Путешествие по карте полушарий
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему
Открытый интегрированный урок по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 4 классе
Скачать:
Предварительный просмотр:
Пойминская НОШ.
«Путешествие по карте полушарий»
Открытый интегрированный урок по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству
В 4 классе.
учитель начальных классов Пойминская НОШ
Савченко А.Е.- 2 квалификационная категория
2013 год
Цели: сформировать целостный взгляд о солнечной системе, о планете Земля и участие человека в её изучении и сохранении жизни на ней; воспитание человека культуры.
Задачи: познакомить детей с картой полушарий, картой России; показать особенности поверхности; расширить представление о деятельности людей по охране природы, воспитывать любовь к предмету, чувству гордости и любви России.
Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, модель « Планеты Солнечной системы», карточки с новыми понятиями, музыка «Спейс» Д.Маурани «Волшебный полёт», группа « Машина времени» - «Трава у дома»
Ход урока.
- Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто – то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.
( Звучит космическая музыка «Спейс» Д.Маруани «Волшебный полёт»)
- Повторение пройденного.
- Внимание, экипаж, корабль сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберёмся и внесём название планет на нашу карту – схему ( на доске изображение Солнечной системы без названий планет. Дети называют планеты по порядку, учитель крепит названия планет
« Земля», и т.д.)
Проблемная ситуация.
- Выбираем маршрут. Куда же мы полетим? Давайте полетим на Плутон.
Ответ. ( Решение вырабатывается в группах).
Нет. Плутон находится очень далеко от Солнца и поэтому там очень холодно.
- Хорошо, тогда полетим на Меркурий.
Ответ. Нет. Меркурий расположен близко к Солнцу и поэтому там очень высокая температура.
- Тогда – на Сатурн, там, наверное, ни холодно, ни жарко.
Ответ. Нет. Сатурн окружён кольцами из камней и глыб, наш корабль разобьётся.
- А куда же мы полетим?
Ответ. На Землю.
- Почему?
Ответ. Благоприятные условия для жизни.
Пока мы летим, может быть уже кто-нибудь представил нашу планету?
2. Проверка домашних мини-сочинений «Какой я представляю нашу планету» (Зачитываются сочинения).
3. Знакомство с глобусом.
- Что это? (учитель показывает глобус) ( Глобус – модель Земли)
- А почему он круглый? ( потому что круглая наша Земля, она имеет форму шара).
- Что вы знаете о глобусе, а значит и о Земле? (Дети рассказывают)
- Обратите внимание на иллюминатор, как выглядит наша Земля из космоса ( Показывается иллюстрация – фото).
- Первым в космос полетел наш русский человек Ю.А.Гагарин в 1961 году. И мы должны этим гордиться (показ фото Гагарина). Именно он сказал, что из космоса наша планета голубая и необыкновенно красивая. Он впервые сфотографировал нашу Землю.
4. Рисование по представлению на тему «Земля из космоса».
(Работа под музыку группы «Машина времени» «Трава у дома»).
Проверка: Что вы увидели из иллюминатора ( Рассказы учащихся).
5. Знакомство с картой полушарий и России.
- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по Земле, используя карту полушарий ( карта на доске). Некоторые из вас могут удивиться, как можно составить карту Земли, ведь она имеет форму шара. А оказывается глобус можно мысленно разделить на два полушария : западное и восточное и перенести эти изображения на листь бумаги (плоскость). У нас получиться карта полушарий. (Показ карты). Она одна из географических карт.
Карта – чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. (Словарь русского языка С.И.Ожегова).
- А чтобы не заблудиться, путешествуя по карте, будем использовать условные обозначения карты, например, цвет. ( Рассказ о первой карте).
История появления карты.
История зарождения карты уходит в далёкое прошлое, когда люди не знали письменности. Об этом рассказывают археологические находки, среди которых – рисунки на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве.
Их возраст 10-15 тысячелетий. В 70-х годах 20 столетия в Черкасской области был найден вырезанный рисунок на куске бивня мамонта. Среди царапин археологи различили: спуск с горы, стволы деревьев, река, на её берегу 4 загадочных сооружения, которые существуют действительно, и которые позже были найдены.
Учёные установили, что это одна из самых древнейших карт. Её составили наши далёкие предки около 15 000 лет назад.
Вода и суша.
- Давайте поближе полетим к этой планете (показывая на карту). Что это за голубое пространство? (это вода)
Огромные водные пространства называются ОКЕАНАМИ (вывешиваются на доску карточки с новыми понятиями.
- «ОКЕАН»
( по карте находят 4 океана)
- На карте мы видим ещё и другие цвета. (Это суша) вывешиваем и даём понятие
2. «МАТЕРИК»
(по карте находят 6 материков)
- Аналогичная работа проводится над понятиями:
3. «МОРЕ», «РАВНИНА», «ГОРЫ».
(Выясняем цвета на карте)
6. Наша страна на карте полушарий.
- Выберем же место для посадки. ( Евразия)
- Наша страна Россия находится в восточном полушаории. Она очень большая и занимает огромную площадь. ( Показать в сравнении с Австралией). (Рассмотреть, какие океаны омывают нашу страну, рассмотреть рельеф, назвать и показать столицу).
Мы должны гордиться нашей страной. Природа её разнообразна, красива.
7. Исполнение песни.
- Мы исполним песню о России, ведь красоту России воспевали не только поэты. Композиторы с помощью музыки, лирической мелодии изобразили нашу Родину ( Дети исполняют «Песню о России).
8. Правила роботы с картой.
- Пока были в полёте, мы многое узнали, познакомились с географической картой. Я научу вас работать с картой. Вот такие правила.
1) Стой у карты с права и показывай объекты на карте указкой правой рукой.
2) Показывай не надпись, а сам объект.
3) Названия произноси точно и чётко.
9. Закрепление.
1. Работа по карте полушарий.
-- Покажите на карте стороны горизонта ( дети показывают, учитель обращает внимание, как нужно стоять у карты)
-- Покажите все океаны, несколько морей.
-- Сколько материков на нашей планете? (6) Покажите их на карте.
-- Покажите материк, где находится наша страна. Какими океанами омывается наша Родина? Покажите столицу.
10. Самостоятельная работа.
Самостоятельная работа в рабочей тетради (авт.О.Т.Поглазова.) «Окружающий мир».
Задание № 34 стр. 23. Разгадай кроссворд. (коллективная проверка задания)
11. Беседа об охране природы. Инсценировка.
Приземлившись на Россию, мы получили тревожное сообщение от планеты Земля. Вот оно (чтение стихотворения под звон колокола в записи)
На Земле исчезают цветы,
С каждым днём всё заметней это:
Откровенье цветов луговых
Нами понято было едва ли:
Беззаботно топтали мы их
И безумно, безжалостно рвали.
( Звон колокола постепенно стихает)
Земля (ученик читает)
Я – Земля, Я – Земля, Я – Земля
Усталость моя беспредельна!
О стоне моём не взыщите:
Хоть кто-то услышит биение,
Уставшего сердца в зените
Люди моей планеты!
Люди моей планеты!
Планета в опасности!
Кромсая лёд, меняя рек теченье,
Твердите вы, что дел невпроворот,
Но вы ещё попросите прощенья,
У этих рек, барханов и болот,
У самого гигантского восхода,
У самого мельчайшего малька.
Но всем об этом думать неохота,
Сейчас вам не до этого пока.
Аэродромы, пирсы и перроны,
Леса без рек и реки без воды.
Всё меньше – окружающей природы,
Всё больше – окружающей среды.
(выходят четыре ученика) – хором:
Планета в опасности!
Планета в опасности!
Земля:
Вы слышите меня!
Приходите на помощь!
Вы хотите спасти свою планету (Да!)
Для того чтобы спасти её, вы должны знать главные беды своей планеты, знаете ли вы их?
Учитель: Знаем и расскажем о них!
1 ученик. Гудят заводы, всюду пыль,
Бежит, дышит автомобиль.
2 ученик: А между тем деревья стонут,
В грязи и пыли просто тонут.
3 ученик: А чтоб построить нам заводы –
Рубят лес и губят воды.
4 ученик: Стала грязной наша вода,
От растений нет и следа
Отнят дом у зверей
Птицам, рыбам плохо тоже.
Земля: Знать проблемы мало, надо уметь их решать. Какой путь выберете вы?
Учитель: Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить родной дом, охранять природу и дружить с красотой.
Земля: Задача не лёгкая. И кто вы, что берёте на себя такую ответственность?
Хором: Мы дети Галактики
Мы искорки радуги,
Мы – дети твои, дорогая Земля!
Учитель: Я, ты, он, она – вместе мы все дети Земли. Земля наш общий дом и сегодня мы не должны быть покорителями природы, а быть её защитниками.
12. Рисование рисунка-плаката « Природа в опасности» (групповая форма)
Группы поясняют друг другу содержание рисунка – плаката «Природа в опасности». Выставка работ.
Ученик:
Смотрю на глобус – шар земной,
И вдруг вздохнул он, как живой!
И шепчут мне материки:
«Ты береги нас, береги!»
В тревоге рощи и леса,
Роса на травах, как слеза!
И тихо просят нас родники:
«Ты береги нас, береги!»
Грустит глубокая река,
Свои, теряя берега,
И слышу голос я реки:
«Ты береги нас, береги!»
Смотрю на глобус – шар земной.
Такой прекрасный и родной!
И шепчут губы на ветру:
«Я сберегу вас, сберегу!»
13. Итог урока. Рефлексия деятельности.
- Что сегодня вы узнали новое для себя?
- Где эти знания вам пригодятся в жизни?
- Чему вы можете научить других ребят после сегодняшнего дня занятий?
Оцените свои знания ( самооценка учащихся).
Кл.руководитель: Савченко А.Е.
Использованная литература.
- С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: 1982. 743 с.
- Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 710
- Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений./ автор и сост.: Е.Ю.Сухаревская., Издательство «Учитель», 2003., 128 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок "Изучаем карту полушарий: материки и океаны"
Урок по курсу «Окружающий мир» во 2 классе программа «Школа 2100» с использованием компьютерных технологий по теме : "Изучаем карту полушарий: части света, материки, океаны". Одна из основ...
интерактивная карта полушарий
Интерактивная карта полушарий для уроков окружающего мира. Использовать можно в любом УМК для проверки навыков работы с картой. Описание работы: при нажатии левой кнопкой мышки на объект, открывается ...
Внеурочная деятельность. "Материки и океаны на глобусе и карте полушарий"
Занятие из внеурочной деятельности "Юный эколог", из раздела "Мы - жители земли"....
Урок по окружающему миру "Изучаем карту полушарий"
Урок разработан по учебнику "Окружающий мир", Вахрушев А.А. и др. для 2 класса по теме "Изучаем карту полушарий"....
Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.
План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир". Задачи урока:1 Вывести новые понятиями "океан", "матери...