рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) на тему
рабочая программа по окружающему миру 3 класс "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_3_klass_okr._mir.docx | 39.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по предмету «Окружающий мир»
Пояснительная записка
Рабочая программа курса «Окружающий мир» (Наша планета Земля) разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться, а также на основе авторской программы «Окружающий мир», разработанный А. А. Вахрушевым, А.С. Раутианом и др. Курс «Окружающий мир» для учащихся третьего класса – составная часть Образовательной системы «Школа 2100».
Специфика курса состоит в формировании целостной картины мира и создании фундамента для значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории. Предмет «Окружающий мир» - это основы естественных и социальных наук.
Цель курса окружающего мира в начальной школе – осмысление личного опыта и приучение детей к рациональному постижению мира.
Задачи:
- формирование в сознании учащихся единого, целостно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого;
- формирование у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Одна из основных особенностей данного курса – системное введение понятий. Оно предполагает связь каждого нового формирующегося понятия с ранее изученными, которая осуществляется на этапе актуализации знаний. Каждое понятие вводится постепенно, в несколько этапов. Средством воспитания, образования, развития личности школьника начальных классов является знакомство с целостной элементарной научной картиной мира – при минимуме сообщаемых знаний сделать человека сознательным участником жизни.
Деятельностный подход – основной способ получения знаний. При разработке данного курса используется традиционный для учебников «Школы 2100» принцип минимакса. Согласно этому принципу, содержание курса включает избыточные знания и избыточные задания.
Рабочая программа рассчитана на 70 часов в год при 2 часах в неделю.
Учебно-тематический план
Название разделов и тем | Общее количество часов | Основные виды учебной деятельности учащихся: (Н) – на необходимом уровне, (П) – на программном уровне | Практические работы. Экскурсии |
Часть 1: « Обитатели Земли» (35 часа) | |||
Вещества и энергия | 4 ч | Приводить примеры веществ (Н). Сравнивать, различать и характеризовать твердые тела, жидкости и газы (Н). Приведение примеров движения под действием энергии (П) | |
Живая оболочка планеты | 7 ч | Характеризовать место обитания живых организмов (П). Характеризовать круговорот веществ как пример единства живого и неживого (П). Характеризовать условия, необходимые для жизни растений (Н). Характеризовать способы питания, размножения; условия, необходимые для жизни животных (Н). Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н). Характеризовать роль Солнца как главного источника энергии для жизни живых организмов (П). Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей (Н). Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н). Приводить примеры обмена веществ: поглощения и выделения веществ живыми организмами (П). | |
Экологическая система живой оболочки Земли | 11 ч | Характеризовать экосистемы и природные сообщества (Н). Характеризовать роль каждого из компонентов экосистемы (П). Рассматривать круговорот веществ в в качестве причины устойчивости экосистемы (П) Характеризовать роль каждой «профессии» в экосистеме (П) Характеризовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (Н). Исследовать состав почвы, роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (П). Характеризовать условия, необходимые для жизни растений.(Н) | Практическая работа: Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебников и дополнительных источников знаний об экосистемах и природных сообществах и обсуждать полученные сведения. |
Живые участники круговорота веществ | 13 ч | Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей (Н) Приводить примеры хвойных и цветковых растений, выделять их отличия (на примере своей местности) (Н) Сравнивать цветковые и хвойные растения, выделять их отличия (П) Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний о растениях своего региона и обсуждать полученные сведения (П) Характеризовать условия, необходимые для жизни животных (Н) Характеризовать роль животных в природе и жизни людей (Н) Описывать внешний вид, характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей (на примере своей местности) (Н) Сравнивать и устанавливать отличия внешнего вида и особенностей строения насекомых, рыб, птиц, зверей (П) Сравнивать способы питания, размножения, обмена информации и животных (П) Сравнивать и различать диких и домашних животных, характеризовать их роль в жизни человека (на примере своей местности) (Н) Проводить наблюдения во время экскурсий (П) Перечислять правила безопасного поведения при общении с дикими и домашними животными (Н) Рассказывать о роли грибов в природе и жизни людей (Н) Различать (Н) и определять (П) съедобные и ядовитые грибы (на примере своей местности) (Н) | Практическая работа: Определять части цветкового растения (Н); выращивать растения в группах Экскурсия в краеведческий музей |
Часть 2: «Мое Отечество» 35 часа | |||
Твои родные и твоя Родина в потоке времени | 6 ч | Объяснять личное значение («для меня») понятий «малая Родина», «Родина», «общество», «государство», «Отечество» (Н) Находить на ленте времени века, годы, точку отсчета (эру) (Н); соотносить годы с конкретными веками (П) Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны, родного края из текста, иллюстрации, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н). Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять ее в виде устного или письменного текста, рисунка (П) Выполнять в группе задания по осмыслению значимого явления настоящего своей малой Родины, нашей страны (П) Обмениваться с одноклассниками сведениями о прошлом и настоящем своей семьи, родного края (П) | Практическая работа: Составлять вместе со старшими родственниками родословное древо своей семьи, собирая и представляя информацию об именах, фамилиях и родственных связях (Н), а также о судьбе (П) представителей разных поколений. |
Времена Древней Руси. IX-XIII века | 6 ч | Размещать на ленте времени по соответствующим эпохам даты исторических событий (Н); а также известные ученику имена исторических деятелей и памятники культуры (П) Находить и показывать на карте границы России, родной регион, Москву и Санкт-Петербург, города России, места известных исторических событий Отличать друг от друга эпохи истории нашей страны – по их месту расположению на ленте времени (Н); а также по представленной в тексте и иллюстрациях информации о событиях, памятниках культуры, исторических деятелях (П) Оценивать некоторые легко определяемые однозначные исторические события и поступки исторических деятелей как вызывающие чувство гордости , восхищения и презрения, стыда (Н) Оценивать некоторые исторические события и поступки исторических деятелей как неоднозначные, которые невозможно оценить только как «плохие» или только «хорошие», высказывать своё обоснованное отношение к этим событиям и поступкам (П) Описывать свои эмоции, свои чувства и личные впечатления от увиденного (П) Собирать и оформлять информацию о культурных и природных богатствах родного края в ходе экскурсий в краеведческий музей, к местам исторических событий и памятникам истории и культуры (Н) Принять посильное участие в их охране(П) Обмениваться с одноклассниками сведениями о культурных богатствах, традициях и порядков родной страны, полученными из разных источников информаций, из бесед со старшими родственниками. | |
Времена Московского государства. XIV-XVII века | 6 ч | ||
Времена Российской империи. XVIII-начало XX века | 5 ч | ||
Времена Советской России и СССР. 1917-1991 годы | 5 ч | ||
Современная Россия | 7 ч | Объяснять значение понятий, а также правила демократического устройства власти в РФ, связь прав и обязанности граждан(П) Узнавать государственные символы России среди государственных символов других стран (Н) Объяснять символический смысл флага, герба, гимна(П) Описывать по изображению элементы герба Москвы, Санкт-Петербурга, родного региона (Н); а также предлагать объяснения их символического смысла и проверять свои предположения по источниками информации (П) Участвовать в обсуждениях, моделирующих ситуации общения с людьми разного возраста, национальности, религиозных принадлежностей, взглядов на прошлое и настоящее страны, человечества, соблюдая при этом правила культуры и общения, уважения и взаимопонимания (Н) Высказывать и вежливо отстаивать в споре свою точку зрения, стремясь договориться со своим оппонентом Активно знакомиться с материалами о народах России, представленными другими школьниками (П) Создавать свой рассказ о России, государственных праздниках, памятниках культуры, используя данные учебника и СМИ. Участвовать в праздновании местных и государственных праздников (Н) Самостоятельно выбирать активную роль в подготовки и проведении местных и государственных праздников (П) Описывать свои эмоции (Н), чувства, и личные впечатления (П0 от участия в подготовки и проведении местных и государственных праздников Находить и извлекать необходимую информацию о настоящем нашей страны из текста , иллюстраций, карт учебника, из дополнительных источников знаний (Н) Преобразовывать извлеченную информацию в соответствии с заданием и представлять в виде устного или письменного текста, рисунка (П) Выполнять в группе задания по осмыслению или оценки значимого события, явления настоящего нашей страны (П) Обмениваться с одноклассниками сведениями о настоящем родного края, народов России, всей страны | Практическая работа: Демонстрировать свое уважение при прослушивании гимна России и гимнов других стран. Участвовать в коллективном исполнении гимна России. Подготовить иллюстрированный текст о культурном богатстве одного или нескольких народов России |
Всего | 70 |
Содержание программы (70 часов)
Вещество и энергия (4 ч) Тела естественные и искусственные. Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе. Вещество состоит из частиц. Молекулы – мельчайшие частицы вещества. Чистые вещества, смеси. Три состояния вещества: твёрдые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ. Почему пластилин мягкий, а стекло – твёрдое. Почему лёд легче воды.
Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая вода – явления, обусловленные действием энергии. Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла.
Оболочка планеты, охваченная жизнью (7 ч) Воздушная, водная и каменная оболочки Земли. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Жизнь распространена в области взаимного проникновения атмосферы, гидросферы и литосферы.
Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие круговорота веществ в природе. Жизнь – участник круговорота веществ.
Участники круговорота веществ. Растения – производители, их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные – потребители, их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии – разрушители, их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений.
Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Обмен веществ. Использование поглощённых веществ для жизни, рост, самообновление, размножение. Горение и дыхание.
Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами.
Экологическая система (11 ч) Большой круговорот в биосфере связывает между собой все экосистемы. Экосистема – единство живой и неживой природы, в котором сообщество живых организмов разных «профессий» способно совместными усилиями поддерживать круговорот веществ. Сообщество. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания. Почва – единство живого и неживого. Плодородие почв. Как образуется почва?
Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озёрные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера.
Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Постепенное самоосушение болота.
Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и её роль в сохранении и создании рельефа. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом.
Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Деревья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Лесные кустарники. Лесные травы. Значение лесных животных. Животные не только участвуют в круговороте веществ, но и регулируют его. Распространение семян растений (берёза, дуб, малина и др.). Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ.
Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить её раны?
Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей. Животные полей. Настоящее и будущее борьбы с сорняками и вредителями.
Аквариум – маленькая искусственная экосистема. Неживые (песок, камни, вода) и живые компоненты аквариума. Водоросли, рачки и рыбы, бактерии. Взаимосвязь всех живых и неживых компонентов в аквариуме. Возможные ошибки начинающего аквариумиста.
Экскурсия «Обитатели озера, луга, леса».
Живые участники круговорота веществ (13 ч) Растения и их роль на Земле. Стебель, лист, корень – основные органы цветкового растений. Цветок – орган размножения. Семя и его роль. Плод. Разнообразие растений: хвойные, цветковые, мхи, хвощи, плауны, папоротники, водоросли. Растения состоят из отдельных клеток. Хлорофилл и его роль.
Животные и их роль на Земле. Простейшие животные. Разделение труда между разными частями многоклеточного организма. Черви. Роль мышц при активном движении. Возникновение головы и хвоста, спины и брюха. Моллюски. Раковина моллюсков как дом и опора для мышц.
Появление твёрдых покровов – защита от хищников. Наружный скелет членистоногих – «латы» рыцаря. Насекомые и их многообразие. Развитие насекомых. Раки, пауки и их особенности.
Возникновение позвоночника – внутреннего скелета. Рыбы – позвоночные животные, приспособившиеся к жизни в воде. Многообразие рыб. Выход животных на сушу. Жизнь на границе воды и суши и строение земноводных: легкие – органы дыхания, голая кожа и развитие головастиков в воде. Пресмыкающиеся – сухопутные животные с непостоянной температурой тела. Звери и птицы – животные с постоянной температурой тела. Птицы и их приспособления к полету. Перо. Перелётные и оседлые птицы. Звери. Шерсть. Забота о потомстве у зверей и птиц. Мозг и органы чувств.
Осторожное обращение с дикими животными. Правила поведения с домашними животными.
Грибы – разрушители древесины. Грибница. Дрожжи и их роль в изготовлении хлеба. Съедобные и ядовитые, губчатые и пластинчатые грибы. Содружество гриба и дерева. Лишайники.
Бактерии – универсальные разрушители веществ. Бактерии – самые простые, древние и мельчайшие живые существа. Трудности наблюдения за бактериями. Следы жизнедеятельности бактерий видны всюду. Бактерии –главные участники всех круговоротов.
Использование людьми круговорота для своих нужд. Разрушение круговорота веществ и угроза благосостоянию людей. Природа не успевает восстанавливать запасы. Природа не успевает перерабатывать мусор. Примеры экологических нарушений в биосфере. Жизнь в согласии с природой – единственная стратегия для человечества.
Твои родные и твоя Родина в потоке времени (5 ч) Родословная человека. Поколения предков. Родословное древо. Фамилия, имя и отчество – связь времен.
Представление о «реке времени». Исторический счёт времени. Век (столетие) и эра - точка отсчёта времени. Принятая в современном летоисчислении христианская эра. Первичные представления о христианстве – одной из самых распространённых в мире религий.
Наша Родина (дом, город или село, родной край, страна). Общество, в котором мы живём. Образ государства. Государственная власть. Законы – обязательные для всех правила поведения, установленные государством. Моя Родина, моё Отечество – Россия!
История моей Родины. История – наука о прошлом человечества. Исторические источники. Образ многовековой истории России.
Времена Древней Руси. IX – XIII века (6 ч) Древние жители российских просторов. Жизнь славянских племён.
Создание Древнерусского государства. Киев – столица великих князей Древней Руси. Принятие христианства при князе Владимире Святославиче.
«Древняя Русь – страна городов». Города – центры культуры Древней Руси. Представление о культуре как обо всех достижениях человечества. Культурное богатство Древней Руси. Храм в жизни древнерусского города. Монастыри. Летописи и рукописные книги. Славянская азбука – кириллица.
Защита русской земли. Набеги степняков-кочевников. Богатырские заставы. Раздробленность русских земель. Борьба с европейскими рыцарями. «Ледовое побоище». Александр Невский.
Разорение и гибель Древней Руси. Монгольское нашествие. Государство Золотая Орда. Первичные представления об исламской религии. Русские земли под властью Золотой Орды.
Времена Московского государства. XIV – XVII века (6 ч) Время создания Московского государства – время борьбы жестокости и милосердия. Куликовская битва. Дмитрий Донской. Сергий Радонежский. «Троица» Андрея Рублёва. Освобождение от ордынского ига. Объединение русских княжеств в Российское государство.
Великий государь Иван III. Государственный герб России – двуглавый орёл. Московское государство – наследник Древней Руси. Земля и люди Московского государства. Занятия и быт сельских жителей – крестьян. Бояре и дворяне. Города Московского государства. Столица государства - Москва.
Московский Кремль – памятник времён Московского государства, «сердце Москвы и всей России». Соборы Московского Кремля. Образ царя Ивана Грозного. Собор Василия Блаженного. Смутное время – угроза распада Московского государства. Народное ополчение Кузьмы Минина и Дмитрия Пожарского. Освобождение Москвы и спасение Отечества.
Времена Российской империи. XVIII – начало XX века (5 ч) Преобразование России Петром Великим – первым российским императором. Победа в трудной войне со Швецией. Выход России к морю. Новая столица - Санкт-Петербург. Приобщение России к европейской культуре. Новые символы империи: государственный флаг (бело-сине-красный), военно-морской Андреевский флаг.
Власть и народ Российской империи. Образ Екатерины II. Великий русский полководец А.В. Суворов. Власть императора и чиновников. Представление о крепостном праве.
Отечественная война 1812 года – угроза существованию России. Бородинская битва. Единство народа перед лицом врага. М.И. Кутузов.
Достижения российской культуры во времена империи. Михайло Ломоносов – «наш первый университет». Александр Сергеевич Пушкин – создатель русского литературного языка. Лучшие произведения русской архитектуры и живописи.
Правление Александра II – время перемен в Российской империи. Отмена крепостного права. Стремительное развитие обновлённой империи.
Времена Советской России и СССР. 1917 – 1991 годы (5 ч) Жизнь рабочих и крестьян в начале XX века. Народ и власть. Николай II. Революция 1917 г. В.И. Ленин и большевики. Гражданская война в России. Распад империи и образование Советского Союза.
Цель советского государства – строительство справедливого общества. Символы СССР: красный флаг, герб. Власть Советов и Коммунистической партии. Попытка строительства справедливого общества. Правление И.В. Сталина.
Вторая мировая и Великая Отечественная война. Победа над фашизмом. Герои Великой Отечественной войны.
Развитие Советского Союза после Второй мировой войны. Достижения науки и техники в СССР, освоение космоса. Перемены в жизни людей. Необходимость перемен в стране.
Современная Россия (8 ч) Преобразование СССР в СНГ. Самое большое государство СНГ – Россия. Современная Россия – наследница Древней Руси, Московского государства, Российской империи и Советского Союза. Восстановление государственных символов. Понятие о гражданстве. Конституция – основной закон государства. Права и обязанности граждан.
Что такое демократия? Представления об избирательной системе.
Государственная власть в России. Представление о власти законодательной и исполнительной. Президент – глава государства, который избирается народом. Правительство. Государственная дума – собрание избранных народом представителей, которое создает законы.
Россия – общий дом многих народов. Языки и обычаи народов России. Единство и равноправие всех народов России.
Российская Федерация – государство, созданное союзом территорий. Совет Федерации. Россияне – все граждане Российской Федерации.
Достояние российской культуры – библиотеки, музеи, театры. Наша важнейшая задача – сохранение и приумножение культурных богатств России. Государственные праздники современной России (происхождение и традиции празднования).
Требования к уровню подготовки учащихся
Линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык» | |
Объяснять мир | Определять свое отношение к миру |
Естествознание | |
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии; - приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой; - объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека; - приводить примеры живых организмов разных «профессий»; - перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных, грибов. | - доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам. |
Обществознание | |
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы; - отличать предметы и порядки, созданные людьми от того, что создано природой; - объяснять, что такое общество, государство, история, демократия; - по году определять век, место события в прошлом; - отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России; - узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу. | - учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны. |
Планируемые результаты освоения предмета
В соответствии с программой «Окружающий мир», выделяются требования к результатам, не подлежащим формализованному итоговому контролю и аттестации, и требованиям к результатам, подлежащим проверке и аттестации.
Программа обеспечивает достижение третьеклассниками личностных, метапредметных и предметных результатов.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов) и технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, нацеленные на 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах, технология продуктивного чтения и технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
Часть 1. Обитатели Земли
1-я линия развития – уметь объяснять мир.
- приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов, действий энергии;
- приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
- объяснять значение круговорота веществ в природе и жизни человека;
- приводить примеры живых организмов разных «профессий»;
- перечислять особенности хвойных и цветковых растений; животных (насекомых, пауков, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, зверей), грибов.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Часть 2. Моё Отечество
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
- отличать предметы и порядки, созданные людьми (культуру), от того, что создано природой;
- объяснять, что такое общество, государство, история, демократия;
- по году определять век, место события в прошлом;
- отличать друг от друга времена Древней Руси, Московского государства, Российской империи, Советской России и СССР, современной России.
- узнавать современные герб, флаг, гимн России, показывать на карте границы и столицу.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.
Виды контроля: Проверочная работа, контрольная работа.
Используемый учебно-методический комплекс для ученика:
- Окружающий мир. Обитатели Земли 3 класс: учебник / Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С., Данилов Д. Д. – М.: Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс / Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. – М.: Баласс, 2012.
- Окружающий мир. Моё Отечество (вводный курс истории и обществознания): учебник для 3 класса / Вахрушев А. А., Сизова Е. В., Данилов Д. Д., Тырин С. В. – М. : Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество.» 3 класс / Сизова Е. В., Данилов Д. Д., Кузнецов С. С. – М.: Баласс, 2012.
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2-х частях. / Вахрушев А. А., Бурский О. В., Родыгина О. А. – М.: Баласс, 2012.
Используемый учебно-методический комплекс для учителя::
- Окружающий мир. Обитатели Земли 3 класс: учебник / Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С., Данилов Д. Д. – М.: Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Обитатели Земли». 3 класс / Вахрушев А. А., Бурский О. В., Раутиан А. С. – М.: Баласс, 2012.
- Окружающий мир. Моё Отечество (вводный курс истории и обществознания): учебник для 3 класса / Вахрушев А. А., Сизова Е. В., Данилов Д. Д., Тырин С. В. – М. : Баласс, 2012.
- Рабочая тетрадь к учебнику «Окружающий мир. Моё Отечество.» 3 класс / Сизова Е. В., Данилов Д. Д., Кузнецов С. С. – М.: Баласс, 2012.
- Проверочные и контрольные работы к учебнику «Окружающий мир». 3 класс. В 2-х частях. / Вахрушев А. А., Бурский О. В., Родыгина О. А. – М.: Баласс, 2012.
- Окружающий мир: Обитатели Земли. Методические рекомендации для учителя. 3 класс / Вахрушев А. А., Родыгина О. А. – М.: Баласс, 2012.
- Окружающий мир: Моё Отечество. Методические рекомендации для учителя. 3 класс / Сизова Е. В., Данилов Д.Д., Турчина М. Е. – М.: Баласс, 2012.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...