Рабочая программа по окружающему миру
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_okrmir_vin_3klass.doc | 222.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Комитет по образованию г. Барнаула
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа №114 с углубленным изучением отдельных предметов (математики)"
Индустриального района г. Барнаула
ПРИНЯТО на заседании ШМО Китаева О.Ю. руководитель ШМО Протокол от _______ №____ (дата) | СОГЛАСОВАНО Зам. директора по УВР Ильиных Л.И. ____________________ (дата) | УТВЕРЖДАЮ Директор ______________________ Т.В. Коробкина Приказ от_______№____ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по окружающему миру
для 3Б класса
на 2014-2015 учебный год
Составитель:
учитель начальных классов
Надежда Андреевна Кузнецова
Барнаул, 2014
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования и скорректирована по материалам программы “Окружающий мир” Н.Ф. Виноградовой УМК «Начальная школа XXI века» для 3 класса общеобразовательной школы.
Предмет окружающий мир ходить в предметную область «Обществознание и естествознание».
Цели и задачи курса
Основная цель обучения предмету «Окружающий мир» в начальной школе — представить в обобщенном виде культурный опыт человечества, систему его отношений с природой и обществом и на этой основе формировать у младшего школьника понимание общечеловеческих ценностей и конкретный социальный опыт, умения применять правила взаимодействия во всех сферах окружающего мира. В данном контексте к общечеловеческим ценностям относятся: экологически ценные правила взаимодействия со средой обитания; нравственный портрет и духовное богатство человека современного общества; исторический аспект «складывания» общерусской культуры, развитие национальных традиций, взаимосвязь и взаимодействие культур народов России.
Образовательная функция результатов изучения предмета «Окружающий мир» заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьником терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В последние годы в среде практических работников появилось осознание важности изучения предмета «Окружающий мир» не только для дальнейшего успешного обучения, но и для интеллектуального и особенно для духовно-нравственного развития младших школьников. Эта позиция зафиксирована в стандарте второго поколения, где цели изучения этого предмета определяют его вклад в процесс воспитания школьника. Особое значение этой предметной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, в познании учащимся самого себя, своего Я.
Общая характеристика курса «Окружающий мир»
Предмет «Окружающий мир» выполняет три основных функции: образовательную, развивающую, воспитательную. Образовательная функция заключается в создании условий для формирования у школьников понятий о природе, обществе, человеке, развития способности ориентироваться в изменяющемся мире, освоения доступных для понимания младшим школьникам терминов и понятий. Развивающая функция обеспечивает формирование научных взглядов школьника на окружающий мир, психологическое и личностное развитие обучающегося, формирование его общей культуры и эрудиции. Воспитывающая функция предмета связана с решением задач социализации ребенка, принятием им гуманистических норм жизни в природной и социальной среде.
В программе представлены следующий ведущие содержательные линии.
Человек как биологическое существо: чем человек отличается от других живых существ, индивидуальность человека, здоровье и образ его жизни, знание себя как необходимое условие эмоционального благополучия и успешной социализации. Тема: «Земля –наш общий дом».
Я и другие люди: может ли человек жить один, как нужно относиться к другим людям, правила культурного поведения и почему их нужно выполнять. Тема: «Каким был человек в разные времена (исторические эпохи)»
Человек и мир природы: что такое природа, может ли человек жить без природы, почему люди должны беречь природу.
Человек и общество: чем богата и знаменита родная страна, почему гражданин любит свою Родину, что значит любить Родину, семья как ячейка общества. Тема: «Как трудились люди в старину»
История родной страны: как рождалось и развивалось наше государство, какие важнейшие события произошли в его истории, как развивались экономика, техника, культура и искусство в нашей стране. Темы: «Наша Родина от Руси до России», «Как люди жили в старину», «Как трудились в старину».
Представленная в программе логика изложения содержания образования в рамках предмета «Окружающий мир» адекватно отражается в средствах обучения. Важнейшая особенность содержания предмета рассматриваемого учебного курса – определенность, жизненность, реальность всех воспринимаемых явлений, тогда как в других учебных предметах создаются в основном искусственные (учебные) ситуации, которые, «в чистом виде» в жизни не встречаются. Это объясняет особую уникальность уроков познания земного мира: обеспечение развития многих интеллектуальных умений, которые с успехом могут использоваться для изучения других предметов. Причем эта особенность процесса изучения мира распространяется на изучение природы и общества, предметного мира и деятельности и творчества человека. Эта особенность предмета продиктовала две технологические позиции, представленные в средствах обучения:
1) организацию целенаправленной деятельности восприятия (наблюдение, опыт и пр.);
2) усиление внимания к поисковой и исследовательской деятельности учащихся.
Исходя из этого обучение требует от учителя использования различных организационных форм, часть которых проходит вне классной комнаты (на пришкольном участке, в парке и на водоеме, в учреждении культуры и т.д.). Логика построения процесса изучения предмета «Окружающий мир» на уроках в классе (обучение идет с использованием учебника и рабочих тетрадей) направлена на создание (конструирование) учителем ситуаций удивления, вопроса, предвидения, предположения, которые становятся основой для появления у обучающихегося мотива познавательной деятельности и успешного учебного диалога.
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Их цель: оживить знания школьника, систематизировать их, создать стройную картину определенного исторического периода развития нашего государства.
Место курса «Окружающий мир» в учебном плане
В 3 классе урок окружающего мира проводится 2 раза в неделю, рассчитан на 68 часов в год (34 учебные недели).
Курс «Окружающий мир» интегрируется с ОБЖ в объеме 124 часов за 4 года обучения, интегрируется с предметом «Литературное чтение» в объеме 70 часов за 4 года обучения. Общее количество часов за курс обучения составляет – 270 ч.
Ведущие идеи УМК
В основе построения курса лежат следующие принципы.
- Принцип интеграции – соотношение между естественно-научными знаниями и знаниями, отражающими различные виды человеческой деятельности и систему общественных отношений. Реализация этого принципа особенно важна по двум причинам: во-первых, интеграция дает возможность учесть одну из важных психологических особенностей младшего школьника – целостность, нерасчлененность восприятия окружающего мира, а, во-вторых, обеспечивает познание отдельных сторон действительности в их взаимосвязи, тогда как отсутствие интеграции рождает «болезнь блуждания от одного предмета к другому и интеллектуальную бестолковость» (Г. Гегель). Интеграция затрагивает не только общий подход к отбору содержания в системе «человек-природа-общество», но и более частые составляющие этой системы: «человек и предметный мир», «человек и творческая деятельность», «человек и его самость», «человек и творческая деятельность». Это обеспечивается представленностью знаний из различных предметных областей – природоведческих, географических, гигиенических, психологических, исторических и др.
- Педоцентрический принцип определяет отбор наиболее актуальных для ребенка этого возраста знаний, необходимых для его индивидуального психического и личностного развития, а также последующего успешного обучения; предоставление каждому школьнику возможности удовлетворить свои познавательные интересы, проявить свои склонности и таланты.
Актуализация содержания обучения предполагает его отбор с учетом специфики социальных ролей данной возрастной группы, социально значимых качеств, обеспечивающих успешное взаимодействие с различными сторонами действительности.
- Культурологичекий принцип – это обеспечение широкого эрудиционного фона обучения, что дает возможность развивать общую культуру школьника, его возрастную эрудицию. Именно поэтому большое внимание в программе уделяется общекультурным сведениям: творчеству выдающихся личностей, научным открытиям, истории развития техники, искусства, литературы и др. Для реализации этого принципа в программу введен специальный раздел «Расширение кругозора школьников».
- Необходимость принципа экологизации содержания обучения по предмету «Окружающий мир» определяется социальной значимостью решения задач экологического образования младших школьников. Этот принцип реализуется двумя путями: расширением представлений школьников о взаимодействии человека с окружающим миром (рубрики «Человек и растение», «Человек и животные», «Человек и природа»), а также раскрытие системы правил поведения в природе, подчиняющихся принципу «Не навреди». Действие принципа распространяется на отношение человека не только к природным объектам, но и к другим людям (элементы социальной экологии).
- Принцип поступательности обеспечивает постепенность, последовательность и перспективность обучения, возможность успешного обучения соответствующих естественнонаучных и гуманитарных предметов в школе.
- Краеведческий принцип обязывает учителя при изучении природы и социальных явлений широко использовать местное окружение, проводить экскурсии на природу, в места трудовой деятельности людей, в краеведческий, исторический, художественный музеи и т.п. Все это обеспечивает обогащение чувственных представлений школьников и облегчает усвоение естественнонаучных и обществоведческих понятий.
Отбор конкретного естественнонаучного и обществоведческого содержания обучения подчиняется определенным требованиям.
- Центральной идеей, на которой строится интеграция разных знаний, является раскрытие роли человека в природу и обществе, прослеживание становления трудовой деятельности людей, история развития культуры общества. Эти знания от класса к классу расширяются и углубляются, наполняются новыми понятиями и терминами.
- При отборе понятий, которые должен усвоить младший школьник к концу обучения в начальной школе, учитываются:
- знания, накопленные ребенком на эмпирическом уровне, в том числе в дошкольном детстве;
- необходимость постепенного и последовательного перевода ученика с этапа общей ориентировки в термине или понятии на этап осознания осознания существенных его характеристик;
- зависимость усвоения понятий от уровня сформированности логической связной речи, коммуникативных умений, обеспечивающих развития у младших школьников представлений о языке науки конкретной образовательной области, осознанное оперирование усвоенными терминами и понятиями;
- преемственность и перспективность в предъявлении терминологии и понятийного аппарата, т.е. реализация пропедевтического значения этапа начального образования, формирование готовности к дальнейшему усвоению научных понятий.
- Конструирование содержания программы предполагает связь теоретических сведений с деятельностью по их практическому применению, что определило необходимость дать программе перечень экскурсий, опытов, практических работ.
2. Планируемые результаты освоения предмета «Окружающий мир»
К концу обучения в третьем классе учащиеся научатся:
- характеризовать условия жизни на Земле;
- устанавливать зависимости между состоянием воды и температурой воздуха;
- описывать свойства воды (воздуха);
- различать растения разных видов, описывать их;
- объяснять последовательность развития жизни растения, характеризовать значение органов растения;
- объяснять отличия грибов от растений;
- характеризовать животное как организм;
- устанавливать зависимость между внешним видом, особенностями поведения и условиями обитания животного;
- составлять описательный рассказ о животном;
- приводить примеры (конструировать) цепи питания;
- характеризовать некоторые важнейшие события в истории российского государства (в пределах изученного);
- сравнивать картины природы, портреты людей, одежду, вещи и др. разных эпох;
- называть даты образования Древней Руси, венчания на царства первого русского царя; отмены крепостного права; свержения последнего русского царя;
- работать с географической и исторической картой, контурной картой.
К концу обучения в третьем классе учащиеся могут научиться:
- ориентироваться в понятии «историческое время»; различать понятия «век», «столетие», «эпоха»;
- анализировать модели, изображающие Землю (глобус, план, карту). Различать географическую и историческую карты. Анализировать масштаб, условные обозначения на карте;
- приводить примеры опытов, подтверждающих различные их свойства;
- проводить несложные опыты по размножению растений.
- проводить классификацию животных по классам; выделять признак классификации;
- рассказывать об особенностях быта людей в разные исторические времена
- ориентироваться в сущности и причинах отдельных событий в истории родной страны (крепостное право и его отмена; возникновение ремесел; научные открытия и др.);
- высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, сравнивать свои высказывания с текстом учебника.
Личностные результаты представлены двумя группами целей. Одна группа относится к личности субъекта обучения, его новым социальным ролям, которые определяются новым статусом ребенка как ученика и школьника.
Это:
- готовность и способность к саморазвитию и самообучению,
- достаточно высокий уровень учебной мотивации, самоконтроля и самооценки;
- личностные качества, позволяющие успешно осуществлять
- учебную деятельность и взаимодействие с ее участниками.
Другая группа целей передает социальную позицию школьника, сформированность его ценностного взгляда на окружающий мир:
- формирование основ российской гражданской идентичности, понимания особой роли многонациональной России в объединении народов, в современном мире, в развитии общемировой культуры; понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные достижения;
- воспитание уважительного отношения к своей стране, ее истории, любви к родному краю, своей семье, гуманного отношения, толерантности к людям, независимо от возраста, национальности, вероисповедания;
- понимание роли человека в обществе, принятие норм нравственного поведения в природе, обществе, правильного взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
- формирование основ экологической культуры, понимание ценности любой жизни, освоение правил индивидуальной безопасной жизни с учетом изменений среды обитания.
Предметные результаты обучения нацелены на решение, прежде всего, образовательных задач:
- осознание целостности окружающего мира, расширение знаний о разных его сторонах и объектах;
- обнаружение и установление элементарных связей и зависимостей в природе и обществе;
- овладение наиболее существенными методами изучения окружающего мира (наблюдения, опыт, эксперимент, измерение);
- использование полученных знаний в продуктивной и преобразующей деятельности;
- расширение кругозора и культурного опыта школьника, формирование умения воспринимать мир не только рационально, но и образно.
В соответствии со стандартом второго поколения при отборе содержания обучения и конструировании его методики особое внимание уделяется освоению метапредметных результатов естественно-научного и обществоведческого образования. Достижения в области метапредметных результатов позволяет рассматривать учебную деятельность как ведущую деятельность младшего школьника и обеспечить формирование новообразований в его психической и личностной сфере. Среди метапредметных результатов особое место занимают познавательные, регулятивные и коммуникативные действия:
- познавательные как способность применять для решения учебных и практических задач различные умственные операции (сравнение, обобщение, анализ, доказательства и др.);
- регулятивные как владение способами организации, планирования различных видов деятельности (репродуктивной, поисковой, исследовательской, творческой), понимание специфики каждой;
- коммуникативные как способности в связной логически целесообразной форме речи передать результаты изучения объектов окружающего мира; владение рассуждением, описанием повествованием.
Особое место среди метапредметных универсальных действий занимают способы получения, анализа и обработки информации (обобщение, классификация, сериация, чтение и др.), методы представления полученной информации (моделирование, конструирование, рассуждение, описание и др.).
3. Содержание курса «Окружающий мир 3 класс»
Земля — наш общий дом (7ч)
Где ты живешь. Когда ты живешь. Историческое время. Счет лет в истории.
Солнечная система. Солнце — звезда. Земля — планета Солнечной системы. «Соседи» Земли по Солнечной системе.
Условия жизни на Земле. Солнце — источник тепла и света. Вода. Значение воды для жизни на Земле. Источники воды на Земле. Водоемы, их разнообразие Растения и животные разных водоемов. Охрана воды от загрязнения. Воздух. Значение воздуха для жизни на Земле. Воздух — смесь газов. Охрана воздуха.
Человек изучает Землю. (4ч)
Человек познает мир. Наблюдения, опыты, эксперименты — методы познания человеком окружающего мира. Изображение Земли. Глобус — модель Земли. План. Карта (географическая и историческая). Масштаб, условные обозначения карты. Карта России. Знакомство с компасом.
Расширение кругозора школьников. Представления людей древних цивилизаций о происхождении Земли. История возникновения жизни на Земле. Как человек исследовал Землю. История возникновения карты.
Царства природы (26ч)
Бактерии. Грибы. Отличие грибов от растений. Разнообразие грибов. Съедобные и несъедобные грибы.
Расширение кругозора школьников. Правила сбора грибов. Предупреждение отравлений грибами.
Животные — царство природы. Роль животных в природе. Животные и человек. Разнообразие животных: одноклеточные, многоклеточные, беспозвоночные. Позвоночные (на примере отдельных групп и представителей).
Животные — живые тела (организмы). Поведение животных. Приспособление к среде обитания. Охрана животных.
Расширение кругозора школьников. Животные родного края. Цепи питания. Как животные воспитывают своих детенышей.
Как человек одомашнил животных.
Растения – царство природы. Распространение растений на Земле, значение растений для жизни. Растения и человек. Разнообразие растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные (голосеменные), цветковые. Их общая характеристика.
Растения — живые тела (организмы). Жизнь растений. Продолжительность жизни: однолетние, двулетние, многолетние. Питание растений. Роль корня и побега в питании. Размножение растений. Распространение плодов и семян. Охрана растений.
Расширение кругозора школьников. Разнообразие растений родного края. Ядовитые растения. Предупреждение отравлений ими.
Наша Родина: от Руси до России. (11ч)
Названия русского государства в разные исторические времена (эпохи): Древняя Русь, Древнерусское государство, Московская Русь, Российская империя, Советская Россия, СССР, Российская Федерация. Государственные деятели. Руководитель (глава) княжества , страны, государства.
Расширение кругозора школьников. Символы царской власти.
Как люди жили в старину (12ч)
Портрет славянина в Древней , Московской Руси, в России. ,Патриотизм, смелость, трудолюбие, добросердечность, гостеприимство — основные качества славянина.
Крестьянское жилище. Городской дом. Культура быта: интерьер дома, посуда, утварь в разные исторические времена. Одежда. Костюм богатых и бедных, горожан и крестьян, представителей разных сословий (князя, боярина, дворянина).
Во что верили славяне. Принятие христианства на Руси.
Расширение кругозора школьников Происхождение имен и фамилий. Имена в далекой древности.
Как трудились люди в старину (7ч)
Человек и растения. Культурные растения. Что такое земледелие. Хлеб — главное богатство России. Крепостные крестьяне и помещики. Отмена крепостного права.
Ремесла. Возникновение и развитие ремесел на Руси, в России (кузнечное, ювелирное, гончарное, оружейное и др.). Знаменитые мастера литейного дела. Андрей Чохов. Появление фабрик и заводов. Рабочие и капиталисты. Строительство. Первые славянские поселения, древние города Великий Новгород, Москва, Владимир).
Торговля. Возникновение денег.
Развитие техники в России (на примере авиации, автостроения). Освоение космоса.
Расширение кругозора школьников. Орудия труда в разные исторические эпохи. «Женский» и «мужской» труд. Особенности труда людей родного края. Как дом «вышел» из-под земли.
Уроки-обобщения
Московская Русь (основные исторические события, произошедшие до провозглашения первого русского царя); Россия (основные исторические события, произошедшие до 1917 года).
Экскурсии
В природные сообщества, на водный объект с целью изучения использования воды человеком, ее охраны от загрязнения. В краеведческий (исторический), художественный музеи, на предприятие, в учреждение быта и культуры.
Опыты
Распространение тепла от его источника. Смена сезонов, дня и ночи. Роль света и воды в жизни растений. Состав почвы.
Практические работы
Работа с картой (в соответствии с заданиями в рабочей тетради). Работа с живыми растениями и гербарными экземплярами.
4. Тематическое поурочное планирование курса «Окружающий мир 3 класс»
Номер урока | Тема урока | Вид занятия | Планируемые результаты изучения темы | Виды, формы деятельности |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
Земля- наш общий дом | ||||
1 | Где и когда ты живёшь | Формирование новых знаний | Ориентироваться в понятии «историческое время». Различать понятия «век», «столетие», «эпоха» Знать материки и океаны. Мы живём в Евразии в России. | Коллективная-знакомство с рубриками учебника; работа с учебником и рабочей тетрадью; Индивидуальная- рассказы детей поездка на дачу; |
2 | Солнечная система | Формирование новых знаний | Характеризовать Солнечную систему: называть, кратко описывать планеты, входящие в неё; Различать природные и искусственные тела. | Интеллектуальные умения. (отбирать необходимую информацию для решения учебной задачи); Коллективная- чтение и обсуждение текста. Составление таблицы «Характеристика Солнца»; «Земля планета Солнечной системы». |
3 | Солнечная система | Формирование новых знаний | ||
4 5 6 7 | Условия жизни на Земле | Формирование новых знаний | Характеризовать условия жизни на Земле, Условия обеспечивающие жизнь: свет, вода, почва, воздух. Значение солнца для жизни на Земле. Солнце –источник тепла и света. | Работа в группах- «Условия жизни на Земле». Работа с рубрикой «Картинная галерея»; Работа в парах- Работа с рубрикой «Обсудим вместе» |
Человек изучает Землю | ||||
8 9 10 11 | Человек познаёт мир | Формирование новых знаний; | Анализировать модели изображающие землю (Глобус, план, карту); Анализировать масштаб, условные обозначения на карте; | Коллективная – Работа с рубрикой «Обсудим вместе», с текстами и рисунками учебника. Пр.работа: глобус, карта, план. Контрольная работа по теме: «Земля-наш общий дом» |
Царства природы | ||||
12 | Бактерии | Формирование новых знаний | Знать –что такое бактерии. Виды бактерий и места их обитания. | Коллективная-чтение и обсуждение текстов. Работа с рубрикой «Обсудим вместе», с текстами и рисунками учебника; Речевые умения- правило участия в диалоге; |
13 14 | Грибы | Обобщение знаний | Различать грибы от растений. Особенности внешнего вида и строения грибов. | Коллективная- чтение и обсуждение текста «Чем грибы отличаются от растений?» (работа с учебником) Работа в парах: составление рассказа «Какие бывают грибы» |
15 | Растения культурные и дикорастущие | Формирование новых знаний | Дать понятия: «природная зона» ; место обитания растений (водоём, луг. пустыня, лес); растения дикорастущие и культурные | Фронтальная- учебный диалог: «Если бы на Земле не было растений». Игра: Узнай по вкусу. Работа в группах: составление «паспортов» растений. Классификация растений :дикорастущие, культурные |
16 | Если бы на Земле не было растений | Формирование новых знаний | Различать растения разных видов, описывать их. Различать по строению, внешнему виду, условиями произрастания: папоротники, мхи, хвойные, водоросли, цветковые | Коллективная- Чтение и обсуждение текстов; Работа в группах: Работа с рисунком –схемой. Составление «паспорта» Работа с учебником, справочной литературой. |
17 | Растения прекрасные, но опасные | Формирование новых знаний; | Знать: разнообразие мира растений. Знать растения по внешнему виду Уметь сравнивать и анализировать | Коллективная- «Обсудим вместе»; чтение текста и работа по вопросам; Пересказ текста рубрики «Этот удивительный мир Индивидуальная- работа со схемой. Рассказ на тему «Разнообразие растений на Земле» |
18 19 | Разнообразие растений на Земле | Формирование новых знаний | ||
20 21 | Как живёт растение | Формирование новых знаний | Знать: части растений Дать понятие: организмы, развитие растения, его питание, дыхание , размножение. Значение каждого органа растения. Лист- орган-питания. Простые и сложные листья.. Стебель- как часть побега. Цветки одиночные и соцветия. Плод растения как орган размножения. | Индивидуальная Самостоятельная- нарисовать растение и обозначить части; Коллективная- «Обсудим вместе»; чтение текста и работа по вопросам; Проведение опыта: «Листья содержат воду» Работа в группах- «Как плоды и семена распространяются на Земле» |
22 23 24 | Размножение растений | Практический | Характеризовать способы размножения растений (корнями, клубнями, луковицами, корневищем). Вегетативные способы размножения. | Практический-опыт: выращивание растений. Коллективная- чтение и обсуждение текста; Индивидуальная- рассмотреть рисунки, описать вегетативное размножение растений; Учебный диалог. |
25 26 | Культурные растения в жизни человека | Формирование новых знаний; урок путешествие по исторической карте | Характеризовать растения как дикорастущие и культурные; Дать понятие: земледелие, как и почему оно возникло? | Индивидуальная- Разделить растения на две группы, Коллективная- Составление плана пересказа текста |
27 28 | Красная книга России | Обобщение знаний | Знать страницы Красной книги (чёрные, красные, оранжевые, жёлтые, белые, зелёные) Правила охраны растительного мира. | Фронтальная- «Причины исчезновения растений» Чтение и анализ текста «Какие страницы есть в Красной книге» Работа с рубрикой- «Картинная галерея» |
29 30 | Разнообразие мира животных | Формирование новых знаний | Знать понятия : одноклеточные и многоклеточные, беспозвоночные и позвоночные животные, различаются по принадлежности к классу, по величине, форме, внешнему виду и способам защиты | Конструирование плаката «Мир фауны». Работа со схемой и текстом учебника. Групповая работа: примеры разных животных. Работа в парах |
31 32 | Животные –живые существа (организмы) | Формирование новых знаний | Классифицировать животных по разным признакам: Способу питания, особенностям передвижения, способу дыхания, особенностям размножения | Фронтальная-чтение и анализ текстов «Как животные дышат» «Размножение животных» |
33 34 | Беспозвоночные животные | Формирование новых знаний | Знать понятия: «беспозвоночные животные» Внешним видом особенностями строения тела насекомых, пауков, моллюсков, раков, червей. | Наблюдения: улитка, дождевой червь. Фронтальная- чтение и обсуждение текста учебника, Работа в парах. |
35 36 | Позвоночные животные | Формирование новых знаний, обобщение | Знать понятия: «позвоночные животные» Характеризовать по внешним признакам, классификация млекопитающих по способу питания. Особенности жизни рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей. | Работа в парах: выбор правильных утверждений. Учебный диалог: «Особенности строения хищных рыб» Работа в группах: Расскажи о животных» Работа с рубрикой : «Осудим вместе» Фронтальная-чтение и обсуждение текстов: «Земноводные» «Пресмыкающиеся» «Птицы» «Звери» |
37 | Природные сообщества | Обобщение и систематизация знаний. Тестовая работа. | Знать: понятие «природное сообщество»» Цепи питания. | Фронтальная- «Обсудим вместе» Парная (групповая работа) «Пищевые цепи» |
38 | Почему люди приручали диких животных | Формирование новых знаний | Раскрыть причины исчезновения животных Приручение и одомашнивание животных. Заповедники. Красная Книга. | Фронтальная- рассказ учителя с использованием иллюстрированного материала; Работа с текстом учебника Контрольная работа по теме: »Царства природы» |
Наша Родина: от Руси до России | ||||
39 | Как люди узнают о прошлом | Формирование новых знаний | Знать понятия: «археология» «археолог», «раскопки» «берестяная грамота». Различать: исторические и географические карты Уметь: ориентироваться по карте | Рассматривание форзаца «Как мы узнаём о прошлом» Рассказ учителя о восточнославянских племенах. Работа с рисунком, картой, с рубрикой «Картинная галерея. Фронтальная |
40 | Восточнославянские племена | Формирование новых знаний | ||
41 42 43 | Первые русские князья | Формирование новых знаний | Возникновение Древнерусского государства, его столица и города Знать: Возникновение государства Знать правителей Древнерусского государства: Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах. | Фронтальная- знакомство с новыми понятиями: «археология» «археолог» «раскопки» при чтении текста «Как мы узнаём о прошлом». Работа в группах: подготовка рассказа об одном из великих князей. Работа в группах: Работа с текстами: чтение и пересказ, Составление плана рассказа о великом князе. Работа со справочной литературой. |
44 | Как Москва стала столицей | Формирование новых знаний | Формировать представления о государственной власти. Иван Грозный – первый русский царь. Знать: географическое расположение Московского государства | Фронтальная- работа с текстом «Как Москва стала столицей». Выявление причин возникновения Москвы. Работа с картой. Работа с рубриками «Жил на свете человек» и «Картинная галерея» Повторение пройденного |
45 | Иван 4 Грозный-первый русский царь | |||
46 | Пётр 1 Великий | Формирование новых знаний | Формировать представления о Петре 1 Этапы развития нашей страны. Создание русского флота. Строительство Санкт-Петербурга. Особенности личности и характера императора. | Фронтальная- Рассказ учителя О Петре 1. Работа с рубрикой «Картинная галерея» Учебный диалог: «Создание русского флота» Воображаемая экскурсия по Санкт- Петербургу |
47 | Екатерина 2 Великая | Формирование новых знаний | Формировать представления о Екатерине 2 Великой. Деятельность Екатерины Великой на благо русского государства. | Фронтальная- Рассказ учителя О Екатерине Великой Чтение и обсуждение текста Составление плана пересказа Работа с рубрикой «Картинная галерея». |
48 | Последний российский император Николай 2 | Формирование новых знаний | Формировать представления О Последнем российском императоре Николае 2 (характер императора, его личностные качества) Отречение от престола. | Фронтальная- Рассказ учителя о Николае 2 и о его революции. Работа с текстом учебника, учебный диалог. |
49 | Советская Россия. СССР | Формирование новых знаний | Характеризовать историческое время (20 века) Октябрьская революция в России. Республики , входящие в состав СССР. Распад СССР. Первый президент РФ, Российская Федерация в настоящее время. | Фронтальная- учебный диалог на основе анализа текста Работа с рубрикой «Вспомни» Работа в группах: Работа со справочной литературой – поиск ответа на вопрос «Какие республики входили в состав СССР?» Контрольная работа по теме: «Наша Родина: от Руси до России» |
Как люди жили в старину | ||||
50 | Из истории имён | Формирование новых знаний | Знать: причины выбора имён. История происхождения имён, отчеств и фамилий. | Дидактическая игра: «Назови разные формы имён» Фронтальная работа: чтение и обсуждение текста; Составление схемы «Как появились имена» Работа в группах: обсуждение былин. Рассказ учителя «Имя, отчество, фамилия» |
51 52 | Какими людьми были славян | Формирование новых знаний, повторение знаний | Знать: особенности внешнего вида славянина. Основные качества славянина: трудолюбие, защита государства, доброжелательность, взаимопомощь и гостеприимство. | Фронтальная- Минутка повторения. Работа с рубрикой «Обсудим вместе» Составление словесного портрета славянина. |
53 54 | Скажи, какой у тебя дом… | Формирование новых знаний | Характеризовать особенности жилья, быта , одежды разных сословий в разные эпохи. Классифицировать по признакам «зажиточный», бедный», «богатый» | Фронтальная- Обсуждение пословицы. Работа с текстами и иллюстрациями учебника. Работа в парах- поиск информации со словарями- словарная работа. Игра-моделирование «Крестьянская изба». Работа в парах : Составление плана пересказа |
55 56 57 | По одёжке встречают | Формирование новых знаний | Знать особенности одежды славян разных сословий и разных исторических периодов. Одежда детей, женщин, мужчин. | Фронтальная- чтение и анализ текстов. Работа в парах- Анализ иллюстраций и классификация головных уборов. |
58 | Русская трапеза | Формирование новых знаний | Знать: что такое «трапеза» Крестьянская трапеза в разные сезоны. Богатый дом- обильная еда. | Фронтальная- обсуждение пословиц. Чтение и обсуждение текста учебника. Работа в парах- словарная работа. Работа с рубриками «Этот удивительный мир» |
59 60 | Верования языческой Руси | Формирование новых знаний | Формировать представления о Верованиях языческой Руси. Главные боги древних славян. Народные праздники(Масленица, Иван Купала) | Фронтальная- Воображаемая ситуация «Расскажи бывальщину». Работа с рубриками «Картинная галерея» Рассказ учителя «Народные праздники» |
61 | Принятие христианства на Руси | Формирование новых знаний | Формировать представления о принятии Русью христианства. Значение новой веры в развитии общества. Христианские праздники. | Фронтальная- обсуждение текста «Принятие христианства на Руси» Контрольная работа по теме: «Как люди жили в старину» |
Как трудились в старину | ||||
62 | Что создавалось трудом крестьянина? | Формирование новых знаний | Классифицировать труд крестьянина Знать: возникновение земледелия, участие мужчин, женщин, детей. | Фронтальная- беседа на основе полученных ранее знаний Работа с рубриками «Обсудим вместе», «Этот удивительный мир» |
63 | Что создавалось трудом крестьянина? | Формирование новых знаний | Знать: понятия «крепостной» «крепостное право» «помещик» «земледелец»» принудительный труд Характеристика крепостного права: особенности, причины отмены | Фронтальная-Работа с понятиями: «крепостной» «крепостное право» «помещик» «землевладелец» «принудительный труд» «передача по наследству» Обсуждение проблемы «При каких условиях человек трудится лучше» Чтение по ролям текста «жил на свете человек» |
64 | Что создавалось трудом ремесленника? | Формирование новых знаний | Характеризовать труд ремесленника. Знать понятие «Что такое ремесло» Различать ремесла и их результаты- продукты | Фронтальная- беседа об игрушках. Чтение текста и ответы на вопросы; Особенность труда ремесленника; Работа со схемой: «Как в России развивалось ремесло» |
65 | Что создавалось трудом ремесленника? | Формирование новых знаний | ||
66 | Что создавалось трудом рабочего? О первых мануфактурах, заводах и фабриках в России. | Обобщение знаний | Характеризовать труд рабочего Как развивались мануфактуры, заводы и фабрики в России | Фронтальная- работа с рубрикой «Обсудим вместе» обсуждение проблемы: какой тру легче и результативнее- машинный или ручной? Работа с текстом учебника. Выполнение заданий в рабочей тетради. |
67 | Что создавалось трудом рабочего? О первых железных дорогах. | Обобщение знаний | Характеризовать труд рабочего. Уметь: ориентироваться в понятиях: «локомотив» «паровоз» «тепловоз» «электровоз» | Фронтальная-работа с текстом учебника Работа в парах :Составление плана рассказа «Первые железные дороги в России» Словарная работа. Работа с картой. |
68 | Открытия, которые совершал человек в 19-20 веках | Формирование новых знаний | Знать: научные изобретения человека 19-20 в. Создание парохода, развитие пароходства в России | Фронтальная- работа с рубрикой «Обсудим вместе Индивидуальная- чтение текста «О пароходе» Контроль знаний |
5. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
по предмету «Окружающий мир»
Печатные средства обучения:
- Н.Ф. Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир: 3класс: учебник для учащихся: в 2ч.\ – 2-е изд., дораб. –М.; Вента-Граф, 2013
- Н.Ф.Виноградова, Г.С.Калинова Окружающий мир: 3класс: рабочая тетрадь №1,2 / – 3-е изд., дораб. – М.: Вентана-Граф, 2013
- Н.Ф. Виноградова Окружающий мир: 3-4 классы: методика обучения – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Н.Ф. Виноградова: Окружающий мир. Программа. 1-4 классы – М.: Вентана-Граф, 2013.
- Т.В. Лихолат: Наблюдаем и трудимся. 3 класс. Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений.– М.: Вентана-Граф, 2013.
- Окружающий мир в произведениях живописи. Электронный ресурс. 1-4 классы (CD)
Цифровые образовательные ресурсы:
- Самостоятельно разработанные презентации ( CD- ROM )
- Интернет ресурсы
Оборудование для проведения практических занятий:
- глобус, карта
- гербарий
Оборудование класса:
- Ученические столы двухместные с комплектом стульев.
- Стол учительский с тумбой.
- Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий.
- Доска большая универсальная (с возможностью магнитного крепления).
- Мультимедийный проектор, компьютер, экран.
6. Критерии оценивания учащихся по предмету «Окружающий мир»
Промежуточная аттестация учащихся осуществляется в форме тестов, проверочных работ, контрольных работ.
Объектом оценки предметных результатов служит способность учащихся решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи. Необходимый для продолжения образования и реально достигаемый большинством учащихся опорный уровень интерпретируется как исполнение учеником требований Стандарта и, соответственно, как безусловный учебный успех ребенка. Оценка индивидуальных образовательных достиженией ведется «методом сложения», при котором фиксируется достижение опорного уровня и его превышение.
Оценка достижения предметных результатов ведется как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых проверочных работ. Совокупность контрольных работ должна демонстрировать нарастающие успешность, объем и глубину знаний, достижение более высоких уровней формируемых учебных действий и результатов обучения.
Виды и формы контроля: наблюдение, беседа, фронтальный опрос, опрос в парах, контрольная работа.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...