинированный урок |
62 |
| Путешествие по материкам. | Познакомить с особенностями природы и жизнью людей на разных материках, частями света – Европой и Азией. |
|
|
|
|
|
63 |
| Страны мира. | представление о своей гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России. | Земля – планета. Условия жизни на Земле: свет, тепло, воздух, вода. Карта звёздного неба. | Знать фамилию первого космонавта, 2-3 созвездия. Уметь работать с картой звездного неба | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли.
|
| Заочное путешествие |
64 |
| Впереди лето | Обучающийся получит возможность для формирования: - интереса к познанию окружающего мира; - чувства сопричастности и гордости за свою Родину и народ.
| Обучающийся получил возможность научиться: - адекватно использовать средства устной речи для решения различных коммуникативных задач; - навыкам взаимоконтроля; - учитывать другое мнение и позицию. | Обучающийся получит возможность научиться: - строить небольшие сообщения в устной и письменной форме; - понимать структуру построения рассуждения как связи простых суждений об объекте.
| Летние изменения в природе. Экскурсия в природу. |
| Урок - игра |
65 |
| Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Путешествия» Тест | Проверить знания и умения учащихся. | Формирование адекватно оценивать свои достижения.
|
|
|
|
|
66, 67, 68 |
| Резерв |
|
|
|
|
|
|