Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») в 4 классе (УМК «Школа России») Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)
Урок разработан с целью расширить представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности людей за состояние природы, познакомить с истоками человечности, отношением христиан к природе и её охране. Урок может быть полезен учителям начальной школы в преподавании курсов учебных предметов "Окружающий мир"(4 класс), "Основы религиозных культур и светской этики" (4 кл.), ОДКНР (5 кл.)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Экология и человек.Ответственность за мир вокруг нас. | 23.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированный урок по окружающему миру и курсу «Основы религиозной культуры и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»)
в 4 классе (УМК «Школа России»)
Тема: «Мир глазами эколога. Отношение христианина к природе»
Цель урока: способствовать расширению представления обучающихся о взаимосвязи человека и окружающей среды, об ответственности человека за состояние природы, дать представление о взглядах христиан на природу и её охрану.
Тип урока: интегрированный урок по окружающему миру и основам православной культуры; урок открытия новых знаний.
Формируемые универсальные учебные действия:
Познавательные УУД: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, выявлять известное и неизвестное
Регулятивные УУД: совместно с учителем формулировать учебную задачу, принимать и сохранять её, высказывать свою версию происходящего, выполнять задания по плану, оценивать качество и уровень усвоения материала.
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения, учитывать разные мнения
Личностные УУД: осознавать свое единство с окружающим миром, проявлять мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, ориентироваться в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих.
Основные термины и понятия: экология, экологические проблемы, экологическая катастрофа, экологические организации, ответственность, милосердие, правила бережного отношения к природе, охрана природы.
Методы и приёмы: метод постановки проблемы, подводящий к знанию диалог, сопоставление «открытого» знания с научной формулировкой учебника, с образцом, продуктивное применение «открытого» знания.
Формы проведения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Оборудование к уроку: мультимедийное оборудование (презентация), учебник Плешаков А.А. «Окружающий мир» 4 класс, Часть 2; Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 класс, магнитная доска, карточки для опорной схемы, конверты с пословицами, бумажный силуэт дерева по количеству обучающихся.
Ход урока:
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
I.Организованное начало урока. | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт благоприятный психологический настрой на работу. Раз, два, три – слушай и смотри! Три, два, раз – мы начнём сейчас! | Настраиваются на деловой ритм, включение внимания. |
II.Введение в тему урока. | Фронтальная работа -Здравствуйте! Приятно видеть вас здесь, пусть вам будет интересно, познавательно! Удачи! -Предлагаю вам прослушать песню «Просьба» (слова Р. Рождественского, музыка А. Пахмутовой). -Подумайте, почему она так звучит. –Объясните название (Вывешивает на магнитную доску карточку со словом «Природа») (на слайде последовательно появляются такие же карточки) -К чему призывает нас она? -А к кому обращена эта песня-просьба? (Вывешивает карточку со словом «Человек».) -Как вы считаете, почему слова природа и человек стоят рядом? -Как должен поступать человек, чтобы природа продолжала существовать? (Вывешивает карточку со словом «Охрана».) -Подумайте и скажите, с какая наука включает в себя все понятия нашей опорной схемы? - Экология - это наука о взаимосвязи живых существ между собой и окружающей их средой, между человеком и природой. -Чему учит нас экология? «Эйкос»-дом, «логос»-наука | Фронтальная работа Слушают музыкальное произведение, эмоционально выражают своё отношение к музыке. -Тревожная, грустная музыка. -Просит беречь природу. -К человеку.
Работают с иллюстративным материалом; отвечают на вопросы - Они между собой связаны, взаимодействуют, зависят друг от друга. Беречь, защищать, охранять. -Экология. - Экология учит нас, как надо беречь свой дом- нашу планету. |
III. Проверка домашнего задания. Постановка учебной задачи, целей урока. | -Мы знаем с вами уже, как жили первобытные люди, как они выглядели, чем занимались. Фронтальная работа -Какая наука помогла нам узнать о жизни первобытных людей? Что она изучает? Чем занимаются учёные- историки? -Прочитайте статью учебника «Сын или покоритель?» Как вы считаете, кем человек должен стать для природы? -Выскажите предположения, какая тема сегодняшнего урока? -Да, наша тема сегодня- «Мир глазами эколога» | -История. Археология. История – наука, изучающая прошлое человеческого общества. Фронтальная работа Рассказывают, в чём заключается работа археологов и ученых-историков. Читают отрывок из статьи учебника «Сын или покоритель?» Человек должен быть природе сыном, потому что он сам – часть природы. Отвечают на вопрос, высказывают предположения, определяют тему урока; |
IV.Физкультминутка | Руки подняли и покачали - это деревья в лесу, руки согнули, кисти встряхнули- ветер сбивает росу. В стороны руки, плавно помашем – это к нам птицы летят, как они сядут, тоже покажем-крылья сложили назад. | Повторяют движения вместе с учителем. |
V. Изучение нового материала | - Предлагаю представить себя экологами, чтобы разузнать о некоторых экологических проблемах и выяснить, существуют ли пути их решения, чтобы защитить нашу Землю. Групповая работа Каждый ряд будет рассматривать одну из проблем, позже группы поделятся с остальными сведениями, полученным из статьи учебника: «Как защитить океан от загрязнения?» - 1 ряд «Проблема исчезновения тропических лесов» - 2 ряд «Проблема мусора» - 3 ряд | Групповая работа Учащиеся делятся на три группы, обсуждают в группе, отвечают на поставленные вопросы. Ответы учащихся. После непродолжительной подготовки выступают по одному представителю от группы , рассказывают то, что узнали. |
VI. Знакомство с отношением христиан к проблемам природы, милосердное отношение к животным. Закрепление изученного материала. | Фронтальная работа -Почему же это происходит с нашей планетой? - Воздух, вода, почва потеряли свою чистоту. Ответственность за эти негативные изменения лежит на человеке. -Как вы понимаете, что такое ответственность? - Православные христиане считают, что человек должен держать ответ перед Богом, перед людьми и перед самим собой. Когда человек понимает и помнит, что ему нужно отвечать за свое поведение и поступки, то человек становится ответственным. Готовность отвечать за что-то или за кого-то и называется ответственностью. Природа кормит, поит, одевает, лечит нас. Она щедра и бескорыстна. -Чтобы знать, как защищать природу, охранять, необходимо изучать её законы, трудиться. В жизни нам встречаются слабые животные, которые не могут ответить за себя, не могут защититься от обидчиков. И тогда человек с доброй и любящей душой берет на себя ответственность за беззащитных существ. В Библии сказано «Блажен человек, который и животных милует». Выясняет значение слов «блажен», «милует» В Христианстве есть много примеров удивительной дружбы Святого человека с животными, которые могут служить для нас образцом милосердия, доброты. Так Святой Сергий Радонежский накормил голодного медведя, что стало началом их дружбы. А Святой Герасим Иорданский приручил взрослого дикого льва. Святой Власий считается покровителем животных, к нему приходили дикие звери за добротой, лаской и любовью. Индивидуальная работа -А у кого из вас есть домашние животные? Как вы к ним относитесь? Для христианина вся природа – это его родной дом и Божий храм. Поэтому нельзя сорить и оставлять за собой грязь, бездумно рвать цветы и ломать ветки деревьев. Такое поведение вредит не только природе. В душе человека оно создает привычку к безразличию, злобе и разрушению | Фронтальная работа -Её разрушает деятельность человека. ответы детей Отвечают на поставленные вопросы Индивидуальная работа Рассказы детей (2-3 человека) |
VII.Обобщение и систематизация знаний. | Групповая работа Задание «Найди пару». Предлагается работа– соединить «начало» и «конец» пословиц, объясните их смысл. После выполнения задания проверка по эталону. Рощи да леса – всему миру краса. Возле леса жить – голодному не быть. Растения – земли украшение. Сломать дерево недолго, вырастить- годы Срубили деревья – прощай птицы. Судьба природы – судьба Родины Мы с вами сегодня смотрели на мир глазами эколога, узнали об ужасных экологических катастрофах узнали о том, как христианам всегда должно относиться к природе, чтобы сохранить её для нас и будущих поколений, поработали с пословицами- мудростью народа. -Что нужно делать для сохранения природы? Работа в парах Перед вами листочки в форме силуэтов деревьев, поработайте в парах, поразмышляйте и запишите на них ответ на этот вопрос.
| Групповая работа Те же группы получают конверты с пословицами, по 2 на группу. Соединяют части, обсуждают, дают пояснения. Находят соответствие начала предложения с концом. Проверяют по эталону. Сверяются с образцом на слайде. Ответы учащихся: Ответы учащихся: Под запись песни «Лесной марш» (Музыка: Ю.Чичков. Слова: П. Синявский ). работают в парах, обсуждают, записывают. Предлагают варианты: Работа в парах Вступают в диалог с учителем |
VIII. Итог урока. Рефлексия. | Фронтальная работа -Над чем заставил задуматься урок? -Каким же должно быть отношение людей к природе? Природа была и продолжает оставаться источником существования человека. Оберегая природу, человек сохраняет жизнь на Земле. Мы можем и должны сохранять всё живое на Земле. -А пока давайте посадим новый лес из наших деревьев (прикрепим на доске). Поделитесь своими впечатлениями об уроке, что затронуло струны ваших душ? | Фронтальная работа Ответы учащихся: прикрепляют рядом с опорной схемой, говорят о том, что взволновало. |
Использованная литература:
- Плешаков А.А.. «Окружающий мир. 4 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. Часть 1. 4-е издание (комплект из 2 книг)», — М.: Просвещение, 2017.
- Кураев А.В. «Основы православной культуры» 4-5 класс — М.: Просвещение, 2018.
Обернихина Г. А. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Методическое пособие. 4 класс : пособие для учителей общеобразоват. организаций — М. : Просвещение, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" Модуль "Основы православной культуры" 4 класс.
Календарно-тематическое планирование по вновь вводимому с сентября 2012 года курсу ОРКСМ. Модуль "Основы православной культуры" 4 класс. 34 часа в год (17 + 17 часов) к учебнику А.В. Кураева 4-5 класс...
Курс «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры». 4 класс
Тема: Православие Цель: введение в православную духовную культуру. Задачи: 1. Обучающие: знакомство обучающихся с основами православной религиозной культуры: - введение в право...
Рабочая программа и календарно – тематическое планирование курса «Основы религиозных культур и светской этики» (Модуль «Основы православной культуры») 4 класс - 34 часа
Структура рабочей программы соответствует стандарту начального общего образования (ФГОС)....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы православной культуры» 4 класс на 2015 - 2016 учебный год
Данная рабочая программа курса ОРКСЭ модуль ОПК реализуется в 4-х классах течение 4-лет, претерпела изменения, добавлены творческие задания для учащихся....
Методическая разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы православной культуры», урок № 26. Тема урока: «Отношение христианина к природе»
Еще совсем недавно в наших школах появился предмет «Основы религиозных культур и светской этики», а в рамках этого предмета – модуль «Основы православной культуры». Несмо...
Разработка урока по курсу «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») 4класс
Разработка урока по ОРКСЭ в 4 классе...
Конспект урока ОРКСЭ в 4 классе по теме: «Совесть и раскаяние» (по курсу Основы религиозных культур и светской этики, модуль «Основы православной культуры», автор А.В. Кураев)
Цели: познакомить со значением и связью слов «грех», «совесть», «добро», «зло»в русской православной культуре;формировать у обучающихся представлен...