Конспект урока "Окружающий мир"
план-конспект урока по окружающему миру (3 класс) по теме

Елена Владимировна Хабарова

Использование современных технологий. Приём  "кластер". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_okruzhayushchemu_miru_3_klass.docx73.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока «Окружающий мир» с использованием технологии развития критического мышления.

Предисловие.

Технология развития критического мышления в процессе обучения младших школьников

        Критическое мышление — это поиск здравого смысла: как рассудить объективно и поступить логично, с учётом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений. 

          Критическое мышление, способное выдвинуть новые идеи и увидеть новые возможности, весьма существенно при решении проблем.

 Использование на уроках приёмов развития критического мышления способствует развитию у школьников следующих умений:

  • понимать прочитанное и услышанное;
  • анализировать текст совместно с другими людьми;
  • писать, чтобы учиться;
  • вести исследовательскую работу в группе;
  • доступно передавать информацию другому человеку;
  • самостоятельно определять направление в изучении какого-то предмета с учетом интересов группы;
  • использовать полученные знания в жизни.

           Это достигается с помощью:

                       - планирования активных уроков;

                       - создания тематических блоков;

                       - разработки методов аутентичного оценивания, чтобы можно было оценить и результат, и процесс учения.

      Технология критического мышления  включает три этапа или стадии: «Вызов  –  Осмысление – Рефлексия».

Первая стадия – вызов. Ее присутствие на каждом уроке обязательно. Эта стадия позволяет:

1) актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика знания  по данной теме или проблеме;

2) вызвать устойчивый интерес к изучаемой теме,  мотивировать ученика к учебной деятельности;

3)  побудить ученика к активной работе на уроке и дома.

Вторая стадия – осмысление. Эта стадия позволяет ученику:

1) получить новую информацию;

2) осмыслить её;

3) соотнести с уже имеющимися знаниями.

Третья стадия – рефлексия. Здесь основным является:

1) целостное осмысление, обобщение полученной информации;

2) присвоение нового знания, новой информации учеником;

3) формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

          Конспект урока по курсу «Окружающий мир», 3 класс.

           (УМК «Школа России», автор учебника А.А. Плешаков)

Тема урока: «Разнообразие животных».

Цели: - ознакомить с новой классификацией животных и их групповыми

            признаками;

          - расширять кругозор учащихся;

          - формировать УУД: умение работать в парах, группах; умение работать с текстом по заданию учителя и по собственному побуждению;

систематизация уже имеющихся и новых знаний; рефлексивные действия; коммуникативные умения.

Используемые технологии: - групповая (КСО);

                                               - технология критического мышления;

                                               - ИКТ

Ход урока:

1.Орг. момент.

2. Проверка домашнего задания.

Тест.

  1. –Как называется сладкий цветочный сок?

А.  нектар

Б.  пыльца

В.  мёд

  1. – Как называются мельчайшие жёлтые зёрнышки, находящиеся в цветах?

А.  нектар

Б.  пыльца

В.  семена

3) – Какое насекомое не является опылителем?

     А.  пчела

     Б.  бабочка

     В.  комар

4) – На месте какой части растения появляются плоды и семена?

     А.  листа

     Б.  ствола

     В.  цветка

5) – У какого растения плоды – лёгкие парашютики?

     А.  одуванчика

     Б.  репейника

     В.  липы

6) – Плоды какого дерева не распространяются с помощью ветра?

     А.  липы

     Б.  дуба

     В.  клёна

7) – Какая часть растения первой появляется из семени?

      А.  корень

      Б. стебель

      В. лист

8) – Какая наука изучает жизнь растений?

      А.  экология

      Б.  биология

      В.  ботаника

Работа в парах: взаимопроверка, обсуждение спорных вопросов.

(Учитель на доске даёт ключ для проверки:

1.– А.; 2. – Б.; 3. – В.; 4 – В.; 5. – А.; 6. – Б.; 7. – А.; 8. – В.)

Самооценка. – Кто не допустил ошибок? Молодцы.

               Повторение изученного о растениях.

У.: - На какую тему был тест? (Жизнь растений).

- Проверим, хорошо ли вы знаете растения нашей местности, которые вас окружают в лесу, на лугу, возле дома. Угадайте растение по описанию и решите кроссворд. Если вы сделаете это правильно, то узнаете тему нашего сегодняшнего урока.

                                            Кроссворд.

  1. Вдоль дорог, вдоль тропинок встречается это растение. Будто специально растёт оно там, чтобы помочь путешественнику, натёршему ногу или поранившему руку. (Подорожник).
  2. Из травы смотрит весёлый фиолетовый глазок. Значит, будет хорошая погода. Перед дождём этот цветок обязательно закроется. (Фиалка).
  3. Сегодня поляна золотисто-жёлтая от цветов, а завтра – бело-пушистая.

Жёлтые цветы превращаются в белые головки, а с головок слетают лёгкие пушинки. (Одуванчик).

  1. На изломе стебля этого растения выступает оранжевый сок. Когда-то

     верили, что этим соком можно сводить бородавки. Это свойство дало

     название растению. (Чистотел).

  1. С запахом этого растения знаком даже тот, кто никогда не был в лесу.

Ведь у некоторых конфет такой приятный вкус и запах именно благодаря этому растению. (Мята).

  1. Дерево с большими и красивыми, как будто вырезанными, листьями

Можно было бы назвать музыкальным – из его древесины изготавливают музыкальные инструменты. (Клён).

  1. Ветки этого кустарника покрыты острыми и твёрдыми колючками.

(Боярышник).

  1. Весной в лесу на этом дереве загораются маленькие красные и синие

«лампочки» - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель).

У: - Прочитайте, какое слово получилось в выделенной строке?

        ж  и  в  о  т  н  ы  е

 - Сегодня мы покидаем царство растений и переходим к изучению животных.

3. Новый материал. Работа по теме урока.

У: - Когда вы слышите слово «животные», вы ведь кого-то себе  

       представляете? Вы изучали животных во 2-м классе на уроках

       окружающего мира, что-то читали сами, о чём-то вам рассказывали  

       взрослые, каких-то животных наблюдали в природе сами.

- Сейчас я предлагаю вам работу в группах по 6 человек.

  Задание: - Обсудите в группах всё, что вы уже знаете о животных и  

  составьте схему (приём кластер) (7 минут) (Вызов)

Далее выслушивается каждая группа. Одни дети вспомнят о таких группах, как дикие и домашние животные, другие классифицируют их по внешнему виду и отличительным видовым признакам (6 групп, изученных во 2-м классе: птицы, рыбы, насекомые, звери, пресмыкающиеся, земноводные), возможны и другие варианты.

- Вывод: вы уже многое знаете о животных, но всё ли? Конечно, нет! Сейчас вы продолжите работу в группах по такому заданию: внимательно прочитайте текст учебника на стр. 89-95 и дополните ваши схемы (кластеры) новыми сведениями о разнообразии животных (10 минут). (Осмысление)

- Закончили работу. Итак, что же нового вы узнали? (Выслушать каждую группу, какие изменения они внесли, не повторяя предыдущих ответов, а дополняя их). Какая группа была самой внимательной, нашла больше всего информации?

 4. Обобщение и закрепление изученного.

У: - Итак, давайте обобщим, по каким же признакам и  какие группы можно

    выделить из всего разнообразия животных?

( Появляется кластер на доске или интерактивной доске, если кабинет ею оборудован). (Рефлексия)

(Здесь приведён подробный вариант кластера, если класс сильный и дети смогли выделить все эти признаки и группы. В других классах группы по способу питания и способам размножения будут скрыты, т.к. это темы следующих уроков).

(Если позволяет время на уроке и технические возможности, можно показать фотографии или рисунки животных – представителей различных групп.)

У: - О каких группах животных вы узнали на уроке? Какие основные признаки каждой группы вы запомнили? Приведите примеры животных- представителей этих групп. Как называется наука о животных?

- Продолжим работу в группах. Выполните коллективно задания в рабочей тетради стр. 40-41, № 1, 2. Проверяем. Какая группа не ошиблась? Была самой активной?

5. Итог урока.

 У: - Какие группы животных вы узнали? На следующем уроке мы подробно поговорим о способах питания и размножения животных.

6. Домашнее задание.

   1. Стр. 89-95 учебника.

   2. Стр. 43 раб. тетр.

   3. Творческое задание по желанию: подготовить сообщение о любом животном из изученных групп, используя дополнительную литературу.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия "Кто с нами рядом живёт?". и конспект занятия в первой младшей группе "Степашка в гостях у ребят"

Конспект занятия "Кто снами рядом живёт" во второй младшей группеКонспект занятия по ознакомлению с окружающим " Степашка в гостях у ребят" в первой младшей группе...

конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"

Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний.   Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...

Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.

В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"

Урок литературного чтения в 1 классе  «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...

Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса

Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема:  Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...