Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием методики «Дизайн-мышление»
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс)

Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием методики «Дизайн-мышление»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока по окружающему миру с использованием методики «Дизайн-мышление»

УМК: Школа России

Класс: 4

Тема урока: «Вода. Много, но мало. Что это значит?»

УУД:

Предметные

- знакомство с источниками пресной и соленой воды;

- знакомство с понятием «Мировой океан»;

- изучение основных источников загрязнения воды;

- изучение доступных средств очистки воды;

- изготовление угольного фильтр для воды в домашних условиях;

- опреснение морской воды в домашних условиях.

Регулятивные

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата;

- предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

- внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта);

- выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций, способов взаимодействий;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленные вопросы, аргументировать;

- формирование работать в малых группах.

Личностные

- формирование личного, эмоционального отношения к себе и к окружающему миру;

- формирование интереса к себе и окружающему миру;

- формирование позитивного отношения к себе и окружающему миру;

- формирование желания выполнять учебные действия;

Оборудование: карта водных ресурсов РФ, фильтр для воды, смеситель, уголь древесный, марля, песок, пластиковые бутылки, спиртовка, камень, пленка, стакан, стакан грязной воды, стакан чистой воды, соль морская.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

Эмпатия

Учитель вывешивает запись на доске «Вода».

У доски на столе карта водных ресурсов РФ, фильтр для воды, смеситель, уголь древесный, марля, песок, пластиковые бутылки, спиртовка, камень, пленка, стакан, стакан грязной воды, стакан чистой воды, соль морская.

- Ребята, рассмотрите внимательно предметы на столе и запись на доске. Какие ассоциации возникают.

Учитель вывешивает и записывает на доску ключевые фразы, слова, которые высказывают дети

Ученики входят в класс, становятся в конце класса. В классе стоят столы для деления на группы

Дети озвучивают свои ассоциации.

Фокусировка

Открывает темы урока на столах каждой группы.

- Ребята, перед вами 2 темы. Выберите ту, которая более близка вам. Займите место у соответствующего стола.

Исходя из информации, представленной на доске, формулируют темы для групп.

Группа 1- пресная и соленая вода (опреснение)

Группа 2 – загрязнение и очистка воды (фильтрация)

Выбирают тему и группу по интересу.

Генерация идей

- Ребята, на столах белые листы. Переверните их. Прочитайте задачи, которые перед вами поставлены. Все ли понятно? Если есть вопросы, пожалуйста, задавайте.

Контролирует, информирует, поправляет.

Переворачивают сиреневые листы (приложение1), читают задачи, задают вопросы, если возникли.

Читают информацию на белых листах (приложение 2).

Заполняют таблицу (приложение3).

Группа 1 – просматривают видео на телефонах https://www.youtube.com/watch?v=-x88vQSn-fc&ab_channel=TVSmeshariki

Группа 2 – знакомятся со способами очистки воды (приложение 4).

Выбирают необходимое оборудование для дальнейшей практической работы(приложение5).

Прототипирование

Контролирует практическую работу

Обеспечивает безопасность при работе со спиртовкой

Выполняют практическую работу.

Группа 1 – опресняют соленую воду

Группа 2 – изготавливают фильтр для очистки воды.

Тестирование

- Ребята, продемонстрируйте свою работу одноклассникам.

- Какой вывод можем сделать?

-Как необходимо относиться к воде? Почему?

- С чем это связано?

Демонстрируют свои работы, тестируют.

Делают выводы.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Группа 1

Перед вами список задач, которые необходимо выполнить вашей группе. Прочитайте их. При выполнении каждого задания, ставьте + напротив каждой выполненной задачи. Удачи!

ПРОЧИТАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ (СИРЕНЕВЫЙ ЛИСТ)

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (СИНИЙ ЛИСТ)

ПРОСМОТРИТЕ ВИДЕО (ССЫЛКА ОТПРАВЛЕНА НА ТЕЛЕФОН В МЕССЕНДЖЕР)

ВЫБЕРИТЕ НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (РОЗОВЫЙ КОНВЕРТ)

ПРИСТУПИТЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

Группа 2

Перед вами список задач, которые необходимо выполнить вашей группе. Прочитайте их. При выполнении каждого задания, ставьте + напротив каждой выполненной задачи. Удачи!

ПРОЧИТАЙТЕ ИНФОРМАЦИЮ (СИРЕНЕВЫЙ ЛИСТ)

ЗАПОЛНИТЕ ТАБЛИЦУ (СИНИЙ ЛИСТ)

ОЗНАКОМЬТЕСЬ СО СПОСОБАМИ ОЧИСТКИ ВОДЫ (ЗЕЛЕНЫЙ ЛИСТ)

СОБЕРИТЕ НЕОБХОДИМОЕ ОБОРУДОВАНИЕ (РОЗОВЫЙ КОНВЕРТ)

ПРИСТУПИТЕ К ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЕ (ЖЕЛТЫЙ ЛИСТ)

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Группа1

Большая часть воды на планете - соленая. Она занимает 97 % от всей водной оболочки Земли. Соленую воду часто называют морской, потому что именно такая вода находится в океанах и морях Земли.

Океаны – это крупнейшие водоемы планеты.

Моря – это крупные водоемы, входящие в состав океанов. Всего на Земле выделяют более 60 морей.

Все моря и океаны объединены в один огромный водоем, который именуют Мировым океаном. Из одной точки Мирового океана в любую другую его точку всегда можно проплыть, не выходя на сушу.

Пресная вода и ее источники

Воды суши – это природный запас пресной воды. Человеку пресная вода нужна значительно больше, чем соленая, но ее очень мало. Количество пресной воды на Земле меньше количества соленой примерно в 30 раз. 

Самый большой источник пресной воды – это ледники, на них приходится 90% пресной воды мира. Но используются ледники мало, ведь они находятся вдалеке от мест проживания людей.

Главный для человека источник пресной воды – это реки и озера.

Реки – это источник не только воды, но и энергии.

В случае, когда воды рек и озер не хватает, используют подземные источники воды.

 Ещё один источник пресной воды – это дожди. С неба всегда падает чистая вода, которая как раз и наполняет реки и озера. Есть специальные устройства, которые помогают собирать дождевую воду.

         Пресная вода отличается от питьевой воды. Большая часть пресной воды на земле (на поверхности и в грунтовых водах) не пригодна для питья без какой-либо обработки. 

Подведение итогов

В океанах и морях находится соленая вода, непригодная для питья. Пресной воды значительно меньше, чем соленой, и получают ее из рек и озер.

https://cf2.ppt-online.org/files2/slide/8/8BZ9flbXunQ5icm1JhWYSeOdDNw0RCrkVa2MUEPq4/slide-25.jpg

Группа 2

Вода имеет огромное значение для всего живого на нашей планете. Людям, животным, растениям она нужна, чтобы жить, расти и развиваться. Каковы источники загрязнения воды?

Промышленность

 Вода в промышленности используется в огромных количествах, и после использования сбрасывается в промышленную канализацию. Многочисленные заводы, фабрики и производства являются источниками загрязнения воды.

Нефтедобыча и транспортировка нефти

Добытую нефть перевозят огромные морские танкеры. В случае аварий на местах происходят разливы нефтяных продуктов по водной поверхности.

Энергетика

Тепловые станции используют воду в больших количествах для охлаждения и сбрасывают нагретую воду в открытые водоемы. Температура воды в таких водоемах повышается, они начинают зарастать вредными водорослями, уменьшается количество кислорода в такой воде.

Бытовая сфера

Использованная вода выводится из жилых помещений через системы канализации. Такая вода впоследствии очищается в специальных очистных устройствах, но полной ее очистки добиться очень сложно.

Сельское хозяйство

Вода нужна для полива полей, а также и для выращивания сельскохозяйственных животных. В растениеводстве применяется много искусственных удобрений. Вода, использованная для полива удобренных полей, загрязняется этими удобрениями. При недостаточной очистке сточных вод происходит загрязнение природных источников воды.

В нашем мире существует множество источников загрязнения природной воды, порожденных деятельностью людей. Отказаться от благ цивилизации невозможно, поэтому единственным способом сохранения чистоты природных вод является непрерывное совершенствование методов очистки загрязненной воды.

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Группа 1

        

Группа 2

 Используя информацию, с которой вы сейчас ознакомились, расположите картинки в правой части таблицы. Напротив каждой картинки слева напиши, какой вид загрязнения представлен.

Причины загрязнения воды

Изображение

https://musorniy.ru/wp-content/uploads/2019/03/china-water-poll.jpghttps://www.nrcs.usda.gov/Internet/FSE_MEDIA/nrcs143_023620.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0848/00163bdf-1d6b66cd/img33.jpg

https://glavagronom.ru/media/uploads/A3u1rQWu5-s-ad129342fb7aace67a6e877b74887d9561085213.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0c1e/000c1a0d-c0a15f5f/hello_html_a8ce6c.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Группа 2

Ребята, перед вами способы очистки воды в домашних условиях. Ознакомьтесь с ними. Как вы думаете, какой из них самый удобный? Почему?

https://odstroy.ru/wp-content/uploads/3/0/0/30075e143818fa8a21df0b0d0aa8313d.jpeghttps://odstroy.ru/wp-content/uploads/3/0/0/30075e143818fa8a21df0b0d0aa8313d.jpeg

После обсуждений перейдите к выполнению следующей задачи.

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Группа 1

КОНВЕРТ

Какой из методов (дистилляция или замораживание) подойдет вам в вашей нелегкой

ситуации?

Что из перечисленного может помочь вам в опреснении воды? Уберите лишнее.

https://yt3.ggpht.com/a/AATXAJxWmevftgj-a_8vm8GB2OjpL8P2w02RCPPENg=s900-c-k-c0xffffffff-no-rj-mohttps://images.satu.kz/116591476_w500_h500_plenka-strejch-500mmh87-m.jpghttps://images.wbstatic.net/big/new/16320000/16320431-1.jpghttps://images.ru.prom.st/217681639_w640_h640_spirtovka-sl-2-na.jpg https://img.freepik.com/free-photo/glass-of-water-on-a-white-background_73344-332.jpg?size=626&ext=jpghttps://ien.labbox.com/wp-content/uploads/sites/4/2018/06/EVRK-525-001.jpghttps://ae04.alicdn.com/kf/HTB1eUDVQpXXXXbSapXXq6xXFXXXD/250.jpghttps://electrocaminy.ru/netcat_files/multifile/3087/W_IMG_3814.jpg

А сейчас возьмите необходимое оборудование со стола и опресните соленую воду.

Группа 2

А теперь рассмотрите внимательно, из чего состоит фильтр. Возьмите оборудование со стола, приступите к практической работе.  

https://septik27.ru/wp-content/uploads/8/a/8/8a8e139bea942824878d685c840e39ba.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру, 3 класс. Тема.Страны и народы на политической карте мира.

Технологическая карта урока для 3 класса по окружающему миру по программе "Перспектива". Тема. Страны и народы на политической карте мира....

Технологическая карта урока по окружающему миру 2 класс, «Школа России» с использованием дистанционных технологий

Данный урок разработан на основе применения дистанционных технологий с опорой на  материалы платформы Учи.ру. Поможет провести урок  интересно и доступно....

Технологическая карта урока по окружающему миру по теме "Что такое родина?" 1 класса с использованием образовательной платформы Учи.ру

Данный урок был составлен в целях повышения квалификации по теме "Цифровая грамотность: базовый курс по развитию компетенций XXI века" с использованием образовательной платформы Учи.ру....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...