Путешествие по карте полушарий
план-конспект урока (окружающий мир, 4 класс) на тему

Открытый интегрированный урок по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству в 4 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пойминская НОШ.

«Путешествие по карте полушарий»

Открытый интегрированный урок по окружающему миру, музыке, изобразительному искусству

В 4 классе.

учитель начальных классов Пойминская НОШ

Савченко А.Е.- 2 квалификационная категория

2013 год

Цели: сформировать целостный взгляд о солнечной системе, о планете Земля и участие человека в её изучении и сохранении жизни на ней; воспитание человека культуры.

Задачи: познакомить детей с картой полушарий, картой России; показать особенности поверхности; расширить представление о деятельности людей по охране природы, воспитывать любовь к предмету, чувству гордости и любви России.

Оборудование: карта полушарий, физическая карта России, модель « Планеты Солнечной системы», карточки с новыми понятиями, музыка «Спейс» Д.Маурани «Волшебный полёт», группа « Машина времени» - «Трава у дома»

Ход урока.

  1. Организационный момент.

- Ребята, у нас сегодня необычный урок, урок – путешествие. А мы необычные путешественники, мы астронавты. Может кто – то знает, кто такие астронавты? (Люди, которые изучают космическое пространство) Итак, в путь. Одеваем космические ободочки.

( Звучит космическая музыка «Спейс» Д.Маруани «Волшебный полёт»)

  1. Повторение пройденного.

- Внимание, экипаж, корабль сбился с курса. В иллюминаторе неизвестное расположение планет. Давайте разберёмся и внесём название планет на нашу карту – схему ( на доске изображение Солнечной системы без названий планет. Дети называют планеты по порядку, учитель крепит названия планет  

« Земля»,  и т.д.)

Проблемная ситуация.

- Выбираем маршрут. Куда же мы полетим? Давайте полетим на Плутон.

Ответ. ( Решение вырабатывается в группах).

Нет. Плутон находится очень далеко от Солнца и поэтому там очень холодно.

- Хорошо, тогда полетим на Меркурий.

Ответ. Нет. Меркурий расположен близко к Солнцу и поэтому там очень высокая температура.

- Тогда – на Сатурн, там, наверное, ни холодно, ни жарко.

Ответ. Нет. Сатурн окружён кольцами из камней и глыб, наш корабль разобьётся.

- А куда же мы полетим?

Ответ. На Землю.

- Почему?

Ответ. Благоприятные условия для жизни.

  Пока мы летим, может быть уже кто-нибудь представил нашу планету?

2. Проверка домашних мини-сочинений «Какой я представляю нашу планету» (Зачитываются сочинения).

3. Знакомство с глобусом.

- Что это? (учитель показывает глобус) ( Глобус – модель Земли)

- А почему он круглый? ( потому что круглая наша Земля, она имеет форму шара).

- Что вы знаете о глобусе, а значит и о Земле? (Дети рассказывают)

- Обратите внимание на иллюминатор, как выглядит наша Земля из космоса ( Показывается иллюстрация – фото).

- Первым в космос полетел наш русский человек Ю.А.Гагарин в 1961 году. И мы должны этим гордиться (показ фото Гагарина). Именно он сказал, что из космоса наша планета голубая и необыкновенно красивая. Он впервые сфотографировал нашу Землю.

4. Рисование по представлению на тему «Земля из космоса».

(Работа под музыку группы «Машина времени» «Трава у дома»).

Проверка: Что вы увидели из иллюминатора ( Рассказы учащихся).

5. Знакомство с картой полушарий и России.

- Сегодня на уроке мы будем путешествовать по Земле, используя карту полушарий ( карта на доске). Некоторые из вас могут удивиться, как можно составить карту Земли, ведь она имеет форму шара. А оказывается глобус можно мысленно разделить на два полушария : западное и восточное и перенести эти изображения на листь бумаги (плоскость). У нас получиться карта полушарий. (Показ карты). Она одна из географических карт.

Карта – чертёж поверхности Земли, небесного тела или звёздного неба. (Словарь русского языка С.И.Ожегова).

- А чтобы не заблудиться, путешествуя по карте, будем использовать условные обозначения карты, например, цвет. ( Рассказ о первой карте).

История появления карты.

   История зарождения карты уходит в далёкое прошлое, когда люди не знали письменности. Об этом рассказывают археологические находки, среди которых – рисунки на камнях, костяных пластинках, бересте, дереве.

    Их возраст 10-15 тысячелетий. В 70-х годах 20 столетия в Черкасской области был найден вырезанный рисунок на куске бивня мамонта. Среди царапин археологи различили: спуск с горы, стволы деревьев, река, на её берегу 4 загадочных сооружения, которые существуют действительно, и которые позже были найдены.

   Учёные установили, что это одна из самых древнейших карт. Её составили наши далёкие предки около 15 000 лет назад.

Вода и суша.

- Давайте поближе полетим к этой планете (показывая на карту). Что это за голубое пространство? (это вода)

     Огромные водные пространства называются ОКЕАНАМИ (вывешиваются на доску карточки с новыми понятиями.

  1. «ОКЕАН»

( по карте находят 4 океана)

-  На карте мы видим ещё и другие цвета. (Это суша) вывешиваем и даём понятие

    2. «МАТЕРИК»

(по карте находят 6 материков)

- Аналогичная работа проводится над понятиями:

3. «МОРЕ», «РАВНИНА», «ГОРЫ».

(Выясняем цвета на карте)

6. Наша страна на карте полушарий.

- Выберем же место для посадки. ( Евразия)

- Наша страна Россия находится в восточном полушаории. Она очень большая и занимает огромную площадь. ( Показать в сравнении с Австралией). (Рассмотреть, какие океаны омывают нашу страну, рассмотреть рельеф, назвать и показать столицу).

Мы должны гордиться нашей страной. Природа её разнообразна, красива.

7. Исполнение песни.

- Мы исполним песню о России, ведь красоту России воспевали не только поэты. Композиторы с помощью музыки, лирической мелодии изобразили нашу Родину ( Дети исполняют «Песню о России).

8. Правила роботы с картой.

- Пока были в полёте, мы многое узнали, познакомились с географической картой. Я научу вас работать с картой. Вот такие правила.

1) Стой у карты с права и показывай объекты на карте указкой правой рукой.

2) Показывай не надпись, а сам объект.

3) Названия произноси точно и чётко.

9. Закрепление.

1. Работа по карте полушарий.

-- Покажите на карте стороны горизонта ( дети показывают, учитель обращает внимание, как нужно стоять у карты)

-- Покажите все океаны, несколько морей.

-- Сколько материков на нашей планете? (6) Покажите их на карте.

-- Покажите материк, где находится наша страна. Какими океанами омывается наша Родина? Покажите столицу.

10. Самостоятельная работа.

  Самостоятельная работа в рабочей тетради (авт.О.Т.Поглазова.) «Окружающий мир».

 Задание № 34 стр. 23. Разгадай  кроссворд. (коллективная проверка задания)

11. Беседа об охране природы. Инсценировка.

  Приземлившись на Россию, мы получили тревожное сообщение от планеты Земля. Вот оно (чтение стихотворения под звон колокола в записи)

На Земле исчезают цветы,

С каждым днём всё заметней это:

Откровенье цветов луговых

Нами понято было едва ли:

Беззаботно топтали мы их

И безумно, безжалостно рвали.

( Звон колокола постепенно стихает)

Земля (ученик читает)

Я – Земля, Я – Земля, Я – Земля

Усталость моя беспредельна!

О стоне моём не взыщите:

Хоть кто-то услышит биение,

Уставшего сердца в зените

Люди моей планеты!

Люди моей планеты!

Планета в опасности!

Кромсая лёд, меняя рек теченье,

Твердите вы, что дел невпроворот,

Но вы ещё попросите прощенья,

У этих рек, барханов и болот,

У самого гигантского восхода,

У самого мельчайшего малька.

Но всем об этом думать неохота,

Сейчас вам не до этого пока.

Аэродромы, пирсы и перроны,

 Леса без рек и реки без воды.

Всё меньше – окружающей природы,

Всё больше – окружающей среды.

(выходят четыре ученика) – хором:

Планета в опасности!

Планета в опасности!

Земля:

Вы слышите меня!

Приходите на помощь!

Вы хотите спасти свою планету (Да!)

Для того чтобы спасти её, вы должны знать главные беды своей планеты, знаете ли вы их?

Учитель: Знаем и расскажем о них!

1 ученик. Гудят заводы, всюду пыль,

                  Бежит, дышит автомобиль.

2 ученик: А между тем деревья стонут,

                  В грязи и пыли просто тонут.

3 ученик: А чтоб построить нам заводы –

                  Рубят лес и губят воды.

4 ученик: Стала грязной наша вода,

                   От растений нет и следа

                   Отнят дом у зверей

                   Птицам, рыбам плохо тоже.

Земля: Знать проблемы мало, надо уметь их решать. Какой путь выберете вы?

Учитель: Мы хотим всех детей, всех людей научить полюбить родной дом, охранять природу и дружить с красотой.

Земля: Задача не лёгкая. И кто вы, что берёте на себя такую ответственность?

Хором: Мы дети Галактики

              Мы искорки радуги,

              Мы – дети твои, дорогая Земля!

Учитель: Я, ты, он, она – вместе мы все дети Земли. Земля наш общий дом и сегодня мы не должны быть покорителями  природы, а быть её защитниками.

12. Рисование рисунка-плаката « Природа в опасности» (групповая форма)

   Группы поясняют друг другу содержание рисунка – плаката «Природа в опасности». Выставка работ.

Ученик:

Смотрю на глобус – шар земной,

И вдруг вздохнул он, как живой!

И шепчут мне материки:

«Ты береги нас, береги!»

В тревоге рощи и леса,

Роса на травах, как слеза!

И тихо просят нас родники:

«Ты береги нас, береги!»

Грустит глубокая река,

Свои, теряя берега,

И слышу голос я реки:

«Ты береги нас, береги!»

Смотрю на глобус – шар земной.

Такой прекрасный и родной!

И шепчут губы на ветру:

«Я сберегу вас, сберегу!»

13. Итог урока. Рефлексия деятельности.

- Что сегодня вы узнали новое для себя?

- Где эти знания вам пригодятся в жизни?

- Чему вы можете научить других ребят после сегодняшнего дня занятий?

Оцените свои знания ( самооценка учащихся).

Кл.руководитель: Савченко А.Е.

 

Использованная литература.

  1. С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М.: 1982. 743 с.
  2. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983. 710
  3. Технология интегрированного урока: Практическое пособие для учителей начальной школы, студентов пед. учеб. заведений./ автор и сост.:  Е.Ю.Сухаревская., Издательство «Учитель», 2003., 128 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Изучаем карту полушарий: материки и океаны"

Урок по курсу «Окружающий мир» во 2 классе  программа «Школа 2100» с использованием компьютерных технологий по теме : "Изучаем карту полушарий: части света, материки, океаны". Одна из основ...

интерактивная карта полушарий

Интерактивная карта полушарий для уроков окружающего мира. Использовать можно в любом УМК для проверки навыков работы с картой. Описание работы: при нажатии левой кнопкой мышки на объект, открывается ...

Внеурочная деятельность. "Материки и океаны на глобусе и карте полушарий"

Занятие из внеурочной деятельности "Юный эколог", из раздела "Мы - жители земли"....

Урок по окружающему миру "Изучаем карту полушарий"

Урок разработан по учебнику "Окружающий мир", Вахрушев А.А. и др. для 2 класса по теме "Изучаем карту полушарий"....

Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.

План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"

Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...

Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»

Цель урока: создание условий для формирования  метапредметных умений средствами урока "окружающий мир". Задачи урока:1 Вывести  новые понятиями "океан", "матери...