Рабочая программа и Тематическое планирование по окужающему миру в 4 классе , автор А.А. Плешаков
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (4 класс) по теме

Цыганкова Елена Николаевна

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon okruzhayushchiy_mir.doc204.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«
КУРСАКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

        

        УТВЕРЖДАЮ

        Директор

                                                                                                         ___________Л.Ф.Куценко

                                                                                                        ____________

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

По окружающему миру

в 4Б классе

на 2012-2013 уч.год

Учитель: Е.Н.Цыганкова

        

Пояснительная записка

Статус документа

Рабочая программа по курсу «Окружающий мир» для 4 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир» утвержденной МО РФ (Москва, 2008г.) в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2004).  

Общая характеристика предмета

   Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и даёт распределение учебных часов по разделам курса.

Логика изложения и содержание авторской программы полностью соответствует требованиям Федерального компонента государственного стандарта начального образования, поэтому в программу не внесено изменений, при этом учтено, что учебные темы, которые не входят в обязательный минимум содержания основных образовательных программ, отнесены к элементам дополнительного содержания.

Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитания, к природному и культурному достоянию человечества.

Приоритетной задачей курса является формирование в сознании ученика современной экологически ориентированной картины мира и экологически грамотного поведения в природе и социальной среде. К числу важнейших задач курса относятся становление личностных качеств культурного человека – доброты, терпимости, ответственности, воспитание патриотических чувств к своей стране и малой Родине, развитие познавательной активности к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин, подготовка к изучению данных дисциплин в основной школе.

В содержании программы 4 класса в центре внимания находится Россия – ее природа, история, хозяйство. Россия рассматривается как часть глобального мира, а ее граждане, - как часть человечества. В теме «Земля и человечество» учащиеся смотрят на мир глазами астронома, географа, историка, эколога. Тема «Природа России» знакомит учеников с разнообразием природы России. В теме «Наш край – часть большой страны» изучаются формы земной поверхности, полезные ископаемые, водоемы, почвы, природные сообщества, экономика, охрана природы края, где живут учащиеся. Содержание темы «Страницы всемирной истории» формирует у детей представления об основных эпохах в развитии человека. Тема «Страницы истории Отечества» знакомит четвероклассников с историей родной страны, с наиболее важными историческими событиями и яркими историческими личнистями.

УМК обеспечивает существенное развитие у учащихся речи и познавательных процессов, эмоциональной сферы и творческих способностей.

Учебно – дидактический комплекс, рекомендованный для применения при обучении по данной программе, используется в полном объеме. Это позволяет оптимально организовать изучение программного материала, сохранить интерес у учащихся к предмету, обеспечить успешное усвоение обязательного минимума содержания образования по предмету.

Основное содержание

Распределение часов по темам

Тема раздела

Кол-во часов по программе

Земля и человечество

10

Природа России

11

Наш край – часть большой страны

12

Страницы всемирной истории

6

Страницы истории Отечества

20

Современная Россия

9

На выполнение практической части программы отводится 20 ч. Экскурсий – 2.

№ урока

Тема урока

Виды работы

2

Планеты Солнечной системы.

Работа с глобусом: движение Земли в космическом пространстве.

3

Звездное небо – Великая книга Природы.

Нахождение на карте звездного неба изучаемых созвездий.

4

Мир глазами географа.

Поиск и показ изучаемых объектов на глобусе и географических картах.

5

Пояса Земли.

Работа с глобусом и картой: нахождение тепловых поясов.

11

Равнины и горы России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

12

Моря, озера и реки России.

Поиск и показ на физической карте изучаемых географических объектов.

13

Зона арктических пустынь.

Поиск и показ изучаемых объектов на карте природных зон России.

14

Тундра.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

15

Леса России

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

17

Зона степей.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

18

Пустыни.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

19

У Черного моря.

Поиск и показ на карте природных зон России изучаемых географических объектов. Работа с гербариями.

21

Наш край.

Определение положения Липецкой области на физической карте и карте природных зон. Карта родного края.

24

Наши подземные богатства.

Рассматривание  образцов полезных ископаемых (2 – 3 названия) и определение их свойств.

32

Растениеводство в нашем крае.

Рассматривание гербарных экземпляров культурных растений поля.

40

Жизнь древних славян.

Показ на исторической карте расселение древних славян.

41

Во времена Древней Руси.

Показ на исторической карте территорию Древней Руси.

42

Страна городов.

Показ на исторической карте изучаемых городов. Работа с планами-схемами городов.

44

Трудные времена на Русской земле.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

46

Куликовская битва.

Работа с условными обозначениями на исторической карте.

Изучение окружающего мира в начальной школе на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:

развитие восприятия как умения наблюдать, воображения как основы для решения творческих задач, мышления как умения анализировать, обобщать и речи как умения характеризовать объект окружающего мира, рассуждать, поддерживать учебный диалог;

освоение знаний об окружающем мире, единстве природного и социального, их многообразии, о человеке и его месте в природе и в обществе;

воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, чувства красоты природы, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в разнообразной поисковой, творческой созидательной деятельности в природе, социуме, сохранять и укреплять свое физическое и психическое здоровье, охранять природу.

Место предмета в базисном учебном плане

   

    Согласно Федеральному базисному учебному плану для образовательных учреждений Российской Федерации для обязательного изучения окружающего мира в 4 классе отводится 68 часов из расчета 2 часа в неделю. 

Количество часов в неделю по программе - 2

Количество часов в неделю по учебному плану - 2

Количество часов в год - 68

Требования к уровню подготовки обучающихся, осваивающих программу       учебного предмета

В результате изучения окружающего мира ученик должен

знать/понимать

название нашей планеты; родной страны и ее столицы; региона, где живут учащиеся; родного города (села);

государственную символику России;

государственные праздники;

основные (легко определяемые) свойства воздуха, воды;

общие условия, необходимые для жизни живых организмов;

правила сохранения и укрепления здоровья;

основные правила поведения в окружающей среде (на дорогах, водоемах, в школе);

уметь

определять признаки различных объектов природы (цвет, форму, сравнительные размеры);

различать объекты природы и изделия; объекты неживой и живой природы;

различать части растения, отображать их в рисунке (схеме);

приводить примеры представителей разных групп растений и животных (2-3 представителя из изученных); раскрывать особенности их внешнего вида и жизни;

показывать на карте, глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, реки (без названий); границы России, некоторые города России (родной город, столицу, еще 1-2 города);

описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

обогащения жизненного опыта, решения практических задач с помощью наблюдения, измерения, сравнения;

ориентирования на местности с помощью компаса;

определения температуры воздуха, воды, тела человека с помощью термометра;

установления связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;

ухода за растениями (животными);

выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения;

оценки воздействия человека на природу, выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;

удовлетворения познавательных интересов, поиска дополнительной информации о родном крае, родной стране, нашей планете.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Наименование тем уроков

Всего часов

на изучение

темы            

Плановые сроки  прохождения

Скорректированные сроки прохождения

Земля и человечество (10 ч)

1

Мир глазами астронома

2

Планеты Солнечной системы. Практическая работа

3

Звездное небо – великая книга Природы

4

Мир глазами географа. Глобус
и географическая карта

5

Пояса Земли

6

Мир глазами историка

7

Когда и где? История – путешествие в глубь времен

8

Прошлое и настоящее глазами эколога

9

Сокровища Земли под охраной человечества

10

Сокровища Земли под охраной человечества

( продолжение)

Природа России (11 ч)

11

Равнины и горы России

12

Моря, озера и реки России

13

Зона арктических пустынь

14

Тундра. Природа тундры

15

Леса России

16

Лес и человек.

Проверочная работа по теме «Леса России»
(15 мин)

17

Зона степей

18

Пустыни

19

У Черного моря

20

Экологическое равновесие

21

Обобщение по разделу «Природа России»

Родной край – часть большой страны (12 ч)

22

Наш край

23

Поверхность нашего края

24

Водоемы нашего края

25

Наши подземные богатства

26

Земля – кормилица

27

Жизнь леса. Лес – природное сообщество

28

Жизнь луга. Луг – природное сообщество

29

Жизнь пресного водоема

30

Растениеводство в нашем крае

31

Незаметные защитники урожая

32

Животноводство в нашем крае

33

Обобщение по разделу «Родной край – часть большой страны

Страницы всемирной истории (6 ч)

34

Начало истории человечества

35

Мир древности: далекий и близкий

36

Средние века: время рыцарей и замков

37

Новое время: встреча Европы и Америки

38

Новейшее время: история продолжается сегодня

39

Обобщение по разделу «Страницы всемирной истории»

Страницы истории Отечества (20 ч)

40

Жизнь древних славян

41

Во времена Древней Руси

42

Страна городов

43

Из книжной сокровищницы Древней Руси

44

Трудные времена на Русской земле

45

Русь расправляет крылья

46

Куликовская битва

47

Иван Третий

48

Мастера печатных дел

49

Патриоты России

50

Петр Великий

51

Михаил Васильевич Ломоносов

52

Екатерина Великая

53

Отечественная война 1812 года

54

Страницы истории XIX века

55

Россия вступает в XX век

56

Страницы истории 1920–1930-х годов

57

Великая война  и Великая Победа

58

Страна, открывшая путь в космос

59

История вокруг нас

Современная Россия (9 ч)

60

Основной закон России и права человека

61

«Дети имеют право на особую заботу и помощь»

62

Мы – граждане России

63

Славные символы России

64

Такие  разные праздники

65

Путешествие по России

66

Путешествие по России

67

Путешествие по России

68

Что мы узнали и чему научились за год (итоговый урок)

Список литературы, использованной при составлении прогаммы

1. Программа, по которой ведется обучение: «Школа России».

2. Программа «Мир вокруг нас». Сборник программ «Школа России». - М.: Просвещение, 2008.

Список литературы, используемой учителем в работе.

1.Е.М.Тихомирова «Поурочные разработки по предмету ОКРУЖАЮЩИЙ МИР. – М.: Экзамен , 2008

Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы.

Дополнительная литература по темам учебника: «Аванта +», детская энциклопедия.

«Я познаю мир» (энциклопедия)

 

MULTIMEDIA-поддержка курса:

Уроки Кирилла и Мефодия.   Окружающий мир. 4 класс

Интернет-ресурсы.

КИМы: Е.М. Тихомирова. Тесты по предмету «Окружающий мир». К учебному комплекту А.А. Плешакова, Е.А. Крючковой «Мир вокруг нас. 4 класс». – М.: Экзамен, 2008. (Серия «Учебно – методический комплект»)

Список литературы для учащихся.

1.А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

2. А.А. Плешаков, Е.А. Крючкова. Мир вокруг нас 4 класс. Рабочая тетрадь. В 2 ч. - М.: Просвещение, 2005.

 3. А.А. Плешаков. От земли до неба: Атлас – определитель для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 2003.

Лист корректировки программы

Согласовано

Протокол заседания

ШМО № ___  от___________    

Согласовано

Зам. директора по УВР

___________

___________      

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 4 классе , автор М.И.Моро

Программа предусматривает раскрытие взаимосвязи между компонентами и результатами действий. Важнейшее значение придается умению сопоставлять, сравнивать, противопоставлять, устанавливать причинно-след...

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру. 2 класс. Система Л. Занкова....

Рабочая программа и Тематическое планирование по математике в 3 классе , автор Петерсон Л.Г.

Использование принципа минимакса позволяет всем детям без перегрузки достигнуть уровня обязательных результатов обучения. Каждый ребёнок продвигается вперёд в своём темпе....

Рабочая программа и Тематическое планирование по окружающему миру в 3 классе , автор А.А. Вахрушев, Д.Д. Данилов, А.С. Раутиан, С.В. Тырин, Е.Э. Белицкая, Н.В. Иванова.

Задача этого курса состоит в формировании доступной, но при этом целостной научной картины мира и умения познавать этот мир....

Рабочая программа и Тематическое планирование по технологии в 3 классе , авторы О.А. Куревина, Е.А Лутцева.

Ключевая проблема целостного курса - развитие ассоциативного мышления как основы эстетической реакции. Путь познания мира: от окружающего мира к человеку, от человека и его внутреннего мира- к искуств...

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс

Рабочая программа и тематическое планирование по окружающему миру 4 класс...