Урок "Добро и зло" Модуль "Основы светской этики"
методическая разработка (4 класс) по теме
Расширить и углубить представление детей о добре и зле
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_dobro_izlo.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Цели:
Привитие у подростков навыков нравственной рефлексии по отношению к добру и злу.
Обогащение нравственного опыта поведения, развития умений, навыков вести беседу, аргументировать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитать у учащихся положительные черты характера.
Задачи:
Расширить и углубить представления детей о добре и зле.
Помочь учащимся осознать важность в жизни человека стремления к добру и избегать зла.
Стимулировать совместную деятельность родителей и детей.
Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия.
Виды деятельности: беседа, словарная работа, работа в группах
Оборудование: - мультфильм по мотивам стихотворения В.В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо";
-толковый словарь С.И. Ожегова;
- стих. А.Л.Барто, рассказ В.А. Осеевой «Три товарища», притча великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек ;
- песня « Если добрый ты» из мультфильма «День рождения кота Леопольда»,слова песни Пляцковский М .;
-весы, чёрные и белые фишки
Ход урока
1.Организационный момент.
Итак, друзья, внимание –
Ведь позвенел звонок.
Садитесь поудобнее,
Начнём скорей урок!
2. Изучение нового материала.
1.Показ фрагмента мультфильма по мотивам стихотворения В.В.Маяковского "Что такое хорошо и что такое плохо"
- С какими понятиями ассоциируются слова хорошо, плохо?
- Как вы сами понимаете слова «добро» и «зло»?
3 Словарная работа.
- Заглянем в книгу мудрости – в толковый словарь С.И. Ожегова.
С.И.Ожегов: «Добро – всё положительное, хорошее, то, что полезно людям и обществу, способствует его сохранению; то, что предотвращает вражду».
С.И.Ожегов: «Зло - нечто дурное, вредное, беда, несчастье, неприятность, досада, злость. Оно уродует личность и отношения между людьми, побуждает совершать плохие поступки, разжигает вражду»
4. Работа в группах.
Постановка проблемного вопроса.
-Как вы думаете, в жизни добрыми и злыми бывают люди или их поступки?
Поработайте над этим вопросом в группах, обсуждая следующие тексты:
1-ая группа
Стих. А.Л.Барто
Я свою сестренку Лиду
Никому не дам в обиду.
Я живу с ней очень дружно,
Очень я ее люблю,
А когда мне будет нужно,
Я и сам ее побью.
Вопрос: Добрым или злым вам показался брат Лиды? Обоснуй свой ответ.
2-ая группа
Рассказ В.А. Осеевой «Три товарища».
Витя потерял завтрак. На большой перемене все ребята завтракали, а Витя стоял в сторонке.
— Почему ты не ешь? — спросил его Коля.
— Завтрак потерял…
— Плохо, — сказал Коля, откусывая большой кусок белого хлеба. — До обеда далеко ещё!
— А ты где его потерял? — спросил Миша.
— Не знаю… — тихо сказал Витя и отвернулся.
— Ты, наверное, в кармане нёс, а надо в сумку класть, — сказал Миша. А Володя ничего не спросил. Он подошёл к Вите, разломил пополам кусок хлеба с маслом и протянул товарищу:
— Бери, ешь!
Вопрос: Можно ли назвать Колю добрым, внимательным мальчиком? Почему ты так думаешь?
3-я группа
Ситуация из школьной жизни.
Миша не выполнил домашнее задание по математике. Накануне вечером он долго катался на велосипеде, а потом помогал маме поливать грядки. Утром, придя в школу, он попросил своего друга Толика списать примеры, пока учительница не собрала тетради. Толик с удовольствием одолжил Мише свою тетрадь. Миша быстро списал, сказав при этом: «Толик, ты настоящий друг, ты меня очень выручил - сделал доброе дело».
Вопрос: Согласны ли вы, что Толик действительно сделал доброе дело?
5. Ребята, послушайте притчу великого русского педагога В.А.Сухомлинского «Обыкновенный человек».
В жаркой, сухой степи колодец. Возле колодца изба, в ней живут дед с внуком.
У колодца на длинной веревке ведро. Идут, едут люди – заворачивают к колодцу, пьют воду, благодарят деда.
Однажды ведро оторвалось и упало в глубокий колодец. Не было у деда другого ведра. Нечем воды достать и напиться.
На другой день утром подъезжает к дедовой избе мужик на телеге. Под соломой у него ведро. Проезжий посмотрел на колодец, глянул на деда с внуком, ударил кнутом лошадей и поехал дальше.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– Это не человек, – ответил дед.
В полдень проезжал мимо дедовой избы другой хозяин. Он достал из–под соломы ведро, привязал к веревке, достал воды и напился сам, дал напиться деду и внуку; вылил воду в сухой песок, спрятал ведро опять в солому и поехал.
– Что это за человек? – спросил внук деда.
– И это еще не человек, – ответил дед.
Вечером остановился у дедовой избы третий проезжий. Он достал из телеги ведро, привязал к веревке, набрал воды, напился. Поблагодарил и поехал, а ведро оставил привязанным у колодца.
– А это что за человек? – спросил внук.
– Обыкновенный человек, – ответил дед.
- Можно ли сказать, что дед с внуком – добрые люди? Почему?
- Про кого из проезжающих дед сказал, что “это не человек”. Почему?
- Почему третьего проезжего дед назвал обыкновенным человеком? Каким еще человеком его можно назвать?
- Чему учит эта притча?
- Как вы думаете, на земле много добрых людей?
- А как вы считаете, вас какие окружают люди?
- А что вы можете сказать о себе, добрый вы человек или нет?
- Как вы думаете, ребята, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь? (добрую душу, доброе сердце)
6. Размышляем.
- Иногда большее значение имеет не допустить совершения зла.
- В чём же проявляется зло? (унижение, предательство, оскорбление, насилие, неуважение, нетерпимость).
- Что приносят злые поступки людям?
- Расскажите о злых поступках, которые вы наблюдали.
( рассказы детей)
- Какие из следующих примеров являются добрыми делами, а какие – злыми? Объясните ваше мнение.
Играть в футбол на газонах;
Рисовать на стенах в школе;
Посадить растения возле школы;
Метко плюнуть жвачкой в товарища;
Поиграть с младшей сестрой, пока мама сходит в магазин.
7.Физкультминутка.
Одной из главных тем русских народных сказок были темы добра и зла. В сказках все просто: этот герой злой, а этот добрый. Я буду называть (показывать) вам сказочного героя, а вы закрываете лицо ладошками, если он злой, а если добрый – радостно хлопаете в ладоши.
(Иван-царевич, Кощей Бессмертный, Золотая рыбка, Карабас-Барабас, Дюймовочка, Красная шапочка, гуси-лебеди, Водяной, Баба-яга, Золушка, Мальвина, Морозко).
8. Работа по учебнику
-Как менялись представления о добре и зле в ходе истории
9.Рефлексия.
-Как вы думаете, чего на земле больше: добра или зла? Может нам помогут весы ответить на этот вопрос? На одну чашу весов кладем «зло» (темные фишки), означающие зависть, предательство, жадность, грубость, войну, ложь. Чтобы победить зло, надо постараться, чтобы перевесила чаша весов с «добром». Вспомните, какие добрые дела вы совершили и положите белые фишки на другую чашу весов. Какая же чаша весов перевесит?
Слово учителя: (если перевесит чаша «добра»)
-Вот видите, ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеек, ручейки – в реку, реки – в море добра. Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
Слово учителя: (если перевесит чаша «зла»)
-Вы еще дети, но впереди вас ждет много славных дел. Вы сделаете нашу планету красивой. Но прежде вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, добрыми, трудолюбивыми. Ведь делать добро – это здорово.
А теперь улыбнитесь друг другу и споем все вместе песенку « Если добрый ты» (звучит запись песни). Слова песни Пляцковский М.
Дождик босиком по земле прошёл,
Клёны по плечам хлопал.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Если ясный день — это хорошо,
А когда наоборот — плохо.
Слышно, как звенят в небе высоко
Солнечных лучей струны.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
Если добрый ты — то всегда легко,
А когда наоборот — трудно.
С каждым поделись радостью своей,
Рассыпая смех звучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
Если песни петь — с ними веселей,
А когда наоборот — скучно.
10.Задание на дом.
• Расскажи членам семьи, что такое добро, зло, гуманность
• Подобрать 2-3 пословицы о добре и зле.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Урок по основам светской этики "Что такое светская этика"
Цели:Дети: Формируют первоначальные представления о светской этике;Развивают самостоятельность и личную ответственность за свои поступки.Учитель:Знакомит с понятиями: этика, мораль, нравственность, св...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Конструкт урока по теме "Дружба" (4 класс) по программе "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика".
Данный материал может быть использован какв форме урока по программе "ОРКСЭ", так и во внеурочной деятельности. К конструкту урока прилагаю дополнительный материал для использования на уроке: презента...
Разработка урока по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" (модуль «Основы светской этики»)
Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы светской этики»Класс: 4.№ урока: 13.Тема: Альтруизм и эгоизм.Цель: формирование представлений об альтруизме и милосердии, к...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...