КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Мы-граждане России»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Печеркина Алена Игоревна

Дата: 06.05.2020                                                                                                        ФИО учителя:Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                                   ФИ студента: Печеркина А., 46 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                              ФИО методиста: Сачкова Т.А.

Кабинет: 2

 

 

 

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Мы-граждане России»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о России, формирование представления обучающихся  о том, что значит быть гражданином Российской Федерации;

Планируемые результаты

Предметные:

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

·                   знать понятия «Родина», «Россия», « Граждане России».

Личностные:

·        осознавать личностный смысл учения;

·        определять мотивы учебной деятельности;

·        выявлять причинно-следственные связи в окружающей природе.

 

 

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование:Учебник «Окружающий мир» 4кл: А.А.Плешаков, «Школа России», 2 ч., презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06052020_my_grazhdane_rossii.docx46.22 КБ

Предварительный просмотр:

Дата: 06.05.2020                                                                                                ФИО учителя:Контробаева А.В.

Школа: МБОУ «Еткульская СОШ»                                                                        ФИ студента: Печеркина А., 46 гр.

Класс: 4 «В»                                                                                                ФИО методиста: Сачкова Т.А.

Кабинет: 2

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

Тема: «Мы-граждане России»

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представление о России, формирование представления обучающихся  о том, что значит быть гражданином Российской Федерации;

Планируемые результаты

Предметные:

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

способствовать формированию представления о героическом прошлом

русского народа Древней Руси, великих русских богатырях –защитниках земли

русской, об особенностях воинских доспехов, выражающих характер человека через

украшения; способствовать формированиюуменияанализироватьи понимать

произведения художников, музыку; создать условия для создания доброго образа

воина –богатыря.

  • знать понятия «Родина», «Россия», « Граждане России».

Личностные:

  • осознавать личностный смысл учения;
  • определять мотивы учебной деятельности;
  • выявлять причинно-следственные связи в окружающей природе.

Тип урока: урок «открытия нового знания»

Оборудование:Учебник «Окружающий мир» 4кл: А.А.Плешаков, «Школа России», 2 ч., презентация PowerPoint, раздаточный материал.

Этап урока

Методы и приемы

Хронометраж

Содержание урока

Формируемые УУД

Деятельность учителя

Деятельность ученика

I. Этап самоопределения к деятельности

Словесный: психологический настрой

1 мин.

- Здравствуйте, ребята.

Широка страна моя родная,

Много в ней лесов, полей и рек!

Я другой такой страны не знаю,

Где так вольно дышит человек.

-Приветствуют учителя, проверяют  готовность к уроку

Р: принятие и сохранение уч. задачи.

II. Актуализация знаний и мотивация

Словесный: учебный диалог

Практический: определение уровня знаний

9 мин.

 На предыдущих уроках мы знакомились с прошлым нашей Родины. И сейчас мы проверим,  насколько  хорошо вы усвоили материал. Обратите внимание на карточки, которые развешены в классе. По ходу ваших ответов мы будем их перемещать на доску.

1. Кто был первым русским князем?

- В какой город привел он свое войско и стал там княжить?

2. Имя женщины княгини.

- Каким способом княгиня отомстила древлянам?  

3. Как называли предков русских людей?  

4. Как звали сына княгини Ольги?

- Чему она учила своего сына?

5. Кто княжил после Олега.

- За что древляне убили его?

6. Князь, получивший прозвище «Мудрый»

Слушают учителя

Рюрик.  

Новгород

Ольга

(Привязали к ногам птиц тряпки, пропитанные серой. В один  миг сгорели поселения древлян).

Славяне

Святослав

Жадность до добра не доводит

Игорь

Ярослав

П: Выделение известной информации и структурирование знаний

П: поиск и выделение  признаков предметов в общей работе;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: выражение своей мысли с достаточной полнотой и точностью;

III. Постановка учебной задачи

Словесный: учебный диалог

2мин.

- Прочитайте первые буквы слов, какое слово получили?

- Что такое Россия?

- Как называется главный город Российской Федерации?

- Кто стоит во главе государства?

- Как зовут президента нашей страны?

Сейчас для вас ученики нашего класса прочтут стихотворение Романа Сефа, а вы внимательно слушайте и ответьте на вопрос: о ком или о чем оно? Какое название вы ему дали? «Необычный пешеход».
Кто по улице идет?
Hеобычный пешеход.
У него пятьсот имен:
Hа заводе слесарь он,
В яслях он - родитель,
В кинотеатре - зритель,
А пришел на стадион -
И уже болельщик он.
Он кому-то сын и внук,
Для кого-то близкий друг.
Он - мечтатель в дни весны,
Он - защитник в дни войны.
И всегда, везде и всюду -
Гражданин своей страны!

- Какие здесь прозвучали ключевые слова в соответствии нашей теме урока?

Предположите тему нашего урока.

Сегодня на уроке мы выясним, что значит быть гражданином? Познакомимся с основным законом, по которому живёт наше государство

Россия

Государство

Москва

Президент

Владимир Владимирович Путин

Гражданин своей страны!

Мы граждане России

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

Л: проявление активности в общей работе

IV. Открытие нового знания

Словесный: слово учителя

Словесный: учебный диалог

Словесный: учебный диалог

Практический: работа с учебником

Словесный: учебный диалог

Практический:работа в парах

Словесный: слово учителя

Наглядный:

просмотр презентации

15

мин.

 -Ребенок родился…
- И теперь малышу необходимы не только тепло, забота, уютная кроватка и прочие детские радости. Ему необходимо стать законным гражданином своей страны. Для этого нужны не подвиги и поступки - они впереди, по мере взросления, а всего лишь документ. Документ, подтверждающий, что родился гражданин – «Свидетельство о рождении».
Граждане, достигшие 14-летнего возраста и проживающие на территории Российской Федерации, обязаны получить паспорт.  

Паспорт – это первый документ, удостоверяющий личность человека. Это свидетельство о том, что человек стал полноправным гражданином нашего государства. Паспорт обязаны иметь все граждане Российской Федерации.

- Итак, каждый человек с момента рождения становится гражданином своей страны. Но мало родиться гражданином, им надо еще стать.

Великий русский поэт Николай Алексеевич Некрасов писал:

А что такое гражданин?
Отечества достойный сын.

Давайте подумаем:
- Кого мы можем назвать этим ярким и громким словом «гражданин»?
- Всякий ли человек достоин именоваться гражданином? Если не всякий, то какой?
- Какими качествами должен обладать истинный гражданин?
2. Мозговой штурм.

Работа в парах Назовите 4-5 наиболее значимых качеств человека, который, с вашей точки зрения, является гражданином.

- Молодцы, вы  хорошо умеете работать в парах. А любите ли вы играть?

Тогда поиграем. Каждый ряд составляет команду. Сидящие на первых партах – капитаны. (Капитанам раздаю разное количество карандашей)

- Игра началась!

- Игра началась!

- Снова играем!

- Вам понравилась игра?

- Что не понравилось в ходе игры?

- Почему вам показалась игра нечестной?

- Что надо было изменить, чтобы игра прошла успешно?

        - Наша жизнь тоже схожа с игрой, в ней есть правила, по которым должны жить все граждане – это ЗАКОНЫ.  Кто знает, как называется главный закон каждого государства?

Конституция Российской Федерации была принята в 1993 году 12 декабря. (слайд 6)
В  Конституции  сказано, как должно быть устроено наше государство и что для него самое главное. Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Это значит, что не человек существует для государства, а государство для человека.
- Во-вторых, объявляется, что наше государство считает своей обязанностью защищать не только права своих граждан, но и права любого человека, даже если он не гражданин РК.
- В Конституции перечислены основные права и обязанности человека и гражданина, то есть, сказано, что можно делать человеку и гражданину РК, а что - нельзя.
       

Физминутка

Слушают учителя

Рассуждают

Обсуждение в группах Предложения выносятся на лист бумаги, после помещается на доску. Один ученик от группы озвучивает написанное).
- справедливый

- счастливый

- творческий

- уважает других

- любит свою страну

Дети в замешательстве. Через некоторое время учитель удивляется, что ученики не умеют играть. Затем объясняет, что они должны передавать в конец ряда по одному предмету

Учитель быстро останавливает игру и требует передавать через левое плечо

Снова останавливается игра и, по своему усмотрению называю победителя

В игре должны быть правила, они должны быть известны заранее, должны быть четкими, ясными, они не должны меняться по ходу игры.

Конституция

П: структурирование знания;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

К: выражение своей мысли с достаточной полнотой и точностью;

П: логический анализ объектов с целью выделения признаков;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

Л: проявление активности в общей работе

К: инициативность в общем поиске нового знания;

Р: саморегуляция собственной практической работы, контроль её результатов

П: структурирование знания;

V.Первичное закрепление во внешней речи

Практический:игр

4

мин.

- В нашей стране есть международная организация, которая приняла «Конвенцию о правах ребенка». Какое слово вам непонятно? Что оно обозначает?

 Игра. Собери пословицу.

У вас на столах лежат пословицы, которые нужно восстановить.


Как вы их понимаете?

1 группа

Одна у человека мать, одна у него и Родина.

2 группа

Кто Родине служит верно, тот долг исполняет примерно. 

3 группа

Москва – Родины украшенье, врагам устрашенье.

4 группа 

Если дружба велика, будет Родина крепка

Рассуждения детей.

П: структурирование знания;

Р: саморегуляция

VI.Самостоятельная работа с самопроверкой

Практический: Викторина

4 мин

Викторина «Права ребенка»

Ответы учеников в формате игры

Л: проявление понимания цели задания и выбор способов  творческого выполнения задания;

VII.Включение в систему знаний, повторение

Практический :  работа в группах

3

мин.

 Сейчас мы с вами поработаем группами. Помните, что каждого надо уметь выслушать, потому что в группах должны соблюдаться равные права.

1 группа

Прочитайте отрывок из сказки и определите, какое право нарушает сказочный герои:

Ведьма решила погубить братца Иванушку и сестрицу Аленушку.

2 группа. Каким правом могут воспользоваться животные?

Приходи к нему лечиться и корова, и волчица,
И жучок и червячок, и медведица…

3 группа. О каком праве идёт речь в следующих строчках?

Все работы хороши, выбирай на вкус!

4 группа.

Каким правом воспользовалась Золушка, когда решила пойти на бал?

5 группа.

Каким правом могут воспользоваться насекомые?

Как-то летом на лужайке
Господин учитель Жук
Основал для насекомых
Школу чтенья и наук.

Каждая группа получает карточку с заданием, 1 минуту работают, обсуждают и 1 представитель группы выходит к доске отвечать

К: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

К: умение высказывать и аргументировать свои мысли;

П: анализ и доказательство признаков, нахождение взаимосвязей в предметах;

VII. Рефлексия деятельности

2 мин.

Дорогие ребята! Вам строить новую Россию, преумножать ее славу и богатства. Будьте достойны нашей великой страны, ее многовековой истории и подвигов знаменитых предков. Хотелось бы закончить наше путешествие словами великого русского поэта Н. А. Некрасова: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Я думаю, что все вы вырастете и станете достойными гражданами своей страны.

Я  вспомнил…

Узнал….

Научился…

Вы, ребята, хорошо поработали. Думаю вы всегда будете помнить о своих правах и обязанностях и о том, что и другие имеют такие же права и обязанности.

!

Анализируют свою работу на уроке.

Р: анализировать собственную работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока окружающего мира. Тема: «Золотое кольцо России» 1-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом. Планируемые результаты:Предметные:-знать города Золотого кольца Росс...

Конспект урока окружающего мира Тема: «Золотое кольцо России: Кострома, Иваново, Суздаль, Владимир» 2-й урок (3 класс)

Цель деятельности учителя: ознакомление обучающихся с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.Планируемые результаты:Предметные:-уметь находить на карте города З...

Конспект урока окружающего мира Тема "Золотое кольцо России (УМК "Школа России" 3 класс)

Тема: «Золотое кольцо России»Цели деятельности учителя: закрепление  представлений учащихся о городах России, которые называются золотым кольцом...

Конспект урока окружающего мира. Тема "Основной закон России и права Человека" (УМК "Школа России", 4 класс)

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРАТема урока: «Основной закон России и права Человека» Цели деятельности учителя: формирование знаний о Конституции РФ; формирование представлений о права...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний учащихся о городах «Золотого кольца», знакомство с их достопримечательностями. Планируемые результаты Предметные:  знать города золотого...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Золотое кольцо России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о городах золотого кольца России; формирование бережного отношения к истории России. Планируемые результаты Предметные:  знать все города входящие в...

КОНСПЕКТ УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА Тема: «Ближайшие соседи России» (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование знаний работы с картой; формирование представлений о ближайих соседях России. Планируемые результаты Предметные: знать как работать с картой; страны соседей Рос...