Урок по окружающему миру "Правила вежливости" 2 класс
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) на тему
Знакомство с миром вежливых слов, развитие культуры общения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_vezhlivosti.docx | 14.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок окружающего мира по теме: «Правила вежливости» 2 класс, 3 четверть.
Цели урока:
- познакомить с миром вежливых слов и речевых оборотов.
- развивать культурное общение.
- воспитывать вежливость, внимание к окружающим людям.
Задачи урока:
- приобщение к нравственности
- развитие внутренней культуры детей.
- развитие умения общаться, находить правильный выход из ситуации.
- расширение активного словарного запаса и кругозора детей
- выработка особого мнения о вежливом человеке и правил вежливости
Ход урока:
- Организационный момент.
Здравствуйте!
Поклонившись, мы друг другу сказали
Хоть и были совсем не знакомы.
Здравствуйте!
Что особого в том, что мы друг другу сказали
Просто «здравствуйте».
Больше ведь мы ничего не сказали.
Отчего же на капельку Солнца
Прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней
Сделалась жизнь?
Здравствуйте!
- Проверка домашнего задания.
- На прошлом занятии мы начали разговор по разделу «Общение». В своей жизни мы общаемся с разными людьми, но самые близкие для нас – это наши родные, наша семья. (Рассказы детей о своих семьях)
- Объясните, пожалуйста, что же такое «культура общения»? (вежливая речь, культурное поведение, доброе, уважительное отношение к человеку).
- Нужна ли она в семье? Нужна ли она в школе?
-Выполните тест.
Проверка: Кто выполнил правильно 4 задания? Молодцы!
- Сообщение цели.
-Ребята, пройдет совсем немного времени, вы закончите школу, станете трудиться на заводах, строить дома, водить по морям и океанам могучие атомоходы, выращивать новые сорта чудесных растений, побеждать тяжелые болезни. Много славных дел ждет вас впереди, но прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми: добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. А этому тоже надо учиться. ( Песня «Поведение»)
-Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о вежливости, о поведении, о культуре…)
- Да, правильно. А чем мы будем заниматься на уроке расскажет Муравьишка Вопросик.
Сегодня у нас будет не совсем обычный урок, урок – путешествие. Я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране Вежливости и побывать в столице этого государства – городе Спасибограде. Погулять по его улицам, бульварам, посетить «школу вежливых наук». А что же это за город такой? (аудиозапись. Стих читают дети)
Вы когда-нибудь бывали в городе Спасибоград?
Где на вежливом бульваре вежливо благодарят!
Там в проезде Гостевом зазывают в каждый дом,
Даже если вас не знают и никто вам незнаком!
Там на улице Веселья вас от грусти смех спасет,
А на улице Везенья вам на друга повезет.
На проспекте Угощенья вас на славу угостят.
Что вы любите? Варенье? Эскимо? Халву? Печенье?
Или, может, лимонад?
На проспекте Угощенья, где на славу угощенье,
И на улице Везенья, где чудесное везенье,
И в проезде Гостевом – в этом городе кругом
Люди говорят друг другу,
И особенно гостям: очень рады, рады вам!
Если только захотите, не стесняйтесь – заходите!
Скажут адрес, дом, подъезд.
- Вам захотелось побывать в этом городе?
- Чтобы попасть в него, вы должны ответить на вопросы:
- Что такое вежливость? (это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой. Это хорошие поступки, это добрые слова.)Слайд
Вежливость – это моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими. (толковый словарь)
- В чем проявляется вежливость? (в словах, в тоне, в поведении).
( Звучит песня «Жар – птица»)
- Изучение нового материала
- А вот и город. Путешествовать мы с вами будем на автобусе. Надеюсь, правила дорожного движения вы все знаете.
Представьте себе, что светофоры горят, причем красный свет. Что он означает?
Но как только вы справитесь с заданиями, которые приготовили жители города на каждой улице, загорится зеленый свет. Что он означает?
Вежливые люди пользуются какими – то особенными словами. В этих словах заключена великая сила волшебства.
- Как называются такие слова? (волшебные)
И мы с вами оказались на центральной улице Спасибограда – улице Волшебных слов.
(Стихотворение «Волшебные слова»)
Извини, пожалуйста, прости и разреши
Это не слова, а ключик от души.
Кроме нашей спутницы- таблицы умножения
Есть еще таблица, таблица уважения.
Помните как азбуку, как дважды два
Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.
Всюду, где нескромному укажут отворот,
Вежливый попросит, попросит и пройдет
Перед словом вежливым все двери отворяются
Пусть оно почаще, почаще повторяется
Помните как азбуку, как дважды два
Спасибо и пожалуйста – волшебные слова.
- Ребята, скажите, какое волшебство совершают эти слова? (от них становится радостнее и светлее на душе. Эти слова могут развеять плохое настроение. Они украшают нашу речь.)
- От чего зависит сила волшебных слов? (от того, как они сказаны)
Жители этого чудесного города хотят проверить, какие волшебные слова вы знаете.
(Игра «Доскажи словечко»)
- Растает даже ледяная глыба
От слова теплого…. (спасибо)
За что мы говорим «спасибо»?
За все, что делают для нас
И мы припомнить не смогли бы
Кому сказали, сколько раз
- Какие слова благодарности вы еще знаете?
- Зазеленеет старый пень
Когда услышит….. (добрый день)
Добрый день! – тебе сказали
Добрый день! – ответил ты
Как две ниточки связали
- Мальчик вежливый и развитый
Говорит, встречаясь ….. (здравствуйте)
- А вы знаете, что означает это слово? (Здравствуйте – т.е. мы желаем вам здоровья, здравия). Поэтому людям приятно слышать это приветствие.
- Здравствуйте! – ты скажешь человеку
- Здравствуй! – улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку,
И здоровым будет много лет.
Теплоты и доброты.
- Какие слова приветствия знаете еще?
- Если больше есть не в силах,
Скажем маме мы …..( спасибо)
- Когда нас бранят за шалости
Говорим ….. (прости, пожалуйста)
- Когда мы сказали «прости», значит мы что сделали? (извинились)
- Как можно еще извиниться?
- Какие слова извинения вы знаете?
- И во Франции, и в Дании
На прощание говорят … (до свидания)
- Что означают эти слова «до свидания»? (т.е. мы надеемся увидеть вас еще раз)
- Какие слова прощания вы еще знаете?
- Какие волшебные слова вы используете, когда просите о чем-то? (пожалуйста, будьте добры, будьте любезны, прошу вас…)
- Это слова – просьбы.
Душа человека расцветает от хороших и добрых слов. Смотрите, наш город тоже преобразился и расцвел от волшебных слов.
Приветствие: привет, добрый день, приветствую вас, рад вас
видеть, доброе утро, здравствуйте
Прощание: до свидания, пока, всего хорошего, счастливо
оставаться, до встречи, до завтра, до вечера
Извинение:___ извините, простите, я виноват, прошу прощения,
мне очень жаль
Просьба:_____ разрешите, будьте любезны, пожалуйста, будьте
добры, прошу вас
Благодарность: спасибо, благодарю, очень признателен, большое
спасибо, огромное спасибо
Задание. Вставить в текст вежливые слова.
«Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким мальчиком. Вова встал и сказал женщине: «Садитесь…………………………..». женщина очень вежливо поблагодарила Вову «………………………..» Неожиданно трамвай остановился. Вова чуть не упал и сильно толкнул какого – то мужчину. Мужчина хотел рассердиться, но Вова сразу же сказал «……………………………………..». Когда он переходил улицу, то увидел старушку. Он помог ей перейти перекрёсток и старушка ему сказала «……………………………..». В театре он встретил знакомого и приветствовал его словами «………………………………..» Когда Вова возвращался домой, к нему подошла девочка и спросила: «Мальчик, скажи «…………………………….», как можно пройти на площадь Победы?. А когда Вова ей сказал, она поблагодарила его «……………………………….».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Если весело живется, хлопай так – 2 хлопка – 2 раза
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Хлопай так – 2 хлопка.
Если весело живется, щелкай так – 2 щелчка – 2 раза
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Щелкай так – 2 щелчка.
Если весело живется, топай так – 2 притопа – 2 раза
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Топай так – 2 притопа.
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Хорошо! Хорошо!
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)
Если весело живется,
Мы друг другу улыбнемся.
Если весело живется,
Делай все! (2 хлопка, 2 щелчка, 2 притопа)
Следующая улица – улица Театральная. Каждому, кто попадает на эту улицу, предлагается стать немножечко артистом. (Предлагается разыграть ситуации. Придумать разговор между героями, используя нужные волшебные слова )
Рассмотрите рисунки на с. 52. Прочитайте задание. Работаете в паре, разбираете ситуации и разыгрываете диалоги. Проверка. Дети разыгрывают ситуации.
Б) Инсценировки ситуаций
1. Надя пришла в магазин и сказала: «Дайте пакет молока и творог». Правильно поступила Надя? Как она должна была сказать?
2. Дима забыл ручку дома и попросил у Кати. «Эй, дай ручку, а то мне нечем писать» Катя ответила: « Извини Дима, у меня нет ручки» Кто из детей поступил правильно? Кто поступил неправильно?
3. Встретились две подружки. Между ними произошёл разговор:
- Привет!
- Привет!
- Как дела?
- Хорошо. Как у тебя дела?
- Хорошо. Извини, пожалуйста, я спешу домой. До свидания.
-До свидания.
- Вежливо девочки разговаривали?
в) Работа с учебником с.53
Вежливые слова нужно не только знать, но и использовать в своей речи, чтобы не прослыть невежливым человеком и быть понятым своим собеседником. Иначе может произойти вот что. Послушайте телефонный разговор героев нашего учебника: попугая Ильи и пса Рыжика. Получился ли разговор вежливым и понятным?
Дети разыгрывают сценку
- Получился ли телефонный разговор вежливым и понятным? (Нет)
- Какие правила нужно соблюдать при разговоре по телефону, чтобы он получился вежливым? (нужно говорить слова приветствия, вежливым тоном, говорить не слишком долго)
Схема разговора:
- «Алло»;
- Приветствие;
- Представление;
- Объяснение цели своего звонка – собственно разговор;
- Благодарность
- Прощание.
- Всегда приятно общаться с вежливыми людьми. Они используют в своей речи волшебные слова, совершают вежливые поступки. Но почему-то некоторые считают такое поведение «странным».
- Мы подходим к Школе вежливых наук, где познакомимся с рассказом попугая Ильи «Странный папа». Откройте стр. 56.
- Чтение
- Как вы объясните «странное» поведение папы? (Папа – вежливый культурный человек)
- Что можно сказать о попугае Илье? (Он не знает правил культурного поведения, поэтому поведение папы он считает странным).
- Какие правила вежливости вы запомнили, каким хорошим манерам вы научились у папы Сережи и Нади?
- Если мужчина в дверях встречает женщину, сначала он должен пропустить ее, а потом пройти сам.
- Из транспорта мужчина должен выйти первым, а потом подать руку даме и помочь ей спуститься по ступенькам.
- Мужчина должен помочь женщине нести тяжелые вещи и сумки.
- Чему мальчики на этих рисунках смогли бы поучиться у папы Сережи и Нади?
- Молодцы!
- А в проспекте Угощенья нам предстоит научиться правильно вести себя за столом.
- А вы знаете, ребята, первая книга, по которой русские юноши и девушки могли учиться правильно вести себя за столом, появилась более 200 лет назад. Называлась она «Юности честное зерцало», или «Показания к житейскому обхождению». Составлена она была Императорской Академией Наук. Вот какое большое значение придавали тогда правилам поведения. Большинство приведенных в книге правил вполне годятся и сегодня. Судите сами.
- Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.
- Не сопи, когда еси.
- Руки твои да не лежат долго на тарелке, ногами не мотай, не утирай рук губою и не пий, пока пищи не проглотил.
- Над ествою не чавкай, как свинья и головы не чеши.
- Около своей тарелки не делай забора из костей, корок хлеба и прочего.
- Неприлично руками везде колобродить, смирно сиди.
Конечно, многие слова уже не употребляем в нашей речи, но смысл сказанного, я думаю, ясен всем.
А сейчас предлагается вам решить тест «Как вести себя за столом».
Сейчас проверим, как же вы усвоили материал и поиграем в игру «Вежливо –невежливо» (да –хлопок, нет – ууууу)
1. Сесть за стол в шапке.
2. Разговаривать за столом с полным ртом.
3. Помочь маме по дому.
4. Поздороваться при встрече.
5. Нечаянно толкнуть и не извиниться.
6. Помочь донести тяжелую сумку.
7. Не уступить место в транспорте
А теперь работаем в группах. Составьте правила вежливости учеников 2 а класса и назовём мы их Кодекс вежливости 2 а класса.
- Итог урока.
Наше путешествие подходит к концу. Ну что ж, ребята, вы с честью выдержали все испытания и справились с заданиями жителей Спасибограда. И я уверена, что поняли вы, что этот город находится не где-то далеко, в неведомой стране, а рядом с вами, в нашей школе, в вашей семье, в вашей душе. И я хочу, чтобы вы всегда и везде вели себя как настоящие жители Спасибограда.
–Выполнили мы задания Муравьишки Вопросика?
- Как вы будете теперь поступать в различных жизненных ситуациях?
- Каким человеком вы хотите вырасти?
- Что такое культура поведения? ( Вежливые поступки)
Ученица читает стихотворение
«До свидания!»,
«Спасибо», «Простите»,
«Пожалуйста», «Здравствуйте» -
Щедро дарите!
Дарите прохожим,
Друзьям и знакомым.
В троллейбусе,
В парке,
И дома.
Слова эти очень
И очень важны.
Они человеку
Как воздух
Нужны.
Без них невозможно
На свете прожить.
Слова эти надо
С улыбкой дарить.
Домашнее задание.
- прочитать текст в учебнике на стр. 54 – 61;
-знать все изученные правила, постараться всегда использовать их в общении с другими людьми. На следующем уроке мы с вами пойдем на День рождения к Наде и поэтому вам нужно подумать над пожеланиями и поздравлениями с этим замечательным праздником и над тем, как вы себя будете вести в гостях.
1.Ежели вы вежливы 2. Ежели вы вежливы
И к совести не глухи В душе, а не для виду
Вы место без протеста В троллейбус вы поможете
Уступите старухе Взобраться инвалиду.
3. Ежели вы вежливы 4. Ежели вы вежливы
Вы сидя на уроке Поможете вы маме
Не будете с товарищем И помощь ей предложите
Болтать как две сороки Без просьбы, т.е. сами
5.И ежели вы вежливы 6.И ежели вы вежливы
То в разговоре с тетей На тех, кто послабее
И с дедушкой, и с бабушкой Вы нападать не будете
Вы их не перебьете. Пред сильными робея.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по окружающему миру, 3 класс(Тема:"как человек воспринимает окружающий мир")
Конспект и презентация о том как человек воспринимает окружающий мир с помощью органов чувств....
Разработка урока по окружающему миру 4 класс Образовательная система «Школа 2100», программа по окружающему миру авт. А.А.Вахрушев. Тема урока: «Сельское хозяйство на службе человека».
Данный урок является частью раздела «Рукотворная природа» и направлен не только на приобретение учащимися конкретных знаний,основанных на анализе окружающего мира, ...
Конспект урока по окружающему миру. 1 класс. Тема урока: «Млекопитающие животные» УМК "Начальная школа 21 века"
Тип урока: открытие нового знанияЦели: - познакомить учащихся с млекопитающими животными; - показат...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: Пришла весна
Цели:Образовательные:Познакомить с характерными признаками весны в живой и неживой природе.Научить ребят наблюдать признаки весны, определять последовательность событий в природе и их связи.Обогащать ...
Конспект урока по окружающему миру 2 класс Тема урока: «Распознание деревьев своей местности по листьям ( связь живой и неживой природы) (Учитель МБОУ СОШ№5 г.Красный Сулин Деревянченко О.В.)
Обобщение урока: листья разных деревьев имеют свои отличительные признаки. Эти признаки помогают распознавать деревья.Цель урока: познакомить с разнообразием деревьев родного края; научить распознав...
Открытый урок по окружающему миру 2 класс.Тема урока : «В царстве грибов».
Тема: В царстве грибовТип урока: «Открытие» новых знаний.Новое знание: Строение гриба....
Конспект урока по окружающему миру 1 класс Тема урока:Дикие и домашние животные.
Конспект урока по окружающему миру1 классТема урока:Дикие и домашние животные.Цели: познакомить детей с отличительными признаками диких и домашних животных; уточнить правила обращения с жи...