Рабочая программа "Окружающий мир" УМК "Школа России" 3 класс автор А.А. Плешаков)
рабочая программа по окружающему миру (3 класс) по теме
Рабочая программа по окружающему миру в 3 класс. тематическое планирование с пояснительной запиской.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_okr.miru_.3klass.doc | 207 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру для обучающихся 3 класса разработана на основе Федерального компонента государственного стандарта (начальное общее образование) и содержания типовой программы « Зелёный дом» ( автор А.А. Плешаков). Предмет «Окружающий мир» входит в образовательную область « Естествознание» базисного учебного плана.
Главной целью является обеспечить Обязательный минимум содержания Федерального компонента Государственного стандарта общего образования по предмету «Окружающий мир».
Изучаемый курс « Окружающий мир» обеспечивается учебно-методическим комплектом, который включает в себя:
учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях « Мир вокруг нас»
рабочие тетради к учебнику «Мир вокруг нас» для 3 класса в 2-х частях;
тетрадь « Мир вокруг нас. Проверим себя» - автор А.А.Плешаков
Стандарт начального общего образования по окружающему миру
Изучение окружающего мира на ступени начального общего образования направлено на достижение следующих целей:
- развитие умений наблюдать, характеризовать, анализировать, обобщать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;
- освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и обществе;
- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.
.
Рабочая программа ориентирована на усвоение обязательного минимума содержания по предмету, позволяет работать без перегрузок в классе с детьми разного уровня обучения и интереса к окружающему миру.
Курс "Мир вокруг нас» является частью программы «Зелёный дом» и имеет ярко выраженную экологическую направленность. Это определено особой актуальностью экологического образования в современных условиях. Именно формирование экологической компетенции - одно из главных направлений учебно-методического комплекта.
Содержание курса базируется на следующих ведущих идеях: многообразие мира; экологическая целостность мира; уважение к миру. Благодаря им у ребенка воспитываются чувства патриотизма, гражданственности, своей общности со всем миром. Такая гражданскиориентированная и глобалистическая позиция заложена в концепции комплекта "Школа России".
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной, и в социальной сферах. На основе интеграции естественно-научных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы и культуры, видов человеческой деятельности, стран и народов. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание уделяется знакомству младших школьников с природным многообразием, рассматривающимся и как самостоятельная ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира - важный аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой и живой природой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействия человека на эти компоненты. Важнейшее значение для осознания детьми единства природы и общества, целостности самого общества, теснейшей взаимозависимости людей имеет также включение в программу элементарных сведений из области экономики.
Уважение к миру - это применяемая автором формула нового отношения к окружающему, основанного на признании самоценности сущего, на включении в нравственную сферу отношения не только к другим людям, но и к природе, к рукотворному миру.
В соответствии с общей направленностью курса и названными ведущими идеями особое значение при реализации программы придается новым для практики начальной школы видам деятельности учащихся, к которым относятся:
- распознавание природных объектов с помощью специально разработанного для начальной школы атласа-определителя;
- моделирование экологических связей с помощью графических и динамических схем (моделей);
- эколого-этическая деятельность, включающая анализ собственного отношения к миру природы и поведения в нем, оценку поступков других людей, выработку соответствующих норм и правил, которая осуществляется с помощью специально разработанной книги для чтения по экологической этике.
Основные разделы: Как устроен мир (7 ч), Эта удивительная природа (19 ч), Мы и наше здоровье (8 ч), Наша безопасность (8 ч), Чему учит экономика (12 ч), Путешествие по городам и странам (13 ч). В структуру планирования включён материал краеведческого характера.
Формы организации работы при изучении курса разнообразны: уроки в классе и на природе, экскурсии, мастер-класс специалистов, заочное путешествие. Разнообразны также методы, приемы и средства обучения. Так, значительная роль отводится наблюдениям, практическим работам, демонстрации опытов, организации учебного диалога в ходе урока, созданию долгосрочных и краткосрочных проектов, презентаций.
К концу III класса учащиеся должны знать:
что такое тела, вещества, частицы;
компоненты неживой природы: воздух, вода, полезные ископаемые. Их основные свойства;
компоненты живой природы: человек, растения, животные, грибы, микроорганизмы;
группы растений: водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые, некоторые их отличительные признаки; органы растений; растениеводство как составная часть сельского хозяйства;
группы животных: насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери, некоторые их отличительные признаки; животноводство как составная часть сельского хозяйства;
некоторые взаимосвязи между неживой и живой природой, внутри неживой природы, внутри живой природы (между растениями и животными, между различными животными);
взаимосвязи между природой и человеком: значение природы для человека, отрицательное влияние людей на природу, охрана природы; правила поведения в природе;
строение тела человека, его важнейшие органы и их функции; основы личной гигиены.
Учащиеся должны уметь:
различать наиболее распространенные в данной местности растения, животных;
устно описывать объекты природы;
объяснять в пределах требований программы взаимосвязи в природе и между природой и человеком;
подготовить рассказ природоведческого содержания на основе материалов учебника, а также отдельных дополнительных источников;
измерять температуру воздуха с помощью термометра;
проводить самостоятельные наблюдения в природе; выполнять простейшие опыты;
оперировать с моделями, указанными в программе;
изготовлять кормушки двух-трех конструкций для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц; выполнять другую посильную работу по охране природы;
выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость;
в простейшей форме пропагандировать знания об охране природы;
выполнять правила личной гигиены; оказывать первую помощь при небольших повреждениях кожи.
Тематическое планирование рассчитано на 68 часов, что составляет 2 часа в неделю.
Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков учащихся
по окружающему миру
(на основании Письма Минобразования России от 19 ноября 1998г. №1561/14 – 15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе»)
Знания и умения учащихся по окружающему миру оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений и практических работ.
Оценка «5» ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы.
Оценка «4» ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки «5», но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактического материала, в использовании отдельных терминов, единичные недочеты при выполнении практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка «3» ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала. Но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в окружающем мире, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями окружающего мира, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя.
Оценка «2» ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не справляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Календарно-тематическое планирование по окружающему миру
№ п/п | № Темы | Тема урока | Элементы содержания | Стр.учеб. | Р.Т. Словарь | Предполагаемое домашнее задание | Дата проведения | корректировка |
1 четверть (18ч.) Как устроен мир (7 ч) |
1. | 1. | Разнообразие природы. | Разграничение понятий «живая природа» - «неживая природа», их характерные признаки; работа со схемами; наблюдение над многообразием природы; обучение классификации; способы познания окружающего мира | С. 4-5 | С.3-4 С.68 Словарь Биология Бактерии микроскоп | Р.Т., с.3 №2, с.4 №3 | 4.09.12 |
2. | 2. | Значение природы для людей. Экскурсия. | Природа как важнейшее средство жизни человека; организация наблюдение в ходе экскурсии | С.6-9 | С. 3-5 | 1).Р.Т., с.5 №6, составить рассказ; 2).С.8, в.2, творч.задание | 6.09.12 |
3. | 3. | Человек – разумное существо. | Человек – часть природы; внутренний мир человека; влияние внешних раздражителей на внутренний мир (музыка, живопись и др.), постановка эксперимента | С.10-15 | С.6-7 Словарь: Психология Восприятие Память Мышление Воображе-ние | С.10-15, в.1, 5 | 11.09.12 |
4. | 4. | Общество. Государство. | Человек – часть общества; работа над понятиями «народ», «государством»; семья как ячейка государства (работа с фотографиями); символы государства; характеристика государства Россия | С.16-20 | С.7-8 Словарь: Народ Государство общество | 1).С.21, в.2; 2).С.21, в.3, доп.информация о народе | 13.09.12 |
5. | 5. | Мир глазами эколога. | Установление и наблюдение взаимосвязей в природе; работа над понятиями «окружающая среда», «экологические связи»; создание эмоционального настроя на следующий урок | С.22-26 | С.8-9 Словарь: Окруж.среда Экология | 1).Р.Т., с.9 №3; 2).Р.Т., с.10 №4, доп.книги по экологии | 18.09.12 |
6. | 6. | Природа в опасности. Охрана природы. | Отрицательное влияние хозяйственной деятельности и поведения людей на природу; организация учебного диалога; разработка проектов «Спасение царства Природы» | С.27-31 | С.10-12 Словарь: Заповедник Националь-ный парк | 1).Р.Т.,с.11-12 №3-5; 2).сведения о Центр. – Чернозёмном заповеднике им. А.Алёхина | 20.09.12 |
7. | 7. | Обобщение и систематизация изученного материала. Пр. | Обобщение знаний; работа со схемами; тест «Природа в опасности»; | Р.Т., с.13 №2 | 25.09.12 |
Эта удивительная природа (20 ч) |
8. | 1. | Тела, вещества, частицы. | Разнообразие веществ в окр.мире; работа над разграничением понятий «тело», «вещество», «частица»; постановка опыта | С.34-37 | С.14-15 Словарь: Тело Вещество Частица | С.34-35, Р.Т., с.15 | 27.09.12 |
9. | 2. | Разнообразие веществ. Пр.р. Обнаружение крахмала в продуктах питания. | Практическое знакомство с некоторыми веществами их свойствами (табл. Р.Т.); обнаружение крахмала в продуктах с помощью йода | С.39-43 | С.14-16 Словарь: Химия Крахмал Кислота | Р.Т., с.17 №3 | 2.10.12 |
10. | 3. | Воздух и его охрана. | Особенности газообразного состояния; состав воздуха; организация опытов по изучению свойств воздуха; продолжение работы над проектами «Спасение царства Природы» | С.44-48 | С.18-20 Словарь: Кислород | Р.Т., с.19 №3-5 | 4.10.12 |
11. | 4. | Вода и жизнь. Свойства воды. Пр.р. Очистка воды с помощью фильтра. | Вода как главное условие существования жизни на Земле; изучение свойств воды при помощи опытов | С.49-52 | С.20-23 | С.51, в.1, Р.Т., с.21 №2 | 9.10.12 |
12. | 5. | Превращения и круговорот воды. Вода- путешественница | Три состояния воды; демонстрация опыта «Преобразование воды»; работа с таблицей | С.53-56 | С.23-25 Словарь: Состояния Испарение Круговорот воды | С.53-55, пересказ; Р.Т., с.24 №4 | 11.10.12 |
13. | 6. | Берегите воду! Тест. | Организация учебного диалога по проблеме охраны и экономии воды; продолжение работы над проектом «Спасение царства Природы»; контроль знаний по изученному разделу | С.57-61 | С.25-26 | Р.Т., с.25 №1, аппликация | 16.10.12 |
14. | 7. | Как разрушаются камни. | Постановка опыта «Расширение твёрдых тел при нагревании»; составление опорных схем на основе текста учебника | С.62-64 | С.26-27 | С.64, з.№1; Р.Т., с.27 №2 | 18.10.12 |
15. | 8. | Что такое почва. | Работа с таблицей «Почвенное обнажение»; постановка опытов с целью выявления свойств почвы; работа над понятием «плодородие» | С.65-70 | С.27-28 Словарь: Плодородие | С.65-70, в.1-4 | 23.10.12 |
16. | 9. | Разнообразие растений. | Работа с демонстрационными таблицами и гербариями с целью наблюдения над многообразием растений; выделение групп растений; выяснение их представительства в нашей области | С.71-75 | С.29-31 Словарь: Ботаника | С.72, пересказ; 1).Р.Т., с.31 №7 2).Р.Т., с.31 №8 | 25.10.12 |
17. | 10. | Солнце, растения и мы с вами. | Работа с опорными схемами; выяснение взаимосвязи: солнце-растение-человек | С. 76-79 | С.32-34 | 1). Р.Т., с.32 №1; 2). С.79, з.2, придумать рассказ | 30.10.12 |
18. | 11. | Размножение и развитие растений. Пр.р. Приспособленность плодов и семян к распространению. | В ходе организации учебного диалога выяснение условий жизни и развития растений; работа с таблицами; рассматривание плодов и семян растений | С.80-83 | С.34-36 Словарь: Опыление | Р.Т., с.36 №4, 7 | 1.11.12 |
2 четверть (14ч.) |
19. | 12. | Охрана растений. | Работа с Красной книгой Курской области; презентация «Растения – врачи»; викторина «Лекарственные растения»; работа над проектом «Спасение царства Природы» | С.84-88 | С.37-39 | 1).С.87, в.1-4; 2). С.87, з.2 3). Р.Т., с.39 №7; | 13.11.12 |
20. | 13. | Разнообразие животных. | Работа с опорными схемами; обучение классификации на основе выделения существенных признаков; работа с энциклопедиями | С.89-95 | С.40-43 Словарь: Зоология Земновод-ные Пресмыкаю-щиеся Млекопита-ющие | Р.Т.,с.40-41, подготовить рассказ | 15.11.12 |
21. | 14. | Кто что ест? | Игра «Каждому своё»; классификация животных в зависимости от особенностей питания; работа по составлению цепи питания | С.96-99 | С.43-46 | 1).Р.Т., с.45 №4 2).Р.Т., с.45 №5 3).Р.Т., с.46 №6 | 20.11.12 |
22. | 15. | Невидимая сеть и невидимая пирамида. | Работа с опорными схемами и таблицами; построение сети питания и модели экологической пирамиды | С.100-104 | С.47 Словарь: Сеть питания, Экологичес-кая пирамида | С.100-103, построить пирамиду для елового леса | 22.11.12 |
23. | 16. | Размножение и развитие животных. | Работа со схемами развития животных; самостоятельная работа с учебником, заполнение таблицы; игровой приём «Путаница» | С.105-111 | С.48-50 Словарь: Личинка Куколка Малёк Головастик | С.110, з.1-2, Р.Т., с.50 №5 | 27.11.12 |
24. | 17. | Охрана животных. | Организация заседания Друзей природы (проблемы, причины и условия охраны); работа с Красной книгой Курской области; работа над проектом «Спасение царства Природы» | С.112-117 | С.51-54 | 1).С.116, з.3; 2).Р.Т., с.52-53 №3,6; 3).С.54 №7 | 29.11.12 |
25. | 18. | В царстве грибов. | Работа с текстом учебника: строение гриба, особенности жизни, значение; классификация грибов; правила сбора | С.118-123 | С. 54-55 Словарь: Грибница | С.118-119, пересказ | 4.12.12 |
26. | 19. | Великий круговорот жизни. | Работа со схемой; составление рассказа на основе изученного материала. | С.124-125 | С.56 | С.126, з.2; Р.Т., с.56 №2 | 6.12.12 |
27. | 20. | Обобщение по разделу «Эта удивительная природа» Тест | обобщение изученного материала;проверочная работа | С.125-126 | 11.12.12 |
Мы и наше здоровье (8 ч) |
28. | 1. | Организм человека. Пр.р. Измерение физических параметров организма. | Работа с таблицей и сборным макетом «Организм человека»; знакомство с понятием «система органов»; измерение роста, веса, температуры человека; обсуждение понятия «здоровье» | С.128-131 | С.57-58 Словарь: Система органов Анатомия | С.128-130, пересказ, з.2 | 13.12.12 |
29. | 2. | Органы чувств. | Обогащение чувственного опыта за счёт расширения знаний о мире и его восприятии; демонстрация возможностей органов чувств | С.132-135 | С.58-59 Словарь: Обоняние Осязание | С.135, в.1-3 | 18.12.12 |
30. | 3. | Надёжная защита организма. Пр.р. Знакомство с внешним строением кожи. Первая помощь при поражениях кожи. | Путём наблюдения установить свойства кожи; обучение обобщению наблюдений, возможности делать выводы; практическая работа по оказанию первой помощи при повреждении кожи | С.136-139 | С.59-60 | Р.Т., с.60 №2, 3 | 20.12.12 |
31. | 4. | Опора тела и движение. | Работа с макетом «Скелет человека», с таблицей «Мышцы тела»; обсуждение правильной осанки и её значении в сохранении здоровья; упражнения, укрепляющие осанку | С.140-143 | С.60-61 Словарь: Осанка Скелет Мышцы Опорно- Двигательная система | С.140-142, пересказ; подобрать комплекс упражнений | 25.12.12 |
32. | 5. | Наше питание. Пр.р. Изучение содержания в продуктах питательных веществ (по информации на упаковке). | Работа с таблицей «Пищеварительная система»; роль органов в процессе усвоения пищи; значение белков, жиров и углеводов в функционировании организма; работа с этикетками от продуктов с целью изучения состава продуктов | С.144-147 | С.61-63 Словарь: Белки Жиры Углеводы Пищеварит.система | Р.Т., с.63 №4,5 | 27.12.12 |
3 четверть (21 ч.) |
33. | 6. | Дыхание и кровообращение. Пр.р. Подсчёт ударов пульса. | Работа с таблицами, опорными схемами; подсчёт пульса в спокойном состоянии и после физ.нагрузки, выводы; обсуждение вреда курения, рассматривание рентгенограммы здоровых лёгких и больных | С.148-150 | С.64-65 | Р.Т., с.64 №3 | 10.01.13 |
34. | 7. | Предупреждение болезней. Закаливание. | Обсуждение проблемы урока; работа над составлением рассказа по теме урока; изготовление знаков- «закаляек» | С.151-153 | С.65-66 Словарик: Инфекц. болезни Аллергия Закаливание | С.153, в.1-4 | 15.01.13 |
35. | 8. | Здоровый образ жизни. Обобщение и систематизация знаний. | Обсуждение условий здорового образа жизни; игра «Зажги светофор здоровья»; (групповая работа) | С.154-157 | С.66-67 | Мини-сочинение на тему: «Буду я здоровым!» | 17.01.13 |
Наша безопасность (8 ч) |
36. | 1. | Огонь, вода и газ. | Обсуждение опасностей и их причин; работа по таблицам; приём театрализации ( с игрушечными телефонами); работа со схемой эвакуации из класса (школы); составление знаков безопасности | С.4-7 | С.3-5 Словарь: Диспетчер | Р.Т., с.4, схема эвакуации | 22.01.13 |
37. | 2. | Чтобы путь был счастливым | Работа с учебником; дополнение сведений из др.источников; обучение рецензированию ответов товарищей; работа с мини-тестами | С.8-13 | С.5-8 | С. 12, в.1-3, Р.Т., с.8 №5 | 24.01.13 |
38. | 3. | Дорожные знаки. | Классификация знаков; формирование умения читать знаки. | С.14-17 | С.8-11 | Р.Т., с.10-11, №2,4 | 29.01.13 |
39. | 4 | Экскурсия. Знакомство с дорожными знаками в окрестностях школы. | Обнаружение знаков различных категорий в окрестностях школы | 31.01.13 |
40. | 5. | Опасные места. | Знакомство с преподавателем ОБЖ (урок двух педагогов); групповая работа, обмен мнениями; создание знаков безопасности | С.18-22 | С.12-13 | 1).С.18-21, пересказ; 2).С.22, з.3, схема | 5.02.13 |
41. | 6. | О молниях, змеях, собаках и прочим | Организация групповой работы; работа с текстом учебника, справочной литературой, энциклопедией; обобщение и выводы по теме урока, тестовая работа | С.23-28 | С.14-17 | Р.Т., с.14 №2 | 7.02.13 |
42. | 7. | Экологическая безопасность. Пр.р. Знакомство с устройством и работой бытового фильтра для воды. | Работа над понятиями «цепь загрязнения», «экологическая безопасность»; составление схемы-аппликации; назначение и устройство бытового фильтра, очистка воды | С.29-34 | С.17-20 | Р.Т., с.19-20 | 12.02.13 |
43. | 8. | Обобщение изученного материала. | Обучение применению знаний в новой ситуации; обсуждение экологических рассказов; решение экологических задач; творческие задания | С.29-34 | С.17-20 Словарь: Эколог Прогноз | 1).Р.Т., с.15 №5; 2).подготовить рассказ на тему: «Экологический прогноз» | 14.02.13 |
Чему учит экономика (12 ч) |
44. | 1. | Для чего нужна экономика. | Знакомство с понятием «экономика»; составление таблицы потребностей человека; заочное путешествие в гипермаркет; знакомство с представителями разных профессий | С.36-39 | С.21-24 Словарь: Экономика Потреб-ности Товары Услуги | 1). С.39, з.2; 2).Р.Т., с.23 | 19.02.13 |
45. | 2. | Три кита экономики. | Работа над понятиями «капитал», «труд», их взаимосвязи с природными богатствами; постановка проблемных задач и пути их решения; Составление иллюстраций по теме | С.40-47 | С.24-25 Словарь: Капитал Труд | Р.Т., с.25 №3,4 | 21.02.13 |
46. | 3. | Полезные ископаемые. Пр.р. Рассматривание и определение образцов полезных ископаемых. | Знакомство с видами полезных ископаемых; характеристика основных свойств на основе рассматривания, работа с таблицей; способы добычи (презентация) | С.48-52 | С.25-29 Словарь: Месторож-дение Геолог | Р.Т., с.27 №4, с.29 №7 | 26.02.13 |
47. | 4. | Растениеводство. Пр.р. Знакомство с культурными растениями. Составление устного описания рассмотренных растений. | Обсуждение значения растениеводства в жизни человека и государства; работа с гербариями; развитие монологической речи (составление устного описания) | С.53-59 | С.29-31 Словарь: Отрасль Растение-водство | С.53,56-57, пересказ | 28.02.13 |
48. | 5. | Животноводство. | Знакомство с отраслями животноводства; работа на ферме; развитие в нашей области | С.32-33 Словарь: Животно-водство | Р.Т., с.33 | 4.03.13 |
49. | 6. | Промышленность. Виды промышленности. | Работа над классификацией видов промышленности; работа с опорными схемами; промышленность нашей области | С.64-67 | С.34-37 | 1).С.67, з.2, 3; 2).Р.Т., с.36 | 6.03.13 |
50. | 7. | Что такое деньги? | Беседа об истории возникновения денег; знакомство с понятиями «бартер», «купля-продажа», «цена». | С.68-69 | С.38-39 Словарь: Бартер Деньги зарплата | Р.Т., с.38 №2 | 12.03.13 |
51 | 8. | Что такое деньги? | Ознакомление с денежными единицами разных стран; рассматривание монет, определение лицевой и оборотной сторон | С.70-71 | 14.03.13 |
52. | 9. | Государственный бюджет. | Элементарное знакомство с функционировании-ем гос.бюджета; игра «Сказочная страна» (составление бюджета) | С.73-76 | С.39-41 Словарь: Бюджет Доходы Расходы Налог | 1).С.76, в.1-5 2).Р.Т., с.40 №3, придумать задачу | 19.03.13 |
53. | 10. | Семейный бюджет. | Практическая работа по составлению семейного бюджета; работа с пословицами | С.77-80 | С.41-42 | Р.Т.,с.42 №3,4 | 21.03.13 |
4 четверть (14ч.) |
54. | 11. | Экономика и экология. Урок-сказка. | Материал изучается при помощи феи Экологии и гнома Эконома; решении проблемных задач; постановка опытов; поиск доказательств; завершение работы над проектом «Спасём царство Природы» | С.81-86 | С.43-44 | Р.Т., с.44 №4, Доработать проекты | 2.04.13 |
55. | 12. | Обобщение и систематизация знаний. Защита проектов «Спасём царство Природы». | Защита творческих проектов; организация дискуссии, обучение умению выдвигать доказательства и участвовать в споре с оппонентом | Повторить словарь | 4.04.13 |
Путешествие по городам и странам (13 ч) |
56. | 1. | Золотое кольцо России. Урок - заочное путешествие. | Знакомство с понятием «Золотое кольцо России»; работа с физической картой; организация путешествия (актовый зал), гиды – подготовленные ребята | С.88-99 | С.45-49 | Р.Т., с.46 №2, с.49 №7 | 9.04.13 |
57. | 2. | Золотое кольцо России. Закрепление изученного материала. | Закрепление и систематизация полученных знаний при помощи различных видов работы; лепка макета ворот из пластилина | С.88-99 | С.45-49 | Р.Т., с.48 №5, 6 | 11.04.13 |
58. | 3. | Москва – столица России. | Знакомство с достопримечатель-ностями Москвы, организация коллективной игры - путешествия | Дополнительная информация о Москве, её знаменитостях и др. | 16.04.13 |
59. | 4. | Наши ближайшие соседи. | Знакомство с соседями нашей страны; работа с картой, соотнесение страны и её столицы; работа над понятиями «Европа» и «Азия» | С.100-107 | С.50-54 Словарь: Сухопутные границы Морские границы | 1).Р.Т., с.52 №3; 2).Р.Т., с.53 №5. доп.материал | 18.04.13 |
60. | 5. | Наши ближайшие соседи. Физическая и политическая карты. Пр.р. Показ на карте изучаемых объектов. | Закрепление знаний; знакомство с видами карт; работа по нахождению географических объектов на карте | С.100-109 | С.50-54 | Р.Т., с.54 №6, творческая работа | 23.04.13 |
61. | 6. | На севере Европы. | Знакомство со Скандинавскими странами, их особенностями, достопримечатель-ностями | С.110-119 | С.55-59 Словарь: Скандинав-ские страны Гейзер Фьорд | Р.Т., с.58 №6, 7 | 25.04.13 |
62. | 7. | Что такое Бенилюкс? | Знакомство с Бельгией, Нидерландами, Люксембургом | С.120-126 | С.60-62 Словарь: Дамба | С.126, в.1-5 | 30.04.13 |
63. | 8. | В центре Европы. | Знакомство с Германией, Австрией и Швейцарией (групповая работа); великие композиторы и художники европейских стран | С.127-133 | С.63-67 Словарь: Фиакр | Р.Т., с.65 №5, 6 | 2.05.13 |
64. | 9. | Путешествие по Франции и Великобритании. Интегрированный урок. | Урок окр.мира и иностранного языка; великие композиторы и художники европейских стран | С.134-143 | С.68-73 | 1).Р.Т., с.70-71; 2). Доп. сведения о людях искусства | 7.05.13 |
65. | 10. | На юге Европы. Итоговый тест. | Знакомство с Грецией и Италией, их архитектурным своеобразием | С.144-150 | С.74-77 | Р.Т., с.75-76 №3,5,6 | 9.05.13 |
66. | 11. | По знаменитым местам мира. | Ознакомление с мировыми достопримечатель-ностями | С.151-155 | С.78-80 | 1).Р.Т., с.80 №3; 2).Р.Т., с.80 №4 | 14.05.13 |
67. | 12. | Европа. Обобщение изученного материала. | Обобщение и систематизация материала при помощи организации различных видов работы; итоговая проверочная работа | 16.05.13 |
68. | 13. | Что мы узнали и чему научились за год? Урок КВН | Обобщение и систематизация изученного материала | 21.05.13 |
Приложение
Тема: «Природа и мы»
Подчеркни названия природных объектов:
ромашка линейка плитка
машина горы шкаф
глина птица облака
тетрадь дерево дом
К неживой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
К живой природе относятся:
а) человек, животные, растения, грибы и микробы;
б) Солнце, Земля, воздух, вода, человек и все то, что сделано его руками;
в) Солнце, небо, облака, земля, камни, вода, дождь, снег.
Живые существа отличаются от предметов неживой природы тем, что:
а) они дышат, питаются, растут, приносят потомство, умирают;
б) они разговаривают, бегают и прыгают, смеются и плачут, растут, умирают;
в) они передвигаются, растут, изменяют окружающую природу, умирают.
Животные – это:
а) птицы, рыбы, звери, ящерицы, черепахи, черви;
б) звери, насекомые, змеи, растения, грибы, микробы;
в) птицы, звери, человек, насекомые, растения, грибы.
Тема: Тела, вещества, частицы
1. Что называют телом?
а) все то, что сделано руками человека, называется телом;
б) любой предмет, любое живое существо называется "телом;
в) любое растение, насекомое, птицу или животное называют телом.
2. В какой строчке указаны только тела?
а) кастрюля, сковорода, чайник, кран, вода;
(б) парта, доска, стол, стул, лампа;
в) карандаш, ручка, чернила, пенал, сахар.
3. В какой строчке указаны только вещества?
а) алюминий, железо, медь;
б) алюминиевая кастрюля, железная кочерга, медный таз;
(в) кусок сахара, капля росы, кристалл соли.
4. В какой строчке указаны только газообразные вещества?
а) вода, крахмал, соль, перец;
б) кефир, ряженка, хлор, фтор;
в) азот, кислород, углекислый газ.
5. В каких телах промежутки между частицами наибольшие?
а) в твердых телах;
б) в жидких телах;
(в) в газообразных телах.
Тема: Что такое почва
1. К какой природе можно отнести почву?
а) к живой природе;
б) к неживой природе;
в) неживая и живая природа в почве соединяются.
2. Из чего состоит почва?
а) из микробов, корней растений, различных животных, обитающих в почве;
б) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей;
в) из воздуха, воды, перегноя, песка, глины, солей, а также микробов, корней растений и различных животных, обитающих в почве.
3. Что растения получают из почвы?
а) перегной, песок, глину;
б) воздух, воду, соли;
в)остатки растений и животных.
4. Что влияет на плодородие почвы?
а) наличие в почве перегноя;
б) наличие в почве воды;
в) наличие в почве песка и глины.
5. Благодаря чему перегной превращается в соли, необходимые для питания растений?
а)благодаря животным, обитающим в почве;
б) благодаря воде и воздуху, содержащимся в почве;
в) благодаря микробам, живущим в почве.
6. Какие живые существа обитают в почве?
а) муравьи, мухи, тараканы;
б) бабочки, жуки, мыши;
в) дождевые черви, кроты, медведки.
Тема: Организм человека
1. Зачем нужно знать свой организм?
а) чтобы сохранять и укреплять здоровье;
б) чтобы человек мог мыслить, говорить, трудиться;
в) чтобы умело использовать свои возможности.
2. Как называется наука, изучающая строение тела человека?
а) физиология; б) зоология; в) анатомия.
3. Организм человека состоит из органов. В какой строчке указаны только органы человека?
а) глаза, легкие, желудок, кожа;
б) сердце, головной мозг, почки, кровь;
в) печень, селезенка, уши, желчь.
4. Сколько органов чувств ты знаешь?
а) 7; 6)6; в) 5.
5. Без какого органа невозможно было бы видеть, слышать, ощущать запахи и вкус?
а) без кишечника;
б) без головного мозга;
в) без селезенки.
6. В какой строчке указаны слова, описывающие здорового человека?
а) сутулый, крепкий, неуклюжий, высокий;
б) горбатый, бледный, хилый, низкий;
в) стройный, сильный, ловкий, статный.
Тема: Огонь, вода и газ
1. Соедини стрелочками номера телефонов и названия срочных служб:
01 газовая служба
03 пожарная охрана
04 скорая помощь
2. Что необходимо сделать прежде всего, если в доме неожиданно начался пожар, который ты не можешь потушить самостоятельно?
а) убежать;
б) закричать, позвать на помощь;
в) вызвать пожарников по телефону 01.
3. Если в подъезде дым, что ты должен сделать?
а) нужно выйти и посмотреть, где и что горит;
б) закрыть дверь и заткнуть щели мокрыми тряпками;
в) не обращать внимания - ведь горит не в твоей квартире.
4. В квартире прорвало трубу. Что ты будешь делать
прежде всего?
а) оставить все как есть до прихода родителей - это
дело взрослых;
б) завернуть специальный вентиль и позвонить родителям;
в) выйти из квартиры.
5. Что нужно сразу сделать, если ты почувствовал в квартире запах газа?
а) открыть окно;
б) сразу из квартиры позвонить в газовую службу - 04;
в) зажечь спичку.
Тема: Полезные ископаемые
1. Люди какой профессии отыскивают месторождения полезных ископаемых в природе?
1)врачи; 2) геологи; 3)строители.
2. Какие из полезных ископаемых используются в строительстве?
1) песок, глина;
2) гранит, торф;
3) каменный уголь, поваренная соль.
3. Какие из полезных ископаемых служат топливом?
1) оловянная и медная руды;
2) каменный уголь, природный газ;
3) графит, сера.
4. Какие полезные ископаемые добывают при помощи буровых установок?
1) мрамор, гранит;
2) природный газ, нефть;
3) золото.
5. Зачем мы собираем металлолом?
1) мы сохраняем запасы руды;
2) очищаем территорию от мусора;
3) участвуем в соревновании между классами.
Тема: Деньги. Бюджет
1. Что такое «бартер»?
а) так называется процесс купли-продажи товара;
б) это прямой обмен одних товаров на другие;
в) это один из видов дохода?
2. Что использовалось раньше в качестве денег?
а) телевизоры и чайники;
б) морские раковины, шкурки пушных зверей;
в) рисунки на бумаге.
3. Из чего складывается бюджет?
а) из зарплаты и стипендии;
б) из денег;
в) из доходов и расходов.
4. Из чего складываются доходы государственного бюджета?
а) из заработной платы граждан;
б) из доходов предприятий и фирм;
в) из налогов граждан и организаций.
5. Что такое «гонорар»?
а) бюджет;
б) доход;
в) расход.
6. Выигрыш по лотерейному билету - это ...
а) доход;
б) расход;
в) не является ни доходом, ни расходом, так как не может быть запланирован.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс (автор А.А. Плешаков)
Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса разработана на основе примерной типовой программы по окружающему миру в соответствии с требованиями Федерального компонента г...
Рабочая программа по "Окружающему миру" 1 класс автор А.А.Плешаков 2011г.
Календарно-тематическое планирование по предмету "Окружающий мир" 1 класс автор А.А Плешаков по новым ФГОС...
Рабочая программа и Тематическое планирование по окужающему миру в 4 классе , автор А.А. Плешаков
Учебный курс «Мир вокруг нас» носит личностно-развивающий характер. Его цель – воспитание гуманного, творческого, социально активного человека, уважительно и бережно относящегося к среде своего обитан...
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 4 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс автор А.А.Плешаков
Рабочая программа по окружающему миру 3 класс УМК "Школа России" автор А.А.Плешаков создана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования...
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса Авторы:А.А.Плешаков, М.Ю. Новицкая. Система учебников "Перспектива"
Программа содержит цели и задачи, нормативные правовые документы, на основании которых разработана программа. Представлена общая характеристика учебного предмета, ценностные ориентиры сод...