рабочая программа по окружающему миру 1 класс
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) по теме
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа курса «Окружающий мир» составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова, УМК « Школа России».
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass.doc | 312.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самсоновская средняя общеобразовательная школа
Шипуновского района Алтайского края
«Согласовано» «Утверждаю»
Зам. директора по УВР Директор
____________ Т.В.Глушкова _____________ В.Н.Маскалёв
Приказ №___ от
«___» ____________2013 г.
Рабочая программа
По учебному курсу «Окружающий мир»
1 класс
составлена по
Федеральному Государственному Образовательному Стандарту
начального общего образования
УМК «Школа России»,автор А. А. Плешаков, М., Просвещение, 2011г.
1 ступень обучения, уровень базовый.
Окружающий мир,М. «Просвещение», 2011г.
Авт. А.А.Плешаков
Составитель:
Т. Г. Панфилова., учитель начальных классов,
первая категория, стаж – 30 лет
с. Самсоново
2013 год.
Аннотация .
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Программа курса «Окружающий мир» составлена на основе стандарта начального общего образования по окружающему миру и программы общеобразовательных учреждений автора А. А. Плешакова, УМК « Школа России».
Курс «Окружающий мир» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Учебный курс «Окружающий мир» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для 1 класса разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, и авторской программы «Окружающий мир» А.А Плешакова.
Изучение предмета «Окружающий мир» в 1 классе направлено на достижение следующих целей:
- формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
- духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессионального многообразия российского общества.
Основными задачами являются:
- формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
- осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
- формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
- формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Знакомство с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сделать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гармонии с интересами природы и общества, тем самым обеспечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие.
Данная программа содержит все темы, включенные в федеральный компонент содержания образования. Учебный предмет изучается в 1 классе, рассчитан на 66 часов (проводится 2 раза в неделю). В программе указано количество часов на изучение каждого раздела. Предусмотрено проведение: практических работ – 11, проектов - 4, 1-опыт, 1 – комплексной контрольной работы. Содержание программы носит личностно-развивающий характер. При проведении уроков используют беседы, экскурсии, дидактические игры, практические работы, работу в группах, экскурсии.
Окружающий мир как предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки для научного мировоззрения; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка.
Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер обществоведческих знаний; наличие содержания, обеспечивающего формирование общеучебных умений и навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими предметами начальной школы.
Предмет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка, математики и музыки, изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к рационально- и эмоционально-ценностному постижению окружающего мира.
Следующими особенностями предмета можно выделить: особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания для формирования метапредметных умений и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи. Благодаря интеграции естественнонаучных и социально-гуманитарных знаний, могут быть успешно решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитивных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообразие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России.
Новизна рабочей программы состоит в том, что названия разделов, в которых сгруппированы вопросы по изучаемым темам, более конкретизированы: «Многообразие окружающего мира», «Объекты окружающего мира», «Процессы и явления окружающего мира», «Пространство и время в окружающем мире», «Явления окружающего мира и деятельность человека». Рабочая программа содержит первый вариант тематического планирования для первого года обучения, определены Требования к уровню достижений учащихся оканчивающих 1 класс. Спланирована практическая часть работы по предмету, обозначены виды деятельности.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последовательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, современной социальной жизни, которые присутствуют в программе каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «открытие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-образовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планируемых результатов имеет организация проектной деятельности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями особое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родители учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробуждаемые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармоничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятельности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стремление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий.в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости человека, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспитания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизнеспособности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нравственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здоровье физическое, психическое, духовно- и социально-нравственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отношении к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе начальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчитана на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 классы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального образования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Содержание тем учебного курса
Задавайте вопросы! 1 ч.
Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой
Что и кто? 20 ч. Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? Что общего у разных растений? Что растет на подоконнике? Что растет на клумбе? Что это за листья? Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета?
Как, откуда и куда? 12 ч. Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? Откуда берутся снег и лед? Как живут растения? Как живут животные? Как зимой помочь птицам? Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? Откуда в снежках грязь?
Где и когда? 11 ч. Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми?
Почему и зачем? 22 ч. Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»?
Требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
В результате изучения окружающего мира ученик научится:
- называть планету, на которой живет, родную страну и ее столицу; регион, город, где живут учащиеся;
- называть государственную символику России;
- называть общие признаки живых организмов;
- называть основные условия благополучной жизни растений и животных;
- соблюдать правила сохранения и укрепления здоровья;
- соблюдать основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, в школе);
- называть основные профессии людей и определять взаимопомощь людей разных профессий;
- называть основные группы животных и растений;
- соблюдать правила поведения в природе;
- называть основные признаки каждого времени года;
- называть основные помещения школы;
- называть улицы, расположенные вблизи школы и дома;
- называть основные учреждения культуры, быта;
- определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
- пользоваться словами, указывающими направления и время;
- наблюдать, делать умозаключения;
- различать профессии людей;
- различать растения и животных;
- различать объекты природы;
- различать части растения, отображать их на рисунке;
- приводить примеры представителей разных групп растений и животных; раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
- показывать сушу и воду на глобусе;
- ориентироваться в помещениях школы;
- различать знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для :
- обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, сравнения;
- уход за растениями (животными);
- выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
- оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
- составления описательного рассказа по картине, наблюдаемого объекта во время экскурсии;
- удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации.
Получит возможность научиться:
Самостоятельно или с помощью взрослых учащиеся могут
- проводить наблюдения и опыты под руководством учителя;
- группировать и классифицировать объекты живой и неживой природы;
- сознательно выполнять правила экологического поведения;
- высказать свои суждения о необходимости соблюдения режима дня и правил гигиены;
- определить по внешнему виду названия различных растений;
Самостоятельно и уверенно учащиеся могут
- измерить длину небольшого тела; времени по часам;
- описать объект по 2-3 признакам; сравнивать однородные объекты (листья деревьев, горные породы), выявить «лишний» объект;
- выявить во время экскурсии или обсуждения в классе экологические проблемы своей местности и рассказать о них, назвать некоторые пути их решения; сортировать мусор для его раздельного сбора;
- по рисункам узнавать 3-5 животных и растений, приводить примеры положительного и отрицательного воздействия человека на природу; высказывать оценивающие суждения о поведении человека в природе;
- перечислить основные элементы режима дня и гигиенических норм;
- назвать характер действий дорожной ситуации исходя из правил дорожного движения;
- приводить примеры насекомых, рыб, зверей.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
1 класс
кол-во часов на год - 66, кол-во часов в неделю - 2
№ уро-ка | Дата по плану | Дата фактическая | Тема урока | Виды деятельности | Планируемые результаты | Ведущие формы, методы и средства обучения | ||
Предметные | Метапредметные | Личностные | ||||||
Задавайте вопросы! 1 ч. | ||||||||
1 | Задавайте вопросы. | Работа с учебником, рабочей тетрадью | Вводный урок. | |||||
Что и кто? 20 ч. | ||||||||
2 | Что такое Родина? | ИКТ. Презентация «Символы России» | узнают о государственных символах России (флаге, гимне, гербе); о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. научатся отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. составлять текст по картинке. | использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества | Комбинированный урок. Беседа. | ||
3 | Что мы знаем о народах России? | ИКТ Презентация «Народы России», фотографии | узнают о народах, проживающих на территории России о разных национальностях; как выглядят русские национальные костюмы, расскажут о родном городе. научатся отличать российские государственные символы от символов других стран, национальную одежду от другой. составлять текст по картинке. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества | Комбинированный урок. Беседа. | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | ИКТ Презентация «Москва – столица нашей Родины» | узнают о столице нашей родины Москве. научатся отличать достопримечательности города Москвы от других стран. составлять текст по картинке. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества | Комбинированный урок. Беседа. | ||
5 | Проект «Моя малая родина» | Работа с Фотоаппаратом, альбомом, фотографиями. | узнают о малой Родине. научатся составлять проект на тему. фотографировать достопримечательности составлять устный рассказ. | Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. использовать знаково-символические средства; подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков (национальный костюм: цвет, орнамент и т. д.). формулировать собственное мнение и позицию; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Гражданская идентичность в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание своей этнической принадлежности, гуманистические и демократические ценности многонационального российского общества | Комбинированный урок. Беседа. Индивидуаль-ная работа | ||
6 | Что у нас над головой? | Работа с Глобусом, пластилином, картой звездного неба | познакомятся с наиболее узнаваемыми созвездиями. научатся узнавать ковш Большой Медведицы. разделять объекты живой и неживой природы и изделия | соотносить правильность выбора, выполнения и результата действия с требованием конкретной задачи. использовать общие приёмы решения задач: алгоритм нахождения созвездия на ночном небе. работать в группах, ставить вопросы участникам группы | Ценностное отношение к природному миру | Комбинированный урок. Беседа. Коллективная работа | ||
7 | Что у нас под ногами? Практическая работа. | Знакомство с коллекцией минералов. Атлас-определитель | познакомятся с часто встречающимися камнями (гранитом, кремнем, известняком). научатся сортировать камешки по форме, размеру, цвету; различать виды камней. различать объекты неживой и живой природы, работать с лупой | сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: алгоритм определения вида камня. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с содержанием учебного предмета. формулировать свои затруднения, свою собственную позицию | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру | Практическая работа | ||
8 | Что общего у разных растений? Практическая работа. | Гербарий. Схема «Части растений» | познакомятся с ролью растений в природе и жизни людей, поймут, почему нужно бережное отношение человека к растениям, усвоят, что у разных растений есть общие части. научатся их находить. различать объекты неживой и живой природы | сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: описание растения. развивать первоначальные умения практического исследования природных объектов: описание растения по готовому плану. ставить вопросы, обращаться за помощью, аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Мотивация учебной деятельности, этические чувства, прежде всего, доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Практическая работа | ||
9 | Что растет на подоконнике? Практическая работа. | Комнатные растения. Атлас-определитель | познакомятся с наиболее распространёнными комнатными растениями. научатся различать изученные на уроке комнатные растения. повторят основные правила ухода за комнатными растениями | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: комнатные растения (название и краткое описание внешнего вида). ставить вопросы учителю и участникам рабочей группы, обращаться за помощью, формулировать собственное мнение и позицию | Ценностное отношение к природному миру | Практическая работа | ||
10 | Что растет на клумбе? Практическая работа. | Атлас-определитель. ИКТ Презентация «Цветы» | познакомятся с некоторыми декоративными растениями клумбы, цветника. научатся различать изученные растения клумбы, цветника. использовать приобретённые знания для ухода за растениями | формулировать и удерживать учебную задачу. подводить под понятие на основе распознавания объектов, выделять существенные признаки: краткое описание декоративного растения. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Ценностное отношение к природному миру, мотивация учебной деятельности | Практическая работа | ||
11 | Что это за листья? Практическая работа. | Гербарий с листьями различных деревьев | познакомятся со строением листьев. научатся узнавать листья нескольких пород деревьев, используя сравнения. правила поведения на природе | формулировать и удерживать учебную задачу. использовать общие приёмы решения задач: единый алгоритм распознавания породы дерева по листьям. использовать речь для регуляции своего действия; ставить вопросы собеседнику с целью более прочного усвоения материала | Ценностное отношение к природному миру | Практическая работа | ||
12 | Что такое хвоинки? Практическая работа. | Гербарий хвойных растений. | познакомятся с группой хвойных деревьев, узнают их характерное отличие от лиственных деревьев. научатся наблюдать объекты окружающего мира, давать устное их описание. различать объекты неживой и живой природы | применять установленные правила в планировании способа решения: алгоритм описания дерева с целью определения его породы. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности: распознавание сосны и ели. задавать вопросы, просить о помощи, формулировать свои затруднения | Мотивация учебной деятельности | Практическая работа | ||
13 | Кто такие насекомые? | Коллекция насекомых. Атлас-определитель | усвоят, что насекомые - это животные, у которых шесть пар ног, узнают о разнообразии животного мира. научатся приводить примеры насекомых. повторят правила бережного отношения к природным объектам | преобразовывать практическую задачу в познавательную: изучение видов насекомых. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание насекомого. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | Комбинированный урок. Беседа. | ||
14 | Кто такие рыбы? | ИКТ Презентация «Рыбы». Монетки для моделирования «одежды» рыб | усвоят, что рыбы - водные животные, которые двигаются при помощи плавников и хвоста, тела большинства которых покрыты чешуёй; узнают о разнообразии подводного мира. научатся приводить примеры видов речных и морских рыб. отличать рыб от других видов животных | преобразовывать практическую задачу в познавательную, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: изучение видов рыб. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание рыбы по готовому плану. определять общую цель и пути её достижения, вести устный диалог, слушать собеседника | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения | Комбинированный урок. Беседа. | ||
15 | Кто такие птицы? Практическая работа. | ИКТ Презентация «Птицы». Перья птиц. | усвоят, что птицы - это животные, тело которых покрыто перьями; узнают о разнообразии видов птиц. научатся приводить примеры видов перелётных и зимующих птиц. отличать птиц от других животных | применять усвоенные правила в планировании способа решения, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели: отличие птиц от других видов животных. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание птицы по готовому плану. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Практическая работа | ||
16 | Кто такие звери? Практическая работа. | ИКТ Презентация «Звери». Шкурки с шерстью животных. | усвоят, что звери - это животные, тело которых покрыто шерстью; познакомятся со зверьми, которые не подходят под обычное описание, со зверьми, которые обитают в наших лесах; узнают о многообразии видов зверей. научатся приводить примеры видов зверей. отличать зверей от других животных | предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: самостоятельное составление плана описания животного. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности, выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач: описание животного по плану, предложенному другой группой. ставить и задавать вопросы, обращаться за помощью, предлагать помощь и сотрудничество | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного поведения, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Практическая работа | ||
17 | Что нас окружает дома? | Предметные картинки «Мебель», «Посуда», «Одежда», «Электроприборы» | познакомятся с группами предметов домашнего обихода. научатся группировать предметы домашнего обихода по их назначению; познакомятся с правилами противопожарной безопасности, с основными правилами обращения с газом, электричеством, водой. повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе | преобразовывать практическую задачу в познавательную, составлять план и последовательность действий при возникновении опасной ситуации. моделировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (определение вида и степени опасности объекта); узнавать, называть и определять объекты в соответствии с их назначением. работа в группах: определять цели, функции участников, способы взаимодействия; определять общую цель и пути её достижения | Самостоятельная и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. Беседа. Коллективная работа | ||
18 | Что умеет компьютер? | Схема «Компьютер» | познакомятся с основными устройствами компьютера и их назначением, основными свойствами и функциями. научатся правилам безопасной работы на компьютере. повторят известные правила безопасного поведения дома и в школе | формулировать и удерживать учебную задачу, различать способ и результат действия. использовать общие приёмы решения задач (алгоритм начала работы с компьютером), устанавливать аналогии, причинно-следственные связи. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, осуществлять взаимный контроль | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, установка на здоровый образ жизни, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. Работа с компьютером | ||
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | ИКТ Презентация «Что вокруг может быть опасным?» | узнают о существовании экстренных служб и номера их телефонов. Умение: научатся соблюдать осторожность при обращении с бытовыми приборами. закрепят правила безопасного перехода улицы | предвосхищать результат, выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (разбор конкретных жизненных ситуаций, связанных с темой урока) и условиями её реализации. использовать знаково-символические средства для решения задач; устанавливать причинно-следственные связи. строить монологическое высказывание, аргументировать свою позицию | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. Беседа. | ||
20 | На что похожа наша планета? | Работа с глобусом, мячом, тарелкой, пластилином. | узнают о форме Земли, познакомятся с глобусом. научатся различать на карте (глобусе) материки и моря, океаны. правильно формулировать свои высказывания | составлять план и последовательность действий; адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности. использовать знаково-символические средства (условные обозначения на карте, глобусе), поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах (видеофрагмент, учебник, справочник). строить монологическое высказывание, слушать собеседника; проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач | Эстетические потребности, ценности и чувства, уважительное отношение к иному мнению, принятие образа «хорошего ученика» | Комбинированный урок. Беседа. | ||
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» Презентация проекта «Моя малая Родина» | Работа с учебником, рабочая тетрадью | обобщат полученные знания. научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Подведение итогов. Презентация проекта | ||
Как, откуда и куда? 12 ч. | ||||||||
22 | Как живет семья. Проект «Моя семья» | Фотоальбом семьи. Фотоаппарат, фотографии. | познакомятся с понятием «семья». научатся уважать друг друга и приходить на помощь. использовать основные правила поведения в школе | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентироваться в разнообразии способов решения задач:. ставить вопросы, обращаться за помощью к членам совей семьи, формулировать свои затруднения | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к семье. | Комбинированный урок. Индивидуальная работа | ||
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? Опыт, показывающий загрязнение и очистку воды. Практическая работа. | Посуда для проведения опыта. | проследят путь воды из источника до крана в квартире, из канализации до водоёма. научатся очищать воду с помощью фильтра. пользоваться водопроводным краном с целью экономного и бережного отношения к воде | предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (очищение воды), вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. Познавательные: ставить и формулировать проблемы, использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (оформление наблюдений в виде простейших схем, знаков, рисунков). формулировать свои затруднения; оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Осознание ответственности человека за общее благополучие, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире. | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? Практическая работа. Сборка электрической цепи из электроконструктора. | Электроконструктор для сбора электрической цепи. | узнают, где вырабатывается электричество, как оно попадает в дома. научатся собирать простейшую электрическую цепь. безопасное пользование электроприборами | преобразовывать практическую задачу в познавательную (через сбор электрической цепи к понятию пути тока от электростанции до дома), составлять план и последовательность действий. строить рассуждения, обобщать, ориентироваться в разнообразии способов решения задач: способы получения электричества. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, навыки сотрудничества в разных ситуациях | Комбинированный урок. Практическая работа | ||
25 | Как путешествует письмо. | Открытки, конверты, письма | усвоят этапы путешествия письма. научатся правильно подписывать конверт. | составлять план и последовательность действий: этапы «путешествия» письма, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, эстетические | Комбинированный урок. Беседа. | ||
26 | Куда текут реки? Практическая работа. Приготовление «морской» воды. | Соль и вода для приготовления «морской» воды | узнают, что реки начинаются с родника, соединяются с другими реками и впадают в моря, названия больших рек, познакомятся с речным и морским транспортом, гидроэлектростанцией. научатся отличать реку от моря, речную воду от морской. повторят правила безопасного поведения на водоёмах | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей (путь реки от истока до моря) и условиями её реализации, предвосхищать результат, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели. использовать общие приёмы решения задач (работа с учебником и рабочей тетрадью), знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач. формулировать собственное мнение и позицию, свои затруднения; определять общую цель и пути ее достижения | Осознание ответственности человека за общее благополучие, экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере-гающего поведения | Практическая работа | ||
27 | Откуда берутся снег и лед? Практическая работа. Изучение свойств снега и льда. | Снег и лед для проведения опыта. | узнают, что снег и лёд - это состояния воды, изучат свойства снега и льда. научатся отличать снег ото льда по их свойствам. оформлять творческие работы (рисунки) | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (наблюдать предметы и явления природы по предложенному плану), выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. выбирать наиболее эффективные способы решения задач, ставить и формулировать проблемы: простейшие опыты с объектами неживой природы. предлагать помощь и сотрудничество, задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Мотивация учебной деятельности (социальная, учебно-познавательная и внешняя), принятие образа «хорошего ученика» | Практическая работа | ||
28 | Как живут растения? Практическая работа. Приемы ухода за комнатными растениями | Комнатные растения и приспособления для ухода за ними. | узнают общие условия, необходимые для жизни растений. научатся грамотно строить свои высказывания. соблюдать правила ухода за комнатными растениями | различать способ и результат действия: формирование условий, необходимых для жизни растений. использовать общие приёмы решения задач: создание перечня правил ухода за комнатными растениями; поиск и выделение необходимой информации из различных источников в разных формах. определять цели, функции участников, способы | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | Комбинированный урок. Практическая работа | ||
29 | Как живут животные? Практическая работа. | ИКТ Презентация «Животные живого уголка» | познакомятся с условиями жизни животных. научатся правильно называть детёнышей животных. определять среду обитания животного по его внешнему виду | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (условия, влияющие на сохранение жизни животного), сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона («Как называют ребяток-зверяток?»). рефлексировать способы и условия действий; осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме. проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач, ставить вопросы | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, принятие образа «хорошего ученика» | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
30 | Как зимой помочь птицам? Практическая работа. Изготовление кормушки из бумажного пакета. | Бумага для изготовления кормушки. Разные виды корма для птиц. | научатся различать наиболее распространенных зимующих птиц. научатся делать кормушку из бумажного пакета, подбирать корм для птиц. повторят правила бережного отношения к окружающей среде | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации (способы помощи оседлым птицам); использовать речь для регуляции своего действия. подводить под понятие на основе распознавания объектов (зимующие и перелётные птицы), выделения существенных признаков; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера: изготовление кормушки. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, координировать и принимать различные позиции во взаимодействии | Осознание ответственности человека за общее благополучие, принятие образа «хорошего ученика» | Коллективная работа. Беседа. Практическая работа | ||
31 | Откуда берется и куда девается мусор? Практическая работа. Сортировка упаковок из-под продуктов. | Различные виды мусора (пакеты, банки, бутылки и тд) | усвоят, что за обычным мусором скрывается большая проблема, которую приходится решать всем людям. научатся сортировать мусор из разного материала. соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, выполнять учебные действия в материализованной форме: улучшение ближайшего природного окружения (школьный двор). самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера, использовать общие приёмы решения задач: экологически сообразные правила поведения в природе. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
32 | Откуда в снежках грязь. Практическая работа. Исследование снежков и снеговой воды. | Снег для проведения исследования. | усвоить, что заводы, фабрики, автомобили загрязняют Землю, что людям необходимо защищать ее от загрязнений. научатся использовать различные фильтры. соблюдать чистоту в доме, городе, на природе, в школе | выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации: привлечение к природоохранительным мероприятиям; различать способ и результат действия: выполнение правил экологически сообразного поведения. ставить и формулировать проблемы, моделировать. ставить вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Беседа. Практическая работа | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | Учебник, рабочая тетрадь. | обобщат полученные знания. научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Обобщение. Презентация проекта | ||
Где и когда? 11 ч | ||||||||
34 | Когда учиться интересно? | Учебник, тетрадь, энциклопедии. | познакомятся с различными школьными помещениями, а также с работниками школы. научатся ориентироваться в школьном здании, знать расположение необходимых помещений. использовать основные правила поведения в школе | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентирование в здании школы. ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе | Комбинированный урок. Беседа. | ||
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | Фотоаппарат, фотографии, альбом. | о школе и своем классе фотографировать наиболее интересные события в классе, здание школы, классную комнату и т. д. коллективно составлять рассказ о школе и классе; презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: ориентироваться в разнообразии способов решения задач: разные пути к одному школьному помещению. ставить вопросы, обращаться за помощью к работникам школы, формулировать свои затруднения | Внутренняя позиция обучаемого на основе положительного отношения к школе | Индивидуальная работа. | ||
36 | Когда придет суббота? | Карточки с названиями дней недели. | усвоят, что такое настоящее, прошлое и будущее. научатся определять, какой день недели был вчера и какой будет завтра. знать по порядку все дни недели | Регулятивные: сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона: последовательность дней недели и названий месяцев, формулировать и удерживать учебную задачу. оценивать информацию (достоверность); ставить и формулировать проблемы, связанные с понятиями «настоящее», «прошлое», «будущее». формулировать свои затруднения; определять цели, функции участников, способы взаимодействия | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни | Комбинированный урок. Беседа. | ||
37 | Когда наступит лето? | Календарь. Сюжетные картинки с изображением времен года. | усвоят, в какой последовательности сменяются времена года. научатся узнавать время года по характерным признакам. творческое оформление ответа (рисунок, стишок и т. п.) | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок: анализ придуманных значков для каждого времени года. использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач; устанавливать аналогии: старорусские названия месяцев. строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика» | Комбинированный урок. Беседа. | ||
38 | Где живут белые медведи? Практическая работа. Определение на глобусе Северного Ледовитого океана и Антарктиды. | Глобус, видеофильм «Жители Северного ледовитого океана и Антарктиды» | усвоят, что на Земле есть очень холодные районы -Северный Ледовитый океан и Антарктида. научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. находить отличия двух похожих объектов | вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия (простейший алгоритм описания природной зоны) в случае расхождения эталона, реального действия и его результата. обрабатывать информацию, узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности. в соответствии с темой урока. слушать собеседника; формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
39 | Где живут слоны? Практическая работа. Определение на глобусе экватора. | Глобус. ИКТ Презентация «Слоны» | усвоят, что на Земле есть районы, где круглый год жарко. научатся находить их на глобусе и приводить примеры животных этих районов. элементарные приемы работы с глобусом | использовать установленные правила в контроле способа решения. выполнять рефлексию способов и условий действий, искать и выделять необходимую информацию из различных источников в разных формах (текст, рисунок, таблица, диаграмма, схема). строить монологическое высказывание, слушать собеседника | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
40 | Где зимуют птицы? | Карточки-схемы названий птиц: перелетные, зимующие. | усвоят, что одни птицы зимуют в наших краях, а другие улетают в теплые края. научатся приводить примеры птиц каждой группы. бережное отношение к животному миру | осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия. устанавливать причинно-следственные связи, выполнять сбор информации. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки | Комбинированный урок. Беседа. | ||
41 | Когда появилась одежда? | ИКТ Презентация «Как появилась одежда?» | усвоят, что одежда появилась в глубокой древности и менялась с течением времени; что для каждого случая нужна подходящая одежда. научатся подбирать одежду по размеру. внимательно относиться к своей одежде | сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (назначение разного рода одежды), составлять план и последовательность действий (характеристика конкретного вида одежды). строить рассуждения, анализировать информацию и передавать её. осуществлять взаимный контроль, предлагать помощь и сотрудничество | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. | ||
42 | Когда изобрели велосипед? | Схема «Части велосипеда» | усвоят, что детям до 14 лет нельзя кататься на велосипедах по улицам и дорогам; запомнить дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение на велосипедах запрещено». научатся называть и показывать части велосипеда. повторить правила безопасной езды на велосипеде | предвосхищать результат, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок (части велосипеда, правила ПДД для велосипедистов). выбирать наиболее эффективные способы решения задач (разбор жизненных ситуаций, связанных с целью урока), использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (правила ПДД для велосипедистов). прогнозировать возникновение конфликтов при наличии разных точек зрения, строить понятные для партнёра высказывания; слушать собеседника | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, уважительное отношение к иному мнению | Комбинированный урок. | ||
43 | Когда ты станешь взрослым? | Учебник, рабочая тетрадь. | усвоят, что человек и окружающий мир со временем меняются; что, вырастая, человек выбирает для себя дело в жизни, профессию; что для счастливой жизни нужно беречь чистоту и красоту окружающего мира. определять профессию человека по внешним признакам (одежда, головной убор и т. п.). бережное отношение к окружающему миру | осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и способу действия, ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем: последствия деятельности людей в природе, место и роль человека в биосфере как существа биосоциального. осуществлять сравнение, анализ информации, ставить и формулировать проблемы. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать собеседника | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, осознание ответственности человека за общее благополучие | Комбинированный урок. Беседа. | ||
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | обобщат полученные знания. научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Обобщение. Презентация проекта | |||
Почему и зачем? 22 ч. | ||||||||
45 | Почему Солнце светит днем, а звезды - ночью? | ИКТ Презентация «Солнце и планеты солнечной системы». Пластилин. | усвоят, что звезды - огромные пылающие шары, находящиеся очень далеко от Земли, что Солнце -ближайшая к Земле звезда. научатся узнавать созвездие Льва. правильная, аккуратная работа с пластилином | сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона (моделирование звёзд), использовать установленные правила в контроле способа решения (правила работы с пластилином). моделировать, т. е. выделять и обобщенно фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (цвет, форма и размер); интерпретация информации. осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | Комбинированный урок. Беседа. | ||
46 | Почему Луна бывает разной? | ИКТ Презентация «Луна». Пластилин. | усвоят, что Луна - естественный спутник Земли; что она имеет форму шара, но не всегда видна на небе полностью; что на ней нет воздуха и поэтому не могут жить люди. научатся объяснять изменения формы Луны. правильная, аккуратная работа с пластилином | предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи (поиск решения поставленной проблемы). использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы, для решения задач (фазы Луны, модель Земля - Луна); осуществлять сбор информации из всех доступных источников. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, целостный, социально ориентированный взгляд на мир | Комбинированный урок. Беседа. | ||
47 | Почему идет дождь и дует ветер? | Схема «Какой бывает дождь» | научатся объяснять причины возникновения дождя и ветра. научатся различать виды дождя и ветра. выбирать одежду по погоде | предвосхищать результат; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату. узнавать, называть и определять объекты и явления окружающей действительности в соответствии с темой урока, устанавливать причинно-следственные связи. строить понятные для партнёра высказывания; осуществлять взаимный контроль | Уважительное отношение к иному мнению, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. Беседа. | ||
48 | Почему звенит звонок? Практическая работа. Изучение возникновения и распространения звуков. | Предметы для изучения возникновения и распространения звуков. | усвоят, что звук возникает из-за дрожания, колебания предметов и невидимой волной доходит до наших ушей. использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов. соблюдать правила гигиены | формулировать и удерживать учебную задачу, преобразовывать практическую задачу в познавательную (изучение свойств звука). осуществлять анализ информации, полученной в процессе переживания жизненных ситуаций, связанных с темой урока; ставить и формулировать проблемы. адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Эстетические потребности, ценности и чувства; осознание ответственности человека за общее благополучие | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
49 | Почему радуга разноцветная? | Цветные карандаши. | усвоят, что радуга возникает, когда солнечные лучи, попадая на капельки дождя, распадаются | преобразовывать практическую задачу в познавательную: преломление луча света, его распад. | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире, | Комбинированный урок. Беседа. | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? Практическая работа. | Презентация «Домашние животные» | познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. научатся правильно обустраивать уголок для кошки и собаки. правила безопасности при общении с чужими домашними животными | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
51 | Проект «Наши домашние питомцы» | Фотоаппарат, фотографии, альбом | познакомятся с условиями жизни кошки и собаки, с основными правилами содержания этих животных. научатся составлять проект по теме правила безопасности при общении с чужими домашними животными | Регулятивные: преобразовывать практическую задачу в познавательную (создание условий, необходимых для содержания кошки и собаки дома), предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. выделять и обобщённо фиксировать группы существенных признаков объектов с целью решения конкретных задач (перечень правил содержания домашних животных); выбирать наиболее эффективные способы решения задач. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Эмпатия как понимание чувств других людей и сопереживание им, осознание ответственности человека за общее благополучие, устойчивое следование в поведении социальным нормам | Индивидуальная работа. | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Схема «Правила поведения в природе» | познакомятся с представителями сообщества «луг». узнают изученные природные объекты; сумеют объяснять, почему не нужно рвать цветы и ловить бабочек (от этого страдают беззащитные живые существа и исчезает красота природы). правила поведения на природе | использовать речь для регуляции своего действия. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; передавать информацию. ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Комбинированный урок. Беседа. | ||
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Учебник, рабочая тетрадь. Схема «Правила поведения в природе» | познакомятся с голосами лесных жителей. научатся объяснять, почему в лесу нужно соблюдать тишину (шумом мы пугаем животных, мешаем им, а сами можем увидеть и услышать гораздо меньше). правила поведения на природе | различать способ и результат действия; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (узнать животное по голосу). устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; интерпретировать информацию. договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; строить понятные для партнёра высказывания | Навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровьесбере-гающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Комбинированный урок. Беседа. | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | Схема «Режим дня» | усвоят, что мы спим для того, чтобы отдохнуть и набраться сил. научатся правильно вести себя перед сном. закрепят правила сохранения и укрепления здоровья | Регулятивные: адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности; выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения. ставить и формулировать проблемы; устанавливать аналогии; строить рассуждения. координировать и принимать различные позиции во взаимодействии, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Здоровьесбе-регающее поведение, установка на здоровый образ жизни | Комбинированный урок. Беседа. | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | ИКТ Презентация «Витамины» | усвоят, что овощей и фруктов надо есть как можно больше, потому что в них много витаминов. научатся приводить примеры овощей и фруктов. правила мытья фруктов и овощей перед едой | предвосхищать результат (последствия правильного и неправильного питания), различать способ и результат действия (забота о здоровом образе жизни). выбирать наиболее эффективные способы решения задач; классифицировать по заданным критериям (отличие овоща от фрукта; внешние и внутренние отличия здорового и больного человека) договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни; навыки сотрудничества в разных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций | Комбинированный урок. Беседа. | ||
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? Практическая работа. Как правильно чистить зубы. | Зубная паста, зубная щетка, полотенце, мыло. | усвоят, что чистить зубы и мыть руки необходимо для здоровья, что чистить зубы нужно два раза в день - утром и вечером, а мыть руки - перед едой, после посещения туалета, после игры с животными и в других случаях, когда руки пачкаются. научатся правильно чистить зубы и мыть руки. закрепят правила сохранения и укрепления здоровья | вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок, (правила здорового образа жизни); адекватно воспринимать предложения учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок. осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме, грамотно строить рассуждения; обобщать полученную информацию. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Здоровьесбе-регающее поведение, установка на здоровый образ жизни | Комбинированный урок. Беседа. Практическая работа | ||
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | ИКТ Презентация «Средства связи и информации» | научатся объяснять назначение телефона и телевизора. научатся различать по внешнего виду основные группы телефонов и телевизоров запомнить, что детям запрещено разбирать и самостоятельно ремонтировать телефон и телевизор | использовать установленные правила контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | Комбинированный урок. Беседа. | ||
58 | Зачем нужны автомобили? | ИКТ Презентация «Автомобили» | научатся объяснять назначение автомобилей; узнают о назначении ремня безопасности. научатся различать по внешнего виду основные группы автомобилей. запомнить, что детям запрещено ездить на переднем сиденье автомобиля | использовать установленные правила (план описания транспортного средства) в контроле способа решения. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности; использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы (устройство автомобиля) для решения задач; классифицировать по заданным критериям (назначение транспортного средства). адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих, оказывать в сотрудничестве взаимопомощь | Самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни, мотивация учебной деятельности (учебно-познавательная) | Комбинированный урок. Беседа. | ||
59 | Зачем нужны поезда? | ИКТ Презентация «Поезда» | усвоят различия (по назначению) между товарным поездом, электричкой, пассажирским поездом дальнего следования и поездом метро. научатся соблюдать правила поведения вблизи железной дороги. уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата (составление плана-описания железнодорожного транспорта), предвосхищать результат. строить рассуждения; анализировать информацию. строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Комбинированный урок. Беседа. | ||
60 | Зачем строят корабли? | ИКТ Презентация «Корабли» | познакомятся с основными группами судов. научатся различать по внешнему виду основные группы судов; приводить примеры спасательных средств на корабле; научатся объяснять, зачем строят корабли. уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели (назначение корабля). устанавливать причинно-следственные связи; строить рассуждения; обобщать полученную на уроке информацию. ставить вопросы, обращаться за помощью | Целостный, социально ориентированный взгляд на мир, начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. Беседа. | ||
61 | Зачем строят самолеты? | ИКТ Презентация «Самолеты» | познакомятся с устройством самолёта. научатся классифицировать самолеты по их назначению. уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | преобразовывать практическую задачу в познавательную (составление рассказа «Аэропорт). ставить и формулировать проблемы; классифицировать по заданным критериям назначение самолётов); устанавливать аналогии, причинно-следственные связи; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта сделанных ошибок. задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Устойчивое следование в поведении социальным нормам, самооценка на основе критериев успешности учебной деятельности | Комбинированный урок. Беседа. | ||
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? | Учебник, рабочая тетрадь. | усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. научатся соблюдать правила поведения в автомобиле и поезде. уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. строить рассуждения; анализировать информацию. строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Комбинированный урок. Беседа. | ||
63 | Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? | Учебник, рабочая тетрадь. | усвоят почему нужно соблюдать правила поведения в самолете и на корабле. научатся соблюдать правила поведения в самолете и на корабле уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. строить рассуждения; анализировать информацию. строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание | Осознание ответственности человека за общее благополучие, этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость | Комбинированный урок. Беседа. | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | ИКТ Презентация «Космос» | запомнят, что первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин; усвоят, что космонавты летают в космос для проведения научных исследований. научатся различать естественный и искусственные спутники Земли. уметь работать в группах | ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. ставить и формулировать проблемы, связанные с темой урока; устанавливать причинно-следственные связи. определять общую цель и пути ее достижения; осуществлять взаимный контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих | Начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Комбинированный урок. Беседа. | ||
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Учебник, рабочая тетрадь. | усвоят, что экология - это наука, которая учит нас бережно относиться к окружающему миру, к Земле; запомнить, что 22 апреля отмечается День Земли. повторят правила поведения на природе. уметь работать в группах | преобразовывать практическую задачу в познавательную (способы сохранения окружающей природы); ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем (поведение и деятельность людей с точки зрения их экологической допустимости). использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы для решения задач (плакаты экологической направленности); осознанно и произвольно строить сообщения в устной форме; устанавливать причинно-следственные связи. аргументировать свою позицию и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности | Экологическая культура: ценностное отношение к природному миру, готовность следовать нормам природоохранного, нерасточительного, здоровье-сберегающего поведения; осознание ответственности человека за общее благополучие | Комбинированный урок. Беседа. | ||
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» | обобщат полученные за год знания. научатся перечислять основные способы получения информации об окружающем мире (наблюдали и делали опыты, слушали учителя и других взрослых, работали с учебником и другими книгами и т. д.). уметь использовать приобретённые знания для удовлетворения познавательных интересов | использовать установленные правила в контроле способа решения; устанавливать соответствие полученного результата поставленной цели; стабилизировать эмоциональное состояние для решения различных задач. строить рассуждения; обобщать, анализировать информацию; самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. формулировать собственное мнение и позицию; задавать вопросы; строить понятные для партнёра высказывания, монологическое высказывание, вести устный диалог | Внутренняя позиция ученика на основе положительного отношения к школе, принятие образа «хорошего ученика», начальные навыки адаптации в динамично изменяющемся мире | Обобщение. Презентация проекта. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Система Л.В. Занкова. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Из
Рабочая программа по окружающему миру (1 класс) составлена на основе авторской программы «Окружающий мир» Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова, (Сборник программ начального общего образования. Сис...
Рабочая программа по окружающему миру ОС "Школа 2100" А.А. Вахрушев. ... Данная рабочая программа по окружающему миру составлена в соотвествии с основными требованиями ФГОС начального общего образования.
Программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе Примерной основной образовательной программы нача...
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»
Рабочая программа по окружающему миру УМК «Школа 21 века» 3 класс к учебнику под редакцией Виноградовой Н.Ф. «Окружающий мир»...
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" к учебнику А.А.Вахрушева и О.А. Родыгиной "Окружающий мир"
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса по программе "Школа 2100" соответствует требованиям реализации ФГОС начального общего образования....
Рабочая программа внутрипредметного модуля "Мы и окружающий мир" к рабочей программе по окружающему миру для 1 класса
Программа модуля «Мы и окружающий мир» имеет ярко выраженный интегративный характер, соединяя в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания; даёт обучающемус...
Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. (А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях)
Окружающий мир(68 часов в год при 2 часах в неделю)А.А.Плешаков «Окружающий мир» 2 класс в 2-х частях Программа составлена в соответствии с основной образовательной программой начальн...
Рабочая программа по окружающему миру ; класс
Рабочая программа по предмету окружающий мир 4 класс УМК Школа России...