Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "ПНШ"
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме

Будницкая Вера Михайловна

Пояснительная записка, календарно-тематическое планирование 3 класс УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okr_mir_3.doc283.5 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

Рабочая программа разработана на основе авторской программы по окружающему миру О.Н.Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой (УМК «Перспективная начальная школа»).Основные содержательные линии предмета «Окружающий мир» определены Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться. В программе представлены три содержательных блока: «Человек и природа», «Человек и общество», «Правила безопасной жизни»

Предмет «Окружающий мир» имеет ярко выраженный интегрированный характер, соединяющий природоведческие, исторические, обществоведческие и другие знания. Интегрированный характер самого курса, а также реализация межпредметных связей с литературным чтением, русским языком, математикой, технологией в УМК «Перспективная начальная школа» обеспечивают в полной мере формирование у детей целостной картины мира, осознание места человека в этом мире, определение своего места в ближайшем окружении, в общении с людьми, обществом и природой.

Цель изучения курса «Окружающий мир» – формирование исходных представлений о природных и социальных объектах и явлениях как компонентов единого мира; практико-ориентированных знаний о природе, человеке, обществе; метапредметных способов действий (личностных, познавательных коммуникативных, регулятивных).

Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования:

  • сохранение и поддержка индивидуальности ребенка на основе учета его жизненного опыта (опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации);
  • последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребенка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений – работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших методов измерений;
  • изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественнонаучных и обществоведческих дисциплин;
  • воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, формирование навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
  • охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.

В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся могут быть ознакомлены с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, осадкомер, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).

Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучении свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.

Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.

Программа разработана в соответствии с требованиями новых образовательных стандартов, сделавших упор на формирование общеучебных умений и навыков, на использование приобретенных знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.

Программа рассчитана на 68 часов.

Программу обеспечивают:

  1. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: учебник в 2 ч. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: хрестоматия. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  3. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир: тетради для самостоятельной работы №1 и №2. 3 класс. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.
  4. Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Царева Л.А. Окружающий мир. 3 класс: методическое пособие. – М.: Академкнига/Учебник, 2013.

К концу третьего года обучения по курсу «Окружающий мир» учащиеся должны

в разделе «Человек и природа» знать/понимать:

  • устройство и назначение термометра, фильтров, флюгера, компаса;
  • различать понятия «тела» и «вещества», неживые и живые тела на уровне первичных представлений;
  • различать три состояния веществ в природе;
  • основные свойства воды и воздуха;
  • источники загрязнения и простейшие способы очистки воды;
  • некоторые свойства твердых веществ на примере твердых полезных ископаемых (мрамор, песок, глина);
  • полезные ископаемые родного края;
  • значение почв в жизни человека, называть мероприятия по охране почв;
  • положение России и своего края на карте;
  • особенности своего природного края: поверхность, водоемы, природные сообщества, использование и охранные меры родного края;

уметь

  • соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий, предусмотренных программой;
  • пользоваться простейшим лабораторным оборудованием и приборами (лупа, термометр, компас, флюгер);
  • ориентироваться на местности по Солнцу, местным признакам и по компасу;
  • проводить простейшие опыты при изучении свойств воды, воздуха, почвы;
  • измерять температуру воды и воздуха;
  • письменно фиксировать результаты наблюдений за погодой, другими природными явлениями;
  • узнавать в окружающем их мире изученные растения и животных;
  • показывать на карте, глобусе материки, океаны, моря, горы, равнины, реки (без названий), некоторые города России (город Санкт-Петербург, города Золотого кольца, родной город).

В разделе «Человек и общество» знать/понимать

  • города Золотого кольца России (названия трех-четырех городов) и их достопримечательности;
  • достопримечательности Санкт-Петербурга;

уметь

описывать историю возникновения и строительства Санкт-Петербурга.

В разделе «Правила безопасного поведения» знать/понимать

  • необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;

уметь

  • пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях, для сохранения своего здоровья;
  • соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
  • соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
  • осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования ученик может использовать  приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для того, чтобы

  • ориентироваться на местности по компасу;
  • принимать посильное участие в охране и защите природы;
  • использовать термометр для измерения температуры воздуха;
  •         оценивать воздействие человека на природу (положительное и отрицательное);
  • выполнять правила поведения в природе;
  • рассказывать о родном крае, родной стране, Красной книге, правилах поведения в природе;
  •         удовлетворять познавательные интересы с помощью поиска дополнительных источников информации в словарях, справочниках, литературных источниках.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

Календарные сроки

№ уро-ка

Тема (раздел)

Материал учебника

Планируемые результаты обучения

Возможные виды деятельности учащихся//формы контроля

Примечания  

освоение предметных знаний (базовые понятия)

универсальные учебные действия

По плану

По факту

I ЧАСТЬ

Наш мир знакомый и загадочный  

ч.1: с.5-6

Ознакомление с учебником, тетрадью

смыслообразование и самоопределение

коллективная

ИЗОБРАЖЕНИЕ ЗЕМЛИ НА ГЛОБУСЕ И КАРТЕ

Глобус - модель земного шара

ч.1: с.7-11;

Т1: с.2

Модель Земли – глобус. Понятия «меридиан», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор». Работа с глобусом: меридианы, параллели, Северный и Южный полюса, Северное и Южное полушария.

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели  (глобус) для наблюдений, выявления признаков и свойств объектов.

коллективная, работа в паре

Материки и океаны на глобусе

ч.1: с.12-14

Т1: с. 3-4

Термины «океан», «материк». Работа с глобусом: океаны, материки.

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели  (глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

коллективная, индивидуальная

Формы поверхности Земли

ч.1: с.15-18

Т1: с. 5

Глобус как источник информации. Формы поверхности – равнины, горы.

Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

коллективная, работа в паре

О ЧЕМ РАССКАЗАЛА ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ КАРТА

Географическая карта

ч.1: с.19-24

Т1: с. 6-7

Разнообразие карт (карта полушарий, физическая карта России, контурная карта и др.). Умение работать с картой.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели  (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

работа с картой, работа в паре

Учимся читать карту

ч.1: с.25-27

Т1: с. 8-9

Карта полушарий. Формирование умения находить и показывать на карте физические объекты

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации или предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели  (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

работа с картой

План местности

ч.1: с.28-30

Т1: с.10

Понятие «план местности».

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать готовые модели  (условные знаки, план, план-карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

коллективная, работа в паре

Холмы и овраги

ч.1: с.31-34

Т1: с.11-12

Способы изображения земной поверхности. Понятия «холмы», «овраги».

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания.

чтение по цепочке

Стороны горизонта

ч.1: с.35-37

Т1: с.13-15

Горизонт. Линия горизонта. Определение сторон горизонта на местности с помощью солнца.

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.

коллективная, индивидуальная

Ориентирование на местности. Компас

ч.1: с.38-41

Т1: с.16-17

Определение сторон горизонта на местности по различным признакам природы. Устройство компаса. Определение сторон горизонта с помощью компаса.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Проводить несложные наблюдения, используя простейшие измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.

работа в паре, практическая работа

Урок-соревнование

Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности

ч.1: с.42

Закрепление знаний по основным вопросам изученных тем. Формирование практических умений.

Использовать готовые модели  (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте Российскую Федерацию, Москву – столицу России, свой регион, главный город своего региона, сухопутные и морские границы России; показывать и называть страны, граничащие с Россией и др.

работа в группе

ИЗ ЧЕГО ВСЕ НА СВЕТЕ

Тела, вещества, частицы

ч.1: с.43-48

Т1: с.18-20

Тела, вещества, частицы

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

работа в паре, практическая работа

Твердые вещества, жидкости и газы

ч.1: с.49-52

Т1: с.21

Тела, вещества, частицы (молекулы)

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.

практическая работа

Вода – необыкновенное вещество

ч.1: с.53-56

Т1: с.22

Свойства воды. Три состояния воды

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.

практическая работа

ВОДА И ЕЕ СВОЙСТВА

Первое заседание клуба

Свойства воды в жидком состоянии

ч.1: с.57-62

Т1: с.23

Свойства воды при нагревании и охлаждении.

проведение опытов и фиксация их результатов.

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

работа в группе, практическая работа

Термометр и его устройство

ч.1: с.63-67

Т1: с.24-25

Устройство термометра. Использование термометра.

Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

работа в паре, практическая работа

Второе заседание клуба Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда)

ч.1: с.68-71

Т1: с.26

Свойства льда

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

работа в группе, практическая работа

Свойства воды в газообразном состоянии

ч.1: с.72-75

Т1: с.27

Три состояния воды. Свойства водяного пара

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

коллективная, индивидуальная

ЧУДЕСНЫЕ ПРЕВРАЩЕНИЯ ВОДЫ В ПРИРОДЕ 

Круговорот воды в природе

ч.1: с.76-80

Т1: с.28

Три состояния воды. Круговорот воды в природе.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

коллективная, работа в паре

Туман и облака

ч.1: с.81-84

Т1: с.29

Превращения воды в природе (туман, облака). Виды облаков.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

коллективная, работа в паре

Осадки

ч.1: с.81-84

Т1: с.29

Осадки, выпадающие из облаков (дождь, снег, град). Осадки, выделяющиеся непосредственно из воздуха (туман, роса, иней, изморось)

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы.

коллективная, индивидуальная

Третье заседание клуба

Вода – растворитель

ч.1: с.85-87

Т1: с.30

Вода как растворитель. Растворимые и нерастворимые вещества.

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

работа в группе, практическая работа

 

Растворы в природе

ч.1: с.88-90

Т1: с.31-33

Вода как растворитель. Значение природных растворов.

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

практическая работа

Почему воду надо беречь?

ч.1: с.91-95

Т1: с.34-35

Значение воды в жизни человека. Способы очистки воды.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение.

работа в паре

Экскурсия . Сезонные изменения. Осень .

ВОЗДУХ И ЕГО СВОЙСТВА

Океан, которого нет на карте и глобусе

ч.1: с.96-99

Т1: с.36

Атмосфера – воздушный океан Земли.

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов.

практическая работа

Воздух – это смесь газов

ч.1: с.100-102

Т1: с.37-38

Воздух – смесь газов. Свойства кислорода и углекислого газа.

Проводить несложные наблюдения, используя простейшее лабораторное оборудование, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

практическая работа

 

Четвертое заседание клуба

Свойства воздуха  

ч.1: с.103-110

Т1: с.39-40

  1. Проведение опытов: воздух занимает пространство; воздух можно сжать; воздух можно взвесить; свойства воздуха при охлаждении и нагревании.

Ставить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям, делать выводы на основании полученных результатов.

работа в группе, индивидуальная, практическая работа

 

 

ДВИЖЕНИЕ ВОЗДУХА

Температура воздуха

ч.1: с.111-114

Т1: с.41

Почему земная поверхность нагревается неодинаково. Измерение температуры воздуха с помощью термометра.

Проводить несложные наблюдения, используя измерительные приборы, делать выводы на основании полученных результатов.

коллективная, работа в паре

Ветер

ч.1: с.115-119

Т1: с.42

Причина движения воздуха вдоль поверхности Земли. Созидательная и разрушительная работа ветра. Приборы: флюгер и анемометр.

Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

коллективная, индивидуальная

Что такое погода?

ч.1: с.120-122

Т1: с.43-33

Понятие о погоде. Наблюдение за погодой, фиксация их в дневнике наблюдений.

Использовать готовые модели  (глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Используя дополнительные источники информации, находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям наших предков.

работа в паре, индивидуальная

 

Урок-соревнование

Заключительный урок по теме: «Вода и воздух»

ч.1: с.123-124

Повторение и закрепление знаний о воде, воздухе, их свойствах, их значении в природе и жизни человека.

Использовать готовые модели  (условные знаки, глобус, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

работа в группе

Экскурсия . Сезонные изменения. Зима.

II ЧАСТЬ

ТАЙНЫ НЕДР ЗЕМЛИ

Горные породы

ч.2: с.5-8

Т2: с.2-3

Горные породы как природные тела. Виды горных пород, их происхождение.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое.

коллективная, индивидуальная

Разрушение горных пород

ч.2: с.9-11

Т2: с.2-3

Образование осадочных горных пород.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Проводить несложные наблюдения, делать выводы на основании полученных результатов.

практическая работа, индивидуальная

Что такое минералы?

ч.2: с.12-15

Т2: с.4

Минералы как составная часть горных пород.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

групповая

Полезные ископаемые

ч.2: с.16-21

Т2: с.5

Понятия: «полезные ископаемые», «месторождение»,  «руда», «сплавы». Горючие, рудные и строительные полезные ископаемые, их значение в жизни человека.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

работа в паре, индивидуальная

 

Пятое заседание клуба

Свойства полезных ископаемых

ч.2: с.22-25

Т2: с.6-7

Выявление (с помощью опытов) свойств известняка, мрамора, песка, глины.

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные наблюдения и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов. Использовать готовые модели  (условные знаки, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов.

практическая работа, групповая

 

Почему надо беречь полезные ископаемые

ч.2: с.26-30

Т2: с.8-9

Необходимость охраны полезных ископаемых.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека.

коллективная, индивидуальная

ПОЧВА

Как образуется почва

ч.2: с.31-34

Т2: с.10-11

Почва как единство живой и неживой природы. Цепи питания.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

работа в паре

Шестое заседание клуба

Почва и её состав

ч.2: с.35-38

Т2: с.12-14

Состав почвы

Описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Проводить несложные опыты, используя простейшее лабораторное оборудование, следовать инструкциям и правилам при проведении экспериментов, делать выводы на основании полученных результатов.

практическая работа

 

Седьмое заседание клуба

Зачем и как люди заботятся о почве

ч.2: с.39-42

Т2: с.15

Мероприятия по охране почв в родном крае.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровее и безопасность человека.

групповая

ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Лес и его обитатели

ч.2: с.43-49

Т2: с.16-17

  1. Многообразие растительного и животного мира леса, возможность их совместного обитания.

Лес как природное сообщество. Цепи питания.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

работ в паре

Лес и его обитатели

коллективная, индивидуальная

Луг и его обитатели

ч.2: с.50-54

Т2: с.18

Луг как природное сообщество.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

индивидуальная

Поле и его обитатели

ч.2: с.55-58

Т2: с.19

Поле как природное сообщество, искусственно созданное человеком для культурных растений.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Описывать на основе иллюстрации изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их основные существенные признаки, выделять новое. Использовать словарь учебника (словари УМК), определители растений, дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

работа в паре

Пресные водоемы и его обитатели

ч.2: с.59-64

Т2: с.20-22

Искусственные и естественные водоемы, их использование человеком. Пресный водоем как природное сообщество.

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.

работа в паре

Пресные водоемы и его обитатели

ч.2: с.59-64

Т2: с.20-22

работа в паре

Болото и его обитатели

ч.2: с.65-68

Т2: с.23-24

Болото как природное сообщество

Различать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы выполнения задания.

коллективная, индивидуальная

Экскурсия . Сезонные изменения. Весна.

ЧЕЛОВЕК И ПРИРОДНЫЕ СООБЩЕСТВА

Значение лесов

ч.2: с.69-73

Т2: с.25-26

Необходимость бережного отношения к лесным богатствам.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий.

работа в паре

Восьмое заседание клуба Безопасное поведение в лесу

ч.2: с.74-78

Т2: с.27-28

Способы ориентирования на местности. Правила безопасного поведения в лесу.

Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

работа в группе, индивидуальная

Луг и человек

ч.2: с.79-82

Т2: с.29-30

Значение луга в жизни человека, мероприятия по его охране. Правила поведения в природе

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

коллективная, индивидуальная

 

Надо ли охранять болота?

ч.2: с.83-85

Т2: с.31

Необходимость бережного отношения ко всем природным сообществам.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

коллективная, индивидуальная

Дары рек и озёр

ч.2: с.86-89

Т2: с.32

Реки и озера родного края, их практические использование людьми.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания. Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе.

работа с картой

Девятое заседание клуба

Безопасное поведение у водоемов

ч.2: с.90-93

Т2: с.33

Безопасное поведение у водоемов в разное время года.

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации.

коллективная, индивидуальная

Человек-защитник природы

ч.2: с.94-96

Т2: с.34

Заповедные места России. Растения и животные из Красной книги России.

Обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение. Определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, на здоровье и безопасность человека.

коллективная, индивидуальная

Природа будет жить

ч.2: с.97-102

Т2: с.35-37

Развитие (размножение) насекомых, рыб, земноводных, пресмыкающихся, птиц, млекопитающих.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

работа в паре

ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ

Лента времени

ч.2: с.103-107

Т2: с.38

Лента времени (месяц, год, век). Основные события, связанные с изменением облика Московского  Кремля.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

работа в паре

Золотое кольцо

ч.2: с.108-123

Т2: с.39-41

Наследие городов Золотого кольца России

Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе изучения нового материала или составлении плана рассказа, доклада, презентации. Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план выполнения задания.

Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности городов Золотого кольца. Различать прошлое, настоящее и будущее, ориентироваться в важнейших для страны событиях, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени.

работа в паре, групповая, индивидуальная

Золотое кольцо

Десятое заседание клуба

Путешествие по Санкт-Петербургу

ч.2: с.124-136

Т2: с.42-44

Значимость деяний Петра Великого. Исторические достопримечательности Санкт-Петербурга.

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Использовать словарь учебника (словари УМК), дополнительный материал в интернете в процессе составлении плана рассказа. Использовать готовые модели  (условные знаки, план, план-карту) для выявления признаков и свойств объектов. Работать с картой: находить и показывать на карте г.Санкт-Петербург. Различать государственную символику РФ, символику городов России, описывать достопримечательности Санкт-Петербурга. Различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени.

групповая, индивидуальная

Десятое заседание клуба

Путешествие по Санкт-Петербургу

УРОКИ-ЭКСКУРСИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА

65

 Достопримечательности родного края . Поверхность нашего края.

Работать с картой: находить и показывать на карте свой регион, главный город своего региона. Описывать достопримечательности своего края. Соотносить изученные исторические события с датами, находить место изученных событий на ленте времени.

66

Экскурсия в УПМ. История нашего села.

67

Источники нашего села.

68

Заключительный урок. Обобщение и систематизация знаний об окружающем мире.

ч.2: с.137-139

Использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника как план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий. Определять характер взаимоотношений человека с природой, соблюдать правила экологического поведения в быту.

коллективная, индивидуальная


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из

Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир»  Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...

Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.

Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....

Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса

Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт  обучающемус...

Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)

Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...

Рабочая программа по окружающему миру ; класс

Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...

Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...