1. Общая часть |
Предмет | ОРКСЭ. Основы светской этики | Класс | 4 |
Тема урока | Россия – наша Родина. |
Применяемые технологии: Технология проблемного обучения. Информационно-компьютерные технологии. Игровые технологии. Групповые технологии. |
Планируемые образовательные результаты |
Предметные | Метапредметные | Личностные |
Понимание того, что объединяет всех граждан России, что такое Родина и Отечество, что такое духовный мир человека, культурные традиции и для чего они существуют, какие ценности лежат в основе традиций. | П. Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы. Р. Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Способность понимать и проявлять свои чувства словами К. Участвовать в дискуссии, выслушивать одноклассников, выделяя в их речи мнения и аргументы; излагать своё мнение, используя аргументы. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. | Формирование ценностного отношения к Родине, воспитание гражданина, чувства патриотизма, гордости за своё Отечество, уважительное отношение друг к другу, воспитание ответственности и причастности к своей стране. |
Цель урока | Формирование у учащихся образа родной страны, как Родины, как многонационального государства со своими культурными, духовными, нравственными ценностями. |
Основные понятия, изучаемые на уроке | Родина, Отечество; духовный мир, внутренний мир; культурные традиции. |
Средства ИКТ, используемые на уроке | Компьютер, проектор, экран, электронная презентация |
Ресурсы (информационные, литературные, музыка, искусство), используемые на уроке | Песня «С чего начинается Родина» сл. М. Матусовского, муз. В.Баснера, песня «Я, ты, он, она – вместе дружная семья» в исполнении С.Ротару, стихотворение З.Александровой «Родина», карта Российской Федерации, иллюстрации, на которых изображены пейзажи, люди разных национальностей. |
Организационная структура урока |
Этап 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
10 минут | (Звучит песня «С чего начинается Родина»). -Как вы думаете, какой будет тема нашего первого урока? (Родина, потому что прозвучала песня о Родине). Послушайте стихотворение и подумайте его главную мысль. Родина. Если скажут слово «Родина», Стразу в памяти встает Старый дом, в саду смородина, Толстый тополь у ворот. У реки березка-скромница И ромашковый бугор… А другим, наверно, вспомнится Свой родной московский двор. В лужах первые кораблики. Над скакалкой топот ног И большой соседней фабрики Громкий радостный гудок. Или степь от маков красная, Золотая целина… Родина бывает разная, Но у всех она одна! З. Александрова |
- Какова главная мысль этого стихотворения? (ответы учащихся). Назовите слово-ассоциацию, которое вы себе представили, когда вы произносите слово Родина. (все по цепочке произносят слова-ассоциации)
-Давайте уточним тему урока. Задание для групп. У каждого из вас на столе лежит карта и приготовлены карточки с географическими названиями. Ваша задача найти эти географические названия и прикрепить их на большую карту с помощью маленьких магнитиков. На карте появляются названия гор, морей, озер, рек. - 1-2 группы: Города: Архангельск, Владивосток, Екатеринбург, Калининград, Краснодар, Красноярск, Москва, Новосибирск, Норильск, Новороссийск, Петропавловск - Камчатский, Рязань, Санкт-Петербург, Смоленск, Тула.
- 3 группа: Горы: Кавказ, Саяны, Уральские горы
- 4 группа: Моря: Азовское море, Аральское море, Балтийское море, Белое море, Каспийское море, Охотское море, Черное море.
- 5 группа: Озера: Байкал, Онежское озеро, Ладожское озеро
- 6 группа: Реки: Ангара, Волга, Енисей, Иртыш, Кама, Лена.)
Что объединяет все эти географические названия? – Россия. Посмотрите на карту. -- Что вы знаете о стране, в которой мы живём? -Как называется страна, в которой мы живем? -Кто является главой нашего государства? -Что вы можете сказать о территории нашей страны? Это наша страна - Российская Федерация, где мы живем, где живут наши родные и близкие люди. Назовите столицу нашей страны и покажите ее на карте. Россия – необъятная страна. Её площадь – 17 млн. кв.км. -Какие национальности вы знаете, которые живут на территории России? (Работа с картой в парах) После обсуждения дети называют народы, населяющие Россию) Россия – многоликая страна. Лик – это лицо. У каждого человека, у каждого села, города, района, области, края есть свое неповторимое лицо. Они разные, потому что в них живут неповторимые люди.
Самостоятельное чтение стихотворения. Задание для всех групп. (Определить различия, живущих народов России и что их объединяет ) (Отличия: - Место проживания
- Язык
- обычаи, традиции
- Интересы, увлечения
- Национальная кухня)
Текст стихотворения. Живут в России разные народы с давних пор. Одним - тайга по нраву, другим - степной простор. У каждого народа язык свой и наряд. Один черкеску носит, другой надел халат. Один- рыбак с рожденья, другой - оленевод. Один-кумыс готовит, другой - готовит мёд. Одним – милее осень, другим - милей весна, А Родина Россия у нас у всех одна. Что же объединяет разных граждан России?
-А теперь скажите, какой же будет тема нашего первого урока? (Россия – наша Родина)
| Умение ставить задачи, овладевать учебными навыками, выполнять логические операции.
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
Регулятивные УУД: «Сбор информации».
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил. Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии.
Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Личностные компетенции: «Вижу, слышу, чувствую».
Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий.
|
Этап 2. Организация и самоорганизация учащихся в ходе усвоения материала. Организация обратной связи |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
7мин. | (Работа с учебником «Основы светской этики», Изд-во : М.: «Просвещение», 2015 г.). -Прочитайте первый абзац в учебнике на с.4. Теперь произнесем все вместе слово «Россия». -Что вы почувствовали в его звучании? Прослушивание Гимна России. -Почему мы считаем Россию своей Родиной? - А какое определение можно найти в словарях? Этимология слова. Общеславянское слово, образовано от слова «род» - происхождение, семья, «родиться», место рождения, старо-славянского слова родити. Россия впервые у Ивана Грозного. Раньше – Русь, откуда Русия. Отчизна, Отечество (с Державина). Какие родственные слова можно подобрать к этому слову? (дети в парах подбирают однокоренные слова) -Как ещё можно назвать страну, где ты родился? Прочитаем 2-й абзац в учебнике на с. 4. От какого слова происходит слово «Отечество»? Запись в тетрадь изучаемых понятий. -Окружающий нас мир разнообразен. Вещи, предметы, явления природы – материальный мир. Но есть и другой мир – духовный. -Как вы думаете, что это такое? Духовный мир – это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир ещё называется миром культуры. Духовный мир отражается в человеке и образует его внутренний мир. Прочитаем 3-5-й абзац в учебнике на с. 4.
| Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.
Сбор информации
Познавательные УУД: «Прием информации».
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.
|
Этап 3. Практикум |
Длительность этапа | Основные формы работы учителя и учащихся | Формируемые УУД |
15мин. | Задание для групп. -Выполним следующие задания. У каждой группы есть силуэт человека. Вам нужно окружить его предметами материального мира и наполнить его внутренний духовный мир. Какой будет ваш человек, что его будет окружать, решать вам. Работа в группах: ученики каждой из них представляют свою работу, объясняют, какой человек у них получился. Работы вывешиваются на доску для подведения итогов урока. Прочитаем 7-й абзац в учебнике на с. 5. - Как вы поняли, что такое культурные традиции народа? ( Культурные страницы народа – это то, что придумали наши предки давным-давно, а последующие поколения соблюдают эти традиции, потому что они основаны на великих ценностях. Это такие ценности, как: добро, честь, справедливость, милосердие.) Задание для групп. На карточках изображены предметы, принадлежащие разным народам. Все ли эти предметы будут являться культурными ценностями для каждого народа? Найти такие предметы и отметить. Самостоятельная работа в группах, результаты которой обсуждаются и вывешиваются на доску. -Издавна в России в каждом народе особенно уважали семейные традиции. Особо почитались многодетные семьи. - Какие традиции существуют в вашей семье? (Рассказы детей) - Для чего хранят и соблюдают традиции?
- Подводя итог урока, мне бы хотелось, чтобы вы никогда не забывали, что вы - граждане великой страны. У нее богатая и славная история, у нас всех общая судьба. Вы граждане многонациональной страны объединенной одними государственными символами. У каждого человека есть своя дорога в жизни и только от него зависит, каким будет его путь и его будущее. Вы дети России - вы надежда и будущее нашей страны. Все в ваших руках! Еврей и тувинец, бурят и удмурт, Русский, татарин, башкир и якут. Разных народов большая семья, И этим гордится должны мы друзья. Россией зовется общий наш дом, Пусть будет уютно каждому в нем. Любые трудности мы осилим И только в единстве сила России.
Предлагаю вам выполнить тест, чтобы понять над чем ещё надо поработать, все ли вы поняли.
| Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Познавательные УУД: «Прием информации».
Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами, делать выводы.
Коммуникативные УУД: форма групповой рефлексии. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.
Коммуникативные УУД: «Распознавание эмоций» и «Вербализация эмоций».
|
Этап 4. Проверка полученных результатов. Коррекция |
Длительность этапа | Форма проверки полученных результатов, осуществление коррекции | Формируемые УУД |
5мин. | 1.Тест: 1. Мы живем в государстве, которое называется: - Россия
- Московия
- Русь
- Российское государство
2. Духовный мир – это: - Вещи
- Явления природы
- Предметы
- Знания
3. Культурные традиции помогают - Вырасти сильным
- Стать добрым
- Быть честным
- Получать хорошие отметки в школе
4. Соотнесите понятия и примеры: - 1.Духовный мир – -2. Материальный мир - а) здания, б)отношения между людьми, в) машины, г) информация, книги, кино Проверка теста по образцу. | - соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями конкретной задачи.
адекватно воспринимать предложения учителя, товарищей, по исправлению допущенных ошибок. |
Этап 5. Подведение итогов, домашнее задание
|
Длительность этапа | Рефлексия по достигнутым или недостигнутым образовательным результатам | Формируемые УУД |
3мин.+5мин.
| Наш урок подходит к концу, давайте подведем итоги. Скажите, пожалуйста, свои ощущения. -Что вам понравилось, что не понравилось на уроке. Закончите мои фразы. Оказывается… Самым неожиданным для меня было… Мне больше всего… Россиянами называют… Я знаю, что… Мы сегодня обратились к разговору о нашей Родине, углубили свои знания о России. Узнали, что такое материальная и духовная культура. Узнали, что народы нашей страны – России – можно назвать одной семьей. Думаю, вы поняли, что в этой семье необходимо жить дружно, что нужно уважать человека, и тогда человек будет уважать вас. - Как люди должны относиться друг к другу? - А сейчас мы поиграем в игру, которая поможет уважительно относиться друг к другу. Сундучок комплиментов. Учитель, начиная упражнение, говорит детям, что сегодня он принёс с собой сундучок комплиментов. Комплименты крылаты, как бабочки, и если сундук открыть, то они вылетят на свободу. «Открывая « сундучок, учитель говорит комплимент кому-то из учеников. Тот, кто получил комплимент, должен выбрать следующего участника и сказать комплимент ему, пока все не получат по комплименту. Нужно сразу договориться, что нельзя повторяться и что комплименты должны быть искренними.
Урок заканчивается песней «Ты, я, он, она – вместе дружная семья» в исполнении Софии Ротару.
| форма групповой рефлексии.
проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач,
|
Домашнее задание | Его вы будете делать по выбору.(Задание списывается со слайда) 1. Найти и записать пословицы о Родине. 2. Написать рассказ «Как стать таким, чтобы Родина гордилась тобой?» или стихотворение о Родине. 3. Расскажите или напишите о традициях своей семьи
|