ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
методическая разработка по орксэ на тему
ОРКСЭ. Модуль «Светская этика». Урок №2 «Знакомство с учебником «Основы светской этики»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
orkse_urok_2_konspet_uroka.docx | 40.66 КБ |
orkse_urok_2_rabochii_list_znakomstvo_s_uchebnikom.doc | 170.5 КБ |
orkse_urok_2_znakomstvo_s_uchebnikom.ppt | 1.08 МБ |
Предварительный просмотр:
Курс ОРКСЭ
Модуль: «Светская этика».
4 класс.
Учитель начальных классов – Старикова Л.П.
Урок: 2
Тема: Знакомство с учебником « Основы светской этики». Что такое светская этика.
Цель урока:
формирование у учащихся представления о том, что такое этика, что изучает светская этика.
Задачи:
- Познакомить обучающихся с понятиями «этика» и «светская этика».
- Развивать умения аргументировать свой ответ.
- Воспитывать личность с активной жизненной позицией, осознанными мотивами к нравственному поведению.
- Активизировать познавательную деятельность в КТД.
- Использовать толковый словарь, учебник, дополнительную литературу.
Оборудование и учебно- методическое обеспечение: компьютер, экран, проектор, иллюстративный материал, рабочие листы, презентация к уроку, учебник «Основы светской этики».
Тип урока: урок «открытия нового знания»
Виды деятельности на уроке:
беседа,
чтение и анализ учебного текста,
лексическая работа,
работа с иллюстративным материалом,
творческая работа с текстом в парах,
работа с карточками в группах,
самостоятельная работа с источником информации.
Основные термины и понятия: этика, светская этика, мораль, нравственность.
Ход урока.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Организационные Формы |
1.Организация деятельности учащихся. Самоопределение к деятельности. | - Давайте пожелаем удачи на сегодняшнем уроке. Что пригодится для успешной работы? - Прочитайте эпиграф нашего урока. « С малой удачи начинается большой успех». -Как вы его понимаете?
| Активность, внимание, умение высказывать свои предположения, трудолюбие, не отчаиваться при неудачах. Высказывания учащихся. | |
2.Обсуждение результатов выполнения домашнего задания. | - Поделились ли вы с родителями тем, что узнали на нашем первом уроке? О ком из известных людей вы рассказали дома? - Каких героев России знают ваши близкие, о ком они советовали вам рассказать? - Есть ли среди ваших родственников те, кто много сделал для родины? Кто это, в чем их заслуги? - Люди, о которых вы рассказали, достойны нашего уважения. Они сделали нашу жизнь лучше. Их жизнь может быть для нас образцом для подражания. | Учащиеся отвечают на вопросы. Рассказывают о своих родственниках, их заслугах, показывают копии документов, фотографии, награды. | Беседа |
3.Актуализация знаний, целеполагание. Знакомство с учебником «Основы светской этики». 1. Оформление обложки. 2.Содержание. 3.Оформление страниц. | - У вас в руках новый учебник. - Рассмотрите обложку. - Прочитайте название. -Встречались, ли вам книги с таким названием? - Прочитайте серию. (« Основы духовно – нравственной культуры».) - В синем кружке – эмблема. Что на ней изображено? -Что обозначает эта эмблема? - Рассмотрите фотографии на обложке. Кого мы на них видим? - Как вы думаете, о чём могли думать составители, оформители учебника, поместив именно эти снимки на обложку? - Верхний знак - знак ФГОСА - нового стандарта образования для современной школы. - Как быстрее узнать, чему мы будем учиться с помощью нового учебника? -Откройте содержание учебника (с.3), прочитайте названия тем уроков. - Какие темы вас заинтересовали? - Какие новые слова встретились? - Какие слова вам уже известны? - Есть ли у нас некоторые знания из других предметов по данным темам? - Вспомните содержание тем из глав « Человек и его внутренний мир», «Человек и многоликое человечество» по учебнику «Окружающий мир». - Чему мы учились на этих уроках? Что интересного для себя открыли?
- Вспомните содержание произведений из литературного чтения « В океане света». - Какие писатели вложили в свои произведения всё лучшее, что было в них самих: добро, любовь, мудрость, своё представление о красоте мира? - Можно ли предположить, что курс « Основы светской этики» является продолжением, углублением тех знаний о взаимоотношениях людей, о правилах их поведения в обществе, которые у нас уже есть? -Как вы думаете, чему же мы будем учиться с помощью нового учебника? Ваши предположения? - Расскажите, как оформлены страницы учебника. - Итак, мы живём в мире, среди множества людей, и каждый день нам приходится принимать решения, совершать поступки и действия, которые важны не только для нас, но и для многих людей вокруг. Чтобы не обидеть окружающих своим поведением, мы должны знать правила и законы, которые признают все люди. Об этом нам расскажет этика. | Ответы учащихся. Предполагаемый ответ: - Древо жизни. Предполагаемый ответ: - Детей разных национальностей, детей в семье, в школе, символ столицы нашей Родины – Кремль. Предполагаемый ответ: - Наверное, они могли думать о том, что ученик должен учиться любить свою семью, школу, своих друзей, свою школу, одноклассников, быть в дружбе с ребятами разных национальностей; а значит – любить свою Родину. Предполагаемый ответ: - Открыть содержание. Высказывания учащихся. Учащиеся работают с содержанием учебника « Окружающий мир». (Глава « Человек и его внутренний мир»: что даёт человеку общество; как стать личностью; как понять, что творится у друга на душе; кто ты, оптимист и пессимист. Глава «Человек и мир людей»: что такое общество; как жить в мире людей; что такое мораль; наш внутренний советчик – совесть. Глава «Человек и многоликое человечество»: права человека в обществе.) Учащиеся работают с содержанием учебника по литературному чтению « В океане света». Ответы учащихся. Делятся своими предположениями. Предполагаемый ответ: -На страницах учебника мы видим номера уроков, названия тем, цели уроков, вопросы, задания, красочные иллюстрации, высказывания философов.
| Слайд 2 Слайд 3 Беседа |
3.Определение темы и целей урока. 4. Изучение нового материала. 1.Беседа о понятии «этика». 2. Беседа о понятиях «нравственность», «мораль»? 3. Беседа о понятии «светская этика», о важности изучения светской этики. 5.Физкультминутка. 6.Применение нового знания.
2.Работа с пословицей. | - Предположите тему сегодняшнего урока. - Поставьте перед собой цель урока. Что вы сегодня должны узнать? - Запишите тему и цель урока в рабочий лист. - Итак, на сегодняшнем уроке вы узнаете о том, что изучает этика, что такое светская этика. Кроме этого, вам предстоит познакомиться и с другими важными понятиями, без которых изучение нашего предмета невозможно. - Прочитайте первый абзац учебной статьи « Что такое светская этика. Что изучает светская этика». ( Чтение вслух) - Что такое этика? Как вы определите значение этого слова? - Запишите определение в рабочий лист. - Посмотрите на слайде определение понятия «этика» из философского словаря. - Кого можно назвать основателем этики? - Почему в изучении светской этики не обойтись без понятий нравственность, мораль? Что обозначают эти понятия? - Выпишите определения этих понятий в рабочий лист. Сверьтесь со слайдом. - Какой математический знак можно поставить между понятиями «мораль …нравственность», «моральный … нравственный»? Почему? - Второй, третий, четвёртый абзацы статьи прочитайте самостоятельно. - Подумайте, в чём помогает разобраться светская этика, на какие вопросы она даёт ответы. - Прочитайте пятый, шестой абзацы статьи. (Чтение вслух) - Какие ассоциации возникают у вас со словом « светский»? гражданский). - Что определяет понятие «светская»? Запишите в рабочий лист, сверьтесь со слайдом. - Сформулируйте вывод о том, что вы узнали из учебной статьи, выполнив второе задание в рабочем листе. Закончите предложения: - Светская этика изучает … - Слова мораль и нравственность - это синонимы, которые обозначают … - Светская этика помогает разобраться … - Светская этика помогает ответить на вопросы … - Сверьте ответы со слайдом. - Сделайте вывод: что помогает понять светская этика? -Прочитайте отрывок из «Поучения Владимира Мономаха». -Что вы знаете о Владимире Мономахе?
- Чему мог поучать великий князь детей в конце 11 в.? Интересно ли будет читать « Поучение», спустя почти 900 лет? -Прочтите «Поучение» на слайде. - Почему трудно читать этот текст? - Чтобы советы князя стали понятны современному человеку, попробуйте их перевести с древнерусского языка на современный. - Сделайте вывод, почему не стареют наказы Владимира Мономаха? - Прочитайте пословицу в рабочем листе. - Дайте толкование её смысла, подберите пример. Поясните пословицу примерами из жизни. | Предполагаемый ответ: - Тема урока: Что такое светская этика? - Цель урока: Узнать, что такое этика? Что значит светская этика и что она предполагает? Учащиеся работают по учебнику, выполняют задания в рабочем листе. Предполагаемый ответ: - Философа Аристотеля, 4 в. до н. э. Высказывания учащихся. Предполагаемый ответ: На свету, на виду, на людях, в миру, а значит публичный, общественный, мирской, гражданский. Предполагаемый ответ: Светская этика помогает понять, как самостоятельно совершать правильные поступки и строить отношения с людьми, а значит стать лучше. Предполагаемый ответ: Владимир Мономах – русский князь, внук Ярослава Мудрого; был грамотным, образованным человеком своего времени, составил потомкам, завещание – поучение. Чтение «Поучений», обсуждение, формулирование, записывание на карточку с текстом. Предполагаемый вывод: «Поучения Владимира Мономаха», написанные в конце 11 в., читать сложно, потому что язык за этот исторический период изменился, устарел. С другой стороны, правила поведения, о которых говорит князь, понятны и действенны в современном обществе. Предполагаемый ВЫВОД: Народная мудрость гласит, что судьба человека напрямую зависит от его поступков. Чем больше хороших поступков совершает человек, тем больше добродетели в его характере, тем счастливее его судьба. | Слайд 4 Рабочий лист. Учебник Слайд 5 Рабочий лист Лексическая работа Самостоятельная работа с источником информации. Слайды 6,7 Рабочий лист Слайд 8 Работа в группах. Карточки с заданиями. Работа в парах. Рабочий лист |
7. Рефлексия | - Вспомните, какую цель вы ставили перед собой в начале урока? - Удалось ли вам достичь ее? Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует вашим достижениям на уроке: Всё получилось! Я старался, но получилось не всё. Было слишком трудно. | Слайд 9 | |
8.Домашнее задание | 1. Расскажите родителям, что вы узнали на уроке. 2. Подберите и запишите несколько пословиц, которые содержат мораль. | Слайд 10 | |
6.Итог урока. | |||
7.Домашнее задание. |
Предварительный просмотр:
УРОК 2 Тема:_______________________________________________ Моя цель на уроке:__________________________________ ____________________________________________________ |
Задание 1. Словарная работа
Этика _______________________________________________________ Мораль_______________________________________________________ Нравственность______________________________________________ Светская ____________________________________________________ |
Задание 2. Закончи предложения:
Светская этика изучает … ____________________________________________________________________________
Слова «мораль» и «нравственность» - это синонимы, которые обозначают … ____________________________________________________________________________
Светская этика помогает разобраться … ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________
Светская этика помогает ответить на вопросы …
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Как ты понимаешь пословицу:
Посей поступок – пожнёшь привычку;
Посей привычку – пожнёшь характер;
Посей характер – пожнёшь судьбу.
Задание 4. Как я сегодня поработал?
Обведи или раскрась тот смайлик, который соответствует твоим достижениям на уроке.
Домашнее задание.
- Расскажи родителям, что ты сегодня узнал на уроке.
- Ответь на вопрос: «Что помогает понять светская этика?»
- Подберите и запишите пословицы, которые содержат мораль.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Чему мы будем учиться ? Как мы будем учиться ? Учебник «Основы светской этики»
План работы с учебником Обложка. Содержание. Расположение учебного материала.
Тема: «Что такое светская этика» ? Цель нашего урока. Узнать: Что такое этика. Что значит светская этика. Что предполагает светская этика.
Словарная работа Этика - наука, сложившееся представление о том, что хорошо и что плохо; нормы поведения. Мораль – привычки, обычаи, правила поведения. Нравственность – правила поведения. Светская - мирская, гражданская, общественная, публичная. Нравственность = мораль Нравственный = моральный
Закончи предложения. Светская этика изучает … Слова мораль и нравственность– это синонимы, которые обозначают … Светская этика помогает разобраться, … Светская этика помогает ответить на вопросы : …
Закончи предложения. Светская этика изучает мораль. Слова мораль и нравственность– это синонимы, которые обозначают правила поведения. Светская этика помогает разобраться, что такое нравственность, и каким путём она достигается. Светская этика помогает ответить на вопросы : Что нужно делать, чтобы стать добрым ? Как не делать зла ? Как сделать жизнь людей лучше ?
Из «Поучения Владимира Мономаха» Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев. В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте, чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод; ни питью, ни еде не предавайтесь, ни спанью; вставайте рано. Куда же пойдете и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришел, простолюдин ли, или знатный, или посол; если не можете почтить его подарком, — то пищей и питьем. Не пропустите человека, не поприветствовав его, и доброе слово ему молвите.
Как я сегодня работал ? Всё получилось! Я старался, но получилось не всё. Было слишком трудно.
Домашнее задание 1. Расскажи родителям, что ты узнал на уроке. 2. Подбери и запиши несколько пословиц, которые содержат мораль.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка (ОРКСЭ, 4 класс по учебнику "Основы светской этики") по теме: Урок «Совесть, стыд, долг».
Предмет - основы светской этики Класс - 4класс «В»Тема урока : «Совесть, стыд, долг» Тип урока: Изучение и первичное закрепление новых знаний.Вид урока: ...
Интегрированный урок по окружающему миру и основам светской этики в 4 классе "Патриоты России"
«Всё может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только защитить себя не может. Поэтому защита родной земли - обязанность тех, кто ест хлеб...
Технологическая карта урока по учебному модулю «Основы светской этики» по курсу «ОРКСЭ. Основы светской этики»
Урок по курсу «Основы светской этики» -"Стыд, вина. извинение" ...
Урок ОРКСЭ в 4 классе по программе М. Т. Студеникина «Основы светской этики» (учебник за 5 класс) Тема: Доверие и доверчивость.
Данная разработка пригодится не только учителям, которые преподают ОРКСЭ, но и для проведения классного часа....
"Основы религиозных культур и светской этики" Модуль: "Основы светской этики" Презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе "ДРУЖБА"
Урок для учащихся 4 класса на тему «Дружба» расширит знания детей о дружбе. У обучающихся появится возможность определить ценностные ориентиры «дружба»,...
ОРКСЭ (модуль "Православная культура") УРОК по теме : Православный календарь. Почитание святых
Цельурока: Формирование духовно-нравственных качеств учащихся на примере жизни православных святых. К уроку прилагается презентация и приложение для индивидуальной работы учащихся....
ОРКСЭ. Модуль "Православие" Тема урока. "Христос и Его крест."
ПредметОРКСЭ Модуль «Основы православной культуры»Класс4Тема урока«Христос и Его крест.» Урок № 7 в разделе № 2 «Введение в Православную культуру».Нравственна...