конспект урока "Дом, в котором я живу" (Н.Ф.Виноградова "Окружающий мир" 1 класс)
план-конспект урока по окружающему миру (1 класс) по теме

Жулькова Нина Михайловна

 Урок по учебнику Н.Ф.Виноградовой "Окружающий мир" 1 класс УМК "Начальная школа XXI век".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок 
ДОМ, В КОТОРОМ ТЫ ЖИВЁШЬ.

Цели деятельности педагога: создать условия для расширения представлений о разнообразии жилищных построек, их особенностях, об удобствах, которые есть в квартире; способствовать развитию аналитических умений.

Планируемые результаты образования:

Предметные: научатся характеризовать жилищные постройки, их особенности, удобства, которые есть в квартире.

Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):

Регулятивные: контроль и оценка – контролировать и оценивать свои действия при работе с наглядно-образным материалом при сотрудничестве с учителем, одноклассниками.

Познавательные: прогнозирование – предвосхищать результат; оценка – выделять  и  формулировать  то,  что  усвоено  и  что  нужно усвоить; предметные – иметь представления о разнообразии построек домов,  их  особенностях,  характеризовать  удобства,  которые  есть в квартире.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества – задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности; взаимодействие – вести устный диалог.

Личностные: самоопределение – проявляют готовность и способность к саморазвитию, ответственность за общее благополучие; смыслообразование – выполняют самооценку на основе критериев успешности учебной деятельности.

Оборудование:

  • презентация к уроку   – Приложение 1;
  • ноутбуки;
  • Интерактивная доска;
  •  электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» 1класс под редакцией Н.Ф.Виноградовой (УМК «Начальная школа XXI века» -труд людей (строительство жилого дома);
  • презентации детей;  (Приложение 2);
  •  электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» 2 класс под редакцией А.А.Плешакова(УМК «Школа России») Город и село. Где мы живём? (Какие объекты нельзя встретить в городе.(отметь)  Выбери рисунок, который относится к селу).

Ход урока

I. Изучение нового материала.

1. Речевая разминка.

Мы картинки видим с вами,

А давайте поиграем.

Вы внимательно смотрите

И домики нашим животным найдите.

– Один ученик начинает  предложение, а другой  его заканчивает или дополняет. Ответ должен быть развёрнутым, чтобы все поняли, о чём вы хотите сказать.

Пример:

– В каком домике живёт белка?

– Белка живёт в дупле, которое находится на дереве.

 т. д.(слайд 1)

Посмотрите на картинку

И определите

Где вы видели эти дома? (слайд 2)

Кто из вас  в каком доме живёт? (слайд 3)

-Ребята, а кто из вас догадался. О чём мы сегодня будем говорить на уроке?

- Ответы детей.(о  жилье)

2. Работа по учебнику (с. 80–81)

– Сравните эти два здания. Что у них общего? (Это жилые помещения. У них есть фундамент и крыша.) А чем они отличаются друг от друга?

Ребята отмечают, что вид постройки зависит:

 от места расположения;

 особенностей той местности, где располагается;

 материала, из которого здание построено;

 благоустроенности или её отсутствия.

– Сельские постройки невысокие, окружены обычно садами, огородами. Рядом может быть лес, поле. Попробуйте объяснить, почему в городах строят многоэтажные дома? (Предположения ребят.)

– Как вы считаете, чем отличается город от деревни? (Деревня – это небольшой населённый пункт, а город – большой. Занятия людей в городах и в сельской местности тоже отличаются друг от друга: в деревне люди занимаются растениеводством, животноводством, а в городе перерабатывают сырьё, развивают многие отрасли производства, занимаются машиностроением, наукой.)

Работа с интерактивной доской. Электронный образовательный ресурс А.А.Плешаков. 2класс. Город и село. Где мы живём? (Какие объекты нельзя встретить в городе.(отметь)  Выбери рисунок, который относится к селу.

3. Работа со схемой-рисунком (учебник, с. 81).

Ребята рассматривают схему-рисунок квартиры и сравнивают её со своей квартирой, домом. Дети(1-3уч-ся) рассказывают о доме, в котором они живут, показывают свои презентации. (задание детям давалось  заранее )

Физкультминутка

Пчёлки в домиках сидят. (встают из-за парт, приседают)

И в окошечки глядят. (сжимают кулачки в «бинокль» и вертят головой в разные стороны)
Полетели, зажужжали.
(поднимаются, машут руками, кружатся)

И опять на место сели. (сели за парты)

II. Закрепление изученного материала.

- А где живут пчёлы?(улей)

  А где живут люди?(дом, квартира)

- Что такое, жилище?

Дети высказывают своё мнение. Затем читается значение слова -жилище. (слайд 4)

1. Введение понятия о вывеске.

– Вспомните, какие здания встречаются вам по дороге в школу.

Главная задача – привлечь внимание детей к названиям зданий общественного пользования: почта,  магазины и т. д.

– Рассмотрите рисунки (учебник, с. 82). Что здесь изображено?

– Для чего нужны вывески?

– О чём вывески могут рассказать?

– Какие вывески здесь изображены?

 – Какие вывески вам встречаются по дороге в школу?

 

2. Рабочая тетрадь (с. 32).

 Речевая разминка.

– Одним из символов каждого государства является флаг. Вспомните, какой флаг у нашей страны, и продолжите предложение. На флаге России три полосы…

– Найдите изображение нашего флага среди представленных в этом задании.

(Слайд 5)

-Наша страна огромная (Слайд 6). Она занимает большую территорию, где проживают разные народы. Давайте познакомимся с жильём некоторых народов. (Слайд 7-12)

- Ребята, какое жилище встречается в нашей местности? (изба)

-А теперь давайте дадим определение. Что такое дом и что такое квартира?(высказывание детей)

-Слайд 13. Читает учитель определение дома и квартиры. (Дом - архитектурное сооружение, предназначенное для жилья, и имеющее, как правило, стены, дверь и крышу.   Дом - место, где кто-либо постоянно проживает. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные. Квартира – жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход и состоящее из нескольких комнат и иных помещений разного назначения (например, спальни, кухни, прихожей и т. п.)

 Задание «Соображалки» (рабочая тетрадь, с. 32). Работа с интерактивной доской и индивидуально с компьютером. (электронный образовательный ресурс «Окружающий мир» 1класс под редакцией Н.Ф.Виноградовой  - труд людей (собрать картинку «строим дом»).

III. Итог урока. Рефлексия.

– Что было самым главным на уроке?

– Что вы узнали нового?

– Что показалось самым интересным и познавательным?

– О чём бы хотели ещё узнать?

- Ответь: мне было интересно-

                 мне было трудно-

                 я научился-

                 мне понравилось -

Домашнее задание: учебник, с. 83. Нарисовать рисунок на тему: «Дом, в котором я хочу жить».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

НОРА БЕР ЛОГА КУСТ ЛОГОВО ДУПЛО КТО ГДЕ ЖИВЁТ ?

Слайд 2

ГДЕ МЫ ВИДИМ ЭТИ ДОМА ? ГОРОД СЕЛО

Слайд 3

ГДЕ МЫ ВИДИМ ЭТИ ДОМА ГДЕ МЫ ВИДИМ ЭТИ ДОМА ВАМ ЭТИ ДОМА ЗНАКОМЫ ?

Слайд 4

Жили́ще — сооружение, место, в котором обитают люди или животные. Обычно жилище служит для укрытия от неблагоприятной погоды, для сна, выращивания потомства, хранения припасов отдыха. Внешний вид, материал для стен и внутреннее строение жилищ весьма разнообразны (материалом может быть дерево, брезент, камень, бетон, земля, кирпич, сталь, и даже стекло, кость или снег).

Слайд 5

Дом, в котором ты живёшь. РОССИЯ – НАША РОДИНА. НАШЕ СЕЛО, В КОТОРОМ МЫ ЖИВЁМ – НАША МАЛАЯ РОДИНА.

Слайд 7

мазанка строились на основе тщательно подготовленного каркаса из тонких веток, утепленных прослойкой из камыша, поверх которой накладывалась слой за слоем глина с соломой.

Слайд 8

Яранга - жилище народов севера России Яранга - переносное жилище кочевых чукчей, коряков, некоторых групп эвенов и юкагиров. Состоит из деревянного каркаса с коническим куполом из шестов, покрывается оленьими шкурами. Внутри кубический полог из оленьих шкур — жилое помещение, отапливаемое и освещаемое жировой лампой; вне полога — кладовая. Яранга сохраняется в быту оленеводческих бригад.

Слайд 9

Чум (шалаш) - конический шалаш из жердей, покрываемый берестой,войлоком или оленьими шкурами; форма жилища, распространенная по всей Сибири от Уральского хребта до берегов Великого океана, у финских,тюркских и монгольских племен. Историки жилища признают эту форму первым опытом искусственно создаваемого жилья, к которому человек обратился отполых , дуплистых деревьев и пещер. Первообразом Ч. могли служить прислоненные наклонно к дереву ветви. В Европейской России Ч. Утратил свое былое назначение и обратился в служебную хозяйственную постройку: у черемис, вотяков, чуваш, татар его жердяной остов служит овином (шиш);покрытый соломой; он прикрывает ход в погреб.

Слайд 10

Ю́рта — переносное жилище у кочевников. Юрта полностью удовлетворяла потребностям кочевника в силу своего удобства и практичности. Она быстро собирается и легко разбирается силами одной семьи в течение одного часа. Она легко перевозится на верблюдах и лошадях, её войлочное покрытие не пропускает дождь, ветер и умеренный холод. Наличие отверстия на самой вершине купола создаёт тягу и позволяет легко пользоваться очагом. Юрта и поныне используется во многих случаях чабанами Тувы, Алтая и Бурятии

Слайд 11

Сакля- жилища у горцев Кавказа с каменными, глинобитными или саманными стенами и плоской крышей. Характерно террасообразное расположение САКЛЕЙ на горных склонах, причём крыша нижнего дома может служить двором для верхнего .

Слайд 12

Изба́ — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России, Украины , Белоруссии. В степных, богатых глиной областях вместо изб строили мазанки (хаты).

Слайд 13

Квартира – жилое помещение в доме, имеющее отдельный вход и состоящее из нескольких комнат и иных помещений разного назначения (например, спальни, кухни, прихожей и т. п.) Дом - архитектурное сооружение, предназначенное для жилья, и имеющее, как правило, стены, дверь и крышу. Дом - место, где кто-либо постоянно проживает. Дома бывают одноэтажные и многоэтажные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слова, которые отвечают на вопросы КТО ЧТО_1 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Данный конспект предназначен для урока русского языка в 1 классе (УМК "Начальная школа XXI века" под ред. Н.Ф.Виноградовой) с целью ознакомления со словами-предметами, которые отвечают на вопросы кто?...

Статья "Трудности,с которыми сталкивается учитель при работе в начальных классах и пути их решения"

Классы у нас разные и в зависимости от подбора детей –мы сталкиваемся с определенными трудностями и ,отталкиваясь от этого,планируем свою учебную деятельность.Я хочу назвать несколько основных труднос...

Урок русского языка по теме "Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы." 2 класс по программе "Школа 2100"

Цель урока: развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушёвленные предметы, находить ошибки в группировках; развитие умений разграни...

Разработка урока по теме “Океан, которого нет на карте и глобусе” 3 класс по УМК "ПНШ"

Разработка урока с использованием исследовательской деятельности....

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"

Конспект урока "Слова, которые отвечают на вопросы кто? что?"...

Конспект урока " Слова, которые легко перепутать" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")

Тема: Слова, которые легко перепутатьЦели: учить правильно использовать в речи слова-паронимы;Планируемые результаты:Личностные: научатся учитывать позицию собеседника, самоопределяться;Предметные: на...

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века

Рабочая программа окружающий мир1 класс УМК Школа 21 века...