Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (1 класс) на тему
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_po_okruzhayushchemu_miru_1_klass_fgos.doc | 669 КБ |
Предварительный просмотр:
МОУ «Октябрьская оош №1»
Вязниковского района
Владимирской области
«Рассмотрено» «Утверждаю»
на заседании МО учителей начальных классов Директор МОУ«Октябрьская оош №1»
МОУ «Октябрьская оош №1»
Протокол №____ от «______» 09. 20_____г. ___________/Спирина Е.В./
Руководитель МО_______________
от «______» 09. 20_____г.
Рабочая программа
по окружающему миру
1 класс
разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы А.А.Плешакова «Окружающий мир». утверждённой МО РФ (Москва, 2009 г.), в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта начального образования (Москва, 2010 г.).
Срок реализации программы – 1 год.
Периодичность уроков – 2ч. в неделю.
Всего 66 часов.
Составитель: учитель начальных классов
Корчажкина Т.И.,
2011 - 2012 уч. г.
ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа разработана на основе Федерального государ ственного образовательного стандарта начального общего обра зования, Концепции духовно-нравственного развития и воспи тания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе на правлено на достижение следующих целей:
— формирование целостной картины мира и осознание ме ста в нём человека на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
— духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в условиях культурного и конфессиональ ного многообразия российского общества.
Основными задачами реализации содержания курса явля ются:
1) формирование уважительного отношения к семье, насе лённому пункту, региону, в котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной жизни;
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира, своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Специфика курса «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегративный характер, соеди няет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и даёт обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в/его важнейших взаимосвязях.
Знакомство с началами естественных и социально-гума нитарных наук в их единстве и взаимосвязях даёт ученику ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволяя сде лать явления окружающего мира понятными, знакомыми и предсказуемыми, найти своё место в ближайшем окружении, прогнозировать направление своих личных интересов в гар монии с интересами природы и общества, тем самым обе спечивая в дальнейшем как своё личное, так и социальное благополучие. Курс «Окружающий мир» представляет детям широкую панораму природных и общественных явлений как компонентов единого мира. В основной школе этот материал будет изучаться дифференцированно на уроках различных предметных областей: физики, химии, биологии, географии, обществознания, истории, литературы и других дисциплин. В рамках же данного предмета благодаря интеграции есте ственно-научных и социально-гуманитарных знаний могут быть успешно, в полном соответствии с возрастными особен ностями младшего школьника решены задачи экологического образования и воспитания, формирования системы позитив ных национальных ценностей, идеалов взаимного уважения, патриотизма, опирающегося на этнокультурное многообра зие и общекультурное единство российского общества как важнейшее национальное достояние России. Таким образом, курс создаёт прочный фундамент для изучения значительной части предметов основной школы и для дальнейшего раз вития личности.
Используя для осмысления личного опыта ребёнка знания, накопленные естественными и социально-гуманитарными на уками, курс вводит в процесс постижения мира ценностную шкалу, без которой невозможно формирование позитивных целевых установок подрастающего поколения. Курс «Окружа ющий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, воспитывает нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан, способ ных оценивать своё место в окружающем мире и участво вать в созидательной деятельности на благо родной страны и планеты Земля.
Значение курса состоит также в том, что в ходе его из учения школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Курс обладает широкими возмож ностями для формирования у младших школьников фунда мента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить на блюдения в природе, ставить опыты, соблюдать правила по ведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде. Поэтому данный курс играет наряду с другими предметами начальной школы значитель ную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориента ции младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Существенная особенность курса состоит в том, что в нём заложена содержательная основа для широкой реализации межпредметных связей всех дисциплин начальной школы. Пред мет «Окружающий мир» использует и тем самым подкрепляет умения, полученные на уроках чтения, русского языка и мате матики, музыки и изобразительного искусства, технологии и физической культуры, совместно с ними приучая детей к ра ционально-научному и эмоционально-ценностному постиже нию окружающего мира.
Общая характеристика курса
Отбор содержания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе следующих ведущих идей:
1) идея многообразия мира;
2) идея целостности мира;
3) идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко прояв ляет себя и в природной, и в социальной сфере. На основе ин теграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действитель ности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. Особое внима ние уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, которое рассматривается и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существо вание человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Фундаментальная идея целостности мира также последо вательно реализуется в курсе; её реализация осуществляется через раскрытие разнообразных связей: между неживой при родой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется по ложительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого обще ства, теснейшей взаимозависимости людей имеет включение в программу сведений из области экономики, истории, со временной социальной жизни, которые присутствуют в про грамме каждого класса.
Уважение к миру — это своего рода формула нового от ношения к окружающему, основанного на признании са моценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к ру котворному миру, к культурному достоянию народов России и всего человечества.
В основе методики преподавания курса «Окружающий мир» лежит проблемно-поисковый подход, обеспечивающий «откры тие» детьми нового знания и активное освоение различных способов познания окружающего. При этом используются разнообразные методы и формы обучения с применением системы средств, составляющих единую информационно-об разовательную среду. Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни, выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания. Проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения за дач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке, музее и т. д. Очень большое значение для достижения планиру емых результатов имеет организация проектной деятель ности учащихся, которая предусмотрена в каждом разделе программы.
В соответствии с названными ведущими идеями осо бое значение при реализации программы имеют новые для практики начальной школы виды деятельности учащихся, к которым относятся: 1) распознавание природных объек тов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя; 2) моделирование экологиче ских связей с помощью графических и динамических схем (моделей); 3) эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и пове дения в нём, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Учебный курс «Окружающий мир» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за её стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса. Вот почему важно, чтобы работа с детьми, начатая на уроках, продолжалась в той или иной форме и после их окончания, во внеурочной деятельности. Учителю следует также стремиться к тому, чтобы родите ли учащихся в повседневном общении со своими детьми, поддерживали их познавательные инициативы, пробужда емые на уроках. Это могут быть и конкретные задания для домашних опытов и наблюдений, чтения и получения информации от взрослых.
Ценностные ориентиры содержания курса
• Природа как одна из важнейших основ здоровой и гармо ничной жизни человека и общества.
• Культура как процесс и результат человеческой жизнедеятель ности во всём многообразии её форм.
• Наука как часть культуры, отражающая человеческое стрем ление к истине, к познанию закономерностей окружающего мира природы и социума.
• Человечество как многообразие народов, культур, религий. в Международное сотрудничество как основа мира на Земле.
• Патриотизм как одно из проявлений духовной зрелости чело века, выражающейся в любви к России, народу, малой родине, в осознанном желании служить Отечеству.
• Семья как основа духовно-нравственного развития и воспи тания личности, залог преемственности культурно-ценностных традиций народов России от поколения к поколению и жизне способности российского общества.
• Труд и творчество как отличительные черты духовно и нрав ственно развитой личности.
• Здоровый образ жизни в единстве составляющих: здо ровье физическое, психическое, духовно- и социально-нрав ственное.
• Нравственный выбор и ответственность человека в отноше нии к природе, историко-культурному наследию, к самому себе и окружающим людям.
Место курса в учебном плане
На изучение курса «Окружающий мир» в каждом классе на чальной школы отводится 2ч в неделю. Программа рассчита на на 270ч: 1 класс —66ч (33 учебные недели), 2, 3 и 4 клас сы — по 68ч (34 учебные недели).
Результаты изучения курса
Освоение курса «Окружающий мир» вносит существенный вклад в достижение личностных результатов начального об разования, а именно:
1) формирование основ российской гражданской иден тичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориен тации;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии при роды, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мне нию, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование лич ностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмо ционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопере живания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и свер стниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый об раз жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Изучение курса «Окружающий мир» играет значительную роль в достижении метапредметных результатов начального образования, таких как:
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и по искового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эф фективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств пред ставления информации для создания моделей изучаемых объ ектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств ин формационных и коммуникационных технологий (ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном простран стве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с ком муникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета «Окружающий мир»;
9) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым при знакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
10) готовность слушать собеседника и вести диалог; готов ность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
11) определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
12) овладение начальными сведениями о сущности и осо бенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружа ющий мир»;
13) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
14) умение работать в материальной и информационной сре де начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием учебного предмета «Окружающий мир».
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следу ющие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, вос питание чувства гордости за национальные свершения, откры тия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и обще ства (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, клас сификация и др. с получением информации из семейных ар хивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА (270ч)
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано челове ком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена,, времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жид кости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источ ник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океа ны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предска зание погоды и его значение в жизни людей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая харак теристика на основе наблюдений).
Водные богатства, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водные богатства родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяй ственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни рас тения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорасту щие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы, их разнообразие, значение в природе и жизни людей; съедобные и ядовитые грибы. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размноже ние животных (на примере насекомых, рыб, птиц, зверей). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных; животные — рас пространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (природные условия, растительный и живот ный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Экологические проблемы и спо собы их решения. Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и живот ных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Всемирное наследие. Международная Красная книга. Между народные экологические организации (2—3 примера). Между народные экологические дни, их значение, участие детей в их проведении.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнеде ятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответ ственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, ува жительное отношение к людям с ограниченными возмож ностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены об щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно стью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого её члена. Общее представление о вкла де в культуру человечества традиций и религиозных воз зрений разных народов. Взаимоотношения человека с дру гими людьми. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о челове ческих свойствах и качествах.
Семья — самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь чле нов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забо та о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории се мьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, со вместная учёба, игры, отдых. Составление режима дня школь ника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассни кам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориен тации в учебной среде и окружающей обстановке.
Экономика, её составные части: промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспорт, торговля. Товары и услуги. Роль денег в экономике. Государственный и семейный бюджет. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Простейшие экологические прогнозы. Построение безопасной экономики — одна из важнейших задач общества.
Природные богатства и труд людей — основа экономики. Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города или села. На земный, воздушный и водный транспорт. Правила пользова ния транспортом. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами мас совой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценност но-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчиз на. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Консти туция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. От ветственность главы государства за социальное и духовно-нрав ственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления об щественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Побе ды, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни Рос сии. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная пло щадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных истори ческих событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбо ру). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортив ного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достоприме чательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Осо бенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федера ция. Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных цен ностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность исто рико-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообра зии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с нескольки ми странами: название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Бережное отношение к культурному наследию человечества — долг всего общества и каждого человека.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, пере греве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой. Опасные места в квартире, доме и его окрестностях (балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, пустырь и т. д.). Правила безопасности при контактах с незна комыми людьми.
Правила безопасного поведения в природе. Правила безопас ности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нрав ственный долг каждого человека.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 класс (66 ч)
Тематическое планирование по предмету «Окружающий мир»
Автор Плешаков А.А.
1 класс (66 часов)
№ п/п | Содержание линии (тема урока) | Страницы учебника, рабочей тетради | Учебный материал (краткое содержание урока) | Количество часов | Требование ФГОС Планируемые результаты | Авторская линия (возможности углубления) | ||
УУД | Предметные | |||||||
Знать | Уметь | |||||||
Раздел «Введение» (1ч) | ||||||||
1 | Задавайте вопросы! | Уч (.I часть) 3-8 Т. (Iчасть) 3 | Знакомство с учебником и учебными пособиями. Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой | 1 | Различать способы и средства познания окружающего мира. | Уметь задавать вопросы; вступать в учебный диалог; пользоваться условными обозначениями учебника; оценивать результаты своей работы на уроке. | ||
Раздел «Что и кто?» (20 ч) Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| ||||||||
2 | Что такое Родина? | Уч.10-11 Т. 4 | Знакомство с целями и задачами раздела. Роди на — эта наша страна Россия и наша малая роди на. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине | 1 | Знать название родной страны, родного города. работать с картинной картой России, актуализировать имеющиеся знания о природе и го родах страны, занятиях жителей;
| сравнивать, различать и описывать герб и флаг России; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке. | Экскурсия к памятнику | |
3 | Что мы знаем о народах России? | Уч.12-13 Т. 5-6 | Многонациональный характер населения России; Представления об этническом типе лица и национальном костюме. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России | 1 | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | Работать в паре: рассказывать о национальных праздниках; обсуждать, чем различаются народы России и что связывает их в единую семью; оценивать свои достижения на уроке. | ||
4 | Что мы знаем о Москве? | Уч. 14-15 Т. 7 | Москва — столица России. Достопримечательно сти Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников | Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; | Работать в паре отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |||
5 | Проект «Моя малая Родина» | Уч. 16-17 Т. 8-9 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
2. Логические
Коммуникативные
Регулятивные
| Составлять устный рассказ; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | Уметь фотографировать наиболее значимые досто примечательности своей малой родины; находить в семейном фотоархиве соответствующий материал; | |
6 | Что у нас над головой? | Уч.18- 19 Т. 10 | Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медве дицы | 1 | Знать объекты и явления природы, характеризовать их осо бенности. | Уметь различать | Созвездие. Поляр- ная звезда. Большая Медве- дица. | |
7 | Что у нас под ногами? | Уч.20-21 Т. 10-11 | Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные разме ры). Представление о значении камней в жизни людей. Распознавание камней | 1 | Знать объекты и явления природы, характеризовать их осо бенности. | Уметь различать | Применение полез- ных ископаемых | |
8 | Что общего у разных растений? | Уч.22-23 Т.12-13 | Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Рассматривать иллюстрации учебника, извлекать из них нужную информацию; находить у растений их части, показывать и называть; | работать в паре: использовать представленную информацию для получения новых знаний, различать цветки и соцветия, осуществлять са мопроверку; отвечать на итоговые вопросы и оценивать свои достижения на уроке | |
9 | Что растёт на подоконнике? | Уч.24-25 Т. 13-14 | Наиболее распространённые комнатные расте ния. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений в классе | 1 | Наблюдать комнатные растения в школе и узнавать их по рисункам; практическая работа: определять комнат ные растения с помощью атласа-определителя | Различать изученные растения; работать в паре: использовать представлен ную информацию осуществлять "са мопроверку; рассказывать об особенностях любимого ра стения; | ||
10 | Что растёт на клумбе? | Уч.26-27 Т.15-16 | Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, ка лендула), цветущие осенью. Распознавание рас тений цветника | 1 | Наблюдать растения клумбы и дачного участ ка и узнавать их по рисункам; определять растения цветника с помощью атласа-определителя; | Работать в паре: узнавать по фотографиям растения цветника, осуществлять самопроверку; рассказывать о любимом цветке; | Родина декоративных комнатных растений | |
11 | Что это за листья? | Уч. 28-29 Т.16-18 | Деревья возле школы. Листья деревьев, разно образие их формы и осенней окраски. Распозна вание деревьев по листьям | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
| Наблюдать осенние изменения окраски ли стьев на деревьях; узнавать листья в осеннем букете, в герба рии, на рисунках и фотографиях; | Уметь использовать приобретенные знания для удовлетворения познавательных интересов | Значение листьев |
12 | Что такое хвоинки? | Уч. 30-31 Т. 19-21 | Лиственные и хвойные деревья. Ель и со сна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизме нённые листья. Распознавание хвойных деревьев | 1 | Практическая работа в группе: определять и сравнивать деревья с помощью атласа-определителя; | Уметь наблюдать | Хвойные деревья. Хвоя | |
13 | Кто такие насекомые? | Уч. 32-34 Т. 22-23 | Насекомые как группа животных. Главный при знак насекомых — шесть ног. Разнообразие на секомых | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
2. Логические
Коммуникативные
Регулятивные
| Знать разнообразие | Уметь приводить | Среда обитания и защитная окраска насекомых |
14 | Кто такие рыбы? | Уч. 34-35 Т. 24 | Рыбы — водные животные, тело которых (у боль шинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы | 1 | Знать разнообразие приводить примеры речных и морских рыб | Уметь приводить | Виды рыб | |
15 | Кто такие птицы? | Уч. 36-37 Т. 22-26 | Знакомство с птицами как одной из групп жи вотных. Перья — главный признак птиц. Перво начальное знакомство со строением пера птицы | 1 | Знать разнообразие | Уметь приводить работать в паре: узнавать птиц на рисунке | Виды птиц | |
16 | Кто такие звери? | Уч. 38-41 Т. 27-28 | Внешнее строение и разнообразие зверей. Ос новные признаки зверей: шерсть, выкармлива ние детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни | 1 | Среда обитания | |||
17 | Что окружает нас дома? | Уч. 42-43 Т. 29-30 | Систематизация представлений детей о предме тах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению | 1 | Познавательные
Регулятивные
| Характеризовать назначение бытовых пред метов; находить на рисунке предметы определённых групп | Уметь выполнять | Телефоны экстрен- ной помощи |
18 | Что умеет компьютер? | Уч. 44-45 Т. 31 | Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в совре менной жизни. Правила безопасного обращения с ним | 1 | Знать основные | Уметь выполнять по соблюдать правила безопасного обращения с компьютером | Знакомство с ком- пьютером, про- стейшие приемы работы с ним | |
19 | Что вокруг нас может быть опасным? | Уч.46-47 Т.32-33 | Первоначальное знакомство с потенциально опасными окружающими предметами и транс портом. Элементарные правила дорожного дви жения | 1 | Выявлять потенциально опасные предметы домашнего обихода; характеризовать опасность бытовых пред метов; | Уметь выполнять изученные правила безопасного поведе- ния; моделировать устройство светофора; оценивать своё обращение с предметами до машнего обихода и поведение на дороге | Телефоны экстрен- ной помощи | |
20 | На что похожа наша планета? | Уч.48-49 Т.33 | Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Гло бус — модель Земли | 1 | Познавательные
Регулятивные
Личностные
| Знать название нашей планеты; использовать глобус для знакомства с фор мой нашей планеты; | Объяснять особенности движения Земли. Работать в паре: рассматривать рисунки-схемы и моделировать форму Земли. | Солнечная система. Планеты солнечной системы |
21 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» | Уч.50-54 Т.34 | Презентация проекта «Моя малая Родина» Проверка знаний и умений. Представление результатов проектной деятельности. Формирование адекватной оценки своих достижений | 1 | Выполнять тестовые задания учебника | Выступать с сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
Раздел «Как, откуда и куда?» (12 ч) | ||||||||
22 | Как живёт семья? Проект «Моя семья» | Уч. 56-59 Т.35-37 | Се мья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии чле нов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Рассказывать о жизни семьи по рисункам учебника; рассказывать об интересных событиях в жизни своей семьи; оценивать значение семьи для человека и общества. | Отбирать из семейного архива фотографии членов семьи; интервьюировать членов семьи; составлять экспозицию выставки; оценивать результаты собственного труда и труда товарищей | |
23 | Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? | Уч.60-61 Т. 38-40 | Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очист ных сооружений. Опасность использования загрязнённой воды. | 1 | Знать свойства воды; обсуждать необходимость экономии воды; выяснять опасность употребления загрязнён ной воды. | Проводить опыты, показывающие загрязнение воды и её очистку; уметь выполнять изученные правила поведения | Очистительные со- оружения | |
24 | Откуда в наш дом приходит электричество? | Значение электроприборов в жизни современного человека. Способы выработки. Правила безопасности при использовании электричества и электроприборов. Современные энергосберегающие бытовые приборы | 1 | Отличать электроприборы от других бытовых предметов, не использующих электричество; запомнить правила безопасности при обращении с электричеством и электроприборами. | Анализировать схему выработки электричества и способа его доставки потребителям; обсуждать необходимость экономии электроэнергии; практическая работа в паре: собирать простейшую электрическую цепь; | Электростанции, аккумуляторы | ||
25 | Как путешествует письмо? | Уч.64-65 Т. 42-43 | Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой по чты. Современные средства коммуникации | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
| Наблюдать за работой почты и рассказывать о ней; различать почтовые отправления: письма, бандероли, посылки, открытки; | Строить из разрезных дета лей схему доставки почтовых отправлений, работать в паре. Уметь использовать | История марки, конверта |
26 | Куда текут реки? | Уч.66-67 Т.43-45 | Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде | 1 | Знать названия больших рек, их значение в жизни чело- века; сравнивать реку и море; | Работа в паре: рассматри вать морскую соль и проводить опыт по «изго товлению» морской воды. Уметь выполнять изученные правила безопасного поведе- ния. | Пресная, морская вода. Исток реки, устье реки | |
27 | Откуда берутся снег и лёд? | Уч.68-69 Т.45-47 | Разнообразие веществ в ок ружающем мире; твердые, жидкие. Снег и лёд. Исследование свойств снега и льда. | 1 | Знать основные свойства снега и льда. | Проводить опыты по исследованию снега и льда в соответ ствии с инструкциями, формулировать выводы из опытов. | ||
28 | Как живут растения? | Уч.70-71 Т. 48-49 | Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необхо димые для жизни растений. Уход за комнатными растениями | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Знать общие усло вия, необходимые для жизни живых организмов; прослеживать по рисунку-схеме этапы жиз ни растения | формулировать выводы об условиях, необхо димых для жизни растений; практическая работа в паре: ухаживать за комнатными растениями | Части растений |
29 | Как живут животные? | Уч.72-73 Т.50-51 | Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необхо димые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. | 1 | Знать общие усло вия, необходимые для жизни живых организмов. | Ухаживать за животными живого уголка. | Жилища животных | |
30 | Как зимой помочь птицам? | Уч.74-75 Т.52-54 | Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц | 1 | Знать общие усло вия, необходимые для жизни живых организмов; различие зиму ющих птиц по рисункам и в природе; | Обсуждать формы кормушек и виды корма для птиц; изготавливать простейшие кормушки и подбирать из предло женного подходящий для птиц корм; | Природные столо вые | |
31 | Откуда берётся и куда девается мусор? | Уч.78-79 Т.54-55 | Источники мусора в быту. Необходимость со блюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора | 1 | Знать о происхожде нии мусора, понятии «отходы», правиль ном обращении с му- сором, пищевыми отходами в домаш- них условиях. | Уметь определять с помощью рисунков учебника источники возникновения мусора и способы его утилизации; | Переработка мусора | |
32 | Откуда в снежках грязь? | Уч.80-81 Т.56-57 | Источники загрязнения нашей планеты и спосо бы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде | 1 | Знать источники появления загрязнений в снеге; | Уметь использовать приобретенные зна- ния для удовлетворе- ния познавательных интересов | ||
33 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» | Уч.82-89 Т.58 | Проверка знаний и умений. Представление ре зультатов проектной деятельности. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | 1 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; | Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
Раздел «Где и когда?» (11ч) | ||||||||
34 | Когда учиться интересно? | Уч.(II часть) 4-5 Т.(II часть)3 | Знакомство с целями и задачами раздела. Усло вия интересной и успешной учебы: хорошее оснащение классного помещения, дружный кол лектив класса, взаимопомощь одноклассников, доверительные отношения с учителем. Обраще ние к учителю | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
2. Логические
Коммуникативные
Регулятивные
| Знать условия интересной и успешной учёбы; | Уметь сравнивать фотографии в учебнике, рассказывать о случаях взаимопо мощи в классе; о своём учителе; формулиро вать выводы из коллективного обсуждения. | |
35 | Проект «Мой класс и моя школа» | Уч.6-7 Т.4-5 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Фотографировать наиболее интересные со бытия в классе, здание школы, классную комна ту и т. д. коллективно составлять рассказ о школе и классе; | Уметь презентовать итоги коллективного проекта, сопровождая рассказ фотографиями (слайдами); оформлять фотовыставку; | ||
36 | Когда придёт суббота? | Уч.8-9 Т.6-8 | Время и его течение. Прошлое, настоящее и бу дущее. Последовательность дней недели | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Знать последовательность дней недели, на зывать дни недели в правильной последователь ности, проводить взаимоконтроль; | Уметь использовать приобретенные зна ния для установления связи между сезон- ными изменениями в неживой и живой природе | Календарь |
37 | Когда наступит лето? | Уч.10-11 Т.9-10 | Последовательность смены времён года и меся цев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явле ний от смены времён года | 1 | Знать схему смены времён года и месяцев; называть времена года в правильной последовательности, соотносить времена года и месяцы; | Уметь находить несоответствия в природных явлениях на рисунках учебника; наблюдать сезонные изменения в природе и фиксировать их; | ||
38 | Где живут белые медведи? | Уч.12-13, 84 Т.12 | Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов | 1 | Знать условия, необ ходимые для жизни животных в холодных районах | Устанавливать связь между строением, образом жизни животных и природными условиями. | Северный Ледовитый океан и Антаркти да | |
39 | Где живут слоны? | Уч.14-15. 84 Т.12-13 | Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов | 1 | Знать условия, необ ходимые для жизни животных в жарких райо нах | Устанавливать связь между строением, обра зом жизни животных и природными условиями | Экватор и жаркие районы Земли | |
40 | Где зимуют птицы? | Уч.16-18, 85 Т.14-15 | Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными марш рутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму. | 1 | Знать причины отлёта птиц в тёплые края; зимующих и перелётных птиц; | Группировать птиц; выдвигать предположения о местах зимовок птиц и доказывать их, | ||
41 | Когда появилась одежда? | Уч.20-21 Т.15-16 | История появления одежды и развития моды. За висимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения. | 1 | Познавательные 1. Общеучебные:
2. Логические:
3. Постановка и решение проблемы:
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
нравственно-этическая ориентация | Знать типы одежды в зависимости от её назначения, подбирать одежду для разных случаев. | Отличать национальную одежду своего народа от одежды других народов | Виды одежды |
42 | Когда изобрели велосипед? | Уч.22-23, 86 Т.17-18 | История появления и усовершенствования вело сипеда. Устройство велосипеда, разнообразие со временных моделей (прогулочный, гоночный, тандем, детский трёхколёсный). Правила дорож ного движения и безопасности при езде на вело сипеде | 1 | Запомнить правила безопасной езды на вело сипеде; знать роль велосипеда в нашей жизни; и устройство велосипеда. | Сравнивать старинные и современные велоси педы. | Изобретения | |
43 | Когда мы станем взрослыми? | Уч.24-25 Т.18-19 | Отличие жизни взрослого человека от жизни ре бёнка. Необходимость выбора профессии, целе вых установок на будущее. Ответственность че ловека за состояние окружающего мира | 1 | Определять по фотографиям про фессии людей, рассказывать о профессиях ро дителей и старших членов семьи, обсуждать, какие профессии будут востребованы в будущем. | Рассуждать о том, что в окружающем мире зависит от наших поступков | Профессии людей | |
44 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» | Уч.26-30, 86 Т.20 | Проверка знаний и умений. Представление ре зультатов проектной деятельности. Формирова ние адекватной оценки своих достижений | 1 | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; | Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
Раздел «Почему и зачем?» (22 ч) | ||||||||
45 | Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? | Уч.32-33 Т.21-22 | Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва. Условия жизни на земле: свет, тепло, воздух, вода | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
Регулятивные
| Сопоставлять видимые и реальные размеры звёзд, в том числе и Солнца. | Моделировать форму, цвет, сравнительные размеры некоторых звёзд (Альдебаран, Регул, Солнце, Сириус) | Созвездия. Размеры звезд. Виды звезд |
46 | Почему Луна бывает разной? | Уч.34-35, 86 Т.22-23 | Луна — спутник Земли, её особенности. Измене ние внешнего вида Луны и его причины. Спосо бы изучения Луны | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Изменения внешнего вида Луны; использовать приобретенные зна ния для удовлетво рения познаватель ных интересов о нашей планете, о родном крае. | Анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения её поверхности Солнцем; формулировать выводы. | Луноходы |
47 | Почему идёт дождь и дует ветер? | Уч.36-37, 87 Т.23-24 | Причины возникновения дождя и ветра. Их зна чение для человека, растений и животных | 1 | Знать понятие «осад ки»; о видах дождя (ливень, косохлёст, сит ничек); | Отбирать из списка слов те, которые подходят для описания ветра; объяснять при чины возникновения дождя и ветра; осущест влять самопроверку | Виды дождей | |
48 | Почему звенит звонок? | Уч.38-39, 88 Т.25-26 | Разнообразие звуков в окружающем мире. При чина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши | 1 | Переда вать голосом звуки окружающего мира; причина возникновения эха. | Исследовать возникновение и распространение звуков; | Эхо | |
49 | Почему радуга разноцветная? | Уч.40-41 Т.26-27 | Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги | 1 | Называть цвета радуги по своим наблю дениям и рисунку учебника. Запомнить последовательность цветов радуги с помощью мнемонического приёма; | Высказывать предположения о причинах воз никновения радуги, осуществлять самопроверку. | ||
50 | Почему мы любим кошек и собак? | Уч.42-43 Т.27 | Взаимоотношения человека и его домашних пи томцев (кошек и собак). Предметы ухода за до машними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой | 1 | Отношение к домашним пи томцам; об уходе за кошкой и собакой. | Описывать по плану своего домашнего пи томца (кошку, собаку); | ||
51 | Проект «Мои домашние питомцы» | Уч.44-45 Т.28-29 | Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы | 1 | Презентовать свой проект; оформлять фотовыставку;
| Уметь оценивать свои достижения и достижения других учащихся | ||
52 | Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? | Уч.46-47, 88 Т.30-33 | Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила пове дения на лугу | 1 | Познавательные
Коммуникативные
Регулятивные
Личностные
| Форму лировать правила поведения в природе, сопо ставлять их с эталоном. | Устанавливать взаимосвязь цветов и бабо чек на основе информации учебника; осущест влять самопроверку. | |
53 | Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? | Уч.48-49, 50-51, 89 Т. 34 | Звуки леса, их разнообразие и красота. Необхо димость соблюдения тишины в лесу | 1 | Оценивать своё поведение в лесу и поведение других людей. | Определять лесных обитателей по звукам, кото рые они издают; передавать голосом звуки леса | ||
54 | Зачем мы спим ночью? | Уч.52-53 Т. 35 | Значение сна в жизни человека. Правила подго товки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену | 1 | Правила подготовки ко сну; со хранения и укрепле ния здоровья; о животных, которые ночью не спят. | Оценивать правильность своей подготовки ко сну. | ||
55 | Почему нужно есть много овощей и фруктов? | Уч.54-55. 89 Т. 36-38 | Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигие ны при употреблении овощей и фруктов | 1 | Запомнить правила гигиены при употребле нии овощей и фруктов | Различать овощи и фрукты; группировать (классифицировать) их, осуществлять самопроверку | Витамины | |
56 | Почему нужно чистить зубы и мыть руки? | Уч.56-57,.90 Т.38-39 | Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук | 1 | Приёмы чистки зубов и мытья рук; запомнить, что зубная щётка и полотенце у каждого человека должны быть личные. | Обосновывать необходимость чистки зубов и мытья рук, формулировать основные правила гигиены | Гигиена | |
57 | Зачем нам телефон и телевизор? | Уч.58-59 Т. 39-40 | Почта, телеграф, телефон — средства связи. Ра дио, телевидение, пресса (газеты и журна лы) — средства массовой информации. Интернет. | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
2. Логические
Коммуникативные
Регулятивные
| Назначение радиоприёмника,теле визора, газет и журналов, интернета. | Различать средства связи и средства массо вой информации; моделировать ситуации вызова экстренной помощи по телефону. | |
58 | Зачем нужны автомобили? | Уч.60-61 Т. 41 | Автомобили — наземный транспорт, их разно образие и назначение. Знакомство с устройством автомобиля. Электромобиль — автомобиль буду щего | 1 | Классифицировать автомобили и объяснять их назначение | Работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством автомобиля, проводить взаимопроверку | Эстакада. | |
59 | Зачем нужны поезда? | Уч.62-63, 90-91 Т. 42-43 | Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов в зависимости от назначения. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта | 1 | Классифицировать поезда в зависимости от их назначения. | Работать в паре: рассказывать об устройстве железной дороги, осуществлять самоконтроль | Депо. Локомотив | |
60 | Зачем строят корабли? | Уч.64-65, 91 Т. 44-45 | Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кора блей в зависимости от назначения. Устройство корабля. | 1 | Классифицировать корабли в зависимости от их назначения. | Работать в паре: по рисунку-схеме знако миться с устройством корабля, проводить само проверку и взаимопроверку. | Порт. | |
61 | Зачем строят самолёты? | Уч. 66-67, .92 Т. 46 | Самолёты — воздушный транспорт. Виды само лётов в зависимости от их назначения. Устройство самолёта. | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
2. Логические
Коммуникативные
Регулятивные
| Классифицировать самолеты в зависимости от их назначения. | Работать в паре: рассказывать об устройстве самолета, осуществлять самоконтроль | Аэропорт, аэродром. |
62 | Почему в автомобиле и поезде нужно соблю дать правила безопасности? | Уч. 68-69 Т. 47 | Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта. | 1 | Пра вила безопасности в автомобиле, поезде и на железной дороге; в автобусе, троллейбусе, трам вае. | Обобщать сведения о транспорте, получен ные на предыдущих уроках. | ||
63 | Почему на корабле и в самолёте нужно со блюдать правила безопасности? | Уч.70-71 Т. 48-49 | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте. | 1 | Правила безопасности на водном и воздушном транспорте и действия в опасной ситуации. | Обобщать сведения о корабле и самолете, получен ные на предыдущих уроках. | ||
64 | Зачем люди осваивают космос? | Уч.72-73, 92-93 Т. 50-51 | Систематизация сведений о космосе, получен ных в течение года. | 1 | Об освоении человеком космо са | Моделировать экипировку космонавта; осуществлять са мопроверку | искусственные спутники Земли, космические научные станции | |
65 | Почему мы часто слышим слово «экология»? | Уч.74-75 Т. 52-53 | Первоначальное представление об экологии. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли. | 1 | Познавательные 1. Общеучебные
2. Логические
Коммуникативные
Регулятивные
| Взаимосвязь между че ловеком и природой. | Оценивать свои поступки по отношению к природе и рассказывать о них. | Цепи питания |
66 | Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питом цы» | Уч.76-83, 93 Т. 54 | Проверка знаний и умений. Представление ре зультатов проектной деятельности. Формирова ние адекватной оценки своих достижений. | 1 | Источники информации об окружающем мире. | Выступать с подготовленными сообщениями, иллюстрировать их наглядными материалами; обсуждать выступления учащихся; оценивать свои достижения и достижения других учащихся |
Материально-техническое обеспечение образовательного процесса
Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
Примечания | |
Книгопечатная продукция | ||
Программа «Окружающий мир» А.А. Плешакова | В программе определены цели и задачи курса, рассмотрены особенности содержания и результаты его освоения; представлены содержание начального обучения о предметах и яв лениях природы и общественной жизни, тематическое планирование с характеристикой основных видов деятельности учащихся, описано материально-техническое обеспечение образовательного процесса.
| |
Учебники 1. Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2011. 2 Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2012. 3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2013. 4. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2014. | В учебниках представлены познавательные тексты, практические задания, задания для самооценки, культурно – исторические справки, разнообразный иллюстративный материал. Многие задания включают ориентировочную основу действий, что позволяет ученикам самостоятельно ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства их достижения. | |
Рабочие тетради
1 Плешаков А.А. Окружающий мир 1 класс, М.: Просвещение, 2011. 2 Плешаков А.А. Окружающий мир 2 класс, М.: Просвещение, 2012. 3. Плешаков А.А. Окружающий мир 3 класс, М.: Просвещение, 2013. 4. Плешаков А.А. Окружающий мир 4 класс, М.: Просвещение, 2014. | Рабочие тетради состоят из заданий по темам и отдельно выполненных на плотной бумаге шаблонов. В пособия включены практические и тестовые задания, отдельные правила. Рабочие тетради имеют цветные иллюстрации. | |
Методические пособия
2. Брыкина Н. Т., Жиренко О. Е., Барылкина Л. П. Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир»: 1 – 4 классы. – М.: ВАКО, 2004. 3.Фефилова Е. П. и др. Поурочные разработки по окружающему миру: 1 класс. – М.: ВАКО, 2007 «Технологические карты» (На сайте издательства «Просвещение».) | Методические пособия построены как поурочные разработки с детальным описанием хода урока и методик его реализации. Новый вид методического пособия. Представлено содержание работы учителя по темам с учетом целей, задач и планируемых результатов обучения (в соответствии с ФГОС начального образования). | |
Печатные пособия | ||
Таблицы в соответствии с основными разделами програм мы обучения. |
| |
Иформационно-коммуникативные средства | ||
Электронное приложение к учебнику «Окружающий мир»1 класс (Диск CD-ROM), авторы Антошин М.К., Гара Н.Н., Назарова З.Д., Семенова Н.В., Новицкая К.К., Николаева М.А., Морозов А.С., Громова Н.Ю., Виноградов Д.М., Смирнов Ю.А.
| Соответствует содержанию учебника. В пособии представлены слайдовые иллюстрации к текстам тем, закадровые комментарии к ним, анимация, видеофрагменты, интерактивные игры, тесты, фотографии. Представленная видеозапись проектной деятельности учащихся также снабжена квалифицированными комментариями. | |
Оборудование класса | ||
Стол учительский с тумбой. Шкафы для хранения учебников, дидактических материа лов, пособий, учебного оборудования и пр. Демонстрационная подставка (для образцов, изготавливаемых изделий). Настенные доски для вывешивания иллюстративного мате риала. Рамки или паспарту для экспонирования детских работ (фронтальных композиций) на выставках. Подставки или витрины для экспонирования объемно-пространственных композиций на выставках. | В соответствии с санитарно-ги гиеническими нормами |
Основные требования к уровню подготовки учащихся 1 класса
К концу обучения в 1 классе учащиеся должны:
Называть:
- свое полное имя, домашний адрес, город, страну, главный город страны;
- основные помещения школы, ориентироваться в их местоположении;
- основные правила здорового образа жизни;
- основных представителей растительного и животного мира ближайшего окружения (не менее пяти объектов);
- основные условия благополучной жизни растений и животных;
- профессии, связанные со строительством, сельским хозяйством, промышленностью (5-6 профессий);
- улицы, расположенные вблизи школы и дома; основные учреждения культуры, быта, образования;
- основные достопримечательности родного города и столицы России;
Различать (сопоставлять):
- знаки светофора; знаки дорожного движения, необходимые для соблюдения безопасности;
- основные нравственно-эстетические понятия (сочувствие – равнодушие; трудолюбие – леность; послушание – непослушание);
- различных представителей растительного мира (по внешнему виду, месту обитания, способу движения и т.п.);
- времена года;
- животных, объединять их в группы (звери, птицы, насекомые);
- произведения народного творчества: пение, танцы, сказки, игрушки;
Решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- выполнять режим своего дня;
- определять время по часам с точностью до часа;
- подготавливать свое учебное место к работе;
- оценивать результаты своей и чужой работы, а также отношение к ней;
- выполнять правила поведения в опасных для животных ситуациях;
- ухаживать за своей одеждой, обувью, вещами, убирать учебное место после занятий;
- выполнять трудовые поручения по уголку природы; поливать растения, кормить животных, готовить корм, сеять семена, сажать черенки;
- составлять описательный рассказ по картине, игрушке, пересказывать сказки выразительно, читать фольклорные произведения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа и Тематическое планирование по окужающему миру в 4 классе , автор А.А. Плешаков
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитан...
Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской....
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа ОПК 4 класс (автор учебника А.Кураев)
Рабочая программа составлена к учебному курсу А.Кураева (в соответствии с тербованиями ФГОС НОО)....
Рабочая программа для 2 класса(автор учебника Афанасьева О.В.)
Рабочая программа по английскому языку для 2 класса по учебнику О.В. Афанасьевой (ФГОС)...