Рабочая программа по окружающему миру
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Рабочая программа по курсу "Окружающий мир" в 1 классе по учебнику Н.Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzh_mir_rab_pr_novaya.doc | 249 КБ |
Предварительный просмотр:
Обсуждено на заседании Методического Утверждаю
Совета директор гимназии
протокол № от Г.А.Четверухина
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Чуприной Елены Сергеевны, учителя начальных классов, первой квалификационной категории
по окружающему миру, для 1 «Б» класса
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе авторской программы «Окружающий мир. Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казаков.» («Программы начального общего образования. Система Л. В. Занкова. Самара: Издательский дом «Федоров», 2011).
В Федеральных государственных образовательных стандартах начального общего образования предмет «Окружающий мир», с одной стороны, рассматривается как фундамент для изучения значительной части предметов основной школы: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории; с другой стороны – как первый, единственный и последний предмет, рисующий широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. Именно такое понимание роли учебного предмета «Окружающий мир» изначально заложено в программу и учебники, разработанные в системе развивающего обучения Л.В.Занкова.
Общие цели и задачи
Стержнем курса является логика исторического развития Земли, природы, человека и человеческого общества, знаний человека об окружающем мире в их единстве и взаимопроникновении. По мере продвижения от класса к классу обучающиеся обогащаются новыми знаниями, новыми способами деятельности и методами познания, добытыми человеком на каждом этапе его исторического развития. Реализовать такое содержание может интегрированный курс, основу содержания которого составляют «Естествознание» (Человек и природа) и «Обществознание» (Человек и общество). Привязывание явлений и событий к базовым философским понятиям: ко времени (исторический блок) и пространству (географический блок) служит упорядочиванию того широкого и разнообразного содержания, которое характеризует интегрированный курс. Так создаются условия для социализации ребенка, приобщение его к ценностям гражданского общества, становление активной и ответственной гражданской позиции, для воспитания экологической культуры, заботливого отношения к природе.
Цель курса – ознакомление с окружающим миром, каким он является сегодня.
Учебный курс «Окружающий мир» призван решать в системе общего развития учащихся следующие задачи:
- формировать широкую целостную картину мира с опорой на современные научные достижения;
- на основе предметных знаний и умений подвести учеников к осознанию причинно-следственных связей между природой, обществом и человеком, к осознанию разнообразия и многомерности окружающего мира, его противоречивости;
- в ходе решения первых двух задач развивать логичность и самостоятельность мышления, развивать историческое мышление, формировать экологическую культуру, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
- формировать общеучебные умения: воспринимать проблему, выдвигать гипотезу, классифицировать, сравнивать, обобщать, делать выводы; ориентироваться в пространстве и времени; работать с картами, таблицами, схемами; добывать информацию в соответствующей литературе, пользоваться справочниками, развивать устную и письменную речь;
- освоить доступные способы изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт и др. с получением информации из разных источников);
- воздействовать на развитие эмоционально-волевых, нравственных качеств личности; воспитывать чувство патриотизма и любви к Родине, гордости за свой край, уважения к своей семье, истории, культуре, способствовать эстетическому воспитанию.
Общая характеристика учебного предмета.
Решению поставленных задач способствует особое структурирование содержания, что нашло выражение в данной программе.
От 1 к 4 классу прослеживаются следующие взаимозависимости. Начальные представления о Космосе служат базой для понимания процессов, происходящих в природе Земли. В свою очередь неживая и живая природа - это та среда, в которой развивается история человечества, а человек своей деятельностью изменяет природу Земли. Таким образом, предметом исследования школьников является единство неживой и живой природы, роль развития человека, общества, его открытий на разных этапах истории, постепенное высвобождение человека из-под власти природы и, наконец, вмешательство человека в природу.
В 1 классе эти взаимозависимости даны в самом общем виде, перед ребенком в равной мере разворачивается широкая картина природы и человеческого общества с древнейших времен до наших дней. Она дается в самом общем виде в форме рисунков. Курс носит пропедевтический характер, но в нем уже заложен исторический подход к рассматриваемым явлениям.
Программа предоставляет широкие возможности в каждой теме привлекать краеведческий, близкий ребенку материал, который конкретизирует общие для мира или России закономерности, на что нацеливают специально сформулированные в учебнике задания.
Содержание выстроено таким образом, чтобы провоцировать учебно-исследовательскую деятельность школьников, включая в непосредственные наблюдения, опыты, эксперименты, в непосредственное общение друг с другом и другими людьми.
В курсе особое внимание обращается на проведение практических работ, экскурсий, проектов, но кроме того, создаются условия и для формирования умения работать с текстами и информацией.
Программа построена по принципу «дифференциации, то есть расчленения целого на многообразные формы и ступени,
возникновение различий в процессе движения содержания». В соответствии с этим принципом отбор содержания предмета осуществляется на основе сочетания мироведения и краеведения. Мироведческий подход позволяет раскрыть широкое разнообразие современного мира, его единство и целостность, тогда как краеведение на основании сравнения далекого и близкого конкретизирует это далекое, воображаемое, приближая его к опыту детей. Таким образом, с 1 класса постоянно увеличивается количество и уровень рассматриваемых ребенком связей, постепенно они образуют, по выражению Л.В. Занкова, все более и более густую сетку.
Взаимозависимость теоретического и эмпирического при изучении окружающего мира реализуется в ходе раскрытия в содержании следующих линий: 1) история открытия и познания природы Земли; 2) развитие человека и человеческого общества; 3) сведения о людях, вошедших в историческую память народа.
Широкая содержательная область, которая представлена в учебниках «Окружающий мир», дает возможность каждому ребенку найти сферу своих интересов, создавая условия для формирования универсальных учебных действий. Так, погружение в широкую природную и общественную среду активизирует эмоционально-чувственную сферу детей, пробуждает у них интерес к своей Земле и родному краю, к людям Земли и их прошлому, к своей семье, чувство сопричастности тому, что происходит в нашем общем доме.
По программе 60 ч. Тематическое планирование составлено на 66 ч. Добавлено 6 ч. Из них – 3ч. – экскурсии, 1ч. – обобщающий урок – викторина, 2ч. – резерв.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
Согласно базисному (образовательному) плану образовательных учреждений РФ на изучение предмета «Окружающий мир» в начальной школе выделяется 270 ч, из них в 1 классе 66 ч (2 ч в неделю, 33 учебные недели), во 2, 3 и 4 классах по 68 ч (2 ч в неделю, 34 учебные недели в каждом классе)
Результаты освоения учебного предмета.
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Средством достижения этих результатов служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 2-ю линию развития – умение определять своё отношение к миру.
Метопредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией учебника.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога на этапе изучения нового материала.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Средством формирования этих действий служит технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Средством формирования этих действий служит учебный материал и задания учебника, обеспечивающие 1-ю линию развития – умение объяснять мир.
Коммуникативные УУД:
- Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне предложения или небольшого текста).
- Слушать и понимать речь других.
- Выразительно читать и пересказывать текст.
Средством формирования этих действий служит технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
Средством формирования этих действий служит работа в малых группах (в методических рекомендациях дан такой вариант проведения уроков).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1-м классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения)
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета.
- Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира – частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
- Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье
- Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
- Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям
- Ценность человечества – осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур
- Ценность патриотизма – одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине
- Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Содержание учебного предмета.
Окружающий мир: природа, общество, труд - 7 часов
Природа -16 часов
Из истории Земля - 9 часов
Становление человека - 15 часов
Современное человечество - 19 часов
Окружающий мир: природа, общество, труд (7 часов)
Природные объекты и предметы, созданные человеком. Родной город (родное село), страна - Россия, столица - Москва. Школа. Правила поведения и культура общения с одноклассниками и учителями, работниками школы. Занятия родителей. Маршрут от дома к школе, правила поведения на дороге. Природа осенью. Природа - источник познания.
Экскурсии. Ознакомление с живой и неживой природой, с растениями и животными. Наблюдения за осенними изменениями в природе. Ознакомление с профессиями работников школы.
Природа (16 часов)
Человек и природа
Космос. Звезды, планеты. Солнце - звезда. Земля - планета. Луна - спутник Земли. Свет, тепло, вода, воздух - условия, необходимые для жизни на Земле. Разнообразие природы Земли, ее изменчивость (на примере России). Неживая, живая природа. Признаки объектов (цвет, форма, размеры и др.). Признаки живой природы (дыхание, питание, движение, рост, размножение). Растения, части (органы) растения. Деревья, кустарники, травы. Животные. Разнообразие растений и животных. Красота природы. Бережное отношение к природе. Народные праздники.
Практические работы и экскурсии. Знакомство с природой родного края, наблюдение изменений, происходящих в природе, наблюдения за комнатными растениями и их движением к свету.
Из истории Земля (9 часов)
Человек и природа
Ознакомление с глобусом - моделью Земли. Экватор, Западное и Восточное, Северное и Южное полушария, полюсы. Материки и океаны. Появление жизни на Земле.
Становление человека (15 часов)
Человек и общество
Общее представление об истории людей. Древнейшие люди - собиратели растений. Человек - охотник. Кочевники и земледельцы. Окультуривание растений и одомашнивание животных.
Экскурсии в краеведческий, палеонтологический, исторический музеи (при наличии возможностей); по историческим местам родного края.
Современное человечество (19 часов)
Человек и общество
Общее представление о многообразии стран, народов на Земле. Различия людей по возрасту, по характеру труда, по национальностям. Семья. Семья - самое близкое окружение человека. Взаимоотношения в семье, взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Родственные связи в семье. Родословная. Происхождение имен и фамилий. Совместный труд и отдых. Особенности жизни людей в разных природных условиях, в разных государствах. Россия, Российская Федерация - страна, где мы живем, наша Родина. Россия - самая большая по размерам страна в мире, богатая природными ресурсами. Местоположение на глобусе и карте. Ознакомление с государственной символикой России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Россия - многонациональная страна. Москва - столица России. Расположение Москвы на карте. Коренное население твоего края. Народы, проживающие в данной местности. Уважительное отношение к своему и другим народам, их культуре, истории, религии. Взаимопомощь людей разного возраста. Правила поведения в обществе, школе, театре, транспорте, на улице. Уважение к чужому мнению. Бережное отношение к вещам и окружающей природе. Правила безопасного поведения в повседневной жизни; правила противопожарной безопасности; правила дорожного движения. Представление о положительных и отрицательных последствиях деятельности человека для окружающего мира. Знакомство с Красной книгой. Правила здорового образа жизни: гигиена тела, режим труда и отдыха. Культура отдыха: игры, искусство, спорт, путешествия. Как осуществляются связи между людьми на планете: почта, транспорт, телефон, радио, телевизор, Интернет.
Экскурсии по школе и ближайшим улицам в целях ознакомления с правилами поведения на улице, а также с профессиями работников на предприятиях сферы быта, производства или в сельском хозяйстве.
.
Виды учебной деятельности
Формы организации учебного процесса
Основной формой организации учебного процесса при изучении курса "Окружающий мир" является урок. Предпочтение отдаётся урокам- экскурсиям, урокам–играм, урокам - практическим занятиям, урокам с демонстрацией объектов или их изображений. Уроки экскурсии посвящены наблюдениям за природной и социальной средой. Основная цель экскурсии - формирование у младших школьников представлений о предметах и явлениях окружающего мира в реальной обстановке. Эти представления используются на последующих уроках как основа для формирования конкретных знаний и практических умений.
Урок в 1-м классе отличается сравнительно частой сменой видов деятельности учащихся, что требует применения разнообразных методов и форм обучения и их сочетаний. Достижению планируемых результатов освоения учебного курса «Окружающий мир» способствует использование следующих методов обучения:
- словесных (рассказ, беседа);
- наглядных;
-практических (упражнения, практические работы).
Учебные занятия предусматривают разные виды деятельности детей: игра, беседа, обсуждение, наблюдение, опыты и т.д.) .
На уроках можно использовать:
- решение кроссвордов, ребусов, занимательных задач;
- решение экологических задач;
- различные конкурсы (например, конкурс «Животный мир леса», «Птицы – наши друзья», «Грибы» и др.);
- рисование эмблем, различных знаков, природоохранных плакатов;
- создание макетов, моделей,
- викторины для всезнаек;
- конкурс знатоков, грибников и т.д.;
- загадки;
- игра « Да – нет » (Да и Нет говорите);
- дидактические игры (Где растет?; Деревья, кустарники, травы; Летает – не летает; Назови детенышей; Съедобное – несъедобное; Кто где живет и чем питается?; Посадим огород; Фрукты – овощи; Найди дерево по листьям; и т.д.)
- выставки;
- решение логических задач (О каком дереве можно сказать так: пушинки свои первые распустила, запахом медовым пчел приманила?)
- ролевые игры.
Достижению целей программы обучения будет способствовать использование элементов современных образовательных технологий: технологии проблемного обучения, технологии интегрированного обучения, технологии разноуровневого обучения, групповых технологий, игровых технологий, информационных технологий.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру
Личностные универсальные учебные действия
У обучающегося будут сформированы:
– положительное отношение к школе и учебной деятельности;
– представление о причинах успеха в учебе;
– интерес к учебному материалу;
– этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа простых ситуаций;
– знание основных моральных норм поведения.
Обучающийся получит возможность для формирования:
– внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе;
– первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности;
– представления о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданина России;
– представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровьесберегающем поведении.
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения;
– понимать выделенные учителем ориентиры, действия в учебном материале;
– проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу осваиваемой деятельности;
– оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы;
– первоначальному умению выполнять учебные действия в устной, письменной речи, в уме.
Обучающийся получит возможность научиться:
– адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами;
– в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи;
– осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;
– понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;
– понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
– анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков;
– осуществлять синтез как составление целого рисунка из его частей;
– проводить сравнение, классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям);
– устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;
– обобщать (выделять класс объектов по заданному признаку).
Обучающийся получит возможность научиться:
– ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи;
– умению смыслового восприятия познавательного текста;
– подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения (например: природа, живая – неживая, животные – растения и т.д.);
– проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
– принимать участие в работе парами и группами;
– допускать существование различных точек зрения;
– договариваться, приходить к общему решению;
– использовать в общении правила вежливости.
Обучающийся получит возможность научиться:
– принимать другое мнение и позицию;
– формулировать собственное мнение и позицию;
– строить понятные для партнера высказывания;
– задавать вопросы;
– адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Предметные результаты
Человек и природа
Обучающийся научится:
– различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
– различать объекты природы и предметы, сделанные человеком;
– сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков;
– различать и называть основные части растений;
– узнавать растения деревья, кустарники, травы, приводить примеры;
– использовать иллюстративный определитель растений и животных.
Обучающийся получит возможность научиться:
– соблюдать правила экологического поведения в школе, в быту (экономия воды и электроэнергии, раздельный сбор мусора) и природной среде;
– описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки.
Человек и общество
Обучающийся научится:
– узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона;
– различать прошлое, настоящее и будущее;
– определять родственные связи в семье;
– соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы;
– использовать правила поведения в общественных местах и на улице.
Обучающийся получит возможность научиться:
– оценивать характер взаимоотношений людей в семье, в обществе сверстников с позиции этических чувств и доброжелательности;
– находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России– Москву, свой регион и его главный город.
Тематическое планирование
№ п/п | № урока | Тема урока | Возможные виды деятельности | Предметные результаты | Примечание |
Окружающий мир: природа,общество,труд (7ч) | |||||
1 | Что такое окружающий мир | Исследование ( на основе наблюдений) и обобщение перечня объектов: окружающий нас мир - это природа, человек, его труд и результаты труда. Слушание и ответ на заданный вопрос, ориентирование в учебнике | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдать правила экологического поведения в школе и природной среде | Экскурсия | |
2 | Школа. Безопасный маршрут от школы до дома | Ознакомление с правилами поведения на улице, сравнение объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; соблюдение правил экологического поведения в школе и природной среде. Пополнение словаря обобщенными понятиями и описательными их определениями. | Называть окружающие предметы и их признаки вступать в диалог, строить понятные для партнера высказывания, знает о видах транспорта, дорожных знаках и их назначении | Экскурсия | |
3 | Где мы живём | Исследование ( на основе наблюдений) и обобщение переченя объектов: окружающий нас мир-это природа, человек, его труд и результаты труда. Слушание и ответ на заданный вопрос, ориентирование в учебнике | Фиксировать информацию об окружающем мире с помощью наблюдения, сравнивать и различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы и предметы, сделанные человеком | ||
4 | Труд людей | Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков, формулирование с помощью учителя учебной задачи, принятие и сохранение её, классификация объектов, выделение существенных признаков. | Знать о предметах, облегчающих труд людей на производстве и создающих комфорт в быту, свойствах и качествах предмета. | ||
5 | Природа и её изменчивость | Анализ объекты живой и неживой природы, приводить примеры; Описание наблюдаемых объекты природы, выделять их существенные признаки. Сравнение рисунков, обсуждение результатов своих наблюдений. Установление различий в погоде, во времени суток, временах года по внешним признакам. | Различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы и предметы, сделанные человеком, сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков. | ||
6 | Природа – первый «учебник» человека | Выделение признаков объектов, обсуждение пословиц. Рассказ о явлениях природы с опорой на жизненный опыт. | Различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы и предметы, сделанные человеком, сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков | ||
7 | Природа осенью. | Участие в беседе. Соблюдение правил поведения в природе. Нахождение необходимого объекта среди предложенных и описывание его. | Различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы и предметы, сделанные человеком, сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков. Определять осенние изменения в жизни растений и животных, осуществлять сбор природного материала | Экскурсия | |
Природа - 16 часов | |||||
1 | Вселенная, или космос | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнение и различие дня и ночи, времен года. Объяснение движения Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | Определять Вселенную как необъятное пространство со звёздами, планетами, космос и космические тела, объяснять значение Солнца для жизни на Земле. | ||
2 | Земля как планета. Луна – спутник Земли | Характеризовать особенности звезд и планет на примере Солнца и Земли. Сравнивать и различать день и ночь, времена года. Объяснять движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой дня и ночи, времен года. | Определять Вселенную как необъятное пространство со звёздами, планетами, космос и космические тела, объяснять значение Солнца для жизни на Земле. | ||
3 | Значение воды на Земле | Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воды. Характеризовать свойства воды. | Определять свойства и агрегатное состояние воды, её значение для живых организмов и хозяйственной деятельности человека, называть правила поведения около водоёмов, показывать на карте и глобусе водоёмы. | ||
4 | Значение воздуха на Земле | Наблюдение простейших опытов по изучению свойств воздуха. Характеризовать свойства воздуха. | Определять воздух как газообразное вещество, которое находится на Земле повсюду, основные свойства воздуха, его значение для растений, животных, человека. | ||
5 | Разнообразие природы | Сравнение деревьев, кустарников и трав. Характеризовать условия, необходимые для жизни растений. Рассказывать о роли растений и животных в природе и жизни людей. Приводить примеры хвойных и цветковых растений. | Объяснять разнообразие природы России, получит возможность научиться работать с картой полушарий, физической картой России; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки. | ||
6 | Неживая и живая природа | Классификация объектов (природа живая, неживая, сделано человеком). | Различать объекты живой и неживой природы, различать объекты природы и предметы, сделанные человеком, сравнивает объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков. | ||
7 | Царства живой природы | Поиск нужной информации в учебнике. Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков. | Определять объекты живой природы, классифицировать их по царствам живой природы; дифференцировать понятия «растения» и «животные». | ||
8 | Растения | Знакомство с понятиями «растения», «дерево», «кустарник», выделение общей части травянистых растений. | Выделять общие части травянистых растений, рассматривать растения, описывать внешний вид. Сравнивать и различать объекты живой, неживой природы и объекты, созданные человеком. Подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. | ||
9 | Зависимость растений от природных условий | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков. Осуществление синтеза в форме составления целого рисунка из его частей: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям. | Определять критерии классификации растений, группировать растения, работать с рисунками в учебнике, отвечать на вопросы; составлять вопросы для обсуждения. | ||
10 | Растения и человек | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях. Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков. Осуществление синтеза в форме составления целого рисунка и его частей: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям. Установление причинно- следственных связей в изучаемом круге явлений. | Различать растения: деревья, кустарники, травы. Группировать растения. Определять критерии классификации растений, группировать растения, работать с рисунками в учебнике, отвечать на вопросы; составлять вопросы для обсуждения | ||
11 | Животные | Сопоставление групп животных, особенностях их строения. Осуществление синтеза в форме составления целого рисунка и его частей: проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям. | Различать животных разных групп. Классифицировать животных на группы. Узнавать животных, приводить примеры; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | ||
12 | Разнообразие растений и животных | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Сравнение, сериация и классификация изученных объектов, установление причинно-следственных связей. | Объяснять разнообразие природы, описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки. Различать группы животных и растений. Слушать и извлекать главную мысль, разгадывать загаданное животное и показывать на карте его примерное место обитания. | ||
13 | Природа и человек | Моделирование ситуации по сохранению природы и её защите. Обсуждение значения Красной книги. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | ||
14 | Земная поверхность | Классификация объектов живой и неживой природы, характеристика их, участие в игре «Что из чего?» Соблюдение правил экологического поведения в природной зоне. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме, объяснять понятия «почва», «полезные ископаемые | ||
15 | Труд человека | Участие в диалоге, разгадывание загадок, анализ их; составление вопросов, составление рассказа о профессии родителей. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | Объяснять значимость труда человека, называть известные профессии. Соблюдать правила экологического поведения в природной зоне. | ||
16 | Проверочная работа по теме «Природа» | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Сопоставление групп животных, особенностях их строения. Классификация объектов живой и неживой природы. Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков | Различать растения: деревья, кустарники, травы. Группировать растения. Определять критерии классификации растений, группировать растения, работать с рисунками в учебнике, отвечать на вопросы; составлять вопросы для обсуждения. | Пр.р | |
Из истории Земли – 9ч | |||||
1 | Модели и изображения Земли | Работа с готовыми моделями (глобус, физическая карта): показывать на глобусе и карте материки и океаны. | Определять форму планеты «Земля», находить на глобусе и карте полюса, экватор, материки, океаны. Описывать наблюдаемые объекты, выделять существенные признаки. | ||
2 | Географическая карта | Работа с готовыми моделями (глобус, физическая карта): показывать на глобусе и карте материки и океаны. Чтение географической карты. | Различать карты( полушарий, физическую карту России, карту родного края), находить на карте полюса, экватор, материки, океаны, населённый пункт, где ты живёшь. Отвечать на вопросы по тексту, формулировать своё мнение. | ||
3 | Азбука географии | Чтение географической карты, объясняя обозначения и цветовую окраску. | Отвечать на вопросы по тексту, формулировать своё мнение. Раскрашивать горы и озёра, объяснять использование цвета для обозначения воды и суши. | ||
4 | Тепловые пояса Земли | Объяснение причин неравномерного нагрева Земли. Работа с моделями Земли(глобусом), составление рассказа о тепловом поясе. | Находить на карте тепловые пояса, полушария, определять к какому тепловому поясу относится. Понимать знаки, символы, модели, схемы. | ||
5 | Облик Земли постоянно меняется | Выявление зависимости между жизнью, разнообразием живых организмов и количеством тепла на разных территориях России. | Приводить примеры происходящих изменений в природе, различать прошлое, настоящее, будущее. | ||
6 | Так или не так | Выявление глобальных изменений на Земле много лет назад . Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков. Осуществление синтеза в форме составления целого рисунка из его частей. | Отвечать на вопросы, выполнять задания, осуществлять самоконтроль, слушать ответы одноклассников, вносить добавления, коррективы, высказывать свои суждения. | ||
7 | Место и время | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Описание предмета и его местонахождение, определение время по часам. | Определять время по часам, рассуждать о расположении объектов, показывать на модели часов время. | ||
8 | Как открывали новые земли | Анализ текста учебника. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков | Прослеживать путь путешественников по карте, описывать наблюдаемые объекты, выделять существенные признаки. | ||
9 | Проверочная работа по теме «Из истории Земли»» | Отвечать на вопросы, выполнять задания, осуществлять самоконтроль, слушать ответы одноклассников, вносить добавления, коррективы, высказывать свои суждения | Пр.р. | ||
Становление человека – 15 ч | |||||
1 | Появление и развитие жизни на Земле | Определение этапов развития жизни на Земле. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | Различать прошлое и настоящее, определять этапы развития жизни на Земле, называть древних животных. | ||
2 | Древние растения и животные | Выяснение причин гибели одних животных и выживания других. Сравнение объектов, рассматривание рисунков. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | Описывать наблюдаемые объекты, проводить сравнение объектов по заданным основаниям. Анализировать объекты под понятия разного уровня обобщения. | ||
3 | Современные растения и животные | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Сравнение объектов, рассматривание рисунков. | Называть современных животных, сравнивать древних и современных животных, рассказывать об одном из животных, формулировать задачи урока. Описывать наблюдаемых животных, выделять их существенные признаки. | ||
4 | Древняя и современная природа Земли | Формулирование цели урока, работа по учебнику. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Сравнение объектов, рассматривание рисунков. | Сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков. Рисовать основные этапы развития жизни на Земле. Определять целое и части, соотносить понятие с объектом. | ||
5 | Растительноядные и хищные животные | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Сравнение объектов по заданным основаниям. Анализ изучаемых объектов окружаемого мира с выделением их отличительных признаков. | Сравнивать растительноядных и хищных животных по способу питания, внешним признакам. Строить понятные высказывания о растительноядных и хищных животных, выступать с сообщением. | ||
6 | Природа зимой. Экскурсия | Анализ, наблюдение, сравнение объектов. | сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; описывать наблюдаемые объекты природы, выделять их существенные признаки | Экскурсия | |
7 | Предки человека | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | различать прошлое, настоящее ; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, ориентироваться на разнообразие способов решения задач; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения. Выступать с сообщением о первых людях. | ||
8 | Человек становится охотником | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | Называть способы охоты, виды деятельности первобытных людей, определять какие изменения происходили и происходят в природе с человеком. | ||
9 | Человек прямоходящий | Определение основных этапов развития человека. Работа с учебником. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков | различать прошлое, настоящее, узнавать животных, приводить примеры; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; | ||
10 | Родовой строй | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Формулирование темы урока, разгадывание кроссворда, построение устных высказываний. | Характеризовать понятие «родовой строй», «община»,жизнь родовым строем. Анализировать изучаемые объекты окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Рассматривать иллюстрации, строить устные высказывания. | ||
11 | Одомашнивание животных | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Формулирование темы урока, рассматривание иллюстрации, построение устных высказываний. Сравнение, сериация и классификация изученных объектов, установление причинно-следственных связей. | Различать диких и домашних животных, описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки. Сравнивать классифицировать объекты, проводить сериацию, устанавливать причинно-следственные связи. | ||
12 | Домашние животные и их дикие предки | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Формулирование темы урока, рассматривание иллюстрации, построение устных высказываний. Сравнение, сериация и классификация изученных объектов, установление причинно-следственных связей. | Различать диких и домашних животных, описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки. Сравнивать классифицировать объекты, проводить сериацию, устанавливать причинно-следственные связи. Объяснять, как происходило одомашнивание животных. | ||
13 | Начало оседлой жизни | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Формулирование темы урока, рассматривание иллюстрации, построение устных высказываний. Сравнение, сериация и классификация изученных объектов, установление причинно-следственных связей. | Объяснять, как древние люди стали земледельцами, различать и называть части растений, описывать наблюдаемые объекты. Выступать с сообщением о домашнем животном. | ||
14 | Земля рассказывает о себе | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Формулирование темы урока, рассматривание иллюстрации, построение устных высказываний. Сравнение, сериация и классификация изученных объектов, установление причинно-следственных связей. | Описывать развитие Земли и жизни на ней, определять профессии археолога, палеонтолога, историка, описывать наблюдаемые объекты, явления, выделять их существенные признаки. Рассказывать о земледельцах, их труде. | ||
15 | Проверочная работа по теме «Становление человека» | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Построение ответов в устной форме. Установление причинно-следственных связей в изучаемом круге явлений. | Описывать развитие Земли и жизни на ней, выделять главную особенность Земли среди других планет. Описывать наблюдаемый объект, явление, выделять существенные признаки. | Пр.р. | |
Мы – часть окружающего мира - 19ч | |||||
1 | Кто такие «мы» | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Построение ответов в устной форме. Понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; 2проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Определять родственные связи в семье, соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками, использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | ||
2 | Мы разные по возрасту и внешнему виду | Ориентирование на разнообразие способов решения задач, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | ||
3 | Мы живём в разных природных условиях | Проведение сравнения; устанавливать аналогии; строить логическое рассуждение, включающее установление причинно- следственных связей. Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе, использовать правила поведения в общественных местах и на улице, оценивать характер взаимоотношения в обществе с позиции этических чувств и доброжелательности. | ||
4 | Люди живут в разных странах | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков. Построение ответов в устной форме. Понимание заданного вопроса, в соответствии с ним строить ответ в устной форме. | Работать с картой, строить высказывание, дополнять информацией выступления одноклассников. Задавать вопросы, отвечать на вопросы. Соблюдать правила поведения на уроке. | ||
5 | Мы живём в разном времени суток | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Определять родственные связи людей; оценивать характер взаимоотношений людей в обществе. Определять время по часам, работать с картой, глобусом. Объяснять, почему в разных городах разное время. | ||
6 | Мы заняты разным делом | Анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков; смысловое восприятие познавательного текста; | Называть разные профессии, результаты труда и качества людей, занятых разным трудом. | ||
7 | Мы должны охранять окружающую среду | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Демонстрировать экологическую культуру поведения, различать объекты живой и неживой природы. Классифицировать группы растений. | ||
8 | Россия – любимая наша страна | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона, находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России - Москву, свой регион и его главный город. | ||
9 | Транспорт и связь | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Различать виды транспорта, источники информации и виды связи; использовать правила уличного движения. | ||
10 | Что вы знаете о своей стране | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Описывать разнообразие природы России, свой родной уголок; узнавать растения, показывать географические объекты, называть великие имена России. | ||
11 | Как жили наши предки | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Описывать быт древних славян, их одежду, жильё, трудовую деятельность, различать прошлое, настоящее и будущее. | ||
12 | Жизнь современного человека | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. | Описывать жизнь современного человека, сравнивания её с жизнью предков, различать прошлое, настоящее и будущее. | ||
13 | Законы современной жизни | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | ||
14 | Проверочная работа по теме «Мы – часть окружающего мира» | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Различать объекты живой и неживой природы, называть основные части растений, узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | Пр.р. | |
15 | Весна в природе. Экскурсия | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Различать объекты живой и неживой природы, называть основные части растений. Соблюдать правила поведения в природе. | Экскурсия | |
16 | Обобщающий урок-викторина «Знаешь ли ты?» | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Различать объекты живой и неживой природы, называть основные части растений, узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | ||
17 | История родного края – экскурсия в краеведческий музей | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Описывать жизнь современного человека, сравнивания её с жизнью предков, различать прошлое, настоящее и будущее. Описывать историю своего родного края. | Экскурсия | |
18 | Повторение. Игра «Что? Где? Когда?» | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Различать объекты живой и неживой природы, называть основные части растений, узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; различать прошлое, настоящее и будущее. Соблюдать правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке школы; использовать правила поведения в общественных местах и на улице. | Резервные уроки | |
19 | Повторение. Экскурсия в природу. | Поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях, анализ изучаемых объектов окружающего мира с выделением их отличительных признаков, устанавливать причинно-следственные связи, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом | Различать объекты живой и неживой природы, называть основные части растений. Соблюдать правила поведения в природе. Описывать наблюдаемые объекты, выделять их существенные признаки. |
Описание учебно-методического обеспечения
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК, а также дополнительной литературой:
1. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Окружающий мир: Учебник для 1 класса. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011
2. Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Рабочая тетрадь для 1 класса к учебнику «Окружающий мир». Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,2011
3.Дмитриева Н.Я., Казаков А.Н. Методические рекомендации к курсу «Окружающий мир», 1-2 класс. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2011г.
4. Кашо В. Путешествие на дно моря. М.: «Детская литература», 1989г.
5. Кривич М. Про огонь, ветер и воду. М.: «Малыш», 1989г.
6. Кропочева Т.Б. Дидактические игры на уроках природоведения. Новокузнецк, 1997г.
7. Кропочева Т.Б. Нетрадиционные уроки природоведения. Новокузнецк, 1999г.
8. Никитский Н.Б. Насекомые Красной книги. М.: «Педагогика», 1987г.
9. Ривина Е.К. Герб и флаг России. М.: «Аркти», 2003г.
10. Тарабарина Т.М. Детям о времени. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
11. Черкасова М.В. Они должны жить (Птицы) М.: «Лесная промышленность», 1994г.
12. Черненко.Г.Т. Как человек полетел в космос, Ленинград «Художник РСФСР», 1997г
2. Специфическое сопровождение (оборудование)
натуральные: гербарии, коллекции минералов и горных пород;
- комплект таблиц по темам;
- физический глобус Земли; атлас Кемеровской области;
- настенные карты: «Физическая карта мира», «Физическая карта России», «Физическая карта Кемеровской области»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...