Рабочая программа по окружающему миру
учебно-методический материал по окружающему миру (1 класс) по теме
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования, программы Министерства Российской Федерации «Начальное общее образование», авторской программы А.А. Плешакова, 2012 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.docx | 30.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа
по окружающему миру
для 1 класса
начального общего образования
(2012 – 2013гг)
Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, начального общего образования, программы Министерства Российской Федерации «Начальное общее образование», авторской программы А.А. Плешакова, 2012 г.
Структура рабочей программы
1. Пояснительная записка…………………………………………………..
2. Тематическое планирование…………………………………………..
3. Поурочное планирование…………………………………………………
4. Содержание учебного материала, включающее федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта и лабораторные практические работы, предусмотренные примерной программой…………………………………………………………………….
5. Требования к уровню подготовки обучающихся…………………………
6. Содержание контроля уровня обученности…………………………….
7. Список литературы (для обучающихся)…………………………………
1. Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной образовательной программы начального общего образования, авторской программы А.А. Плешакова «Окружающий мир».
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязях.
Цель изучения курса «Окружающий мир» для обучаемых 1 класса – помочь ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, подготовить поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родного города, родной страны и планеты Земля.
Курс обладает широкими возможностями для формирования у первоклассников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей – умений проводить наблюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся начать освоение основ адекватного природо – и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Предмет «Окружающий мир» использует и подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики, музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совмесно с ними приучая детей к рационально – научному и эмоционально – ценностному постижению окружающего мира.
Данная программа для 1 класса рассчитана на 66 часов.
2. Тематическое планирование
№ п/п | Раздел | Тема раздела | Кол-во часов |
1. | Человек и природа (34 часа) | Времена года | 19 |
Природа вокруг нас | 10 | ||
Природа неживая и живая | 4 | ||
Тело человека | 1 | ||
2. | Человек и общество (32 часа) | Я - школьник | 6 |
Правила безопасной жизнедеятельности | 7 | ||
Моя Родина | 6 | ||
Родной край – частица Родины | 3 | ||
Значение труда для человека и общества | 7 | ||
Наша Родина – Россия, Российская Федерация | 3 |
3. Поурочное планирование
№ урока | Тема урока | Дата | Примечание | |
По плану | Фактически | |||
1. | Введение. Задавайте вопросы | |||
2-3. | Мир вокруг нас, его многообразие | |||
4-5. | Учимся задавать вопросы об окружающем мире | |||
6-7. | Наша школа | |||
8-9. | Дорога от дома до школы. Правила безопасности в пути | |||
10-11. | Что у нас над головой | |||
12. | Что у нас под ногами | |||
13. | Что растет на подоконнике | |||
14. | Что растет на клумбе | |||
15. | Что это за листья | |||
16. | Что такое хвоинки | |||
17. | Что общего у разных растений | |||
18. | Кто такие насекомые | |||
19. | Кто такие рыбы | |||
20. | Кто такие птицы | |||
21. | Кто такие звери | |||
22. | Что такое зоопарк | |||
23. | Что окружает нас дома | |||
24. | Что умеет компьютер | |||
25. | Что вокруг нас может быть опасным | |||
26. | Что мы знаем о своем городе, о своей стране | |||
27. | На что похожа наша планета | |||
28. | Куда текут реки | |||
29. | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит | |||
30. | Откуда в наш дом приходит электричество | |||
31. | Откуда берутся снег и лед | |||
32. | Как живут растения | |||
33. | Как живут животные | |||
34. | Как ухаживать за кошкой и собакой | |||
35. | Как зимой помочь птицам | |||
36. | Как путешествует письмо | |||
37. | Откуда берутся шоколад, изюм, мёд | |||
38. | Откуда берется и куда девается мусор | |||
39. | Откуда в снежках грязь | |||
40. | Когда придет суббота | |||
41. | Когда наступит лето | |||
42. | Где живут белые медведи | |||
43. | Где живут слоны | |||
44. | Где зимуют птицы | |||
45. | Когда жили динозавры | |||
46. | Когда появилась одежда | |||
47. | Когда изобрели велосипед | |||
48. | Когда ты станешь взрослым | |||
49. | Почему солнце светит днем, звезды ночью | |||
50. | Почему на Луне не живут люди | |||
51. | Почему идет дождь и дует ветер | |||
52. | Почему звенит звонок | |||
53. | Почему радуга разноцветная | |||
54. | Почему их так называют | |||
55. | Почему нельзя рвать цветы и ловить бабочек | |||
56. | Почему в лесу нужно соблюдать тишину | |||
57. | Почему нужно есть много овощей и фруктов | |||
58. | Почему надо чистить зубы и мыть руки | |||
59. | Зачем мы спим ночью | |||
60. | Зачем строят корабли | |||
61. | Зачем нужны автомобили | |||
62. | Почему поезда такие длинные | |||
63. | Зачем нужны самолеты | |||
64. | Зачем летают в космос | |||
65. | Почему мы часто слышим слово «Экология» | |||
66. | Как мы находили ответы на свои вопросы |
4. Содержание учебного материала, включающее федеральный, региональный компонент государственного образовательного стандарта и лабораторные практические работы, предусмотренные примерной программой
Человек и природа (34 часа)
Природа – это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, ветер, закат, дождь, гроза.
Звезды и планеты. Созвездия. Формы и размеры звезд. Солнце – ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля – планета; общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли, Луна – естественный спутник Земли.
Времена года, их особенности. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие.
Водоемы; их использование человеком. Водоемы родного края.
Вода. Состояния воды. Использование в хозяйственной жизни человека. Полезные ископаемые. Камни, их разнообразие и красота. Гранит, кремень, известняк. Их значение в хозяйственной деятельности человека.
Растения, их разнообразие. Части растений. Условия, необходимые для жизни растения.
Знакомство с отдельными представителями растений. Бережное отношение человека к растениям.
Грибы.
Животные и их разнообразие. Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных. Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края.
Человек – часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу.
Правила поведения в природе.
Человек и общество (32 часа)
Человек – член общества. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению.
Семья – самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Имена и фамилии членов семьи.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры отдых. Друзья. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Режим дня школьника. Чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на свежем воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Основы правильного питания.
Правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоеме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Значение труда в жизни человека и общества. Профессии людей.
Общественный транспорт. Наземный, воздушный, водный транспорт. Правила пользования транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, интернет.
Наша родина – Россия, Российская Федерация. Государственная символика России: герб, гимн, флаг. Правила поведения при прослушивании гимна. Конституция – основной закон РФ. Права ребенка.
Президент РФ – глава государства.
Праздник в жизни общества. Основные праздники: Новый год, Рождество, день защитника Отечества, 8 Марта, День Весны и Труда, День Победы, День России, День защиты детей, День семьи и др.
Москва – столица России.
Россия – многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта. Уважительное отношение к своему и другим народам.
Родной край – частица России. Родной город, регион: название, основные достопримечательности. Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих умений:
- Оценивать жизненные ситуации, поступки людей с точки зрения общепринятых норм и ценностей.
- Оценить поступки свои и других людей, как «хорошие» и «плохие».
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения.
Метапредметными результатами изучения курса»Окружающий мир» в 1 классе является формирование следующих универсальных учебных действий (УДД):
Регулятивные УУД:
- Определять и формулировать цель учебной деятельности на уроке с помощью учителя.
- Проговаривать последовательность своих действий на уроке.
- Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника, наблюдений.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Выполнять универсальные логические действия: анализ (выделение признаков), синтез (составление целого из частей).
- Отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Пересказывать подробно небольшие тексты, называть их тему.
Коммуникативные УУД:
- Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Слушать и понимать речь других.
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.
- Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 1 классе является сформированность следующих умений.
1-я линия развития – уметь объяснять мир:
- называть окружающие предметы и их взаимосвязи;
- объяснять, как люди помогают друг другу жить;
- называть живые и неживые природные богатства и их роль в жизни человека;
- называть основные особенности каждого времени года.
2-я линия развития – уметь определять своё отношение к миру:
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- оценивать правильность поведения в быту (правила общения, правила ОБЖ, уличного движения).
6. Содержание контроля уровня обученности
Экскурсии:
Знакомство со школой.
Знакомство с дорогой от дома до школы и правилами безопасности в пути.
Что у нас над головой?
Что у нас под ногами?
Знакомство с растениями цветника.
Что такое зоопарк?
Практические работы:
Знакомство с комнатными растениями.
Знакомство с лиственными деревьями ближайшего природного окружения.
Распознавание листьев различных деревьев.
Сравнительное исследование сосны и ели.
Что общего у разных растений?
Знакомство с глобусом.
Изучение свойств снега и льда.
Отработка простейших приемов ухода за комнатными растениями.
Изготовление простейшей кормушки для птиц.
Простейшие правила гигиены.
7. Список литературы (для обучающихся)
- Еремеева Е. Ю. Растения: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестов С. Ю. Космос: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Животные: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
- Модестова Т. В. Птицы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Плешаков А. А. От земли до неба: Атлас-определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2004
- Плешаков А. А. Зеленые страницы: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2005
- Плешаков А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: Книга для учащихся начальных классов. М.: Просвещение, 2005
- Шикина Л. Б. Люди и народы: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2006
- Шикина Л. Б. Страны и континенты: Справочник школьника. – СПб.: Литера, 2005
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру А.А.Плешакова «Окружающий мир. 2 класс
Программа соответствует ФГОС...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса. (УМК "Школа России", А.А. Плешаков «Окружающий мир»)
ОКРУЖАЮЩИЙ МИРПо программе - 66 часов, 2 часа в неделюА.А. Плешаков «Окружающий мир» Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начального общего образо...