Рабочая программа по окружающему миру 1 класс
рабочая программа по окружающему миру (1 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру 1 класс УМК "Школа России"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om.doc | 264.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №1» городского округа
закрытое административно-территориальное образование
город Межгорье Республики Башкортостан
«Рассмотрено» Руководитель МО учителей начальных классов ___________ Роганова Л.Ф. Протокол № _____ от «29 »августа 2013 г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан ______________Томина М.П. «30» августа 2013 г. | «Утверждаю» Директор МБОУ СОШ №1 ЗАТО Межгорье Республики Башкортостан __________ Лебедев С. А. Приказ № _______ от «2» сентября 2013 г.
|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
окружающий мир
1А класс
Программа разработана на основе
ОСНОВНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ МБОУ СОШ № 1 ЗАТО Межгорье
Республики Башкортостан
Срок реализации: 1 год
Составитель: Гайсина Р.Р.
учитель начальных классов первой категории
2013- 2014 учебный год
Пояснительная записка
Данная рабочая программа составлена на основании:
- Федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования нового поколения 2011г.;
- базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Республики Башкортостан, реализующих программы общего образования на 2013-2014 учебный год (Приказ Министерства образования Республики Башкортостан № 1384 от 19.08.2013г.);
- федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию на 2013-/2014 учебный год (приказ № 1067 от 19 декабря 2012г. Зарегистрировано Минюстом Российской Федерации 30.01.2013г. регистрационный номер № 26755);
- Постановления об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10«Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» №189от 29.12.2010г (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011,регистрационный номер 19993).
- Программы Плешакова А.А. «Окружающий мир» (сборник рабочих программ «Школа России») / М.: Просвещение, 2011 г.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника А.А.Плешакова Мир вокруг нас 1 класс, М.: Просвещение, 2011 г..
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции естественно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особенностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего развития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными науками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способных оценивать своё место в окружающем мире и участвовать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его изучения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит обучающимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентации младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и математики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально-научному и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием нашей страны, природными ценностями родного края, которые рассматриваются и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Обучающиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира, освоение компьютерной грамотности Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности обучающихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности обучающихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители обучающихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Планируемые результаты освоения обучающимися основной курса «Окружающий мир»
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России и Башкортостана осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
11) формирование адекватной оценки своих достижений.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Место курса в учебном плане
Модульная программа курса «Окружающий мир» в 1 классе составлена по учебнику с экологической направленностью А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» из расчета 2 часа в неделю. На изучение программного материала отводится 66 часов; 6 часов резервного времени отводится для проведения экскурсий.
Количество часов в неделю по программе – 2, количество часов в неделю по учебному плану – 2
Количество экскурсий - 10
Количество часов в год – 66
№ | Тема | В том числе: | ||
Практические работы | Экскурсии | Проверочные работы | ||
1. | Задавайте вопросы! |
|
|
|
2. | Что и кто? | 8 | 6 | 1 |
3. | Как, откуда и куда? | 9 | 1 | 1 |
4. | Где и когда? | 2 | 2 | 1 |
5. | Почему и зачем? | 2 | 2 | 1 |
|
| 21 | 11 | 4 |
1 четверть - 16
2 четверть - 14
3 четверть - 18
4 четверть - 16
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании обучающихся единого, ценностно-окрашенного образа окружающего мира как дома, своего собственного и общего для всех людей, для всего живого. На этой основе происходит становление у детей современной экологически ориентированной картины мира, чувства уважения к своему природному и социальному окружению.
Принцип модульности предполагает целостность и завершенность, полноту и логичность построения учебного материала в виде блоков-модулей, внутри которых материал распределен по темам. Из блоков-модулей формируется учебный курс по предмету.
Учебный курс «Окружающий мир» состоит из 5 блоков-модулей, каждый из которых способствует систематизации и расширению представлений детей о предметах и явлениях природы, общественной жизни, развитие интереса к их познанию, формированию бережного отношения к богатствам природы и общества, навыков экологического и нравственного поведения в природной и социальной среде.
В курсе раскрываются доступные пониманию обучающихся взаимосвязи, существующие в природе и общественной жизни. Человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве. Ребенок в этом возрасте - первооткрыватель мира, и его интересует все. Целостный образ окружающего формируется через «мозаику» его компонентов в процессе поиска ответов на детские вопросы: что? кто? как? откуда? куда? где? когда? почему? зачем?...
Блок – модуль № 1, вводный, учит ребят задавать вопросы об окружающем мире и искать в доступной форме ответы на них. (9ч)
Блок- модуль № 2 группирует вопросы по теме «Что и кто?» и обеспечивает формирование у детей представления об объектах окружающего мира, их разнообразии и свойствах. Предпочтение отдается самому близкому, тому, что доступно непосредственному чувственному опыту людей. (18ч)
Блок- модуль № 3 содержит вопросы по теме «Как, откуда и куда?» и учит детей познавать различные процессы и явления окружающего мира, как естественные, так и связанные с деятельностью людей. (12ч)
Блок- модуль № 4 отвечает на вопросы темы «Где и когда?» и развивает представления школьников о пространстве и времени. (9ч)
Блок – модуль № 5 дает ответы на вопросы по теме «Почему и зачем?», обеспечивает опыт причинного объяснения явлений окружающего мира, определяет цели и смысл той или иной человеческой деятельности. (17ч)
Модульная рабочая программа «Окружающий мир» позволяет использовать разнообразные формы, методы и средства для изучения материала. Обучающиеся могут вести наблюдения явлений природы и общественной жизни с помощью учителя и самостоятельно. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в парке, в музее, на предприятии … Встречи с людьми разных профессий, экскурсии, беседы, дидактические игры, рисование, практические работы, работы с природным материалом – все это позволит сделать занятия увлекательными и интересными для детей. Продвигаясь в освоении курса от темы к теме, обучающиеся вновь и вновь возвращаются к основным предметным областям, постоянно расширяя и углубляя свои знания о них, рассматривая их с новых точек зрения.
Содержание программы
Задавайте вопросы (1ч)
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? (20часов)
Что можно увидеть на небе днем и ночью. Солнце, его форма. Облака, их состав. Красота и причудливость облаков. Луна и звезды. Созвездие Большая Медведица.
Что можно увидеть под ногами. Камни, их разнообразие и красота. Гранит, кремень, известняк.
Что растет на подоконнике и клумбе. Знакомство с отдельными представителями комнатных растений и растений цветника.
Что это за дерево. Распознавание деревьев своей местности по листьям. Летняя и осенняя окраска листьев. Сосна и ель, их различение по общему виду, хвоинкам, шишкам.
Части растения: корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Знакомство с разнообразием плодов и семян.
Кто такие насекомые, рыбы, птицы, звери. Знакомство с разнообразием животных, их внешним строением.
Что окружает нас дома. Разнообразие и значение предметов домашнего обихода. Компьютер, его части и назначение.
Обучение безопасному обращению с вещами, компьютером, домашними животными. Важнейшие дорожные знаки, сигналы светофора, правила перехода улицы.
Наша Родина – Россия. Природа, города, народы России. Знакомство с государственными символами России: флагом, гербом, гимном. Наш город (село) – часть большой страны.
Планета Земля, ее форма. Глобус – модель Земли. Суша и вода на Земле. Изображение нашей Земли на глобусе.
Практические работы: знакомство с разнообразием камней; знакомство с комнатными растения и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа-определителя; знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения, их распознавание по листьям; сравнительное исследование сосны и ели ( по общему виду, хвоинкам, шишкам); знакомство с компьютером, простейшие приемы работы с ним; знакомство с глобусом.
Как, откуда и куда? (12 часов)
Река и море. Куда текут реки. Пресная и соленая вода. Путь воды в наш дом. Канализация и очистные сооружения.
Роль электричества в быту. Откуда в наш дом приходит электричество. Правила безопасного обращения с электроприборами. Сборка простейшей электрической цепи.
Изучение свойств снега и льда. Откуда берутся снег и лед.
Как живут растения и животные. Знакомство с признаками животного и условиями, необходимыми для жизни организмов. Простейшие правила ухода за комнатными растениями, кошкой, собакой. Птицы, прилетающие к кормушке. Забота о птицах зимой.
Как путешествует письмо. Откуда берутся хорошо известные детям продукты питания.
Откуда берется бытовой мусор и вещества, загрязняющие окружающую среду. Как сделать Землю чище.
Практические работы: сборка простейшей электрической цепи; изучение свойств снега и льда; отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями; изготовление простейшей кормушки для птиц.
Где и когда? (11часов)
Представление о времени. Настоящее, прошлое, будущее.Дни недели и времена года.
Холодные и жаркие районы Земли.
Перелетные птицы. Где они зимуют и как ученые узнали об этом.
Представление о далеком прошлом Земли. Динозавры – удивительные животные прошлого. Как ученые изучают динозавров.
Одежда людей в прошлом и теперь.
История велосипеда, его устройство. Велосипед в твоей жизни. Правила безопасного обращения с велосипедом.
Профессии взрослых. Кем ты хочешь стать. Каким может быть окружающий мир в будущем. Зависит ли это от тебя.
Почему и зачем? (22 часа)
Солнце – ближайшая к Земле звезда. Форма и размеры звезд. Созвездие Льва. Луна – естественный спутник Земли. Почему на Луне не живут люди.
Почему идет дождь и дует ветер. Роль дождя и ветра в жизни растений, животных, человека.
Звуки окружающего мира. Почему бывает эхо. Как беречь уши.
Цвета радуги. Почему радуга разноцветная.
Объяснение названий растений и животных. Что эти названия рассказывают о своих хозяевах.
Почему в лесу нужно соблюдать тишину. Почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек.
Разнообразие овощей и фруктов. Витамины. Почему овощи и фрукты перед едой надо мыть. Почему нужно мыть руки и чистить зубы.
Зачем мы спим ночью. Правила подготовки ко сну.
Зачем нужны автомобили. Устройство автомобиля. Автомобили в прошлом и теперь. Какими могут быть автомобили в будущем.
Поезда и железная дорога. Поезда метро, пригородные поезда, поезда дальнего следования.
Назначение самолетов. Устройство самолета. Самолеты в прошлом и теперь.
Назначение судов. Устройство судна. Спасательные средства на корабле.
Зачем летают в космос. Искусственные спутники земли, их назначение. Космические станции.
Экология – наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к своей планете. 22 апреля – День Земли
Практическая работа: простейшие правила гигиены (чистка зубов, мытье рук и др.)
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незнакомыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения окружающего мира ученик научится:
- называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
- называть государственную символику России;
- называть общие признаки живых организмов;
- называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
- соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
- называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
- называть основные группы животных и растений;
- соблюдать правила поведения в природе;
- называть основные признаки каждого времени года;
- называть основные помещения школы;
- называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
- называть основные учреждения культуры, быта;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- пользоваться словами, указывающими направления и время;
- наблюдать, делать умозаключения;
- различать профессии людей;
- различать растения и животных;
- различать объекты природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать сушу и воду на глобусе;
- ориентироваться в помещениях школы;
- различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
- уход за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
Получит возможность научиться:
Самостоятельно или с помощью взрослых обучающиеся могут
- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
- группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
- сознательно выполнять правила экологического поведения;
- высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
- определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно обучающиеся могут
- измерить длину небольшого тела; времени по часам;
- описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
- выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
- по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
- перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
- назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
- приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | № в четверти | Дата проведения урока | Кол-во часов | Наименование разделов и тем | Стр. учебника | Повторение Оборудов. | Практ. работа |
Iч – 16 ч. | |||||||
1/1 | 1 | 3.09 | 1 | Задавайте вопросы! 1ч. Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | стр. 3 | ||
Что и кто? 20ч. | |||||||
2/1 | 2 | 9.09 | 1 | Что такое Родина? Знакомство с целями и задачами раздела. Родина — эта наша страна Россия и наша малая родина. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине Республике Башкортостан. ЭКСКУРСИЯ | стр.10 | Что я знаю о своей Родине. Карта России | |
3/2 | 3 | 10.09 | 1 | Что мы знаем о народах России? Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России и Башкортостана | стр.12 | Что такое Родина? Карта России | |
4/3 | 4 | 16.09 | 1 | Что мы знаем о Москве, Уфе? Москва — столица России. Уфа- столица Башкортостана. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | стр.14 | Народы России. Карта Башкортостана | Работа с картой |
5/4 | 5 | 17.09 | 1 | Проект «Моя малая Родина» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Работа с компьютером | стр.16 | Столица России, Башкортостана. Карта Башкортостана | Работа с картой |
6/5 | 6 | 23.09 | 1 | Что у нас над головой? Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы | стр.18 | Моя малая Родина | Глобус Работа с моделями |
7/6 | 7 | 24.09 | 1 | Что у нас под ногами? ЭКСКУРСИЯ. Беседа по ПДД. Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | стр.20 | Дневное и ночное небо. Коллекция камней | Практическая работа «Знакомство с разнообразием камней» |
8/7 | 8 | 30.09 | 1 | Что общего у разных растений? Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | стр.22 | Камни как природные объекты | Практическая работа «Части растений» Работа с моделями |
9/8 | 9 | 1.10 | 1 | Что растёт на подоконнике? Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | стр.24 | Части растений. Гербарий растений | Практическая работа «Знакомство с комнатными растениями и растениями цветника, их распознавание с помощью атласа – определителя» |
10/9 | 10 | 7.10 | 1 | Что растёт на клумбе? ЭКСКУРСИЯ Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Распознавание растений цветника. | стр.26 | Комнатные растения | Практическая работа «Распознавание растений цветника» Работа с моделями |
11/10 | 11 | 8.10 | 1 | Что это за листья? Лиственные деревья Башкортостана ЭКСКУРСИЯ Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям | стр.28 | Растения, цветущие осенью. Иллюстрации растений | Практическая работа «Знакомство с лиственными деревьями, их распознавание по листьям» |
12/11 | 12 | 14.10 | 1 | Что такое хвоинки? Хвойные деревья Башкортостана Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев | стр.30 | Лиственные деревья. Иллюстрации деревьев. Гербарий растений | Практическая работа «Сравнительное исследование сосны и ели (по общему виду хвоинкам и шишкам)» |
13/12 | 13 | 21.10 | 1 | Кто такие насекомые? Насекомые Башкортостана ЭКСКУРСИЯ Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых | стр.32 | Хвойные деревья. Части растений. Гербарий | Работа с моделями |
14/13 | 14 | 22.10 | 1 | Кто такие рыбы? Рыбы наших рек. Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | стр.34 | Признаки насекомых. Иллюстрации рыб | Работа с моделями |
15/14 | 15 | 28.10 | 1 | Кто такие птицы? Птицы Башкортостана Знакомство с птицами как одной из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы | стр.36 | Водные животные. Иллюстрации птиц | Практическая работа «Перья птиц» |
16/15 | 16 | 29.10 | 1 | Кто такие звери? Звери Башкортостана Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | стр.38 | Главный признак птиц. Иллюстрации животных | Практическая работа «Изучение шерсти животных» Работа с моделями |
II ч - 16ч. | |||||||
17/16 | 1 | 11.11 | 1 | Что окружает нас дома? Правила по технике безопасности. Систематизация представлений детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | стр.42 | Птицы и звери Башкортостана. Иллюстрации | |
18/17 | 2 | 12.11 | 1 | Что умеет компьютер? Правила безопасного обращения с ним. Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Работа с компьютером | стр.44 | Предметы домашнего обихода | Знакомство с компьютером, простейшие приёмы работы с ним. |
19/18 | 3 | 18.11 | 1 | Что вокруг нас может быть опасным? Элементарные правила дорожного движения. Экскурсия Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транспортом. | стр.46 | Роль компьютера в современной жизни | |
20/19 | 4 | 19.11 | 1 | На что похожа наша планета? Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. Работа с компьютером. | стр.48 | ПДД. Мой путь в школу. Глобус | |
21/20 | 5 | 25.11 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | стр.50 | Глобус. Форма Земли | |
«Как, откуда и куда?» (12 ч) | |||||||
22/1 | 6 | 26.11 | 1 | Как живёт семья? Проект «Моя семья». «Шежэрэ» Знакомство с целями и задачами раздела. Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | стр.56-58 | Моя семья | |
23/2 | 7 | 2.12 | 1 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды | стр.60 | Моя семья | Практическая работа «Очистка загрязнённой воды» |
24/3 | 8 | 3.12 | 1 | Откуда в наш дом приходит электричество? Правила по технике безопасности. Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | стр.62 | Значение воды в жизни человека. Иллюстрации электроприборов | Практическая работа Сборка простейшей электрической цепи. |
25/4 | 9 | 9.12 | 1 | Как путешествует письмо? Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации. Экскурсия на почту | стр.64 | Значение электричества в жизни люде Коллекция почтовых марок | Мой адрес на конверте |
26/5 | 10 | 10.12 | 1 | Куда текут реки? Река Агидель Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | стр.66 | Значение почтовой связи для общества | Практическая работа. Работа с картой |
27/6 | 11 | 16.12 | 1 | Откуда берутся снег и лёд? Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда | стр.68 | Реки Башкортостана. Карта Башкортостана | Практическая работа «Изучение свойств снега и льда» |
28/7 | 12 | 17.12 | 1 | Как живут растения? Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | стр.70 | Свойства снега и льда. Форма Земли. Гербарий растений | Практическая работа. «Отработка простейших приёмов ухода за комнатными растениями» |
29/8 | 13 | 23.12 | 1 | Как живут животные? Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка | стр.72 | Части растений. Главный признак птиц Иллюстрации. Гербарий | Практическая работа «Уход за животными живого уголка» |
30/9 | 14 | 24.12 | 1 | Как зимой помочь птицам? Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | стр.74 | Животные как живые организмы. Иллюстрации | Практическая работа «Изготовление простейшей кормушки для птиц» |
III - 18ч. | |||||||
31/10 | 1 | 13.01 | 1 | Откуда берётся и куда девается мусор? Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | стр.78 | Наша помощь птицам | Практическая работа |
32/11 | 2 | 14.01 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья», «Шежэрэ» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Работа с компьютером. | стр.82 | Источники мусора в быту | |
33/12 | 3 | 20.01 | 1 | Откуда в снежках грязь? Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | стр.80 | Практическая работа «Свойства снега» | |
«Где и когда?» (11ч) | |||||||
34/1 | 4 | 21.01 | 1 | Когда учиться интересно? Знакомство с целями и задачами раздела. Условия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный коллектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обращение к учителю | стр.4 | Способы защиты планеты от загрязнений | |
35/2 | 5 | 27.01 | 1 | Проект «Мой класс и моя школа» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Экскурсия в школьный музей | стр.6 | Условия интересной и успешной учебы | |
36/3 | 6 | 28.01 | 1 | Когда придёт суббота? Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели | стр.8 | Моя семья, школа, класс. Календарь. | Работа с календарем |
37/4 | 7 | 3.02 | 1 | Когда наступит лето? Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года | стр.10 | Дни недели. Календарь | |
38/5 | 8 | 4.02 | 1 | Где живут белые медведи? Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. Работа с компьютером. | стр.12 | Смена времен года. Энциклопедия животных | Практическая работа «Работа с глобусом» Работа с энциклопедиями |
39/6 | 9 | 10.02 | 1 | Где живут слоны? Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов. Работа с компьютером. | стр.14 | Холодные районы Земли. Энциклопедия | Практическая работа «Работа с глобусом» Энциклопедия |
40/7 | 10 | 11.02 | 1 | Где зимуют птицы? Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму | стр.16 | Жаркие районы Земли | Подкормка зимующих птиц |
41/8 | 11 | 24.02 | 1 | Когда появилась одежда? Национальный башкирский костюм Экскурсия в школьный музей. История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) | стр.20 | Зимующие и перелетные птицы. Иллюстрации | Энциклопедия одежды Работа с моделями |
42/9 | 12 | 25.02 | 1 | Когда изобрели велосипед? История появления и усовершенствования велосипеда. Устройство велосипеда, разнообразие современных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде | стр.22 | История появления одежды. Иллюстрации | Устройство велосипед(игрушка) |
43/10 | 13 | 3.03 | 1 | Когда мы станем взрослыми? Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Необходимость выбора профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира | стр.24 | История появления велосипеда | |
44/11 | 14 | 4.03 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений. Работа с компьютером. | стр.26 | Профессия человека | |
«Почему и зачем?» (22 ч) | |||||||
45/1 | 15 | 10.03 | 1 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? Знакомство с целями и задачами раздела. Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. РАБОТА С КОМПЬЮТЕРОМ. | стр.32 | Работа с картой | |
46/2 | 16 | 11.03 | 1 | Почему Луна бывает разной? Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны | стр.34 | Дневное и ночное небо | Работа с моделями |
47/3 | 17 | 17.03 | 1 | Почему идёт дождь и дует ветер? Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных | стр.36 | Луна-спутник Земли | |
48/4 | 18 | 18.03 | 1 | Почему звенит звонок? Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | стр.38 | Значение дождя и ветра для человека | Разнообразие звуков |
IV ч. – 15 ч. | |||||||
49/5 | 1 | 31.03 | 1 | Почему радуга разноцветная? Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | стр.40 | Звуки окружающего мира | Работа с моделями |
50/6 | 2 | 1.04 | 1 | Почему мы любим кошек и собак? Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | стр.42 | Цвета радуги | Практическая работа «Предметы ухода за домашними животными» Энциклопедия животных |
51/7 | 3 | 7.04 | 1 | Проект «Мои домашние питомцы» Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. Работа с компьютером. | стр.44 | Правила ухода за кошкой и собакой | |
52/8 | 4 | 8.04 | 1 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу. Луга и лужайки в республике. Экскурсия | стр.46 | Животный и растительный мир Башкортостана. Иллюстрации | Работа с моделями |
53/9 | 5 | 14.04 | 1 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Звуки леса, их разнообразие и красота. Необходимость соблюдения тишины в лесу. Лес – богатство Башкортостана. Экскурсия | стр.48 | Взаимосвязь цветов и бабочек. Иллюстрации | |
54/10 | 6 | 15.04 | 1 | Зачем мы спим ночью? Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | стр.52 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | |
55/11 | 7 | 21.04 | 1 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов. Работа с компьютером. | стр.54 | Значение сна в жизни человека | Работа с моделями |
56/12 | 8 | 22.04 | 1 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | стр.56 | Витамины в жизни человека. Иллюстрации | Практическая работа «Простейшие правила гигиены» |
57/13 | 9 | 28.04 | 1 | Зачем нам телефон и телевизор? Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет | стр.58 | Правила гигиены | |
58/14 | 10 | 29.04 | 1 | Зачем нужны автомобили? Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль будущего | стр.60 | Средства связи | Энциклопедия транспорта |
Зачем нужны поезда? Правила безопасного поведения на поездах Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. Ближайшая железнодорожная станция Юша | стр.62 | Виды транспорта. Иллюстрации | |||||
59/15 | 11 | 6.05 | 1 | Зачем строят корабли? Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей в зависимости от назначения (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля | стр.64 | Виды поездов. Иллюстрации | |
Зачем строят самолёты? Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов в зависимости от их назначения (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта | стр.66 | Водный транспорт | |||||
60/16 | 12 | 13.05 | 1 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) | стр.68 | Воздушный транспорт | |
61/17 | 13 | 19.05 | 1 | Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте | стр.70 | Правила безопасности на транспорте | |
62/18 | 14 | 20.05 | 1 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | стр.76 | ||
63/19 | 15 | 15.05 | 1 | Зачем люди осваивают космос? Систематизация сведений о космосе, полученных в течение года. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции | стр.72 стр.74 | Правила поведения на транспорте | |
64/20 | 16 | 21.05 | 1 | Почему мы часто слышим слово «экология»? Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. Южно-Уральский заповедник | |||
65-66/21-22 | Резерв |
Материально-техническое обеспечение учебного предмета
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)
- Плешаков А.А, Окружающий мир. Учебник. 1 класс, М.: Просвещение, 2011.
- Плешаков А.А, Крючкова Е.А. Окружающий мир, Рабочая тетрадь. 1 класс, М., Просвещение, 2012.
- Дмитриева О.И. Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир», 1 класс, М.: ВАКО, 2012
- Плешаков А.А. От земли до неба. Атлас-определитель, М.: Просвещение, 2011.
Печатные пособия
Таблицы, плакаты, портреты выдающихся людей России.
Географические карты.
Иллюстративные материалы.
Технические средства обучения
Интерактивная доска
Ноутбук
Документ-камера
МФУ
Экранно-звуковые пособия
Аудиозаписи в соответствии с содержанием обучения (в том числе и в цифровой форме)
Натуральные объекты
Коллекции полезных ископаемых
Гербарии культурных и дикорастущих растений
Список используемой учебно-методической литературы
- учебник: А.А. Плешаков Окружающий мир в двух частях, Москва «Просвещение» 2011г.
- рабочие тетради: А.А.Плешаков Окружающий мир в двух частях, Москва «Просвещение» 2012г.
- методическое пособие: А.А.Плешаков. Окружающий мир. Москва «Просвещение» 2010г.
-поурочные разработки по предмету «Окружающий мир» А.А.Плешаков Москва «Просвещение» 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...
Рабочая программа по окружающему миру ! класс. УМК "Школа России"
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе ФГОС, примерной образовательной программы начального общего образования , авторской программы А.А.Плешакова "Окружающий мир"...