Конспект урока "Права и обязанности граждан России"
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Ковшарева Анна Макаровна

Урок окружающего мира в 4 классе. Школа 21 века

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prava_iobyazannosti_grazhdan_rossii.rar348.52 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:

«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СИМВОЛЫ РОССИИ»

Цель урока:

1.  Разъяснение учащимся сущности Основного закона страны, ознакомление с правовым            статусом гражданина РФ;

2.  Формирование умения работать в группе, выражать свои взгляды, аргументировать их;

3.  Формирование уважительного отношения к правам и обязанностям друг друга.

Задачи:

Образовательная:

  • Формировать и обучать умению анализировать дополнительную литературу к уроку, делать выводы и умозаключения;
  • Совершенствовать навыки работы со Справочно-правовой системой «Консультант Плюс».

Развивающая:

  • Развивать у учащихся навыки работать в группе по решению общих учебных задач;
  • Расширять правовой кругозор обучающихся, прививать навыки компьютерной грамотности и коммуникативной деятельности.

Воспитательная:

  • Воспитывать  уважение к Основному закону государства, патриотизм и любовь к своей Родине;
  • Формировать толерантность.

Формы организации учебной деятельности: фронтальная работа, индивидуальная, работа в парах, группах.

Структура урока:

  №п/п

 Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

Организационный момент.

Чтение стихотворения

Работа с интерактивной доской.

Определяют свой настрой на работу.

2 мин

2

Мотивация к учебной деятельности

Наводящие вопросы

Постановка вопросов и ответы на них

4мин

3

Мотивация к учебной деятельности.

Исполнение песни

Постановка вопросов и ответы на них

3мин

4

Формулирование темы, цели урока.

   Беседа по вопросам.

Ответы на вопросы, формулируют тему урока и ставят перед собою цели.

Отмечают уровень знаний по теме.

10 мин

5

Постановка учебной задачи.

Работа в парах

4мин

6

Физминутка.

Читает стихотворение.

2 мин

7

Применение полученных знаний.

Вопросы.

Дети отвечают на вопросы.

4 мин.

8

Постановка учебной задачи.

 Беседа, задание для работы в группах

Организуют группы по предлагаемому признаку

6мин

9

Закрепление.

  Показывают слайды.

Называют права

 4мин.

9

Рефлексия.

Беседа.

Ответы на вопросы, отмечают уровень полученных знаний.

2 мин

1

Самоанализ.

Беседа.

Анализируют свою работу , выставляют отметки с комментированием.

Отмечают своё настроение.

3 мин

                                                                 

Оборудование: интерактивная доска, музыкальный центр, ноутбуки, наушники, компьютер.

                                                                             Ход урока.

Деятельность учителя

Этапы урока

Деятельность учащихся

Организационный момент..

"Поговорим? - О чём?
О всяком и о прочем.
О том, что хорошо и хорошо не очень.
Чего-то знаю я, а что-то вам известно.
Поговорим? - Поговорим!
Нам будет интересно!"
 Давайте определим своё настроение, настрой на работу.

dc6a18fb7fa0f0f2a3791ad925f07b96        - отличное

1386        - хороше

jemocii_41        - не совсем готовы

Мотивация к учебной деятельности.

Задача: актуализировать знания по теме

Я вас слушаю.

А как вы думаете, что приносит человеку любовь к родине?

Это чувство естественно, как солнце, воздух и вода. Это чувство рождается вместе снами и крепнет по мере того, как мы растём. Любовь рождает дом -так человек устроен. Ваш долг перед Родиной хорошо учиться. Учитесь вы для себя, для родителей, а главное вы учитесь для Родины. Как сможешь ты трудиться на благо Родины, не овладев знаниями? Как выдержишь экзамен, имя которому жизнь гражданина?

Ребята, послушайте песню в исполнении Сони.

О чём пойдёт речь на  уроке?

Выскажите предположение, что такое Родина? Являются ли синонимами слова «отечество», «родина», «государство»?

Самое прекрасное на свете –Родина! Она есть у каждого человека, и каждый по – своему любит её, изучает, ценит.

Наша Родина – Россия. Как можно нас всех назвать?

Как вы думаете, кого можно назвать гражданином?

Актуализация темы.

-Скажите, какими документами вы пользуетесь, когда необходимо подтвердить свою личность?

- Какую информацию можно извлечь из паспорта или свидетельства о рождении?

- Скажите, а какой документ будет подтверждать ваше положение  учащегося?

- Какую информацию можно извлечь из дневника?

- Как вы считаете,  у государства может быть подобный  документ?

-А какой?

Формулировка темы, цели урока. Задачи: развивать умение  формировать тему и цели урока

Мы продолжаем работать  в блоке «Гражданин и государство» и пополним свои знания. Сегодня у нас новая тема. Какая? Я  вам не скажу.

-Совершенно верно.

-С помощью чего мы будем добывать знания?

-Давайте мы посмотрим сценку, которую дети подготовили дома.

– Какое противоречие возникло у героев сценки?.

 Молодец! Так давайте попробуем определить  тему урока.

-Сформулируем тему урока.

-А где можем подтвердить свои предположения?

Откройте учебник и прочитайте тему нашего урока.

-Какие вопросы возникают у вас по этой теме?

Какие цели перед собою поставим?

Положите пред собою  «горку» и отметьте  свои знания по этой теме.

Дети комментируют  стихотворение движениями рук.

Дети показывают знаками своё настроение.

Личностные УУД

Мы приготовились к уроку окружающего мира.

На прошлом уроке мы узнали, что каждый гражданин того или иного государства должен хорошо знать культуру, историю, традиции,  язык. И самое  важное - любить свою Родину, Отчизну.

-Я думаю, что счастье.

- Любовь избавляет от неприятностей, неудач.

Исполнение песни «Россия» учащейся класса.

 См. приложение 1, приложение 4  (стр.1)

Речь пойдёт о нашей родине  России.

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили наши деды и прадеды.

 Родиной зовём мы её потому, что в ней  мы родились, в ней говорим  на нашем родном языке и всё в ней для нас родное.

Государство - власть, которая управляет обществом и обеспечивает в нем порядок и стабильность. См. приложение 10,стр.2

Россияне, граждане России.

Гражданин – человек, который использует свои права и выполняет обязанности и соблюдает закон.

Паспорт, свидетельство о рождении.

ФИО, год рождения, место жительства, гражданство, семейное положение, дети.

Дневник.

 Расписание, ФИО преподавателей, домашнее задание, отметки

Думаем, да. (затрудняются ответить)

Коммуникативные УУД (разные мнения, сотрудничество)

Сегодня мы будем открывать сами новые знания.

С помощью учебника, учителя,  своих знаний.

Если не согласишься с нами играть, мы тебя из комнаты не выпустим! – угрожающе предупредила Анюта Илюшу.

– Не имеете права! Что я вам – крепостной, что ли?! – возмутился Илюша. – Хочу – играю, хочу – нет.

– Да, Илюша прав, – подтвердил папа. – Вот если бы вы жили 200 лет назад и ты, Анюта, была бы дворянкой – хозяйкой крестьян, то могла бы приказать своим крепостным играть с тобой тогда, когда тебе захочется. А в современном обществе всё не так.

– Разве я не могу поиграть с Илюшей? – не унималась Анюта.

– Можешь, но только если он сам тоже этого хочет. Он имеет право отказаться.

– А у меня что же, нет никаких прав?

-Есть у тебя и права и обязанности, - сказал папа.

Они не знают, какими правами могут пользоваться в современном государстве.

Права и обязанности.

Права и обязанности  граждан России. См. приложение 10, стр.2

-В учебнике.

Права и обязанности граждан России.

-Какие права имеет гражданин России?

-Какие обязанности должен выполнять россиянин?

-Где можно прочитать о правах человека?

-Узнать, какие права имеем, какие обязанности должны выполнять, где можно прочитать о правах и обязанностях.

 У каждого ребёнка перед собою ламинированная картинка горы, на которой они маркером отмечают свой уровень знаний.

(См. приложение 2)

Постановка учебной задачи.

Задачи: развивать умения ставить учебную задачу,

  •  уметь согласовывать деятельность в соответствии с поставленной задачей.

На уроке  мы с вами дополним знания о нашей Родине, о правах  и обязанностях граждан страны. А поможет вам получить знания  работа в парах.

На партах карточки с различными правами граждан. Назвать те права, которыми на ваш взгляд может пользоваться гражданин России.

-Давайте составим алгоритм ваших действий

А где вы можете подтвердить свои ответы?

-Спасибо. Молодцы!

-А какие права есть у вас дети?

-Попробуйте самостоятельно с помощью презентации назвать права ребёнка.

Давайте поиграем. Я зачитываю статью. Если это в пользу человека – говорим: «Да!». Если это противоречит закону, говорим: «Нет!».

– Россия – наша страна?

– Имеет ли человек право на личную неприкосновенность?

– Можно ли человека обращать в рабство?

-Можно ли относиться к человеку жестоко?

– Защищён ли человек законом?

– Имеет ли право человек защищать себя с помощью суда?

– Можно ли без разрешения войти в жилище человека?

– Может ли человек свободно передвигаться по своей стране?

– Можно ли уехать из страны, а потом вернуться назад?

– Может ли человек владеть имуществом?

– Имеет ли человек право на социальное обеспечение?

– Можно ли запретить свободный выбор труда?

– Защищает ли закон материнство и младенчество

Применение полученных знаний.

Задачи:

  • Развивать навыки применения полученных знаний по новой теме

Права записаны в особом документе, а название этого документа вы узнаете, отгадав кроссворд.

-Так, документ, в котором записаны права гражданина называется….

В Конституции записаны не только права, но и…

Совершенно верно. Так над какой темой мы работаем?

Кто может сформулировать значение слова ПРАВА?

Применение полученных и открытие знаний.

Задачи:

  • Развивать навыки применения полученных знаний по новой теме

- Ребята, продолжаем работать над темой нашего урока. Сейчас вы самостоятельно будете расширять свои знания по данной теме, а поможет вам работа в группах. Сегодня работают группы в составе:

первая  - девочки и мальчики с тёмными волосами, вторая - мальчики и девочки со светлыми волосами, третья группа - мальчики и девочки и в белых кофточках и рубашках, четвёртая – «Историки»

-Давайте вспомним правила работы в группах.

(правила крепятся на доску)

Задание:

3 группы:  рассмотреть рисунки, записать обязанности граждан России.(учебник с.142-143)

4группа (историки) работают над мини проектом  «Основной закон страны»  на страницах для интерактивной доски, используя  дополнительный материал (справочник для учащихся, коллекция картинок из интернета).

-Если у вас обязанности, ребята?

Скажите, можете ли вы не выполнять обязанности?

Применение полученных знаний.

Задачи:

  • Развивать навыки применения полученных знаний по новой теме

-Ребята, над какой темой мы работали?

-Какие задачи вы перед собою ставили?

На все ли вопросы вы ответили?

Что такое Конституция?

Конституция включает в себя и символику России.

-Определите тему следующего урока.

Молодцы.

Отметьте свой уровень знаний. Что изменилось?

Рефлексия.

Задачи:

  • Проверить понимание и усвоение новой темы.
  • Развивать речь учащихся.

- Что нового узнали на уроке?

- Чему мы научились на уроке?

- Что интересного было на уроке?

Самоанализ урока.

 Д/задание. Подготовить мини – проекты на тему» Символика России».

А теперь я хочу увидеть ваше настроение.

Спасибо за урок.

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД (разные мнения, сотрудничество)

Задание: назвать права человека в нашем государстве. (Дети работают на ноутбуках в наушниках). См. приложение 3,приложение 4 (стр.2,3), приложение 8.

В учебнике. ( Работа с учебником)

Ответы детей.

Дети выполняют работу на ноутбуках по вариантам. См. приложение 5, приложение 4 ( стр.1, 2)

После выполнения работы дети зачитывают свои варианты ответов, обсуждают, вносят поправки.

Физминутка. Игра «Да! Нет!»

           – Да!

– Да!

– Нет!

– Нет!

– Да!

– Да!

– Нет!

– Да!

– Да!

– Да!

– Да!

– Нет!

– Да!

Познавательные УУД

См. приложение 6, приложение 7.

-Конституция.

-Обязанности.

Права и   обязанности гражданина России.

Права – это то, что ты можешь делать или не делать.

Познавательные УУД (осуществление анализа объектов, существенные признаки, работа с текстом- поиск информации и понимание прочитанного).

       -Внимательно прослушать инструкцию.  

Распределить обязанности.

-Уметь выслушать товарища.

-Не говорить всем сразу.

Время работы – 6 мин.

 

Дети выполняют задание:  находят к картинкам соответствующие надписи.

Выступление 2-3 групп.

Защита проекта 4 – ой группы. См. приложение 9, приложение 4 стр.4-6

У нас есть обязанности.(Приводят примеры)

Обязанности мы должны выполнять всегда.

-Права и обязанности гражданина России.

-Какие права имеет гражданин России?

-Какие обязанности должен выполнять россиянин?

-Где можно прочитать о правах человека?

-Да.

-Конституция – основной закон, по которому живут граждане государства

-Символика России.

Дети отмечают уровень знаний,

Ответы детей.

Ответы детей.

Познавательные УУД

(сообщение в устной форме - самооценка)

1. Самым интересным на уроке было тогда, когда...

2. На уроке мне было хорошо, потому что...

3. На уроке для себя я открыл...

4. В свою жизнь с собой с сегодняшнего урока возьму...

5. Урок заставил меня задуматься над...

6. Самым трудным на уроке было тогда когда. . .

7. Если бы я был организатором урока, то я бы...

8. Учителю я после сегодняшнего урока пожелал бы...

9.За урок я бы поставил оценку….. потому, что я……

dc6a18fb7fa0f0f2a3791ad925f07b96        - отличное

1386        - хорошее

jemocii_41        не совсем хорошее


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по предмету «Окружающий мир» во 2 классе на тему: «Мы — граждане России» УМК «Начальная школа XXI века»

Конспект  урокапо предмету «Окружающий мир»во 2 классена тему: «Мы — граждане России»УМК «Начальная школа XXI века»...

Конспект урока по окружающему миру по теме "Мы - граждане России"

Конспект урока по окружающему миру по теме "Мы - граждане России". 4 класс...

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мы – граждане России"

Урок посвящён образу Российского государства, точнее тому "идеалу", к которому государство стремится в соответствии с действующей Конституцией.При всей сложности исторической судьбы этого документа, б...

Конспект урока по окружающему миру: «Мы – граждане России», 4 класс, УМК "Школа России"

         Цель деятельности учителя:формирование знаний о правах, обязанностях гражданина Российской Федерации и о Федеральном собрании и правительстве РФ.    ...

План-конспект урока по окружающему миру на тему "Мы - граждане России" 4 класс

- Здравствуйте, дорогие посетители! Я рада приветствовать вас на своем сайте. Здесь вы найдете конспекты уроков по различным предметам, также презентации к ним.Я создала этот сайт для себя, т.к. ...

Конспект окружающего мира «Мы- граждане России» ( 4 класс УМК "Школа России")

Тема урока «Мы- граждане России» Тип урока: Открытие нового знанияЦель урока:  сформировать у учащихся представление о России, научиться приводить примеры синонимов к слову &laqu...