Рабочая программа и Тематическое планирование по окужающему миру в 4 классе , автор А.А. Плешаков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
okruzhayushchiy_mir.doc | 204.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
УТВЕРЖДАЮ
Директор
___________Л.Ф.Куценко
____________
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По окружающему миру
в 4Б классе
на 2012-2013 уч.год
Учитель: Е.Н.Цыганкова
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» утвержденной МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).
Общая характеристика предмета
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.
Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.
Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.
В содержании программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, - как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа, историка, эколога. Тема «Природа России» знакомит учеников с разнообразием природы России. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у детей представления об основных эпохах в развитии человека. Тема «Страницы истории Отечества» знакомит четвероклассников с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личнистями.
УМК обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.
Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.
Основное содержание
Распределение часов по темам
Тема раздела | Кол-во часов по программе |
Земля и человечество | 10 |
Природа России | 11 |
Наш край – часть большой страны | 12 |
Страницы всемирной истории | 6 |
Страницы истории Отечества | 20 |
Современная Россия | 9 |
На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий – 2.
№ урока | Тема урока | Виды работы |
2 | Планеты Солнечной системы. | Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве. |
3 | Звездное небо – Великая книга Природы. | Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий. |
4 | Мир глазами географа. | Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах. |
5 | Пояса Земли. | Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов. |
11 | Равнины и горы России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
12 | Моря, озера и реки России. | Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов. |
13 | Зона арктических пустынь. | Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России. |
14 | Тундра. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
15 | Леса России | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
17 | Зона степей. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
18 | Пустыни. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
19 | У Черного моря. | Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями. |
21 | Наш край. | Определение положения Липецкой области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края. |
24 | Наши подземные богатства. | Рассматривание образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств. |
32 | Растениеводство в нашем крае. | Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля. |
40 | Жизнь древних славян. | Показ на исторической карте расселение древних славян. |
41 | Во времена Древней Руси. | Показ на исторической карте территорию Древней Руси. |
42 | Страна городов. | Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов. |
44 | Трудные времена на Русской земле. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
46 | Куликовская битва. | Работа с условными обозначениями на исторической карте. |
Изучение окружающего мира в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;
освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.
Место предмета в базисном учебном плане
Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю.
Количество часов в неделю по программе - 2
Количество часов в неделю по учебному плану - 2
Количество часов в год - 68
Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу учебного предмета
В результате изучения окружающего мира ученик должен
знать/понимать
название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);
государственную символику России;
государственные праздники;
основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;
общие условия, необходимые для жизни живых организмов;
правила сохранения и укрепления здоровья;
основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);
уметь
определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);
различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;
различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);
приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;
показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);
описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;
ориентирования на местности с помощью компаса;
определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;
установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
ухода за растениями (животными);
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;
оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ | Наименование тем уроков | Всего часов на изучение темы | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
Земля и человечество (10 ч) |
1 | Мир глазами астронома |
2 | Планеты Солнечной системы. Практическая работа |
3 | Звездное небо – великая книга Природы |
4 | Мир глазами географа. Глобус |
5 | Пояса Земли |
6 | Мир глазами историка |
7 | Когда и где? История – путешествие в глубь времен |
8 | Прошлое и настоящее глазами эколога |
9 | Сокровища Земли под охраной человечества |
10 | Сокровища Земли под охраной человечества ( продолжение) |
Природа России (11 ч) |
11 | Равнины и горы России |
12 | Моря, озера и реки России |
13 | Зона арктических пустынь |
14 | Тундра. Природа тундры |
15 | Леса России |
16 | Лес и человек. Проверочная работа по теме «Леса России» |
17 | Зона степей |
18 | Пустыни |
19 | У Черного моря |
20 | Экологическое равновесие |
21 | Обобщение по разделу «Природа России» |
Родной край – часть большой страны (12 ч) |
22 | Наш край |
23 | Поверхность нашего края |
24 | Водоемы нашего края |
25 | Наши подземные богатства |
26 | Земля – кормилица |
27 | Жизнь леса. Лес – природное сообщество |
28 | Жизнь луга. Луг – природное сообщество |
29 | Жизнь пресного водоема |
30 | Растениеводство в нашем крае |
31 | Незаметные защитники урожая |
32 | Животноводство в нашем крае |
33 | Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны |
Страницы всемирной истории (6 ч) |
34 | Начало истории человечества |
35 | Мир древности: далекий и близкий |
36 | Средние века: время рыцарей и замков |
37 | Новое время: встреча Европы и Америки |
38 | Новейшее время: история продолжается сегодня |
39 | Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории» |
Страницы истории Отечества (20 ч) |
40 | Жизнь древних славян |
41 | Во времена Древней Руси |
42 | Страна городов |
43 | Из книжной сокровищницы Древней Руси |
44 | Трудные времена на Русской земле |
45 | Русь расправляет крылья |
46 | Куликовская битва |
47 | Иван Третий |
48 | Мастера печатных дел |
49 | Патриоты России |
50 | Петр Великий |
51 | Михаил Васильевич Ломоносов |
52 | Екатерина Великая |
53 | Отечественная война 1812 года |
54 | Страницы истории XIX века |
55 | Россия вступает в XX век |
56 | Страницы истории 1920–1930-х годов |
57 | Великая война и Великая Победа |
58 | Страна, открывшая путь в космос |
59 | История вокруг нас |
Современная Россия (9 ч) |
60 | Основной закон России и права человека |
61 | «Дети имеют право на особую заботу и помощь» |
62 | Мы – граждане России |
63 | Славные символы России |
64 | Такие разные праздники |
65 | Путешествие по России |
66 | Путешествие по России |
67 | Путешествие по России |
68 | Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок) |
Список литературы, использованной при составлении прогаммы
1. Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».
2. Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.
Список литературы, используемой учителем в работе.
1.Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008
Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.
Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.
«Я познаю мир» (энциклопедия)
MULTIMEDIA-поддержка курса:
Уроки Кирилла и Мефодия. Окружающий мир. 4 класс
Интернет-ресурсы.
КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)
Список литературы для учащихся.
1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.
3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.
Лист корректировки программы
Согласовано
Протокол заседания
ШМО № ___ от___________
Согласовано
Зам. директора по УВР
___________
___________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро
Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....
Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 3 классе , автор Петерсон Л.Г.
Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов обучения. Каждый ребёнок продвигается вперёд в своём темпе....
Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.
Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....
Рабочая программа и Тематическое планирование по технологии в 3 классе , авторы О.А. Куревина, Е.А Лутцева.
Ключевая проблема целостного курса - развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции. Путь познания мира: от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира- к искуств...
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс
Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...