Интегрированный урок по окружающему миру и основам светской этики в 4 классе "Патриоты России"
методическая разработка по окружающему миру (4 класс) по теме
«Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой».
-Как вы понимаете эти слова?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obobshchenie_patrioty_rossii.odt | 32.73 КБ |
Предварительный просмотр:
`1.Орг.момент.
Приветствие гостей.
Эмоциональный настрой:
-Ребята, посмотрите, какой сегодня прекрасный день. Каждый лучик солнышка нам несёт добро. Улыбнитесь ему - оно улыбнётся нам, затем улыбка побежит по нашему классу. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свою улыбку, не забудьте, что у нас гости – русский народ гостеприимный, нужно сделать так, чтоб гости почувствовали себя, как у себя дома. Улыбнитесь им. Теперь подумайте о самом дорогом человеке и пожелайте ему добра. И успехов всем, кто собрался в нашем классе. Я уверена, кто несёт добро, тому добро и будет.
Вводная беседа:
-Какие слова являются для всех людей самыми близкими и дорогими?
(Родина, Отечество, Россия, мама…)
-Почему мы называем страну Родиной? (мы здесь родились, говорим на родном языке, всё здесь родное)
-Как вы понимаете значение слова Отечество?
(Место, где жили наши отцы и деды, отчий дом)
-Какие чувства вы испытываете, когда слышите слово Россия?
(Гордость, любовь
Прочтите эпиграф нашего урока:
«Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб, пьёт воду, любуется её красотой».
-Как вы понимаете эти слова?
-Почему мы называем нашу страну Родина- мать?
(Матерью называем потому, что она нас вскормила своим хлебом, вспоила своими водами и бережёт нас, любит как наша мама)
-Мы сегодня проведем интегрированный урок по окружающему миру и основам светской этики.
- Давайте обратимся с вами к истории и культуре нашего отечества.
Доброта, ум и сила – эти качества и составляли нравственный идеал Руси. Только совместное существование этих трех начал делает человека поистине богатым, настоящим БОГАТЫРЕМ.
Культура Древней Руси, да и вообще древнерусское искусство, оставило потомкам непревзойденные образцы нравственности, беззаветной преданности, великого служения своему Отечеству.
Начиная с древнейших времен, с произведений устного народного творчества, русский народ утверждал нравственные идеалы, внушал заветы своим детям.
-Давайте совершим небольшое путешествие по страницам русской истории.
- Я надеюсь, что сегодня вы не только продемонстрируете свои знания, но и узнаете много нового и интересного.
- Ребята, а с чем у вас ассоциируется слово «Родина»?
-Послушайте песню «С чего начинается Родина?» слова В.Баснера, музыка М.Матусовского в сопровождении слайд программы и подумать, какие чувства она вызывает.
-Какие чувства вы испытали, слушая музыку?
-Гордость за свою Родину.
Грусть.
Радость за то, какая у нас красивая природа.
-Что для вас означает слово Родина?
-Наша страна.
- Друзья. Родной дом.
- Мама и папа, сестренка.
- Моя улица.
-Назовите родственные слова слову Родина
Родной, род, родители, родственники.
-Подберите синонимы к слову Родина.
-Отчизна, Отечество, Россия.
-Наша родина носит название Российская Федерация. Если слово ФЕДЕРАЦИЯ перевести с латинского на русский язык, то получится ,что мы с вами живем в российском союзе.
-А знаете, как правильно называется территория, на которой мы живем? Давайте составим логическую цепочку:
( МЫ живем в селе Алтайском, село Алтайское является районным центром Алтайского района, Алтайский район входит в состав Алтайского края, Алтайский край входит в состав Сибирского округа, а Сибирский округ – это один из округов Российской Федерации .
- А что такое Малая Родина?
- ДА,это место где человек появился на свет, где живут его родители, и будут жить его дети.
–Любовь к Малой родине не мешает каждому из нас любить свою большую Родину Россию.
-Сегодня на уроке мы с вами продолжим работу над проектом « Моя Родина – Россия»
За время работы над проектом вы хорошо потрудились : вы изучали Страницы истории нашего отечества.
–Расскажите, чем еще занимались?
( изучали символику государства, делали доклады об известных людях, писали сочинения о малой родине, рисовали рисунки , провели мероприятие - День конституции, день космонавтики ,рисовали дерево моей семьи).
-Что же такое для человека Родина?
Давайте послушаем стихи русских поэтов о Родине.
Ученики читают стихи
1.Россия - Родина моя,
Прекрасна ты и многолика.
Твои поля, леса, луга
И на речной равнине блики
Я восхваляю!
2.Россия - родина моя
Детьми своими ты богата.
Традиции, обряды предков
Узнают все из нас когда-то.
3.Откуда начинается Россия?
С Курил? С Камчатки? Или с Командор?
О чём грустят глаза её степные
Над камышами всех её озёр?
Россия начинается с пристрастья
К труду, к терпенью, к правде, к доброте.
Вот в чём её звезда. Она прекрасна!
Она горит и светит в темноте.
Отсюда все дела её большие, её неповторимая судьба.
И если ты причастен к ней, – Россия
Не с гор берёт начало, а с тебя.
4.Россия, Русь –
Куда я ни взгляну,
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину,
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы,
И небеса, горящие от зноя,
И шёпот ив у смутной у воды,
Люблю навек, до вечного покоя…
5.Я песнь о Родине пою
И о любви я к ней взываю,
Живущих всех в моём краю,
Что Алтаем называют.
О малой родине своей
В стихах и книгах не расскажешь.
Я только знаю, что земли
На свете нет милей и краше!
В лесу я знаю все тропинки.
Мой дедушка их показал,
Из детства ясную картинку:
Грибы и ягоды мне собирал.
Знакомил с жителями леса,
С его душевной тишиной.
Мне не забыть картины детства
О родине моей родной!
В любом углу, в любом конце
Любовь, как эхо раздаётся.
И песнь о Родине своей
Звучит в сердцах у нас.
-Да вы проделали очень большую работу. Молодцы!
2 .Определение темы урока
-Ребята, перед вами лежит лист с зашифрованными словами. Попробуйте расшифровать запись. ( Патриоты России).
-Молодцы ,правильно. Так будет называться тема нашего урока.( на доске запись темы) –
Патриоты России
-Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? ( будем говорить о патриотах, узнаем кто такие патриоты?
- А теперь, ребята, давайте поставим перед собой цели нашей совместной работы:
УЗНАТЬ (ВСПОМНИТЬ) Что такое патриотизм, кто такой патриот
ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ во время обсуждения, кого можно назвать патриотом
СДЕЛАТЬ ВЫВОД получили ли мы полезную информацию о патриотах и патриотизме и смогли ли найти примеры из истории России
(На доске подсказка)
Я хочу узнать…
Я хочу понять…
Я хочу разобраться…(обучающиеся формулируют цель занятия).
-Ребята, вы можете сейчас точно сказать, что такое патриотизм?
-Пока нет.
И вновь обращаемся к цели, нам нужно узнать (вспомнить) что такое патриотизм, кто такой патриот. Ребята, давайте предположим!
ГИПОТЕЗА Патриотизм – любовь к Родине, клятва, честь, верность.
Патриот – это человек, который любит свою Родину.
Учитель. Ребята, какую работу необходимо проделать, чтобы сформулировать понятия «патриотизм» и «патриот»?
Учащиеся. Можно провести исследовательскую работу.
Посмотреть в интернете.
Проверить по словарю.
У кого-нибудь спросить.
Учитель. А как нам сэкономить время на уроке?
Учащиеся. Разделиться на группы.
Учитель помогает разделиться и распределить роли.
1 группа- идет к гостям
2 группа – работает с интернет - источниками
3 группа - в библиотеку, работать со словарями
Вам нужно найти значение слов ПАТРИОТ и ПАТРИОТИЗМ. ( Дети работают со словарями).
ОПРЕДЕЛЕНИЯ СЛАЙДЫ
Молодцы, ребята! Гипотеза наша частично подтвердилась.
Патриотизм – любовь к Родине, преданность своему отечеству, своему народу.
Патриот – это человек, который любит свою родину, готов к подвигам во имя ее интересов, и интересов своего народа.
-Итак , каким должен быть настоящий патриот?
( смелым ,решительным, воспитанным ,сострадательным, Должен приносить пользу для страны, должен любить свою Родину).
-Объясните, почему люди ,которые оказываются в сложных ситуациях, связанных с общей опасностью- могут себя вести по-разному ?
Как они себя ведут?( паника,страх,убегают,другие смелые-оказывают помощь, спасают других
-Как изменилось со временем значение слова ГЕРОЙ?
Кого сейчас считают героем? ( человека совершающего подвиг ,спасающего другим жизнь, которые жертвуют и рискуют своей жизнью).
Существует ли на ваш взгляд разница между словом герой и патриот? Давайте ответ на этот вопрос вы найдете в толковых словарях.
Герой-
Знакомясь с историей России, мы не раз узнавали о тяжелых временах, выпадавших на долю народов России. Огромным трудом, часто великими потерями, но с честью и достоинством преодолевались эти трудности.
- Ребята, а какая вторая цель была у нас?
Применить знания во время обсуждения, кого можно назвать патриотом.
-Ребята вспомните из предыдущих уроков кто правил Россией в 16 веке 50 лет?
Иван Грозный.
-Почему его так называли?
- Он рос сиротой, с детства на его судьбу выпало немало испытаний. Став взрослым он сам был беспощадным, жестоким, несправедливым правителем.
- В конце XVI века царем становится Иван Федорович – тихий, добрый (в народе его называли Тишайший).
У царя не было детей. После его смерти престол опустел. Царская корона переходила из рук в руки.
Другая беда разразилась в это время – голод.
Начались народные волнения.
Этот период в истории назвали смутным временем.
- Ребята, что вы чувствуете, когда слышите слово «смутное»?
Это значит ничего не видно, ничего не понятно
- А сейчас я прошу вас подумать, можно ли назвать Ивана Грозного и Федора Ивановича патриотами России?
Думаем, что нет. Иван Грозный был очень жестоким, по его вине погибло много русских людей. Федор Иванович не совершил подвига во имя народа.
-Из истории нам известно, что многие народы мира хотели покорить Русь. Назовите эти народы.
Это степные кочевники монголо-татары, шведы и немецкие рыцари – крестоносцы.
- В начале XVII века русская земля на северо-западе и западе была занята врагами – поляками. Древний Новгород захватили шведы. России угрожала потеря независимости.
Судьбу Отечества взял в свои руки народ.
Постоять за родную землю призвал русских людей торговый человек Кузьма Минин из Нижнего Новгорода. Для борьбы с врагом было создано народное ополчение.
Чтобы его вооружить, нужны были немалые средства. К.Минин сделал первый взнос, его примеру последовали другие горожане.
Во главе собравшейся рати встал талантливый полководец князь Дмитрий Иванович Пожарский. Народное ополчение двинулось к Москве.
- В яростной схватке русские разбили польское войско и вынудили покинуть Москву. Так в начале XVII века народное ополчение во главе с Кузьмой Мининым и Дмитрием Пожарским в борьбе с иноземными захватчиками отстояли независимость России.
- И вновь обращаемся к схеме. Можно назвать К.Минина и Д.Пожарского патриотами? Почему?
-Конечно можно, потому что они очень любили свою Родину и ничего не пожалели для того чтобы она была свободна. Даже своей жизни не пожалели, ведь их могли убить.
- Ребята, как вы думаете с какими деятелями русской истории можно поставить в один ряд К.Минина и Д.Пожарского.
- С Александром Невским, Дмитрием Донским, Иваном Калитой и Иваном III.
Учитель.
- Ребята, предлагаю еще раз вернуться к нашей схеме.
Можем ли и их назвать патриотами России?
Учащиеся.
- Да, можем. Потому что все они любили свою Родину и храбро сражались за ее независимость. Очень мудро поступали, отстаивая ее интересы.
Вновь обращаемся к нашем целям урока.
Мы хотели ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ во время обсуждения, кого можно назвать патриотом.
Применили.
- Ребята, а сейчас мы должны сделать вывод.
Это последний пункт в наших целях.
- Все ли люди могут стать патриотами?
- Нет, только те, кто любит свою Родину и готов ее защищать.
Составим ассоциативный портрет патриота России «Патриот, кто он?»
1. Каждый, кто любит то место, где родился и вырос
2. Тот, кто любит и не забывает свою мать, свой дом
3. Кто с гордостью осознаёт, что нет на Земле страны лучше нашей.
4. Сказочно богата природа России. Тот, кто не только любит, но и охраняет природу.
5. Готов стать на защиту Отечества
6. Отстаивает престиж свой страны
7. Знает государственную символику
8. Готов отдать своей родине все силы и способности
9. Патриот тот, кто украшает Родину своим трудом
10. Строит своё будущее, связывая его только со своим отечеством
11. Знает свой родной язык
12. Знает историю своей страны, гордится своими предками
Ребята заполняют анкету (звучит песня «С чего начинается Родина?»).
АНКЕТА «Что значит быть патриотом сегодня?»
1. Что значит быть патриотом сегодня?
2. Что значит быть русским сегодня?
3. Скажите, что изображено на государственном гербе России?
4. Назовите, пожалуйста, цвета государственного флага России и их расположение?
5. Какие чувства Вы испытываете, когда видите или слышите государственную символику России? Нужное подчеркнуть.
(Гордость, восхищение, Симпатию, Безразличие, никаких чувств, Раздражение, Антипатию, Стыд, Затрудняюсь ответить)
6. Хотели бы вы уехать из России?
7. Знаете ли вы гимн России?
Учитель.
Ребята, мы ставили перед собой цели, достигли ли их?
- Мы хотели УЗНАТЬ (ВСПОМНИТЬ) что такое патриотизм, кто такой патриот.
Узнали...
Мы хотели ПРИМЕНИТЬ ЗНАНИЯ во время обсуждения, кого можно назвать патриотом.
Применили...
Мы ПОЛУЧИЛИ полезную информацию о патриотах и патриотизме и смогли найти примеры из истории России начала XVII века.
-Давайте вместе подумаем, что сегодня мы вместе с вами выяснили и о чем говорили на уроке. (На доске подсказка)
Я узнал…
Я понял…
Я разобрался…(обучающиеся формулируют выводы занятия).
Учитель.
- Ребята, предлагаю вам продолжить предложения:
Учащиеся.
- Сегодня я узнал, что такое патриотизм и кого можно назвать патриотами.
- Я поняла, что нужно любить и беречь свою Родину.
- Мне интересно было работать в группах.
- Мне понравилось задавать вопросы нашим гостям
- Было трудно работать со словарем
- Ребята, вы молодцы, очень хорошо поработали. Похлопаем друг другу.
Я думаю, что все вы вырастите достойными гражданами России. Будете любить её и охранять природу родной земли. И если потребуется, сможете защитить нашу страну. Я также надеюсь, что вы будете уважать государственные символы нашей Родины.
Настоящий патриот не выпячивает себя как патриота, он не ходит под знаменем с песней, а способен делать важное и нужное тогда, когда об этом не просят, когда этого никто не видит, и за это не награждают.
Патриотами не рождаются, ими становятся. И сколько бы кто ни говорил о патриотизме, все это слова. Истина в душе.
Как сказал Сергей Есенин "Пусть мы нищие, пусть у нас холодно, голодно, но зато у нас есть душа, от себя добавим - русская душа».
Верю, что вы были сегодня искренними и ощущается себя патриотами своей Родины. Я думаю, что этот урок вам запомнится на всю жизнь и вы воспитаете своих детей Патриотами России
Звучит ГИМН
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики". 4 класс. Тема: "Дружба"
Цель урока по курсу ОРКСЭ, модуль "Основы светской этики" на тему "Дружба": раскрытие сущности понятия "дружба", формирование представлений о качествах, которыми должен обладать настоящий друг. Формы ...
Урок "Добро и зло" Модуль "Основы светской этики"
Расширить и углубить представление детей о добре и зле...
Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"
Конспект урока по ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Россия - наша Родина"...
Урок в 4-ом классе по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия-наша Родина"
Технологическая карта урока по учебному модулю "Основы светской этики" по теме "Россия - наша Родина"Цель урока: формирование у обучающихся образа родной страны, как Родины, как мн...
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»...
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением хр...
Технологическая карта урока по окружающему миру "Библия" (Основы православной культуры и светской этики), 4 класс
Тип урока: открытие «новых» знанийЦель урока: формирование представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Дать ...