Рабочая программа по окружающему миру 3 класс
учебно-методический материал (окружающий мир, 3 класс) по теме
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. - Проект «Перспективная начальная школа».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
om_3_klass_2013.doc | 336 КБ |
Предварительный просмотр:
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»
О.Н. Федотова, Г.В. Трафимова 3 класс
Пояснительная записка
Рабочая программа разработана на основе примерной программы по окружающему миру федерального государственного образовательного стандарта общего начального образования (приказ Минобрнауки РФ № 373 от 6 октября 2009г), программы по окружающему миру О.Н. Федотовой, Г.В. Трафимовой, Л.Г. Кудровой «Программы по учебным предметам», М.: Академкнига/учебник , 2011 г. – Ч.1: 240 с. - Проект «Перспективная начальная школа», и обеспечена:
Методические пособия для учащихся:
1.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Учебник. В 2 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
2.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир в вопросах и заданиях. 3 класс: Тетради для самостоятельной работы №1 и №2. — М.: Академкнига/Учебник, 2011.
3.Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир знакомый и загадочный. 3 класс: Учебник-хрестоматия. - М.: Академкнига/Учебник, 2011-2012.
Учебно-методические пособия для учителя
- Федотова О.Н., Трафимова Г.В., Трафимов С.А., Краснова Л.А. Наш мир. 3 класс: Методическое пособие для учителя. — М.: Академкнига/Учебник, 2011
Курс «Окружающий мир» является интегрированным курсом для четырёхлетней образовательной начальной школы. В единый курс интегрированы такие образовательные области, как «Естествознание» и «Обществознание».
Описание места курса «Окружающий мир» в учебном плане
В соответствии с базисным учебным планом курс «Окружающий мир» изучается с 1 по 4 класс по два часа в неделю. Общий объем учебного времени составляет 270 часов, из них 20% - резерв свободного учебного времени, которое используется в качестве практикума (наблюдений, опытов, экскурсий). Особое место занимают практические работы: наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами, опыты, измерения, работа с готовыми моделями, самостоятельное создание несложных моделей.
Тематическое планирование в 3 классе рассчитано на 2 ч в неделю, 68ч в год. Запланировано 67ч. Не запланирован урок
8 март, т.к. этот день является праздничным. Выполнение программы обеспечено за счёт уплотнения учебного материала.
Цель интегрированного курса состоит в формировании у школьника целостной картины окружающей природной и социальной среды и его места в этой среде как личности.
Основные учебно-воспитательные задачи курса приведены в соответствие с направлениями Федерального компонента государственного стандарта начального общего образования.
Задачи:
1. сохранение и поддержка индивидуальности ребёнка на основе учёта его жизненного опыта – опыта сельской жизни, с естественно-природным ритмом жизни, и опыта городской жизни – с развитой инфраструктурой, с разнообразными источниками информации;
2. последовательное формирование у школьников общеучебных умений, основанных на способности ребёнка наблюдать и анализировать, выделять существенные признаки и на их основе проводить обобщение; специальных умений: работа с научно-популярной, справочной литературой и проведение фенологических наблюдений, физических опытов, простейших измерений;
3. изучение школьниками взаимосвязей жизнедеятельности человека и природы, человека и общества (на уровне ознакомления), знаний об объектах, явлениях, закономерностях окружающего ребёнка мира и методах его познания с целью дальнейшего изучения в основной школе естественно-научных и обществоведческих дисциплин;
4. воспитание у школьников бережного отношения к объектам природы и результатам труда людей, сознательного отношения к здоровому образу жизни, формирование элементарной экологической культуры, навыков нравственного поведения в природе, быту, обществе;
5. охрана и укрепление психического и физического здоровья детей.
Общая характеристика учебного предмета
Основная идея УМК «Перспективная начальная школа» - оптимальное развитие каждого ребенка на основе педагогической поддержки его индивидуальности (возраста, способностей, интересов, склонностей, развития) в условиях специально организованной учебной деятельности, где ученик выступает то в роли обучаемого, то в роли обучающего, то в роли организатора учебной ситуации. Особенно чётко эта идея проявляется в курсе «Окружающий мир».
Педагогическая поддержка индивидуальности ребенка при обучении выводит на первый план проблему соотношения обучения и развития. Система заданий разного уровня трудности, сочетание индивидуальной учебной деятельности ребенка с его работой в малых группах и участием в клубной работе позволяют обеспечить условия, при которых обучение идет впереди развития, т.е. в зоне ближайшего развития каждого ученика на основе учета уровня его актуального развития и личных интересов. То, что ученик не может выполнить индивидуально, он может сделать с помощью, соседа по парте или в малой группе, А то, что представляет сложность для конкретной малой группы, становится доступным пониманию в процессе коллективной деятельности. Высокая степень дифференциации вопросов и заданий и их количество позволяют младшему школьнику работать в условиях своего актуального развития и создают возможности его индивидуального продвижения.
Содержательные линии индивидуального развития курса «Окружающий мир»:
формирование познавательных интересов школьников и их готовности к самообразовательной деятельности на основе учета индивидуальных склонностей к изучению той или иной темы; развитие умственных способностей, творческого мышления; воспитание чувства уважения к эрудиции и предметной компетентности;
воспитание социально-психологической адаптированности к учебно-воспитательному процессу и к жизни в коллективе: готовности брать ответственность на себя, принимать решение и действовать, работать в коллективе ведомым и ведущим, общаться как в коллективе сверстников, так и со старшими, критиковать и не обижаться на критику, оказывать помощь другим, объяснять и доказывать собственное мнение;
осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, обеспечение безопасности жизнедеятельности;
формирование эстетической способности чувствовать красоту окружающего мира и понимать смысл и красоту произведений художественной культуры; воспитание эстетического чувства;
развитие природных задатков сочувствовать и сопереживать ближнему, формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и состояния и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению, развитие умений общаться в обществе и семье, знакомство с этическими нормами и их культурно-исторической обусловленностью, осознание их ценности и необходимости.
Учебная программа предмета «Окружающий мир» базируется на интегрированной основе, отражающей единство и целостность научной картины мира.
В 3-м классе расширяются знания школьников об источниках информации. Учащиеся знакомятся с устройством простейших измерительных приборов (лупа, микроскоп как система увеличительных стекол, песочные часы, часы, термометр, флюгер) и моделей (географическая карта, глобус).
Одной из задач обучения является «открытие» школьниками эксперимента как способа проверки выдвигаемых гипотез. Содержание темы «Неживая природа. Тела и вещества» позволит более глубоко раскрыть прежде изученные взаимосвязи неживой и живой природы. Знания о живой и неживой природе расширяются за счет изучения свойств жидкостей и газов, круговорота воды в природе, изучения природных сообществ (луг, лес, водоем) и цепей питания.
Следующая содержательная линия курса связана с обучением учащихся простейшим способам ориентации на местности и формированием первоначальных географических представлений о родной стране, ее столице, о разных странах мира и нашей планете в целом.
Программа курса «Окружающий мир» базируется на 5 основных принципах:
Принцип непрерывного общего развития каждого ребенка предполагает ориентацию содержания курса на эмоциональное, духовно-нравственное и интеллектуальное развитие и саморазвитие каждого ребенка. Следовательно, предполагает создание таких условия обучения, которые предоставят «шанс» каждому ребенку проявить самостоятельность и инициативу в различных видах учебной или клубной деятельности.
Принцип целостности картины мира предполагает отбор такого содержания материала, которое поможет школьнику удерживать и воссоздать целостность картины мира, обеспечит осознание ребенком разнообразных связей между его объектами и явлениями.
Принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников ориентирован на постоянную педагогическую поддержку всех учащихся (в том числе и тех, которые по тем или другим причинам не могут усвоить всё представленное содержание образования). Следовательно, необходимо сохранение разноуровневого представления знаний в течение всех лет начального обучения. Выполнение этого требования стало возможным в условиях введения Федерального компонента государственного стандарта общего образования. Стандарт предоставляет каждому ребенку возможность освоить все содержание образования на уровне обязательного минимума. Вместе с тем определены «Требования к уровню подготовки учащихся, оканчивающих начальную школу», которые фиксируют удовлетворительный уровень обученности.
Принципы прочности и наглядности. Эти принципы, на которых столетиями базируется традиционная школа, реализуют ведущую идею всего учебно-методического комплекта: ЧЕРЕЗ рассмотрение ЧАСТНОГО (конкретное наблюдение) к пониманию ОБЩЕГО (постижению закономерности), от ОБЩЕГО, т.е. от постигнутой закономерности, к ЧАСТНОМУ, т.е. к способу решения конкретной учебной задачи.
Само репродуцирование этой двуступенчатости, превращение её в механизм учебной деятельности в условиях НАГЛЯДНОГО обучения является основанием для реализации принципа ПРОЧНОСТИ.
Принцип прочности предполагает жестко продуманную систему повторения, т.е. неоднократное возвращение к уже пройденному материалу. Однако реализация этого положения на основах постоянного развития школьника приводит к принципиально новой особой структуре учебников. Реализация принципов прочности и развивающего обучения требует продуманного механизма, отвечающего ведущей идеи: каждое очередное возвращение к частному продуктивно только в том случае, если пройден этап обобщения, который дал школьникам в руки инструмент для очередного возвращения к частному.
Например, из множества животных (растений) по тем или другим основаниям выделяются отдельные группы, затем каждое вновь изучаемое животное (растение) соотносится с известными группами.
Принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья детей. Реализация этого принципа связана с формированием привычек к чистоте, порядку, аккуратности, соблюдению режима дня, к созданию условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы во время занятий в школе, экскурсии на природу и др.).
Практическая реализация принципов становится возможной через методическую систему курса.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Методическая система курса «Окружающий мир» отличается единством типических свойств. Эти типические свойства определяют особую единую структуру учебника для ученика. Эти типические свойства можно назвать ценностными ориентирами курса с методической точки зрения. К основным типическим свойствам относятся - комплектность, инструментальность, интерактивность, и интеграция.
Комплектность — единство установки формирования таких общих учебных умений, как умение работать с учебником и с несколькими источниками информации (учебником, справочниками, простейшим оборудованием), умение делового общения (работа в парах, малым и большим коллективом).
Инструментальность — это предметно-методические механизмы, способствующие практическому применению получаемых знаний.
Интерактивность — прямое диалоговое взаимодействие школьника и учебника за рамками урока посредством обращения к компьютеру или посредством переписки.
Интеграция — стремление к созданию интегрированных курсов, дающих школьникам представление о целостной картине мира. Наличие именно этого типического свойства является основополагающим в курсе «Окружающий мир», в котором органично сосуществуют и взаимно увязываются представления и понятия из таких образовательных областей, как естествознание, обществоведение, география, астрономия, ОБЖ. Максимальное размещение методического аппарата, включая организационные формы работы, в корпусе самого учебника; использование единой системы условных обозначений во всех учебниках; пошаговое введение терминологии и мотивированное ее использование - повышает роль и статус самостоятельной работы учащихся.
Ценность жизни – признание человеческой жизни и существования живого в природе в целом как величайшей ценности, как основы для подлинного экологического сознания.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира - частью живой и неживой природы. Любовь к природе означает, прежде всего бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физическом, психическом и социально-нравственном здоровье.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности - любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность труда и творчества как естественного условия человеческой жизни, состояния нормального человеческого существования.
Ценность свободы как свободы выбора человеком своих мыслей и поступков, но свободы, естественно ограниченной нормами, правилами, законами общества, членом которого всегда по всей социальной сути является человек.
Ценность социальной солидарности как признание прав и свобод человека, обладание чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Ценность патриотизма - одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающееся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
Ценность человечества - осознание человеком себя как части мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество народов и уважение к многообразию их культур.
Содержание учебного предмета
3 класс (68 часов)
1. Изображение Земли на глобусе (12 ч)
Глобус — модель Земли. Экватор. Параллели и меридианы.
Географическая карта как еще один источник получения информации об окружающем мире. Карта полушарий. Северное и Южное полушария. Западное и Восточное полушария. Физическая карта России. Условные обозначения на физической карте.
Материки и океаны (названия, расположение на карте и глобусе).
План местности. Масштаб. Стороны горизонта. Линия горизонта.
Ориентирование на местности: горизонт, линия горизонта, стороны горизонта. Компас.
Общие представления об основных формах поверхности: горы, равнины, холмы, овраги. Их особенности, сходство и различие.
Практические работы: работа с физической и контурной картами России, с планом местности. Крупные равнины и горы (3–5 названий), моря, реки, озера (3–5 названий). Работа с компасом (знакомство и устройство), определение сторон. Определение горизонта по компасу. Сравнение карты и плана, элементарные приемы чтения плана и карты.
Экскурсия: знакомство с основными формами поверхности родного края.
2. Неживая природа (22 ч)
Первоначальные представления о веществе. Примеры твердых, жидких, газообразных веществ.
Вода. Свойства воды в жидком состоянии (ранее изученные и новые): текучесть, не имеет формы, запаха, цвета, при нагревании расширяется, при охлаждении сжимается и др. Вода — растворитель.
Очистка воды от примесей с помощью фильтра. Свойства воды в твердом состоянии (свойства льда). Свойства воды в газообразном состоянии.
Три состояния воды. Вода в природе. Туман, облака, осадки.
Кругооборот воды в природе. Значение воды для растений, животных, человека. Охрана водоемов, бережное отношение к воде.
Воздух — смесь газообразных веществ (азот, кислород, углекислый газ и другие газы). Свойства воздуха (ранее изученные и новые).
Воздух прозрачен, бесцветен, не имеет запаха, при расширении нагревается, при охлаждении сжимается, плохо проводит тепло. Значение воздуха на Земле для растений, животных и человека. Охрана воздуха от загрязнений.
Движение воздуха (ветер), температура воздуха. Первые представления о погоде: облачность, ветер, осадки, температура воздуха. Предсказание погоды и его значение в жизни людей.
Твердые вещества. Свойства твердых тел (на примере полезных ископаемых). Горные породы. Полезные ископаемые. Использование и охрана полезных ископаемых.
Практикум: Наблюдения за погодой: облачность, ветер, осадки, температура воздуха.
Практические работы. Изучение свойств воды в жидком и твердом состоянии. Измерение температуры воды и воздуха с помощью термометра. Изучение свойств полезных ископаемых (известняка, мрамора, песка, глины). Расширение твердых тел при нагревании.
Сравнение минералов по твердости. Изучение свойств воздуха (расширение при нагревании, сжатие при охлаждении и др.). Доклады для первоклассников и второклассников о безопасном поведении во время гололеда. Изготовление модели термометра, компаса.
3. Тайна недр пород. Почва (9 ч)
Разрушение твердых пород под воздействием воды, ветра, растений, колебаний температуры воздуха.
Почва — единство живого и неживого, ее примерный состав, свойства, значение для жизни. Разнообразие живых организмов почвы: растения, грибы, животные, микроорганизмы. Почвы родного края.
Разрушение почв под действием потоков воды, ветра, непродуманной хозяйственной деятельности. Охрана почв.
Экскурсия по родному краю: «Почвы родного края».
Практические работы: определение примерного состава почвы.
4. Природные сообщества (7 ч)
Лес, луг, водоем, поле, болото. Взаимосвязи в сообществах. Растения и животные природных сообществ. Развитие животных (на примере появления из яйца и развитие бабочки- капустницы).
Растения и животные природных сообществ родного края.
5. Человек и природные сообщества (8 ч)
Роль и значение природных сообществ в жизни человека. Влияние человека на природные сообщества. Взаимосвязи в природном сообществе (на примере своей местности): растения — пища и укрытие для животных; животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Охрана природных сообществ родного края. Безопасное поведение человека в природе (у водоема, в лесу, вблизи болот). Человек — защитник природы.
Наблюдения за животными в ближайшем природном окружении.
Экскурсии по родному краю (лес, луг, водоем).
Практические работы. Участие в элементарной экологической деятельности (зимняя подкормка птиц, озеленение школьного двора и др.). Работа с гербариями растений природных сообществ: описание внешнего вида, условий произрастания. Работа в уголке природы по уходу за комнатными растениями.
6. Путешествие в прошлое (10 ч)
Лента времени. Города России — Золотое кольцо России. Названия городов Золотого кольца, расположение на карте, достопримечательности — памятники зодчества и живописи (межпредметные связи с уроками литературного чтения).
Санкт-Петербург. Расположение на карте. Основание Санкт-Петербурга. План-карта Санкт-Петербурга XVIII века. Достопримечательности Санкт-Петербурга (Памятник Петру I — Медный всадник, Петропавловская крепость, Летний сад, Адмиралтейство, Домик Петра, Зимний дворец, Эрмитаж).
Практикум
Практические работы: работа с картой — города Золотого кольца России, расположение Санкт-Петербурга. Определение последовательности исторических событий (раньше, позже), соотнесение века с годами по ленте времени.
Экскурсия в краеведческий школьный музей.
Планируемые результаты изучения курса «Окружающий мир» 3-й класс
Метапредметными результатами изучения курса «Окружающий мир» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД):
Личностными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3 классе является формирование следующих умений:
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: учиться отделять поступки от самого человека.
Регулятивные УУД:
- Самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения.
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Читать вслух и про себя тексты учебников и при этом: вести «диалог с автором» (прогнозировать будущее чтение; ставить вопросы к тексту и искать ответы; проверять себя); отделять новое от известного; выделять главное; составлять план.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи)..
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметными результатами изучения курса «Окружающий мир» в 3-ем классе является формирование следующих умений.
В результате изучения раздела «Человек и природа» обучающиеся научатся:
- характеризовать глобус, карту и план, их условные обозначения;
- находить на физической карте и глобусе материки и океаны, географические объекты и их названия;
- определять объекты на географической карте с помощью условных знаков;
- сравнивать и различать формы земной поверхности;
- находить на физической карте разные формы земной поверхности и определять их название;
- моделировать формы земной поверхности из глины или пластилина;
- проводить групповые наблюдения во время экскурсии «Формы земной поверхности и водоемы»;
- называть, сравнивать и различать разные формы водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, болото);
- находить на физической карте разные водоемы и определять их название;
- характеризовать формы земной поверхности и водоемы своего края;
- ориентироваться на местности с помощью компаса, карты, по местным признакам во время экскурсий;
- приводить примеры веществ;
- сравнивать и различать твердые тела, жидкости и газы;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воды в жидком, газообразном и твердом состояниях, характеризовать эти свойства; измерять температуру воды с помощью градусника;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства воздуха, характеризовать эти свойства; измерять температуру воздуха с помощью градусника;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах воды (в жидком, газообразном и твердом состояниях), о растворах в природе, о свойствах воздуха, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- сравнивать свойства воды и воздуха;
- следовать инструкциям и технике безопасности при проведении опытов;
- характеризовать кругооборот воды в природе;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) состав почвы;
- характеризовать роль почвы в природе и роль живых организмов в образовании почвы (на примере своей местности);
- обнаруживать и приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой на примере образования и состава почвы;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о почве, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- исследовать в группах (на основе демонстрационных опытов) свойства полезных ископаемых, характеризовать свойства полезных ископаемых;
- различать изученные полезные ископаемые, приводить примеры использования полезных ископаемых в хозяйстве человеком (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о свойствах полезных ископаемых, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- характеризовать природные сообщества (на примере леса, луга, водоема);
- проводить несложные наблюдения в родном крае за такими природными явлениями и проявлениями, как «этажи» – ярусы леса и луга, растения и животные леса, луга, поля, пресного водоема родного края; использование водоемов;
- характеризовать влияние человека на природные сообщества (на примере своей местности);
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из учебника, хрестоматии, дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о безопасном поведении в лесу и у водоемов, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- фиксировать результаты наблюдений за погодными явлениями родного края в предложенной форме (дневник наблюдений, условные обозначения);
- опытным путем выявлять условия, необходимые для жизни растений;
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для объяснения необходимости бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- определять характер взаимоотношений человека с природой, находить примеры влияния этих отношений, называя представителей животного и растительного мира природных сообществ;
- называть представителей растительного и животного мира, занесенных в Красную книгу России;
- называть представителей растительного и животного мира своего края, занесенных в Красную книгу России;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасности при походах в лес, в поле, на луг;
- использовать готовые модели (глобус, карта, план, план-карта) для объяснения явлений или выявления свойств объектов;
- использовать оглавление, словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка, карты, глобус, интернет - адреса для поиска необходимой информации.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
- извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
- осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воду, газ, топливо) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
- обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья (повышение температуры тела);
- выполнять правила безопасного поведения в природе (в лесу, в поле), оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях.
В результате изучения раздела «Человек и общество» обучающиеся научатся:
- описывать достопримечательности Московского Кремля;
- различать прошлое, настоящее и будущее: соотносить исторические события с датами на примере истории Московского Кремля, соотносить конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить место изученного события на ленте времени;
- находить на карте Российской Федерации города «Золотого кольца», город Санкт-Петербург;
- описывать достопримечательности Санкт-Петербурга и городов «Золотого кольца»;
- извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях Санкт-Петербурга, готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
- находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
Обучающиеся получат возможность научиться:
- соотносить даты основания городов «Золотого кольца» России с датами правления великих князей, конкретные даты с веком, используя при обозначении века римские цифры;
- находить на ленте времени место изученному историческому событию;
- проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
- использовать дополнительные источники информации (словари учебников и интернет-адреса).
В результате изучения раздела «Правила безопасного поведения» обучающиеся научатся:
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях.
Обучающиеся получат возможность научиться:
- пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
- соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
- соблюдать правила безопасного поведения в гололед;
- осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение; соблюдать правила экологического поведения в природе.
Формы реализации программы:
-фронтальная;
-парная;
-групповая;
-индивидуальная
Методы реализации программы:
-практический;
-объяснительно-иллюстративный;
-частично- поисковый;
-наблюдение;
-информативный
Способы и средства:
-технические средства;
-модели и таблицы;
-рисунки;
-альбомы по искусству;
-дидактический раздаточный материал;
Материально- техническое обеспечение учебного предмета «Окружающий мир»
Для характеристики количественных показателей используются следующие обозначения:
Д – демонстрационный экземпляр (не менее одного на класс)
К – полный комплект (на каждого ученика класса)
Ф – комплект для фронтальной работы (не менее одного на двух учеников)
П – комплект для работы в группах (один на 5-6 учащихся)
Наименование объектов и средств | Количество | Примечание |
Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | ||
Учебно-методические комплекты по окружающему миру УМК «Перспективная начальная школа» для 3 класса (программа, учебники, рабочие тетради на печатной основе) Примерная программа начального общего образования по окружающему миру | К Д | Библиотечный фонд сформирован с учётом типа школы с русским языком обучения на основе федерального перечня учебников, допущенных Минобрнауки РФ. |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с тематикой и видами работы, указанных в программе и методических пособиях . | Д К Д/К/П | |
Технические средства обучения | ||
Классная доска. Магнитная доска. Персональный компьютер | Д Д Д | |
Экранно-звуковые пособия Слайды, отражающие темы курса Окружающий мир Д | ||
Оборудование класса | ||
Ученические столы двухместные с комплектом стульев Стол учительский тумбой Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий. | К Д Д |
Тематическое планирование 3 класс
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Требования к уровню подготовки | Вид контроля | Дата проведения | |
Предметные | Метапредметные (УУД) | |||||
Изображение Земли на глобусе (4ч) Научатся понимать: название нашей планеты; Научатся: показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);границы России, некоторые города России; Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для: удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете; | ||||||
1. | Наш мир знакомый и загадочный | 1 | Уметь работать с глобусом; Характеризовать смену дня и ночи | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы; проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков. Коммуникативные УУД: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе | Текущий. | 04.09 |
2 | Глобус - модель земного шара | 1 | Уметь работать с глобусом. Знать, что можно узнать о Земле по глобусу, модели Земли | Личностные: понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Фронтальный | 07.09 |
3 | Материки и океаны на глобусе | 1 | Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий);границы России, некоторые города России | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Регулятивные УУД: обеспечение обучающимися организации своей учебной деятельности. Познавательные УУД: использовать готовые модели (условные знаки, глобус, план, план-карту, карту) для наблюдений, объяснения явлений природы, выявления признаков и свойств объектов: извлекать информацию, представленную в разных формах Коммуникативные УУД: взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе | Текущий. | 11.09 |
4 | Формы поверхности Земли. Экскурсия по теме «Формы поверхности родного края | 1 | Различать формы поверхности | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий. | 14.09 |
О чем рассказала карта (8ч) Научатся понимать: название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); Научатся: показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России; Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности с помощью компаса | ||||||
5 | Географическая карта | 1 | Читать условные обозначения на карте | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам, Познавательные: проводить простейшую классификацию изученных объектов природы на основе их существенных признаков, составлять таблицы. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 18.09 |
6 | Практическая работа №1 по теме «Работа с физической и контурной картами России» | 1 | Читать условные обозначения на карте. Понимать и отличать план от рисунка | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Текущий. | 21.09 |
7 | План местности | 1 | Читать условные обозначения на карте | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 25.09 |
8 | Холмы и овраги | 1 | Знать изображение земной поверхности Различать формы поверхности земли | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 28.09 |
9 | Стороны горизонта | 1 | Знать стороны горизонта, ориентироваться на местности по местным признакам. | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 02.10 |
10 | Ориентирование на местности. Практическая работа №2 «Устройство компаса» | 1 | Знать устройство компаса; уметь находить по компасу стороны горизонта; | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 05.10 |
11 | Ориентирование на местности. Экскурсия | 1 | Ориентироваться на местности по местным признакам; проводить простейшие измерения прибором | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 09.10 |
12 | Изображение Земли на глобусе и карте. Ориентирование на местности. | 1 | Ориентироваться на местности по местным признакам; проводить простейшие измерения прибором | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 12.10 |
Из чего все на свете (3ч) | ||||||
13 | Тела; вещества; частицы | 1 | Понимать понятия тела и вещества; Сравнивать тела и вещества между собой. | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. | текущий | 16.10 |
14 | Твердые вещества; жидкости и газы | 1 | Понимать неживые и живые тела; Знать три состояния веществ. | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Регулятивные УУД: умение совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий | 19.10 |
15 | Вода – необыкновенное вещество | 1 | Знать свойства воды | Личностные: учебно-познавательный интерес к учебному предмету, информационным источникам. Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 23.10 |
Вода и ее свойства (4ч) Научатся понимать: основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; Научатся: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; | ||||||
16 | Свойства воды в жидком состоянии. Практическая работа №3 «Изучение свойств воды в жидком и твёрдом состоянии» | 1 | Знать свойства воды при нагревании и охлаждении | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 26.10 |
17 | Термометр и его устройство. Практическая работа №4 «Измерение температуры воды с помощью термометра» | 1 | Проводить простейшие измерения прибором. | Личностные: Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 30.10 |
18 | Свойства воды в твердом состоянии. Практическая работа № 5 «Изучение свойств воды в твёрдом состоянии» | 1 | Знать свойства льда | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 02.11 |
19 | Свойства воды в газообразном состоянии | 1 | Знать свойства водяного пара | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 13.11 |
Чудесные превращения воды в природе (6ч) Научатся понимать: основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; Научатся: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); | ||||||
20 | Круговорот воды в природе | 1 | Знать основные свойства воды Кратко характеризовать круговорот воды в природе. | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 16.11 |
21 | Туман и облака | 1 | Различать виды облаков. Сравнивать тела и вещества | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий. | 20.11 |
22 | Осадки | 1 | Знать об осадках, выпадающих из облаков, воздуха | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 23.11 |
23 | Вода – растворитель (заседание клуба) | 1 | Знать свойства воды. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 27.11 |
24 | Растворы в природе | 1 | Знать значение природных растворов. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий. | 30.11 |
25 | Административный контроль ЗУН учащихся по окружающему миру. Тест | 1 | Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. | Тест. | 04.12 | |
26 | Почему воду надо беречь? | 1 | Знать источники загрязнения воды и способы её очистки. | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 07.12 |
Воздух и его свойства (4ч) Научатся понимать: основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; Научатся: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); | ||||||
27 | Океан, которого нет на карте и глобусе | 1 | Знать источники загрязнения воды и способы её очистки. | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 11.12 |
28 | Воздух – это смесь газов | 1 | Знать о значении атмосферы. | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 14.12 |
29 | Свойства воздуха. (заседание клуба) | 1 | Знать о свойствах кислорода и углекислого газа. Знать основные свойства воздуха. | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 18.12 |
30 | Свойства воздуха (заседание клуба) | 1 | Знать основные свойства воздуха. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 21.12 |
Движение воздуха (5ч) Научатся понимать: основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды; Научатся: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра; | ||||||
31 | Температура воздуха. Практическая работа №6 «Измерение температуры воздуха с помощью термометра» | 1 | Уметь измерять температуру воздуха | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий. | 25.12 |
32 | Ветер | 1 | Знать причины движения воздуха вдоль поверхности Земли | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 28.12 |
33 | Что такое погода? | 1 | Знать причины движения воздуха вдоль поверхности Земли | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Текущий. | 11.01 |
34 | Вода и воздух | 1 | Знать основные свойства воздуха и воды. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий. | 15.01 |
35 | Обобщение по теме «Вода и воздух» | 1 | Знать основные свойства воздуха и воды. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы | Текущий. | 18.01 |
Тайны недр (6ч) Научатся: определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры); | ||||||
36 | Горные породы | 1 | Знать о видах горных пород. Различать горные породы, их состояние и свойства | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | текущий | 22.01 |
37 | Разрушение горных пород | 1 | Знать об образовании осадочных пород. Различать горные породы, их состояние и свойства | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий | 25.01 |
38 | Что такое минералы? | 1 | Знать использование минералов человеком. Различать горные породы, их состояние и свойства | Личностные: любовь к Родине, выраженная в интересе к ее природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий | 29.01 |
39 | Полезные ископаемые | 1 | Уметь приводить примеры полезных ископаемых. Различать основные виды полезных ископаемых. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий | 01.02 |
40 | Свойства полезных ископаемых (заседание клуба) | 1 1 | Знать свойства некоторых ископаемых. Различать основные виды полезных ископаемых. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Фронтальный Тест | 05.02 |
41 | Почему надо беречь полезные ископаемые | 1 | Уметь оценивать воздействие человека на природу. Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: умение, работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. Коммуникативные УУД: умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми | Текущий | 08.02 |
Почва (3ч) | ||||||
42 | Как образуется почва. Практическая работа №7 «Определение примерного состава почвы» | 1 | Знать состав почвы | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 12.02 |
43 | Почва и её свойства. (заседание клуба) | 1 | Знать состав и свойства почвы | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: использовать при выполнении задания иллюстративный материал учебника или план, иллюстрирующий последовательность сменяющих друг друга событий, как этапы постановки опытов или выполнения задания. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 15.02 |
44 | Зачем и как люди заботятся о почве. Экскурсия «Почвы родного края» | 1 | Уметь проводить опыты по изучению свойств почвы. Знать состав и свойства почвы | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 19.02 |
Природные сообщества (7ч) Научатся понимать: общие условия, необходимые для жизни живых организмов; Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране; | Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. | |||||
45 | Лес и его обитатели | 1 | Уметь узнавать изученные растения, животных. Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 22.02 |
46 | Лес и его обитатели. Практическая работа №8 «Работа с гербарием растений леса» | 1 | Уметь узнавать изученные растения, животных. Устанавливать взаимосвязи в неживой и живой природе. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 26.02 |
47 | Луг и его обитатели. Практическая работа №9 «Работа с гербарием растений луга» | 1 | Уметь узнавать изученные растения, животных. Различать растения и живот леса, луга. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий | 01.03 |
48 | Поле и его обитатели. Экскурсия | 1 | Уметь узнавать изученные растения, животных. Различать растения и живот леса, луга. поля | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 05.03 |
49 | Пресные водоемы и его обитатели | 1 | Знать природные водоемы своего края Различать растения и живот леса, луга. Поля, водоёма | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 12.03 |
50 | Пресные водоемы и его обитатели | 1 | Уметь узнавать изученные растения, животных. Различать растения и живот леса, луга. поля, водоёма | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий | 15.03 |
51 | Болото и его обитатели | 1 | Знать растения и животных болота. Различать растения и живот леса, луга. поля, болота | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 19.03 |
Человек и природные сообщества (8ч) Научатся понимать: основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоёмах, в школе); Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в её охране; | Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах | |||||
52 | Значение лесов | 1 | Знать охранные меры своего края. Характеризовать значение растительного мира на земле. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | Текущий. | 02.04 |
53 | Безопасное поведение в лесу (заседание клуба) | 1 | Уметь узнавать изученные растения. Знать правила безопасного поведения в лесу. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Текущий. | 05.04 |
54 | Луг и человек | 1 | Уметь узнавать изученные растения. Характеризовать причины изменений природы. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 09.04 |
55 | Надо ли охранять болота? | 1 | Понимать значение болот в жизни человека. Характеризовать причины изменений природы. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Текущий | 12.04 |
56 | Дары рек и озёр | 1 | Уметь показывать на карте реки. Характеризовать значение животного мира на земле. | Личностные: Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий | 16.04 |
57 | Безопасное поведение у водоемов (заседание клуба) | 1 | Знать правила поведения у водоёмов Характеризовать значение животного мира на земле. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, использовать их для объяснения бережного отношения к природе. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы. | Текущий | 19.04 |
58 | Человек-защитник природы | 1 | Уметь рассказывать о Красной книге. Характеризовать причины изменений природы. | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | Текущий. | 23.04 |
59 | Природа будет жить | 1 | Характеризовать причины изменений природы. Знать стадии развития животных | Личностные: осознание ценности природы и необходимости нести за нее ответственность; понимание необходимости соблюдать правила экологического поведения в быту и на природе. Познавательные: уметь применять полученные знания Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | текущий | 26.04 |
Путешествие в прошлое (9ч) Научатся понимать: название нашей планеты; родной страны и её столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села); Научатся: показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России; Научатся использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для ориентирования на местности с помощью компаса; | ||||||
60 | Лента времени | 1 | Иметь представление о ленте времени | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них. Познавательные УУД: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени; Регулятивные УУД: контролировать свою деятельность по ходу или результатам выполнения задания. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | текущий | 30.04 |
61 | Золотое кольцо России. Практическая работа №10 «Определение последовательности исторических событий» | 1 | Знать города Золотого кольца России | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на ленте времени. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | текущий | 03.05 |
62 | Золотое кольцо России | 1 | Знать города Золотого кольца России | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | текущий | 07.05 |
63 | Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | Уметь делать сообщения, описывать историю возникновения Санкт- Петербурга. | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них Познавательные УУД: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций. | текущий | 10.05 |
64 | Путешествие по Санкт-Петербургу (заседание клуба) | 1 | Уметь делать сообщения, описывать историю возникновения Санкт- Петербурга. | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них Регулятивные УУД: умение самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения. Познавательные УУД: различать прошлое, настоящее и будущее, соотносить изученные исторические события с датами. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | текущий | 17.05 |
65 | Контрольная работа № 2 за 2 полугодие. Тест | 1 | тест | 14.05 | ||
66 | Достопримечательности родного края. Экскурсия | 1 | Знать особенности своего края. | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | текущий | 21.05 |
67 | Достопримечательности родного края. Обобщение изученного за год | 1 | Знать особенности своего края. | Личностные: осознание себя гражданином России, жителем своего края; желание ориентироваться в важнейших для страны событиях и видеть свое место в них Познавательные УУД: умение добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах. Коммуникативные УУД: умение доносить свою позицию до других | текущий | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...