Урок по окружающему миру с использованием сингапурской методики
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) на тему
Урок по окружающему миру в 4 классе
по Сингапурской системе обучения
Тема урока: Моя республика - мой край родной
Цель: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира нашего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека;
- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;
- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь к поэзии местных авторов;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_sayfutdinovoy_e.v.doc | 75.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру в 4 классе
по Сингапурской системе обучения
Тема урока: Моя республика - мой край родной
Цель: обобщение и расширение ранее усвоенных знаний посредством решения практических задач с привлечением краеведческого материала.
Задачи:
- познакомить учащихся с особенностями природы, разнообразием растительного и животного мира нашего края, раскрыть их значение в природе и жизни человека;
- способствовать формированию эмоционально положительного отношения к процессу познания;
- воспитание бережного отношения к живой и неживой природе; прививать любовь к поэзии местных авторов;
Оборудование: мультимедийный проектор, дидактические материалы (карточки для выполнения заданий и тестов), слайды с программным материалом.
Ход урока.
Организационный момент.
Учитель
–Добрый день, ребята, какой сегодня прекрасный день. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Проверьте свои рабочие места. Садитесь.
Проверка домашнего задания.
Учитель
- Я думаю, что вы много знаете о природных зонах России, сумеете назвать каждую из основных зон и показать её местоположение на карте, сможете рассказать не только о природе каждой зоны, но и сравнить их.
- Давайте проверим, так ли это.
Обучающая структура
Релли Робин
У вас на столах лежат карточки с заданиями.
- Прочитай, подумай
- Запиши ответы в столбик
- Обменяйся ответами с партнером по плечу
Время работы 2 минуты
Индивидуальная работа (карточки)
Определите, о какой природной зоне идет речь.
- Природа этой зоны очень сурова. Там зимой полярная ночь, летом – полярный день. Почва почти совсем не образуется, там вечная мерзлота (ледяная зона)
- Растения все низкорослые, нет больших деревьев. Низкая температура воздуха, сильные ветры – все это препятствует росту больших деревьев (тундра)
- Здесь четко выражены четыре сезона: холодная зима, теплая весна, засушливое лето, сухая осень. Зима малоснежная. Лето жаркое и сухое, с горячими сухими ветрами. Дожди выпадают редко, обычно ливневые (зона степей)
- Корни растений очень длинные и достают воду с большой глубины. Как правило, у всех листьев воскообразный покров (зона пустынь)
- Постарайтесь исправить ошибки в цепи питания.
Сова, змея, подорожник, слизень.
Кузнечик, орел, ящерица, клевер.
(Правильные ответы - подорожник, слизень, змея, сова. Клевер, кузнечик, ящерица, орел)
- Сверьте свои ответы с доской.
- Молодцы!
Работа над новым материалом
- Когда человек появляется на свет, родители дают ему имя. С этим именем он неразрывно связан всю жизнь. Точно так же неразрывно связан он и со своей Родиной-местом, где родился и вырос. Наша Родина - Республика Татарстан - на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.
Светлые березовые рощи и прохладные сосновые леса, разливы рек, подобные морям, и бескрайние поля цветущего шиповника, таинственные лесные озера и овраги, заросшие орешником, чего - чего только нет в нашем краю!
Сегодня наша с вами задача – поближе познакомиться с родным краем.
Люблю мой край…
Как странно это слышать:
Ведь каждый человек свой любит край!
Но небо здесь синее, солнце выше,
И в цвет сирени здесь окрашен май!
Дождем и сеном пахнет лето,
Зовет прохладою река…
А осень золотом одета,
Плывут клочками облака.
Лыжнею манит вдаль зима,
Морозным утром снег хрустит…
И выйдет с берегов река – в апреле.
Лес весной шумит…
Люблю мой край!
Я много мест видала,
И можно хоть полмира обойти,
Но ближе и родней родного края,
Я думаю, мне больше не найти!
(А. Коблева.)
Учитель. Для каждого человека родной край является самым красивым местом на Земле.
Учитель. Вопрос на доске « Что такое Родина?»
Структура ДЖОТ ТОТС
Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.
Задание: Запишите на каждом листочке ответ на вопрос одним словом . Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 16 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.
Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы.
Учитель: « Что такое Родина?» Это самые близкие люди: мама, папа, бабушка, дедушка. Ваш дом, улица, город – где вы родились и живете, это наша школа; это природа, которая нас окружает. С чего начинается Родина? А, может, она начинается с земли отцов, дедов, прадедов? Ведь земля наша – кормилица, наш хлеб. Хлеб душистый, мягкий, теплый, вкусный. Что может быть важнее хлеба?! Хлебом-солью встречали друзей. За хлеб бились с врагом насмерть. Все может родная земля: может накормить своим хлебом, напоить из своих родников, удивить своей красотой. Вот только позаботиться сама о себе не может. Поэтому, ребята, любите землю, будьте заботливым хозяином, берегите землю от истощения и разрушения. Для нас наша родина - РТ, посмотрим на карту – найдем границы, реки города.
На доске карта РФ.
- Покажите, пожалуйста, на карте Российской Федерации наш Татарстан. (Стол 4 участник 4)
Наша республика расположена в восточной части Восточно-Еропейской ,или
Русской равнины, у слияния великих рек Европы Волги и Камы.
Обучающая структура
Сингл Раунд Робин
- Посмотрите на карту, которая лежит у вас на столе.
- Подумайте и ответьте на вопросы.
- Проговорите ответы по кругу 2 раза.
Время работы 30 сек. (1,5 мин)
(Ответы на слайде)
1) Кто наши соседи?
Соседями Татарстана являются Чувашская республика, республика Марий-Эль, Удмуртия, и Башкортостан, Кировская, Оренбургская, Самарская и Ульяновская области.
2) Какие города вы знаете?
(Казань, Н.Челны, Чистополь, Альметьевск, Нижнекамск и др. и т.д.)
3) Какие народы живут в нашей республике?
(русские, татары, чуваши, марийцы, башкиры, армяне, украинцы и др.) Все они живут в мире и согласии. Вместе трудятся, отдыхают, строят новые дома, города.
Вопрос всему классу: В какой природной зоне мы живем? 15 сек.
Ответит стол №5 участник №2,стол №…, стол №…
(Большая часть республики находится в лесной зоне и зоне лесостепи. Здесь холодные зимы и умеренно- теплое лето. Мы имеем хорошо выраженные четыре времени года: весну, лето, осень и зиму. Каждое время года имеет свои прелести и особенности.)
Обучающая структура
Модель РАФТ
- На столах лежит материал о Республике Татарстан
- Учащимся необходимо ознакомиться с информацией, обсудить в группах
- Представить информацию в виде постера или брошюры
- Защитить свой проект перед классом.
- Время работы 20 минут
Стол №1 Наши леса и рощи
Наши леса и рощи – краса и защита родного края. ”Рощи да леса – всему краю краса”, - говорит народная пословица. Как им не быть украшением, если любоваться лесом и рощей можно во все времена года. Людям лес доставляет огромную радость своей красотой. Отдых в лесу улучшает настроение и укрепляет здоровье человека. А сколько грибов, ягод, лекарственных растений дарит нам лес! Жизнь леса зависит от каждого, кто бывает в лесу. Никто не должен забывать, что он здесь в гостях у природы и обязан выполнять определенные правила поведения. Наиболее часто в Татарстане встречаются хвойные деревья: сосна обыкновенная, ель, пихта сибирская, лиственница сибирская. Деревья с широкими крупными листьями: дуб, клен, липа. Пониже ярус составляет деревья: осина, рябина, калина, ольха, дикая яблоня, черемуха, ива, береза. Кустарники: орешник, малина, можжевельник обыкновенный, шиповник. Травянистые растения: лютик едкий, адонис весенний, лютик ползучий, калужница болотная, чистотел большой, мак – самосейка, клюква, пастушья сумка, крапива двудомная, земляника лесная, Иван – чай, клевер луговой, полынь горькая, ландыш майский и т. д. Мхи: фунария, сфагнум, гипнум луговой.
Стол№2 Птицы нашего края
.- Жить без птиц было бы ох как скучно! Как веселит глаз дивная расцветка их оперения! Как их легкий, свободный полет поднимает дух! Как радует слух их чудесное пение! - На территории нашей республики можно встретить около трехсот видов птиц. Большинство из них появляются у нас весной. В это время наш край оживает, наполняется птичьим гомоном, посвистами, кукованием. Всюду распевает звонкие задорные песни зяблик. Он поет до середины июля, а потом умолкает до следующей весны. Круглый год в лесу живут синицы, пищухи, поползни, в хвойных лесах – клесты. На зиму прилетают северные гости-снегири и чечетки. Одна из наиболее красивых птиц – это скворец. Он покоряет всех красотою своего голоса. А вот тетерев. Его бормотание напоминает журчание весеннего ручья. Пение соловья не спутаешь ни с чем другим: он свистит, щелкает, рокочет, заливается дивными трелями. К тому же соловьи приносят пользу, уничтожая клопов, пауков, многоножек. Постоянный обитатель леса – большой пестрый дятел - исключительно полезная птица, и человек охраняет ее. Филин любит жить в лесной глуши. Сейчас он в наших краях - редкая птица, поэтому подлежит охране. Рядом с нами живут и другие птицы: грачи, галки, ласточки. Прилетают зимой кормиться в селение серая ворона, сорока. Сколько вредных насекомых, личинок уничтожают эти птицы за лето!
Стол№3 Животный мир
Животный мир нашего края богат и разнообразен. Самый крупный зверь – это лось. Лось – краса и гордость наших лесов. Он строен, высок и могуч. В елово-пихтовых лесах водятся белки. Зайцы чаще всего обитают в лесах и кустарниковых зарослях и редко – в полях, лугах. Лисицы и волки живут по всей территории республики. Медведь - редкий зверь. Он включен в список особо охраняемых животных. В 1994 году в наших краях появились бобры. Они тоже охраняются. Животные Татарстана приспособлены к жизни в достаточно суровых условиях, к зиме отрастает у некоторых густая и длинная шерсть, некоторые залегают в спячку. К млекопитающим относятся животные: еж, крот европейский, ушан, речной бобр, белка обыкновенная, бурундук, соня лесная, хомяк обыкновенный, ондатра, заяц-русак, заяц-беляк, волк, лиса, бурый медведь, рысь, выдра, куница лесная, кабан, лось.
Стол№4 Луг.
Широкой полосой вдоль рек тянутся луга. Ярко-зеленым ковром покрываются они весной. Летом ковер пестреет яркими цветами. Под дуновением ветра травы колышутся, по зеленому морю пробегают волны. На лугу так же интересно, как в лесу. Нужно лишь внимательно посмотреть. Важно оберегать красоту луга, охранять жизнь всех его обитателей. На лугу растут только травянистые растения. Как красиво цветут колокольчики, клевер, тысячелистник! А вот неяркие цветы - тимофеевка, мятлик, лисохвост. Их здесь особенно много. Луг – это еще и добрый друг, берегущий наше здоровье. На нем произрастают лекарственные травы. Собирать лекарственные травы можно только в тех местах, где их много. В нашем краю мало осталось ландышей, колокольчиков. Редкими стали волчье лыко, сон-трава, кувшинка белая. Их совсем не надо собирать. В руках человека красота и богатство родной земли. Помните об этом!
Стол №5«Правила поведения на природе»
Создать постер «Правила поведения на природе»
Постарайся запомнить нехитрые правила, соблюдать которые совсем несложно.
• Растениями и цветами можно сколько угодно любоваться, но ни в коем случае нельзя срывать и тем более брать в рот незнакомые растения. Некоторые растения, если взять их в руки, вызывают сильное раздражение кожи, которое может длиться несколько недель. Есть и ядовитые растения, яд которых не менее опасен, чем змеиный.
• С грибами, найденными тобой в лесу, тоже нужно быть очень осторожным. Собирай только известные тебе грибы и обязательно покажи собранные грибы взрослому, который в них разбирается. Когда гуляешь по лесу, не трогай поганки: они очень ядовиты.
• Не пей сырую воду из какого бы то ни было водоёма: реки, озера или ручья.
• Для защиты от укусов насекомых (клещей, ос, пчёл, комаров), отправляясь на прогулку в лес, надевай длинные брюки, рубашку с длинными рукавами и обязательно головной убор. Открытые участки тела намажь средством, отпугивающим насекомых.
• Во время походов и загородных прогулок нельзя причинять вред природе!
• Если ты развёл костёр, то, уходя, не забудь потушить огонь, чтобы не разгорелся лесной пожар. Костёр обязательно нужно залить водой или засыпать песком.
• Не ломай деревья, не разоряй птичьих гнёзд — не нарушай красоту и гармонию природы.
• Не оставляй после себя мусор! На полянке, которая завалена бумажными обёртками, целлофановыми пакетами, пластиковыми коробками и бутылками, уже никому не захочется остановиться. Мусор, который нельзя сжечь (стеклянные бутылки, железные консервные банки), необходимо забрать с собой, чтобы выбросить в предназначенном для этого месте.
Перед защитой РАБОТ проводится музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР
Обобщение.
3-2-1
- Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали
- Запишите 2 названия постеров, которые вам понравились
- Запишите комментарий или вопрос, который возник во время урока
Домашнее задание.
Исследовать полезные ископаемые Пестречинского района (в различных источниках)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок по окружающему миру с использованием ИКТ. 1 класс.
Конспект урока по окружающему миру с использованием ИКТ. " Кто такие звери?" УМК " Школа России" . 1 класс...
Урок окружающего мира с использованием компьютерной презентации. Тема: «Славные символы России».
Урок окружающего мира построен в форме учебного сотрудничества. Учащиеся не только приобретают знания по теме, но и учатся работать в коллективе, думать не только о собственном благе, но и о благе тех...
Урок по окружающему миру с элементами сингапурской системы по теме "Экологические проблемы России"
Урок по сингапурской системе. Предмет "Окружающий мир", 4 класс, тема урока "Экологические проблемы России"....
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК «НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА XXI ВЕКА» 1 КЛАСС ТЕМА «О РЕЖИМЕ ДНЯ»
Конспект урока окружающего мира с применением Сингапурской структуры УМК "Начальная школа ХХI века" 1класс тема "О режиме дня"...
Внеклассное мероприятие "Подари улыбку миру" с элементами сингапурской методики.
Цель:- Формирование у детей представления о добре, доброте, о хороших, добрых поступках;- расширение знаний о роли доброты в жизни каждого человека;Задачи: - учить детей ...
Урок окружающего мира в 1 классе на тему "Зелёная аптека " с использованием сингапурской методики
Буду рада , если урок будет полезен !...
Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием методики «Дизайн-мышление»
Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием методики «Дизайн-мышление»...