Конспект урока " Слова, которые легко перепутать" (4 класс, УМК "Перспективная начальная школа")
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Шаимова Полина Марселевна

Тема: Слова, которые легко перепутать

Цели: учить правильно использовать в речи слова-паронимы;

Планируемые результаты:

  • Личностные: научатся учитывать позицию собеседника, самоопределяться;
  • Предметные: научатся правильно использовать в речи слова-паронимы;

Оборудование: учебник Каленчук М. Л. «Русский язык» 4 класс, 3 часть, презентация, карточки с заданиями;

Тип урока: открытие нового знания

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 4_klass_rus.yaz_slova_kotorye_legko_pereputat.docx29.87 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, которые легко перепутать

Цели: учить правильно использовать в речи слова-паронимы;

Планируемые результаты:

  • Личностные: научатся учитывать позицию собеседника, самоопределяться;
  • Предметные: научатся правильно использовать в речи слова-паронимы;

Оборудование: учебник Каленчук М. Л. «Русский язык» 4 класс, 3 часть, презентация, карточки с заданиями;

Тип урока: открытие нового знания


Этапы урока

Методы, приемы

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организационный

Словесный, беседа

0.5

Здравствуйте, садитесь.

Приветствовать учителя

Р.- Умение организовать себя и своё рабочее место

Мотивационный

Словесный, беседа

2

Перед вами высказывание. Анатоль Франс, французский писатель – автор этих слов.

«Чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом.»

Как вы думаете, о чем это высказывание? (о том, что без интереса к знаниям не будет толку от учебы)

Работать с высказыванием, предполагать смысл его значения

Л.-самоопределение

Л.-смыслообразование

Постановка учебной задачи

Словесный, проблемный диалог

2

Я хочу рассказать вам одну историю:

Время обеда. На кухне Витя ставит на стол два блюда с горячим супом. Прибегает Павлик, садится за стол и бормочет:

- Фу, мама опять сварила рыбий суп. Я не хочу его есть.

- Не рыбий, а рыбный, - поправляет брата Витя.

- Какая разница: рыбий или рыбный. Лишь бы вкусно было.

Кто, по-вашему, прав? (Витя)

Почему? (по значению подходит слово рыбный – связанный с рыбой, а у слова рыбий другое значение, рыбий – принадлежащий рыбе)

Почему Павлик неправильно употребил слово? (эти два слова похожи, их легко перепутать)

Как вы думаете, о чем мы сегодня будем с вами говорить? (о словах, которые легко перепутать)

Верно, какие цели поставим на урок?

Цели:

-Узнать, какие слова легко перепутать

-Узнать значения этих слов

-Научиться правильно применять эти слова

Анализировать ситуацию

Определять тему урока

Ставить цели на урок

К. - Аргументация своего мнения и позиции.

Р. - Принимать и сохранять учебную задачу

Решение частных учебных задач

Словесный, беседа

Практический, работа с учебником

Практический, упражнение

Работа с доской

Словесный, беседа

Наглядный, демонстрация

Физминутка Практический, упражнение

Словесный, беседа

Самостоятельная работа

Давайте прочитаем текст на странице 153.

Согласны ли вы с Петей? Просто ли отличать эти слова?

Упражнение 158.

Прочитайте задание про себя. Что нужно сделать с выделенными словами? (Определить, правильно ли их используют в предложении)

Что поможет понять, правильно ли употреблены слова? (значение слов)

Поработайте над этим упражнением устно в парах.

Давайте проверим, правильно ли употреблены выделенные слова? (нет)

Почему? (значения не подходят)

Что означает слово сытый? (утоливший свой голод, не желающий есть)

Что означает слово сытный? (Питательный, хорошо насыщающий)

Что нужно сделать, чтобы слова подходили по смыслу? (поменять местами)

Прочитайте правильный вариант.

Упражнение 157.

Прочитайте задание про себя. Что необходимо сделать? (выбрать подходящие по смыслу слова)

В парах обсудите значение этих слов.

Давайте проверим, правильно ли вы объяснили значение и соединим слова с их значением.

(слова и значение разбросаны на доске, необходимо соединить их)

Обсудить - разобрать, обдумать, высказывая свои соображения по поводу чего-н

Осудить - выразить неодобрение кому-чему-н., признать дурным, назначить наказание

Соседский - принадлежащий соседу

Соседний - расположенный вблизи, рядом с кем-чем-н

Сытый - утоливший свой голод, не желающий есть

Сытный - питательный, хорошо насыщающий.

Теперь, когда мы узнали точное значение слов, первый ряд записывает предложения под цифрой 1, второй под цифрой 2, третий под цифрой 3.

Давайте проверим.

1. Ребят шумно обсудили план похода. Все осудили его поступок.

2.Соседняя школа соревнуется с нашей. Соседская собака громко залаяла.

3. Сытый малыш быстро заснул. Мама приготовила вкусный и сытный ужин.

Упражнение 159.

Незнайка решил тоже проверить свои знания и выполнил 159 упражнение.

Посмотрите на доску, правильно ли выполнено задание?

Этот травянистый сбор, собранный на травяных лугах, используют для лечения простудных людей от простуженных заболеваний.

Давайте проверим значение этих слов.

Травянистый - Поросший густой травой

Травяной – сделанный из травы

Простудный - Свойственный простуде, характерный для нее, вызванный простудой

Простуженный - Подхвативший простуду; такой, какой бывает при простуде.

Физминутка

Групповая работа.

Сейчас я вам раздам тексты с пропусками, в них нужно вставить слова, которые легко перепутать. Эти слова я вам выдам на карточках, на обороте карточек есть значение слов.

  1. На такой хороший поступок способен только … человек (добрый)
  2. Жираф – обладатель самой … шеи. (длинной)
  3. Мама напомнила Мише … шарф, ведь на улице холодно. (надеть)
  4. Из-за большого количества работы сотрудникам не могут … отпуск (предоставить)
  5. Спортсмен выиграл соревнования, показав … результат. (впечатляющий)
  6. Вика усердно … куклу в платье. (одевает)
  7. В деревне его знали как … охотника. (удачливого)
  8. … обычаи местных было трудно. (усвоить)
  9. Из-за неловкой ситуации повисло … молчание. (длительное)
  10. У соседей на цепи сидит … собака. (злая)
  11. Лавки, самодельный табурет, широкая, удобная лежанка — все сделано из … дерева, выстрогано, пригнано заботливой рукой. (добротного)
  12. С детства Иван Грозный был …, отличался перепадами настроения. (впечатлительным)
  13. Один из моих одноклассников - … нарушитель дисциплины. (злостный)
  14. Он надеялся на … улов (удачный).
  15.  Этот дом … нечто похожее на замок (представляет).
  16. В полку царило … настроение. (воинственное).
  17. Кот мгновенно … такое количество трюков. (освоил).

Давайте проверим, я читаю предложение, а вы поднимаете карточку слова, которое вставили.

Остались ли лишние карточки? (да, со словом воинствующее)

Составьте словосочетание с этим прилагательным. (воинствующий деятель)

Самостоятельная работа

Составить и записать словосочетания «прилагательное + существительное», подобрав для этого подходящие по смыслу существительные из скобок.

Понятливый – понятный (ученик, текст)

Искусный – искусственный (мех, мастер)

Жесткий – жестокий (человек, стул)

Читать текст, анализировать его

Читать задание

Работать в парах

Определять правильность употребления слов

Читать задание

Работать в парах

Соединять слова со значением

Выполнять проверку

Читать задание

Работать самостоятельно

Выполнять проверку

Работать в группах

Работать самостоятельно

Выполнять проверку

П. - строить рассуждение
П. – строят речевое высказывание

П. - анализировать

объекты с выделением

существенных

признаков;

П. – строят речевое высказывание

П. - строить рассуждение
П. – строят речевое высказывание

П. - анализировать

объекты с выделением

существенных

признаков;

П. – строят речевое высказывание

П. - строить рассуждение
П. – строят речевое высказывание

К. - Аргументация своего мнения и позиции.

К. - Учет разных мнений

Рефлексия

Итоги урока

Контроль полученных знаний.

Рефлексия

Наш урок подходит к концу, поэтому пора подвести итоги. О чем мы сегодня с вами говорили? (о словах, которые легко перепутать)

А почему их легко перепутать? (они похожи по звучанию и близки по значение, но разные)

И в завершение урока проведем небольшой самоанализ работы на уроке. Для этого каждый по цепочке дополняет одно из предложений на слайде:

1. Сегодня я узнал…

2. Было интересно…

3. Было трудно…

4. Я выполнял задания…

5. Теперь я могу…

6. У меня получилось …

7. Я научился…

8. Я приобрел…

На этом урок окончен.

Отвечать на вопросы, подводить итоги

Проводить самоанализ работы на уроке

П.- Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Л.-Самооценка

П. – строят речевое высказывание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА 21 ВЕК"

Конспект урока по окружающему миру 2 класс УМК "Начальная школа 21 века". Тема: "Наши помощники – органы чувств"....

Конспект урока "Единицы измерения времени" 3 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока по математике УМК "Начальная школа 21 века" 3 класс (работа в группах, работа в парах, самостоятельная работа с консультантами)....

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века» Тема. В. Сутеев «Под грибом»

План-конспект урока литературного чтения в 1 классе УМК «Начальная школа XXI века»Тема. В. Сутеев «Под грибом»...

конспект урока по русскому языку, 4 класс УМК "Начальная школа 21 века"

тема урока "Правописание безударных личных окончаний глаголов"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс, программа "Начальная школа 21 век" Тема: "Повторение правил правописания и их применение. Проверяемые безударные гласные." (раздел правописание)

Урок направлен на формирование навыков написания слов с безударной гласной, умению работать по алгоритму. Учащиеся учатся работать в парах, группах, осуществлять само и взаимоконтроль совместной деяте...

Конспект урока русского языка во 2 классе. УМК «Начальная школа XXI века» Тема урока: Учимся писать буквы гласных и согласных в корне слова.

Урок посвящён отработке навыка правописания слов с орфограммами: безударная гласная, парный согласный, непроизносимый согласный в корнях слов....