Методическая разработка к предмету "Основы религиозной культуры и светской этики. Литературно-музыкальная композиция "Рождество Христово".
методическая разработка (окружающий мир, 4 класс) по теме

Знакомство с христианскими праздниками и традициями русского народа, привитие интереса к русской культуре.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkise.docx53.33 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное  общеобразовательное учреждение гимназия №4

Ворошиловского района Волгограда

Литературно-музыкальная композиция

«Рождество Христово»

Методическая разработка  к предмету

«Основы религиозной культуры и светской этики»

Торгашова Наталья Павловна

 учитель начальных классов

МОУ гимназии № 4

Ворошиловского района

Волгограда

2013-2014 учебный год

Тип урока: литературно-музыкальная композиция

Цель: знакомство с христианскими праздниками и традициями русского народа; привитие интереса к народной культуре.

 Задачи:

  • познакомить учащихся с историей возникновения праздника Рождества Христова;
  • прививать уважительное отношение к культурным ценностям русского народа;
  • приобщать учащихся к русским православным традициям;
  • организовывать культурный досуг школьников;
  •  развивать элементы духовно – нравственной культуры;
  •  вовлечь обучающихся в самостоятельно - познавательную деятельность;
  • формировать навыки работы с источниками дополнительной информации, а также с информационными ресурсами Интернет.

Аннотация.

        Проблема духовно-нравственного образования сегодня стоит в нашем обществе как никогда остро. Причин тому достаточно много и одна из них - абсолютная диелогизация общества, ликвидация института воспитания. Отказ от идеологии прошлого привёл к распаду «связи времён», чувства сопричастности к истории своей родины. Тиражируемые на всю страну средства массовой информации ведут разрушительную антидуховную пропаганду, становятся причиной снижения критериев нравственности и даже угрожают психологическому здоровью человека.

        Всё больше и больше людей приходят к пониманию того, что для духовного возрождения общества недостаточно только знаний, даваемых традиционным образованием. Нравственные импульсы нельзя рационально усвоить посредством чисто научного образования, никакая сумма наук сама по себе не в состоянии заменить любовь, веру, сострадание.

        Духовность, по мнению Л. П. Буевой, это проблема обретения смысла. Духовность есть показатель существования определённой иерархии ценностей, целей и смыслов.         Детство всегда с надеждой обращено в будущее, как бы ни было беспощадно настоящее. И дети, как правило, ждут, чтобы взрослые показали им путь, который определит им жизнь. Призовем ли мы их к Свету или оставим во тьме неведения? От этого зависит наш завтрашний день.

        Из страны детства все мы уходим в большую жизнь, насыщенную радостью и страданием, минутами счастья и горя. Способность радоваться жизни и умение мужественно переносить трудности закладывается в раннем детстве. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многое. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым. Взгляните на детские рисунки. Там всегда нарисовано большое оранжевое солнце, синее-синее небо, густая зеленая трава. Удивительное восприятие мира у наших детей! И нам, взрослым, важно найти гармонию между нашей взрослой успокоенностью и ребячьей взволнованностью, чтобы не погасли искорки доверия и взаимопонимания в глазах наших детей.

        Важной педагогической задачей формирования личности является выработка учащимися активной жизненной позиции, сознательного отношения к общественному долгу, единства слова и дела, нетерпимости к отклонениям от норм нравственности.

         Введение в образовательный процесс нового курса «Основы религиозных культур и светской этики» дело очень важное и нужное. Преподавание курса имеет светский характер. Этот курс имеет образовательную специфику, а также направлен на духовно-нравственное воспитание. И реализовать эти компоненты можно только в тесном единстве: семья–школа.
        Главная характеристика курса состоит в том, что он является культурологическим и направлен на развитие у обучающихся 4-5 классов представлений о нравственных идеалах и ценностях, которые составляют основу религиозных и светских традиций многонациональной культуры России. Введение курса в школьную программу является одним из путей решения проблемы духовно-нравственного воспитания детей. 
На уроках дети путешествуют во времени по разным странам, по храмам, городам. Узнают, что в нашей стране исповедуются разные религии, из них четыре – православие, ислам, иудаизм, буддизм – являются традиционными для России. Эти религии внесли огромный вклад в развитие Российского государства. С удовольствием составляют и разгадывают кроссворды, викторины, отвечают на вопросы тестов, фотографируют, рисуют. Особый интерес у ребят вызывают презентации творческих работ, проектов.

        Частью духовной культуры являются народные и религиозные праздники. Праздничные торжества могут очень многое рассказать о жизни народа, его обычаях и вере. Праздники занимают важное место в жизни каждого человека. Свои традиции празднования имеет каждый народ и об этом дети узнают на уже понравившихся им уроках – праздниках. И один из таких уроков мне бы хотелось сегодня представить. Это литературно-музыкальная композиция «Рождество Христово». Могу честно признаться, первое чтение сценария не всеми детьми было воспринято серьёзно, но когда дети познакомились с дополнительной литературой, увидели презентацию, услышали «Слово о жизни» из Нового завета в современном переводе, окунулись в подготовительный этап,  они оценили работу по-другому. Большую помощь в подготовке мероприятия оказали родители, а затем они стали зрителями великолепного спектакля.

Используемые педагогические технологии:

- технология деятельностного подхода;

- элементы технологии организационно - исследовательской деятельности обучающихся;

- информационно - коммуникативные технологии.

Методы: объяснительно – иллюстративные, частично – поисковые, словесные, наглядные, практические.

Ресурсы:

- персональный компьютер, мультимедиа-проектор;

- «Основы духовно-нравственной культуры народов России: основы религиозных культур и светской этики», 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Н.Ф.Виноградова, В.И.Власенко, А.В.Поляков;

- музыкальный центр, записи церковных песнопений, колокольного перезвона, новогодних песен.

 

Литературно-музыкальная композиция

«Рождество Христово»

Вступительное слово учителя.  Издавна в зимнее время празднуют не только Новый год, но и Рождество. Старинное слово «рождество» означает «рождение». Рождество – это праздник рождения Иисуса Христа.

        Когда наступает этот праздник, в домах, в церквях зажигают свечи, поют песни о родившемся Младенце и его Матери.

        Сегодня мы отправимся с вами в необычайное путешествие, встретимся с библейскими героями и сами станем участниками великих событий. Итак, в путь…

        В издании современникам 1915 года «Рекомендации литературно-музыкальной хрестоматии» было такое обращение:

«Пусть учитель в школе, а мать в семье перед наступление праздника, прежде всего, напомнят, прочитают или расскажут детям прекрасные повествования о Рождестве Христовом и другие святые истории. Пусть дети посмотрят на хорошие картины, на темы евангельских событий. В школах можно научить детей славить рожденного Богомладенца пением прекрасных церковных песен «Рождество твое», «Христе Боже наш», «Дева днесь» и других…

        Приготовлениями к ёлке следует заняться заблаговременно. В свободное время, иногда в праздничные дни, дети сами сделают украшения к своей ёлке…

        Школьные праздники должны быть устроены очень просто, скромно, но в то же время заботливо и красиво. Пусть дети сами во всем помогают устроителям, и у них будет сознание довольства, что они много постарались для своего веселого праздника. В школьном празднике должны участвовать все учащиеся».

Учитель: Вот и мы с вами сегодня попробуем ощутить тот дух Рождества, переместиться в прошлое и узнать как можно больше об истории этого праздника, который любят отмечать и взрослые, и дети.

Ученик:  (одет в одежду начала 19 века, проходит вокруг елки, рассматривает её)

В школе шумно, раздается

Беготня и шум детей…

Знать, они не для ученья

Собрались сегодня в ней.

Нет, рождественская ёлка

В ней сегодня зажжена;

Пестротой своей нарядной

Деток радует она.

Детский взор игрушки манят –

Здесь лошадки, там волчок,

Вот железная дорога,

Вот охотничий рожок.

А фонарики, а звёзды,

Что алмазами горят!

А орехи золотые!

А прозрачный виноград!

Будьте ж вы благословенны,

Вы, чья добрая рука

Убирала эту ёлку

Для малюток бедняка!

Редко, редко озаряет

Радость светлая их дни,

И весь год им будут сниться

Ёлки яркие огни.

Учитель: Рождество Христово – великий, светлый, радостный праздник. В это время «ликуют ангелы на небесах и радуются люди».

В 5508 году (от сотворения мира) от Пресвятой Девы Марии и Святого Духа в городе Вифлееме родился Господь наш Иисус Христос!

(На экране появляется текст из Нового завета, современном переводе.

Евангелие Матфея 2. Рождение Иисуса Христа (этнографические сведения).

Приложение 1)

Учитель: Чтобы вы поняли, события тех далеких времен, я хочу, чтобы вы послушали рассказ Ольги Ефремовой «Рождество Христово» (Приложение 2).

(Звучит Церковное песнопение,

которое постепенно утихает и на его фоне звучат стихи).

1-й чтец

Канун великий Рождества…

Темнеют краски небосвода…

Все тихо… близость торжества

Невольно чувствует природа.

2-й чтец

Как будто менее тревог,

Как будто менее страданья –

В подлунный мир Младенец – Бог

Приносит сладость упованья.

3-й чтец

В святую ночь, на тучном поле,

Не зная отдыхов и снов,

Стада, гулявшие по воле,

Пасло семейство пастухов.

4-чтец

И в этот миг с высот небесных

В одеждах блещущих, чудесных,

Спустился ангел и сказал:

Ангел 1

Не бойтесь! Бог меня послал!

Вам возвестить живую радость.

И старость ветхая и младость

Возвеселяться пусть о ней!

В священном граде Вифлееме

Родился ныне, в это время

Спаситель мира и людей!

5- чтец

Внезапно в бездне небосклона

Несчетных сонм небесных сил

Явился, светом озаренный,

И так вселенной возвестил:

Ангелы

Позабудь тревогу, беспокойный мир!

Слава, в вышних Богу! И на Землю Мир!

Ангел 2

Встаньте и пойдите

В город в Вифлеем;

Души усладите

И скажите всем:

«Спас пришел к народу,

Спас явился в Мир!»

Ангел 3

Слава в вышних Богу

И на Земли мир!

Там, где отдыхает

Бессловесна тварь,

В яслях почивает

Всего Мира Царь!

Звучит «Тропарь. Колокольные перезвоны»

1 ученик. Праздник великий настал уже снова;

Всюду веселье, пиры, торжество…

Вспомним, какое поведал нам слово

Тот, чье справляем сейчас Рождество:

«Каждый да будет всегда милосердным

К слабым, сиротам, убогим, больным!

Тем, что имеет, поделится с бедным

И назовет его братом своим!»

Так окажите же, други, участье:

Многие встретят в нужде Рождество!

Доброе дело – великое счастье.

Это – святое души торжество.

«Перезвон»

(Появляется группа детей, изображающая пастухов)

2 ученик. Мы расскажем вам стихи,

Как шли в поле пастухи,

Шли они при свете звёзд,

Через лес, и через мост.

Среди гор, среди долин

В край, где был их властелин!

Но средь звезд зажглась одна –

Из алмазов вся она!

3 ученик. Это было равно чуду,

Ощущаемому всюду!

Между тем для глаз незримы

В небе пели херувимы.

( Ангелы обращаются к пастухам)

Ангел 1

Пели Ангелы Христу,

Славили рожденье.

В мир принес Он красоту,

Веру во спасенье!

Ангел 2

В небе звездочка зажглась

Золотая.

Эта звездочка была

Не простая!

Ангел 3

Сам Всевышний Бог

Ту звезду зажёг!

И горит звезда и сияет.

Вам к спасенью путь озаряет!

3 ученик (продолжает)

Приближался Вифлеем,

Люди вышли на дорогу –

Город тот знаком был всем:

Место, где родиться Богу.

4 ученик. Вот и яркая звезда

Плыла в небе невесомо,

Словно быстрые года.

И зависла вдруг над домом.

(Пастухи хором) Ликовали пастухи,

Здесь простятся им грехи!

5 ученик. В старом маленьком хлеву

Бог родился наяву

Без порфиры и венца,

Там же, где спала овца.

6 ученик. Но помимо пастухов

Бог пришлет еще волхвов.

Те внесут подарки мирно:

Ладан, золото и смирну –

Из восточной стороны

Богу верные сыны.

Ветер гладил крыш верхи

Пели песни пастухи.

(Волхвы нараспев читают стихи)

Волхвы (вносят ларец и, доставая предмет: золото, ладан, смирну, говорят):

1-й Принесли младенцу мудрецы

С дивными подарками ларцы.

Слиток золота в одном ларце лежал

И сиял он ярче, чем заря

Этот дар волшебный означал,

Что Христа встречают как царя.

2-й Ладан ароматный был в другом.

Этот дар всем возвещал о том,

Что Всевышний указал Волхвам дорогу

И они в младенце видят Бога.

3-й В третьем же ларце лежала смирна.

Было ведь предсказано от века,

Что Господь придет на землю с миром

В образе земного человека.

7 ученик В час великий торжества

Не простого Рождества

Очень пастухи спешили,

Но войти внутрь не решились.

И хотя шли очень лихо

Постучали все же тихо.

Вышла к двери к ним Мария

И сказала:

Мария Дорогие!

Побыстрее заходите,

Но Младенца не будите!

Как же радостно вокруг –

В мир родился лучший друг!

Кто не верит – то поверит,

Кто не слышал, да услышит,

Что нет больше в мире смерти!

Что душа свободно дышит!

Это благостная весть:

В ней одно условье есть –

У кого пороков много,

Не увидят в яслях Бога!

9 ученик. С Рождеством Христовым, дорогие дети!

Видите, как светят звездочки в ночи?

Но одна большая, звездочка святая

Прямо в наше сердце льет свои лучи!

10 ученик. Вместе с Иисусом звездочка явилась,

Чтобы ярким светом людям возвещать,

Что в убогих яслях ласково склонилась

Над Христом-Младенцем радостная мать.

11 ученик. Вам хочу напомнить, дорогие дети,

Чтобы в этом мире звездочками быть,

Этого Младенца вашим чистым сердцем

Больше всех на свете вы должны любить.

12 ученик. Мы с Рождественской звездой

Смело входим в дом любой.

Песни распеваем,

Бога прославляем!

(Исполняется песнопение «Рождество Христово»)

Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песни пел:

«Вы, люди ликуйте,

Все днесь торжествуйте

Днесь Христово Рождество».

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И младенца Бога

С матерью нашли.

Стояли молились,

                                  Христу поклонились

                                               Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили,

Спас перед тобой.

Все мы люди грешны,

Ты один святой.

                                     «Прости прегрешенья,

                                  Дай нам оставленье,

                                               Днесь Христово Рождество!»

(У пещеры появляются три дерева: Пальма, Маслина и Ёлка)

Пальма. Великое чудо в ту ночь совершилось

Спасителя Бог нам послал,

В забытой пещере в заброшенных яслях

Младенец, сын Божий, лежал

Звезда над пещерой, как свет путеводный,

Сияла ученым Волхвам,

И громкая песнь пастухов величаво

И стройно неслась к небесам.

С людьми вся природа в ту ночь ликовала:

Шумя на деревьях, листы

Таинственным шепотом славили Бога

И пахли сильнее цветы.

Три дерева – пальма, маслина и ёлка –

У входа в пещеру росли

И первые дни в горделивом восторге

Младенцу поклон принесли (кланяется).

Маслина (указывая на Пальму)

Прекрасная пальма его осенила

Зеленою короной своей,

А с нежных ветвей серебристой маслины

Закапал душистый елей.

Лишь скромная Ёлка печально стояла:

Она не имела даров,

И взоры людей не пленял красотою

Её неизменный покров.

Увидел то ангел Господень

И ёлке с любовью сказал:

Ангел: «Скромна ты, в печали не ропщешь,

За это от Бога награда тебе суждена».

Пальма (продолжает).  Сказал он – и звездочки с неба

Скатились на ёлку одна за другой,

И вся засияла, и пальму с маслиной

Затмила своей красотой.

Младенец от яркого звездного света

Проснулся, на ёлку взглянул,

И личико вдруг озарилось улыбкой,

И ручки он к ней протянул.

Пастухи (вместе) Смотрите, смотрите, звездочки с неба упали!

1-й пастух: Ёлочка сияет вся!

2-й: Чудо Бог сотворил…

Зайчик (прыгает вокруг Ёлочки): Ёлочка, Ёлочка, какая ты красивая!

Цветы: Ты самая красивая… Это тебя Бог украсил.

Огонь: Она вся в огоньках.

Вода: Она вся в хрусталиках, капельках, а не в огоньках…

2-й пастух: За твоё смирение, Ёлочка, за доброту твою отметил тебя Господь Бог.

1-й: Теперь отныне и навеки люди будут славить тебя и украшать.

Цветы: Давайте мы тоже украсим нашу ёлочку.

Огонь и Вода: Сделаем самой нарядной.

Зайчик: Да здравствует наша ёлочка!

2-й пастух: Теперь смиренная зеленая ёлочка всегда будет славить Рождество Христово.

Все: Всегда!

(Дети становятся вокруг ёлочки, поют колядку «Рождество Христово, Ангел пролетел», Приложение 3)

Ёлочка: Исполнил Спаситель свой подвиг высокий

Учил и творил чудеса,

За нас пострадал, и, воскресши из мертвых,

Вознесся к Отцу в небеса.

А мы с той поры каждый год вспоминаем

И набожно чтим Рождество:

Ребенок ли взрослый – все празднику рады,

И в каждой семье торжество.

Где дети – там ёлка богаче, беднее,

Но вся в золотых огоньках.

И сколько веселья и сколько восторга

В незлобливых детских сердцах

13 ученик:  Сегодня чудный день у нас –

Спасителя рожденье.

Смотрите, ёлочка зажглась –

Краса и удивленье.

14 ученик: Сегодня люди всей земли

Рожденье отмечают,

В квартирах ёлочки зажгли

И Бога прославляют.

15 ученик: И мы все дружно воспоём

Честь, слава в высших Богу.

И мир, и радость здесь найдем

И в небеса дорогу.

(Исполняется песня «Рождественская ёлка (Во владеньях инея и снега…)».

Приложение 4)

Учитель: После прихода Рождественского праздника сразу начинались Святки.

(Входят Христославы со звездой)

Учитель:  Под покровом звездной ночи с Рождественской звездой обходили взрослые и дети с песнопением «Рождество твое». Этих Христославов ждали во всех домах с добрыми словами и угощением, иногда переподали и денежки.

Христослав 1: «Рождественский стих»

Ангел мирный, дух небесный

Светлых радостных лучей.

Нынче ангел к нам спустился

И пропел: «Христос родился!

Мы пришли Христа прославить,

А вас с праздником поздравить.

По пустыне, по дороге

Шли три путника святых,

Шли они издалека,

Много приняли труда.

Перед ними шла с востока

Чудно яркая звезда.

В день Господнего рожденья

К небесам она взошла,

И Христу на поклоненье

Трех волхвов она вела.

- Для чего Христос родился?

- Для спасенья только нас!

- Для чего я к вам явился?

- Чтоб поздравить с праздником вас!

С праздником, Хозяин и Хозяюшка!  

Учитель: А что такое святки? Вы знаете, ребята? Нет! Что ж, придется показать и, конечно, рассказать!

Святки – это двухнедельные празднества. В течение этих дней люди ходили друг к другу в гости, поздравляли с праздником, т.к. сразу наступает Новый год. Рядились, пели поздравительные песенки – колядки. Колядовали отдельно парни, отдельно девушки, отдельно дети, а в некоторых деревнях и пожилые, степенные крестьяне. Ребята приходили колядовать в масках медведя, козы, журавля. У одних колядовщиков через плечо висели большие холщовые сумки, другие держали в руках длинные кии-палки. Заводила с колокольчиками и бубном изображал Коляду. Все остальные с ним переговаривались.

Появляются колядующие-родители и поют колядки (Колядки – Приложение 5).

.

Христослав 2 (Стихотворение И.Никитина «Привет»)

Наступили святок радостные дни,

И зажглись на ёлках яркие огни.

В нашей школе тоже ёлка зажжена…

Нас своим нарядом радует она.

Пусть спасибо наше примут в добрый час

Те, кто этой ёлкой одарили нас.

Просим от души мы дорогих гостей:

Здравствуйте! Примите наш привет скорей!

(Завершается композиция хороводом «В лесу родилась ёлочка»)

Родители для детей подготовили подарки, которые находятся под ёлкой – вручение подарков.

Приложение 1

Слово о жизни.

(Новый завет в современном переводе)

Евангелие Матфея 2

Рождение Иисуса Христа

(этнографические сведения)

        Рождение Иисуса Христа происходило так: мать Иисуса, Мария была обручена с Иосифом, но прежде, чем они поженились, оказалось, что она беременна. Ребенок, которого ей предстояло родить, был от Святого Духа. Жених Марии, Иосиф, был человеком праведным и, узнав, об этом, хотел тайно отпустить Марию, не предавая дело огласке, чтобы не опозорить её. Но когда он принял такое решение, ему во сне явился ангел Господа и сказал «Иосиф, сын Давидов! Не бойся взять Марию в жёны, потому что ребёнок, что в ней от Святого Духа! Она родит сына, и ты назовешь Его Иисус (что по-еврейски значит «Господь Спасет»), потому что он спасет народ свой от грехов!»

        Всё, что произошло, было исполнением того, что Господь сказал через пророка: Девушка забеременеет и родит сына, которого назовут Емиануил, что значит «С нами Бог».

        Утром Иосиф сделал так, как велел ему ангел. Когда Мария родила сына, Иосиф назвал Его Иисусом. Христос по-еврейски мессия, что значит «помазанный». В древнем Израиле над царем совершалось помазание, когда он принимал царство. Христос «помазан» Богом на царство. Он был Мессией, которого ожидал Израиль.

Приложение 2

О. Ефремова

Рождество Христово.

        Римский император Август хотел узнать, сколько у него подданных. Для этого он велел произвести народную перепись. Каждый должен был записаться в том городе, откуда он был родом. Как и все, и праведный Иосиф должен был повиноваться приказу римского императора. Городом его предков был Вифлеем. Туда с Пресвятой Девой Марией и должен был ехать Иосиф. Время года тогда было суровое. Путь был очень далекий, а дорога опасная. Путешествие в Вифлеем страшило Иосифа, но приказ императора был строг. Иосиф и Мария с надеждой на помощь Божию отправились в Вифлеем. После долгого и утомительного пути усталые путники, наконец, достигли Вифлеема, где по случаю переписи было очень много народа. Гостиница, где думал остановиться Иосиф, была полна народу.

- Пойдем в город, - сказала с кротостью Святая Дева своему спутнику, - может быть мы, встретим какую-нибудь сострадательную душу, которая окажет нам гостеприимство.

        Но напрасно Иосиф и Мария исходили все улицы Вифлеема, ни одна дверь перед ними не отворилась, чтобы дать им кров. Однако на землю уже спустилась тёмная восточная ночь, которая застала путников на окраине города; перед ними была безлюдная пустыня. На тёмной синеве неба ярко блистали звёзды небесные, из-за облаков показалась луна, бледными и печальными лучами своими осветила она Иосифа и Марию. Уставшие и измученные стояли они, не зная, куда им идти.

        Наконец, они увидели пещеру, служившую для пастухов и их стада убежищем во время зимних непогод. Обрадованные путники возблагодарили Бога, давшего им этот приют, и вошли в пещеру. Здесь-то, под сводами этой мрачной и убогой пещеры, родился от Пресвятой Девы Марии Царь мира – Господь наш Иисус Христос.

        Счастливая мать спеленала его, положила в ясли и оберегала сон Своего Божественного Младенца.

        Была ночь. Весь город был погружен в глубокий сон. Не спали только пастухи – они недалеко от Вифлеема были в поле и пасли стада овец. Вдруг они увидели яркий свет на небе, и с неба в светлых белых одеждах спустился к ним ангел Господень. Пастухи испугались.

- Не бойтесь! – сказал им ангел. – Я возвещаю вам радость великую, радость всем людям. В эту минуту родился в городе Давидовом Вифлееме Спаситель. Который и есть обещанный Христос – Господь. Идите в Вифлеем, и там, в пещере вы найдете Младенца, лежащего в яслях.

        Заплакали пастухи от великой радости, упали на колени, и первые поклонились родившемуся Спасителю. Потом они возвратились к своим стадам, и всем они рассказали, что слышали от ангелов и как видели родившегося Спасителя.

        В то время, когда Господь наш Иисус Христос родился в Вифлееме, на небе взошла особенно красивая, большая и светлая звезда. Она так сильно и ярко светила на землю, что все люди невольно обращали на неё внимание.

        За этой особенною звездою шли с востока мудрецы или, как их тогда называли, волхвы. Все они занимались разными науками и, главным образом, следили за расположением и движением по небу звезд и других светил небесных. По звёздам волхвы угадывали жизнь людей и их будущее. Увидев, теперь особенную звезду, они решили, что на земле случилось что-то необычайное, а т.к. звезда была в той стороне неба, где расположена земля еврейская, то волхвы и думали, что к евреям, должно быть, и явился, Тот Великий Царь, Которого они давно ждут и, Которого называют Спасителем. Некоторые из волхвов захотели видеть Царя. Собрались они большим караваном и отправились в землю еврейскую. Дорогою они все время следили за небесною звездой, которая привела их в Вифлеем, и остановились над пещерою, в которой родился и лежал в яслях Господь.

        Вошли волхвы в пещеру и там увидели Божественного Младенца, давно ожидаемого на земле Царя царей, сошедшего с неба на грешную землю и родившегося от Пресвятой Девы Марии для спасения всего мира.

        Поклонилися волхвы родившемуся Господу до земли, принесли ему богатые дары и уехали обратно в свою страну.

Приложение 3

Песня «Рождество Христово»

Рождество Христово,

Ангел прилетел,

Он летел по небу,

Людям песню пел:  

                  «Вы, люди, ликуйте,

                   Все днесь торжествуйте,

                   Днесь Христово Рождество!»

Пастыри в пещеру

Первые пришли,

И Младенца Бога

С Матерью нашли.

Стояли, молились,

Христу поклонились,

                         Днесь Христово Рождество!

Все мы согрешили,

Спас, перед Тобой.

Все мы люди грешны,

Ты один святой.

                          Прости прегрешенья,

                          Дай нам оставленье,

                          Днесь Христово Рождество!

Приложение 5

Колядки

Игра 1

- Таусень – коляда,

Барыня молода,

Барыня молода,

Ты где была?

        - Коней пасла.

- А что выпасла?

        - Коня в седле,

        В золотой узде.

- А где кони?

        - За воротами стоят.

- А где ворота?

        - Водой снесло.

- А где вода?

        - Быки выпили.

- А где быки?

        - За горы ушли.

- А где гора?

        -Черви выточили.

- А где черви?

        - Гуси выклевали.

- А где гуси?

        - В тростник ушли?

- А где тростник?

        - Дети выломали.

- А где дети?

        - Сидят на повети

        Лапоточки плетут,

        Сарафанец шьют,

        Коляду одевают,

        Гулять посылают!

Игра 2

Уж и ходим мы,

Уж и бродим мы

По проулочкам,

По заулочкам.

Щедрый вечер,

Добрый вечер,

Добрым людям

На весь вечер.

Уж и ищем мы,

Уж и ищем мы

Иванов двор,

Иванов двор.

Уж и будем брать,

Будем брать-скупать

Всё калачики,

Всё горячие.

Уж и будет давать,

Давать-наделять –

Колядовщиков,

Недоросточков.

Эй, боярышни красивые!

Эй, девицы неспесивые!

Двери шире распахните-ка

И гостей к себе пустите-ка!

К вам соседи ваши близкие,

Не высокие, не низкие,

Не широкие, не узкие,

Всё бояре чисто русские,

А пришли к вам не помехою,

А с весельем и потехою.

Игра 3.

- Овсень-коляда!

Дома ли хозяин?

        - Его дома нету!

        Он уехал в поле

        Пашеничку сеять!

- Овсень-коляда

Суконная борода

Если не дашь ножку,

Расколю окошко.

        -Пожалуйте, гости дорогие, пожалуйте!

Игра 4

Уж ты, тетушка, подай,

Ты, лебедушка, подай,

Ты подай-ка  пирог –

С рукавичку широк.

Подай, не ломай

И начинку не теряй.

Подай и каши –

Золотые чаши.

Либо каши горшок,

Либо блюдо кишок,

Либо ступу молока,

Либо блюдо киселя,

Либо сена клок,

Либо вилы в бок!

Уж ты не скупись,

С нами поделись!

Не пора ли вам, хозяюшки

Колядовщиков дарить!

Прикажите, не держите,

Наших ножек не знобите!

Нет, постойте, погодите!

Преждепляску покажите.

Надо всласть повеселиться.

А потом чайку напиться!

5.Метелица

1.        Как пошла, пошла метелица мести,

        Заметает все дорожки, все пути.

Припев:

Ой, жги, ой, жги, говори!

Заметает все дорожки, все пути!

2.        Сыплет снегом на озябшие поля,

        Согревается родимая земля.

Припев:

Ой, жги, ой, жги, говори!

Согревается родимая земля.

3.        Ты мети, мети, метелица, мети!

        Урожаи нынче будут хороши!

Припев:

Ой, жги, ой, жги, говори!

Урожаи нынче будут хороши! (Угощение).

Игра 6.

На новое вам лето,

На красное вам лето!

Куда конь хвостом –

Туда жито кустом.

Куда коза рогом –

Туда сено стогом.

Сколько осиночек,

Столько вам свиночек;

Сколько ёлок,

Столько и коровок;

Сколько свечек,

Столько и овечек.

Счастья вам, хозяин с хозяюшкой,

Большого здоровья,

С Новым годом, со всем родом!

Сею, сею, посеваю,

С Новым годом поздравляю.

Счастья будет вам горой

Урожая воз большой!

Уродись у вас пшеничка,

И горох, и чечевичка.

На столе всегда пирог

Легких вам всегда дорог!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль Основы светской этики) 4-й класс, 2-е полугодие, урок №23 Тема урока: Совесть

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией.

Методическая разработка урока основы религиозных культур и светской этики по теме "Добро и зло" с презентацией для учащихся 4 класса....

Методическая разработка урока «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса с использованием современных образовательных технологий. Тема: «Мой класс – мои друзья!»

Цель урока: создание условий для формирования представления о дружбе, взаимопомощи, взаимопонимании, как о важнейшей нравственной ценности.Задачи урока:– формировать навыки конст...

Методическая разработка по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: "Основы православия". Тема: "Благовещение Пресвятой Богородицы".

Тема занятия: «Благовещение Пресвятой Богородицы» Тип занятия: интегрированное  Образовательная цель: знакомство с понятием «Благовещение».Познакомить ...