Рабочая программа по окружающему миру 2 класс по УМК "Перспектива"
рабочая программа по окружающему миру (2 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с ФГОС и на основе программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. М.. Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru.docx | 125.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждена приказом образовательного учреждения От ______________ № ______ | Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом От_________________ №________ |
Рабочая программа
по окружающему миру для 2 класса
на 2013-2014 учебный год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по окружающему миру разработана в соответствии с:
- основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от «6» октября 2009 г. № 373;
- изменениями в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373 (от 26 ноября 2010 г. № 1241. (Зарегистрирован в Минюст России от 04 февраля 2011 г. N 19707);
- Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России;
- планируемых результатов начального общего образования,
- Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования к использованию в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, на 2013-2014 учебный год, утвержденного Приказом МО РФ № 1067 «19» декабря 2012 г.
- Образовательной программой школы
- Учебного плана школы на 2013-2014 учебный год;
- Программы курса «Окружающий мир» под редакцией Плешакова А.А., Новицкой М.Ю. М., «Просвещение», 2011 год, соответствующей требованиям ФГОС.
Данная программа реализуется в рамках УМК «Перспектива».
Учебно-методический комплекс (далее УМК) «Перспектива» выпускается в издательстве «Просвещение» с 2006 г., ежегодно пополняясь новыми учебниками. В УМК «Перспектива» входят линии учебников по следующим предметам: «Обучение грамоте», «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир», «Технология».
Комплекс создавался параллельно с разработкой ФГОС начального общего образования, требования которого нашли свое теоретическое и практическое воплощение в учебниках УМК «Перспектива».
Концептуальная основа УМК отражает современные достижения в области психологии и педагогики, с сохранением при этом тесной связи с лучшими традициями классического школьного российского образования. УМК «Перспектива» создавался в стенах Федерального института развития образования Министерства образования и науки РФ, который возглавляет заведующий кафедрой психологии личности МГУ, академик А.Г. Асмолов. Под его руководством разрабатывались теоретические и методические материалы, являющиеся системообразующими компонентами ФГОС и ориентированные на развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий. Авторами УМК «Перспектива» и, одновременно, разработчики ФГОС, выступают такие известные ученые–педагоги и методисты, как Л.Ф. Климанова, В.Г.Дорофеев, М.Ю. Новицкая, А.А. Плешаков, С.Г.Макеева, Н.И.Роговцева и др.
В настоящее время основные задачи российского образования в целом и начального общего образования в частности можно определить следующим образом: формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основ для самостоятельной реализации учебной деятельности, которая может обеспечить социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
С этим общим целеполаганием тесно связаны и цели изучения предмета «Окружающий мир» в начальной школе:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Специфика предмета «Окружающий мир» заключается в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере знания о природе, обществе и истории и знакомит обучающегося с материалом естественных и социально-гуманитарных наук, необходимым для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях. Основной задачей реализации содержания предмета является формирование у ребёнка:
- уважительного отношения к семье, к городу или деревне, а также к региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории;
- понимания ценности, целостности и многообразия окружающего мира, понимание своего места в нём;
- модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Предмет «Окружающий мир» вводит ценностную шкалу, необходимую для формирования у подрастающего поколения позитивных целевых установок, углублённого личностного восприятия и эмоционального, доброжелательного отношения к миру природы и культуры в их единстве. Тем самым закладываются основы воспитания нравственно и духовно зрелых, активных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и мира вокруг.
Предмет «Окружающий мир» занимает важное место в системе начального общего образования, так как в процессе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность предмета состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым закрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, формируя у детей способность рационально-научного и эмоционально-ценностного постижения мира вокруг.
Знакомство с основами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязи помогает ученику осмыслить личный опыт, делая явления окружающего мира понятными и предсказуемыми, гармонично соотносить свои личные интересы с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как личное, так и социальное благополучие. «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно: на уроках физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. Благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний в рамках данного предмета успешно в полном соответствии с возрастными особенностями младших школьников решаются задачи экологического образования и воспитания, формирования у детей системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, предмет «Окружающий мир» создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Общая характеристика курса
Программа «Окружающий мир» создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
В программе определяются понятия, необходимые для восприятия и изучения младшими школьниками явления «окружающий мир»:
- природа и культура, целое и часть, общее и различное, внешнее и внутреннее, живое и неживое, пространство и время как важнейшие параметры бытия;
- природосообразный ритм человеческой жизни как основа физического и психического здоровья человека;
- мир как иерархия, порядок, лад, как взаимосвязь всего со всем.
Благодаря культурологической установке программа восполняет интегрирующую роль в системе обучения и воспитания младших школьников. Практически все темы программы могут получить специальную интерпретацию на уроках изобразительного искусства и музыки, литературного чтения и русского языка, а также на уроках физической культуры. Естественно сочетаются с данной программой факультативы А.А. Плешакова «Экология для младших школьников» и «Планета загадок», факультативные курсы М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» и Е.П. Левитана «Твоя Вселенная». Многие темы предполагают специальное развитие в сочетании с работой по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» на основе отдельной тетради ОБЖ. В соответствии с программным материалом по «Окружающему миру» может быть выстроена внеклассная и внешкольная работа, работа с семьёй, в группах продленного дня, система работы школы полного дня для младших школьников. Поэтому в конце каждого раздела в содержании каждого класса предлагается «Блок внеклассной, внешкольной работы» с примерной тематикой; любой учитель может преобразовать её согласно региональным, местным условиям, в которых находится конкретная школа.
Используемый в программе подход к структурированию учебного материала позволяет год от года выявлять отдельные стороны (аспекты) в тех обобщённых формулировках, которые представлены в разделе «Содержание курса». Так постепенно, шаг за шагом, с позиции культурологического подхода и с учётом увеличения возрастных возможностей учащихся, углубляется рассмотрение ценностно-смыслового потенциала, заложенного в содержании курса «Окружающий мир». Сферы природной и социальной жизни предстают в их единстве и тесной взаимной связи:
- природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества;
- культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм;
- наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума;
- искусство (живопись, архитектура, литература, музыка и др.) как часть культуры, отражение духовного мира человека, один из способов познания человеком самого себя, природы и общества;
- человечество как многообразие народов, культур, религий;
- семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества;
- труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности;
- здоровый образ жизни в единстве следующих составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное;
- нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение окружающего мира в каждом классе начальной школы отводится 2 ч в неделю. Программа рассчитана на 270 ч: 2 класс —70 ч (35 учебные недели).
Проверочные работы – 15 ч.
Практические работы – 4.
Проекты -
Типы урока:
- урок постановки учебной задачи - УПУЗ
- урок решения учебной задачи - УРУЗ
- урок моделирования - УМ
- урок решения частных задач - УРЧЗ
- урок контроля и оценки - УКИО
Технологии обучения:
- проблемное обучение
- ИКТ
- игровые
- проектная деятельность
Виды контроля:
- текущий
- тематический
- итоговый
Формы контроля:
- Индивидуальный и фронтальный опрос
- Индивидуальная работа по карточкам
- Работа в паре, в группе
- Проверочные работы
- Срезовые работы (тесты)
- Творческие работы
- Проекты
Планируемые результаты.
2 класс
Личностные результаты:
У обучающегося будут сформированы:
- более глубокое представление о гражданской идентичности в форме осознания «Я» как юного гражданина России, обладателя и носителя государственного языка Российской Федерации – русского языка*;
- умение использовать позитивную лексику, передающую положительные чувства в отношении своей Родины;
- доброжелательное отношение друг к другу как к носителям разных этнических, конфессиональных и общероссийских культурных ценностей, представленных в форме обрядов и обычаев традиционного календаря разных народов России и в форме праздников общегражданского календаря;
- целостный взгляд на мир через знакомство с разнообразием природы в годовом цикле сезонов;
- представление о разнообразии календарных традиций народов России и о гармоничном единстве жизни человека и природы в течение года;
- представление о необходимости бережного, уважительного отношения к культуре разных народов России, выступающей в разнообразных культурных формах сезонного труда и праздничных обычаев людей в течение года;
- представление о навыках адаптации в мире через осознание ритмичности природного времени в годовом цикле и единства жизни человека и природы в течение года;
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям по курсу «Окружающий мир», к школе;
- представление о социальной роли ученика (понимание и принятие норм и правил школьной жизни, в том числе – организации и подготовки общих праздничных событий в течение года);
- познавательные мотивы учебной деятельности;
- представление о личной ответственности за свои поступки через практику бережного отношения к растениям, животным, окружающим людям* в меняющихся природных и социальных условиях жизни в течение года;
- эстетические чувства, впечатления через восприятие картин природы, выразительных средств русского (и родного) языка, созерцания звездного неба, изменений в природе в разные времена года;
- этические нормы (сотрудничество, взаимопомощь, взаимопонимание) на основе взаимодействия учащихся при выполнении совместных заданий*;
- представление об этических нормах через формулирование норм экологической этики;
- этические чувства на основе знакомства с календарными праздниками в культурах народов России, с традициями отношения к природным объектам (например, березе и пр.) в культуре разных народов России;
- потребность сотрудничества со взрослыми и сверстниками через соблюдение правил поведения на уроке;
- выполнение правил работы в группе, доброжелательное отношение к сверстникам, бесконфликтное поведение, в том числе - в процессе освоения сезонных игр народов России, стремление прислушиваться к мнению одноклассников, том числе, при обсуждении вопросов организации и проведения календарных праздников по традициям народов своего края;
- установка на здоровый образ жизни через формулирование и соблюдение правил здорового образа жизни в разные времена года, в том числе – с опорой на лучшие сезонные традиции здорового образа жизни народов своего края.
Метапредметные результаты
Регулятивные
Обучающиеся научатся:
- понимать и принимать учебную задачу, сформулированную совместно с учителем;
- сохранять учебную задачу урока (воспроизводить её на определенном этапе урока при выполнении задания по просьбе учителя);
- выделять из темы урока известные и неизвестные знания и умения;
- планировать своё высказывание (выстраивать последовательность предложений для раскрытия темы);
- планировать последовательность операций на отдельных этапах урока;
- фиксировать в конце урока удовлетворённость/ неудовлетворённость своей работой на уроке (с помощью средств, предложенных учителем), объективно относиться к своим успехам/неуспехам;
- оценивать правильность выполнения заданий, используя «Странички для самопроверки» и шкалы оценивания, предложенные учителем;
- соотносить выполнение работы с алгоритмом, составленным совместно с учителем;
- контролировать и корректировать свое поведение по отношению к сверстникам в ходе совместной деятельности.
Познавательные:
Обучающийся научится:
- понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике и рабочих тетрадях для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
- использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать содержание текста, интерпретировать смысл, фиксировать полученную информацию в виде записей, рисунков, фотографий, таблиц;
- анализировать объекты окружающего мира, схемы, рисунки с выделением отличительных признаков;
- классифицировать объекты по заданным (главным) критериям;
- сравнивать объекты по заданным критериям (по эталону, на ощупь, по внешнему виду);
- осуществлять синтез объектов при работе со схемами-аппликациями;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- строить рассуждение (или доказательство своей точки зрения) по теме урока в соответствии с возрастными нормами;
- проявлять индивидуальные творческие способности при выполнении рисунков, рисунков-символов, условных знаков, подготовке сообщений, иллюстрировании рассказов;
- моделировать различные явления природы (смена дня и ночи, смена времен года).
Коммуникативные
Обучающиеся научатся:
- включаться в коллективное обсуждение вопросов с учителем и сверстниками;
- формулировать ответы на вопросы;
- слушать партнёра по общению и деятельности, не перебивать, не обрывать на полуслове, вникать в смысл того, о чём говорит собеседник;
- договариваться и приходить к общему решению при выполнении заданий;
- высказывать мотивированное суждение по теме урока (на основе своего опыта и в соответствии с возрастными нормами);
- поддерживать в ходе выполнения задания доброжелательное общение друг с другом;
- признавать свои ошибки, озвучивать их, соглашаться, если на ошибки указывают другие;
- употреблять вежливые слова в случае неправоты «Извини, пожалуйста», «Прости, я не хотел тебя обидеть», «Спасибо за замечание, я его обязательно учту» и др.;
- понимать и принимать задачу совместной работы (парной, групповой), распределять роли при выполнении заданий;
- строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи (с учетом возрастных особенностей, норм);
- готовить небольшие сообщения, проектные задания с помощью взрослых;
- составлять небольшие рассказы на заданную тему.
Предметные результаты
Обучающийся научится:
- называть, находить и показывать субъект Российской Федерации, в котором находится город (село) и школа, где учатся дети;
- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- определять стороны горизонта;
- находить на глобусе океаны и материки;
- перечислять единицы измерения времени в порядке их увеличения, определять количество дней в неделе, называть дни недели, выстраивать их последовательность;
- перечислять времена года в правильной последовательности;
- измерять температуру;
- кратко характеризовать содержание общегражданских праздников современного российского календаря, представленных в учебнике;
- находить признаки явлений природы в разные времена года и называть особенности жизни людей в эти времена года, которые отразились в старинных названиях месяцев;
- называть осенние, зимние, весенние и летние погодные и природные явления в неживой природе;
- узнавать вечнозеленые хвойные растения средней полосы России;
- перечислять цветы, которые видели в цветниках города (села) или в собственном саду осенью, весной;
- отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
- определять, чем отличаются насекомые от паукообразных;
- различать перелетных и зимующих птиц;
- приводить примеры невидимых нитей в осеннем, зимнем, весеннем лесу;
- соблюдать правила здорового образа жизни в осенний, зимний, весенний и летний период;
- перечислять правила охраны природы в разные времена года;
- определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и день зимнего солнцеворота (25 декабря);
- находить на звездном небе зимой «ковши» Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- называть несколько лекарственных растений и определять, какие части их используют для лечения;
- характеризовать зимние праздники и традиции проводов зимы в культуре народов своего края;
- называть дату весеннего равноденствия и основные весенние природные явления (таяние снега, ледоход, половодье, первые грозы);
- находить созвездия Кассиопея и Лев на звездном небе.
Содержание программы 2 класс
Время и календарь (17 ч)
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи. Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Способы измерения времени; старинные и современные часы. Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь.
Осень (18 ч)
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год – проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
Загадки о солнце, земле, воде, дожде, грозе. Осенние дни-погодоуказатели. Особая пора осеннего равноденствия в природе и культуре.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью – сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии (ранней и поздней осенью) для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима (16 ч)
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году. Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок. Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни. Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.).
Подкормка птиц зимой. Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу. Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса). Культура поведения в природе зимой. Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главные народные зимние праздники. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето (19 ч)
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны. Весенние приметы и присловья. Весенние дни-погодоуказатели. 1 (14) марта—«Авдотья Весновка»: весеннее новолетие. Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода. Знакомство с тремя веснами «розовой», «зеленой», «белой», их отличительными особенностями.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Народные весенние праздники. Проводы весны. Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнее новолетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники. Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края (примечание: экскурсии можно проводить и в течение учебного года). Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Учебно-методическое и техническое обеспечение
Для учителя | Для учащихся | |
Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Учебник: 2 класс: В 2ч. – М.: Просвещение, 2011. (Академический школьный учебник). Плешаков А.А., Новицкая М.Ю. Окружающий мир: Рабочая тетрадь: 2 класс: В 2ч. – М.: Просвещение, 2012. Плешаков А.А., Новицкая М.Ю., Н. М. Белянкова, Е.В. Мартинкова, Ю.В. Саркисян. Уроки по окружающему миру: 2 класс. – М.: Просвещение, 2012. «Технологические карты» А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Рабочие программы. 1-4 классы. Электронное приложение к учебнику | А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч 1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Учебник. 2 класс. В 2ч. Ч 2. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч 1. А.А.Плешаков, М.Ю.Новицкая Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс. В 2ч. Ч 2. Л.П,Анастасова, П.В.Ижевский, Н.В.Иванова. Окружающий мир. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочая тетрадь. 2 класс. Пособие для учащихся / Под ред. А.А.Плешакова. М.: Просвещение. | |
Словари | Плешаков А.А. «От земли до неба». Атлас-определитель для начальной школы. – М.: Просвещение, 2012. Справочники и энциклопедии для детей об окружающем мире | |
Интернет-ресурсы |
| |
Информационно-коммуникативные средства |
2. Электронное приложение к учебнику | |
Наглядные пособия |
| |
Технические средства обучения |
|
Приложение
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс
№ п/п | Темы разделов и уроков | Кол-во уроков | Элементы содержания | Тип урока | Вид контроля | Планируемые результаты | дата | |||
предметные | метапредметные | личностные | план | факт | ||||||
1 | Мы — союз народов России | 1 | Россия на глобусе и карте. Первое представление о Российской Федерации. Народы Российской Федерации, их обычаи, характерные особенности быта. Традиционные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории — этическая норма. Государственный язык России как средство культурного взаимодействия её народов | УПУЗ | текущий | определять на карте территориальные единицы Российской Федерации; определять народность по языку и национальным костюмам; рассказывать о самобытной культуре народа. | Познавательные: объяснять понятие «Российская Федерация»; различать самобытную культуру разных народов России и обосновывать своё мнение. Регулятивные: вносить необходимую корректировку в текст. Коммуникативные: учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | понимать значение русского языка как государственного языка Российской Федерации; осознавать важность доброжелательного отношения друг к другу как к носителям этнических и общероссийских культурных ценностей. осознавать свою самобытность | ||
2 | Мы — жители Вселенной | 1 | Вселенная. Небесные, или космические, тела. Звёзды и планеты. Наша планета — Земля. Солнце — самая близкая к Земле звезда. Луна — спутник Земли | УРУЗ | текущий | различать небесные тела; определять стороны горизонта, используя природные признаки или компас; определять на глобусе полюса, океаны, материки. | Познавательные: соотносить размеры планет Солнечной системы и обосновывать своё суждение; определять сторону горизонта, используя подсказки природы; использовать условные обозначения для указания сторон горизонта на схеме; анализировать изображения на глобусе и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять учебное задание по алгоритму; оценивать правильность выполнения учебного задания. Коммуникативные: формулировать речевое высказывание; выполнять учебные действия в рамках учебного диалога. | осознавать значимость зависимости жизни на Земле от ее положения в Солнечной системе | ||
3-4 | Наш космический корабль —Земля (практическая работа с компасом) | 2 | Стороны горизонта. Компас. Глобус — модель Земли. Океаны и материки на Земле. Изображение нашей страны на глобусе | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | осознавать важность и необходимость бережного отношения к Земле | ||||
5 | Время | 1 | Настоящее, прошлое, будущее. Единицы измерения времени: секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год. Часы — прибор для измерения времени. Старинные и современные часы. Разнообразие современных часов | УРУЗ | текущий | различать единицы времени; определять время по механическим часам; определять последовательность дней недели и месяцев. | Познавательные: определять взаимосвязь движения Луны вокруг Земли и объяснять суточные изменения; определять взаимосвязь движения Земли вокруг Солнца и объяснять природные изменения, происходящие от весны до весны. Регулятивные: выполнять взаимопроверку в паре; планировать свою деятельность в рамках недели. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего; понимать значимость разных типов старинных и современных часов как явлений истории и культуры разных стран и народов мира. осознавать образ времени как единства прошлого, настоящего и будущего. | ||
6 | Сутки и неделя | 1 | Сутки и неделя как единицы измерения времени. Причины смены дня и ночи: научное и мифопоэтическое объяснение. Дни недели и их последовательность. | УРУЗ | текущий | |||||
7 | Месяц и год | 1 | Месяц и год как единицы измерения времени. Изменение облика Луны, его научное и мифопоэтическое объяснения. Последовательность месяцев в году. Старинный способ определения количества дней в каждом месяце | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
8 | Времена года | 1 | Четыре времени года (сезона), их последовательная смена. Научное и мифопоэтическое объяснение причин смены времён года. Явления природы. Сезонные явления | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | измерять температуру с помощью термометра и записывать показания; определять и различать погоду разных сезонов. | Познавательные: объяснять смену времён года и явлений, происходящих в неживой и живой природе; использовать условные обозначения для указания температуры воздуха и других погодных явлений. Регулятивные: проверять результат выполненного задания. Коммуникативные: формулировать высказывание. | понимать важность связи изменений в природе с движением Земли по орбите вокруг Солнца. | ||
9-10 | Погода (практическая работа с термометром). ОБЖ. Какими бывают чрезвычайные ситуации? | 2 | Составляющие погоды: температура воздуха, облачность, осадки, ветер. Термометр — прибор для измерения температуры. Явления погоды. Наблюдения за погодой. Прогноз погоды и его значение в жизни людей. Научные и народные способы прогнозирования погоды | УРУЗ | текущий | сравнивать предложенное определение с эталоном в учебнике; рассказывать по иллюстрациям учебника и собственным наблюдениям о явлениях погоды; сравнить различные виды термометров; объяснять назначение метеорологических приборов; осуществлять самопроверку; рисовать условные знаки погодных явлений. | понимать необходимость бережного и безопасного обращения с термометрами. | |||
11 | Календарь — хранитель времени, страж памяти | 1 | Календарь как явление культуры. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря. Современные и старинные названия месяцев и дней недели | УРУЗ | текущий | определять время года по календарю; рассказывать о красных днях календаря. | Познавательные: определять вид календаря и обосновывать своё мнение; отличать красные дни календаря от экологических дней и обосновывать своё мнение; соотносить данные народного и современного календарей и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять задания в рамках учебного диалога. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать и приходить к общему решению. | понимать условность начала нового года в календарях разных народов мира в связи с особенностями традиционной культуры; понимать, что календарь - очень древнее явление мировой культуры, тесно связанное с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира; осознавать необходимость уважать чужие традиции. | ||
12 | Праздники для всех | 1 | Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками и соседями по планете. Народные обычаи ближайшего по времени к уроку праздника одного из календарей (по выбору) народов своего края. Современный российский гражданский календарь, его праздники как способ дружеского объединения всех граждан России вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. Новый год, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День Государственного флага России, День знаний, Международный день учителя, День народного единства, День Конституции | УРУЗ | текущий | понимать важность праздников современного российского гражданского календаря как способа дружеского объединения всех граждан нашего Отечества вне зависимости от местожительства, особенностей этнической культуры и вероисповедания. | ||||
13 | Народный календарь | 1 | Народный календарь — сокровищница опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. Разнообразие календарей. Их связь с особенностями образа жизни, хозяйства, религии разных народов мира. Устройство старинных и современных календарей. Условность даты начала года в разных календарях | УРУЗ | текущий | понимать важность народного календаря как сокровищницы опыта общения народа с природой и сотрудничества с ней. | ||||
14 | Экологический календарь | 1 | Что такое экология. Экологический календарь — проявление культуры высокоразвитого общества, осознавшего уникальность природы Земли. Даты экологического календаря | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | осознавать значение экологического календаря и проявлять позитивное отношение к работе с календарем | ||||
15,16 | За страницами учебника | 2 | УРУЗ | текущий | ||||||
17 | Осенняя прогулка | 1 | УРУЗ | текущий | ||||||
18 | Осенние месяцы | 1 | Народные названия осенних месяцев и старинные осенние праздники народов России. Старинные рукотворные игрушки, приуроченные к праздникам осеннего времени. «Осенний» Новый год – проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета. | УРУЗ | текущий | различать осенние природные явления; рассказывать о дне осеннего равноденствия, об осенних изменениях в неживой природе, о красоте осенней природы, используя выразительные средства родного языка; определять на осеннем небе созвездия Большая Медведица и Лебедь. | Познавательные: определять зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; определять особенности в праздничных обрядах народов России в пору осеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | проявлять бережное отношение к природе. | ||
19 | Осень в неживой природе | 1 | Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Осенние явления в неживой природе. День осеннего равноденствия. Особенности ранней и поздней осени. Старинные детские игры осенью. | УРУЗ | текущий | |||||
20 | Народные праздники в пору осеннего равноденствия | 1 | 26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Народные праздники как выражение благодарности природе за всё, что она даёт людям. Праздник земледельцев. Праздник охотников и оленеводов. Связь народных праздников с сезонными изменениями в природе. | УРУЗ | текущий | |||||
21 | Звездное небо осенью | 1 | Красота и таинственность звездного неба. Созвездия в представлении древних и современных ученых. Созвездия Большая Медведица и Лебедь. | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
22 | Трава у нашего дома. ОБЖ. В волшебный лес за ягодами | 1 | Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья. | УРУЗ | текущий | рассказывать о травах и вечнозелёных хвойных растениях средней полосы России; о растениях осеннего цветника; о строении и пользе грибов. | Познавательные: определять причину природных осенних явлений: листопад, пожелтение травы — и обосновывать своё мнение; определять съедобные и несъедобные грибы, обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия. | |||
23 | Старинная женская работа | 1 | Работа со льном в жизни народов России. Обычаи взаимной помощи в осенних работах – культурная норма трудовой жизни разных народов. Заочная экскурсия в музей льна и бересты в Костроме. | УРУЗ | текущий | |||||
24 | Деревья и кустарники осенью. ОБЖ. Ориентиры местности | 1 | Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. | УРУЗ | текущий | |||||
25 | Чудесные цветники осенью | 1 | Растения цветников, клумб, цветущие осенью. Поверья и легенды о цветах. Неповторимая красота осенних цветников. | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
26 | Грибы. ОБЖ. В волшебный лес за грибами | 1 | «Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах. | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
27 | Шестиногие и восьминогие | 1 | Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды. | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | рассказывать об этапах развития насекомого; об отличии насекомых от паукообразных; о перелётных и зимующих птицах; о подготовке к зиме пресмыкающихся, земноводных и лесных зверей. | Познавательные: определять значение насекомых и паукообразных в окружающем мире и обосновывать своё мнение; определять причины, по которым птицы покидают родные края. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать речевое высказывание. | проявлять бережное отношение к животным. | ||
28 | Птичьи секреты | 1 | Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью – сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю. | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
29 | Как разные животные готовятся к зиме | 1 | Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц. | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
30 | Невидимые нити в осеннем лесу | 1 | Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра. | УРУЗ | текущий | |||||
31 | Осенний труд | 1 | Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Разнообразие осенних работ в городах и селах в старину и настоящее время. Посильная помощь детей взрослым в некоторых видах осенних работ своего края. Народные праздники осенью. Проводы осени. | УРУЗ | текущий | выполнять правила здорового образа жизни в осенний период; рассказывать о правилах сбора грибов, ягод, орехов; о поведении перелётных и зимующих птиц; о представителях Красной книги России; о деятельности людей в осеннее время; оформлять фоторассказ об осенней прогулке. | Познавательные: определять невидимые связи в осеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные: контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению. | проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного отношения друг с другом во время игры. | ||
32 | Будь здоров! ОБЖ. Опасные игры | 1 | Правила здорового образа жизни в осенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Осенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья. | УРУЗ | текущий | |||||
33 | Охрана природы осенью | 1 | Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов. Осенние посадки деревьев и кустарников. Изготовление кормушек и подкормка птиц. По страницам Красной книги России. | УРУЗ | текущий | |||||
34,35 | За страницами учебника | 2 | текущий | |||||||
36 | Зимние месяцы | 1 | Народные названия зимних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Зима в произведениях культуры. Зимние приметы и присловья. Народные приметы зимой и прогнозирование погоды на лето | текущий | различать зимние природные явления; рассказывать о зимних природных явлениях в неживой природе; описывать погодоведческие приметы зимы; указывать созвездия Малая Медведица и Орион, Полярная звезда и Сириус на зимнем небе. | Познавательные: определять зависимость зимних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу; использовать некоторые народные приметы, предсказывающие погоду, и обосновывать своё мнение; определять день зимнего солнцестояния и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | проявлять бережное отношение к природе. | |||
37 | Зима — время науки и сказок | 1 | Сказки народов России и мира — школа мудрости и добра | текущий | ||||||
38 | Зима в неживой природе | 1 | Зимние явления в неживой природе. День зимнего солнцестояния. День зимнего солнцеворота. Красота зимней природы. Виды зимнего отдыха детей, их связь с зимними изменениями в неживой природе | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
39 | Звёздное небо зимой | 1 | Изменение расположения ковша созвездия Большая Медведица по сравнению с осенью. Созвездие Малая Медведица. Полярная звезда. Созвездие Орион и его легендарная история. Сириус — самая яркая звезда на небе | УРУЗ | текущий | |||||
40 | Зимняя прогулка | 1 | УРУЗ | текущий | ||||||
41 | Зима в мире растений | 1 | Зимние изменения в жизни деревьев, кустарников, травянистых растений. Особенности распознавания растений зимой | УРУЗ | текущий | использовать способы определения деревьев и кустарников в зимнее время по стволу, плодам и силуэту; рассказывать о вечнозелёных травах и лиственных кустарничках; рассказывать о способах приспособления к зимним условиям зверей и птиц, о питании животных в зимнюю пору; рассказывать историю украшения рождественской ёлки. | Познавательные: определять лекарственные травы, полезные для человека, и обосновывать своё мнение; определять различие гражданского и православного календарей и обосновывать своё мнение; — определять невидимые связи между животными и растениями в зимнем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять учебное задание с самопроверкой. Коммуникативные: формулировать собственное высказывание, используя термины. | проявлять бережное отношение к животным и подкармливать их в зимний период; проявлять эмоционально-ценностное отношение к семейным праздникам Новый год и Рождество. | ||
42 | Зимние праздники. ОБЖ. Если ты потерялся | 1 | Зимние праздники в России и других странах — Рождество, Новый год; связанные с ними традиции (украшение хвойных деревьев и др.). Старинные и современные обряды и обычаи зимнего календарного цикла, в том числе народов своего края | УРУЗ | текущий | |||||
43 | Растения в домашней аптечке | 1 | Лекарственные растения. Их использование для лечения людей в прошлом и в настоящее время. Правила сбора и хранения лекарственных растений. Целебные свойства различных растений и их частей | УРУЗ | текущий | |||||
44 | Зимняя жизнь птиц и зверей | 1 | Разнообразие зимующих птиц, их приспособленность к трудным зимним условиям. Особенности жизни зверей зимой. Помощь зимующим животным со стороны человека | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
45 | Невидимые нити в зимнем лесу | 1 | Примеры связей между растениями и животными в зимнем лесу. Значение этих связей в жизни природы | УРУЗ | текущий | |||||
46 | В феврале зима с весной встречается впервой | 1 | Зимние праздники народов своего края. Новый год по восточному календарю. Проводы зимы. Первая встреча весны | УРУЗ | текущий | рассказывать о зимних традиционных праздниках; рассказывать о деятельности людей в зимнее время; рассказывать о правилах охраны природы зимой; оформлять фоторассказ о зимней прогулке. | Познавательные: узнавать о старинных традициях зимних посиделок, сочетающих труд и развлечения; изучать страницы Красной книги России. Регулятивные: контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдать правила. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | проявлять интерес к закаливанию организма в зимний период; проявлять инициативу и позитивное отношение к одноклассникам во время игры. | ||
47 | Зимний труд | 1 | Виды зимнего труда в старину. Современные домашние зимние работы. Зимний труд в городе и селе: уборка снега на улицах и во дворах, снегозадержание на полях, труд в зернохранилищах и овощехранилищах, уход за домашними животными, комнатными растениями и т. д. | УРУЗ | текущий | |||||
48 | Будь здоров! ОБЖ. Как вести себя на реке зимой. Опасные игры. | 1 | Правила здорового образа жизни в зимний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Зимние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья | УРУЗ | текущий | |||||
49 | Охрана природы зимой | 1 | Культура поведения в природе зимой. Эмоционально-эстетическое восприятие красоты зимней природы. По страницам Красной книги России | УРУЗ | текущий | |||||
50,51 | За страницами учебника. ОБЖ. Уроки Айболита. | 2 | текущий | |||||||
52 | Весенние месяцы. ОБЖ. Безопасность на улицах и дорогах. | 1 | Старинные и современные названия весенних месяцев (в том числе в языках народов своего края). Образ весны в культуре народов России. Весенний новый год в пору весеннего равноденствия. Весенние праздники по старинным календарям народов своего края | текущий | рассказывать о весенних природных явлениях в неживой природе, используя выразительные средства родного языка; описывать погодоведческие приметы весны; определять на весеннем небе созвездия Малая Медведица, Большая Медведица, Кассиопея и Лев. | Познавательные: распознавать сезонные явления весной и обосновывать своё мнение; определять зависимость весенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; определять день весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение; различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога с использованием терминов; согласовывать различные мнения при выполнении учебных заданий. | проявлять бережное отношение к природе. | |||
53 | Весна в неживой природе. ОБЖ. Какими бывают наводнения | 1 | Весенние явления в неживой природе. День весеннего равноденствия. Старинные детские игры весной, их связь с весенними изменениями в неживой природе | УРУЗ | текущий | |||||
54 | Весна — утро года | 1 | Народные традиции встречи весны. Образ птицы — любимое украшение весенних праздников у многих народов. Весенний новый год в культуре народов России и мира | УРУЗ | текущий | |||||
55 | Звёздное небо весной | 1 | Изменение расположения созвездий Большая Медведица и Малая Медведица по сравнению с зимой. Созвездия Кассиопея и Лев, их изображение на старинных и современных звёздных картах | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
56 | Весенняя прогулка | 1 | УРУЗ | текущий | ||||||
57 | Весеннее пробуждение растений | 1 | Какие растения называют раннецветущими. Разнообразие раннецветущих травянистых растений; условия, необходимые для их цветения. Весеннее пробуждение деревьев и кустарников. Бережное отношение к раннецветущим растениям | УРУЗ | текущий | рассказывать: о раннецветущих травах, деревьях и кустарниках; о культурных растениях весеннего цветника; о весеннем пробуждении растений. | Познавательные: определять и обосновывать причины, по которым раннецветущие растения зацветают первыми. Регулятивные: выполнять самопроверку учебного задания; распределять обязанности для выполнения учебного задания в группе. Коммуникативные: формулировать собственное мнение; использовать речь для регуляции своего действия. | проявлять бережное отношение к природе. | ||
58 | Чудесные цветники весной | 1 | Растения цветников, клумб, цветущие весной. Мифы и легенды о цветах. Неповторимая красота весенних цветников | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
59 | Весна в мире насекомых | 1 | Весенние изменения в жизни насекомых. Взаимосвязи в мире насекомых. Роль насекомых в жизни человека. Необходимость бережного отношения к насекомым | УРУЗ | текущий | рассказывать о весеннем пробуждении насекомых; рассказывать о пользе насекомых; рассказывать о весенних изменениях в жизни птиц и зверей; приводить примеры взаимосвязей между растениями и животными в весеннем лесу. | Познавательные: определять разных насекомых и обосновывать своё мнение; определять взаимосвязи в животном мире и обосновывать своё мнение; определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять учебное задание с взаимопроверкой. Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания. | проявлять бережное отношение к природе. | ||
60 | Весна в мире птиц и зверей. ОБЖ. Встреча с животными | 1 | Весенние изменения в жизни птиц и зверей, их зависимость от других сезонных явлений в природе. Необходимость особенно бережного отношения к птицам и зверям в весеннее время | УРУЗ | Тематический Проверочная работа | |||||
61 | Невидимые нити в весеннем лесу | 1 | Примеры связей между растениями и животными в весеннем лесу. Значение этих связей в жизни природы | УРУЗ | текущий | |||||
62 | Весенний труд | 1 | Работы людей весной в старину и в настоящее время (весенняя вспашка и сев яровых, посадка культурных растений в саду и огороде, уход за домашними животными, ткачество и беление холстов и т. д.) | УРУЗ | текущий | выполнять правила здорового образа жизни в весенний период; рассказывать: о старинных обрядах и традициях весенних праздников народов России; о деятельности людей в весеннее время; об охране природы в весенний период; о представителях Красной книги России; оформлять фоторассказ о весенней прогулке | Познавательные: определять старинные обряды и традиции весенних праздников народов России и обосновывать своё мнение; определять представителей Красной книги России и обосновывать своё мнение. Регулятивные: контролировать свои действия во время выполнения учебного задания (игры) по отношению к сверстникам, соблюдая правила. Коммуникативные: адекватно взаимодействовать в паре и приходить к общему решению. | проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни; проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры. | ||
63 | Старинные весенние праздники | 1 | «Праздников праздник» — Пасха. Проводы весны. Образ берёзы в культуре разных народов | УРУЗ | текущий | |||||
64 | Будь здоров! ОБЖ. Опасные встречи в волшебном лесу | 1 | Правила здорового образа жизни в весенний период. Особенности здорового образа жизни в культуре народов своего края. Весенние игры народов России, в том числе своего края. Школа здоровья | УРУЗ | текущий | |||||
65 | Охрана природы весной | 1 | Правила охраны природы весной. Устройство искусственных гнездовий для птиц. По страницам Красной книги России | УРУЗ | текущий | |||||
66 | Лето красное. ОБЖ. Как не заблудиться в лесу. Мы – следопыты. | 1 | Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. День летнего солнцестояния. День летнего солнцеворота. Щедрость лета в произведениях поэтов и художников | УРУЗ | текущий | рассказывать о летних природных явлениях в неживой природе, используя выразительные средства родного языка. | Познавательные: определять зависимость летних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и обосновывать своё мнение; соотносить признаки лета в живой и неживой природе, события в жизни людей со значением старинных названий летних месяцев и обосновывать своё мнение; сравнивать дни летнего и зимнего солнцестояния, дни зимнего и летнего солнцеворота и обосновывать своё мнение. Регулятивные: выполнять взаимопроверку учебного задания. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания; учитывать разные мнения в рамках учебного диалога. | проявлять бережное отношение к природе. | ||
67 | Летние праздники и труд. ОБЖ. Учимся плавать | 1 | Труд людей летом. Народные летние праздники. Летний новый год в календаре северных народов России. Традиции летних праздников в культуре народов своего края | УРУЗ | текущий | |||||
68-70 | За страницами учебника | 3 | итоговый |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...