Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс, УМК А.А. Плешаков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Ларина Надежда Михайловна

Рабочая программа "Окружающий мир" 4 класс составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, 2004г.;
  • Примерной программы по учебным предметам начального общего образования для общеобразовательных учреждений: М. «Просвещение» 2010;
  • На основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.4.doc201 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                             ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе:

  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта  Начального Общего Образования, 2004г.;
  • Примерной программы по учебным предметам начального общего образования для общеобразовательных учреждений: М. «Просвещение» 2010;
  • Учебного плана МБОУ «Новоспасская  СОШ» на 2012/2013 учебный год;
  • На основе авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир», УМК «Школа России»

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа 4 класса направлена на формирование у подрастающего поколения экологической культуры, т. к. одним из противоречий современной эпохи является всё углубляющееся противоречие между обществом и природой, а также вводит младшего школьника в мир истории, где происходит объединение знаний о человеке, о природе и обществе, отражает одну из сторон «Окружающего мира» - «Обществоведение». 

Одновременно с этим рабочая программа раскрывает на доступном для обучающихся уровне сложившиеся противоречивые отношения между обществом и природой, пути его разрешения. Обучающиеся узнают о реальных экологических проблемах, вставших перед людьми, как: защита неживой природы и почв от загрязнения, разрушения и истощения; сохранение многообразия видов организмов и целостности их сообществ; охрана природы как необходимое условие сохранения здоровья людей. Наряду с этим рабочая программа способствует формированию у обучающихся убеждения в необходимости охраны природы, как в своём крае, так и в стране, на всей планете. Дети младшего школьного возраста приобретают определённые умения, позволяющие им участвовать в практической деятельности по охране природы.

Разделы №4-6: «Страницы всемирной истории», «Страницы истории Отечества», «Современная история» вводят школьников в мир истории, которая изучается на близком ученикам материале. Обучающиеся знакомятся с историей Отечества и родного края через представления об образе жизни людей в разные эпохи, описания памятников культуры, рассказов о конкретных событиях и их участниках.

Следует отметить, что содержание разделов № 4 - № 6 дается в хронологической последовательности – с древности до современности, что способствует созданию у младших школьников конкретных образов исторических эпох, а также способствует формированию у них историко-временных представлений, помогает преодолеть присущие их возрасту сближение прошлого и настоящего.

Воспитание чувства гражданской ответственности за все происходящее, невозможно без регионального компонента, глубокого изучения и осмысления всех условий среды обитания этноса, его исторических корней и национальных традиций, позитивного наследия прошлого.

Данный курс интегрирован с целью: расширить  представление  обучающихся  о  родном  крае,  ближе  познакомить  с  природой,  географическим  положением  нашего  края, раскрыть  некоторые  экологические  проблемы  региона,  поселка, отметить  этнографические  особенности  нашего  региона.  

На данном предмете формируются предпосылки общего научного мировоззрения, их познавательные способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в 4 классе в рамках данного учебного предмета имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Цели обучения

Изучение окружающего мира в 4 классе направлено на достижение следующих целей:

        • развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задания;

освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.

Основные содержательные линии

Основные содержательные линии «Окружающего мира» определены стандартом начального общего образования и представлены в примерной программе разделами: «Что такое окружающий мир», «Младший школьник», «Природа», «Человек и природа», «Общество», «Родной край-малая Родина», «земля- планета жизни».

        Место предмета в базисном учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение окружающего мира отводится 2 часа в неделю, всего на изучение программного материала отводится  68 часов.

1 четверть- 17ч

2четверть- 16ч

3четверть- 21ч

4четверть-14ч.

Разделы предусматривают различные формы организации учебных занятий при изучении всего курса природоведения: в классе, на природе, экскурсии, практические работы, подготовка домашних заданий.

Для реализации рабочей программы на уроках окружающего мира используются: фронтальная беседа, устная дискуссия, самостоятельные и практические работы, работа с картой,  коллективные способы обучения в парах постоянного и сменного состава, в малых группах, предусматриваются различные виды проверок (самопроверка, взаимопроверка), внедряются новые педагогические технологии: ИКТ, развивающее и дифференцированное обучение. Внедряются различные методы обучения, такие, как: частично-поисковые, исследовательские, практические, наглядные. Применяются разнообразные средства обучения: разноуровневые карточки, тесты, справочники, словари, демонстрационный материал, гербарии, таблицы, карты.  

Основное содержание

 Раздел 1.Земля и человечество (10ч). Мир глазами астронома, мир глазами географа, мир глазами историка, прошлое и настоящее глазами эколога, сокровища земли под охраной эколога.

 Раздел 2.Природа России (11ч). Равнины и горы России, моря, озера и реки России, зона Арктических пустынь, тундра, леса России. Лес и человек, зона степей, пустыни, у Черного моря, экологическое равновесие.

Раздел 3.Родной край- часть большой страны (12ч). Наш край, наши подземные богатства, леса, луга и пресные водоемы нашего края, растениеводство и животноводство нашего края.

Раздел 4.Страницы всемирной истории (6ч). Начало истории человечества, мир древности: далекий и близкий, средние века: время рыцарей и замков, новое время: встреча Европы и Америки, новейшее время: история продолжается сегодня.

Раздел 5.Страницы истории Отечества (20). Жизнь древних славян во времена древней Руси, трудные времена на Русской земле, Русь расправляет крылья, путешествие в Древнюю Москву.

Раздел 6.Современная Россия (9ч)

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

В процессе освоения предметного содержания окружающего мира у обучающихся формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности, предусматриваемые стандартом начального общего образования:

- наблюдать объекты окружающего мира;  

- самостоятельно работать с учебником, со словарем, справочником, энциклопедиями;

- работать с учебными и научно-познавательными текстами;

- составлять план учебной статьи;

        - работать с памятками, алгоритмами, схемами-опорами; 

- работать с различными картами;

- уметь подготовить сообщение, рецензировать ответы и выступления учеников;  

- рассуждать, участвовать в беседе, в дискуссии;

- уметь работать в паре, группе, индивидуально;

- уметь оценить себя, товарища;

- формировать коммуникативные умения;

- развивать познавательные, интеллектуально-учебные умения;

- уметь пользоваться приобретенными знаниями в повседневной практической жизни.

         Результаты обучения

        К концу 4 класса обучающиеся должны знать:

- способы изображения Земли, её поверхности (глобус, географическая карта);                    

 - название океанов и материков;

- положение России, своего края на карте;

- природные зоны России, особенности природы и хозяйства, экологические проблемы в этих зонах;

-  особенности природы края: поверхность, важнейшие полезные ископаемые, водоемы,  природные сообщества; использование и охрана природы края;

- правила поведения в природе.

        К концу 4 класса обучающиеся должны уметь:

        -  определять на глобусе и географических картах стороны горизонта, находить и           показать изученные географические объекты;              

-  различать важнейшие полезные ископаемые родного края; растения и животных, которые наиболее характерны для леса, луга, водоема родного края; основные сельскохозяйственные растения, а также сельскохозяйственных животных края;

- объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;

- самостоятельно находить в учебнике и дополнительных источниках сведения по определенной теме, излагать их на уроке в виде сообщения, рассказа;

- проводить самостоятельные наблюдения в природе;

- оперировать с моделями, указанными в программе, самостоятельно разрабатывать и изготовлять отдельные модели;

- в учебных и реальных ситуациях в доступной форме давать оценку деятельности людей с точки зрения ее экологической допустимости, определять возможные причины наблюдаемых в природе отрицательных изменений, предлагать простейшие прогнозы возможных последствий воздействия человека  на природу, определять необходимые меры охраны природы, варианты личного участия в сохранении природного окружения;

- формулировать и практически выполнять правила поведения в природе;

- в доступной форме пропагандировать знания о природе, об отношении к ней; лично участвовать в практической работе по охране природы.  

                                                                                                                                                 

        Требования к уровню подготовки  оканчивающих начальную школу:

В результате изучения окружающего мира ученик должен знать (понимать):

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику;

государственные праздники;

 основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе).

В результате изучения окружающего мира ученик должен уметь:

•  определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

•  различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

  различать части растений, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2 – 3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

•  показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу и еще 1 – 2 города);

 описывать отдельные (изученные) события истории Отечества.

        Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

• обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

•  ориентирования на местности с помощью компаса;

•  определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

•  установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

•  ухода за растениями;

• выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

• оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

•  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

Сводная таблица по видам контроля

Виды контроля

1четверть

2четверть

3четверть

4четверть

итого

Количество плановых контрольных работ

1

1

1

1

4

Практических работ

1

1

1

1

4

 

                                                                                  тематическое планирование


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Планируемые результаты освоения материала

       Элементы содержания стандарта

                                                                                                           Дата     проведения.

                                                                              план   факт

1

2

3

4

5

6

1

Земля и человечество (10 ч)

Мир глазами астронома

Знать название нашей планеты, планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Уметь использовать полученные знания для удовлетворения познавательного интереса о нашей планете

Астрономия. Солнце – небесное тело, источник света и тепла (общее представление о влиянии на земную жизнь) Солнце.

Земля – планета,
общее представление о форме и размерах Земли

3.09

3.09

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

Знать название нашей планеты, название планет Солнечной системы.

Понимать общие условия, необходимые для жизни живых организмов.

Название планет Солнечной системы, их порядковое расположение от Солнца. Характеристика природных условий на каждой планете Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

6.09

6.09

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели

3

 

Звездное небо – великая книга Природы

Уметь работать с готовыми моделями (глобусом и картой), создавать несложные модели планет и созвездий

Звездное небо. Карта звездного неба. Созвездия. Солнце.

Земля – планета, общее представление о форме и размерах Земли

10.09

10.09

4

Мир глазами географа. Глобус
и географическая карта

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря

Наука «география». История создания глобуса. Первооткрыватели.

13.09

13.09

5

Пояса Земли

Знать тепловые пояса Земли.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, тепловые пояса Земли

Тепловые пояса Земли. Карта «Тепловые пояса Земли»

17.09

17.09

6

Мир глазами историка

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Науки «история» и «археология». Способы познания окружающего мира.

История Отечества: отдельные, наиболее важные и яркие исторические картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена


20.09

20.09

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества, использовать ленту времени

Счет лет в истории. Работа с лентой времени

24.09

24.09

8

Прошлое и настоящее глазами эколога

Уметь использовать приобретенные знания  для оценки воздействия человека на природу, выполнение правил поведения в природе и участие в ее охране

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

27.09

27.09

9

Сокровища Земли под охраной человечества

Знать правила поведения человека, памятники истории и культуры

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы Охрана памятников истории и культуры. Правила поведения
в природе

1.10

1.10

10

Сокровища Земли под охраной человечества (продолжение)

Уметь использовать знания для оценки воздействия человека на природу

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы

4.10

4.10

11

Природа России

Равнины и горы России

Знать понятия «равнины», «горы».

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

Образование гор, название равнин,  названия материков, океанов.

Великие озера России, моря и реки.

8.10

8.10

12

Моря, озера и реки России. Предупреждение бытового травматизма.

Знать виды водоемов.

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без указания названий)

11.10

11.10

.

13

Зона арктических пустынь

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных арктических пустынь

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зо Растения и живот-ные, их разнообразие. Понимание связи неживой и живой природы. Условия, необходимые для жизни.

15.10

15.10

14

Тундра. Природа тундры

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности труда и быта людей.

18.10

18.10

15

Леса России

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Природные зоны России, растительный и животный мир. Особенности труда и быта людей.

22.10

22.10

16

Лес и человек.

Проверочная работа по теме «Леса России»
(15 мин)

Понимать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь приводить примеры представителей разных групп  растений и животных (2–3 представителя из изученных), раскрывать особенности их внешнего вида и жизни

Природные зоны .Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

25.10

25.10

17

Зона степей

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон.

Природные зоны .Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям и животным

29.10

29.10

18

Пустыни

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

Зона степей. Растительный и животный мир степей. Особенности труда и быта людей.

1.11

1.11

19

У Черного моря. Безопасность на воде.

Знать общие условия, необходимые для жизни живых организмов. Уметь приводить примеры представителей разных групп растений и животных

Природные зоны России, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей 2–3 природных зон

12.11

12.11

20

Экологическое равновесие

Красная книга России (отдельные представители растений и животных), заповедники, национальные парки (общее представление)

15.11

15.11

21

Обобщение по разделу «Природа России»

Природные зоны России

Особенности природных зон.

19.11

19.11

22

Родной край – часть большой страны (12 ч)

Наш край

Природные сообщества родного края (2–3)

22.11

22.11

23

Поверхность нашего края

Уметь показывать на карте, глобусе горы, равнины, реки, различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

Изменение поверхности родного края Особенности поверхности (на основе наблюдений). Формы поверхности: равнина, горы, холмы, овраги (узнавание в природе, на рисунке, карте)

26.11

26.11

24

Водоемы нашего края. Безопасное поведение у водоёмов

Уметь показывать на карте, глобусе материки и океаны, моря,
реки

Природные сообщества родного края (2–3)

29.11

29.11

25

Наши подземные богатства

Уметь использовать полученные знания для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о подземных богатствах

Природные ископаемые родного края. Их использование человеком

3.12

3.12

26

Земля – кормилица

Знать понятие «почва», состав воды и почв.

Уметь определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

Почва, ее значение для жизни, объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы

6.12

6.12

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

Правила поведения в лесу.

Знать основные правила поведения в окружающей среде.

Уметь использовать полученные знания

для  удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, о жизни леса, луга и пресного водоема, приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2–3 представителя из изученных), леса, луга и пресного водоема, раскрывать особенности их внешнего вида и жизни, различать части растения, отображать их в рисунке (схеме)

Растения и животные красной книги: сообщества
лес, Грибы.

Съедобные и несъедобные (узнавание) Растения и животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни.

10.12

10.12

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

Растения и животные красной книги: сообщества луг. Правила поведения

в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана
(на примере наиболее распространенных водоемов местности, края)

13.12

13.12

29

Жизнь пресного

водоема

Растения и животные красной книги: сообщества водоем

17.12

17.12

30

Растениеводство в нашем крае

Знать отрасли растениеводства в родном крае.

Уметь выполнять правила ухода за культурными растениями

Природные сообщества родного края (2–3). Виды растениеводства Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

20.12

20.12

31

Незаметные защитники урожая

Уметь устанавливать взаимосвязи в природе, ухаживать за культурными растениями

Виды растениеводства

24.12

24.12

32

Животноводство
в нашем крае

Знать отрасли животноводства в родном крае.

Уметь ухаживать за домашними животными

Виды животноводства. Ветеринария. Роль животных в жизни людей, бережное отношение к животным

27.12

27.12

33

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны»

Знать природные сообщества родного края.

Уметь выполнять правила поведения в природе

Природные сообщества родного края (2–3). Особенности труда людей родного края, профессии. Важные сведения из истории родного края Родной город: название, основные достопримечательности. Правила поведения в природе.

14.01

14.01

34

Страницы всемирной истории
(6 ч)

Начало истории человечества

Знать, что изучает наука «история». Использовать ленту времени

История первобытного человека. Счет лет в истории Человек – часть природы и член общества.

Охрана памятников истории и культуры.

Способы познания окружающего мира

17.01

17.01

35

Мир древности: далекий и близкий

Знать историю древнего мира. Использовать ленту времени

История древнего мира: Древний Египет, Древний Рим. Счет лет в истории

21.01

21.01

36

Средние века: время рыцарей
и замков

Знать историю средних веков

История феодального общества. Рыцарь

24.01

24.01

37

Новое время: встреча Европы
и Америки

Знать выдающихся людей нового времени.

Уметь работать с географической картой

Открытие
Америки. Выдающиеся люди разных эпох

28.01

28.01

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

Знать выдающихся людей новейшего времени

Новейшая история Выдающиеся люди разных эпох

31.01

31.01

39

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для обогащения жизненного опыта, решения практических
задач

Новейшая история. Страны и народы мира (общее представление о многообразии стран, народов); название 2–3 стран, их главные достопримечательности, расположение на карте Счет лет в истории. Человек – часть природы и член общества

4.02

4.02

40

Страницы истории Отечества
(20 ч)

Жизнь древних славян

Знать название нашей родной страны и ее столицы, историю Древней Руси.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Древняя Русь История Отечества. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России:

7.02

7.02

41

Во времена Древней Руси

Древняя Русь, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена.

11.02

11.02

42

Страна городов

Столицы Древней Руси

14.02

14.02

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

Знать музеи России.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Музеи. Экспонаты Древней Руси Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры

18.02

18.02

44

Трудные времена на Русской земле

Знать историю Древней Руси, выдающихся людей, патриотов.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России, описывать события Куликовской
битвы

Жизнь древних славян на Руси Россия на карте (границы, города, места  изученных сражений, исторических событий).

21.02

21.02

45

Русь расправляет крылья

Историческая
карта . Выдающиеся люди разных эпох.

25.02

25.02

46

Куликовская
битва

Историческая
карта Охрана памятников истории и культуры

28.02

28.02

47

Иван Третий

Знать реформы Ивана Третьего.

Уметь описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Реформы Ивана Третьего

4.03

4.03

48

Мастера печатных дел

Знать историю книгопечатания на Руси, патриотов России, реформы Петра Великого.

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родной стране

История книгопечатания на Руси. Выдающиеся люди разных эпох

7.03

7.03

49

Патриоты России

Выдающиеся люди разных эпох

11.03

11.03

50

Петр Великий

Реформы Петра Великого Выдающиеся люди разных эпох. Города России. Санкт-Петербург

14.03

14.03

51

Михаил Васильевич Ломоносов

Знать историю развития образования на Руси

Образование на Руси Выдающиеся люди разных эпох

18.03

18.03

52

Екатерина Великая

Знать реформы Екатерины Великой

Правление Екатерины Великой Выдающиеся люди разных эпох

21.03

21.03

53

Отечественная война 1812 года

Знать значение и полководцев Отечественной войны 1812 года.

Уметь работать с исторической картой

Историческая
карта Выдающиеся люди разных эпох

1.04

1.04

54

Страницы истории XIX века

Знать историю России XIX века.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России

Россия на карте (границы, города, места  изученных исторических событий)

4.04

4.04

55

Россия вступает
в XX век

Уметь использовать полученные  знания для удовлетворения познавательных интересов о родной стране,

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни России

8.04

8.04

56

Страницы истории 1920–1930-х

годов

Знать страницы истории России в 1920–1930-х годах.

Уметь описывать исторические события в начале  XX века в России

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы, картины быта, труда, традиций людей в разные исторические времена

11.04

11.04

57

Великая война  
и Великая Победа

Знать значение победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг., героев Вов; первого космонавта, выдающихся людей

Историческая
карта Государственные праздники (День Победы)

15.04

15.04

58

Страна, открывшая путь в космос

Уметь описывать исторические события, пользуясь исторической картой

История покорения космоса Выдающиеся люди разных эпох.

Государственные праздники

18.04

18.04

59

История вокруг нас

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы. Охрана памятников истории и культуры

22.04

22.04

60

Современная Россия (9 ч)

Основной закон России и права человека

Знать государственные праздники, Основной закон России.

Уметь использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации

Конституция – Основной закон Российской Федерации. Человек – член общества. Россия (Российская Федерация) – наша Родина. Государственные праздники (День Конституции

25.04

25.04

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

Знать права ребенка и всенародные праздники.

Права ребенка, Всенародные праздники, отмечаемые в России (День защиты детей

29.04

29.04

62

Мы – граждане России

Знать основной закон России и права человека, название нашей родной страны и ее столицы.

Уметь описывать традиции, обычаи, народов, населяющих Россию

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта Человек – член общества. Президент Российской Федерации – глава государства. Федеральное собрание

2.05

63

Славные символы России

Знать государственную символику России.

Уметь описывать историю создания гимна, герба, флага

Название основных достопримечательностей столицы России, характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой; герб столицы Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный  флаг России, Государственный гимн России, правила поведения при прослушивании гимна

6.05

64

Такие  разные праздники

Знать государственные праздники.

Уметь описывать государственные праздники, традиции народов России

Важнейшие события, происходящие в современной России. Народы, населяющие Россию (2–3):

обычаи, характерные особенности быта Государственные праздники (День независимости, День защитника Отечества, День Конституции), другие всенародные праздники, отмечаемые в России (Новый год, Рождество, 8 Марта, День защиты детей)

9.05

65

Путешествие по России

Знать города России, правила работы с географической картой.

Уметь показывать на карте границы России, некоторые города России (родной город, столицу, 1–2 города), использовать знания для удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта. Города России. Москва – столица России. Отдельные  яркие и наиболее важные события общественной и культурной жизни

13.05

66

Путешествие по России

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта. Охрана памятников истории и культуры

16.05

67

Путешествие по России

Народы, населяющие Россию (2–3): обычаи, характерные особенности быта

20.05

68

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

Знать изученный материал.

23.05


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана  на основе  примерной  типовой  программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...

Рабочая программа по окружающему миру. А.А. Плешаков, 2 класс.

Рабочая программа составлена с учетом требований ФГОС НОО на основе авторской программы А.А. Плешакова....

Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.

Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС...

Рабочая программа и Тематическое планирование по окужающему миру в 4 классе , автор А.А. Плешаков

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитан...

Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)

Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс автор А.А.Плешаков

Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...