Урок русского языка по теме "Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы." 2 класс по программе "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Цель урока: развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушёвленные предметы, находить ошибки в группировках;
развитие умений разграничивать омонимичные названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
odushevlyonnye_i_neodushevlyonnye_predmety.docx | 23.45 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку 2 класс
Тема: Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Цель:
– развитие умений группировать слова по вопросам, разграничивать слова, называющие одушевлённые и неодушёвленные предметы, находить ошибки в группировках;
– развитие умений разграничивать омонимичные названия типа Пушок и пушок и правильно писать имена собственные (имена, фамилии людей, клички животных, названия городов).
Ход урока
Организационный момент.
Громко прозвенел звонок.
Начинается урок.
Наши ушки – на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Проговорить девиз урока.
Знаешь - говори, не знаешь - слушай.
Ι. Актуализация знаний.
– Откройте тетрадь.
– Что надо записать? (Дату.)
Комментированная запись числа.
– Какую запись должны сделать дальше?
– Напишите слова «Классная работа».
2.Минутка чистописания.
- Ребята, какую новую тему вы начали изучать на прошлом уроке?
-На странице 14 в тетради по чистописанию в уроке 31 прочитайте слова и разделите их на 2 группы. Почему вы так решили? Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос: кто? (Это названия животных.)
– Что объединяет все слова, отвечающие на вопрос: что? (Это названия предметов.) Пропишите эти слова в тетради рядом по одному слову, соблюдая все нормы каллиграфии, и вспомните правила посадки при письме.
Орфографическая минутка.
Сделать звуко - буквенный анализ слов ели, мел, тень. (3 человека у доски)
II. Формулирование проблемы, планирование деятельности. Поиск решения (открытие нового знания), формулирование правила (определения).
1.Наблюдение над словами, отвечающими на вопрос «кто?», и словами, отвечающими на вопрос «что?».
–Я буду показывать вам картинки, а вы называть то, что увидите.
Слова записываются на доске.
Москва, Александр Пушкин, Волгоград, Египет, Мухтар.
– Что общего вы заметили у этих слов? (Пишутся с большой буквы.)
– А какие вопросы вы зададите к ним? Почему?
– Уточните, к каким словам можно задать вопрос: кто? (На вопрос: кто? отвечают слова, которые называют имена и фамилии людей; клички животных.) А к каким вопрос: что? (На вопрос: что? отвечают слова – названия стран, городов.)
– Сформулируйте тему урока. (Слова, отвечающие на вопросы: «кто?» и «что?», которые пишутся с большой буквы.)
– Составим план урока.
План (примерный).
- Слова, которые называют одушевлённые предметы.
- Слова, которые называют неодушевлённые предметы.
– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность.)
Словарная работа.
Работа в орфографической тетради на странице 18.
Отгадайте ребус и запишите слово. (Москва)
Что означает слово? Прочитайте 3 задание: «К истокам слова»
– Запишите ряд однокоренных слов к слову Москва.
Москва, москвич, москвичка, московский.
– На какие вопросы отвечают 2-е и 3-е слова? А первое? Почему?
( Слова отвечают на вопрос кто? Они называют живые, одушевлённые предметы)
– На какой вопрос отвечает первое слово?
(Слово отвечает на вопрос что? Оно называет неживой, неодушевлённый предмет.)
III. Развитие умений – применение знания.
1. Работа по учебнику.
Упр. 50 – развивается умение группировать слова, отвечающие на вопросы: кто? или что?, включающие собственные наименования.
– Какие слова отвечают на вопрос: кто? (Они называют живые, одушевлённые предметы.)
– Какие слова отвечают на вопрос: что? (Они называют неживые, неодушевлённые предметы.)
2. Дифференцированная работа.
Карточка №1
Даны слова, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Скворец, дом, кровать, Оля, ведро, тигр, машина, окно, цветы, ученик, водитель, гусь, Маша, грибник, портфель, телевизор, стул, котёнок.
Карточка №2
Даны слова с пропущенными орфограммами, необходимо вставить нужные буквы, а затем, задав вопрос, сверху записать нужную букву, если слово отвечает на вопрос кто? сверху запишите букву О (одушевлённые предметы), если слово отвечает на вопрос что? запишите букву Н (неодушевлённые предметы).
Пруж…на, в…да, моро…, ж…раф, доч(?)ка, ч…йник, Олен…ка, птен(?)чик.
- Выберите карточку, подпишите и приступайте к работе.
(Проверка карточек осуществляется после урока.)
Вопросы к ученику (начало формирования алгоритма самооценки):
– Что тебе нужно было сделать?
– Удалось тебе составить, правильно выбрать вариант ответа?
– Ты выбрал всё правильно?
– Ты выбрал всё сам или с помощью товарища?
– Сейчас мы вместе с … (имя ученика) учились оценивать свою работу.
– Молодец! Ты не только правильно выполнил упражнение, но и объективно оценил свою работу.
3. «Найди ошибки».
Упр. 51 – развивается умение задавать вопросы к названиям имён, фамилий, городов, разграничивать значения слов, сходных в звучании (Пушок и пушок), и исправлять ошибки в группировках слов по вопросам.
Выполняется самостоятельно. При проверке вспомнить и повторить названия: одушевлённые и неодушевлённые предметы.
– Как можно одним словом назвать слова, записанные в столбик с вопросом: кто? (Одушевлённые.)
– А слова, записанные во 2-й столбик? (Неодушевлённые.)
– Что мы сейчас делали?
– Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)
ΙV. Итог урока.
Назовите ключевые слова урока. (Одушевлённые, неодушевлённые.)
– Уточните тему урока с опорой на новые ключевые слова (Одушевлённые и неодушевлённые предметы.)
– На какие вопросы они отвечают? (Одушевлённые – кто? неодушевлённые – что?)
– Какие слова входят в группу одушевлённых, а какие – неодушевлённых?
– Что у вас получалось сегодня лучше всего?
– В чём испытали затруднения?
– Кто сегодня получил отметку в дневник?
– За что?
V. Домашнее задание.
Дидактический материал : стр. 19, № 35
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка по темеСлова, отвечающие на заданные вопросы. Сочетания «жи-ши», «ча-ща», «чу-щу».
Урок составлен по УМК "Школа 21 века! с учетом ФГОС....
Презентация к уроку русского языка по теме "Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы."
Презентация к уроку русского языка по теме "Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы."...
Проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100")
Подробный проект урока русского языка по теме: «Части слова. Окончание и основа» (3 класс, ОС "Школа 2100") с фотографиями страниц учебника и рабочих тетрадей и указанием формируемых УУД на каждом эта...
Разработка и презентация к уроку русского языка по теме "Приставка как часть слова" для 2 класса,УМК "ШКОЛА 2100"
Урок открытия новых знаний разработан в соответствии с требованиями ФГОС, к уроку прилагается страница тетради на печатной основе и презентация....
Слова, которые называют одушевлённые и неодушевлённые предметы.
Тип урока: Урок ознакомления с новым материалом.Познавательная цель: - ознакомление учащихся с понятиями одушевлённые и неодушевлённые предметыСоциокультурная цель: - развитие устной и письменной речи...
Конспект урока русского языка по теме «Обобщение знаний о словах-названиях предметов,признаков предметов, действий предметов» 2 класс
Методическая разработка урока русского языка по теме "Обобщение знаний о словах - названиях предметов, признаков предметов, действий предметов" во 2 классе. Этот урок был опубликован в...
Конспект урока русского языка «Какие слова мы называем вежливыми?» 1 класс
Конспект урока русского языка «Какие слова мы называем вежливыми?» 1 класс....