Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Бабенко Светлана Ивановна

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс и КТП УМК Гармония

Скачать:


Предварительный просмотр:

          Рабочая программа по окружающему миру

  1. Пояснительная записка

Рабочая программа  по окружающему миру для 3 класса составлена на основе:

- авторской программы «Окружающий мир» (1-4), издательство: «Ассоциация XXI век»,  Смоленск  2012г, автора О.Т.Поглазовой

- следующих нормативно-правовых документов:

1.Приказ  Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373,     зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. №17785

2.Основной образовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №30;

3.Учебноый план  МБОУ СОШ № 30  на 2013 / 2014 учебный год.

Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир».

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование у младших школьников целостной картины природного и социокультурного мира, экологической и культурологической грамотности, нравственно-этических и безопасных норм взаимодействия с природой и людьми; воспитание гармонично развитой, духовно-нравственной личности, любящей своё Отечество, осознающей свою принадлежность к нему, уважающей образ жизни, нравы и традиции народов, его населяющих; личности, стремящейся активно участвовать в природоохранной, здоровьесберегающей и творческой деятельности.

Основными задачами образовательного процесса при изучении курса «Окружающий мир» являются: социализация ребёнка; развитие познавательной активности и самостоятельности в получении знаний об окружающем мире, развитие личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий; формирование информационной культуры (знание разных источников информации, умения отбирать нужную информацию, систематизировать её и представлять); воспитание любви к природе и своему Отечеству, бережного отношения ко всему живому на Земле, сознательного отношения к своему здоровью и здоровью других людей, уважения к прошлому своих предков и желания сохранять культурное и историческое наследие.

Общая характеристика учебного предмета

        Предметная область «Естествознание, обществознание» реализуется средствами интегрированного предмета «Окружающий мир». В содержание курса интегрированы естественнонаучные, обществоведческие, исторические знания о человеке, природе, обществе, что соответствует федеральному компоненту государственного стандарта начального общего образования. Интеграция в курсе основных содержательных блоков «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни» позволяет представить младшим школьникам целостный и в то же время многогранный образ мира с его взаимосвязями и взаимозависимостями. Учебный материал тем, входящих в программу курса, соответствует фундаментальному ядру содержания данной предметной области, концепции духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников, требованиям государственного стандарта к уровню подготовки учащихся начальной школы.

В процессе изучения предмета «Окружающий мир» младшие школьники получают возможность систематизировать, расширять, углублять полученные ранее (в семье, в дошкольном учреждении, из личного опыта взаимодействия с природой и людьми) представления о природных и социальных объектах, осмысливать характер взаимодействий человека с природой, особенности взаимоотношений внутри отдельных социальных групп (семья, класс, школа). Осваивая правила безопасного, экологически грамотного и нравственного поведения в природе и обществе, младшие школьники осознают важность здорового образа жизни, уважительного и внимательного отношения к окружающим людям (разного возраста, разной национальности, с нарушением здоровья и др.), бережного отношения к природе, историческим и культурным ценностям. Усвоение учащимися элементарных знаний о природе, человеке, обществе, о важнейших событиях в истории Отечества и освоение разных способов познания окружающей действительности (наблюдение, эксперимент, измерения, классификация и др.) создают условия для их успешного продолжения образования в основной школе.

Внеурочная деятельностьНачиная с 1 класса, занимаясь в кружке «Юный краевед», учащиеся получат возможность изучить природу родного края. Растительный и животный мир, растения и животные Красной книги края изучаются в 1, 4 классах; формы суши и водоёмы во 2 классе; полезные ископаемые, природные памятники – в 4классе. Экологические проблемы местности выявляются (загрязнение воздуха, воды, почвы) в 3 классе. С бытом и культурой народов, населяющих край (старинные жилища, одежда, предметы быта), ученики знакомятся во 2 и 3 классах. Памятники истории и культуры родного края и другие достопримечательности изучаются в 1–4 классах По результатам прогулок, экскурсионной работы, работы с Интернетом учащиеся могут готовить альбомы «Мой родной край» ,в которых постепенно, согласно учебному плану по предмет убудут помещаться фотографии с описанием того, что изображено на них (1–2 классы), собирать экспонаты в школьный музей(а в альбоме помещать их фотографии), готовить их презентации (3 класс). Можно организовать конференции с обсуждением прошлого, настоящего и будущего родного края (4 класс). В такие альбомы следует поместить растения школьного двора, соседнего сквера, парка, представителей школьного «живого уголка», домашних питомцев, животных фермы (если таковая имеется),зоопарка, который посещали дети. В альбомах должны быть и страницы, на которых помещены особо значимые для жителей родного края места: места отдыха, заповедные и святые места, па-мятники природы, истории, культуры местного или международного значения. Третьеклассники могут участвовать в годовом проекте «Народный календарь», который предоставляет широкие возможности по изучению быта и культуры наших предков (на местном материале), связанных со сменой сезонов. В течение года одна группа учащихся знакомится с месяцесловом (народным календарём), узнаёт старинные названия месяцев, работы, которые проводились в разные дни каждого месяца; другая группа составляет перечень примет погоды, а заодно и проверяет приметы, оставленные нашими предками; третья группа знакомится с народными сезонными обычаями и обрядами; четвёртая изучает народные календарные праздники. Все дети участвуют в подготовке и проведении сезонных работ, праздников (в соответствии с местными условиями),реализуя свои предпочтения, возможности и творческие способности в разных видах деятельности.И конечно, обязательно участие школьников в природоохранной деятельности, в создании чистого, уютного, красивого школьного двора, в сохранении памятников культуры и истории родного края и др.

Место учебного предмета в учебном плане

На изучение курса «Окружающий мир» в 3 классе начальной школы отводится 1 ч в неделю. Программа рассчитана на  34 ч  (34 учебных недели).

Планируемые результаты обучения и система оценивания

В процессе изучения окружающего мира, учащиеся получат возможность развить свои способности, освоить элементарные естественнонаучные, обществоведческие и исторические знания, научиться наблюдать, экспериментировать, измерять, моделировать. В результате поисковой, экспериментальной, исследовательской деятельности у младших школьников сформируются не только предметные знания и умения, но и универсальные учебные умения, коммуникативные, регулятивные, познавательные.

        Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3−4-м классе является формирование следующих умений:

  • Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
  • Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
  • Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
  • В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.

Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-м классе является формирование следующих универсальных учебных действий:

Регулятивные УУД:

  • Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
  • Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
  • Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
  • Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
  • В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.

Познавательные УУД:

  • Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
  • Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
  • Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
  • Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
  • Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
  • Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.

Коммуникативные УУД:

  • Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
  • Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
  • Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
  • Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
  • Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
  • Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.

  • приводить примеры тел и веществ, твёрдых тел, жидкостей и газов;
  • приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;
  • объяснять значение круговорота воды в природе и жизни  человека;
  • различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных, съедобные и несъедобные грибы;
  •  владеть элементарными приемами чтения карты;
  • выполнять правила личной гигиены и безопасности, оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи;
  • доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам
  • приводить приемы городов России, стран – соседей России, стран зарубежной Европы и их столиц;
  • узнавать о жизни людей из исторического текста, карты и делать выводы;
  • учиться объяснять своё отношение к родным и близким людям, к прошлому и настоящему родной страны.

2.Содержание учебного предмета «Окружающий мир»

3 класс (34 часа)

Разнообразие изменений в окружающем мире – 4 ч.

Наблюдения – источник знаний о природе и обществе, способ их изучения.

Разнообразие изменений, происходящих в природе, в жизни человека, в обществе. Смена дня и ночи, смена времён года как пример периодически повторяющихся природных явлений. Изменение положения Солнца на небе и длительности светового дня в течение года как причина изменений в неживой и живой природе. Календарное и астрономическое начало сезонов, особые дни года: 21 марта, 22 июня, 23 сентября, 22 декабря. Отличие годового календаря земледельца, составленного нашими предками, от современного календаря.

Атмосферные явления (облачность, осадки, радуга, ветер), наблюдения за ними, их условные обозначения. Погода и её составляющие: температура воздуха, состояние облачности, осадки, скорость ветра. Термометр. Измерение температуры воздуха.

Общее представление о чрезвычайных погодных явлениях (грозы, ураганы, цунами и др.). Правила безопасного поведения во время грозы.

Прогноз погоды и его важность для жизнедеятельности человека. Профессия метеоролог. Современная метеослужба.Дневник наблюдений за погодой. Систематические наблюдения за природными явлениями, их отражение в народных приметах, поговорках (на местном материале).

Сезонные  изменения в природе – 6 ч.

Сезонные явления в природе. Осенние месяцы. Осенние изменения в неживой и живой природе (снижение высоты Солнца над горизонтом, уменьшение продолжительности дня, похолодание, заморозки, дожди, изменение окраски листьев, листопад, перелёты птиц, линька животных). Осенние заботы в жизни человека.

Изменения в неживой и живой природе в зимние месяцы: низкое положение Солнца над горизонтом, короткая продолжительность дня; мороз, снегопад, снеговой покров, ледостав, изморозь. Зимний период в жизни растений и животных. Забота человека о сохранности растений и животных зимой.

Изменения в неживой и живой природе весной: более высокое положение Солнца над горизонтом, увеличение продолжительности дня; повышение температуры воздуха, таяние снега и льда, сокодвижение растений, развёртывание листьев, первоцветы, появление потомства у диких и домашних животных, прилёт и гнездование птиц, высиживание птенцов. Весенние заботы человека. Изменения в неживой и живой природе с приходом лета.

Осень, зима, весна в жизни наших предков, их повседневные заботы, традиции, обычаи, праздники. Времена года в произведениях литературы и искусства.

Тела и вещества, их свойства – 7 ч.

Понятия «тело» и «вещество». Разнообразие тел и веществ. Свойства веществ. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния вещества. Общее представление о строении веществ, их мельчайших частицах. Увеличительные приборы (лупа, микроскоп), открытия, сделанные с их помощью. Клеточное строение живых организмов. Простейшие, бактерии. Защита организма от болезнетворных бактерий.

Воздух и его значение для живых существ. Физические свойства воздуха, его состав. Воздух – смесь газов (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Примеси в воздухе. Источники загрязнения воздуха.

Вода в природе, её значение для всего живого. Физические свойства воды. Вода – растворитель. Твёрдое, жидкое, газообразное состояния воды (лёд, вода, пар). Процессы перехода воды из одного состояния в другое. Образование тумана, росы, инея, изморози.

Круговорот воды в природе. Источники загрязнения воды, меры по охране её чистоты. Очистка воды в природе, в быту, в городе. Необходимость бережного использования воды.

Почва и её значение для живого. Как образуется почва. Состав почвы. Плодородие почвы – главное отличие от горной породы.

Взаимосвязь растений и почвенных животных.

Обитатели почвы – участники круговорота веществ в ней. Разрушение почвы водой, ветрами, в результате деятельности человека. Меры по охране почвы от разрушения и загрязнения. Правила гигиены при работе с почвой.

Старинный и современный способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Организм человека и его здоровье – 6 ч.

Ценность здоровья и здорового образа жизни. Науки, изучающие организм человека и условия сохранения его здоровья. Общее представление об организме человека, его внешних и внутренних органах, о дыхательной, опорно-двигательной, пищеварительной, кровеносной, выделительной, нервной системах.

Рождение и развитие человека.

Основные части скелета человека, их назначение. Свойства костей и функции суставов. Важность правильной осанки, предупреждения искривления позвоночника. Мышцы, их назначение. Важность укрепления и тренировки мышц.

Первая помощь при переломах, растяжении связок.

Органы дыхания. Газообмен в лёгких. Инфекционные и простудные заболевания органов дыхания, их предупреждение. Вред табачного дыма, воздействие ядовитых газов на органы дыхания. Важность пребывания на свежем воздухе.

Органы кровообращения: сердце, кровеносные сосуды. Необходимость тренировки и бережного отношения к сердцу. Пульс, его измерение. Кровь и её роль в организме.

Функции красных и белых кровяных телец, кровяных пластинок.Первая помощь при кровотечениях.

Питание и состав пищи. Витамины, их значение для организма. Органы пищеварения, их функции. Уход за зубами. Источники пищевых отравлений. Предупреждение заболеваний органов пищеварения.

Органы очистки организма. Функции почек и кожи. Гигиена кожи.

Первая помощь при обморожениях и ожогах.

Нервная система, её значение для организма. Роль головного и спинного мозга.

Что такое память, какой она бывает.

Роль природы в сохранении и укреплении нервной системы.

Органы чувств, их гигиена. Предупреждение заболеваний органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания. Элементарные представления о строенииорганов чувств.

Личная ответственность за состояние своего здоровья и здоровье окружающих людей. Уважительное отношение к людям с нарушениями здоровья и забота о них.

Традиционная пища, способы закаливания и лечения наших предков, отношение к курению.

Развитие животных и растений – 5 ч.

Многообразие животных. Условия, необходимые для роста и развития животных. Размножение разных групп животных. Стадии развития птиц, насекомых, рыб, земноводных. Важность знаний о стадиях развития животных.

Многообразие растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые). Условия, необходимые для роста и развития растений (влага, тепло, воздух, свет, минеральные вещества). Теплолюбивые и холодостойкие, светолюбивые и теневыносливые, влаголюбивые и засухоустойчивые растения. Общее представление о растении как о живом организме. Органы цветкового растения. Значение корневой системы, листьев, стебля, цветка для растения.

Функции корня, стебля, листа, цветка, плода. Разнообразие плодов и семян цветковых растений. Способы размножения растений и распространение семян. Вегетативное размножение растений (листом, черенком, клубнем, луковицей, корневой порослью).

Изменение быта и культуры наших предков –6  ч.

Наука история. Важность исторических знаний для людей. Вещественные, устные и письменные исторические источники. Значение археологических раскопок. Родной язык и народный фольклор как источники знаний о быте и культуре народа.

Старинный уклад жизни наших предков. Природа в их жизни и верованиях. Собирательство, охота, рыболовство, бортничество. Начало земледелия и животноводства. Народы, населяющие регион, некоторые их обычаи и характерные особенности быта. Повседневные заботы, обряды, обычаи в течение года.

Жизнь на селе в старину. Жилища наших предков. Устройство старинной избы. Домашняя утварь. Занятия сельских жителей. Традиции семьи, воспитание детей.

Возникновение городов на Руси. Старинный город-крепость.

Знаменитые старинные города. Исторические центры современных городов – архитектурные памятники России. Занятия горожан в старину. Гончарное, кузнечное, художественная роспись и другие ремёсла наших предков. Значение дерева в жизни наших предков. Деревянное зодчество. Знаменитые памятники деревянного зодчества.

Жилища, народные промыслы и ремёсла коренных жителей родного края. Памятники старины, сохранившиеся в родном краю.

Развитие торговли на Руси. Занятия купцов. Товарообмен. Появление денег. Старинные и современные деньги.

Одежда сельских и городских жителей в старину. Элементы старинной одежды и их назначение. Одежда людей разных сословий. Старинная и современная мода. Национальные одежды жителей родного края.

Общее представление об обучении детей в старину, о школьной форме, принадлежностях, учебниках. Появление школ, гимназий, лицеев, университетов. Учреждения образования в родном краю.

Важность охраны исторических памятников, памятников культуры и быта.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

В результате усвоения содержания курса «Окружающий мир» в 3 классе ученик должен:

знать:

–  смысл понятий: тело, вещество, молекула, клетка, орган, организм; природное явление, погода, осадки, ветер, дождь,  гроза, радуга, туман, роса, иней, снегопад, метель, ледостав, ледоход, капель, круговорот; листопад, линька, спячка, гнездование; прошлое и настоящее, исторический источник, исторический центр, предки, род, племя, дружина, князь, городище, кремль, крестьянин, ремесленник, купец;

–  причины изучаемых природных явлений в живой и неживой природе; экологических проблем, связанных с природными стихиями и деятельностью людей;

–  2–4 признака смены сезона в неживой и живой природе, изменения погоды; изменений в состоянии растительного, животного и человеческого организмов;

–  2–4 примера  изучаемых групп растений и животных; старинных и современных социальных объектов и предметов быта и культуры; использования свойств воздуха, воды, почвы; отрицательного и положительного влияния деятельности людей на окружающую среду; факторов здорового образа жизни и профилактических мер предупреждения заболеваний, вредных и полезных привычек; экологические проблемы

своей местности и пути их решения;

–  условия, необходимые для жизни человеческого, растительного, животного организмов и последовательность их развития;

–  правила  безопасного поведения в природе в разные сезоны, экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой, правила личной гигиены;

–  способы сохранения и укрепления своего здоровья; сохранения чистоты воздуха, воды, плодородия почвы; сохранения исторической памяти;

–  наблюдаемые свойства  воздуха, воды, почвы, снега, льда (цвет, прозрачность, вкус, запах, твёрдость, рыхлость, текучесть, летучесть, упругость, пластичность);

–  функции органов человеческого и растительного организмов;

понимать:

–  значение Солнца, воздуха, воды, почвы, растений, животных для всего живого на Земле;

–  в природе непрерывно происходят круговороты веществ, это надо учитывать и не загрязнять окружающую среду;

– природа нужна человеку не только для существования, но и для проявления эстетических чувств, создания художественных  произведений;

–  окружающий мир изменяется с течением времени, и изменения, происходящие в природе, в жизни человека и общества, доступны наблюдению и изучению;

–  человек, преобразуя природу, изобретая новые строительные материалы, средства связи и передвижения, орудия труда, должен осознавать необходимость и важность бережного отношения к природе, старинным рукотворным объектам;

– опыт предков необходимо изучать, чтобы жить в гармонии с природой и людьми, надо уважительно относиться к культуре наших предков, беречь их традиции, сохранять историческое наследие для будущих поколений людей;

уметь:

–  описывать погодные явления в разные времена года, сезонные изменения в жизни растений и животных, в деятельности людей; твёрдое, жидкое и газообразное состояния вещества, свойства изученных тел и веществ, строение и функционирование органов растения, человека; цикл развития цветкового растения, стадии развития насекомых, рыб, птиц, земноводных; изменения, происходящие в жизни людей с течением времени (в течение года, столетий), старинный город, старинную одежду, старинные предметы быта и орудия труда, уклад жизни наших предков, занятия крестьян, ремесленников и их детей;

–  сравнивать, анализировать, обобщать, классифицировать  изучаемые объекты окружающего мира, называя их существенные признаки, сходства и различия;

–  объяснять причины круговорота воды в природе, природных явлений и сезонных изменений в неживой и живой природе; взаимосвязи неживой и живой природы, человека и природы, человека и общества; роль факторов неживой природыи живых организмов в создании почвы, роль растений на

Земле, для животных, человека; зависимость собственного здоровья от состояния окружающей среды; проведённые наблюдения и опыты, называя их цели, условия проведения и полученные результаты; устройство и назначение изученных приборов, старинных предметов быта и орудий труда; влияние хозяйствен ной деятельности людей на окружающую среду и необходимость её защиты;

–  приводить примеры  природных и социальных явлений, се зонных явлений в неживой природе и изменений, происходящих в жизни живых организмов; стадий развития животных; тел, веществ, их свойств и превращений; использования свойств воздуха, воды, почвы, негативных последствий деятельности людей; органов человеческого организма и их функций, полезных и вредных привычек, влияющих на собственное здоровье; исторических источников, археологических находок, изделий ремесленников, старинных предметов быта, орудий труда, обычаев и праздников наших предков;

–  наблюдать  природные явления, сезонные изменения в природе и в жизни человека с целью выявления их причин, условий, последовательности и особенностей их протекания; систематически вести фенологические наблюдения и отражать их в дневнике наблюдений; за ростом и развитием растений и животных; исторические памятники, старинные предметы, сравнивать их с современными изделиями человека, описывать их особенности;

–  экспериментировать, выполнять простые опыты по определению физических свойств воздуха, воды, почвы, снега, льда; для наблюдения за последовательностью развития цветкового растения; проводить измерения температуры воздуха, воды, тела человека, пульса; исследовать с помощью лупы строение семени и его проростка, поверхность кожи человека;

–  осуществлять поиск учебной информации  в источниках разного типа (рассказ учителя, иллюстрация, модель, учебный, научно-популярный, художественный текст, словарь, СМИ, видеофильм, диафильм, схема, таблица, собственные наблюдения,  эксперимент);

–  представлять результаты учебно-познавательной деятельности в разных формах (аргументированный ответ на вопрос, описание изучаемого предмета по предложенному плану, восстановление неполного учебного текста, с помощью рисунка, условного знака, простой модели, схемы, таблицы, участвуя в дидактической и ролевой играх);

–  формулировать и обосновывать  правила экологически грамотного и безопасного поведения в природе, во время чрезвычайных погодных явлений, нравственного поведения в быту и обществе; факторы здорового образа жизни, правила личной гигиены;

–  создавать творческие работы  на заданную тему (рисунки, аппликации, модели, поделки, небольшие сочинения, сообщения с использованием дополнительных и интересных фактов); –  оценивать деятельность людей в различных сферах, поведение людей с точки зрения социальных и нравственных норм; свою деятельность (успех, неуспех, ошибки, умение сотрудничать, принимать мнения и варианты решения одноклассников), высказывая свои суждения, предположения, аргументы.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни ля:

–  решения учебных, практических, творческих задач; удовлетворения познавательного и исследовательского интереса;

–  определения  местных климатических условий, опасных природных явлений; сезонных изменений в природе, характерных для данной местности, наиболее распространённых в своей местности растений, животных и их приспособляемости к смене сезонов; исторических памятников родного края;

экологических проблем своего края и способов их решения;

–  освоения способов познания окружающего мира (метода наблюдения, опытно-экспериментального исследования), измерения величин с помощью приборов;

–  использования фенологических наблюдений, умения очищать воду, сохранять плодородие почвы, умения оказывать первую помощь себе и окружающим в своей практической и природоохранной деятельности;

–  ухода за растениями, домашними животными;

–  овладения общими умениями, навыками, способами деятельности (работа с текстовой информацией, со схемами, таблицами, блок-схемами алгоритмов, работа со словарями, энциклопедиями и другой дополнительной литературой);

–  соблюдения правил личной гигиены и укрепления своего здоровья, безопасного и экологически грамотного поведения в природе, в быту, в обществе; необходимых мер в случае природных стихийных бедствий, профилактики простудных, инфекционных заболеваний и травматизма, нарушения осанки, зрения, слуха;

–  оценки  последствий своей деятельности по отношению к природной среде, собственному организму, здоровью других людей.

3. Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение

образовательного процесса

Для реализации данной программы используется следующее учебно-методическое обеспечение:

УЧЕБНИКИ: Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Учебник.  Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012

ПОСОБИЯ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ:

  1. Поглазова О. Т. Окружающий мир. 3 класс. Рабочие тетради № 1 и № 2, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век»,2012 г.

ПОСОБИЕ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ:

  1. Поглазова О.Т.,  Миронова М. В. Методические рекомендации к учебнику «Окружающий мир» для 3 класса, Изд-во «Ассоциация ХХΙ век», 2012 г.

Материально-техническое обеспечение

Принцип наглядности является одним из ведущих принципов обучения в начальной школе, так как именно наглядность лежит в основе формирования умения работать с моделями.

В связи с этим главную роль играют средства обучения, включающие наглядные пособия:

1) натуральные пособия (реальные объекты живой и неживой природы, объекты-заместители);

2) изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы);

3)  АРМ учителя, интерактивная доска, документ-камера, принтер, электронный микроскоп.

Печатные и другие пособия.

Для организации работы с разными источниками информации желательно иметь в классе научно-популярные, художественные книги для чтения (в соответствии с изучаемым материалом), энциклопедии, справочники, словари естественнонаучного, обществоведческого, исторического содержания (по возможности), видеофильмы, звукозаписи.

В соответствии с содержанием желательно иметь:

– географические (карта полушарий, карту России, края) и исторические настенные карты, атлас географических и исторических карт; адаптированную карту звёздного неба (по возможности); иллюстративные материалы (альбомы, комплекты открыток);

– рельефные модели равнины, холма, оврага;

– модели дорожных знаков, транспортных средств, часов;

– муляжи грибов, фруктов и овощей;

– макеты исторических памятников, старинных жилищ, оборонительных сооружений (по возможности);

-термометр;

– гербарии дикорастущих и культурных растений, наборы семян, плодов;

– предметы старинного быта, одежды, элементы национальных узоров (народов родного края);

– живые объекты (комнатные растения, животные живого уголка).

Для выполнения заданий по моделированию природных объектов надо иметь пластилин, (гипс), глину, песок, цветную бумагу клей и ножницы с тупыми концами.

Согласовано:                                                                       Согласовано:

Протокол заседания МО                                                  зам. директора по УВР

учителей начальных                                                            ___________  /Т.В.Ступак/

классов от  27 .08.13 г. №1

Рук. МО: ____________  /Л.В.Сушко /



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование по окружающему миру

№ п/п

Содержание

(разделы, темы)

Кол-во часов

Дата проведения

Оборудование урока

Основные виды

учебной деятельности

план

факт

                                             Разнообразие изменений в окружающем мире – 4 ч.

1

Земля – наш общий дом.

1

ИКТ

Обобщать полученные ранее знания  о разных группах растений и  животных, о небесных телах, формах суши и водоёмах, приводить примеры их представителей (на местном материале).

Характеризовать особенности дикорастущих и культурных растений, диких и домашних животных (на примере своей местности).

Обсуждать необходимость природоохранной деятельности людей.

Наблюдать изменения, происходящие в неживой и живой природе, в жизни людей.

Сравнивать по времени изменения в природе, в общественной жизни.

Наблюдать атмосферные явления и фиксировать их с помощью условных знаков в дневнике наблюдений за погодой.

Декодировать и кодировать условные знаки погоды.

Объяснять, как образуются облака, какими они бывают, каким бывает состояние облачности; что такое осадки, какими они бывают; как образуется ветер, каким он бывает, чем характеризуется.

Называть части  термометра, измерять с его помощью температуру воздуха, воды, объяснять правила пользования термометром.

Объяснять, для чего людям необходим прогноз погоды, какую работу ведут метеорологи, где они располагают метеорологические приборы, что ими измеряют.

Объяснять, чем опасны грозы, смерчи, ураганы, как надо вести себя в грозу.

Характеризовать изменения погоды по результатам наблюдений за неделю, за месяц.

Рассказывать, как предсказывали погоду в старину, какие приметы плохой и хорошей погоды оставили  нам наши предки (на местном материале).

Ставить познавательную задачу, планировать её выполнение, оценивать результаты  своего учебного труда.

Работать с учебным текстом, выделять главную информацию, рассматривать иллюстрации, извлекая нужную информацию (по заданию учителя или самостоятельно), пользоваться словарём.

2

 Разнообразие изменений в природе и в жизни людей. Времена года. Старинный календарь.

1

ИКТ

3

Атмосферные явления и погода.

 Температура и её измерение.

1

Термометр.

4

Прогноз погоды. Дневник наблюдений за погодой.

 Необычные атмосферные явления.

1

ИКТ

                                                          Сезонные  изменения в природе – 1 ч.

5

Экскурсия №1. Наблюдение осенних  изменений в неживой и живой природе .

1

.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (осенние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины  похолодания, изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Характеризовать осенние  явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.

                                                              Тела и вещества, их свойства – 7 ч.

6

Тело и вещество. Три состояния вещества

1

Таблица , ИКТ

Организовывать свою деятельность, готовить рабочее место для выполнения разных видов работ (наблюдений, эксперимента, практической работы).

Составлять план наблюдений, опытно-экспериментальной деятельности.

Наблюдать и проводить простые опыты по изучению свойств воздуха, воды, почвы с использованием измерительных приборов, обобщать и делать выводы по результатам наблюдений, опытов и фиксировать их в разной форме (в словесной, в таблице, схеме, диаграмме, рисунке).

Составлять и читать простые схемы и таблицы.

Выполнять разные типы тестовых заданий, оценивать результаты своего учебного труда.

Различать понятия «тело» и «вещество», приводить примеры тел и  веществ, описывать их.

Сравнивать тела и вещества, находить сходства и различия, выявлять их общие и отличительные свойства.

Приводить примеры твёрдых, жидких и газообразных веществ, называть их существенные признаки и свойства.

Характеризовать значение воздуха, воды, почвы для жизни, приводить примеры их использования в жизнедеятельности людей.

Приводить примеры источников загрязнения воздуха, воды, почвы, доказывать необходимость сохранения их чистоты, участвовать в природоохранных мероприятиях.

Характеризовать (на основе опытов) свойства воздуха, воды и сравнивать их.

Определять (опытным путём) растворимые и нерастворимые в воде вещества, состав почвы.

Называть три состояния воды, процессы её перехода из одного состояния в другое, описывать условия, при которых эти процессы происходят.

Объяснять, как образуются родники, как образуются туман, роса, изморозь, как происходит круговорот воды в природе.

Характеризовать роль живых организмов в образовании почвы, круговорот веществ в почве как пример единства живого и неживого.

Сравнивать  старинные и современные способы возделывания почвы и сохранения её плодородия.

Находить нужную информацию из разных источников: из учебной статьи, художественного текста, фольклора, из иллюстраций, схем, рисунков, диаграмм, таблиц и др.

Собирать краеведческий материал о примерах использования воздуха, воды, способах возделывания почвы в старину,  фотографировать старинные объекты (колодцы, ветряные и водяные мельницы, водонапорные башни) для использования в презентациях.

7

Строение вещества. Удивительные открытия.

1

ИКТ

8

Воздух и его состав. Свойства воздуха.

 Как используют воздух.

1

Таблица

9

Вода и её свойства. Очистка воды.

1

Таблица

10

Превращения воды. Круговорот воды в природе.

1

Таблицы , ИКТ

11

Почва, её состав и свойства. Обитатели почвы.

 Почва – кормилица.

1

ИКТ

12

Обобщающий урок.

1

                                                 Сезонные  изменения в природе – 1 ч.

13

Экскурсия №2. Наблюдение зимних изменений в неживой и живой природе .

1

Таблица

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (зимние), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины  похолодания, изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Характеризовать осенние  явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.

                                      Организм человека и его здоровье – 6 ч.

14

Организм человека. Надёжная опора и защита. Мышцы, их разнообразие и функции.

1

Таблица

Характеризовать науки, изучающие организм человека и его здоровье.

Объяснять необходимость соблюдения правил здорового образа жизни,

характеризовать зависимость здоровья человека от состояния окружающей среды и уровня культуры его поведения.

Объяснять сходства и различия между человеком и другими млекопитающими.

Называть части тела человека, его внешние и внутренние органы, системы органов.

Находить части скелета, определять положение внутренних органов в своём теле.

Характеризовать (по рисункам-схемам) строение и основные функции систем органов человека: нервной системы, дыхательной, кровеносной, опорно-двигательной, пищеварительной и выделительной.

Характеризовать (на элементарном уровне и с помощью рисунков-схем) строение и основные функции органов чувств: органов зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания.

Проводить самонаблюдения за работой опорно-двигательного аппарата, за процессами жизнедеятельности внутренних органов и органов чувств.

Измерять температуру тепа, вес и рост человека.

Определять (практически) правильную осанку, наличие плоскостопия, частоту дыхания и пульса в обычных условиях и после нагрузки.

Прослеживать процессы дыхания, пищеварения, кровообращения по рисункам-схемам.

Называть вещества, входящие в состав пищи, объяснять значение белков, минеральных солей, жиров и углеводов, витаминов для роста, развития, здоровья организма, составлять сбалансированное меню.

Исследовать свойства кожи, работу суставов, остроту зрения, слуха.

Обсуждать важность соблюдения правил гигиены систем органов, выполнения мер по укреплению своего здоровья, внимательного и чуткого отношения к людям с нарушением здоровья, своевременного оказания помощи людям, оказавшимся в чрезвычайных ситуациях.

Оценивать потенциально опасные ситуации для жизни и здоровья человека с целью определения правил поведения в природе и обществе.

Моделировать в ходе практической работы (совместно с школьным врачом или медсестрой) ситуации по оказанию первой помощи при несчастных случаях.

Проводить наблюдения, выполнять опыты согласно составленному плану, а также по инструкциям учителя или данным в учебнике, в рабочей тетради.

Рассматривать иллюстрации (рисунки, фотографии, схемы), извлекая нужную информацию (по заданию учителя).

Составлять краткие сообщения по результатам проведённых наблюдений и опытов.

Соблюдать правила личной гигиены и меры предосторожности по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих.

Выделять научную информацию в научно-популярных текстах, данную в нестандартном виде, представлять полученную информацию в разной форме (текст, рисунок, схема, диалог, ролевая игра, и др.).

15

Органы дыхания.

1

ИКТ

16

Кровеносная система. Кровь и её функции в организме.

1

Таблица

17

Органы пищеварения. Органы очистки организма.

1

Таблица

18

Нервная система и её роль в организме.

Органы чувств, их значение и гигиена.

1

Таблица

19

Как лечились наши предки и современные методы лечения. Обобщающий урок.

1

ИКТ

                                       Сезонные  изменения в природе – 2 ч.

20

Экскурсия №3. Зима в природе. Зимние заботы человека.

1

Сравнивать исторически сложившиеся и современные занятия людей, орудия труда, предметы быта, подготовки к зиме.

Собирать краеведческий материал о народных обычаях и традициях, связанных с сезонными зимними работами и праздниками, фотографировать объекты природы в разные времена года для использования в презентациях.

Рассуждать о тесной связи жизни наших предков с природой, о том, что они берегли её, старались сохранять её чистоту и красоту, о том, что дети всегда были помощниками старших и трудились вместе с ними, объяснять смысл народных пословиц и поговорок.

Извлекать информацию о временах года из разных источников: из учебного текста, стихотворений, репродукций художников и других иллюстраций, из интервью у старшего поколения и др.

Выражать эмоциональное и эстетическое восприятие природных явлений и отражать его в своих творческих работах.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Природа и люди в разные времена года»

21

Зима в жизни наших предков.

1

Развитие животных и растений – 5 ч.

22

Размножение животных разных групп. Развитие птиц.

1

ИКТ

Рассказывать о роли животных в природе и жизни людей, сравнивать внешний  вид,  характерные особенности представителей насекомых, рыб, птиц, зверей, характеризовать способы  питания, размножения; условия, необходимые для жизни и развития разных групп животных.

Называть стадии развития разных групп животных, прослеживать и сравнивать (по рисункам-схемам) стадии развития птиц, насекомых, земноводных и рыб.

Рассказывать о роли растений в природе и жизни людей, характеризовать условия, необходимые для жизни и развития растений,  приводить примеры разных групп растений, называть их существенные признаки, различать хвойные и цветковые растения, выделять их отличительные признаки (по иллюстрациям и на примере своей местности).

Объяснять  значение слов: дикорастущее растение, культурное,  лекарственное; светолюбивое растение, теневыносливое, влаголюбивое, засухоустойчивое; однолетнее растение и  многолетнее.

Различать органы цветкового растения, сравнивать их внешний вид и особенности  строения (по иллюстрациям и гербариям).

Наблюдать демонстрационные опыты по выявлению состава семян, самостоятельно опытным путём определять условия, необходимые для прорастания семени (фасоли, гороха, кабачка или другого растения).

Характеризовать  способы размножения  растений, описывать последовательность развития цветкового растения из семени (по рисунку-схеме).

Прослеживать (опытным путём) развитие растения из семени, выращивать растения в группе (из семян, стеблевых черенков, листа).

Обсуждать экологически грамотное поведение в природе, участвовать в природоохранных мероприятиях, рисовать природоохранные знаки,  плакаты.

Составлять  тематический словарь  понятий с объяснением их значения..

Готовить  устные или письменные сообщения по заданной  (или выбранной) теме с использованием иллюстративного материала или демонстраций простых опытов.

Пересказывать небольшие отрывки учебного текста с опорой на иллюстрации, рисунки-схемы, восстанавливать учебный текст (в рабочей тетради) с использованием предложенных слов.

Извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из учебника и дополнительных источников знаний (словарей, энциклопедий, справочников, из Интернета) о растениях и животных своего региона и обсуждать полученные сведения.

Сотрудничать  при проведении исследований (участвовать в обсуждении задач исследования, подборе оборудования,  планировании хода эксперимента, обобщении полученных результатов и формулировании вывода).

Пользоваться  рисунками, схемами, диаграммами для получения (и фиксации) информации.

23

Развитие рыб и земноводных.

Стадии развития насекомых

1

Таблица

24

Разнообразие растений.  Растение – живой организм. Развитие семени цветкового растения. Корни и стебли растений.

1

Таблица

25

Разнообразие листьев растений, их функции. Значение растений для живой природы. Цветок, его роль в жизни растения. Способы размножения растений.

1

Таблица

26

 Весна воды, тепла, цвета.

1

Сборник посл.

        Сезонные  изменения в природе – 2 ч.

27

Экскурсия №4. Наблюдение весенних изменений в неживой и живой природе .

1

.

Объяснять (характеризовать) движение Земли относительно Солнца и его связь со сменой времён года.

Наблюдать сезонные изменения в неживой и живой природе (весенние ), характеризовать существенные признаки времён года, сезонные изменения в природе с использованием стихов, пословиц, поговорок, народных примет, загадок.

Объяснять причины  потепления, изменения длительности светового дня, связанного с изменением положения Солнца на небе.

Приводить примеры сезонных явлений, выявлять связи между  неживой и живой природой, исследовать в процессе наблюдений связи жизнедеятельности растений, животных с неживой природой.

Характеризоватьвесенние  явления в жизни растений и животных, объяснять их причины.

Обобщать результаты наблюдений за погодой и фенологических наблюдений за жизнью растений и животных в разные времена года, делать выводы.

Наблюдать труд людей родного края (в процессе экскурсии), обсуждать жизнедеятельность людей в разные времена года, её положительное и отрицательное влияние на природу.

28

Весенние заботы человека.

1

        Изменение быта и культуры наших предков – 6 ч.

29

Наука история, исторические источники.

1

ИКТ

Объяснять, что изучает наука история, какие исторические источники относятся к вещественным, письменным, устным источникам знаний о прошлом.

Пересказывать (по учебному тексту и иллюстрациям), какое значение имела природа в жизни наших предков, чему они поклонялись, во что веровали.

Собирать  краеведческий  материал  о старинных жилищах, быте и культуре народов, населяющих родной город ( село), находить сведения о возникновении родного города ( села), происхождении его названия, герба, названий улиц.

Характеризовать старинные жилища народов нашей страны (своего региона), объяснять значение исторического центра старинного города (села), доказывать необходимость охраны исторических памятников.

Описывать основные элементы герба своего города, рассказывать о его достопримечательностях, исторических  и культурных памятниках.

Сравнивать устройство старинной избы и  утвари с современными домами, квартирами, предметами быта.

Сопоставлять исторически сложившиеся занятия горожан и крестьян.

Называть старинные ремёсла, изделия ремесленников (по иллюстрациям или реальным предметам).

Сравнивать старинную и современную одежду, школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников и способы их изготовления.

Изготавливать (по возможности) наглядные пособия из бумаги, пластилина и других материалов (элементы одежды, предметы быта, игрушки, макеты памятников архитектуры и др.

Обсуждать взаимоотношения в старинной семье, отношение к старшим и младшим членам семьи, дела и заботы своих сверстников в давние времена и сравнивать с занятиями современных детей.

Обмениваться впечатлениями, полученными в ходе бесед со старшими членами семьи, земляками о прошлом родного края, традициях, обычаях разных народов.

Готовить небольшие сообщения (о культурных, исторических памятниках родного города,, о ремесленниках и их изделиях, о старинных и современных монетах и др.)  на основе учебника и дополнительной  информации, подбирать к своему сообщению литературные, художественные произведения, иллюстрации, фотографии, видеоматериалы.

Находить  и собирать в школьный музей старинные школьные принадлежности, предметы быта, изделия ремесленников (или их фотографии), элементы национальной одежды и др.

 

30

Природа в жизни наших предков.

 Образ жизни наших предков.

1

ИКТ

31

 Жизнь на селе в старину. Старинные города.

1

ИКТ

32

Старинные ремёсла. Торговое дело на Руси.

1

ИКТ

33

Одежда наших предков. Как учились дети в старину.

1

ИКТ

34

Обобщающий, контрольный урок.

1

Итого:    34 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»

Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...