Урок по окружающему миру "Изучаем карту полушарий"
план-конспект урока по окружающему миру (2 класс) по теме
Урок разработан по учебнику "Окружающий мир", Вахрушев А.А. и др. для 2 класса по теме "Изучаем карту полушарий".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchaem_kartu_polushariy.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок по окружающему миру
«Изучаем карту полушарий», 2класс.
Цели урока:
1. Познакомить с понятиями «часть света», «материк», «океан».
2. Научить узнавать «в лицо» и находить на карте полушарий все части света, материки и океаны.
3.Развитие умения «читать» карту полушарий.
4. Обогащение словарного запаса школьников.
Оборудование: глобус, карта полушарий, комплект мультимедийной техники, конверты с заданиями.
Программное обеспечение: Microsoft Power Point.
Ход урока.
1. Добрый день! Начинаем урок окружающего мира. Сегодня нам предстоит изучить важную и интересную тему. Это можно сделать двумя путями:
- открыть учебник и прочитать материал параграфа;
- а можно отправиться в путешествие, добывая новые знания.
Поднимите руку те, кто выбирает первый путь. (…) А теперь те, кто второй. (…) Решено! Отправляемся в путешествие! А путешествие нам предстоит долгое, необходимо многое увидеть. Поэтому предлагаю отправиться в путешествие на самолете. (слайд).
Хорошо, транспорт есть! А что обязательно должен взять с собой грамотный путешественник? (карту). Верно, любое путешествие просто немыслимо без карты. А в нашем случае тем более. Спросите, почему? А все просто, в путешествие мы отправляемся именно по карте – по карте полушарий. (слайд). Поэтому тема урока «Изучаем карту полушарий».
-Давайте вспомним, что такое карта? (Карта – уменьшенное изображение земной поверхности на плоскости).
- Что мы научились различать по карте полушарий? (Водоемы – синим цветом, равнины – зеленым и желтым, горы – коричневым.)
3. Ребята, а как вы думаете, всегда ли люди знали, что земная поверхность так выглядит? (Нет). Оказывается, древние люди исследовали землю постепенно, по частям. Они открывали Части света – это большие исторические области Земли, ограниченные морями и горами.
- Ту часть света, где давным-давно жили наши с вами предки, они назвали ЕВРОПОЙ. (слайд)
- Путешествуя далее на восток, европейцы открыли другую часть света, находящуюся за ними, за морями, АЗИЮ.(слайд)
- Отправляясь однажды на юг, отважные древние путешественники обнаружили существование третьей части света – АФРИКИ. (слайд).
- Намного позже и совершенно случайно была открыта четвертая часть света – АМЕРИКА. (слайд).
- Жажда открытий древних путешественников заставляла бороздить моря и океаны в поисках новых земель. И только спустя многие годы люди открыли АВСТРАЛИЮ с ее удивительным животным миром. (слайд).
- И АНТАРКТИДУ, ту часть света, где царила вечная мерзлота. (слайд).
- Вот на такие части света наши предки стали делить всю сушу Земли. Давайте повторим: Европа, Азия, Африка, Америка, Австралия, Антарктида. (Учитель показывает по карте, дети хором называют части света.)
- Сколько всего частей света? (6.) Задание от Всезнайки: (слайд).
«Обратите внимание, на нашей карте полушарий появились картинки: пингвин, индеец, кенгуру, Маугли со своими друзьями, Миша и Лена, жираф. Всезнайка предлагает расселить на части света их типичных жителей.
- Кто бы мог жить на части света Америка? (Индеец).
- Кто бы мог жить в Антарктиде? (пингвин).
- Кто бы мог жить в Азии? (Маугли).
- Кто бы мог жить в Австралии? (кенгуру).
- Кто бы мог жить в Африке? (жираф).
- Кто бы мог жить в Европе? (Миша и Лена).
( Во время ответов детей на экране появляются «жители» на своей части света.)
4. А вы знаете, ребята, существует более научное деление земной суши – на материки – это огромные участки суши, окруженные водой.
- Посмотрите на карту полушарий. Сколько бы материков, согласно определению, выделили бы вы?(…). Проверим наши предположения. Наш самолет будет приземляться на каждом материке, а помощники Всезнайки о нем нам расскажут. Итак, первое приземление.
- Самый большой материк на Земле – Евразия- (слайд).Чтобы перелететь на самолете из одного конца в другой, нужен целый день. Он включает две части света: Европу и Азию. Западная часть материка – Европа – слово греческого происхождения и означает оно «запад», а восточная часть материка – Азия – означает «восток». Границей между Европой и Азией считаются Уральские горы.
- Материк Африка совпадает с частью света Африка. Африка – второй по величине материк земного шара, по своей площади она уступает лишь Евразии. Почти вся Африка лежит в жарком тепловом поясе, поэтому это самый жаркий материк Земли.
- Часть света Америка делится на два материка, которые соединяет Панамский перешеек. Тот материк, который находится севернее экватора, назван Северной Америкой, а материк, большая часть которого южнее экватора, назван Южной Америкой.
- Материк Австралия, находящийся в восточном полушарии, также совпадает с частью света Австралия. Австралия – самый маленький, самый плоский материк на Земле. А еще Австралия – самый засушливый континент, т. к. окружающие моря и океаны слабо влияют на климат внутренних районов, поэтому осадков там выпадает мало.
- Самый холодный материк на Земле Антарктида, она же и часть света Антарктида. Весь материк покрыт ледниковым щитом, а над ним кое-где возносятся горные цепи с острыми гребнями.
- Итак, сколько материков мы насчитали? (6). Назовем их снова: Евразия, Африка, Северная Америка, Южная Америка, Австралия, Антарктида. (Учитель показывает, дети хором называют).
- Как дружно и уверенно вы назвали все материки. А сможете ли вы узнать эти материки по их очертаниям? Задание от Всезнайки находится в конверте №1. Достаньте содержимое конверта. (…) Перед вами карточка с контурами материков, попробуйте угадать в этих контурах знакомые материки и подпишите их. (…) Поменяйтесь карточками с соседом по парте и сверьте правильность ответов. (слайд). Поднимите руки, у кого нет ни одной ошибки. Молодцы!
- Контур какого материка здесь отсутствует? (Антарктида).
- Ребята, сколько всего материков? (6). А частей света? (тоже 6). Тогда почему они имеют разные названия? (Потому что материк Евразия включает две части света Европу и Азию, а часть света Америка разделена на два материка Южная Америка и Северная Америка.)
- А есть ли различие между частью света и материком? В чем заключается это отличие? (Если дети затрудняются ответить, можно напомнить им определения, что такое часть света и что такое материк.)
Физкультминутка.
В ясном небе солнце светит, (руки вверх, потягиваемся)
Самолет летит по небу. (руки в стороны - летим как самолет)
А внизу леса, поля- (наклон вниз)
Расстилается земля. (разведение рук в стороны).
5. Сейчас я прошу всех сесть, лечь головой на парту, закрыть глаза и послушать. (Учитель включает аудиозапись со звуками морских волн).
- Что напомнили вам эти звуки? (Шум воды). Верно, наш самолет летит над водой. Чего на земном шаре больше воды или суши? (Хором: воды.) Оказывается, вся вода на земном шаре тоже разделена и имеет свои названия. Крупные водные пространства между материками принято называть океанами. Давайте найдем название каждого океана. Откройте учебник на странице 128 – 129, перед вами карта полушарий. Я буду говорить о местоположении каждого океана, а вы, найдя его, прочитайте его название.
- Этот океан омывает берега Америки, Азии, Австралии и Антарктиды. (Тихий океан).
- Назовите водное пространство между Америкой, Европой, Африкой и Антарктидой. (Атлантический океан).
- Этот океан находится между Азией, Африкой, Австралией и Антарктидой. (Индийский океан).
- Океан, омывающий Евразию и Северную Америку, вечно покрытый льдом. (Северный Ледовитый океан).
(Далее звучит стихотворение, а дети проговаривают название океанов).
«На нашей Земле океанов – Четыре:
Индийский – самый соленый в мире,
Океан Атлантический славен сельдями.
Северный Ледовитый спит подо льдами,
А Тихий, конечно, же вовсе не тихий,
А буйный, глубокий и самый великий!
6. Какое замечательное путешествие у нас получилось! Правда? А вот насколько вы были внимательны и наблюдательны, проверит тест от Всезнайки. Этот тест находится в конверте №2, извлеките его. Прочитав внимательно вопрос, вы должны выбрать из трех предложенных вариантов верный ответ и обозначить его «галочкой».
- На каком материке находятся две части света?
- Америка
- Евразия
- Антарктида
- Какая часть света объединяет два материка?
- Америка
- Евразия
- Африка
- Какие океаны омывают Африку?
- Северный Ледовитый океан
- Индийский океан
- Тихий океан
- Атлантический океан
- Какой океан находится между Азией, Америкой и Австралией?
- Северный Ледовитый океан
- Индийский океан
- Тихий океан
- Атлантический океан (…)
- Проверьте правильность ваших ответов (появляется слайд с правильными ответами).
7.- Поднимите руки, кто правильно ответил на все вопросы. (…).
- У кого были некоторые затруднения? (…).
- А кто совсем не смог ответить на поставленные вопросы? (…).
Я очень рада! Значит, наше путешествие по карте полушарий не прошло даром. Давайте назовем все части света, которые мы открыли для себя в ходе путешествия (…), а теперь все материки (…). А над какими океанами пролетал наш самолет? (…) Наше путешествие закончилось, но дома вы сможете его продолжить с материалом учебника и ответить на вопрос Всезнайки: «Найдите на карте полушарий самое высокое место на суше и самое глубокое место в океане, узнайте, как они называются.
Спасибо всем! Урок закончен! Отдыхайте!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок Природоведение 4 класс по теме Карта полушарий. Материки на карте и глобусе.
План-конспект урока природоведение (4 класс) по теме: "Карта полушарий. Материки на глобусе и карте "....
Урок окружающего мира «Карта полушарий» Практическая работа ( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)
Урок окружающего мира«Карта полушарий» Практическая работа( 4 класс, УМК «Планета Знаний»)...
Конспект урока по Окружающему Миру "Карта" учимся читать карту
Конспект урока по ОМ. с требованиями ФГОС-2 . УМК "Перспективная Начальная Школа" 3 класс....
Конспект коррекционного занятия по развитию представлений о предметах и явлениях окружающей действительности (РПОП) в 5 классе начальной школы для детей с глубокими нарушениями зрения по теме "Материки на карте полушарий. Учитель ГБОУ ШОР №1 Илюшина Л.В.
С помощью данного коррекционного занятия у младших школьников, имеющих глубокие нарушения зрения, формируется и конкретизируется зрительный и тактильный образ каждого материка в отдельности,...
Ким по окружающему миру на тему "Карта полушарий" (4 класс)
Карточка по окружающему миру на тему"карта полушарий" по вариантам...
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: "Карта полушарий". Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"
Методическая разработка " Технологическая карта урока по окружающему миру в 4 классе на тему: Карта полушарий. Практическая работа "Карта полушарий", УМК "Планета знаний"...
Урок окружающего мира в 4 классе по теме: «Карта полушарий. Путешествие по материкам»
Цель урока: создание условий для формирования метапредметных умений средствами урока "окружающий мир". Задачи урока:1 Вывести новые понятиями "океан", "матери...